Джорджоне

Интересные факты из жизни Тициана

Гуго фон Гофманстальнаписал пьесу «Смерть Тициана», где есть такие строки:

«Когда б не он, мы жили бы во мраке И не познали б красоту земли.»

  • Тициановская «Венера Урбинская» вдохновилаЭдуара Мане на создание его знаменитой«Олимпии».
  • В 1508—1510 гг. появилась «Спящая Венера» Джорджоне, в создании которой по мнению искусствоведов принимал участие ученик Джорджоне Тициан. Очевидно типологическое сходство двух картин.

http://24smi.org/celebrity/16146-titsian.htmlhttp://muzei-mira.com/biografia_hudojnikov/815-biografiya-ticiana-vechellio.htmlhttp://allpainters.ru/tician.html

Самые известные картины Джорджоне

Среди самых известных картин Джорджоне — признанные шедевры итальянского Ренессанса с увлекательной историей. Сегодня они украшают экспозиции лучших музеев мира. Знатокам искусства хорошо знакомы названия этих работ:

  • «Юдифь» (1504) — картина с необычной судьбой, один из лучших шедевров высокого Ренессанса из коллекции Эрмитажа. Вплоть до середины XIX века ее авторство приписывали Рафаэлю (Raffaello), но сегодня у знатоков нет сомнений, что произведение создал Джорджоне.
  • «Мадонна Кастельфранко» (1504) — единственная из работ мастера, выполненная по заказу церкви, и не вызывающая сомнений у специалистов относительно ее авторства. Идеальный образец классической треугольной симметрии в изобразительном искусстве.
  • «Лаура» (1506) — портрет молодой женщины с собственноручной подписью автора. Но эту надпись реставраторы обнаружили на обратной стороне холста только в 1882 году. До тех пор ее считали творением Романино (Romanino) или Боккаччино (Boccaccino), имена которых почти не известны широкой публике.
  • «Спящая Венера» (1508) — гениальное произведение Джорджоне, которое чудом избежало гибели в конце Второй мировой войны. Картину из Дрезденской галереи обнаружили советские воины в затопленной шахте и отправили в Советский Союз. Только в 1955 году по инициативе Никиты Хрущева отреставрированный шедевр вернулся в Германию.

