Из биографии.
- Андрей Рублёв, иконописец. Был учеником Феофана Грека.
- Рублёв – современник Сергия Радонежского и Дмитрия Донского.
- Сведений о происхождении Рублёва практически нет. Да и имени его, данного при рождении, мы не знаем. Андрей — имя, данное ему при пострижении в монахи. Можно лишь догадываться, что он из семьи ремесленников, та как «рубель» — это нож для работы с кожей. Возможно, отсюда его прозвище- Рублёв.
- Впервые в летописи Андрей Рублёв упоминался, когда речь шла о росписи Благовещенского собора в Москве в 1405 г. Феофаном Греком, старцем Прохором и Рублёвым.
- Конец 14- начало 15 века в истории Руси характеризуется национальным подъёмом, вызванном победами Дмитрия Донского над Золотой Ордой. Эти идеи нашли отражение и в творчестве А.Рублёва. Его интересовали нравственные, духовные проблемы , и он отражал величие, силу и красоту человека в своих произведениях.
Последние годы
Если рассматривать кратко биографию Андрея Рублева, то станет понятно, что всю свою жизнь он посвятил служению Богу. Он принял в молодости монашеский чин, что привело к отказу от семьи и детей. Неизвестно, были ли у него братья или сестры.
Умер художник в 1428 году в Москве. В городе бушевала эпидемия чумы, и она не пощадила иконописца. В это время он работал над фресками Спасского собора. Похоронили знаменитого иконописца возле колокольни Спасского собора. К лику святых его причислили в 1988 году, а днем памяти сделали 17 июля.
В сообщении про Андрея Рублева нужно упомянуть о жизни и смерти иконописца
Важно указать особенности его творчества. Главное в работах художника — это создание новых иконописных канонов
Он рисовал лики святых светлыми, одухотворенными, радостными. До него изображались суровые и драматичные сюжеты. Например, в «Страшном суде» автор дает надежду на спасение и избавление от грехов, в то время как до него этот сюжет обрекал на муки.
Характерное содержание работ Рублева:
- много света;
- легкость в пропорциях фигур;
- благоговение перед Божественным.
В Москве работает музей Андрея Рублёва
Работы выдающегося древнерусского иконописца хранятся во многих музеях и частных коллекциях. Например, в Третьяковской галерее Рублёву посвящён целый зал.
Здесь выставлен знаменитый Спас Андрея Рублёва. Фото иконы помещены во многие учебники искусствоведческие сборники, а также научную литературу.
Музей Андрея Рублева в Спасо-Андрониковом монастыре. Экспозиция древнерусских икон
В Москве, на территории бывшего Спасо-Андроникова монастыря, с 1947 года работает Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева.
Цель его деятельности — сохранение древнерусского культурного наследия. В первую очередь это сохранение древнерусских икон.
XVI
в этом веке появились первые иконы Андрея Рублева
К сожалению, никаких материальных свидетельств, кроме его работ, о жизни Андрея Рублёва не сохранилось.
Именно поэтому современные молодые люди, желающие увидеть «фото иконописца», могут обратиться к иконе преподобного. Первые его иконы появились в 16 веке.
Преподобный Андрей Рублёв (около 1360 — 17 октября 1428). Храм Святых Новомученников и Исповедников Российских в Бруклине
Дни почитания святого — 26 июня и 17 июля.
Списки с иконы преподобного хранятся в Троице-Сергиевой Лавре и Спасо-Адрониковом монастыре в Москве.
Также стоит отметить, что многие творческие люди посвятили образу Андрея Рублёва свои произведения. Например, Андрей Тарковский снял в 1966 году он нём одноимённый фильм, ставший шедевром мирового кинематографа.
Значение личности
Все творчество Андрея Рублёва неразрывно связано с художественными традициями Московского княжества. Вместе с тем, исследователи-искусствоведы отмечают, что Андрей Рублев совершенно интуитивно возродил в своей иконописной живописи лучшие традиции античного искусства — в гармоничной целостности композиции, пропорциях, трактовке образов и сюжетов.
