Мазаччо: картины и биография

День Святого Фомы

Несмотря на то, что событие это произошло достаточно отдаленно от нашего времени, дату рождения Томмазо Мазаччо биографы называют точно. Произошло это 21 декабря 1401 года, когда католики отмечают день Святого апостола Фомы.

Томмазо ди Джованни и назвали в честь этого святого. Появился на свет будущий реформатор живописи в Сан-Джованни-Вальдарно – небольшом итальянском городке. Отец живописца был нотариусом. Он рано умер, его сыну было всего пять лет, когда это случилось.

Мать гения была беременна, когда лишилась мужа, которому было всего 27 лет. Оставаться одной с двумя детьми было для молодой женщины тяжелым испытанием. Оправившись от потери, вдова приняла предложение Тедеско ди Мастро Фео – аптекаря и тоже вдовца, воспитывавшего двух дочерей.

Когда Томмазо было всего шестнадцать лет, ему пришлось взять на себя ответственность за всю свою большую семью. Отчим молодого живописца скончался и юноше пришлось обеспечивать пятерых членов семьи. Однако талант живописца у Мазаччо проявился рано и был замечен.

Мазаччо «Воскрешение сына Теофила и святой Пётр на троне», 1425 годМестонахождение: Капелла Бранкаччи, Флоренция, Италия

Смерть

Последняя работа, над которой работал Мазаччо, проходила в капелле Бранкаччи, это была фреска «Воскрешение Теофила». Но она так и осталась незавершенной, поскольку художник получил вызов в Рим от Мазолино и, бросив все, отправился в путь. Живописец звал товарища, чтобы вместе создать роспись в капелле святой Екатерины, но сделать этого они так и сумели. Внезапно Томмазо умер, это случилось на 27-м году жизни, предположительно, в конце 1428 года.

Что именно стало причиной смерти, достоверно не установили. Вазари излагал версию об отравлении, но она так и не нашла себе подтверждений. Славу Мазаччо получил посмертно, правда, ему это пользы уже не принесло. Зато его брат Джованни стал получать большие льготы во Флоренции, принимал заказы от богатейших людей Италии и водил дружбу с прославленными живописцами эпохи Возрождения.

Биография

Мазаччо родился 21 декабря 1401 года в день св. Фомы, в честь которого и был назван, в семье нотариуса по имени Сер Джованни ди Моне Кассаи и его супруги Якопы ди Мартиноццо. Симон, дед будущего художника (со стороны отца), был мастером художественного ремесла, изготовлявшим сундуки-кассоне и другие предметы мебели. Исследователи видят в этом факте семейную художественную преемственность, возможность того, что будущий живописец столкнулся с искусством и получил свои первые уроки у деда. Дед Симон был состоятельным ремесленником, имел несколько садовых участков и собственный дом. Через пять лет после рождения Томмазо отец, которому было всего 27 лет, внезапно умер. Его супруга, бывшая на тот момент беременной, вскоре родила второго сына, которого назвала в честь отца – Джованни (впоследствии он тоже стал художником, известным под именем ло Скеджа). Оставшись с двумя детьми на руках, Якопа вскоре вторично вышла замуж, на сей раз за аптекаря Тедеско ди Мастро Фео – вдовца, имевшего двух дочерей. Второй муж Якопы скончался 17 августа 1417 года, когда Мазаччо не исполнилось и 16 лет. После этого он стал старшим мужчиной в семье, т.е. фактически её кормильцем. Архивные документы сообщают о винограднике и части дома, оставшихся после смерти второго мужа Якопы, однако она ими не пользовалась и доходов с них не имела. Одна из сестёр Мазаччо впоследствии вышла замуж за художника Мариотто ди Кристофано. Мазаччо рано переехал во Флоренцию. Исследователи предполагают, что переезд произошёл до 1418 года. Сохранились документы, согласно которым мать Мазаччо снимала жилое помещение в районе Сан Никколо. Вероятно, мастерская, в которой работал художник, находилась где-то неподалёку. Вазари утверждает, что его учителем был Мазолино, однако это ошибка. Мазаччо получил звание мастера живописи и был принят в цех 7 января 1422 года, т.е. раньше Мазолино, принятого в 1423 году. Кроме того, в его произведениях не видно никаких следов влияния этого художника. Некоторые исследователи считают, что в 1421 году он работал в мастерской Биччи ди Лоренцо, и приписывают ему терракотовый раскрашенный рельеф из церкви Сан Эджидио. Однако стилистика произведений этих художников слишком разная, чтобы говорить об их близком контакте. Тем не менее, в мастерской Биччи ди Лоренцо с 1421 года работал младший брат Мазаччо — Джованни (Ло Скеджа). Настоящими учителями Мазаччо были Брунеллески и Донателло. Сохранились сведения о личной связи Мазаччо с этими двумя выдающимися мастерами раннего Возрождения. Они были его старшими товарищами, и к моменту созревания художника уже сделали свои первые успехи. Брунеллески к 1416 году был занят разработкой линейной перспективы, следы которой можно видеть в его рельефе «Битва св. Георгия с драконом». У Донателло Мазаччо позаимствовал новое осознание человеческой личности, характерное для статуй, выполненных этим скульптором для церкви Орсанмикеле. В искусстве Флоренции начала XV века доминировал стиль известный как «интернациональная готика». Художники этого стиля создавали в своих картинах выдуманный мир аристократичной красоты, полный лиризма и условностей. В сравнении с ними произведения Мазаччо, Брунеллески и Донателло были полны натурализма и суровой жизненной прозы. Следы влияния старших друзей можно видеть в самой ранней из известных работ Мазаччо. Умерший в возрасте 27 лет, не получивший при жизни признания в официальных и гуманистических кругах, Мазаччо оказал мощное воздействие на всех современных ему флорентийских живописцев и формирование флорентийской живописной школы XV в. К его наследию обращались и мастера Высокого Возрождения, в том числе Микеланджело и Рафаэль.