использованная литература

  1. Гулд, 102-3. В первом издании Вазари указан 1477 год, во втором 1478 год. Документальных подтверждений нет и Вазари ошибается на год в дате смерти, которая известна.
  2. Джорджо Вазари; Жизни лучших итальянских архитекторов, живописцев и скульпторов от Чимабуэ до наших дней ( «Le vite de’piru eccellenti architetti, pittori, et scultori italiani, da Cimabue insino a’ tempi nostri» ); Флоренция: издание Лоренцо Торрентино, 1550 г.
  3. Католическая энциклопедия ; ;
  4. ;
  5. Пресс-релиз, 2011 , The Burlington Magazine ; Проблема с тремя трубами Архив от 3 мая 2014 г. в Wayback Machine .; Журнал искусств (на итальянском языке)
  6. Жаргон историка искусства JSTOR
  7. Тереза ​​Пиньяти и Джейн Мартино (редактор), Венецианский гений, 1500–1600 , стр. 29–30, 1983, Королевская академия художеств, Лондон.
  8. «Буря» (неопр .) . Web.archive.org. Архивировано из оригинала 9 февраля 2007 года . Проверено 27 мая 2013 г.
  9. ^ «Британика 2006» . Британника.com . Проверено 27 мая 2013 г.
  10. Браун Д.А., Ферино Пагден С., Андерсон Дж. и Берри Б.Х. (2006). Беллини, Джорджоне, Тициан и Ренессанс венецианской живописи . Вашингтон: Национальная художественная галерея. ISBN 0-300-11677-2 стр. 42
  11. . ВВ. АА. (2012). Венецианская модель в западной живописи, с. 24 . Р. Арес. ISBN  978-84-9961-061-0 .
  12. Шарль Хоуп и Джейн Мартино (редактор), The Genius of Venice, 1500-1600 , 1983, с. 35, Королевская академия художеств, Лондон
  13. Сесил Гулд , Итальянские школы шестнадцатого века, каталог Национальной галереи Лондона, 1975, с. 107, ISBN 0-947645-22-5
  14. «ЭБ онлайн» (неопр .) . Британника.com . Проверено 27 мая 2013 г.
  15. Вена, иллюстрация ниже . Описан в 2007 году как «редкий пример картины, которую до сих пор широко приписывают Джорджоне» в Люси Уитакер, Мартине Клейтоне, «Искусство Италии в Королевской коллекции»; Ренессанс и барокко , стр. 185, публикации Королевской коллекции, 2007, ISBN 978-1-902163-29-1 .
  16. С официального сайта Лувра . Архивировано 28 июня 2009 г., в Wayback Machine . В старых произведениях его часто называют Fête Champêtre (что означает «пикник»).
  17. Чарльз Хоуп и Дэвид Яффе (редактор), Тициан , The National Gallery Company/Yale, p.12, Londres 2003, ISBN 1-85709-903-6
  18. Чарльз Хоуп и Дэвид Джаффе (редактор), Тициан , The National Gallery Company/Yale, p.14, Londres 2003, ISBN 1-85709-903-6
  19. Внесен в список «Джорджоне (?)» в каталоге Prado 1996 года, что указывает на дебаты, но в 2007 году в галерее он считается Тицианом. См. Музей Прадо, Каталог картин , 1996, стр. 129, Министерство образования и культуры, Мадрид, № ISBN.
  20. Hope in ed Jaffé, Titian , 2003, op cit., p.14. Фрэнсис Ричардсон, написавший статью-каталог для картины Прадо (№ 34) в: Джейн Мартино (изд.), Венецианский гений, 1500-1600 , 1983, Королевская академия художеств, Лондон, после рассмотрения Манчини можно быть довольным приписать картину Тициану. Предложение Манчини исходит из немецкой статьи Дж. Уайльда 1933 года: «Die Probleme um Domenico Mancini», JKSW.
  21. Джон Диксон Хант (редактор), Пасторальный пейзаж , Национальная художественная галерея, Вашингтон, 1992, стр. 146-7, ISBN 0-89468-181-8
  22. «его работы … в целом не очень» в « Итальянских художниках эпохи Возрождения » , 1952 г. (много изданий). В последнем (1957 г.) издании своих « Списков » Беренсон изменил свое мнение и перечислил три великих «Аллендейлских» произведения как произведения Джорджоне — см. Gould op cit p.105.
  23. См. Обзор Art Journal о крупной выставке в Париже в 1993 году, включая некоторые дополнения Балларина к корпусу Венди Стедман Шеард.
  24. Дэвид Розанд, Живопись в Венеции шестнадцатого века , 2-е издание, 1997, с. 186, нет. 74; Издательство Кембриджского университета , ISBN 0-521-56568-5 Некоторые из более ранних атрибуций Балларина см. В предыдущем примечании.

история

Возникновение

История музея берет свое начало в кабинете искусства и естествознания герцога Брауншвейга Карла I , который он открыл в 1754 году по предложению Даниэля де Супервилля . Первоначально он располагался в районе Кляйнер Мостхоф, а затем был перенесен в Гроссер Мостхоф . Это был один из первых музеев Германии, открытых для публики, который открылся всего через год после Британского музея в Лондоне . Этот «кабинет» состоял из коллекции изделий ручной работы и скульптур эпохи барокко и ренессанса , а также старинных произведений искусства, пришедших не из Европы. Коллекция естествознания впоследствии стала основой Музея естествознания .

Музей в 19 веке

В 19 веке музей претерпел многочисленные, иногда драматические изменения. Уже в конце 18 века стала заметна плохая застройка дворца Зальцдахлум . Требовались быстрые меры по исправлению положения. Ситуация вскоре ухудшилась из-за того, что в 1806 году страна Брауншвейг была оккупирована наполеоновскими войсками , которые похитили большую часть наиболее ценных произведений искусства в Лувре в Париже . В результате оккупации войсками Наполеона Брауншвейг до дальнейшего уведомления входил в состав Вестфальского королевства . В 1811 году король Вестфалии и брат Наполеона Жером приказал снести замок Зальцдахлум.

В ходе Освободительных войн (1813-1815) Брауншвейг восстановил свою старую независимость и украденные сокровища искусства. Однако сейчас земля обеднела, и места для хранения произведений искусства уже не хватало

В результате пришлось найти способ безопасного хранения произведений искусства, с одной стороны, и получить подходящее и представительное здание для этой важной коллекции произведений искусства, с другой.

