Как и где размещать плакаты
Размещение плаката зависит от его вида. Если это рекламный постер, то в первую очередь его размещают на улице: специальных стендах, стенах зданий, заборах, остановках — везде, где бы его заметило как можно больше прохожих
Важно, чтобы ничего вокруг не отвлекало от плаката и не мешало ему. Он должен быть в центре внимания
Кроме этого, рекламные постеры публикуются в печатных изданиях.
То же самое касается и информационного плаката, для которого главное — охват большой аудитории.
Другое дело — декоративные плакаты. Вот несколько советов по их размещению.
Наиболее выигрышно постеры смотрятся на однотонных поверхностях
И неважно, где именно: в гостиной, на кухне, в ванной или в ресторане
Кроме того, плакаты можно по-разному размещать на стене.
Горизонтальный ряд.
Таким образом можно заполнить любое пустующее пространство.
Коллаж из четырех постеров.
Подобное размещение отлично подходит для помещений с высокими потолками.
Симметричное расположение.
Если у вас несколько плакатов одинакового размера, симметрия — для вас. К тому же она поможет визуально сбалансировать интерьер комнаты.
Асимметричное расположение.
Для такого размещения лучше использовать плакаты разных размеров. Постеры можно вешать как угодно.
Плакатный чек-лист
Плакатная графика сотню лет развивалась внутри национальных школ — со своими задачами, условиями, пассионарными личностями. Сегодня дизайнерское комьюнити космополитично — найти референс для своего проекта можно на другом конце планеты:
#1. Смотри японскую ксилографию, если нужно зарыться в детали и прорисовать узоры.
#2. Изучай французскую литографию, когда нужен смелый плакат для селебрити.
#3. Вспоминай советских конструктивистов, если есть задача говорить прямо и громко.
#4. Узнай все о швейцарской школе, когда нужна универсальная графика и минимализм.
#5. Знакомься с польскими дизайнерами, если нужен чистый арт и наив.
Конструкторы плаката
Если постараться, плакат вполне можно сделать самому, даже не прибегая к помощи дизайнеров. Посмотрите очень удобные и многофункциональные инструменты для создания постеров.
Canva
Отличный ресурс для создания не только плакатов, но и баннеров, визиток и различных иллюстраций. Необязательно обладать специальными навыками, чтобы нарисовать крутой постер.
Большой инструментарий и возможности как для рисования, так и для редактирования изображений. А многочисленные шаблоны облегчат и ускорят процесс.
Lucidpress
Онлайн-редактор. Немного уступает Canva в наборе инструментов и шаблонов. Тем не менее он отлично подходит для быстрого создания несложного плаката.
Специально для тех, кто хочет создавать свои киноафиши и постеры!
Перестройка
Перестройка – один из самых неоднозначных периодов в советской истории. Генеральный секретарь Михаил Горбачев пытается выстроить новую политику в отношениях между руководством страны и народом – Гласность (Glasnost — publicity). Это слово, наравне с Перестройкой (Perestroika) войдет в историческую науку и политологию. В последние годы своего существования СССР испытывал тяжелые экономические проблемы. Как следствие, в стране расцветает коррупция, больших масштабов достигает теневая экономика, с которой власти борются в том числе посредством плакатов.
На плакате в боевом порядке стоят люди, олицетворяющие главные, по мнению авторов, проблемы, которые мешают успешной реализации политики Перестройки: бюрократизм, некомпетентность, взяточничество, волюнтаризм и т.д.
На плакате приводится выдержка из уголовного кодекса СССР, сообщающая о суровом наказании за воровство государственного имущества, и статистика хищений, количество которых возросло на 84% по сравнению с предыдущем годом.
Плакат с призывом наказать тех, кто зарабатывает нечестным путем.
Считается, что период Перестройки является закатом плакатного искусства в СССР. Специалисты отмечают, что падает их художественная ценность, да и влияние на людей, которым уже надоела пропаганда и агитация уже не столь сильно. Но в это время плакатной живописью активно начинают заниматься независимые художники-постмодернисты, которые работают в направление соц-арт, и эксплуатируют советские пропагандистские клише. Но это уже другая история.
Подписывайтесь на наши обновления, чтобы не пропустить вторую часть статьи, которая будет посвящена теме безопасности труда!
Где взять изображения для плаката
Нарисовать самому
Если вы не хотите использовать существующие в доступе изображения, чтобы ваши картинки использовал в работе кто-то еще, создавайте их сами!
Можно использовать графический планшет, Adobe Illustrator, Photoshop или другие инструменты для создания изображений.
Скачать в свободном доступе
Существует достаточное количество ресурсов с бесплатными картинками. Тот же Flickr. Искать бесплатные изображения удобно через поисковик Everypixel, там же можно бесплатно скачать фото из эксклюзивной коллекции. Но опасность в том, что тысячи таких же маркетологов как вы могут искать изображения на этих ресурсах. К тому же не все фотографии можно использовать в рекламе, в первую очередь потому, что никто из людей на фотографиях не подписывал релиз модели.
Купить на стоке
Оптимальный вариант — купить изображение в фотобанке. Если не знаете, какую лицензию выбрать под конкретный проект, вот статья, где все подробно расписано.
Смотреть больше фотографий на Everypixel.
Яркие цвета
Ещё одна фишка плакатов СССР — сочные цветовые оттенки, которые сразу приковывают взгляд. В рекламной графике часто использовали сочетания дополнительных цветов по кругу Иттена: они максимально контрастные. Например, это жёлтый с фиолетовым и оранжевый с голубым. Несмотря на то что в следующем примере использованы приглушённые оттенки цветов, плакат всё равно смотрится очень ярким — за счёт контраста дополнительных цветов.
Цвета хорошо дополняют друг друга. Неизвестный художник, 1928 год
Наряду с приглушёнными оттенками в плакатах использовали и открытые цвета — чистые, яркие, без примесей. Обычно это были первичные цвета по кругу Иттена: красный, жёлтый и синий. Особенно они характерны для рекламы.
Эти цвета несут позитивное настроение. А. Миллер, 1938 год
Но излюбленный цвет в СССР — это, конечно, красный. Он яркий сам по себе, а в сочетании с чёрным смотрится ещё более броским. Красный цвет — неотъемлемая часть агитационных плакатов. Это активный цвет, который, по мнению современных маркетологов, повышает слюноотделение и учащает сердечный ритм. Именно плакаты в красной гамме призывали народ к боевой готовности и усердной работе:
Выглядит убедительно. Неизвестный художник, 1931 год
1890-1900
Прекрасная эпоха и Модерн
В 1891 году Тулуз-Лотрек создает плакат «Moulin Rouge«, который повышает статус плаката до изобразительного искусства. В течение 1890-х годов, называемых во Франции Belle Epoque (Прекрасная эпоха), количество рекламных выставок, журналов и торговцев плакатами увеличивается. Пионер в области продажи плакатов Кловис Сагот имел в своем каталоге более 2200 плакатов.
Три года спустя чех Альфонс Муха в Париже создал первый шедевр плакатного дизайна в стиле модерн. Этот, богато украшенный, стиль стал основным международным художественным искусством вплоть до Первой мировой войны.
- Тулуз-Лотрек «Мулен Руж», 1891
- Автор неизвестен, туристический плакат для провинции Зеландия, 1900
- Теофиль-Александр Стейнлен «Черный кот — сегодня вечером», 1896
В каждой стране плакат использовался для празднований и культурных мероприятий. Во Франции рекламировались кафе и кабаре; в Италии — опера и мода; в Испании — бой быков и фестивали; в Германии — ярмарки и журналы; в Британии и Америке — литературные журналы, велосипедные гонки и цирковые представления. Стали очевидными отличительные национальные стили: голландские плакаты были сдержаны и упорядочены; итальянские плакаты отличались драматургией и грандиозным масштабом; немецкие плакаты славились прямотой и влиянием средневековья.
Как сделать рекламный плакат
Плакат, как и любой рекламный продукт, должен привлекать внимание
Поэтому очень важно сделать его привлекательным. Вот основные правила, которые нужно соблюдать при создании рекламного плаката
Вот основные правила, которые нужно соблюдать при создании рекламного плаката.
Яркий образ
Как его называют в маркетинге — ай-стоппер
Главная задача — привлечь внимание, вызвать любопытство. В качестве ай-стоппера может выступать нестандартный образ или яркая картинка
Используйте одно изображение и не забывайте, что плакат будет большого размера, так что и картинка должны быть с хорошим разрешением!
Заголовок
Заголовок не обязателен, но в большинстве случаев он не помешает
Как и картинка, он должен привлекать внимание, а значит — читаться на расстоянии
В качестве заголовка может выступать название рекламной акции, название продукта, сообщение о распродаже.
Текст
Чем меньше текста, тем лучше. Шрифт должен быть крупным. При компоновке текста нужно выделить товарный знак и логотип.
Используйте не более двух шрифтов: один — для основного текста, второй — для заголовка.
Цвет
Выбирайте яркие, контрастные цвета. Контрастирующие оттенки лучше сочетаются и помогают легче читать плакат.
Советы профессионала
Своими советами по созданию рекламного плаката делится Томас Рассел, преподаватель в Институте современных исследований при Ассоциации рекламных агентств.
Упрощайте
Плакаты должны моментально привлекать внимание и быстро рассказывать основную идею.
Показывайте выгоду товара.
Используйте возможности цвета. Чем ярче реклама, тем лучше
В умеренном количестве.
Избегайте двусмысленности. Не все могут сразу понять вашу игру, принять её и положительно отреагировать. Если вы не уверены на 100%, лучше не использовать неоднозначные образы и тексты.
Текст должен быть максимально легким и удобным для чтения.
10 признаков хорошего рекламного плаката
Эксперты FreelanceToday поделились признаками отличного плаката. Некоторое вы уже прочитали выше, а кое-что узнаете впервые.
Хорошая читаемость.
Контрастность.
Размер и расположение. Формат плаката зависит от того, где он будет располагаться
Важно, чтобы не было никаких помех. Плакат должен занимать доминирующую позицию.
Плакат должен работать, независимо от размера
Если о вашей рекламной кампании пишут СМИ и помещают на страницы издания фотографию вашего плаката, он все равно должен работать. Для этого важно его правильно скомпоновать.
Большие изображения.
Негативное пространство. Дизайнерам не стоит заполнять все пространство, нужно оставлять свободный «воздух». Для этого, к примеру, можно увеличить расстояние между буквами, словами и строками.
Призыв к действию. Ведь цель плаката — заставить людей совершить какое-то действие.
Необычная типографика. Плакат — один из тех жанров, где можно смело экспериментировать с леттерингом. Но, конечно, не переусердствуйте.
Ручная работа
Нарисованные от руки рисунки или написанный вручную текст, привлекает внимание и высоко ценится.
Дерзость. Не бойтесь выходить за рамки и пользоваться необычными элементами.
Швейцария: математика и универсальность
Техника. После Второй мировой войны у художника появляется большой выбор типа печати — в зависимости от цели он может использовать линогравюру (подходит для очень больших изображений), высокую печать (если нужен только текст), литографию или офсетную печать.
Графические дизайнеры по всему миру в своих работах берут за основу новые типографские шрифты без засечек — простые и понятные. Именно тогда, например, появляются Helvetica и Universe. У одного шрифта есть несколько размерных вариантов — и это применяют в построении графического ритма плаката.
Школа. В 1950-х плакат используют уже не только локально, для рекламы местных событий и продуктов. Для глобального рынка и международных событий нужен новый язык — объективный, понятный, универсальный. В Швейцарии сразу в двух городах — Цюрихе и Базеле — появляются школы дизайна, которые создают такой язык.
Уже к 1970-м стиль швейцарских кинопостеров, театральных и концертных афиш подхватят дизайнеры по всему миру и назовут Интернациональным типографским стилем. А плакаты Эрнста Келлера, Армина Хофманна и Йозефа Мюллер-Брокманна остаются культовыми до сих пор.
Слева направо: Армин Хофманн для Муниципального театра Базеля, Эрнст Келлер для Музея Ритберга в Цюрихе, Йозеф Мюллер-Брокманн для весеннего концерта оркестра Тонхалле
Особенности стиля швейцарской школы дизайна впервые в истории не связаны с возможностями печати, потому они почти безграничны. Наоборот, создатели типографских шрифтов подключаются к формированию новой визуальной эстетики.
Определить интернациональный швейцарский стиль можно по таким приемам:
- — использование сетки для построения композиции
- — выравнивание текста по левому краю и рваный правый край
- — шрифты без засечек
- — черно-белое фото, которое точно передает суть события или места
- — простая геометричная графика
- — ограниченная палитра: часто три цвета, реже — четыре
- — объективность и бесстрастность, избегание символов, метафор, подтекстов
Сегодня швейцарские студии графического дизайна продолжают эксперименты с , не просто используют сетку, а делают ее концептуальной . А графдизайнер Дафи Кюне вручную печатает постеры с крутым эффектом .
История плаката
Несмотря на то что первые «следы» плакатов встречаются еще в Древнем Египте (изображения с информацией о сбежавших рабах), отцом плаката все же принято называть художника Жюля Шере. Француз, по мнению многих, — художник относительно небольшого дарования, что, однако, не помешало ему стать создателем нового жанра. В 1866 году он открыл мастерскую по изготовлению литографических картин, что и стало началом плаката.
Другой француз, Анри де Тулуз-Лотрек, поднял плакат до уровня высокого искусства.
Настоящий расцвет плаката наступил в СССР. Советский плакат — яркий пример социальных постеров XX века.
Плакатным искусством занимались все: от начинающих рекламщиков до поэтов и писателей. А работы поэтов-футуристов можно смело относить к шедеврам.
Плакаты Маяковского Плакаты Маяковского Плакаты Маяковского
А плакаты времен войн и революций поражают своей политической прямотой и идеологичностью. В сложные для страны времена газеты выпускались не очень часто — их заменяли плакаты.
Плакат времен Великой Отечественной Войны Виктор Дени, 1920
Советский социальный агитационный плакат — это понятная широким массам картинка и короткий энергичный текст.
Плакаты наглядно разъясняли, почему алкоголь вреден для человека.
Туристические плакаты СССР
Если вы думаете, что Советский Союз был закрытой страной, куда попасть могли только избранные, то вы ошибаетесь. Иностранных туристов заманивали всеми способами, поскольку стране нужна была валюта. Вот некоторые примеры плакатов от «Интуриста».
Запоминающиеся иллюстрации
Простые и чуть грубоватые рисунки идеально подходили для советского плакатного искусства: они позволяли выразить месседж, не перегружая картинку деталями. Во многом советские агитационные плакаты убедительные и запоминающиеся благодаря своим иллюстрациям. Негативных персонажей зачастую рисовали карикатурно — эти яркие образы невозможно игнорировать.
Так, по мнению художников, выглядит типичный алкоголик. И. Янг, А. Черномордик, 1929 год
Чтобы привлекать внимание к персонажам, на плакатах использовали однотонные заливки: часть изображения просто закрашивали каким-нибудь цветом. На этом плакате однотонная синяя одежда и головные уборы на иллюстрации помогают привлечь внимание к главному:. Главное — глумливые лица и растерянный молодой рабочий
И. Янг, А. Черномордик, 1930 год
Главное — глумливые лица и растерянный молодой рабочий. И. Янг, А. Черномордик, 1930 год
Позитивные герои изображались розовощёкими, улыбчивыми, освещёнными солнцем. Конечно, на многих советских плакатах были скучные однотипные положительные герои — чем-то напоминающие улыбающихся человечков с современных стоковых фото. Но также выпускали и более привлекательные картинки.
Родина мать зовёт!
Огромный скачок в развитии жанра совпал с Первой мировой войной, когда в связи с требованиями и разногласиями огромных масс народа были выявлены глубокие классовые, национальные и религиозные противоречия. Оказалось, что плакат востребован более других видов искусства и на этом переломном этапе истории. Особую роль и широкое распространение получил пропагандистский плакат, как раз в это время возникает знаменитая метафора: «шершавый язык плаката».
Заманчивая и амбициозная мечта на руинах старого мира и старой культуры построить новое свободное общество и новое пролетарское искусство, казалось, вот-вот осуществится. Однако двигать «культурную революцию» и создавать дивный новый мир было необходимо на территории страны, где подавляющее большинство населения было неграмотным. Как в таких условиях пропагандировать «великие» идеи и как их защищать? С помощью плакатов! В это же время в дело вступил знаменитый трибун революции Маяковский, создавший вместе с другими художниками-авангардистами телеграфное агентство «Окна РОСТА».
Плакаты РОСТА представляют собой многокадровую композицию, каждую часть которой можно назвать определённым «символом». В главных ролях в их произведениях выступают узнаваемые персонажи: буржуи, пролетарии, крестьяне, священники, кулаки и другие обобщённые образы. Конечно, под каждым изображением была лаконичная, как правило, рифмованная подпись – слоган. Плакаты РОСТА можно назвать своеобразной «газетой» для неграмотных.
Маяковский рисовал топорно, но зато понятно. Например, нерадивому рабочему противопоставлялся счастливый, карикатурно изображённый буржуй, который прямо назывался «врагом». В нижней части этого же плаката ситуация обстояла совершенно иначе: типичный труженик, работающий молотом изо всех сил, противопоставлялся всё тому же капиталисту, который уже не злобно ухмылялся, предвкушая победу над пролетариатом, а удивлённо стоял с открытым ртом.
Мысль тут, конечно, очень простая, но подана талантливо и лаконично: «Работай – победим врага. Будешь отлынивать – проиграем». Для малограмотных заводских рабочих такие плакаты – лучшая мотивация, на них всё просто и понятно, а мерзкое, ненавистное лицо буржуя постоянно подстёгивает к всё более и более упорной работе.
1914-1919
Первая мировая война и Октябрьская революция
Первая мировая война создала новую роль для плаката — пропаганда. Война открыла самую большую рекламную кампанию на сегодняшний день — сбор денег, вербовка солдат и добровольцев, стимулирование производства и оскорбление противника. Используя современные методы, только Америка выпустила около 2500 дизайн-макетов и около 20 миллионов плакатов — почти 1 плакат на каждые 4 человека в стране — всего за 2 года.
Уроки блестящей американской рекламы во время Первой мировой войны были использованы большевикам. Ленин и его последователи оказались первопроходцами современной пропаганды, а плакат стал орудием выборов на протяжении всего столетия в горячих и холодных войнах.
- «Тревога — присоединиться к сибирским казачьим полкам Белой армии», 1919
- «Official United States War Films», 1917
- Джанин Агион «Share Jewish Relief Campaign» , 1915
Времена Брежнева
Брежневские времена в русской историографии принято называть «застоем». После шока Карибского кризиса стороны поняли всю опасность возможной войны, и милитаристская риторика поутихла. Подскочили цены на нефть, которую СССР успешно продавал. Приток денег в страну позволили обменять материальные блага на лояльность народа, за инакомыслие наказывали только тех, кто целенаправленно выступал против советского строя
Как следствие, с плакатов пропадает пропаганда коммунизма, и почти всё внимание уделяется социальным проблемам, повышению качества труда и энтузиазма рабочих
«Как работал, так и заработал»
«Качество – залог прогресса!», «Повышай личную ответсвенность!»
«Не лги никогда»
«Один ребенок – хорошо, два – лучше!»
«Грудному ребенку место в яслях, а не в тундре»
В Советском союзе проживало много т.н. «малых народов». Эти люди не хотели покидать места проживания своих предков, и вели традиционный для их культуры образ жизни. Власти всячески призывали их вливаться в советское общество, используя, в том числе, и плакаты.
Во времена Брежнева довольно популярной становится тема Космоса. К тому же, на этот период выпадает и знаменитая программа «Союз — Аполлон», в ходе которой произошла первая стыковка советского и американского кораблей на орбите земли.
«Облетев Землю в корабле-спутнике, я увидел, как прекрасна наша планета. Люди, будем хранить и приумножать эту красоту, а не разрушать её!» – Юрий Гагарин.
“Orbiting Earth in the spaceship, I saw how beautiful our planet is. People, let us preserve and increase this beauty, not destroy it!” — Yuri Gagarin.
На плакате советские космонавты Юрий Гагарин, Герман Титов, Андриян Николаев и Павел Попович сравниваются с героями русского эпоса.
Плакат посвящённый полёту Союз – Аполлон, который также известен, как «рукопожатие в космосе».
Социальная трансформация по-советски
Пьянство было не единственной проблемой, которую пытались решать с помощью социальных плакатов. Таких проблем была масса, а плакат должен был эффективно справляться с каждой из них. И он справлялся, будь то реклама, агитация, пропаганда или что-то ещё
Так, например, советской власти было важно приобщить женщин к труду
Помимо плакатов, с этой задачей справлялись ещё и рабоче-крестьянские журналы, на обложке которых располагались всё те же незамысловатые эффективные постеры, но напечатанные в другом формате.
Принцип работы, опять же, был прост: на плакате изображена симпатичная работница, которая отстраивает добротное здание вместе с другими женщинами, которые видны на заднем плане. На рисунке изображены и мужчины, но всё-таки зритель в первую очередь заметит на заднем плане женщин. Главная героиня, «спортсменка, комсомолка и просто красавица», сияет радостью и излучает добродетель: она молода, красива, стройна, но тем не менее работает на стройке, являя собой живой пример идеальной советской девушки-труженицы.
Так что можно смело утверждать, что во второй половине XX века спектр тем социальных плакатов был очень разнообразным: это и развитие национальной культуры в разных республиках, и охрана природы, и охрана материнства и детства, и сила знаний, и развитие физической культуры и спорта. Плакат успешно развивался во всех республиках, не теряя при этом, а наоборот, подчёркивая национальные особенности разных культур.
Сейчас плакат, к сожалению, переместился с улицы в выставочные залы и на придорожные билборды. К тому же он видоизменился — вместе с новыми ценностями пришли новые проблемы: мафия, терроризм, коррупция, безработица, инфляция, проституция, насилие, бездомные, сироты, незаконная торговля.
Плакат превратился из сатирически-карикатурного жанра в более депрессивный вид искусства. К сожалению, можно сказать, что плакат сейчас вернулся к «истокам», то есть используется в подавляющем большинстве случаев в торгово-коммерческих целях в виде билборда, афиши или рекламной листовки.
Дело в том, что на смену социальному плакату пришли социальные видеоролики, которые имеют не меньшую популярность, но большую выразительность. XXI век — век онлайна, так что прохожим нет нужды глазеть по сторонам в поисках красочных плакатов, они всё могут увидеть в телефоне.
Конечно, сами плакаты уже не особо актуальны, но они видоизменились, как и все, даже самые древние виды искусства. Сейчас мы можем видеть те же самые плакаты в образе билбордов, постов в Instagram и Twitter, афиш кинотеатров, бульварных листовок, социальной рекламы и даже граффити.
А в своё время предок того, что мы видим сейчас каждый день на улицах любого города и в витрине каждого второго магазина, дал рекламе невероятный толчок в развитии жанра и, по сути, послужил отправной точкой для всей мультимедийной рекламы, которая так назойливо, но настойчиво, ежедневно капает тебе на мозг.
1900-1914
Новый век и Ранний модернизм
К 1900 году модерн потерял большую часть своего динамизма из-за подражания и самоповторов. Смерть Тулуз-Лотрека в 1901 году и отказ от плакатного искусства Альфонсом Мухой и Жюлем Шере (оба обратились к живописи) оставили пустоту, заполненную молодым итальянским карикатуристом по имени Леонетто Каппелло, который приехал в Париж в 1898 году.
Оказавшись под сильным влиянием Шере и Тулуз-Лотрека, Каппелло избавился от вычурности модерна
Вместо этого он сосредоточился на создании одного простого изображения (часто юмористического или причудливого), которое привлекало внимание и воображение прохожих на оживленных улицах. Эта способность создавать фирменную индивидуальность сделала Каппелло отцом современной рекламы
Его стиль будет доминировать в парижском художественном плакате до первого плаката в стиле Ар-деко — живописца Адольфа-Жана-Мари Кассандра в 1923 году.
- Леонетто Каппелло «Бисквитный союз», 1906
- Люциан Бернхард «KaffeeHag — кофе без кофеина», 1914
- Август Фишингер «Хофбауэрская фортепианная фабрика». 1910
Между тем, художники, работающие в Шотландской школе Глазго, Венском Сецессионе в Австрии и Немецком Веркбунде, также преобразовывали подход к созданию плакатов в стиле модерн. Эти школы отказались от криволинейного орнамента в пользу прямолинейной и геометрической структуры, основанной на функционализме.
Ключевым результатом этих усилий был немецкий «German Plakatstil» или «Плакатный стиль», который был создан в 1905 году Люцианом Бернхардом в Берлине и Людвигом Хольвайном в Мюнхене. Минималистический натурализм и упор на плоские цвета и формы сделали их работы следующим шагом к созданию абстрактного, более современного визуального языка.
Буржуй, притаившийся на дне бутылки
Во второй половине ХХ века плакат в СССР завоёвывает практически все области человеческой жизни: его можно увидеть в городах, на территории фабрик и заводов, в колхозах, деревнях, школах, больницах, детских лагерях. Плакат проникает повсюду и становится неотъемлемой частью обихода советского человека.
В то время борьба с алкоголизмом принимала достаточно серьёзные обороты, так как немало представителей трудоспособного населения вместо работы предпочитали «прикладываться к бутылке». Поэтому появился такой подтип социальных плакатов, как антиалкогольные плакаты.
Такой резкий спрос на алкоголь возник из-за того, что после окончания Гражданской войны в стране, где был отменён запрет 1914 года, с возвращением к гражданской жизни, вернулся и возросший интерес к алкогольным напиткам. Запрет на открытую продажу водки вызвал появление большого количества бутлегеров, у которых самым ходовым товаром был самогон.
Именно против него была развёрнута главная кампания пропаганды, и Маяковский одним из первых нанёс удар, написав «Убирайся — самогон!» В стихах пьянство интерпретировалось как политическое зло, автор предлагал бороться с ним знанием, просвещением и культурой.
Нельзя не упомянуть и о знаменитом плакате «Нет!», который настолько популярен в современной России, что даже стал интернет-мемом, а мемы распространяются с ошеломляющей скоростью. Никакой особой подачи или стилистической тонкости в этом плакате нет, но, может, оно и к лучшему, не зря говорят, что всё гениальное – просто!
Плакаты 20-30-х годов
Это были очень бурные годы: в начале этого периода Красная армия вела войну с белым сопротивлением и Польшей, в конце 20-х к власти приходит Сталин, начинается индустриализация, происходят кардинальные изменения в обществе.
Плакат с призывом к борьбе против врагов большевизма.
«Клином красным бей белых» — призыв бороться с белым движением. Плакат был нарисован художником Лазарем Лисицким – одним из основателей супрематизма.
Надпись призывает записываться добровольцем на войну с Польшей
Реклама, которая сообщает о скидках на одежду с 21 февраля.
Советская власть стремилась уровнять в правах всех своих граждан. Плакаты призывают женщин бросать «кухонное рабство» и осваивать новые профессии.
До революции уровень грамотности в России был очень низким. Придя к власти, коммунисты тратили не мало усилий на образование народа. На плакате неграмотный человек сравнивается со слепым, которого всюду ждут несчастья.
В начале 20-го века Партия еще вынашивала планы мировой революции, и готовила к ней свой народ. Плакаты говорят, что «весь мир будет наш»!
Примерно с середины 20-х появляется культ личности Сталина. Пока что ему посвящают не так много плакатов, и он не всегда является главным действующим лицом изображения.
Надпись на плакат прославляет Красную армию. Это одна из первых работ, в которой фотография совмещается с живописью.
Один из первых плакатов с изображением лично Сталина. Его называют «капитаном, который ведет страну от одной победы к другой»
СССР: кино и пропаганда
Техника. Фототипия — техника, которую использовали еще в XIX веке. Но в плакатном дизайне она появляется благодаря русским .
Типографское клише для фототипии делают на стекле или металле: наносят на основу желатиновую смесь, после обработки засвеченные участки принимают краску, а незасвеченные — отталкивают. Больше света — больше краски, меньше света — меньше краски. Так удается передавать полутона, мягкие тени, градиент — все, что нужно для качественной печати ч/б фотографии.
Школа. Молодые художники, вдохновленные революцией, строят новый мир. И главные искусства в этом мире — плакат, фотография и кино. Вместо «обманчивого» искусства прошлого — честная фиксация жизни. Никаких украшений и лишнего декора, только суть и строгость типографического плаката.
Нет смысла несколько дней убивать на иллюстрацию, когда можно заменить ее фотографией. Главной особенностью языка плаката становится сочетание фотомонтажа и яркой, динамичной типографики. Главными темами — кинопремьеры, реклама и агитация.
Слева направо: Александр Родченко — афиша фильма «Кино-глаз», Антон Лавинский — афиша фильма «Броненосец Потемкин», Сергей Сенькин — «Озеленим цехи»
Особенности стиля конструктивистских плакатов:
- — дерзкое, смелое сочетание фото и литографии
- — нарочито монтажные, коллажные приемы
- — сочетание шрифтов разных размеров
- — ступенчатая, рваная верстка фраз
- — наглядность, простой и ясный смысл, лозунг, призыв
Сегодня советский конструктивистский стиль стал интернациональным — найти его признаки можно у дизайнеров по всему миру. Визуальный язык конструктивистов до сих пор актуальными, а минималистичную палитру и микс фото и графики , например, в современных театральных афишах.
Что такое плакат
Плакат — это не только красивые изображения знаменитостей, которые в детстве все клеили на стены. В широком смысле, плакат — броское изображение с кратким текстом, выполненное в агитационных, рекламных или учебных целях.
Современный плакат в первую очередь ассоциируют с рекламой, что не совсем верно. Не менее популярен информационный и дизайнерский плакат.
Информационный плакат чаще всего встречается в виде различных афиш
Главная цель таких плакатов — донесение до аудитории важной культурной информации, анонс мероприятий
Афиша
Плакаты стали использовать и в украшении интерьера. Они смотрятся не менее круто, чем картины или другие предметы декора.
Fineartrussia
Для украшения можно использовать и специально сделанные афиши.
Fineartrussia Fineartrussia
Находят своего любителя рекламные и текстовые плакаты. Такой стиль в дизайне называют скандинавским.
Fineartrussia Fineartrussia
Япония: природа и гейши
Техника. Ксилография — это отпечаток деревянной доски на бумаге. Предварительно резчик срезает на доске фон (те части, которые не должны отпечататься), а рисунок оставляет выпуклым. Краска наносится на выступающие части, а на срезанные — не попадает.
Японская ксилография долго была монохромной: столетиями на деревянную пластину наносили черную тушь, печатая так в основном тексты. В XVIII веке художник Судзуки Харунобу придумал, как создавать полноцветные изображения с помощью всего трех натуральных пигментов: синего, красного и желтого. Нужно взять несколько досок — по одной для каждого пигмента, и при наложении отпечатков получатся новые цвета.
Со временем в японских плакатах пигментов стало больше — печатники использовали уже по 20–30 досок для одного изображения.
Утагава Хиросигэ — «Храм Бэнтэн у переправы Ханэда» (слева). Кацусика Хокусай — «Ирисы и птица» (справа)
Школа. Изобретение цветной ксилографии оказалось своевременным. В Японии периода Эдо появились целые развлекательные кварталы — их огораживали высокими стенами, а внутри размещали театры кабуки, публичные и чайные дома. И им была нужна реклама.
Цветные изображения театральных актеров, куртизанок и гейш назывались укиё-э («картины ускользающего мира»), печатались на отдельных листах и стоили дешево — любой горожанин мог позволить себе десяток ксилографий. Со временем поджанров укиё-э стало больше: пейзажи, цветы, эротические, мифологические и бытовые сюжеты.
Судзуки Харунобу — «Женщина идет в храм ночью» (слева). Тосюсай Сяраку — «Два актера» (справа)
Особенности стиля японской ксилографии связаны не только с техникой печати, но и со взглядом на жизнь как череду ускользающих мгновений, которые не повторятся.
Для укиё-э характерны:
- — плоский цвет, четкий контур
- — перспектива наклонена вперед или просто плоская
- — лица прописаны условно, а узоры, декор и растения — детально
- — необычные ракурсы (взгляд из-под моста, с крыши, из-под копыт лошади) и «случайно» показанные элементы (фрагменты лодок, столбов, рук, ног)
Сегодня японский плакат сочетает национальные графические традиции, мощное западное влияние и уникальную визионерскую, шаманскую образность. Японские графические дизайнеры кислотную палитру цветов, психоделические коллажи, тщательно подробную графику и выразительную типографику.