Анализ
Четыре фигуры вписаны в треугольник, неизменный в классическом искусстве, в то время как двое мужчин образуют перевернутый треугольник, как в пирамидальных композициях эпохи Возрождения .
Мане фамильярно называет свою картину «Квадратная вечеринка» — так ходят слухи о двух обнаженных женщинах-проститутках. Перевернутая корзина, символ похоти, подтверждает, что интерпретация полотна больше не аллегорическая или мифологическая, а эротическая, отсюда и разразился скандал в то время. На переднем плане обнаженная женщина — Викторина Мерент , модель, которую Мане чаще всего использует. В центре художник представляет голландского скульптора Фердинанда Линхоффа , брата Сюзанны Мане , урожденной Сюзанны Линхофф, на которой Мане поздно женился. Мужчина, полулежавший на траве, — Эжен Мане . Наконец, женщина, купающаяся в пруду на заднем плане, — модель, хорошо известная друзьям-художникам Мане, Александрин-Габриэль Мелей, которая позже станет Александрин Золя .
Стиль и мастерство картины также шокировали публику и критиков: зарисованный пейзаж (вдохновленный, однако, эскизами семейного имения Мане в Женвилье) напоминает вымышленную обстановку, законы перспективы нарушены (женщина за спиной — план должен быть меньше), градиенты игнорируются в пользу контрастов света и цветов, которые создают впечатление, что персонажи плохо интегрированы в искусственную композицию, которая раскрывает мазки кисти. Однако, вставляя в картину многочисленные вводящие в заблуждение намеки (например, нереальное сопоставление фруктов из разных сезонов), художник напоминает об иллюзии сцены, которую не следует интерпретировать в первую очередь.
Мане, отвергая этой аллегорией разделение на академическую обнаженную натуру и живопись, вдохновленную обычаями жизни, обращается к классическим темам своих великих мастеров, но отвлекает их, нарушает их. Потеряв всякое почтение к живописцам прошлого, он стремится затмить их, чтобы изобразить сексуальность буржуазных нравов своего времени, скрытую под натиском романтизма: Чудесный Персик или водоносная муза Тициана становится купальщицей. чье отношение можно интерпретировать как человека, охваченного сильным желанием, или проститутку, которая старается умыться после полового акта; лягушка в левом нижнем углу полотна — имя, которое студенты давали проституткам; священного голубя заменяет снегирь, который расправляет крылья над молодой женщиной в процессе облегчения; перевернутая корзина — символ потери невиновности; фрукты (персики, вишня и инжир), такие как раковины устриц (известные как афродизиаки), вызывают эротическую метафору, связанную с нескромной наготой (не обрамленной аллегорическими или мифологическими условностями, которые традиционно допускали наготу в контексте исторической живописи), настоящая провокация и нападение на мораль.
Жанр и местонахождение
Художник К. Моне написал картину Дама в зеленом платье в стиле портретной живописи. Изображение тканей одежды Камиллы – сверкающий шелк платья и меховая окантовка пиджака, резкий переход от светлых к затененным участкам, отражают мастерство именитых живописцев XVII века.
А сама девушка – дама в зеленом платье – модная, реальная и женственная. Лиричный персонаж, будто не рассчитанный на то, что множество глаз будет смотреть на него. Клод Моне нарисовал Камиллу, стоящую спиной к зрителю, предоставляя возможно посмотреть лишь на ее платье, руку и лицо.Картина Дама в зеленом платье находится в Германни, в Бременской картинной галерее.
Описание картины Клода Моне «Завтрак на траве» Картины художников
Описание картины Клода Моне «Завтрак на траве»
Ответ:
Моне один из главных приверженцев импрессионизма. Своими картинами заложил основы современного изобразительного искусства и революционизировал дальнейшую европейскую живопись.«Завтрак на траве» — это своеобразный манифест в поддержку одноименной картины Эдуарда Мане, которая в 1863 г. произвела настоящий скандал в рамках Салона Отверженных. На этой картине была изображена голая женщина в окружении одетых мужчин — неслыханная дерзость для тех времен.В 1865 г. Клод Моне начинает работу над собственной версией картины «Завтрак на траве». Полотно задумывается огромным — 6х4,6 м.Сначала художник выполняет этюды и небольшие наброски в лесу Фонтенбло, а затем отдельно в мастерской рисует мужские и женские модели (для которых позировала его будущая жена Камилла Донсье). Позже художник все гармонично компонует, вписывая модели в пейзаж.Картина «Завтрак на траве» — это собрание элегантных мужчин и женщин, устроивших пикник на природе в тени
вековых деревьев. По сердцу, вырезанному на коре одного из них, можно судить, в каком романтическом настроении Моне создавал сей шедевр.Картина построена по принципам светотени. Солнечные лучи пронзают все полотно художника и струятся сквозь листву деревьев. Моне отчаянно искал свет и буквально заполнил им всю свою картину, солнечные лучи мягко ложатся на различные фрагменты картины — ткань на платьях дам, участки травы или человеческой кожи.К сожалению, полотно так и не было окончено художником и в 1878 г. Моне оставляет его в залог уплаты за жилье хозяину гостиницы. Много лет спустя художник пытается доработать позабытый шедевр, но некоторые его участки сильно повреждены влагой, поэтому Моне просто-напросто отрезает ненужное и от фундаментального замысла остаются лишь фрагменты, которые сегодня хранятся в Лувре, а набросок картины в натуральную величину – в ГММИ им. Пушкина в Москве. Только благодаря этим сохранившимся крупицам, потомки французского импрессиониста могут и сегодня восхищаться его богоданным талантом.
Прислал: Николаева Кристина . 2017-10-08 22:01:15
Всё-таки большой формат и студийный перенос эскизов не для Моне
По возвращении в Париж Моне приступил к осуществлению задуманного. При переносе эскиза на огромный холст художник прямо по ходу работы менял кое-что: внешность и телосложение одного мужчины, сделав его похожим на Курбе, расцветку платья дамы слева, её головной убор. Эти незапланированные коррективы отнимали много времени и сил, к тому же студийную работу Моне не любил. Посмотреть, как продвигается дело, в мастерскую заглядывали разные художники. Моне быть бы твёрже в своих убеждениях, но он послушал советы Курбе, старшего товарища, по поводу платьев женщин. Начатые переделки не нравились, настроение портилось и, в конце концов, Моне понял, что к выставке не успеть и прекратил работу над полотном. Срочно занялся другими картинами, чтобы было что представить на Салоне (который всё-таки увенчался для него успехом).
РАБОТА НА ПЛЕНЭРЕ
Практика работы художника на открытом воздухе (пленэре) не была чем-то совершенно новым. Ещё в начале XIX века английский художник Джон Констебл часто писал на природе свои наброски и этюды маслом. В 1840 годах, следуя его примеру, группа французских художников собиралась в деревушке Барбизон возле леса Фонтенбло с целью писать пейзажи, которые должны изображать «подлинную природу». Камиль Коро, которого многие импрессионисты высоко ценили за его неидеализированный взгляд на природу, также писал маслом на пленэре, призывая художников «следовать своему первому впечатлению».
Наиболее важную роль в становлении Моне как художника сыграла его юношеская дружба с пейзажистом Эженом Буденом, специализировавшимся на небольших воздушных приморских пейзажах, которые он создавал на открытом воздухе. Боден настоял на том, чтобы Моне присоединился к нему во время одного из таких сеансов в Гавре. «Неожиданно пелена спала с моих глаз», — писал позже Моне.
Там же, в Гавре, Моне познакомился с голландским художником Йоханом Бартольдом Йонкиндом, который старался передать нежнейшие оттенки воздуха и настроения в своих морских пейзажах. Позже Моне говорил о нем: «Он был человеком, который окончательно развил мое зрение».
В Аржантёе Моне работал на открытом воздухе, часто в сопровождении Камиллы, сидя в специально построенной для этого лодке. Эдуар Мане запечатлел художника за работой в 1874 году. Работа на пленэре стала по настоящему возможной благодаря изобретению в 1841 году мягких тюбиков для краски. Краски в тюбиках были более густые чем прежние, хранившиеся в специальных ящиках, поэтому художникам потребовались более толстые и короткие кисти, чтобы пользоваться ими. Краски в тюбиках требовали от художников слегка измененной техники письма и вдохновили их на более широкое использование различных «готовых» цветов.
Детство и юность
Клод Моне родился в Париже 14 февраля 1840 г. Когда ему исполнилось 5 лет, семья переехала в Нормандию, в Гавр. В школе мальчик ничем особым не отличался, кроме способностей к рисованию. У его родителей была бакалейная лавка, которую они надеялись передать сыну. Вопреки надеждам отца, Клод с раннего возраста тянулся к живописи, рисовал карикатуры и не помышлял о том, чтобы стать бакалейщиком.
Портрет Клода Моне. Художник Огюст Ренуар
В местном салоне пользующиеся успехом карикатуры, нарисованные Клодом, продавались по 20 франков. Увлечению способствовало и знакомство юноши с пейзажистом Эженом Буденом – любителем пленэра. Художник показал начинающему живописцу основные приемы живописи с натуры. Отстоять право выбора профессии помогла и его тетя, взявшая на себя заботу о юноше после смерти матери.
Занятия с Буденом открыли перед будущим художником его истинное призвание – писать природу с натуры. В 1859 году Клод отправляется на родину в Париж. Здесь он работает в студии для бедных художников, посещает выставки и галереи. Развитию таланта помешала армия. В 1861 году Монепризывают на военную службу в кавалерийские войска и отправляют в Алжир.
Клод Моне в молодости
Из семи положенных лет на службе он пробудет два года, так как заболеет тифом. Вернуться домой ему помогли и 3 тысячи франков, которые тетя заплатила, чтобы откупить племянника от воинской повинности. Оправившись от болезни, Моне поступает на факультет искусств университета, но быстро разочаровывается. Ему не нравится царивший там подход к живописи.
Смерть
Художник прожил долгую жизнь, перенес две операции по удалению катаракты, после которых изменилось его цветовосприятие. Ультрафиолет он стал видеть в лиловом или голубом цвете. Это видно по его картинам, написанным после операции. Примером такой работы являются «Водные лилии». В этот период большую часть времени он проводит в саду, создавая на своих полотнах таинственный мир воды и растений. Знаменитая серия его последних панно представлена разнообразными прудами с кувшинками и другими водными растениями.
Картина Клода Моне «Пруд с водяными лилиями»
Умер художник в Живерни 5 декабря 1926 г. от рака легких в 86-летнем возрасте, пережив многих дорогих ему людей. По его настоянию, церемония прощания была простой и немноголюдной. Попрощаться с художником пришло 50 человек. Похоронили Моне на церковном кладбище.
Кто такой Эдуард Мане?
1. Эдуард Мане, «Автопортрет с палитрой» (около 1878-1879 гг.). 2. Фотопортрет Эдуарда Мане, 1870 г. Феликс Надар
Эдуард (Эдуар) Мане (Édouard Manet) родился в Париже. Отец не приветствовал интерес сына к живописи. Однако дядя, брат матери Эдмон-Эдуард Фурнье, поддержал увлечение племянника: оплачивал лекции по живописи и водил в музеи.
Эдуард сделал попытку поступить в мореходную школу. В 17 летнем возрасте отправился на паруснике в длительное учебное плавание, на протяжении которого много рисовал.
После возвращения сына домой летом 1849 года отец уверился в его художественном даровании и, наконец, поддержал в желании учиться живописи. Но уже тогда Эдуард Мане проявил характер и самостоятельность художественного мышления. Вместо Школы изящных искусств с её строгой академической программой он поступил в мастерскую модного тогда художника Тома Кутюра. Но вскоре разочаровался в его подходе, как раз из-за неукоснительного соблюдения Кутюром стандартов Académie.
Эдуард Мане стал художником, известным своим модернистским подходом к живописи. В отличие от многих из его предшественников, Мане отвергал традиционные вкусы Академии изящных искусств (Acquémie des Beaux-Arts), организации, ответственной за проведение ежегодных художественных салонов Франции. Вместо аллегорических, исторических и мифологических сцен он предпочитал изображать сцены из повседневности.
Живописец считал себя реалистом на протяжении большей части своей карьеры. Однако, после встречи с художниками-импрессионистами в 1868 году он выработал свой стиль, в котором легко смешивал разнородные подходы.
За 5 лет до встречи с импрессионистами его широкомасштабная картина маслом «Завтрак на траве» (1863 г.) уже отражала это его отличительное отношение к живописи и стала предтечей импрессионизма.
НОВАЯ ТЕХНИКА
Для достижения поставленных целей художнику требовались новые технические приемы письма. Моне, в частности, выработал собственную технику письма, нанося на холст короткой кистью широкие грубые мазки, жирные разбросанные точки, черточки, зигзаги и толстые штрихи
Моне одновременно работал над всем пространством картины, веря, как он позже говорил, что «первый слой краски должен покрыть как можно большую часть холста и неважно при этом, насколько грубо он будет нанесен»
Совершенно по-новому, революционно, Моне использовал цвет, вдохновленный, без сомнения, открытиями Эжена Шевреля о способе зрительного восприятия. Шеврёль доказал, что соседствующие основные цвета цветового круга друг друга смягчают, а наибольший контраст достигается при соседстве дополнительных цветов. Другим важным его открытием было то, что цвет не является неотъемлемым свойством предметов. Цвет — это просто способ, которым смешивается свет, отражаясь от поверхности предмета. Как и его товарищи-импрессионисты, Моне обычно пользовался ограниченной палитрой, предпочитая чистые, не смешанные цвета и рисуя на холстах, предварительно покрытых белым или кремовым грунтом, благодаря чему нанесенные краски становились светлее и ярче.
Другим важным открытием, повлиявшим на видение художников, стала фотография. На снимках того времени движущиеся предметы воспринимаются как размытые пятна, а четкие очертания имеют только неподвижные предметы. Этот эффект явно отразился в похожих на муравьев фигурках людей, которых мы видим на картине Моне «Бульвар Капуцинок» (1873).
Модели и этюды
Музей Орсе в Париже
Молодой Моне людей в то время ещё писал, на картине предполагалась большая их группа. Позировать для мужских фигур было поручено друзьям и соратникам по художественной мастерской Фредерику Базилю и Альберту Ламброну. С кого Моне писал дам, доподлинно не известно: возможно, позировали разные женщины или одна – возлюбленная художника Камилла. В августе Моне приступил к композиционным зарисовкам на бумаге и групповым этюдам на холсте. До наших дней дошло всего три подготовительных работы к меньшему полотну, которое, в свою очередь, тоже задумано как предварительное – главной целью была будущая большая картина. Художник был всецело поглощён ею, думал только о ней – подобная одержимость и зацикленность на какой-либо художественной идее с годами станет всё больше управлять творческой жизнью мастера.
Скандал
Эдуард Мане хотел представить свой «Завтрак на траве» на престижном Парижском Салоне в 1863 году. Но его работа была отвергнута и не допущена для экспонирования. Тогда он показал её в Салоне отверженных — выставке, организованной Наполеоном III как реакции на слишком строгие критерии отбора работ для официального показа.
Зрители и критики не приняли полотно Мане. Скандал разгорелся не только из-за того, что картина потрясла нравственность общественности. Художника обвиняли в незнании и неумении соблюдать законы перспективы. Действительно, Мане позволил себе нарушить принципы отображения пространственной глубины и соблюдение пропорций: женщина на заднем плане слишком велика, а лодка непропорционально мала, река выглядит как мелкая лужа, да ещё и зимняя птица снегирь сидит на ветке прямо над летней купальщицей. Издевательство, да и только.
Тем не менее, картина «Завтрак на траве» стала предшественницей импрессионизма, отправной точкой для развития искусства по новому пути, свободному от драконовских академических рамок.
Эдуард Мане. «Завтрак на траве» в музее д’Орсе
Водяные лилии
«Водяные лилии», созданные в 1905 году, стали одной из самых дорогих и известных картин Моне. В 1915 году произведение великого импрессиониста было продано за 54 миллиона долларов. До покупки ее неизвестным коллекционером картина не выставлялась более 70 лет, поскольку находилась в частной коллекции.
Это интересно: новое течение в искусстве, импрессионизм, получило свое название благодаря картине Клода Моне «Впечатление. Восходящее солнце». Примечательно, что художник придумал название для произведения в последний момент, готовя картину к первой выставке импрессионистов.
Об авторе
Известный французский живописец Оскар Клод Моне родился в 1840 году в Париже. Его отец был бакалейщиком и хотел, чтобы сын также научился торговому делу. Однако, К.Моне с детства увлекся рисованием. Он отлично изображал карикатуры, благодаря чему приобрел известность.Первым учителем Моне стал пейзажист Э.Буден, с помощью которого он начал рисовать в стиле импрессионизма, создавая свои произведения на пленэре.В 1860 г. художника был призван в армию и направлен в Алжир, где перенес брюшной тиф. Тетя Клода Моне в 1861 г. откупила его от воинской службы, и живописец вернулся на родину.
В 1878 г. жена художника Камилла, чей образ запечатлен на полотне Дама в зеленом платье, умерла, что стало для него невосполнимой утратой. Клод Моне полностью погрузился в искусство, написав огромное количество уникальных картин.В 1892 г. он женился еще раз, взяв в жены Алису Ошеде. Последние годы жизни Клод Моне провел в деревне Живерни, где у него был дом с садом. Скончался художник от рака легких в 1926 г.
«Завтрак на траве» вне канонов
Ситуация, изображенная автором на картине, казалось бы обычная, — мужчины и женщины устроили пикник на свежем воздухе. Но кое-что выглядит совершенно не обычно. Одна из женщин сидит в тесном кругу с двумя мужчинами, их ноги практически переплетены, при этом, она абсолютно голая и беззастенчиво смотрит в упор на зрителей. Никого в изображенной компании это не смущает. Но зрителей не просто смущает, а возмущает.
В то время представать обнаженными на произведениях искусства дозволялась только богам и богиням. Мифические или аллегорические нагие фигуры были широко распространены на протяжении всей истории искусства, но только не изображения обычныех мирских женщин в их повседневной жизни. Эдуард Мане нарушил это табу.
Художник не писал на популярные тогда классические темы, но вдохновлялся ими. Композиция «Завтрака на траве» напрямую отсылает к таким произведениям итальянского искусства XVI века как картина «Концерт на открытом воздухе» («Пасторальный концерт», «Сельский концерт») Джорджоне и/или Тициана и гравюра Маркантонио Раймонди «Суд Париса» по утраченному оригиналу Рафаэля Санти. Мане воодушевили позы двух богов реки и водяной нимфы в нижнем правом углу гравюры, а также компания обнаженных женщин и одетых мужчин на картине.
1. Эдуард Мане «Завтрак на траве». 2. «Пасторальный концерт», «Сельский концерт») Джорджоне и/или Тициан. 3. Гравюра Маркантонио Раймонди «Суд Париса» по утраченному оригиналу Рафаэля Санти. 3а. Фрагмент гравюры «Суд Париса».
Новшеством был и большой размер холста для картины со светской тематикой: 208 × 264,5 см. Обычно полотно такого размера использовалось для академических картин с аллегорическими изображениями или на мифологические и исторические темы.
Примечательно, что Мане написал на переднем плане людей, которых он знал. Один из мужчин — скульптор Фердинанд Леенхофф, а второй — один из братьев Мане: либо Эжен, либо Густав. Женщина на переднем плане изображения — Викторина Луиза Мёран, которая позировала для написанной в том же году не менее скандальной «Олимпии» и для других картин Эдуарда Мане.
Эдуард Мане. Портрет Викторины Мёран, 1862
Вдохновение. “Завтрак на траве” Эдуарда Мане
Эдуард Мане. Завтрак на траве. 1863 г. Музей д’Орсе, Париж
Клода Моне на создание “Завтрака на траве” вдохновила одноименная работа Эдуарда Мане. Несколькими годами ранее тот выставил на Парижском салоне (официальной художественной выставке) свою работу.
Нам она может показаться обычной. Обнаженная женщина с двумя одетыми мужчинами. Снятая одежда небрежно лежит рядом. Фигура и лицо женщины ярко освещены. Она уверенно смотрит на нас.
Однако картина произвела невообразимый скандал. В то время обнаженными изображали только нереальных, мифических женщин. Здесь же Мане изобразил пикник обычных буржуа. Обнаженная женщина – не мифическая богиня. Это самая настоящая куртизанка. Рядом с ней молодые щеголи наслаждаются природой, философскими беседами и наготой доступной женщины. Именно так некоторые мужчины и отдыхали. Тем временем их жены в неведении сидели дома и вышивали.
Публика не хотела такой правды о своём досуге. Картину освистывали. Мужчины не разрешали своим жёнам на неё смотреть. Беременных и слабонервных и вовсе остерегали к ней приближаться.
Чам. “Мадам, вам не рекомендуется сюда входить!” Карикатура в журнале Le Charivari, 16. 1877 г. Музей Штедель, г. Франкфурт-на-Майне, Германия
Такая же реакция была у современников Мане и на его знаменитую “Олимпию”. Об этом читайте в статье “Олимпия Мане. Самая скандальная картина 19 века”.
Произведение искусства
Портрет Дама в зеленом платье написана маслом. Холст размером 231151 см. На темном фоне стоит вполоборота молодая дама в зеленом платье с черными полосами. Сверху одет модный пиджак с меховой окантовкой. На голове женщины головной убор в стиле ампир.Клод Моне запечатлел мгновение, когда Камилла, уходя, обернулась к нему, подняв на прощание руку. Заметно, что девушка – дама в зеленом платье – нарисована с большой любовью. Тщательно прорисованы следующие детали:
- длинное зеленое платье;
- приподнятая рука;
- легкий поворот головы;
- строгий подбородок;
- модный пиджак с мехом.
На заднем плане не видно не одной детали. Клод Моне изображал свою невесту, музу, любимую женщину
Все внимание отдано ее красоте и женственности. Другие элементы портрету дамы в зеленом платье не нужны и будут неуместны