В 1882 году был проведен архитектурный конкурс , и в следующем году началось строительство нового здания. В 1887 году было открыто здание музея , спроектированное архитектором Оскаром Зоммером в сотрудничестве с тогдашним директором музея Германом Ригелем . С тех пор здание не изменилось во внешнем виде — подобно соседнему Брауншвейгскому государственному театру, который был спроектирован в стиле итальянского Возрождения . План этажа Мюнхенской пинакотеки Лео фон Кленце был решающим для дизайна Зоммера . Музейный парк и по сей день граничит со зданием с севера .

По сравнению с предыдущими десятилетиями акции выросли незначительно, не в последнюю очередь из-за нехватки денег. Коллекция Рейнике была добавлена ​​в 1868 году, коллекция Vasel — в 1910 году и, наконец, коллекция Vieweg-Tepelmann — в 1944 году.

Музей после 1918 года.

После роспуска герцогства Брауншвейг в ноябре 1918 года спонсорская поддержка музея была первоначально передана фонду. После окончания Второй мировой войны ответственность полностью перешла к земле Нижняя Саксония .

В 1927 году музею , ранее называвшемуся Государственным музеем, было присвоено нынешнее название.

Во время Второй мировой войны зданию музея были нанесены лишь незначительные повреждения. После войны боковые крылья здания были заняты британским военным правительством . Когда здание переоборудовали в административное здание, произошли серьезные изменения в структуре здания.

Расширение музейного парка с 2010 года для архива, мастерских и шкафа для гравировки на меди.

21-го века

В начале нового тысячелетия стало ясно, что комплексная реконструкция здания музея неизбежна. С 2008 по 2010 год в музейном парке за главным зданием была построена трехэтажная пристройка площадью 4000 м². Здесь размещаются библиотека и архив, медный гравировальный кабинет, мастерские, кафе и администрация.

С 2013 года главное здание было в значительной степени восстановлено до своего первоначального состояния. Он был полностью отремонтирован и оборудован современной выставочной техникой. С момента открытия 23 октября 2016 года он использовался исключительно для коллекций и выставок. С тех пор он предлагает более просторную выставочную площадь, так что можно показать больше произведений искусства, чем раньше.

Средневековая коллекция представлена ​​в замке Данквардероде . Во время строительных работ до 2016 года шедевры из всех коллекций также были представлены в специальной выставке «Эпохальный — шедевры музея Герцога Антона Ульриха от античности до наших дней».

Джорджоне (Джорджо Барбарелли), Изображений: 24

Когда в 1772 году в составе парижской коллекции Кроза картина была приобретена для Эрмитажа, считалось, что создал её Рафаэль. Кому же ещё, как не самому знаменитому художнику Возрождения, можно приписать столь прекрасное творение. До сих пор творчество создателя «Юдифи» не полностью изучено.

Женщина, изображённая на картине Джорджоне, похожа на античную Венеру. От средневековой статуи легкий наклон тела, напоминающий латинскую букву S. Так же, чуть улыбаясь, держа в руке атрибуты, которые должны раскрыть смысл изображения, стояли у стен и порталов готических соборов каменные скульптуры, олицетворяющие добродетели или пороки. Но её безупречная красота напоминает богиню Олимпа.

По сведениям Д. Вазари, он умер в 1510 г, во время очередной эпидемии чумы, в возрасте 32-33 лет. Кто обучал его живописи, как складывалась судьба художника – неизвестно.

Не известно и точное количество его работ. Некоторые учёные считают, что он написал не менее 60 картин, другие, что не более четырёх-шести.

Но исследователи уже не сомневаются в том, что «Юдифь» принадлежит кисти Джорджоне.

Венеция, которую называли «Жемчужиной Адриатики» в конце XV – начале XVI века, была могущественной республикой. Она имела большой флот и вела оживленную торговлю. Выгодное географическое положение способствовало усилению её могущества и богатства.

Жители Венеции не возлагали слишком больших надежд на «царствие божье», обещанное церковью после смерти. Они ценили своё пребывание на земле и заботились о процветании родного города.

Героический сюжет «Юдифи» созвучен тому времени. Обычно художники и скульпторы изображали Юдифь в момент убийства Олоферна, или когда она возвращалась из лагеря врагов, а девушка, следовавшая поодаль, несла голову. Но у Джорджоне она совершенно спокойна и пребывает в задумчивости.

Некоторые известные учёные-реставраторы утверждают, что Джорджоне придал свои черты Олоферну.