Ранние годы

Мазаччо родился у Джованни ди Симоне Кассаи и Якопы ди Мартиноццо в Кастель Сан Джованни ди Альтура, сейчас Сан-Джованни Вальдарно (сегодня часть провинция Ареццо, Тоскана). Его отец был нотариус и его мать дочь трактирщика Барберино ди Муджелло, город в нескольких милях к северу от Флоренция. Его фамилия, Кассай, происходит от профессии его деда по отцовской линии Симоне и дедушки Лоренцо, которые были плотниками / краснодеревщиками (кассе, следовательно кассай). Отец Мазаччо умер в 1406 году, когда ему было всего пять лет; позже в том же году родился брат, которого назвали Джованни (1406–1486) в честь своего отца. Он также должен был стать художником по прозвищу lo Scheggia что означает «заноза». В 1412 году Монна Якопа вышла замуж за пожилого человека. аптекарь, Тедеско ди маэстро Фео, у которого уже было несколько дочерей, одна из которых выросла и вышла замуж за другого зарегистрированного художника из Кастель-Сан-Джованни, Мариотто ди Кристофано (1393–1457). Нет никаких свидетельств художественного образования Мазаччо. однако художники эпохи Возрождения традиционно начинали обучение у признанного мастера примерно в возрасте 12 лет. Мазаччо, вероятно, пришлось бы переехать во Флоренцию, чтобы пройти обучение, но он не был зарегистрирован в городе, пока он не присоединился к гильдии художников (Arte de ‘ Medici e Speziali) как независимый мастер 7 января 1422 года, подписавшийся как «Masus S. Johannis Simonis pictor populi S. Nicholae de Florentia».

МАЗА́ЧЧО

МАЗА́ЧЧО (21.12.1401, Сан-Джо­ван­ни-Валь­дар­но, близ Фло­рен­ции – до кон­ца ию­ня 1428, Рим), итал. жи­во­пи­сец. На­ря­ду с Ф. Бру­нел­ле­ски и До­на­тел­ло яв­ля­ет­ся ос­но­ва­те­лем итал. ре­нес­санс­но­го иск-ва.

Пред­по­ло­жи­тель­но пер­вым учи­те­лем М. был Ма­ри­от­то ди Кри­сто­фа­но (так­же уро­же­нец Сан-Джо­ван­ни-Валь­дар­но; воз­мож­но, даль­ний род­ст­вен­ник М.). Од­на­ко на­мно­го бо­лее важ­ным для фор­ми­ро­ва­ния его иск-ва бы­ло влия­ние Джо­ван­ни ди Фран­че­ско Тос­ка­ни, Ар­канд­же­ло ди Ко­ла да Ка­ме­ри­но, Джен­ти­ле да Фаб­риа­но и До­на­тел­ло.

В 1422 М., как гла­ва са­мо­сто­ят. мас­тер­ской, всту­пил в Цех вра­чей и ап­те­ка­рей, к ко­то­ро­му при­над­ле­жа­ли и жи­во­пис­цы, и за­вер­шил свою пер­вую да­ти­ро­ван­ную ра­бо­ту – трип­тих для ц. Сан-Джо­ве­на­ле-ди-Ка­ша (Ред­жел­ло, близ Фло­рен­ции). То­гда же ис­пол­нил фре­ску во дво­ри­ке ц.

с Ма­зо­ли­но соз­дал ал­тарный об­раз «Ма­дон­на с Мла­ден­цем, св. Ан­ной и ан­ге­ла­ми» (га­ле­рея Уф­фи­ци, Фло­рен­ция). Во всех этих ран­них ра­бо­тах М.

