Начало
В 19 лет он уехал в Архангельск по распределению, где работал на электростанции лесопильного завода начальником смены. В 22 года он женился на Галине Соболевой. В самом начале биографии Николая Михайловича Амосова есть один интересный факт, говорящий о его выдающихся способностях. Он почти одновременно с отличием заканчивает технический и медицинский вузы.
В 1932 году он поступил в индустриальный институт на заочное отделение. В это же время он серьезно заинтересовался медициной. В 1933 году вместе с женой поступает в Архангельский медицинский институт, но учебу в технологическом не бросает.
В 1939 году оканчивает мединститут и поступает в аспирантуру по специальности «хирургия». Через год получает диплом технологического института. Из двух специальностей он выбирает медицину. Свою деятельность он начал с ординатуры Архангельской областной больницы.
Частые переезды
С 1947 по 1952 Амосов был главным хирургом Брянской областной больницы. Больше всего времени он уделял проблемам, связанным с хирургией грудной клетки. Доктор проводил сложнейшие операции при раковых опухолях в пищеводе, легких и желудке. Тогда же он самостоятельно разработал методики резекции легких. Но через некоторое время на врача завели уголовное дело. Его пытались обвинить в убийствах пациентов, утверждали, что он оперировал легкие здоровым людям. После смерти Сталина дело было закрыто.
В ноябре 1952 Николая пригласили в Киев. Поначалу там не все складывалось удачно, денег катастрофически не хватало, приходилось работать в двух местах. Позже Амосов защитил диссертацию, получил место на кафедре в мединституте. Его работу одобрил Бакулев.
В 1955 доктор основал первую в СССР кафедру грудной хирургии, на которой происходила подготовка будущих специалистов. Через два года он увидел аппарат искусственного кровообращения на конгрессе в Мексике. Амосов приложил колоссальные усилия, чтобы создать такое же устройство в Киеве. В 1960 он в третий раз прооперировал больного с помощью нового изобретения, на этот раз все прошло идеально. Аппарат начали часто использовать во время операций.
Военный период
Уже в студенческие годы Коля заинтересовался медициной. Он поступил в медицинский институт, окончил первые два курса всего за год. Параллельно с учебой он успевал преподавать другим студентам и школьникам. В 1939 Амосов получил диплом с отличием.
В институте юноша познакомился с физиком Лашкаревым, благодаря общению с которым он заинтересовался парапсихологией. После окончания ВУЗа Коля подумывал стать аспирантом кафедры физиологии, но ему не хватило места. В результате он начал изучать военно-полевую хирургию, но так и не окончил аспирантуру.
Амосов переехал в Череповец, где получил место ординатора хирургического отделения. Но и там ему удалось пробыть недолго, поскольку в 1941 аспиранта призвали в армию. Он стал ведущим хирургом полевого госпиталя, ежедневно спасал раненых. Тогда Николай изобрел несколько авторских методов операций, благодаря которым удалось частично снизить показатель смертности среди бойцов. Доктор выдержал всю войну, за это был награжден четырьмя орденами. И даже в этот трудный период он смог написать свою диссертацию «О ранениях коленного сустава».
Позднее хирург спасал бойцов в войне с Японией. Тогда он написал вторую научную работу. Уйти с фронта не было возможности, но с помощью знакомых Амосов добился перевода в Москву. Там он стал заведующим операционным отделением в Склифосовского. В институте были серьезные проблемы с аппаратурой, Николаю пришлось вспомнить и применить все инженерные знания и навыки.
Живопись
В студенческие годы биографии Крамской стал лидером академической молодежи. В 1863 г. Академия художеств удостоила молодого таланта малой золотой медали за полотно «Моисей источает воду из скалы».
До выпуска из вуза оставалось написать программу на большую медаль, что позволило бы Ивану рассчитывать на зарубежное пенсионерство. Руководство академии предложило студентам поучаствовать в художественном конкурсе. При этом полотна участников должны были соответствовать тематике скандинавских преданий.
Однако ученики отказались писать картины в таком жанре, желая самостоятельно выбирать понравившуюся им тематику. Интересен факт, что события начали развиваться с такой силой, что вошли в историю русского искусства как «Бунт четырнадцати». Стоит заметить, что руководство учебного заведения отказалось принять условия студентов.
В ноябре 1863 г. Иван Крамской от лица сокурсников в вежливой форме попросил представителей академического совета, освободить их от участия в конкурсе. После этого, оставившие Академию живописцы основали «Петербургскую артель художников», которая работала на протяжении нескольких лет.
В 1865 г. заслуженный профессор живописи Алексей Марков предложил Крамскому сотрудничество – совместную роспись купола храма Христа Спасителя в Москве. В скором времени Марков заболел, вследствие чего всю основную работу выполнил Иван, вместе с художниками Венигом и Кошелевым.
Одновременно с этим, Крамской какое-то время преподавал в Рисовальной школе Общества поощрения художников. В 1869 г. он удостоился звания академика. Мужчина поражал своей работоспособностью, активно рисуя портреты и обучая учеников. Любопытно, что одним из них был Илья Репин.
Тогда же Иван Николаевич впервые отправился в Европу, с целью исследовать творчество Запада. Однако, после посещения ряда крупных галерей, западное искусство не впечатлило русского мастера.
В 1870 г. Крамской стал одним из основателей «Товарищества передвижных художественных выставок». Среди создателей товарищества также были Алексей Саврасов и Василий Перов. Они стремились отойти от академизма, а также доставляли в разные города России передвижные выставки, чтобы простой народ мог ознакомиться с высоким искусством.
Кроме этого, во время таких выставок посетители могли купить понравившиеся им работы. В данный период биографии Иван Крамской написал много портретов известных русских литераторов, артистов и прочих деятелей культуры. Одна из самых знаменитых картин художника – «Христос в пустыне», созданная в 1872 г.
Это полотно представляло собой религиозный перелом в морально-философском мышлении. Крамской придал драматическим переживаниям Иисуса Христа глубоко психологическую жизненную интерпретацию. Любопытно, что «Христа в пустыне» купил Третьяков за 6000 рублей.
«Неизвестная»
Иван Николаевич имел репутацию смелого живописца, который был склонен к критике традиционного суждения об искусстве. Прежде всего его знали, как талантливого портретиста. Он получал много заказов от различных высокопоставленных лиц, что позволяло ему достичь финансовой независимости.
За годы творческой биографии Крамской стал автором порядка 700 портретов. В 1883 г. он представил свое всемирно знаменитое полотно «Неизвестная». Дав картине такое название, живописец придал ее ореол загадочности и интриги. В идейном плане содержания образа «Неизвестной», ему удалось создать произведение, стоявшее на грани портрета и тематической картины.
Техника живописи Ивана Николаевича отличается скрупулезным и детальным прорисовыванием лиц портретируемых. Пейзажи он не писал, но на картинах «Майская ночь» и «Лунная ночь» виртуозно передал лунный свет. Крамского недаром называют идейным лидером передвижничества и ярчайшим представителем демократического искусства последней трети 19-го века.
Значение личности и деятельности
Его деятельность была высоко оценена ещё при жизни. Он был академиком (1969), Героем Соцтруда (1973), лауреатом многих премий. В возрасте 85 лет он был действующим учёным. Бывал на международных конгрессах хирургов и признан в мире высококлассным специалистом.
Значение личности и деятельности Н.М. Амосова трудно переоценить:
- Во время войны он создал свою методику проведения операций в полевых условиях.
- До последнего момента продолжал свой эксперимент по преодолению старости.
- Создал Институт туберкулеза и грудной хирургии.
- В 1958 г. впервые в СССР установил в Киеве медицинскую техническую систему для диагностики пороков сердца.
- Разработал модель сердца и модель общества.
- Всегда проверял свои предположения в медицине экспериментальным путём, часто на себе.
- Первым в СССР протезировал митральный клапан сердца.
- Был пропагандистом здорового образа жизни.
Приглашение в Киев
В 1952 году Амосов едет на научную конференцию в Киев, где выступает с докладом о своей методике резекции легких. Это выступление просто поразило директора Института туберкулеза и грудной хирургии Киева. Он пригласил Амосова возглавить вновь созданную Клинику торакальной хирургии. Также он читает лекции в Киевском мединституте, а после защиты докторской диссертации становится доцентом и возглавляет кафедру.
Его научные работы и известность позволили ему участвовать в международных конференциях и конгрессах, где он узнал для себя много нового и стал признанным светилом мирового уровня. На одной из таких конференций, проходивших в Мексике, он воочию увидел аппарат искусственного кровообращения, о котором раньше только читал.
Детство ученого
Будущий хирург появился на свет в деревне Ольхово Вологодской губернии. Его отец участвовал в войне, находился в плену у немцев. Он вернулся домой в 1919, а вскоре после этого бросил семью ради новой возлюбленной. Николай так и не смог простить такого предательства.
Воспитанием сына занималась мать, Елизавета Кирилловна. Она была акушеркой, своим примером вдохновила Колю. Он видел, насколько честной и самоотверженной была мама. Елизавета никогда не брала подарков, тратила все силы и время на работу. При этом она успевала заботиться о сыне, прививать ему лучшие качества.
Первые несколько классов Коля учился в родной деревне. В 1926 он перешел в среднюю школу, расположенную в Череповце. Позднее мальчик поступил в Лесомеханический техникум, который окончил в 1932. После получения диплома он три года проработал механиком на электростанции в Архангельске.
Амосову нравилось изобретать новые приборы, вносить изменения в уже существующие механизмы, но ему катастрофически не хватало знаний. Из-за этого в 1934 юноша решил поступить в московский ВЗИИ. Через некоторое время он самостоятельно создал проект аэроплана с паровой турбиной, благодаря этому получил диплом инженера. Проект так и не поступил в производство, зато в 1940 Коля окончил институт с отличием.
Детство. Семья
Н.М. Амосов родился 6 декабря 1913 г. в большом селе Ольхово Череповецкого уезда Новгородской области. Это был центр волости. Здесь была школа, где начал учёбу будущий учёный, изба-читальня (она же клуб), с 1924 г. начали привозить кино. Позже село было затоплено Рыбинским водохранилищем.
Все его предки были крестьянами. Отец – Михаил Иванович Амосов (умер в 1931 г.). Окончил двухклассное училище, много читал. В Первую мировую войну был в плену.
Мать, Елизавета Кирилловна Амосова (в девичестве Никанорова, 1884-1934), родом из Вологодской губернии. С 1909 г. по направлению работала акушеркой в селе Ольхово, который обслуживал 10-12 деревень в радиусе десяти километров. Для Николая она на всю жизнь осталась примером, от неё он унаследовал свои лучшие качества и стал известной личностью. В Ольхово прошла вся её жизнь, там же она и умерла.
У Николая Амосова была старшая сестра Мария (внебрачная дочь матери), которую удочерил его отец. Она стала врачом. Семья жила бедно, но мать никогда не брала подарков от своих пациенток и очень любила свою профессию. Мать отличалась доброжелательностью и бескорыстием. Отец практически не принимал участия в жизни семьи. Он пил и вскоре покинул жену и сына.
До семи лет Николай был болезненным ребёнком, но к школе окреп. Школу окончил в г. Череповец Вологодской области (первоначально был в составе Новгородской губернии). Учился хорошо, много читал, но скучал по дому (жил на квартире подруги матери). Отец, к тому времени имевший вторую семью, немного помогал деньгами.
Николай Амосов в молодости
Детство и юность
Сергей Алексеевич Коровин родился в Москве 19 августа 1858 года в купеческой семье. Происхождение предков художника до сих пор вызывает споры исследователей. Некоторые считают, что он принадлежал к семье старообрядцев, другие говорят, что родителями живописца были потомки вольноотпущенных православных крестьян.
Портрет Сергея Коровина
Достоверно известно, что отец Алексей Коровин унаследовал звание купца 1-й гильдии от деда Михаила Емельяновича. О матери Аполлинарии Волковой говорили, что она обладала музыкальным талантом, но абсолютно не умела вести хозяйство.
В семье было двое детей, судя по сохранившимся фото, очень похожих друг на друга. Младший брат Сергея, Константин, впоследствии стал выдающимся живописцем, нарисовавшим знаменитый портрет Федора Шаляпина.
Портрет Константина Коровина
Ранние годы Коровина прошли в просторном доме, расположенном в центре столицы, где собиралась российская творческая элита. Благодаря гостям, живописцам Иллариону Михайловичу Прянишникову и Льву Львовичу Каменеву, мальчик влюбился в искусство и решил стать художником.
Исполнению мечты воспрепятствовало банкротство отца, который, потеряв прибыльное ямское дело, оставил семью без средств к существованию. Однако это не помешало 17-летнему Сергею поступить в Московское художественное училище под начало талантливого педагога-пейзажиста Алексея Кондратьевича Саврасова. Следуя советам наставника и вдохновленный произведениями Ильи Репина и Василия Сурикова, молодой студент быстро определился с творческим направлением и начал работать в жанре, характерном для художников-передвижников.
Принципы здоровой жизни
В старости происходят изменения в организме. Мышцы дряхлеют, суставы теряют подвижность, и нагрузка ложится на сердце. Чем слабее мышцы, тем старее организм. Поэтому Николай Михайлович увеличивает свою нагрузку и делает 3 тысячи упражнений ежедневно, причем половину из них он выполняет с гантелями. Бег теперь составляет не менее 5 километров.
Амосов рассчитал свой рацион таким образом, чтобы держать постоянный вес 54 кг. В него входили до половины общего объема потребления овощи и фрукты, из которых он отдавал предпочтение яблокам. Жиры и соль практически отсутствовали. Он не потреблял жареную пищу. Мясо входило в его меню по минимуму. Из напитков пил соки, чай, кофе с молоком. Он всю жизнь боролся с аппетитом.
Правильное мышление состояло в безграничной вере в себя, в свои силы. Большинство современных исследователей считают это основным секретом его долгой жизни. Мыслить нужно таким образом, чтобы избегать стрессов, которые сокращают жизнь человека.
Примечания
. И.Е. Репин. Далекое близкое. Л., 1986, с. 183.
. Иван Николаевич Крамской. Письма, статьи в 2-х т. Т. 2. М., 1965—1966, с. 150.
. Иван Николаевич Крамской. Его жизнь, переписка и художественно-критические статьи. 1837—1887. Спб., 1888, с. 21.
. Все претенденты на медаль назвались «историками». Право на получение диплома на звание классных художников предоставляло им обладание малой золотой медалью.
. Отдел рукописей ГТГ, ф. 16, ед. хр. 16, л. 20.
. Иван Николаевич Крамской. Письма, статьи. Т. 2, с. 182.
. Иван Николаевич Крамской. Письма, статьи. Т. 1. М., 1965, с. 407.
. Там же, т. 2, с. 192.
. В.И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 1, с. 433; т.3, с. 600.
. ЦГИА СССР, ф. 789, оп. 14, д. 85, л. 9.
. Иван Николаевич Крамской. Письма, статьи. Т. 2, с. 288.
. В. Чуйко. Русский художник в качестве критика. — Наблюдатель, 1889, январь, с. 326.
. Там же, с. 324.
. Иван Николаевич Крамской. Письма, статьи. Т. 1, с. 84.
. ГРМ. Сектор рукописей, ф. 15, ед. хр. 1, л. 17.
. Там же, л. 23 об.; 32 об.
. Устав Товарищества передвижных художественных выставок, утвержденный министром внутренних дел 2 ноября 1870 г.
. Иван Николаевич Крамской. Письма, статьи. Т. 1, с. 226.
. Так, например, уже в конце 1860-х гг. Крамской привлекался к работе комиссии, назначенной для пересмотра устава Академии художеств. С 1872 по 1874 г. он состоял членом нового состава комиссии, председателем которой первоначально был конференц-секретарь Академии П.Ф. Исеев, а затем Ф.И. Иордан.
. См.: В.И. Ленин и изобразительное искусство. Документы. Письма. Воспоминания. М., 1977, с. 177.
. М.Е. Салтыков-Щедрин. Об искусстве. Избранные статьи, рецензии, высказывания. М.—Л., 1949, с. 155.
. Художник-любитель. На своих ногах. — Дело, 1871, декабрь. Современное обозрение, с. 114.
. «Христос в пустыне». Картина И. Крамского. Неизданный этюд. И.А. Гончаров. Сообщил Д.И. Абрамович. — Начала, 1921, № 1, с. 201.
. В.М. Гаршин. Письма. 1934, с. 153, 154.
. Л.Н. Толстой. Полн. собр. соч. Т. 67. М., 1955, с. 175.
. Иван Николаевич Крамской. Письма, статьи. Т. 1, с. 288, 289.
. И.Е. Репин. Далекое близкое, с. 176.
. Иван Николаевич Крамской. Письма, статьи. Т. 1, с. 235.
. Там же, с. 120.
. Переписка И.Н. Крамского. И.Н. Крамской и П.М. Третьяков. М., 1953, с. 64.
. Иван Николаевич Крамской. Письма, статьи. Т. 1, с. 238.
. Ф.М. Достоевский. Об искусстве. М., 1973, с. 219.
. Иван Николаевич Крамской. Письма, статьи. Т. 1, с. 203, 204.
. В.В. Стасов. Избр. соч. Т. 2. М.—Л., 1952, с. 471.
. Иван Николаевич Крамской. Письма, статьи. Т. 2, с. 366.
. Там же, т. 1, с. 81.
. Там же, т. 2, с. 230.
. Там же, с. 356.
. Там же, т. 1, с. 352.
. Иван Николаевич Крамской. Письма, статьи. Т. 2, с. 207.
. Там же.
. Там же, с. 351.
. Отдел рукописей ПТ, ф. 1, ед. хр. 1143.
. Иван Николаевич Крамской. Письма, статьи. Т. 1, с. 226.
. А.П. Боткина. Павел Михайлович Третьяков в жизни и искусстве. М., 1960, с. 126.
. Иван Николаевич Крамской. Письма, статьи. Т. 1, с. 345.
. Там же, с. 329.
. Там же, с. 331.
. Там же, с. 364.
. Там же, с. 268.
. Там же, с. 472.
. Анри Перрюшшо. Тулуз-Лотрек. М., 1969, с. 51.
. Иван Николаевич Крамской. Письма, статьи. Т. 1, с. 312 и 263.
. Там же, с. 336.
. Там же, с. 345, 348.
. Там же, с. 348.
. Там же, с. 351.
. Переписка И.Н. Крамского. Переписка с художниками. Т. 2. М., 1954, с. 317.
. Иван Николаевич Крамской. Письма, статьи. Т. 1, с. 276.
. М.П. Мусоргский. Письма к В.В. Стасову. Спб., 1911, с. 111.
. См.: Иван Николаевич Крамской. 1837—1887. Каталог выставки к столетию со дня рождения. Под общей редакцией Н.М. Щекотова. М.—Л., 1937, с. 14.
. Иван Николаевич Крамской. Письма, статьи. Т. 1, с. 360.
. Эдуард Мане. Жизнь. Письма. Воспоминания. Критика современников. М., 1965, с. 181.
. Иван Николаевич Крамской. Письма, статьи. Т. 1, с. 233.
. Там же, с. 427.
. Там же, т. 2, с. 125.
. Там же, с. 98.
. Там же, т. 1, с. 380.
. М.Е. Салтыков-Щедрин. Указ. соч., с. 165.
. Иван Николаевич Крамской. Письма, статьи. Т. 1, с. 460.
. Там же, с. 387, 388.
. Там же, с. 262.
. В.И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 20, с. 141.
. Иван Николаевич Крамской. Письма, статьи. Т. 1, с. 298.
. Цит. по: там же, с. 227.
. Там же, т. 2, с. 59.
. Там же, с. 190.
. Там же, с. 139.
. Там же, с. 81.
. Об этом, в частности, свидетельствовал сын художника А.И. Крамской. — См.: ЦГАЛИ, ф. 783; С.Н. Гольдштейн. Иван Николаевич Крамской. Жизнь и творчество. М., 1965, с. 341.
. Иван Николаевич Крамской. Письма, статьи. Т. 1, с. 219.
. Там же, т. 2, с. 96.
. П. Боборыкин. Крамской и Репин. — Новости и биржевая газета, 1883, 24 марта.
. Иван Николаевич Крамской. Письма, статьи. Т. 1, с. 312.
. Там же, т. 2, с. 138, 139.
. Там же, с. 141.
. Художественные новости, 1887, № 7, 1 апреля.
. Иван Николаевич Крамской. Письма, статьи. Т. 2, с. 332.
. А.П. Чехов. Полн. собр. соч. и писем в 30-ти т. Т. 2. М., 1975, с. 230.
К оглавлению | Следующая страница |
Последние годы жизни
В 1985 году у Амосова начались проблемы с сердцем. Но он отказался от лечения, считая, что сумеет избежать болезни с помощью силовых упражнений. Но через три года она начала прогрессировать. По настоятельным просьбам коллег ему вживляют биологический кардиостимулятор. Через некоторое время он начинает выполнять свои физические упражнения, постепенно увеличивая нагрузку.
В 1988 году он оставляет пост директора НИССХ, но еще 4 года продолжает оперировать больных. В 1992 году он оставил работу, но продолжал вести прежний образ жизни, выполняя физические упражнения. Через 6 лет болезнь начала прогрессировать. Он поехал в Германию, где был прооперирован доктором Керфером. Это продлило ему жизнь еще на четыре года. В декабре 2002 года он умер. Причина смерти Амосова Николая Михайловича – инфаркт.
Он оставил после себя большое наследие в виде книг, научных трудов, учеников. Его заслуги были достойно оценены советским государством. Лауреат Ленинской премии, Герой Социалистического труда, кавалер многих орденов, в том числе и за участие в ВОВ. Это был талантливый и счастливый человек, посвятивший свою жизнь любимой профессии. Его гордость – дочь Екатерина, продолжившая дело своего отца.
Достижения хирурга
В 1959 Амосов получил место главы отдела биокибернетики в Институте Академии наук УССР. Там он продолжил исследовать системы саморегулирования сердца. В 1962 доктор стал член-корреспондентом АН, позднее его избрали депутатом Верховного Совета.
В 1962 Амосов начал описывать свои мысли и чувства, в итоге эти дневники превратились в книгу «Мысли и сердце». Она была опубликована в 1969, позднее произведение перевели на разные языки. Николай продолжил писать, но далее он работал в жанре фантастики и публицистики. Тогда были выпущены книги «Записки из будущего», «Раздумья о здоровье», «Книга о счастье и несчастьях» и другие работы.
Летом 1985 у хирурга начались проблемы с сердцем. Он отказался от лечения, вместо этого увеличил количество физических нагрузок. Уже через год пришлось вшить кардиостимулятор, поскольку Амосов не мог полноценно существовать без него. В октябре 1988 он покинул пост директора Института, а через четыре года окончательно перестал оперировать.
Даже в 79 лет Николай продолжал ежедневно выполнять гимнастику и бегать трусцой не менее двух километров в сутки. Постепенно он увеличил нагрузки в несколько раз, считая, что это поможет остановить старение. За полгода Амосов смог достичь определенных результатов, он чувствовал себя намного лучше, чем раньше.
Но в 1998 болезнь начала прогрессировать. Зимой хирург срочно отправился на операцию в Германию. Коллеги помогали ему, используя все существующие возможности хирургии. Ему вшили биологический клапан, наложили два шунта. Операции помогли, но лишь на время. Если бы не болезнь, Амосов мог бы прожить еще много лет. Он умер 12 декабря 2002 года вследствие обширного инфаркта миокарда.
Николай Михайлович получил ряд престижных наград за свои труды. Он был лауреатом Ленинской премии, кавалером орденов Октябрьской революции, Героем Социалистического труда. Амосов оставил после себя больше 400 научных работ, а также основанную им школу кардиохирургов в Украине.
Смерть
В последние 5-6 лет жизни присутствие художника узнавали по сильному сухому кашлю: у Крамского обнаружили грудную жабу (аневризму сердца). Унять боли помогали уколы морфия. Лечил художника Сергей Боткин, скрывавший от пациента название смертельного недуга
О нем Иван Крамской узнал случайно, прочитав симптомы в медицинской энциклопедии, неосторожно оставленной Боткиным на столе
Могила Ивана Крамского
Болезнь сердца (аневризма аорты) и стала причиной смерти живописца. Он скончался за работой – рисуя портрет доктора Карла Раухфуса. Крамской не дожил 2 месяца до 50-летия.
Похоронен на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры.
Жизнь без войны
В 1946 году он ушел в отставку. Но не сразу стал врачом-кардиологом. По приглашению С. Юдина, руководившего институтом Склифосовского, приехал в Москву и стал заведующим главным операционным корпусом. Все свободное время проводил в библиотеке, читая медицинские журналы, в том числе и иностранные, в которых печатали обо всех современных достижениях медицины. Амосова, практикующего хирурга, сделавшего тысячи операций, не устраивало то, что его не допускали оперировать, так как его должность того не предусматривала.
После ареста С. Юдина в феврале 1947 года он срочно увольняется и отправляется в Брянск на должность главного хирурга областной больницы. Здесь Амосов оперировал практически все органы, много раз делал резекцию легких при туберкулезе и раке, которую он проводил по собственной методике. В Брянске он пишет докторскую диссертацию.
Карьера
В 1952 году Николай был приглашен в Киев. Приехав с рабочим визитом, его назначили руководителем специальной клиники торакальной хирургии. Именно в Киеве, хирург стал активно развивать профессиональную деятельность. Через 8 лет он стал руководить отделом биокибернетики в Институте при Академии наук УССР.
В январе 1962 года, Амосов, впервые на территории СССР. провел удачное протезирование сердечного митрального клапана. Этим он завоевал глубокое уважение коллег и народное признание. Через 3 года после этого, хирург заявил, что удалось внедрить в сердце полушаровые протезы клапанов в орган, где левый желудочек небольшого размера. Ранее этого никому сделать не удавалось. Николай Михайлович лично давал советы по поводу изменений конструкции протеза.
В 60-х годах Амосов заболел туберкулезом. Лечение продлилось несколько лет. Великому специалисту удалось справиться с недугом. Люди работающие с ним в Старокрымском санатории рассказывали, что Николай Михайлович был крайне скромным и приятным человеком.
В 1983 году Амосова назначили директором Института сердечно-сосудистой хирургии. Позднее учебное заведение будет названо в честь своего великого руководителя. Во времена Советского Союза Николай Михайлович пробовал себя в качестве политика. На протяжении долгих лет был депутатом.
Живопись
Творческая биография Коровина неразрывно связана с Московским училищем живописи, где, отучившись, он занял пост преподавателя и выработал собственную систему, направленную на осознанное обучение рисованию.
Картина Сергея Коровина «Троица»
В конце 1880-х годов выпускник мастерской Саврасова начал участвовать в выставках «художников-передвижников», демонстрируя картины с социальными сюжетами, среди которых самыми запоминающимися были «Радуга», «Нищие на церковной паперти», «Балаган» и «Солдаты в деревне». Последняя из работ положила начало серии, посвященной тяжелой участи русских военных, которую живописец завершил в 1885 году произведением «Солдаты у колодца».
Другой любимой темой Коровина, занимавшей художника на протяжении жизни, стало русское крестьянство и деревенский быт. Во время каникул мастер предпочитал переезжать за город, где с грустью и сочувствием наблюдал за жизнью людей, изменившейся после отмены крепостного права. Одним из ярких образцов творчества этого периода стала картина «Перед наказанием», написанная в 1885 году и вызвавшая жестокую критику коллег из-за устаревшего сюжета.
Картина Сергея Коровина «Перед наказанием»
Другим произведением, посвященным деревне, стала масштабная картина под названием «На миру», где Коровин воссоздал сцену крестьянской сходки. В образах героев – бедняка и кулака – художник воплотил собственное видение социальных проблем, возникших в реформированной деревне, и изобразил новое классовое противостояние членов сельскохозяйственной общины.
Живописец использовал приемы композиции, благодаря которым зритель, находившийся за пределами полотна, становился невольным участником происходящего и начинал сопереживать бедняку, потерявшему имущество по воле ненасытного богатея.
Картина Сергея Коровина «На миру»
На переднем плане картины Коровин изобразил фигуру, олицетворявшую справедливость и мудрость. Грустное выражение лица старика, сидящего на бревне, подчеркивало безысходность и печаль борца за правое дело. Став смысловым центром произведения, этот персонаж подчеркивал сухость и пустынность пейзажа и создавал мрачное и гнетущее настроение, характерное для всего крестьянского цикла.
В начале 1900-х годов Коровину пришлось расстаться с любимыми деревенскими образами и приступить к выполнению крупного заказа для столичного исторического музея. Художнику поручили изобразить события Куликовской битвы, и он с азартом начал собирать материал и создавать эскизы будущего монументального произведения.
Картина Сергея Коровина «Рождество»
Когда наброски были закончены, у Сергея Алексеевича неожиданно возникли проблемы со здоровьем. Сил реализовать глобальные замыслы не осталось, и последние годы жизни живописец отдал небольшим работам, наиболее известными из которых стали «Похороны крестьянина» и «Рождество».
Кроме того, в это время Коровин с удовольствием занимался иллюстрацией. Он рисовал сцены из «Руслана и Людмилы» Александра Пушкина, а также сопровождал изображениями гоголевскую «Шинель».
Личная жизнь
Был женат дважды. Первый брак с Галиной Соболевой. О первом браке (1934-1940) известно мало. Вместе с женой учился в Архангельском медицинском институте. Детей в этом браке не было.
Второй брак в 1944 г. с Лидией Васильевной Денисенко (1920-2014). Родилась в Полтаве. Во время Финской войны окончила курсы медсестёр, будучи студенткой 3 курса Смоленского пединститута, но на фронт не попала. На фронте в Отечественную войну познакомилась с Амосовым. Окончила Киевский медицинский институт. Работала хирургом, физиотерапевтом. Её считают ангелом-хранителем Н.М. Амосова. Своей любовью и терпением она помогала мужу в его деятельности и поддерживала быт.
С женой и дочерью
Дочь: Екатерина Николаевна Амосова (1956 г.) – кардиолог, профессор. Живёт и работает в Киеве. Её муж, Владимир Мишалов, также профессор медицины.
Военные годы
Во время Великой Отечественной войны Николай Амосов в звании майора медслужбы лечил раненых в передвижном полевом госпитале. Амосов Николай Михайлович занимал должность заведующего отделением хирургии и провел более 4 тысяч операций. Здесь он встретил вторую свою жену, Лидию Денисенко, которая была его хирургической медсестрой и младше его на 7 лет. Он прожил с ней до конца своих дней.
В биографии Николая Михайловича Амосова война заняла особое место. Иногда ему приходилось проводить у операционного стола целые сутки, что, по его мнению, дало ему бесценный опыт практикующего хирурга. В редкое время отдыха он писал свою первую диссертацию.
Всю войну Амосов вместе с другими врачами спасал раненых в тяжелейших условиях. Не хватало элементарных обезболивающих, лекарственных средств, перевязочного материала. Но врачи временами творили чудеса. После окончания ВОВ он принимал участие в войне против Японии, после чего лечил тифозных больных в Маньчжурии.