Кажется естественным, что в природе с таким неповторимо радостным обликом должны были рождаться художники, у которых чувство цвета было в крови. Венеция подарила миру величайших живописцев: Тициана, Веронезе, Тинторетто, Тьеполо, но первым среди них по времени был Джорджоне. Именно он осознал тесное взаимодействие цвета и света.

Красное – не всегда красное. В зависимости от того, как распределяется свет на платье Юдифи, оно кажется то нежно-розовым, то винно-вишневым там, где в складках залегают глубокие тени.

Полированная сталь меча также неоднородна по цвету: на ней вспыхивают розовые отсветы от соприкосновения с тканью платья или ложатся зеленовато-серые отблески там, где острие меча, воткнутое в землю, соседствует с травой и гравием.

Увидеть и передать цветные тени – великое завоевание живописи!

Поэтическая недосказанность произведений Джоржоне будоражит фантазию, настраивает на эмоциональный лад, который часто достигается музыкой или поэзией.

Ещё Вазари упоминал, что современники ценили Джорджоне не только как художника, но и как музыканта. Музыка постоянно присутствует в картинах Джорджоне. Он любил изображать концерты. Но даже там, где в руках персонажей нет ни нот, ни инструментов, живет музыка. В «Юдифи» мелодичность создается красотой форм, цвета пейзажа.

В 1972 году была окончена реставрация «Юдифи». Под старым лаком открылась первоначальная цветовая гамма. Выявились детали, скрытые поздними записями, плющ на стене, кустики растений. Оказалось, что на втором плане изображён не голубой залив, а зеленая равнина.

Удалось установить первоначальное назначение произведения. Основой «Юдифи» служила когда-то деревянная доска. В XIX веке картину перевели с дерева на холст. Сбоку на доске имелись петли, значит, картина являлась створкой алтаря.

Рентген показал, что на поверхности картины есть квадратная вставка, сделанная на месте старой замочной скважины. Узкий формат картины (144 х 65, 5), петли говорят о том, что изображение украшало дверцу шкафа.

Во времена Джорджоне живопись перестает быть достоянием только церквей и становится частью светского интерьера. В этом тоже проявляются новые веяния эпохи Возрождения.

Только в конце XIX в. удалось установить имя подлинного создателя «Юдифи» – Джорджоне. И Эрмитаж стал одним из немногих музеев мира, которые обладают двумя произведениями замечательного венецианского мастера: кроме «Юдифи» в Эрмитаже находится ещё одна небольшая работа Джорджоне «Мадонна с младенцем».

Детство и юность

Биография загадочного художника, отдаленная веками, содержит мало достоверных фактов, и зачастую они легко подменяются домыслами. Итальянские искусствоведы, говоря о Джорджоне, называли того скорее мифом, нежели человеком.

Автопортрет Джорджоне / Web Gallery of Art

Даже о фактах, связанных с рождением будущего мастера живописи, нельзя говорить однозначно. Первые попытки его жизнеописания восходят к 16-му веку, и согласно, им Джорджо родился неподалеку от Венеции, в городке Кастельфранко-Венето, в 1477 или 1478 годах.

Ни один источник не рассказывает о юных годах художниках и о времени, когда тот решился покинуть родной город. Известно, что в Венецию живописец приехал молодым и уже в 1493 году поступил на обучение к известному мастеру Джованни Беллини.

Здесь он обретает внимание к цвету и деталям, сосредоточившись на искусстве пейзажа. Историки полагают, что, закончив учиться, Джорджоне вернулся в Кастельфранко-Венето, где в сотрудничестве с местными художниками занимался оформлением фасадов и интерьеров, работая в технике фрески

Искусствоведы 16–17 веков перечисляют много фресок Джорджоне, но к настоящему времени сохранилась только одна работа — фрагмент фасада Фондако деи Тедески, который хранится в галерее Франкетти в Венеции. Фреска выполнена совместно с Тицианом, который также был учеником Джованни Беллини. Творчество обоих художников крепко связано.

Биография

Будущий живописец появился на свет в Пьеве-ди-Кадоре (Pieve di Cadore) – небольшом городке, в провинции Беллуно (Provincia di Belluno), недалеко от Венеции (Venezia). Точная информация о дате его рождения отсутствует, ориентировочно ею считаются 80-90 годы XV века.