от­хо­дит от тра­ди­ций ин­тер­на­цио­наль­ной го­ти­ки, оп­ре­де­ляв­ших жи­во­пись то­го вре­ме­ни, соз­да­вая объ­ём­ные скульп­ту­ро­по­доб­ные фи­гу­ры и на­ту­ра­ли­стич. про­стран­ст­вен­ные по­строе­ния.

Са­мое вы­даю­щее­ся про­из­ве­де­ние М. – фре­ски со сце­на­ми из жиз­ни св. Пет­ра в ка­пел­ле Бран­кач­чи в ц.

Сан­та-Ма­рия-дель-Кар­ми­не во Фло­рен­ции (1424–27), вы­пол­нен­ные в со­труд­ни­че­ст­ве с Ма­зо­ли­но (цикл был ос­тав­лен не­за­кон­чен­ным и впос­лед­ст­вии за­вер­шён Фи­лип­пи­но Лип­пи), в ко­то­рых раз­ра­бо­та­ны осн. прин­ци­пы ре­нес­санс­ной жи­во­пи­си. В сце­не «Чу­до со ста­ти­ром» М.

ор­га­ни­зу­ет про­стран­ст­во по пра­ви­лам ли­ней­ной пер­спек­ти­вы, сфор­му­ли­ро­ван­ным не­за­дол­го до это­го Ф. Бру­нел­ле­ски; рас­по­ло­же­ние фи­гур так­же под­чёр­ки­ва­ет глу­би­ну про­стран­ст­ва.

В «Кре­ще­нии но­во­об­ра­щён­ных свя­тым Пет­ром» ху­дож­ник при­бли­жа­ет фи­гу­ры к зри­те­лю и на­де­ля­ет их ин­ди­ви­ду­аль­ны­ми пси­хо­ло­гич. ха­рак­те­ри­сти­ка­ми. На фре­ске «Ис­це­ле­ние те­нью» впер­вые в ев­роп. жи­во­пи­си изо­бра­же­на па­даю­щая тень, а в дра­ма­тич.

эпи­зо­де «Из­гна­ние из рая» ху­дож­ник пред­став­ля­ет об­на­жён­ные фи­гу­ры Ада­ма и Евы, от­ли­чаю­щие­ся реа­ли­стич. точ­но­стью изо­бра­же­ния. Эти рос­пи­си, воз­ро­ж­даю­щие мо­ну­мен­таль­ность жи­во­пи­си Джот­то, ста­ли об­раз­цом для под­ра­жа­ния для не­сколь­ких по­ко­ле­ний фло­рен­тий­ских ху­дож­ни­ков.

Сан­та-Ма­рия-Но­вел­ла, Фло­рен­ция), в ко­то­рой ли­ней­ная пер­спек­ти­ва ис­поль­зу­ет­ся как гл. ком­по­зиц.

прин­цип, объ­е­ди­няю­щий ре­аль­ное и жи­во­пис­ное про­стран­ст­во, а вся сце­на пред­став­ле­на в об­рам­ле­нии клас­сич. три­ум­фаль­ной ар­ки.

В 1426 М. соз­дал по­лип­тих для пи­зан­ской ц. Сан­та-Ма­рия-дель-Кар­ми­не (ны­не раз­роз­нен; Гос. му­зеи, Бер­лин; Нац. га­ле­рея, Лон­дон; Му­зей П. Гет­ти, Лос-Анд­же­лес; Му­зей Ка­по­ди­мон­те, Не­аполь; Нац. му­зей Сан-Мат­тео, Пи­за).

В 1428 от­пра­вил­ся в Рим, где на­чал ра­бо­ту над ал­тар­ным об­ра­зом ц. Сан­та-Ма­рия-Мад­жо­ре, за­кон­чен­ным по­сле его смер­ти Ма­зо­ли­но (ны­не так­же раз­роз­нен; Му­зей Ка­по­ди­мон­те; Нац.

га­ле­рея, Лон­дон; Му­зей ис­кусств, Фи­ла­дель­фия).

Не­смот­ря на то что М. не ос­та­вил уче­ни­ков, его про­из­ве­де­ния, вы­со­ко це­ни­мые уже со­вре­мен­ни­ка­ми, ока­за­ли ог­ром­ное влия­ние на раз­ви­тие ев­роп. иск-ва бла­го­да­ря прав­до­по­до­бию пер­спек­тив­ных по­строе­ний, ве­со­мо­сти трёх­мер­ных форм, но­во­му дос­то­ин­ст­ву и пси­хо­ло­гич. убе­ди­тель­но­сти, ко­то­рые он при­да­вал сво­им пер­со­на­жам.

Переезд в Рим и смерть художника

Примерно в 1428 году Мазаччо оставляет незаконченной работу в капелле Бранкаччи и отбывает в Рим. Предполагают, что его пригласил Мазолини для исполнения более престижных заказов. Неизвестно, сколько месяцев прошло, когда вдруг Мазаччо неожиданно скончался. Брат живописца говорил, что ему в это время исполнилось 27 лет. То есть это произошло в промежутке от декабря 1428 года до начала 1430.