Отойдя от строгих канонов византийских мастеров, он создал свою собственную иконописную школу. Его истинным шедевром стала икона «Троица», в основу которой легла хорошо известная история о праотце Аврааме, которому под видом странников явились три ангела, предсказав ему, что в будущем ему суждено стать родоначальником целого народа. В популярный ветхозаветный сюжет Рублёв вложил глубокий философский смысл. Сегодня эту икону можно увидеть в Третьяковской галерее.
Икона «Троица»
Иконопись Андрея Рублева светлая, легкая, буквально пронизанная каким-то особым золотистым сиянием. Лики его ангелов и святых буквально светятся какой-то радостной одухотворенностью. При этом в них ярко выражены славянские черты — мягкий овал лица, русые волосы, светлые глаза, широкий, открытый лоб.
Становление Андрея Рублева как художника проходило в атмосфере общего культурного подъёма второй половины XIV — начала XV века, который проявлялся прежде всего в возросшем интересе к нравственным и духовным вопросам общественной жизни. Используя доступные ему средства художественной изобразительности, живописец сумел воплотить абсолютно новое понимание духовной красоты человека и его нравственной силы. Именно это сделало творчество Рублёва одним из самых ярких и самобытных явлений отечественной и мировой культуры.
Особенности творчества
Иконописец вместе с Даниилом Черным расписывал Успенский собор. Кисти Андрея могли принадлежать фрески с Флорой и Лавром. Также художник занимался созданием иллюстрации к «Евангелию Хитрову».
Весь творческий путь Рублева можно условно разделить на два этапа:
- Расписывание соборов и храмов.
- Создание икон.
Но художник вернулся и принялся рисовать икону для Троицкого собора. Именно тогда появилась знаменитая «Троица». В ней иконописец изобразил сюжет о том, как к Аврааму явились три ангела. Они предсказали супругам рождение сына, который станет основателем целого народа. Рублев намеренно отказался от ряда деталей — омывания ног, заклания тельца, трапезы. Ангелы на его полотне беседуют.
Иконописцу удалось изобразить идею о триединстве Бога — Отца, Сына и Святого духа. Художник использовал яркие и чистые краски. Одежда ангелов была зеленой и розовой. Особенно выделялся голубой оттенок — краска для него дорогая и редкая. В дальнейшем она получила название «рублевский голубец».
Творчество Андрея Рублёва
Работы художника отличаются чистой и благородной цветовой гаммой, плавностью контуров и своеобразным внутренним сиянием. Иконописец имел глубокие познания в сфере древних символов и образов, их толкования, что, безусловно, повлияло на стиль и характер его творений.
Отпечаток на творчество Рублёва наложили исторические события, которым он был свидетелем: междоусобные войны, набеги татар, моровая язва — всё откликалось в сумрачных тонах, впечатляющих образах, не свойственных автору. Несмотря на это, творчество Андрея Рублёва всегда было проникнуто гуманизмом и неисчерпаемой любовью к жизни.
Искусствовед Михаил Алпатов писал: «Искусство Рублёва — это, прежде всего, искусство больших мыслей, глубоких чувств, сжатое рамками лаконичных образов-символов, искусство большого духовного содержания. Андрей Рублёв возродил античные принципы композиции, ритма, пропорций, гармонии, опираясь в основном на свою художественную интуицию».
Первое упоминание об Андрее Рублёве в летописи появилось в 1405 году. В ней говорилось, что Феофаном Греком, Прохором-старцем и чернецом Андреем Рублёвым был расписан Благовещенский собор в Московском кремле. Видимо, к 1405 году Рублёв преуспел в своём мастерстве иконописи, если монаху поручили такую ответственную работу с именитым Феофаном Греком.
Второй раз в летописи Андрей Рублёв упоминается в 1408 году, когда он делал росписи с Даниилом Чёрным в Успенском соборе во Владимире (роспись сохранилась частично). В 1420-х годах иконописец и Даниил Чёрный руководили работами в Троицком соборе Троице-Сергиева монастыря. Эти работы не сохранились.
Самая известная икона Андрея Рублева — «Троица» — была написана около 1420 года. Она отличается от остальных существующих вариаций библейского сюжета особенной гармонией всех элементов, выражающей основную идею самопожертвования как высочайшего состояния духа. В настоящее время икона хранится в Третьяковской галерее.
Основные этапы биографии
Точных данных о жизни Рублева сохранилось немного. Его предположительное место рождения – Московское княжество, по другой версии – Нижний Новгород. Дата рождения и имя, данное при рождении, неизвестны. Судя по фамилии, его семья может иметь отношение к ремесленничеству. В молодые годы Рублев постригся в монахи в Андрониковом монастыре, взяв имя Андрей. Одна из поздних икон подписана как «Андрей Иванов сын», несмотря на то, что подпись неподлинная, она считается косвенным подтверждением, что отец художника носил имя Иван.
В 1405 году, по свидетельству летописей, участвовал с Феофаном Греком и другими художниками в росписи Благовещенского собора в Москве. Из работ Рублева сохранились изображения праздников, отличающиеся особой гармоничной атмосферой, утонченностью и теплотой. Вероятно, художник к этому времени имел серьезный опыт и репутацию.
В 1408 году совместно с Д. Черным писал в Успенском соборе во Владимире. Ему принадлежит часть фресок изображения Страшного суда на западной стене. Несмотря на подавляющую тематику, работа Рублева демонстрирует просветление и всепрощение и не дает гнетущего ощущения страшной кары. В те времена художник был настоящим мастером школы живописи, имеющим собственный стиль, последователей и учеников.
В 20-х годах XV века под руководством А. Рублева и Д. Черного создавался иконостас Троицкого собора. Фрески не сохранились, уцелели лишь три ряда иконостаса, разных по манере исполнения. К тому времени относится и создание «Троицы» – иконы, ставшей шедевром мировой живописи. Смысл, вложенный художником в эту удивительную работу, – самопожертвование во имя гармонии и жизни. Рублев скончался в 1428 году в московском Андрониковом монастыре во время эпидемии чумы.
Это интересно: Житие Амвросия Медиоланского (видео)
Биография иконописца
О жизни Рублева известно очень мало. Он родился предположительно в 1360 году на территории Московского княжества. Некоторые искусствоведы считают, что он появился на свет в Великом Новгороде. О его родителях информации нет, но по фамилии можно сделать вывод, что они работали ремесленниками.
Краткая биография Андрея Рублева будет неполной без истории его прихода в веру. Иконописец принял монашеский постриг примерно до 1405 года. Его мирское имя могло быть другим, но после прохождения обряда его назвали Андреем.
Историкам удалось найти икону, которая была подписана «Иванов сын Рублев». По этой надписи специалисты сделали предположение, что отца иконописца звали Иван. Первые письменные упоминания о художнике появились в 1405 году.
В летописи было записано, что прибыли монах Рублев, Феофан Грек и Прохор-старец. Они приступили к росписи Благовещенского собора. Тот факт, что им доверили такую важную работу, свидетельствует, что они были искусными мастерами.
Рублев смог многое перенять от Феофана, который считался одним из лучших иконописцев. Лики святых из-под его кисти выходили немного суровыми, но в то же время масштабными и величественными. Постепенно Рублев начал вырабатывать свой стиль.
Его иконы наполнены:
- спокойствием;
- ясностью;
- гармонией.
Где можно увидеть иконы Андрея Рублёва?
Многие работы были безвозвратно утрачены, однако сохранившиеся до наших дней можно увидеть:
- «Троица» (1420) — Государственная Третьяковская Галерея, Москва;
- «Спас в силах» (1408) — Государственная Третьяковская Галерея, Москва;
- «Сошествие во ад» (1408–1410) — Государственная Третьяковская Галерея, Москва;
- «Благовещение» (1405) — иконостас Благовещенского собора Московского Кремля;
- «Архангел Михаил» (1408) — иконостас Успенского собора во Владимире;
- «Вознесение Господне» (1408) — праздничный ряд иконостаса Успенского собора во Владимире;
- «Архангел Михаил» (1408) — иконостас Успенского собора во Владимире;
- «Архангел Гавриил» (1408) — иконостас Успенского собора во Владимире;
- «Богоматерь» (1408) — иконостас Успенского собора во Владимире;
- «Григорий Богослов» (1408) — иконостас Успенского собора во Владимире;
- «Иоанн Златоуст» (1408) — цикл икон деисусного чина иконостаса Успенского собора во Владимире;
- «Иоанн Богослов» (1408) — иконостас Успенского собора во Владимире;
- «Иоанн Предтеча» (1408) — иконостас Успенского собора во Владимире;
- «Андрей Первозванный» (1408) — иконостас Успенского собора во Владимире.
Андрей Рублёв. Фрагмент иконы «Троица». 1420 год.
Учителем Андрея Рублёва был Феофан Грек
Летописи говорят о том, что Андрей Рублёв работал с такими мастерами, как Прохор-старец и Даниил Чёрный, который был его напарником в странствиях. Однако учитель Андрея Рублёва — Феофан Грек.
Именно от него иконописец получил навыки византийского письма и с его помощью познакомился с византийской изобразительной культурой.
Феофан Грек и Семён Чёрный расписывают церковь Рождества (миниатюра Лицевого летописного свода, 16 век). Феофан Грек прибыл на Русь из Византии
Величайший византийский и древнерусский иконописец, мастер фресковых росписей и миниатюр Феофан грек родился в 1340 году и умер в 1410 году. Родился он в Византии. Именно поэтому он получил на Руси прозвище «Грек».
До приглашения на Русь он жил и работал в Константинополе и других византийских городах. Непосредственно перед прибытием он долгое время жил в Кафе. Это ныне крымская Феодосия. Историки утверждают, что на Русь он приехал вместе с митрополитом Киприаном.
Первоначально он поселился в Новгороде. Это произошло в 1370 году. Здесь он расписывал церковь Спаса Преображения на Ильине улице. Феофан оказал огромное влияние на развитие всего искусства Великого Новгорода. Это касается как роспись фресок, так иконописи.
Дальнейшие сведения о деятельности Феофана Грека туманны. По некоторым данным, он продолжил свою работу в Нижнем Новгороде, а также посетил Коломну и Серпухов. В начале 1390 года он приехал в Москву. Здесь он расписывала храмы, частные дома, писал иконы и миниатюры для книг.
Видеоролик: Иконописная школа: Феофан Грек, Рублев, Дионисий. На 3.20 минуте автор говорит о том, что Андрей Рублёв, в отличие от Феофана Грека и других иконописцев пишет икону как молитву, как созерцание красоты Божьей.
Андрей Рублёв совместно с Феофаном Греком работал в 1405 году над росписью Благовещенского собора Московского Кремля.
1405
в этом году Рублев работает над росписью Благовещенского собора Московского Кремля
К этому периоду его жизни относится знакомство с византийским иконописцем и обучение у него.
Искусствоведы указывают, что Феофан познакомил Андрея с византийской традицией в изобразительном искусстве. Работая с ним, преподобный отточил технику письма.
Это серьёзно отразилось на формировании стиля Рублёва, который стал приближаться к каноническому византийскому письму.
В дальнейшем преподобный работал самостоятельно или же с русскими мастерами в соавторстве. У него выработался собственный художественный стиль, впитавший в себя лучшие образцы византийского искусства, но не копировавший его.
Для него характерно спокойствие и умиротворенность. Кроме того, все работы Рублёва отличаются идеальной гармонией цвета, пропорции и красоты.
Общественное признание при жизни и после смерти: память народная
Русская церковь не дозволяла иконописцам ставить свои имена под фресками или на иконах, что считалось признаком гордыни. Ведь талант должен идти не от каждого лично и конкретно, а только от Всевышнего. Однако в четырнадцатом и пятнадцатом веке высоко ценились картины Рублева, как и иных живописцев-современников, а значит, авторство их можно было определить, то есть они явно были подписаны. Об этом свидетельствуют картины и иконы других живописцев, которых можно узнать по подписям. Так мы познакомились с творчеством Игнатия Грека (приблизительно 1390-е годы), Алексы Петрова (1293-1295 годы), инока Аарона (около 1437-1439 годов). До наших дней не дошло ни одной подлинной подписи самого Рублева, а только подделки, не имеющие с оригиналом ничего общего.
Стоит узнать
Среди экспонатов, чрезвычайно известного русского коллекционера, историка и археографа восемнадцатого века графа Алексея Ивановича Мусина-Пушкина, который по счастливой случайности сохранил для потомков такое выдающееся произведение, как легендарное «Слово о полку Игореве», очевидцы отмечали крупный золотой крест с надписью «Ц. И. А. Рублева». Специалисты расшифровывают надпись как «Церкви от инока Андрея Рублева». По всей видимости, крест был подарен художником Андрониковской обители, которую тот лично строил и украшал.
Канонизация великого инока Андрея
Долгое время Андрей Рублев оставался просто живописцем и только в 1988 году, четвертым поместным собором Русской православной церкви он к огромной радости всех верующих, был наконец-то канонизирован в лике преподобных святых. Причем, согласно православным святцам, его день отмечается трижды в году.
- Четвертого июля преставление преподобного Андрея.
- Шестого июля память святого Андрея Рублева.
- Последнее воскресенье перед 26 августа память преподобного Андрея.
Упоминание о нем имеется в тропаре, а именно гласе третьем, а также кондаке, гласе восьмом.
Память о русском иконописце
Если не считать всего того наследия, которое оставил потомкам художник и иконописец Андрей Рублев, то стоит отметить памятники и другие объекты, которые можно считать памятными. В 1947 году в монастыре Спасо-Андрониковом был устроен заповедник, который в 1985 году переименовали в Музей древнерусского искусства и культуры имени Рублева. Перед главным входом в это учреждение красуется памятник преподобному в полный рост, работы Олега Комова.
Во Владимире, где Рублев провел много времени, создавая украшения для собора, который по слухам вообще был выстроен на его личные деньги, памятник иноку Андрею красуется прямо перед входом в центральный парк имени Пушкина. Также именем замечательного русского живописца назван кратер на планете Меркурий. Художественный фильм скандально известного режиссера Андрея Тарковского «Андрей Рублев» («Страсти по Андрею») вышел на экраны в 1966 году и взорвал умы всех, кто его посмотрел.
Кроме того, была выпущена целая серия сувенирных монет, а также марок для филателистов, с изображением древнерусского художника. На фронтоне омской библиотеки тоже расположено изображение Рублева, а один из самолетов Аэрофлота тоже носит имя Андрея Рублева.
Всеобщее признание
В произведениях Андрея Рублева отражается его мироощущение
Для того времени был характерен культурный прогресс, повышенное внимание к нравственным вопросам. Творчество живописца отражало новое видение духовной красоты и нравственности, оно стало известным и почитаемым не только на родине, но и далеко за ее пределами
Работы Рублева являются чрезвычайно ценными, их сохранилось очень мало. Многочисленные исследования выявляли его произведения по уникальному стилю. Икона «Троица» – это единственная уцелевшая работа, которая, безусловно, принадлежит кисти Рублева. В настоящее время хранится в Третьяковской галерее. Мало споров вызывает факт принадлежности мастеру, состоящего из трех икон Звенигородского чина. В нем прослеживается новый для творчества Рублева драматический след, возможно связанный с событиями того времени (междоусобица на Руси).
Большинство ученых приписывает авторству Рублева «Владимирскую Богоматерь», несколько миниатюр «Евангелия Хитрово». Помимо этих произведений на протяжении последнего столетия выдвигалось множество предположений в пользу кисти Рублева. Теперь все эти работы считаются произведениями школы прославленного мастера. В середине XVI века его иконопись была признана образцом к подражанию, и многие художники испытывали сильнейшее влияние творчества Рублева. Его произведения несут глубокое духовное содержание и эмоциональность в сочетании с лаконичными и красивыми образами.
В 1947 году на земле Спасо-Андроникова монастыря открыт заповедник, в 1985 – музей древнерусской культуры в честь Андрея Рублева. В 1988 году Рублев был канонизирован в лике преподобных святых. Фамилию художника носят улицы нескольких российских городов, ему посвящены памятники, о Рублеве сняты фильмы. Также в честь художника назвали кратер на Меркурии.
Роспись Успенского собора
Илья Глазунов. Юность Андрея Рублева (фрагмент). 1985. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Илья Глазунов. Сергий Радонежский и Андрей Рублев (фрагмент). Из цикла «Поле Куликово». 1992. Галерея Ильи Глазунова, Москва
Илья Глазунов. Портрет Андрея Рублева (фрагмент). 2007. Галерея Ильи Глазунова, Москва
Историки предполагают, что Андрей Рублев родился около 1360 года в средней полосе России — возможно, в Великом Новгороде или в землях Московского княжества. При крещении ему дали другое имя — Андреем нарекли позднее, при монашеском постриге. Мнения историков о происхождении иконописца противоречивы. С одной стороны, «рекло» — прозвище, прообраз современной фамилии — носили в то время только знатные и образованные люди. С другой, прозвище Рублев произошло от слова «рубель» — так в старину называли приспособление для выделки кож. Получить «рекло» от названия инструмента мог только человек из семьи ремесленников.
О детстве и юности Андрея Рублева также не сохранилось достоверных сведений. Вероятно, учиться живописи он начал, еще будучи мальчиком: в то время детей старались отдавать в обучение как можно раньше. Около 1405 года иконописец постригся в монахи. Это произошло в Москве, в Спасо-Андрониковом монастыре, настоятелем которого был тогда игумен Андроник.
Первое упоминание Андрея Рублева в исторических документах относится к 1405 году. В «Троицкой летописи» среди событий этого года есть сведения о росписи домовой церкви московского князя Василия I, старшего сына Дмитрия Донского. «А мастеры бяху Феофан иконник гречин, да Прохор старец с Городца, да чернец Андрей Рублев», — сообщал летописец. По традициям того времени последним в списке мастеров упоминали самого младшего из артели. Однако сам факт, что Рублеву доверили такой почетный заказ и привели его имя в летописи, говорит о том, что к этому времени он уже считался опытным мастером. Иначе его произведения остались бы анонимными, как это произошло с работами большинства древнерусских художников.
Искусствовед Борис Дудочкин на основе текста летописи предположил, что Рублев работал в Москве или ее окрестностях довольно долго, еще до того, как принял постриг.
В мае 1408 года, согласно той же «Троицкой летописи», Андрей Рублев и Даниил Черный приступили к росписи Владимирского Успенского собора, построенного в XII веке при князьях Андрее Боголюбском и Всеволоде Большое Гнездо. К началу XV столетия храм сильно пострадал от ордынского нашествия, и по указу московского князя Василия I началось его восстановление.
От работ Андрея Рублева и Даниила Черного в Успенском соборе сохранились фрагменты настенных фресок и часть иконостаса — одного из самых больших в России. Роспись Успенского собора во Владимире — единственная сохранившаяся работа Андрея Рублева, год создания которой точно известен.
Иконы деисусного ряда, на которых изображен Христос, достигают в высоту 3,4 метра. Рублев опирался на византийские художественные традиции и московскую иконописную школу Феофана Грека, однако во многом отступал от них и по-своему трактовал образы Христа, Богоматери и святых. Из фресок особенно интересен фрагмент с изображением Страшного Суда: Рублев написал не мрачную сцену наказания грешников, а праздник справедливости и вечной жизни, которая, по христианским представлениям, ожидает праведников.
Сейчас сохранившиеся иконы и фрагменты фресок хранятся в отреставрированном Успенском соборе, который входит в Список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО.
Биография Андрея Рублёва о главном
Андрей Рублев – знаменитый русский иконописец 14 – начала 15 веков. Работ, принадлежащих кисти этого художника, сохранилось до современных дней не так уж и много. Самая знаменитая из них – “Троица”. Участвовал Андрей и в росписи многих храмов. А иконопись его заметно отличалась от традиционной. В своих изображениях сочетал художник и духовность, и человечность. Совокупность того и другого делало его творения неповторимыми.
Достоверных сведений о жизни Рублева известно очень немного. Даже неизвестна точная дата и место его рождения. Предположительно, появился на свет будущий художник в 1360 году. Местом рождения одни историки считают Московские земли, а другие – Новгородские. О семье его, так же, почти не известно. Есть только предположения о том, что это была ремесленническая семья. Еще, есть подпись на одной из поздних работ Рублева, которая гласит, что мастер, написавший ее – Андрей, сын Ивана.
Имя Андрей принял живописец при постриге в монахи. В течение своей жизни немало написал он икон. Но, единственной уцелевшей и дошедшей до наших дней является “Троица”. Эта работа была написана мастером в период междоусобиц на русских землях.
Принимал участие Андрей вместе с другими живописцами того времени и в росписи храмов. Известно, что в 1405 году он, вместе с группой других художников и Ф. Греком работал над фресками Московского Благовещенского собора. А в 1408 году, так же с совместно с другими, трудился он над Успенским собором во Владимире. На западной стене этого храма красовались картины, изображавшие великий судный день. Эта работа полностью принадлежит кисти Рублева.
Умер иконописец в 1428 году. В это время находился он в Андрониковом монастыре. Причиной смерти считается чума, эпидемия которой наблюдалась там в этот период времени. Существует предположение, что последнее над чем трудился мастер – роспись Спасского собора. Но это только предположение. Ведь так мало дошло до наших дней и работ художника, и точных сведений о его жизни и деятельности.
Андрей Рублев: биография и творчество (кратко)
Прославление преподобного состоялось не так уж давно, в 1988 году, год празднования 1000-летия Крещения Руси
Биография и творчество Андрея Рублёва не просто привлекает внимание историков и верующих. Немногочисленные сведения его жития и авторские творения, пробуждают желание писать о преподобном, снимать фильмы о нём
Прославление преподобного состоялось не так уж давно Но этой информации стало достаточно, чтобы понять, почувствовать значимость творчества преподобного. Андрей Рублёв написав икону «Христос Вседержитель» смог через краски изобразить Слово Божье. Икона «Архангел Михаил» Андрея Рублёва образец древнерусской иконографии и живописи.
Детство и юность
Точная дата рождения Андрея Рублева неизвестна. Предположительно иконописец родился в 1360 году в Московском княжестве в семье ремесленников.
До наших дней дошла икона, подписанная «Андрей Иванов сын Рублев». Ее подлинность вызывает у экспертов сомнения, однако она служит косвенным доказательством того, что отца известного художника звали Иваном.
Имя Андрей было дано художнику уже после монашеского пострига в Андрониковом монастыре, расположенном на левом берегу Яузы. Мирское имя Рублева неизвестно.
К интересным фактам об иконописце следует отнести и его прозвище Рублев, указывающее на принадлежность к ремесленникам. Оно основано от слова «рубель» — инструмента для накатки кож.
Сергей Есенин биография
Биография Андрея Рублёва загадочна
Великий древнерусский иконописец оставил о себе мало сведений. Например, до сих пор ведутся споры о том, где он родился.
Часть исследователей считает, что это Великий Новгород. Общепринятая же версия говорит о том, что это произошло в Московском княжестве.
Андрей Рублев расписывает Спасский собор. 15 век. Биографии Андрея Рублёва недостоверна и загадочна. Все изображения его символические и не претендуют на достоверность
Дата рождения Рублёва также спорна, поэтому обычно сообщается, что родился он в конце 1340-х годов. Родители преподобного неизвестны.
Так как он имел прозвище «Рублёв», что значит «рубель» или инструмент, предназначенный для накатки кожи, считается, что он мог происходить из семьи ремесленники.
На одной из икон, приписываемых Рублёву, имеется надпись: «Андрей Иванов сын Рублёв». Из этого факта некоторые искусствоведы делают вывод о том, что его отца звали Иван.
Прозвище «Рублёв» означает рубель — инструмент для накатки кожи.
Противники этой версии утверждают, что надпись поддельная, так как иконы авторства Рублёва стали высоко цениться только после реставрации в 1904 году главной святыни Троице-Сергиевой Лавры иконы Святой Троицы.
Доверять таким надписям нельзя, но принимать их к сведению необходимо.
Сергий Радонежский и Андрей Рублев, Илья Глазунов. 1992 год. Андрей Рублёв был послушником у преподобного Никона Радонежского
Кроме того, также существует версия о том, что Андрей родился в городе Радонеж, который находится близ Лавры. В её пользу говорит то обстоятельство, что позже он постригся в монахи именно в Лавре.
Кроме того, в житии Сергия Радонежского, которое составлено его учеником Епифанием, Рублёв упоминается три раза.
Это говорит в пользу той версии, что он был знаком со святым. Учёные утверждают, что иконописец был послушником преподобного Никона Радонежского.
Потом же стал иноком в Спасо-Андрониковом монастыре в Москве. Первое имя его не известно, хотя оно может совпадать с монашеским.
Биография Андрея Рублева: живописец, Иванов сын
Об этом человеке, кроме его нетленного творчества, известно действительно мало. Лучшие годы его жизни напрямую связаны с двумя монастырями: Спасо-Андрониковым, а также Троице-Сергиевым в Москве. Впервые в летописных источниках имя Андрея Рублева, знатного художника и иконописца, упоминается в 1405 году. Именно тогда, вкупе с прославленным Феофаном Греком занимался росписью Благовещенского собора, находящегося в Московском Кремле. Сам этот факт уже является явным подтверждением его мастерства и таланта. Так кто же такой Андрей Рублев на самом деле, и каком его жизненный путь в историческом срезе? Давайте разберемся вместе.
Важно
Согласно сведениям, почерпнутым из Новгородских и Владимирских летописей, уже в 1408 году, иконописец Андрей Рублев был привлечен для росписи Успенского собора в городе Владимире. Вместе с ним работал также Даниил Черный, с которым спустя двенадцать-пятнадцать лет потрудился еще и в Троицком соборе Троице-Сергиева монастыря.
Все творчество этого художника буквально пропитано московской традиционной школой живописи
Однако, судя по работам Андрея Рублева, был прекрасно знаком с традицией южнославянской, а также византийской живописи, что немало важно для понимания личности этого человека. Иконы и другие работы живописца уже в древности оценивались очень высоко
При этом они считались настоящим образцом для подражания. По умолчанию, они не могли продаваться, но их можно было выменять. Как мы уже говорили, средняя стоимость животворной иконы могла достигать целой деревни, вместе с людьми.
Сведения о детских годах иконописца
Большинство историков склоняются к мысли, что родился Андрей, Иванов сын Рублев, родился либо в Великом Новгороде, либо в Москве. Допускается также гипотеза, что отец его был обычным и ничем не примечательным ремесленником в Московском княжестве, из-за отсылки к фамилии. Рубель — именно так назывался инструмент кожевенника в те времена. Это может указывать на профессию и сословие родителей художника. Предположительно, он появился на свет в 1335-1365 годах, более точных сведений отыскать не удалось.
В летописи семнадцатого века, под названием «Сказания о святых иконописцах», упоминается, что художник Рублев проживал в Троицком монастыре, когда настоятелем был Никон Радонежский, то есть это было уже после того, как Сергий Радонежский преставился. По одной из теорий он принял монашеский постриг именно здесь, или же в Спасо-Андрониковой обители. Мирского имени, которое Андрей носил до пострига, скорее всего, мы уже никогда не узнаем.
Внешний вид и смерть великого живописца древности
Лицо художника за всю его жизнь никогда так и не было запечатлено ни единого раза. Правда, есть некоторые указания на то, что среди ликов и икон самого Андрея Рублева, что выписаны в Благовещенском соборе в Кремле, именно он изображен в образе знаменитого Иуды Искариота. Кроме того, при раскопках в Спасо-Андрониковом монастыре, которые проводились не так давно в 2006 году, было обнаружено захоронение, предположительно четырнадцатого или пятнадцатого века. Главный специалист Московского бюро судмедэкспертизы Сергей Никитин утверждал, что в могиле были найдены останки именно Андрея Рублева. Последующие семь лет велись работы по воссозданию внешнего облика иконописца. Результаты этого исследования пока так и не оглашены.
С датой смерти тоже совершенно ничего не понятно. Длительное время считалось, что умер в январе 1430 года, но впоследствии оказалось, что она не точна. В 1947 году, во время восстановления страны от последствий Великой Отечественной войны, якобы было найдено белокаменное надгробие с точной датой. Однако убедиться не получится, потому что по странной случайности, плита была разбита на щебень и использована в строительстве новых домов. Кроме того, историки утверждают, что подобные надгробные плиты стали использоваться не менее, чем через пять десятилетий после вышеозначенных событий, да и то далеко не в массовом порядке. Так что скорее всего, это можно считать слухами, но никак не истиной. Пока же принято считать, что инок Андрей Рублев умер 17 октября 1728 года.