Семья была среднего достатка, отец занимался политикой и военным делом. Сохранилось также мало сведений об образовании Тициана, известно лишь, что он не владел латынью и другими древними языками, знание которых в те времена считалось признаком высокой просвещённости. С ранних лет юноша проявлял склонность к рисованию, его талант был замечен родителями, в результате чего в возрасте 10-12 лет отпрыска отправили в Венецию, где вместе со своим родным братом он должен был обучаться искусству.

https://youtube.com/watch?v=K4g6z1VX40w

Юный Тициан работал подмастерьем у нескольких именитых живописцев и скульпторов. В их число входили Джентиле Беллини (Gentile Bellini), а позже его брат Джованни Беллини (Giovanni Bellini). Молодой художник познакомился в Венеции с Джорджоне (Giorgione), ставшим ему впоследствии близким другом и учителем, Лоренцо Лотто (Lorenzo Lotto) и другими титанами Высокого Возрождения, оказавшими большое влияние на его творческий путь.

Узнавая от своих наставников секреты мастерства художественного искусства, законы перспективы, особенности создания композиции, градации перехода светотени и цвета, Тициан, обладавший незаурядным талантом, развивал мастерство, и со временем приобрёл собственный, непревзойдённый стиль.

Уже в ранний период творчества молодому живописцу поступали многочисленные заказы от частных лиц и различных религиозных братств, тогда же были созданы десятки великолепных полотен с изображением Мадонны и женских образов. Популярность и признание Тициана стремительно росли: примерно в 30-летнем возрасте он получил официальное звание первого художника Венецианской республики (Serenissima Repubblica di Venezia).

В 30-х годах XVI века живописец был представлен во дворе императора Священной Римской империи Карла V. Тициан творил в Испании и других странах Европы: ему позировали самые влиятельные персоны той эпохи: герцоги, кардиналы, папы, монаршие особы и их приближённые. Великому живописцу были пожалованы графский и рыцарский титулы, – знак величайшего признания, которого ранее не удостаивался ни один художник.

Тициан Вечеллио был счастлив в браке, и имел детей (супруга, Чечилия Сольдано (Cecilia Soldano), скончалась во время родов в 1530 году). Он прошёл долгий, насыщенный и яркий путь, отличался крепким здоровьем, позволявшим многие десятилетия посвящать себя живописи. По утверждениям историков, Тициан дожил до глубокой старости (примерно 90-99 лет), оставаясь в здравом уме, и не прекращая заниматься любимым делом. Он умер с кистью в руке, в собственной мастерской, в Венеции от чумы, охватившей в очередной раз город.

Тело художника, вопреки существовавшим тогда законам, продиктованным страшной эпидемией, было погребено по христианским обычаям, а не предано огню. Могила непревзойдённого гения находится в соборе Санта-Мария Глориоза деи Фрари (Basilica di Santa Maria Gloriosa dei Frari) – одном из самых значимых храмов города. Там же, спустя два столетия, по указанию австрийского императора Фердинанда I, был установлен мраморный памятник живописцу, выполненный в стиле барокко.

Капелла Скровеньи и нетрадиционные фрески

Джотто и его уникальные фрески для капеллы Скровеньи – исток великой живописи Ренессанса или Возрождения. Иконописные образы, условные фигуры и лики сменились на живых и полноценных героев из плоти и крови, переживающих человеческие драмы и испытывающих настоящие сильные эмоции.

Прорывом стала и техническая сторона живописи. Учитель Чимабуэ писал на полностью оштукатуренных и просохших стенах, ученик Джотто применил метод работы по влажной штукатурке. Причём наносить краски надо было быстро (из-за стремительного высыхания) и фрагментарно, до начала основной росписи. Кроме того, такой метод требовал использования очень насыщенных пигментов. Время показало, что приёмы, разработанные Джотто, способствуют прекрасной сохранности его произведений – сегодня они так же праздничны, как семь веков назад.

Наследие

Castelfranco Мадонна до недавнего очистки. Единственный запрестольный образ Джорджоне.

Хотя Джорджоне умер в 30-е годы, он оставил после себя наследие, которое должны были развивать Тициан и художники 17-го века. Джорджоне никогда не подчинял линии и цвет архитектуре, а художественный эффект — сентиментальному изображению. Возможно, он был первым итальянцем, который рисовал пейзажи с фигурами в виде движущихся картинок в их собственных рамах без религиозной, аллегорической или исторической цели — и первым, чьи цвета обладали той пылкой, сияющей и плавящейся интенсивностью, которая так скоро стала типичным примером работы. всей Венецианской школы .

Смерть

Чума, свирепствовавшая в то время в Европе, не щадила никого. В 1576 году «страшный мор» унес жизнь сына Тициана. Вскоре мастер понял, что и сам заразился этой болезнью, ухаживая за сыном. 27 августа 1576 года художника не стало. Считается, что мастера нашли на полу мастерской с кистью, зажатой в руке.

Несмотря на закон, который предписывал предавать тела умерших от чумы огню, Тициана похоронили в земле. Могила художника находится в соборе Санта-Мария Глориоза деи Фрари, в родной Венеции. На надгробном камне увековечена надпись: «Здесь лежит великий Тициан Вечеллио — соперник Зевсов и Апеллесов».

Работы художника сильно повлияли на творчество последующих поколений европейских мастеров. Необычность его поздней техники не нашла отклика у современников, однако позднее на десятилетия стала популярной во многих художественных школах.

Австрийский писатель Гуго фон Гофмансталь настолько проникся творениями мастера, что написал пьесу, получившую название «Смерть Тициана». Кроме того, в литературе нашла отражение и картина «Динарий кесаря», под впечатлением от которой Федор Достоевский написал главу в романе «Братья Карамазовы».

Биография

Джорджоне положил начало блестящему расцвету венецианской живописи, занявшей вскоре после его смерти ведущее положение в живописи Италии.В XVII веке Ридольфи писал о Джорджоне, что «поистине он был первым, кто показал дорогу живописи и сочетанием своих красок с легкостью приблизился к изображению натуры».В апреле 1820 года Байрон в письме Уильяму Бэнксу пишет: «Я мало что понимаю в картинах, но для меня нет ничего выше венецианцев, а превыше всех Джорджоне».Вазари пишет, что Джорджоне «всю свою жизнь был человеком благородных и добрых нравов», а прозвище свое «Джорджоне», что значит «большой Джордже», получил «за величие духа». Он был знаменит не только как художник, но и как один из самых замечательных музыкантов Венеции этого времени, и Вазари пишет, что его игра на лютне и пение «почитались в те времена божественными».Джорджо Барбарелли да Кастельфранко родился в 1476 или 1477 году в небольшом городке Кастельфранко венецианской провинции. О его родителях известно лишь, что они были «самого низкого происхождения» (Вазари).В конце восьмидесятых или в начале девяностых годов Джорджоне переехал в Венецию и поступил в мастерскую крупнейшего художника Венеции того времени – Джованни Беллини, у которого многому научился. Дальнейшее его творчество в определенной степени продолжает традиции ясной, полной созерцательного спокойствия и поэзии живописи Беллини. Здесь же Джорджоне получил прекрасную школу колористического мастерства.После окончания обучения долгое время Джорджоне остается почти неизвестен на родине. Ридольфи утверждает, что в это время он зарабатывал себе на жизнь, работая в мастерских различных художников и расписывая щиты и свадебные сундуки.Только в начале нового века Джорджоне начинает завоевывать в Венеции известность и получает первые большие заказы. Вероятно, в 1504 году знаменитый кондотьер Туцио Костанцо заказал ему алтарную картину для капеллы св. Георгия в соборе св. Либерале в Кастельфранко. Известная сегодня под именем «Мадонна Кастельфранко», она была предназначена для украшения алтаря церкви.Это предписывало художнику взять традиционную тему композиции, так называемое «Святое собеседование». Но Джорджоне в целом дает совершенно новое, непривычное решение темы.

Страница 1 из 4 | Следующая страница

Другие биографии:

Тициан Паоло Веронезе Джованни Тьеполо Джованни Беллини Тициан

Личная жизнь

Глядя на полотна Джорджоне, легко представить его как человека, обладающего высокой чувственностью и романтическим очарованием. Известно, что мужчина был высок ростом и за это получил свое прозвище, которое можно перевести как Большой Джорджо.

Вместе с тем толкование имени неразрывно связывают с величием духа и мастерства художника. О личной жизни живописца ничего не известно: тот не оставил после себя писем или записок. Однако его картины полны мечтательного томления, грации и лирики, что косвенно свидетельствует о том, что молодой гений знал толк в любви.

Джорджоне входил в круг юных патрициев, стремящихся превратить мир в “сад веселья”. Он был всесторонне одарен, умел музицировать на лютне и имел дар импровизации.

Поэзия Джорджоне

Джорджоне считается создателем живописного жанра, определяемого как «поэмы», то есть пейзажные картины с фигурами, где сюжет композиции как бы аннулирован, поскольку ни один элемент не преобладает над другим. С помощью этих картин художник смог выразить все самые загадочные и увлекательные аспекты культуры Венеции, создав произведения, которые по своей интеллектуальной сложности были непонятны и загадочны даже для его современников.