Гений Мазаччо глубоко повлиял на дальнейшее развитие живописи. Его работы изучали и копировали последующие поколения художников, поднявших искусство на небывалую высоту. Творческие открытия Мазаччо изменили живопись не только Италии, но и всей Европы.

Через 100 лет после Джотто

Почему об этом художнике часто говорят искусствоведы? В чем его заслуга? Дело в том, что после великого новатора Джотто, значительно опередившего свое время, не осталось никого, кто бы мог достойно продолжить его дело. То ли планка была поднята слишком высоко, то ли мода на готику захватила умы художников, но о реалистичной живописи забыли.

И только через 100 лет появился тот, кто смог вернуть интерес культурной общественности к «естественному искусству». Имя ему Мазаччо. Вернее, это не имя, а прозвище, которое очень точно передает характер художника. В переводе с итальянского «мазаччо» означает беспечный, рассеянный. Томазо (таково настоящее имя живописца) интересовало только искусство

Он мало обращал внимание на себя и окружающих, всегда был погружен в работу, словно чувствовал, что судьбой ему уготована короткая жизнь, и нужно было многое успеть

Новаторства Мазаччо

И он успел! Мазаччо впервые применил в художественных произведениях линейную перспективу, усовершенствовал разработанные Джотто методы передачи объёма, положил начало естественным позам, походке и рельефности тел людей. Улучшил изображение пейзажа, архитектуры и композиционных планов.

Так, в технологии оптических просветов мы используем усовершенствованные художниками Высокого возрождения наработки Мазаччо – конструкцию, перспективное изображение объектов в воздушном пространстве, плавные светотеннвве переходы, которые достигаются методом «от пятна» с применением комплексной методики (абразивная проработка, оптические смеси, акварельные лессировки, усиления цвета масляными красками).

Мазаччо

МЕНЮ РАЗДЕЛА: Искуство древнего мира / Шедевры мирового искусства / Русские и советские художники / Скульптура / Современное искусство

Троица (1426-28), Церковь Сайта Мария Новелла

Мазаччо представляет образ Троицы так, как это было принято в традиции Ренессанса, где Бог-Отец изображался в виде седобородого патриарха, сидящего на престоле позади и над распятым Сыном, поддерживая Его крест вытянутыми руками. Над головой Христа в виде голубя парил Святой Дух. Такой образ, известный как Престол Искупления или Престол Спасения, получил широкое распространение во флорентийской живописи XIV века. Однако шедевр Мазаччо отличается некоторыми особенностями. Во-первых, никто прежде не создавал столь монументальный по размеру образ. Во-вторых, Мазаччо написал Бога-Отца стоящим, чем, возможно, хотел приблизить к нему священника, служащего мессу и совершающего евхаристию. Между тем до Мазаччо Бог-Отец изображался сидящим на престоле, как мы видим это, например, на картинах Нардо ди Чоне.

«Троица» — одна из первых в истории мировой живописи работ, в композиции которой были применены законы линейной перспективы, создающей иллюзию трехмерного пространства. Архитектурная рамка картины выдает здесь сильное влияние Брунеллески, а многие исследователи считают даже, что тот принимал непосредственное участие в создании фрески. Под сводом массивной арки художник написал фигуры Святой Троицы. По сторонам распятия стоят Богородица и апостол Иоанн, а за пределами священного пространства, вне арки, — два коленопреклоненных. Скорее всего, это портреты людей, заказавших Мазаччо картину Ниже изображена гробница с надписью, обращенной к каждому из зрителей: «Я был как вы, и вы должны стать как я». Таким образом, гробница напоминает нам о неизбежности смерти, а образ Троицы рождает веру в спасение души. Эта фреска одной из первых была создана с помощью картонов — больших, полномасштабных рисунков, их прикладывали к стене, а затем обводили контуры деревянным стилом. Как и в случае с любой фреской, написанной по свежей штукатурке, несмотря на то, что картина плохо сохранилась, исследователи могли установить, сколько времени художник продолжал работу. В данном случае Мазаччо потребовалось 28 дней (именно столько раз добавлялись участки свежей штукатурки). Больше всего времени он потратил на то, чтобы написать головы и лица.

Образы Святой Троицы В христианской культуре существовало несколько традиций изображения Бога-Отца, Бога-Сына и Бога-Святого Духа. Менялись эпохи, а вместе с ними и визуальное представление Троицы. Учение о Троице, то есть представление Бога как триединства Отца, Сына и Святого Духа, является одним из краеугольных камней христианской веры. Впервые о Троице как о Боге, едином в трех лицах, говорится в Евангелии от Матфея. Воскресший Христос посылает своих учеников-апостолов на проповедь со словами: «Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа». В средневековой живописи образ Бога-Отца имел символический смысл. Это было связано с тем, что церковь не позволяла художникам писать то, что невозможно увидеть. Тогда же сложилась традиция изображать Троицу в виде трех сплетенных колец или в виде трилистника. Особенно часто такие трилистники появлялись на церковных витражах. Позднее художники начали изображать Троицу в виде трех человеческих фигур. Например, на иконе Андрея Рублева Троица представлена тремя ангелами. Реже образ Троицы был выражен фигурой Бога-Отца, сидящим по его правую руку Сыном и парящим между ними в виде голубя Святым Духом. На гравюре Дюрера Бог-Отец сам поддерживает тело снятого с креста Сына. Эта сцена имеет много общего с распространенными в эпоху Возрождения пьетами — живописными или скульптурными композициями, изображающими оплакивание Христа.

К списку картин Биография Продолжение

Фреска «Чудо со статиром» (1425-1428)

По мнению многих искусствоведов, эта картина Мазаччо является лучшей его работой. Эта огромная фреска (2×5 м), учитывая время её создания, перешагнула своё время на целое столетие вперёд. Современники этой фрески ещё выполнены в готическом стиле, их плоские, статичные фигуры размещены в безликом двухмерном пространстве. Мазаччо поражал своим неповторимым мастерством изображать объёмные, реалистичные фигуры людей в трёхмерном, живом пространстве.

Сразу бросается в глаза правильная перспектива и чёткие формы архитектурных сооружений. Здания и пейзаж, изображённые на фреске, играют такую же огромную роль, как и прекрасно выполненные фигуры людей. Гармония пространства создаёт полное ощущение реальности происходящего. Яркие и насыщенные цвета фрески преобладают оттенками красного, но нет ощущения пресыщения этим цветом, напротив, он прекрасно вписывается в холодные сине-голубые и бежевые тона горного пейзажа. Складки одежды, тени, отбрасываемые фигурами, делают изображение объёмным, а фигуры реалистичными.

5

Описание фрески

Как и его современник Донателло, Мазаччо в «Троице» большую часть своих открытий сделал при написании перспективы и архитектурных рамок, что было совершенно новым для его времени. Художник любил архитектуру Филиппо Брунеллески и тщательно выписал изящные колонны и капители ионического ордера, мощные дорического, а также арки. Потолок мистического значения не имеет, но он написан со всеми мельчайшими подробностями и ячейками. В самом центре расположил Мазаччо Троицу, а слева от нее – Деву Марию в синем плаще. Справа же – Св. Иоанн в красном. Ниже имеются еще два персонажа: слева в красном плаще донатор (как предполагают, Лоренцо Ленци), и справа в синем – его супруга. Эти цвета не случайны. Они являются перекрещивающейся симметрией двух предыдущих фигур. По своим размерам супруги сходны со святыми, что тогда не было принято. В этом тоже состоит новаторство живописца. Вот, собственно, краткое описание «Троицы» Мазаччо.

«Св. Петр, исцеляющий больных своей тенью»

Эта небольшая фреска также украшает капеллу Бранкаччи. Как и все остальные произведения капеллы, она очень пострадала от пожара 1771 года, но было проведено комплексное реставрирование в 1983 – 1990 годах, которое вернуло работам мастера прежний блеск

Наше внимание она привлекла не столько своим библейским сюжетом, хотя он тоже интересен, а тем, что человек в красной шапочке – это портрет художника Мазолино, с которым продолжительное время сотрудничал Мазаччо. Второй портрет – человек с руками, сложенными, как для молитвы, – это, возможно, сам великий Донателло, и третий, Иоанн, – предположительно брат Мазаччо

Евангельская сцена очень красноречива. Св. Петр с Иоанном за ним идут по улице. Их лица отрешенные. Они нисколько не сомневаются в помощи болящим. Тень Петра, падающая на группу больных, поднимает их на ноги. Вот один, с перевязанной ногой, уже встал, другой еще сидит, но он почувствовал, что его коснулась божественная благодать, третий – ожидает своей очереди.

В капелле свет на фреску падает справа. Соответственно, влево на ней и расположены тени на узкой средневековой улице, где соблюдены строгие законы перспективы: уходящие вдаль дома уменьшаются в размерах. На этом мы заканчиваем рассматривать картины Мазаччо с описанием.

Начало новой техники и нового мышления

Мазаччо умер внезапно в возрасте 27 лет, вписав своё имя золотыми буквами в историю европейского искусства. Как пишет в своей книге Джорджо Вазари: «Он первым “поставил людей на ноги”, решил проблемы перспективы, дал новый образ человека, наделённого чертами демократизма, исключающего всякую сословную ограниченность».

Без новаторств Мазаччо не было бы и Высокого Возрождения, не было бы нового мышления и усовершенствований, которые привели к разработке иного подхода к живописи. Подхода, который довели до совершенства великие художники конца 15-начала 16 века, и который мы используем в нашей технологии. Речь идёт о поэтапном методе ведения работы, когда на каждой стадии изображение постепенно приобретает необходимые тональность и объём.  Когда упор делается не на цвет а, на улучшении «пятна» по законам воздушной перспективы. Когда оттенки появляются оптически, а не при смешивании красок на палитре. Подробнее о технике Высокого мастерства в живописи рассказывается в этой книге.

Фреска «Троица» (1427)

Неканоническое изображение распятия в исполнении Мазаччо смотрится несколько необычно. Иллюзия сложного архитектурного фрагмента — настоящий ренессанс, с пониманием форм и перспективы. Огромная шестиметровая фреска изображает Бога Отца, распростёршего свои руки над распятым Христом. Композиция искусно вписана в свод триумфальной древнеримской арки.

Визуальный эффект этой фрески состоит в том, что все фигуры словно вписаны в реальную нишу здания. Множество архитектурных деталей выполнено с идеальной точностью. Учитывая то, что метод написания фрески требовал быстрой, точной работы, художник обладал чрезвычайно высокой работоспособностью и высочайшим качеством живописи. Едва работа была окончена, безвременная кончина прервала путь художника и отняла у мира ещё одного величайшего мастера эпохи Возрождения.

4

Рождество (год создания неизвестен)

Эта работа является лицевой частью Берлинского тондо, выполненного темперой по дереву. Диаметр картины 56 см. Это специфическая вещь, поднос, его дарили женщине в честь рождения ребёнка. Лицевая часть подноса изображает Рождество, а тыльная сторона украшена изображением ангела, играющего с собакой.

Рождество — сложная композиция, изобилующая различными фигурами, архитектурными деталями, с использованием перспективы. Небольшие размеры и монументальность картины делают её настоящим шедевром ренессанса. Обстановка и костюмы героев соответствуют времени художника. Очень красочная и яркая картина выполнена с величайшим мастерством.

9

История произведения

Фреска Мазаччо «Троица» выполнена на третьем пролете нефа под контролем доминиканцев. Ее заказчик неизвестен. Джорджо Вазари ее полностью описал в 1568 году, а через два года она исчезла. На новый каменный алтарь устанавливают большую картину «Мадонна Розария» или «Мадонна четок», выполненную самим Вазари. Произведение Мазаччо заново открыли в 1861 году при удалении алтарей шестнадцатого века. Фреску перенесли на холст и прикрепили к внутренней стенке фасада. В 1952 году «Троицу» перемещают на новое место над саркофагом Адама, который расположен в стене в неоготическом алтаре девятнадцатого века.

«Чудо со статиром»

Иногда эту фреску считают самой лучшей. Действительно, она очень интересна. Христос с апостолами пришел в Каперанум. Чтобы войти, требовалось заплатить небольшую подать, но денег у них не было. Мессия (композиционный и духовный центр фрески) отдал приказание Петру выловить рыбу и достать из нее нужную монету – статир. Все эпизоды изображены на одной фреске. В середине Христос с учениками в полукруге отдает приказание Петру. Слева Петр, находясь в очень реалистичной позе с точным расположением ног, выловил рыбу и достает из нее монету. Справа он отдает ее сборщику податей. Композиция линейна, и действие кажется непрерывным. Каждый персонаж имеет выраженную индивидуальность. Среди них, по словам Вазари, здесь имеется автопортрет мастера. В том числе художник создал живой ландшафт, который никогда прежде не видели. Сзади – холмистые горы, справа – стены города, которые составлены из пустых и полных лоджий. Источник света находится справа и определяет наклон всех теней. Все фигуры Мазаччо смоделировал при помощи цвета и света и придал им скульптурную монументальность. Это была живописная революция для того времени.

Наследие

Мазаччо оказал огромное влияние на искусство живописи и считается началом раннего итальянского Возрождения в живописи. По словам Вазари, все «самые знаменитые» флорентийские скульпторы и художники «тщательно изучали его фрески, чтобы« хорошо усвоить предписания и правила живописи ». Он изменил направление итальянской живописи, отойдя от идеализации готического искусства и впервые представив его как часть более глубокого, естественного и гуманистического мира. Более того, Мазаччо оказал влияние на очень многих художников как при жизни, так и после смерти. Его влияние особенно заметно в работах флорентийских второстепенных мастеров, таких как Андреа ди Джусто, Джованни дал Понте, и другие, которые пытались воспроизвести его сияющие, похожие на жизнь формы.

Личная жизнь

О личной жизни прославленного живописца в существующих заметках ничего не сказано. В архивах есть записи только налогового кадастра Флоренции. Из него следует, что мужчина имел скромную съемную комнату, где жил вместе с матерью. При этом он содержал только часть мастерской, вторую половину занимал другой художник.

Автопортрет Мазаччо / Web Gallery of Art

В «жизнеописании» Мазаччо характеризуется как рассеянный и беспечный молодой человек, который с головой погружался в искусство, а материальные ценности его интересовали мало. Он не следил за собственным внешним видом, а на других и вовсе не обращал внимания. За работу ему часто задерживали выплаты, и требовать деньги от должников он начинал только в случае крайней нужды.

Часовня Бранкаччи [ править ]

Деньги Дани , фреска в капелле Бранкаччи в Санта-Мария-дель-Кармине, Флоренция

В 1424 году могущественный и богатый Феличе Бранкаччи поручил «duo Preciso e noto» («хорошо известный дуэт») Мазаччо и Мазолино выполнить цикл фресок для капеллы Бранкаччи в церкви Санта-Мария-дель-Кармине в Флоренция. Двое художников, вероятно, работали одновременно, роспись началась примерно в 1425 году, но по неизвестным причинам часовня осталась незавершенной и была завершена Филиппино Липпи в 1480-х годах. Иконография фрескового убранства несколько необычна; в то время как большинство фресок представляют жизнь Святого Петра, две сцены по обе стороны порога часовни изображают искушение и изгнание Адама и Евы. В целом фрески повествуют о жизни святого Петра, как если бы это была история спасения.
В стиле сцен Мазаччо особенно заметно влияние Джотто. Фигуры большие, тяжелые и твердые; эмоции выражаются через лица и жесты; и во всех картинах чувствуется сильное впечатление натурализма. Однако, в отличие от Джотто, Мазаччо использует линейную и атмосферную перспективу, направленный свет и светотень, которая представляет собой представление формы через свет и цвет без контуров. В результате его фрески выглядят еще более убедительно живыми, чем фрески его предшественника треченто.

Работы часовни править

Когда он был очищен в 1980 — х годах, Мазаччо Фреска из Изгнания (1426-1427) потеряла добавлены листы рис.

В «Изгнании из Эдемского сада» изображены огорченные Адам и Ева , изгнанные из сада грозным ангелом. Адам закрывает все лицо, чтобы выразить свой стыд, в то время как стыд Евы требует, чтобы она прикрывала определенные участки своего тела. Фреска оказала огромное влияние на Микеланджело и его творчество. Еще одна важная работа — «Деньги дани», в которой Иисус и Апостолы изображены как неоклассические архетипы. Ученые часто отмечали, что все тени фигур падают от окна часовни, как если бы фигуры освещались им; это дополнительный штрих правдоподобия и дань уважения новаторскому гению Мазаччо. В Воскресении сына Феофила, он нарисовал тротуар в перспективе, обрамленный большими зданиями, чтобы получить трехмерное пространство, в котором фигуры размещены пропорционально их окружению. В этом он был пионером в применении недавно открытых правил перспективы.

В сентябре 1425 г. Масолино оставил работу и уехал в Венгрию . Неизвестно, было ли это из-за денежных ссор с Феличе или артистических расхождений с Мазаччо. Также предполагалось, что Мазолино планировал эту поездку с самого начала и нуждался в близком сотруднике, который мог бы продолжить работу после его отъезда. Но Мазаччо оставил фрески незаконченными в 1426 году, чтобы ответить на другие заказы, вероятно, исходящие от того же покровителя. Однако было также высказано предположение, что ухудшающееся финансовое положение Феличе Бранкаччи было недостаточным для оплаты какой-либо дальнейшей работы, поэтому художник искал работу в другом месте.

Воскрешение сына Феофила Антиохийского

Мазаччо вернулся в 1427 году, чтобы снова работать в Кармине, начиная с Воскресения Сына Феофила , но, по-видимому, оставил и его незаконченным, хотя также предполагалось, что картина была серьезно повреждена позже в этом веке, поскольку в ней были портреты семья Бранкаччи, которую в то время критиковали как врагов Медичи . Эта картина была либо отреставрирована, либо завершена более чем пятьдесят лет спустя Филиппино Липпи.. Некоторые сцены, написанные Мазаччо и Мазолино, были потеряны в результате пожара 1771 года; мы знаем о них только из биографии Вазари. Уцелевшие части сильно почернели от дыма. В двадцатом веке удаление мраморных плит, покрывающих две части картин, позволило выявить первоначальный вид работы.

Мадонна с младенцем (1426)

Эта картина выполнена темперой на доске из тополя. В те времена эту краску художники создавали сами, растирая натуральные пигменты с яичным желтком и клеем. Изображение получалось бархатным и мягким. Работа отображает стремление мастера выполнить качественный рисунок фигуры с идеальными пропорциями. В ней присущ дух Возрождения.

Великолепно выписанный мраморный трон, на котором восседает Богородица с младенцем — настоящий шедевр. У ног Мадонны пара маленьких ангелов играет на лютнях, а два серафима выглядывают из-за величественного трона. Глубокий синий цвет хитона Мадонны прекрасно сочетается с пурпуром её платья и нежным тельцем младенца. Выразительные складки подчёркивают формы фигуры. Печальный лик Мадонны обращён на младенца Христа, по-детски тянущему пальчики в рот.

Новаторство художника, его эксперименты с формой и цветом подчёркивают его великое мастерство и стремление к идеалу.

Самые известные картины Рафаэля Санти.

Это была лишь небольшая часть известных и очень красивых картин Мазаччо.

Человеческие эмоции прародителей

Начнём с интересного сравнения.

Как вы думаете, какая из этих работ создана раньше?

По логике вещей фреска Мазаччо младше. Ведь у него мы видим более объемные фигуры людей, которые испытывают очень реалистичные эмоции.

На фреске справа герои скорее похожи на куклы. Их позы и выражения лиц мало соответствуют происходящему. Да и ангел какой-то уж слишком спокойный: ни внятного прогоняющего жеста, ни строго взгляда.

На самом деле обе фрески созданы примерно в одно время! И работу Мазаччо мы сравнивали с фрагментом «Благовещения» Фра Анджелико.

Фра Анджелико. Благовещение. 1426-1430. Музей Прадо, Мадрид. Wikimedia Commons.

Его герои как будто не знают, что такое отчаяние и стыд. Они скованны и растерянны.

А вот Адам и Ева Мазаччо испытывают очень сильные эмоции. Это настоящая драма, которая заставляет нас сопереживать.

Лицо женщины сильно искажено. Она не может и не хочет сдерживать отчаяние и боль. Черты ее лица скорее похожи на маску. Как будто перед нами и есть само Отчаяние. А не женщина, его испытывающая.

Творчество

Когда именно Мазаччо создал первую картину, точно неизвестно. Состоящая из 3 частей работа «Сан Джовенале» была обнаружена в 1961 году, ее нашел живописец из Италии, большой поклонник творчества мужчины. Другие фрески автора схожи с найденным экземпляром, поэтому он пришел к выводу, что видит произведение, принадлежащее великому художнику.

Картина Мазаччо «Чудо со статиром» / Città di Firenze

Предположительно, после этого родилась фреска художника под названием «Освящение». Здесь запечатлена процессия, выполненная в стиле античных римских рельефов. Таким образом Мазаччо изобразил горожан, идущих рядами, возможно, направляющихся в церковь. Фреска украшала стены Кармелитского монастыря и просуществовала до 1600 года. Разные художники, в том числе и Микеланджело, копировали увиденные изображения в собственных рисунках, и только таким образом произведение дошло до наших дней.

Мазаччо пробовал писать с другим известным художником — Мазолино. Среди их общих картин много признанных работ, но наибольшую славу получила «Мадонна с младенцем, святой Анной и ангелами», которая теперь украшает стены Национальной галереи (Вашингтон).

Туда же относят и фрески капеллы Бранкаччи, которые он тоже выполнял с коллегой, предположительно, начал в конце 1424 года, а в 1427-м или 1428-м работа прервалась из-за его отъезда в Рим. Спустя 50 лет изображения завершал Филиппино Липп. Помимо прочих, в этот список вошли фрески под названием «Изгнание из рая», «Чудо со статиром» и «Крещение неофитов».

Картина Мазаччо «Изгнание из рая» / Città di Firenze

В 1426 году Мазаччо принял заказ от нотариуса Сера Джулиано ди Колино Дельи Скарси да Сан Джусто на создание картины для алтаря в капелле святого Юлиана, которая относится к Пизанской церкви Санта Мария дель Кармине. Это многочастная композиция, помимо Томмазо, она запечатлела на себе творчество его брата Скеджи и Андреа дель Джусто, а также резчика Антонио ди Бьяджо, он изготовил раму.

Три столетия роспись украшала внутреннюю архитектуру церкви, в XVIII веке ее разобрали, а элементы поместили в разные музеи. Рама и отдельные сюжеты были утеряны, осталось лишь 11 частей, и те находятся не в самом лучшем состоянии, что мешает в полной мере ощутить все великолепие бывшего произведения искусства.

«Сердцем» полиптиха была Мадонна с младенцем, сегодня она хранится в Национальной галерее Лондона, а еще одна часть, «Распятие», была направлена в Неаполь, в музей Каподимонте. Интересный факт, что этот фрагмент художник написал в традициях живописи XIV века.

Картина Мазаччо «Троица» / Санта-Мария-Новелла

«Троицу», картину, созданную во Флоренции и украшающую стены церкви Санта Мария Новелла, называют еще одной значимой работой автора. Озвучивалась версия, что она появилась в 1425-м, историки датируют работу 1426-1427 годами, а другие относят ее к 1428-му. Ранее фреска располагалась в храме, а затем была перенесена на холст. На ней представлены 4 фигуры — два молящихся донатора, Мария и Иоанн Богослов. Они изображены перед Богом-отцом, стоящим над распятьем.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Енот на Волге
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: