Рембрандт Ван Рейн
Рембрандт – художник из Голландии, мастер светотени, гравер. Он являлся одним из самых крупных представителей золотого века голландской живописи.
В его картинах воплощался весь спектр человеческих переживаний. Рембрандт предпочитал опускать второстепенные детали и максимально раскрывать душевное состояние изображаемой персоны.
Будущий мастер начал учиться рисовать, когда ему было тринадцать лет. Он постоянно пребывал в творческом поиске и создавал картины в самых разных жанрах: портреты, жанровые сцены, пейзажи, натюрморты и так далее.
Известные портреты: «Юная Саския», «Портрет Яна Утенбогарта», «Флора», «Портрет Марии Трип».
биография
Точная дата рождения Питера ван Лаэра неизвестна, но мы знаем дату его крещения: 15 декабря 1599 г.в Харлеме .
Ван Лаер, возможно, был учеником Эсайаса Ван де Вельде Старшего (1587–1630). После учебной поездки по Франции он вместе со своим братом Руландом уехал в Италию, где поселился в Риме в 1625 году . Там он познакомился с такими художниками, как Клод Лоррен , Николя Пуссен и Иоахим фон Сандрарт . Он также присоединился к Bentvueghels . Итальянцы, либо из-за его любимых предметов, либо из-за его деформированного тела, дали ему нелестное прозвище « Il Bamboccio » ( Ле Бамбош или Ле Пантин ).
Волшебная сцена с автопортретом
В Риме он был одним из зачинщиков schildersbent («банды художников»), братства, созданного в 1623 году голландскими художниками, обосновавшимися в городе для защиты своих интересов.
Среди других художников, которые работали с Ван Лаэром или по его линии, мы можем назвать Иоганна Филиппа Лемке (1631-1711).
Хотя его живописный стиль открыто презирался выдающимися итальянскими художниками из Рима и Болоньи, такими как Андреа Сакки , Франческо Альбани и Гвидо Рени , работы ван Лаера со временем стали высоко цениться. Вначале, чтобы жить за счет своих картин, художник должен был зависеть от продаж на рынке и торговых посредников, а не от заказов; однако за десять лет работы в Риме он мог претендовать на очень приличную сумму в 30-35 скуди за картину. Среди владельцев его картин были Пьетро Теста , Кассиано Даль Поццо , маркиз Винченцо Джустиниани, а позже — фламандский торговец, действовавший в Неаполе Гаспар Румер . Ван Лаер также должен был посвятить серию гравюр Дону Фердинандо Афану де Рибере, вице-королю Испании, в Неаполе.
Около 1638 года ван Лаер покинул Рим, чтобы вернуться в Нидерланды, где до своей смерти он в основном работал в Амстердаме и Харлеме . В 1641 году его рисунок появился в книге Haarlems liedboek ( Chansonnier of Harlem ); После этой даты о ней ничего не известно, за исключением того, что в завещании ее сестры, датированном 1654 годом, упоминается ее смерть двенадцатью годами ранее.
Макс Зорн
Русского человека упоминание изоленты наводит в первую очередь на мысли об исключительно прикладном применении этого удобного приспособления для скрепления всего и вся. Так и скотч во всем мире воспринимается в качестве того, чем удобно заклеить коробку или что-то где-то зафиксировать. Однако голландец Макс Зорн подошел к этому вопросу с фантазией и нашел липкой ленте лучшее применение.
Житель Амстердама создает удивительные картины, которым не мешает выглядеть потрясающе даже скромная цветовая гамма, диктуемая главными инструментами художника: оргстеклом, заменяющим привычный холст, отточенным скальпелем и скотчем. Напротив, благодаря игре света и тени, которую мастерски создает автор, сюжеты произведений, будь то тропический пейзаж в картине «Парус» или портрет Джона Леннона, приобретают характерный неповторимый налет нуара.
ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ ИЗ ЖИЗНИ ХУДОЖНИКА
Первоначально фамилия художника писалась Brueghel (это написание сохранилось у фамилий его детей), однако с 1559 года он начал подписывать свои картины Bruegel.
Насколько известно, Брейгель не писал заказных портретов и обнажённых фигур. Из портретов, приписываемых Брейгелю, только один несомненно принадлежит ему. Это картина «Голова крестьянки» 1564 года. Наверняка художник не имел недостатка в просьбах написать портреты своих современников, но судя по всему, Брейгель подобных заказов не принимал.
Чтобы не путать Питера Брейгеля с его сыном — тоже живописцем, Старшего позднее окрестили Брейгелем Мужицким.
Работа и миссионерская служба
Когда Винсенту было 15 лет, он устроился на работу в художественно-торговую компанию Goupil&Cie. Фирмой управлял его дядя. Винсент прекрасно справлялся со своими обязанностями. Летом 1873 года его перевели в филиал в Лондоне. У молодого человека появилась возможность изучать произведения искусства. Он часто посещал галереи и музеи.
Ближе к осени юноша переехал жить к Урсуле Лойер. В тот период он испытывал чувства к её дочери. Однако некоторые историки утверждают, что юноша был влюблён в неизвестную немку. Вскоре Винсента перестала интересовать его работа. Через какое-то время его перевели в парижский филиал компании, но через 3 месяца он вернулся в Лондон. В 1875 году юноша опять уехал в Париж, где начал творческую деятельность. Он часто посещал выставки с работами известных художников и почти не уделял внимания работе, поэтому его уволили.
Через год Винсент вернулся в Англию и устроился учителем в интернат в Рэмсгейте. Потом он перешёл в школу в Айзлворте, где стал помощником пастора. В то время у него возникло желание проповедовать бедным.
Когда Винсент вернулся к родителям на Рождество, они уговорили его остаться на родине. Почти полгода он проработал в книжном магазине в Дордрехте, параллельно переводя Библию на разные языки. В 1877 году молодой человек уехал в Амстердам, где хотел выучиться на теолога, однако он быстро разочаровался в учёбе, поэтому бросил её и вернулся домой. Поскольку Винсент хотел быть полезным для обычных людей, он поступил в Протестантскую миссионерскую школу и прошёл курс проповеди.
В конце 1878 года он отправился в посёлок Патюраж, где посещал больных, читал неграмотным Библию и обучал детей. Будущий живописец смог немного заработать на рисовании карт Палестины, которые он делал в ночное время суток. Он быстро заслужил уважение со стороны местного населения. Винсент старался добиться для шахтёров лучших условий, но за это его отстранили от должности проповедника, что негативно сказалось на его психическом состоянии.
Расцвет и поиск своего стиля
В 1888 году Ван Гог, переживая по поводу непонимания зрителей, уезжает в южный французский город Арль (Arles). Арль стал городом, в котором Винсент понял цель своего творчества: не стремиться отразить реальный зримый мир, а с помощью цвета и несложных технических приемов выразить свое внутреннее «Я».
Он принимает решение порвать с импрессионистами, но особенности их стилистики долгие годы проявляются в его произведениях, в способах изображения света и воздуха, в манере расстановки цветовых акцентов. Типичными для импрессионистических работ являются серии полотен, на которых один и тот же пейзаж, но в разное время дня и при разном освещении.
Притягательность стиля работ Ван Гога времени расцвета – в противоречии между стремлением к гармоническому мироощущению и осознанием собственной беспомощности перед дисгармоничным миром. Полные света и праздничной природы работы 1888 года соседствуют с мрачными фантасмагорическими образами:
- «Жёлтый дом» (Gele huis);
- «Кресло Гогена» (De stoel van Gauguin);
- «Терраса кафе ночью» (Cafe terras bij nacht).
Динамичность, движение цвета, энергия кисти мастера является отображением души художника, его трагических исканий, порывов понять окружающий мир живого и неживого:
- «Красные виноградники в Арле»;
- «Сеятель» (Zaaier);
- «Ночное кафе» (Nachtkoffie).
Художник задумывает учредить общество, объединяющее начинающих гениев, которые будут отображать будущее человечества. Чтобы открыть общество, Винсенту помогает средствами Тео. Ведущую роль Ван Гог отводил Полю Гогену. Когда Гоген приехал, они поссорились до того, что Ван Гог 23 декабря 1888 года чуть не перерезал ему горло. Гоген сумел спастись, а Ван Гог, раскаявшись, отсек часть мочки собственного уха.
Биографы по-разному оценивают данный эпизод, многие считают, что поступок этот был признаком сумасшествия, спровоцированного чрезмерным потреблением алкогольных напитков. Ван Гог отправлен в психбольницу, где его содержат в строгих условиях в отделении для буйнопомешанных. Гоген уезжает, заботу о Винсенте берет на себя Тео. После курса лечения Винсент мечтает вернуться в Арль. Но жители города выразили протест, и художнику предложили поселиться рядом с больницей Сен-Поль (Saint-Paul) в Сен-Реми-де-Прованс (Saint-Rémy-de-Provence), под Арлем.
С мая 1889 года Ван Гог живет в Сен-Реми, за год пишет более 150 крупных вещей и порядка 100 рисунков и акварельных произведений, демонстрирующих мастерское владение полутонами и приемом контраста. Среди них преобладает пейзажный жанр, натюрморты, передающие настроение, противоречия в душе автора:
- «Звёздная ночь» (Nightlights);
- «Пейзаж с оливковыми деревьями» (Landschap met olijfbomen) и др.
В 1889 году плоды творчества Ван Гога выставляются в Брюсселе, встречены восторженными отзывами коллег и критиков. Но Ван Гог не испытывает радости от наступившего наконец признания, переезжает в Овер-сюр-Уаз (Auvers-sur-Oise), где живет его брат с семейством. Там он постоянно творит, но угнетенное настроение и нервическое возбуждение автора передаются полотнам 1890 года, они отличаются ломаными линиями, искаженными силуэтами предметов и лиц:
- «Деревенская дорога с кипарисовыми деревьями» (Landelijke weg met cipressen);
- «Пейзаж в Овере после дождя» (Landschap in Auvers na de regen);
- «Пшеничное поле с воронами» (Korenveld met kraaien) и др.
27 июля 1890 года Ван Гог получил смертельное ранение из пистолета. Неизвестно, был ли выстрел спланированным или случайным, но через сутки художник умер. В этом же городке он похоронен, а через 6 месяцев от нервного истощения умер и его брат Тео, могила которого находится рядом с Винсентом.
За 10 лет творчества появилось свыше 2100 работ, среди которых порядка 860 выполнено маслом. Ван Гог стал родоначальником экспрессионизма, постимпрессионизма, его принципы легли в основу фовизма и модернизма.
Посмертно прошла череда триумфальных выставочных мероприятий в Париже, Брюсселе, Гааге, Антверпене. В начале XX века проходит еще одна волна показов произведений знаменитого голландца в Париже, Кельне (Keulen), Нью-Йорке (New York), Берлине (Berlijn).
Ранняя жизнь
Винсент Виллем Ван Гог родился 30 марта 1853 года в городе Грот-Зюндерт, Нидерланды. Отец Ван Гога, Теодор Ван Гог, был строгим сельским священником, а его мать, Анна Корнелия Карбентус, была угрюмой художницей, чья любовь к природе, рисованию и акварели перешла к ее сыну. Ван Гог родился ровно через год после того, как первый сын его родителей, также названный Винсентом, родился мертвым. В юном возрасте — с его именем и датой рождения, уже выгравированными на надгробии его покойного брата — Ван Гог был меланхоличен. Старший из шести живых детей, Ван Гог имел двух младших братьев (Тео, который работал арт-дилером и поддерживал искусство своего старшего брата, и Кор) и трех младших сестер (Анна, Элизабет и Виллемьен). Тео ван Гог позже сыграл важную роль в жизни своего старшего брата как доверенное лицо, сторонник и арт-дилер.
В возрасте 15 лет семья ван Гога испытывала финансовые трудности, и он был вынужден бросить школу и пойти работать. Он получил работу в арт-дилерской фирме своего дяди Корнелиса, Goupil & Cie., фирме арт-дилеров в Гааге. К этому времени Ван Гог свободно владел французским, немецким и английским языками, а также своим родным голландским. В июне 1873 года ван Гога перевели в Лондонскую галерею Groupil. Там он влюбился в английскую культуру. В свободное время он посещал художественные галереи, а также стал поклонником произведений Чарльза Диккенса и Джорджа Элиота. Он также влюбился в дочь своей хозяйки, Эжени Лойер. Когда она отвергла его предложение руки и сердца, у Ван Гога случился нервный срыв. Он выбросил все свои книги, кроме Библии, и посвятил свою жизнь Богу. Он стал сердиться на людей на работе, говоря клиентам не покупать «бесполезное искусство», и в конце концов был уволен.
Интересные факты
- После возвращения в психиатрическую клинику Винсент, как обычно, утром отправился рисовать с натуры. Но возвратился он не с набросками, а с пулей, выпущенной им самим из пистолета. Остается непонятным, как серьезная рана позволила ему самостоятельно дойти до приюта и прожить еще два дня. Умер он 29 июля 1890 года.
- В краткой биографии Винсента Ван Гога невозможно не упомянуть одного имени – Тео Ван Гога, младшего брата, который всю жизнь помогал и поддерживал старшего. Он не мог себе простить последнюю ссору и последующее самоубийство знаменитого художника. Он умер ровно через год после смерти Ван Гога от нервного истощения.
- Ван Гог отрезал себе ухо после бурной ссоры с Гогеном. Последний думал, что собираются напасть на него, и в страхе сбежал.
Звездная ночь над Роной (1888)
Чем знаменита эта картина?
Когда люди говорят о «Звездной ночи», они обычно имеют в виду первую картину в этом списке, но они вполне могут иметь в виду Звездная ночь над Роной вместо. Подобно поразительна в изображении ночного неба (хотя и с меньшим количеством спиралей), эта картина дает немного более умиротворяющее ощущение, чем ее аналог, но имеет классическую цветовую палитру, которой стал известен Ван Гог.
Какая предыстория?
Ван Гог, кажется, был особенно очарован ночным небом и газовым освещением, видимым через воду в Арле. Он был достаточно взволнован этой картиной, чтобы передать ее своему другу, художнику Эжену Боху, эскизом, и эта работа была публично выставлена в 1889 году в Société des Artistes Indépendants в Париже.Он также описал картину почти с любовью в деталях в одном из многих писем, которые он написал своему брату Тео, описывая его как «… Звездное небо, нарисованное ночью, фактически под струей газа. Небо аквамариновое, вода королевского синего цвета, земля розовато-лиловая. Город синий и фиолетовый. Газ желтый, а отблески — красно-золотистые, переходящие в зелено-бронзовые. На аквамариновом поле неба Большая Медведица — искрящийся зелено-розовый, чья сдержанная бледность контрастирует с брутальным золотом газа. На переднем плане две красочные фигурки влюбленных ».
Признание
Распространено ошибочное мнение, что при жизни Ван Гог смог продать лишь одну свою картину – «Красные виноградники в Арле». Эта работа была лишь первой, проданной за большую сумму – около 400 франков. Тем не менее существуют документы, свидетельствующие о продаже еще 14 картин.
Действительно широкое признание Винсент Ван Гог получил только после гибели. Его памятные выставки были организованы в Париже, Гааге, Антверпене, Брюсселе. Интерес к художнику стал расти, и в начале XX века начались ретроспективы в Амстердаме, Париже, Нью-Йорке, Кельне и Берлине. Его работами стали интересоваться, и его творчество стало оказывать влияние на молодой поколение художников.
Постепенно цены на картины живописца стали возрастать, пока не стали одними из самых дорогих полотен, когда-либо проданных в мире, наряду с работами Пабло Пикассо. Среди самых дорогостоящих его работ:
- «Потрерт доктора Гаше»;
- «Ирисы»;
- «Портрет почтальона Жозефа Рулена»;
- «Пшеничное поле с кипарисами»;
- «Автопортрет с отрезанным ухом и трубкой»;
- «Вспаханное поле и пахарь».
Смерть
Жители Арля начинают опасаться непохожего на них горожанина. В 1889 г. они пишут петицию с требованием избавить их от «рыжего безумца». Винсент осознает опасность своего состояния и добровольно отправляется в лечебницу Святого Павла Мавзолийского в Сен-Реми. Во время лечения ему разрешают писать на улице под присмотром медперсонала. Так появились его работы с характерными волнообразными линиями и завихрениями («Звездная ночь», «Дорога с кипарисами и звездой» и др.).
Картина “Звездная ночь”
В Сен-Реми периоды бурной активности сменяются длительными перерывами, вызванными депрессией. В момент одного из кризисов он глотает краски. Несмотря на участившиеся обострения болезни, брат Тео способствует его участию в сентябрьском Салоне Независимых в Париже. В январе 1890-го Винсент выставляет «Красные виноградники в Арле» и продает их за четыреста франков, что составляет довольно приличную сумму. Это была единственная проданная при жизни картина.
Картина «Красные виноградники в Арле»
Его радость была безмерной. Художник не переставал трудиться. Успехом «Виноградников» воодушевлен и его брат Тео. Он снабжает Винсента красками, но тот начинает их есть. В мае 1890 года брат договаривается с терапевтом-гомеопатом доктором Гаше о лечении Винсента в его клинике. Доктор и сам увлекается рисованием, поэтому с радостью принимается за лечение художника. Винсент также расположен к Гаше, видит в нем добросердечного и оптимистичного человека.
Спустя месяц Ван Гогу разрешают поездку в Париж. Брат встречает его не очень ласково. У него проблемы с финансами, сильно болеет дочь. Винсента такой прием вывел из равновесия, он понимает, что становится, возможно, и всегда был для брата обузой. Потрясенный, он возвращается в клинику.
Фрагмент картины «Дорога с кипарисами и звездой»
27 июля как обычно выходит на пленэр, но возвращается не с этюдами, а с пулей в груди. Пуля, выпущенная им из пистолета, попала в ребро и ушла в сторону от сердца. Художник сам вернулся в приют и лег в постель. Лежа в постели, он спокойно курил трубку. Создавалось впечатление, что рана не причиняла ему боли.
Гаше вызвал Тео телеграммой. Он тут же приехал, стал успокаивать брата, что ему помогут, что не нужно предаваться отчаянию. В ответ прозвучала фраза: «Печаль продлится вечно». Скончался художник 29 июля 1890 г. в половине второго ночи. Его похоронили в местечке Мери 30 июля.
Могила Винсента Ван Гога
Проститься с художником приехали многие его друзья-художники. Стены комнаты были увешаны его последними картинами. Доктор Гаше хотел сказать речь, но так сильно плакал, что сумел произнести лишь несколько слов, суть которых сводилась к тому, что Винсент был великим художником и честным человеком, что искусство, которое для него было превыше всего, отплатит ему тем, увековечит его имя.
Брата художника Тео Ван Гога не стало спустя полгода. Он не простил себе ссоры с братом. Его отчаяние, которым он делится с матерью, становится невыносимым, и он заболевает нервным расстройством. Вот что он написал в письме матери после смерти брата:
«Невозможно описать мое горе, как невозможно найти утешение. Это горе, которое будет длиться и от которого я, конечно, никогда не избавлюсь, пока я жив. Единственное, что можно сказать, что сам он обрел покой, к которому стремился… Жизнь была для него такой тяжелой ношей, но теперь, как это часто случается, все расхваливают его таланты… О, мама! Он был таким моим, моим собственным братом».
Тео Ван Гог, брат художника
А это последнее письмо Винсента, написанное им после ссоры:
В 1914 году останки Тео его вдова перезахоронила рядом с могилой Винсента.
Спальня в Арле (1888)
Чем знамениты эти картины?
Эта картина вполне может быть в три раза более известной, чем другие картины в этом списке, потому что «Спальня в Арле» — это название, данное трем почти идентичным работам, выставленным в разных музеях по всему миру.Каждая картина предлагает интимное изображение спальни Ван Гога, давая уникальное представление о том, как жил художник. Именно сюда он вернулся после тяжелого рабочего дня и где ему снились по ночам. Все картины относительно простые и скромные, с упором на эффективное использование цвета.
«Я покрасила стены в бледно-фиолетовый цвет. Земля с проверенным материалом. Деревянная кровать и стулья, желтые, как свежее масло; простыня и подушки лимонно-салатовые. Покрывало алого цвета. Окно зеленое. Раковина оранжевого цвета; бак, синий. Двери сиреневые. Вот и все.
Какая предыстория?
Это была спальня Ван Гога в «Желтом доме», которую он делил с Гогеном. Закрытая дверь слева вела в запасную спальню, в которой спал Гоген. В письме своему другу Винсент заявил, что оригинальная картина в этой серии появилась из-за продолжительного приступа болезни, во время которого он был прикован к постели в течение нескольких дней.Один маленький и приятный факт, который могут заметить зоркие наблюдатели, — это миниатюрные портреты, висящие рядом с кроватью. Это эквивалент 19-го века, когда на стене висели поляроиды ваших друзей — на фотографиях изображены современники и хорошие друзья Ван Гога Эжен Бох и Поль-Эжен Милье.
Дорога с кипарисом и звездой
Задумка написать картину с видом ночной природы и кипарисами возникла у Винсента в 1888 году в Арле, но осуществил он ее только через два года, незадолго до смерти.
Кипарисы очаровывали художника совершенством линий и формой. Предчувствие приближающейся кончины воплощено в метафоре, проецирующей человеческую жизнь в масштабы вселенной.
Справа на небе виден растущий месяц, слева — угасающая бледная звезда, практически исчезнувшая с полотна, а посередине растет кипарис, разделяющий их как грань между началом и концом существования.
Дерево такое высокое, что верхушка уходит за пределы холста, будто пытаясь дотянуться до бесконечности.
Тео-провидец
Так Ван Гог оказался в столице «нового искусства» — Париже и по совету Тео поступил учиться в частную студию Фернана Кормона, бывшую тогда «кузницей кадров» нового поколения художников-экспериментаторов. Там голландец близко сошелся с такими будущими столпами постимпрессионизма, как Анри Тулуз-Лотрек, Эмиль Бернар и Люсьен Писсарро. Ван Гог изучал анатомию, рисовал с гипсов и буквально впитывал все новые идеи, которыми бурлил Париж.
Тео знакомит его с ведущими художественными критиками и своими клиентами-художниками, среди которых были не только добившиеся прочного положения Клод Моне, Альфред Сислей, Камиль Писсарро, Огюст Ренуар и Эдгар Дега, но и «восходящие звезды» Синьяк и Гоген. К моменту приезда в Париж Винсента его брат был руководителем «экспериментального» отделения «Гупиля» на Монмартре. Человек с обостренным чувством нового и превосходный бизнесмен, Тео одним из первых разглядел наступление новой эры в искусстве. Он уговорил консервативное руководство «Гупиля» позволить ему рискнуть заняться торговлей «светлой живописью». В галерее Тео проводил персональные выставки Камиля Писсарро, Клода Моне и других импрессионистов, к которым Париж начал понемногу привыкать. Этажом выше, в своей собственной квартире, он устраивал «сменные экспозиции» картин дерзкой молодежи, которые «Гупиль» боялся показывать официально. Это был прообраз элитных «квартирных выставок», вошедших в моду в XX веке, и их гвоздем стали работы Винсента.
Еще в 1884 году братья Ван Гоги заключили между собой соглашение. Тео в обмен на картины Винсента выплачивает ему 220 франков в месяц и обеспечивает его кистями, холстами и красками лучшего качества. Кстати, благодаря этому картины Ван Гога в отличие от работ Гогена и Тулуз-Лотрека, из-за безденежья писавших на чем попало, так хорошо сохранились. 220 франков составляли четверть месячного заработка врача или юриста. Почтальон Жозеф Рулен в Арле, которого легенда сделала кем-то вроде покровителя «нищего» Ван Гога, получал вдвое меньше и в отличие от одинокого художника кормил семью с тремя детьми. Денег Ван Гогу хватало даже на создание коллекции японских гравюр. Кроме того, Тео поставлял брату «прозодежду»: блузы и знаменитые шляпы, необходимые книги и репродукции. Он же оплачивал лечение Винсента.
Все это не было простой благотворительностью. Братья составили амбициозный план — создать рынок живописи постимпрессионистов, поколения художников, шедшего на смену Моне и его друзьям. Причем с Винсентом Ван Гогом как одним из лидеров этого поколения. Соединить, казалось бы, несоединимое — рискованное авангардное искусство мира богемы и коммерческий успех в духе респектабельного «Гупиля». Тут они почти на столетие опередили свое время: только Энди Уорхолу и другим американским попартистам удалось сразу разбогатеть на авангардном искусстве.
Последние годы жизни
Винсент достиг творческой вершины, однако его работы всё ещё вызывали ужас и негативные эмоции у общественности. Художник болезненно воспринимал критику и отсутствие продаж своих картин. Он решил создать общество единомышленников на юге Франции. Тео помогал материально своему брату. Художник вновь стал искать новые цвета, рисунки и техники, чтобы лучше передать сущность местной природы.
В октябре 1888 года к нему приехал Поль Гоген, чтобы обсудить создание мастерской. Мирный разговор быстро перерос в конфликт. В декабре мужчины снова поссорились. В этот раз Винсент набросился на Гогена с бритвой, однако тот смог увернуться. Мужчина чувствовал вину и решил отрезать себе мочку уха. Утром его отвезли в психиатрическую больницу, а Гоген рассказал об этом случае Тео. В мае 1889 года художника перевели в больницу для душевнобольных в Сен-Реми-де-Прованс. За последующий год он написал много натюрмортов, портретов и пейзажей, среди которых была известная картина «Звёздная ночь» (1889).
После участия в брюссельской выставке картины странного художника заинтересовали поклонников живописи. Об одной из его работ даже вышла статья с описанием, но это не вызвало радости у художника. В 1890 году он продолжал писать картины, которые снова приобрели мрачный оттенок.
Известный постимпрессионист умер 29 июля 1890 года. Его похоронили в Овер-сюр-Уазе на следующий день. На похоронах присутствовали несколько друзей Винсента и Тео, который хотел организовать посмертную выставку картин своего брата. Но вскоре он серьёзно заболел и умер от нервного расстройства. Через несколько лет жена Теодора перезахоронила останки покойного мужа рядом с Винсентом.