Спящая Венера

Джорджоне, «Спящая Венера» (Дрезденская Венера), 1507-12 гг. Масло на холсте, 1,08 x 1,75 м. Дрезден, Гемальдегалерия

Спящая Венера», широко известная как «Дрезденская Венера «, — важнейшая картина Джорджоне, которая выделяется своей особенной оригинальностью. Даже знаменитые произведения античности не изображали женщину, настолько выраженно женственную, в такой чувственно естественной позе. Объединив тему пейзажа с классической обнаженной натурой, Джорджоне создал простой, чувственный и, одновременно, целомудренный поэтический образ. Богиня безмятежно спит на лугу в тени большого куста, на мягких шёлковых покрывалах. Пейзаж на заднем плане передает образ дружелюбной природы, с которой человек может жить беззаботно в абсолютной гармонии.

Три философа

Джорджоне, «Три философа», ок. 1506-8 гг. Масло на холсте, 1,23 x 1,44 м. Вена, Музей истории искусства.

«Три философа» — несомненно, одна из самых поучающих работ Джорджоне. В ней представлены трое мужчин трех разных возрастов, чьи фигуры выделяются на фоне пейзажа, над которым слева доминирует глубокая и устрашающая пещера. Некоторые критики признают в трех волхвах союз восточных и западных научных знаний. Другие ученые склоняются к прочтению этого произведения как аллегории трех возрастов человека.

Буря

Джорджоне, «Буря», 1506-8 гг. Масло на холсте, 82 x 73 см. Венеция, галереи Академии.

На картине «Буря» изображен речной пейзаж перед наступлением бури, с солдатом и полуобнаженной женщиной, кормящей грудью. Два персонажа не разговаривают друг с другом и не вступают друг с другом ни в какие отношения. Они появляются исключительно как создания, погруженные в природу. На заднем плане видна живописная деревня, внезапно освещенная молнией. Работа необычайно новаторская своим использованием цвета: целостность форм нарушается, и образы кажутся изменчивыми и живыми.

У картины нет очевидного сюжета: до сих пор ни одна попытка интерпретации не была по-настоящему убедительной. Женщина-мать может символизировать кормящую природу, а мужчина-солдат — мужское начало, оплодотворяющее землю.

Джорджоне — биография и картины

   Джорджо Барбарелли да Кастельфранко по прозвищу Джорджоне родился в 1478 году. Его творчество было высоко оценено потомками, Джорджоне считается одним из самых значительных фигур в искусстве эпохи Высокого итальянского Возрождения. Он относится к лучшим представителям венецианской школы живописи.

   Биография мастера известна не полностью, информации сохранилось немного, даже неизвестна точная дата его рождения. Историки установили, что родным городом его был Кастельфранко-Венето поблизости от Венеции, по названию этого города художник и получил свою фамилию. Еще юношей Джорджоне стал учеником знаменитого Джованни Беллини в Венеции.

Этот город тогда был крупным политическим, торговым центром. В нем активно развивались и поддерживались различные искусства и ремесла.

   Первой картиной, выполненной художником полностью самостоятельно, стало полотно «Христос, несущий крест», созданное в 1497 году. Через три года ему довелось повстречаться с великим Леонардо да Винчи (по сохранившимся записям Вазари). Еще через 4 года он написал «Мадонну Кастельфранко» — алтарный образ в часовне Св. Георгия в городском соборе.

   Это большое полотно единственное, написанное мастером для церкви. Оно же единственное, не вызывающее сомнения в авторстве Джорджоне. Все остальные картины могут быть выполнены им в соавторстве с учениками.

Также путаницу в атрибуцию полотен вносит тот факт, что мастеру подражало и следовало множество художников той эпохи, включая таких крупных, как Тициан, который после безвременной кончины Джорджоне закончил некоторые его недописанные полотна.

   За свою недолгую жизнь художник создал несколько произведений, которые существеннейшим образом повлияли на искусство того времени. Среди них «Юдифь» с оригинальной трактовкой библейского сюжета, «Буря», «Три философа», «Лаура», «Спящая Венера», «Гроза», «Читающая мадонна» и многие другие.    Характерной особенностью живописи Джорджоне, которую успешно переняли другие художники Возрождения, является трепетное отношение к изображению пейзажа

У него он не просто выступает фоном для фигур, а является важной частью самой картины. Пейзажу посвящено много внимания, его детали отлично выписаны и дополняют полотно, делают его законченным и выразительным.    Характерной особенностью полотен Джорджоне является предельная четкость изображения при идеальном единстве всех элементов

В его работах это достигается использованием тончайшей игры цвета и светотени, благодаря чему полотно насыщается воздухом и получает объем, пространственную глубину.    Как и все художники этой эпохи, он использовал геометрические мотивы для создания своих работ. Они отражались в проработке композиции, использовании перспективы, архитектурных деталей. Все это органично связывает человека с окружающим пространством, делая его частью природы.    Картины мастера наполнены цветом и светом, но они не раздражают взгляд излишней пестротой, потому что все тона гармонично подобраны и не вступают друг с другом в конфронтацию. Полотна всегда выглядят естественно и деликатно даже при использовании большого количества насыщенных, интенсивных красок.    Влияние Джорджоне на живопись его современников и последователей трудно переоценить. Хотя он прожил всего лишь около 33 лет, сделать мастер успел намного больше, чем иные живописцы, прожившие намного дольше

   Характерной особенностью полотен Джорджоне является предельная четкость изображения при идеальном единстве всех элементов. В его работах это достигается использованием тончайшей игры цвета и светотени, благодаря чему полотно насыщается воздухом и получает объем, пространственную глубину.    Как и все художники этой эпохи, он использовал геометрические мотивы для создания своих работ. Они отражались в проработке композиции, использовании перспективы, архитектурных деталей. Все это органично связывает человека с окружающим пространством, делая его частью природы.    Картины мастера наполнены цветом и светом, но они не раздражают взгляд излишней пестротой, потому что все тона гармонично подобраны и не вступают друг с другом в конфронтацию. Полотна всегда выглядят естественно и деликатно даже при использовании большого количества насыщенных, интенсивных красок.    Влияние Джорджоне на живопись его современников и последователей трудно переоценить. Хотя он прожил всего лишь около 33 лет, сделать мастер успел намного больше, чем иные живописцы, прожившие намного дольше.

   Жизнь художника оборвалась в конце 1510 года во время эпидемии чумы. Мир потерял великий талант, который мог бы достигнуть невероятных вершин в своем творчестве.

Последние годы, Флоренция

Путешествуя и работая по всей Италии, Джотто всегда возвращался на родину. Простой мальчишка-пастушок благодаря уникальному дару, любви и преданности своему делу получил дворянский титул, стал почётным гражданином Флоренции, в 1334 году – главным архитектором города. Теперь он, ответственный за стройки и реконструкции всех городских зданий и мостов, за архитектурный облик города, должен закончить строительство центрального кафедрального собора города (Дуомо), самого амбициозного проекта в истории Флоренции (и Европы в целом – собор рассчитан на 30 тысяч человек – самый большой европейский храм на момент постройки). Собор начал строиться в 1289 году, Джотто принял его на завершающей стадии строительства. Он разработал проект колокольни, начал её возводить, но увидеть культовое сооружение любимого города целиком и в законченном виде ему не удалось. 8 января 1337 года Джотто ди Бондоне умер. Похоронен в соборе Санта-Мария-дель-Фьоре, последнем, незаконченном своём детище.

Биография художника Константина Андреевича Сомова

Бэнкси: анонимный художник улиц

Жан Франсуа Милле – биография, особенности творчества, топ картин

Творчество и слава

Джотто заработал прекрасную репутацию, теперь репутация работает на него. Он много путешествует по всей Италии, пишет по заказу короля Неаполя, банкиров Флоренции, знати Милана, аретинских церквей и даже для Папы римского.

Вымысел или правда, но известно, что Папа, подыскивая мастеров для работы в Вечном городе, прослышал о необыкновенном мастере Джотто и послал к нему своих гонцов. Они потребовали от уже именитого и уверенного в себе художника подтверждений – рисунков, по которым можно было бы судить о мастерстве живописца. Остроумный художник взял кисть, макнул её в красную краску, локоть приставил к боку, затем ловко, одним движением изобразил идеальную окружность. И спокойно добавил, что больше никаких подтверждений не будет. Весёлый итальянский народ тут же придумал пословицу, которой характеризовались простофили: «Ты даже круглее, чем джоттовское О».

Репутация Джотто шагнула и за пределы Италии – он побывал во Франции.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Енот на Волге
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: