Публикации к юбилеям В. А. Закруткина
К 50-летию со дня рождения
- Алексеев М. Н. Писатель и жизнь // Литературная газета. — 1958. — 29 марта.
- Сутягин И. Писатель-патриот // Молот. — 1958. — 30 марта.
- Пятидесятилетие В. А. Закруткина // Литература и жизнь. — 1958. — 16 апр.
- Писатель-патриот // Дон. — 1958. — № 5. — С. 143—144, портр.
- Софронов А. Всегда с жизнью // Советский воин. — 1958. — № 6. — С. 18.
К 60-летию со дня рождения
- Козлова В. Живет в станице писатель // Дон. — 1968. — № 3. — С. 129—132.
- Дрягин Е. Жизнеутверждающий талант // Молот. — 1968. — 27 марта.
- Дымшиц А. Три школы Виталия Закруткина // Литературная Россия. — 1968. — 30 марта. — С. 8.
- Гегузин И. Писатель и жизнь // Кубань. — 1968. — № 4. — С. 104—107, портр.
К 70-летию со дня рождения
- Ковалев В. Лик художника // Дон. — 1978. — № 3. — С. 156—159, портр.
- Андриасов М. Специальный военный корреспондент // Дон. — 1978. — № 3. — С. 160—165.
- Петелин В. Любовь художника // Москва. — 1978. — № 3. — С. 208—210.
- Софронов А. Характеры и судьбы // Октябрь. — 1978. — № 3. — С. 217—219.
- Андреев М. Верность в борьбе // Огонек, 1978. — № 13. — С. 29.
- Костоглодова М. «Я помню чудное мгновенье…» : // Молот. — 1978. —14 марта.
- Летников Ю. Командир писательского взвода // Красное знамя . — 1978. — 24 марта.
- Тер-Маркарьян А. Школа Закруткина // Молот. — 1978. — 24 марта.
- Кондаков А. Летописец подвига и героизма // Красное знамя . — 1978. — 25 марта.
- Прийма К. Народный писатель // Молот. — 1978. — 25 марта.
- Горбачев Н. Жизнь трудная и любимая // Советская Россия. — 1978. — 26 марта.
- Андриасов М. На боевых позициях // Вечерний Ростов. — 1978. — 27 марта.
- Алексеев М. В. А. Закруткину — 70 лет // Литературная газета. — 1978. — 29 марта. — С. 4.
- Бондарев Ю. Высота чувства // Правда. — 1978. — 18 апр.
К 75-летию со дня рождения
- Андриасов М. О людях, творящих историю // Огонек. — 1983. — № 13. — С. 22—23, портр.
- Народный писатель // Дон. — 1983. — № 3. — С. 126—127.
- Сурганов В. «А горы!..» : В. А. Закруткин. Этюд к портрету // Дон. — 1983. — № 3. — С. 128—139.
- Куликов Б. Дом в станице // Молодая гвардия. — 1983. — № 3. — С. 251—254
- Янченков В. С думой о человеке // Красное знамя . — 1983. — 26 марта.
- В. А. Закруткину —75 лет : поздравление Союза писателей // Литературная газета. — 1983, 23 марта. — С. 5.
- Прийма К. И. «Талант большой, самобытный…» // Молот. — 1983. — 27 марта.
- Янченков В. Самобытный талант // Сельская жизнь. — 1983. — 27 марта.
- Бондаренко В. Писатель, воин, гражданин // Красное знамя . —1983. — 29 марта.
- Сурганов В. Так рождаются реки : штрихи к портрету В. Закруткина // Литературная Россия. — 1983. — 1 апр. — С. 11.
Памяти В. А. Закруткина
- Виталий Александрович Закруткин : // Молот. —1984. — 12 окт.; Правда. — 1984. — 13 окт.; Литературная газета. — 1984. — 17 окт. — С. 7; Литературная Россия. — 1984. — 19 окт. — С. 4.
- Калинин А. С думой о Родине; Корнилов Е. Трудно поверить; Назарько А. Он всегда будет в нашей памяти. — Вечерний Ростов. — 1984. — 12 окт.
- В последний путь : // Вечерний Ростов. — 1984. — 13 окт.
- Стаднюк И. Памяти товарища // Огонек. — 1984. — № 43. — С. 8 : портр.
Детство и юность
Биография Павла Михайловича Фитина началась в Тобольской губернии, он родился в селении Ожогино в 1907 году. Крестьянская семья, возглавляемая отцом Михаилом Фитиным, занималась сельским хозяйством, ряд представителей работал на выборных почетных должностях.
Такое положение позволило маленькому Паше пойти в начальную уездную школу. Окончив семилетку, мальчик сразу поступил помощником в артель «Звезда». В 1920-х он отправился в город Ялуторовск, чтобы продолжить образование. По примеру старших товарищей ученик присоединился к членам комсомольской организации и стал готовиться к поступлению в институт или университет.
Когда в России активизировалось белогвардейское движение, 14-летний подросток с отцом и другими жителями деревни, считавшейся коммуной, попал за решетку и был приговорен к смертной казни. Отряды красных освободили арестантов и подарили им вторую жизнь.
На воле Фитин с удвоенной силой стал помогать стране, отметившей юбилей Октябрьской революции. Парня взяли на работу в районный комитет ВЛКСМ. Активист и прирожденный лидер возглавлял бюро юных ленинцев — пионеров, а затем в окружной молодежной организации занимал пост секретаря.
В конце 1920-х общественник перебрался в центральную Россию. Обосновавшись в Москве, он поступил на конструкторско-исследовательское отделение сельхозакадемии им. К. А. Тимирязева и зарекомендовал себя как талантливый студент. Пройдя стажировку на крупных предприятиях, нашел место инженера в лаборатории Государственного института электрификации и механизации сельского хозяйства, позже переименованного в агроинженерный университет.
С 1932 по 1934 год Павел исполнял обязанности заведующего редакцией технической литературы. Трудовая карьера прервалась после призыва в ряды Советских вооруженных сил. Демобилизовавшись, бывший солдат Рабоче-крестьянской Красной армии вернулся в московское издательство и занял один из руководящих постов.
Творчество
Академию Виктор Васнецов окончил в 1873 году, а выставляться начал еще во время учебы, в 1869 году. Сначала работы художника включались в экспозиции Академии. Позже, после его вступления в 1878 году в Товарищество передвижных художественных выставок, – в выставках, организуемых товариществом.
Картина Виктора Васнецова «Витязь на распутье»
Творчество Васнецова делится на два больших этапа. Изначально художник творил в социально-критическом жанре. Среди его героев – чета обедневших стариков на картине «С квартиры на квартиру», скучающе-унылые мещане на картине «Преферанс». Работы художника напоминают в этот период произведения Федора Достоевского, проникнутые иронией и состраданием одновременно.
В конце 19 века начался второй этап творчества Васнецова, логично связанный с интересом общества к «преданьям старины глубокой». Особенности творчества состояли в сочетании исторических фактов и фольклорных мотивов. Художник писал невероятно волнующие полотна, затрагивающие душу любого русского человека.
Картина Виктора Васнецова «Три богатыря»
К этому периоду относятся произведения «Гусляры», «Витязь на распутье», «Алёнушка», «Иван-Царевич на Сером Волке», «Три богатыря». Последняя, на которой стоят на страже границ земли русской Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович, пожалуй, визитная карточка Васнецова.
«Эпический» период живописца стал, по мнению ценителей-современников, ярким примером «нового русского стиля». Новаторство привнес Васнецов и в сценографию, создав эскизы костюмов и декораций для оперы «Снегурочка» Римского-Корсакова. Чего стоит только декорация, которая должна изображать палаты царя Берендея.
Декорация Виктора Васнецова «Палаты царя Берендея» к опере «Снегурочка»
Помимо «Снегурочки», художник приложил руку к театральному оформлению драмы Шпажинского «Чародейка» и оперы Даргомыжского «Русалка». Подводный пейзаж в «Русалке» и поныне изображают, основываясь на созданных Васнецовым декорациях.
Благодаря таланту Васнецова посетители Исторического музея в Москве до сих пор любуются живописным фризом «Каменный век». Коллеги дали этой работе мастера, выполненной в 1883-1885 годах, высокую оценку.
Картина Виктора Васнецова «Аленушка»
Вскоре Васнецов увлекся религиозной темой. Его кистью выполнена роспись в петербургском храме Спас-На-Крови. Он прорабатывал стенную живопись для Храма Рождества Иоанна Предтечи на Пресне, в соавторстве с другими живописцами создавал интерьер храма-памятника Александра Невского в Софии.
Много сил и десять лет жизни потребовалось живописцу на роспись Владимирского собора в Киеве. С 1880 по 1890 годы Васнецов с помощниками расписал почти 3000 квадратных метров стен собора. Строгость византийских канонов художнику удалось смягчить лирическим, поэтичным началом, сказочными мотивами.
Картина Виктора Васнецова «Иван-царевич на Сером волке»
Собственное видение мира привнес Васнецов в архитектуру. «Русский стиль» для него означал не подражание старинным мотивам, а разумное заимствование особых свойств зодчества Древней Руси. С его легкой руки в усадьбе Абрамцево появились церковь Спаса Нерукотворного, выстроенная в соответствии с псковско-новгородской традицией, и сказочная беседка «Избушка на курьих ножках».
Дом для собственной семьи художник тоже спроектировал сам с помощью архитектора Василия Башкирова. Ныне это здание, расположенное по адресу Москва, переулок Васнецова, 13, является домом-музеем живописца.
Дом музей Виктора Васнецова
После первой русской революции 1905 года и Кровавого воскресенья Васнецов, как истинный гений, проникся происходящим. Его убеждения, практически совпавшие в тот период с доктриной ультраконсервативного «Союза русского народа», привели к участию в финансировании и оформлении монархических изданий.
Поздние картины Васнецова наполнены тревогой, предчувствием неизбежных перемен. Тогда на свет появилось полотно «Варяги», на котором пришли на Русь по призванию новгородцев Рюрик, Синеус и Трувор.
Картина Виктора Васнецова «Варяги»
Свершившаяся революция 1917 года положила конец активному участию Васнецова в художественной жизни. Художник перешел на иллюстрации к русским сказкам. Над темами «Спящая царевна», «Царевна-лягушка», «Царевна Несмеяна» мастер работал до последних дней, но, по мнению некоторых критиков, сила образов была уже не та. Зато в этот период живописец создал ряд прекрасных портретов.
Творчество
В историю российского искусства Виктор Попков вошёл стремительно и ярко, его творчество сразу заметили и оценили. Три дипломные работы художника сразу же приобрела Третьяковская галерея.
Для рубежа 1950-1960 гг. в реалистической советской живописи был характерен «суро́вый стиль», представителем которого стал в том числе и Виктор Попков. Суть этого стиля – в воспевании судеб современников, «героики трудовых будней». Технически он отличался обобщённостью и лаконичностью изображений, линейностью контуров фигур, большими плоскостями цвета. Пример – картина В. Попкова «Строители Братской ГЭС» (1960).
Став одним из основоположников «сурового стиля», он одним из первых и покинул его – ему было тесно в его пределах. Но он не мог покинуть то «суровое» в отношении живописи время, и мужественно делал своё дело. В то время считалось, что живопись исчерпала себя. Началась эпоха инсталляций, авангардных акций, аукционов, пёстрой продукции «второго авангарда», перепевания чужих сюжетов, поиска смысла в бессмысленных изображениях и т.д. А Попков писал детей, старух, деревенских вдов, простых мужиков-работяг, обычных горожан. Это было искреннее творчество, но не модное в то время. Но В. Попков не стеснялся этого. В 1972 г. он создал картину «Шинель отца», затем «Мезенские вдовы», «Мать и сын», «Хороший человек была бабка Анисья» – это были настоящие шедевры. У него был свой герой – житель окраины, отец, муж, трудовой человек.
Личная жизнь
В жизни Иванова, полностью посвятившему себя творчеству, было несколько попыток создать семью.
В 1829 году Александр влюбился в дочь преподавателя музыки в Академии художеств, француженку мадемуазель Гюльпен. Ради женитьбы на ней он готов был пожертвовать поездкой в Италию, на которую к тому моменту Общество поощрения художников уже выделило средства. Отец был против женитьбы сына: дело в том, что женатые выпускники Академии теряли возможность уехать за границу. Отец и друзья художника уговорили его отказаться от женитьбы и продолжить обучение в Италии.
Живя в Италии, художник вел замкнутый, даже аскетический образ жизни. В 1947 году он, бывая с визитами в доме С.С. Апраксиной, влюбился в ее дочь, молодую русскую аристократку Марию Владимировну. Он был уверен, что она согласится стать ему спутницей жизни, но девушка предпочла другого. Любовная неудача привела художника к болезненному душевному состоянию, усилению недоверчивости и подозрительности. С тех пор он стал настолько замкнутым, что перестал пускать в свою студию даже коллег-художников и близких.
Портрет художника Александра Иванова
Семья Федора Павлова-Андреевича
В первом браке у Людмилы Петрушевской в 1964 году родился сын Кирилл. После внезапной смерти мужа писательница связала себя узами брака с Борисом Павловым.
Людмила Петрушевская
В этом союзе были рождены двое детей: в 1976 году сын Федор, а в 1982 дочь Наталья. Родители Федора Павлова-Андреевича во всем поддерживали своих детей, поэтому не удивительно, что они выросли творческими и талантливыми людьми.
Федор Павлов-Андреевич с мамой
Старший сын Кирилл по профессии журналист, он бывший заместитель главного редактора газеты «Ведомости». Дочка Наталья увлекается музыкой, она является основателем столичной фанк-группы Clone.
Свою семью Федор Павлов-Андреевич очень любит и дорожит ей. У художника есть племянники, они часто встречаются и проводят время вместе. Детей и жены у Федора Павлова-Андреевича нет.
Людмила Петрушевская с младшим сыном
Борис с женой Людмилой смогли создать крепкую семью, где все друг друга поддерживают. Федор находится в прекрасных отношениях с мамой, они вместе отдыхают и работают. Людмила Петрушевская гордится своими детьми, обожает внуков и правнуков.
Мать Федора Павлова-Андреевича
Мать Федора Павлова-Андреевича, Людмила Стефановна, родилась в мае 1938 года в столице. Отец— Стефан Антонович Петрушевский, философ, лингвист. Жена Стефана Антоновича, Валентина Николаевна Яковлева была редактором.
Людмила Петрушевская
Как и многие дети того времени, в годы войны Людмила была отправлена в детский дом, который находился в Уфе. После окончания войны вернулась в Москву, окончила факультет журналистики МГУ.
Творческая биография Людмилы Стефановны Петрушевской очень обширна, она является русским прозаиком и поэтессой, драматургом, сценаристом, переводчицей, исполнительницей различных направлений в музыке.
Людмила Петрушевская проживает в столице, ведет активный образ жизни. Писательница любит экстравагантную одежду и аксессуары: если юбка, то в пол, если головной убор, то шляпка с перьями. Сейчас поэтессе 83 года, но выглядит она конечно гораздо моложе своих лет.
Книги по вопросам литературы
- Пушкин и Лермонтов : исследования и статьи. — Ростов-на-Дону : Ростовское областное книгоиздательство, 1941. — 301, c. — Библиогр. в подстроч. примеч. — Литература, использованная в статьях о Лермонтове: с. . Содерж.: Пушкин и Лермонтов (вместо предисловия) ; «Братья-разбойники» Пушкина ; Незавершенные замыслы Пушкина в Кишиневе ; Лирика Лермонтова ; Романтические поэмы Лермонтова ; Реалистические поэмы Лермонтова ; Лермонтов-драматург ; Проза Лермонтова.
- Цвет лазоревый : страницы о Михаиле Шолохове. — Ростов-на-Дону : Кн. изд-во, 1965. — 82 с., л. ил.
- Цвет лазоревый : страницы о Михаиле Шолохове. — Москва : Сов. Россия, 1975. — 79 с. : портр.
- Публикации в коллективных сборниках, журналах, газетах
- Романы, повести, рассказы, очерки
- Их слава нетленна // Они прославили Родину : очерки о Героях Советского Союза. Кн. 1. — Ростов-на-Дону, 1974. — С. 5—6.
- Командир донских казаков // Нам дороги эти позабыть нельзя. — Ростов-на-Дону, 1975. — С. 110—113.
- Страницы из дневника // День, который впереди. — Ростов-на-Дону, 1975. — С. 208—221.
- Помни, друг! // Рожденная в боях : очерки о героях-воинах 56-й армии. 1941—1943 гг. — Ростов-на-Дону, 1977. — С. 109—111.
- Радость пахаря // Край Отчизны моей. — Ростов-на-Дону, 1977. — С. 94—104.
- Во имя жизни // Не померкнет никогда : чему учит подвиг героев-малоземельцев. — Ростов-на-Дону, 1978. — С. 54—61.
- В бурунах // Пятый Донской : воспоминания ветеранов пятого гвардейского Донского казачьего кавалерийского Краснознаменного Будапештского корпуса. — Ростов-на-Дону, 1979. — С. 45—48.
- Пядь-кормилица // Что с поля нажито : слово писателей Дона о жизни современного села. — Ростов-на-Дону, 1979. — С. 91—101.
- Преображение : // Ради завтрашних дней : мир современника в рассказах писателей Дона / . — Ростов-на-Дону : Книжное изд-во, 1980. — С. 16—23.
- Самый памятный день // Дон. — 1980. — № 5. — С. 32—34.
- О земле, о хлебе, о любви // Первооснова : слово о хлебе. — Ростов-на-Дону, 1982. — С. 226—235.
- В ожидании весны // Под отчим небом. — Ростов-на-Дону, 1982. — С. 180—195.
- Гордость и слава Дона // Люди земли донской. — Ростов-на-Дону, 1983. — С. 3—7.
- Матерь Человеческая : из повести // Светлое имя твое. — Ростов-на-Дону, 1984. — С. 7—15.
- Два генерала : гл. из кн. «Верность» // Плечом к плечу. — Ростов-на-Дону, 1984. — С. 30—43.
- На Золотых песках : // Дон. — 1985. — № 5. — С. 38—48.
Теперь только творчество
Художнику пришлось переехать на окраину Васильевского острова, снять маленькую квартирку и экономить на всём, чтобы иметь возможность рисовать и посещать Академию художеств (уроки баталиста профессора Зауервейда). Темой картин Федотова по-прежнему оставались знакомые ему ближе всего сцены из походных будней военных, офицерские празднования.
Параллельно художник занимался комическими рисунками – они-то и были проявлением сатирического склада ума. Увидев их, баснописец Иван Крылов, дал художнику ценнейший совет: сделать темой работ обычную жизнь, которая изобилует интереснейшим, острым и забавным, материалом.
Подчинившись «собственному влечению», Федотов оставил занятия по батальным темам. Его наблюдательность, память и фантазия позволили родиться новым темам и сложным эскизам, которые он «нянчил» месяцами. Сюжеты подсказывала сама жизнь – только будь внимателен и хваток на курьёзные ситуации, часто смешные и нелепые.
Гибель
Умер Павел Пухов в апреле 2013 года. Про обстоятельства ничего не сообщалось. Известно лишь то, что он погиб, но смерть не носила насильственный характер. Говорили, что причина смерти — остановка сердца, но это не точно. Точно лишь то, что у мёртвых сердце уже не бьётся. Остаётся память. Бэнкси выразил свои чувства работой «P183. R.I.P.». Это баллончик с краской, а над ним знак пламени.
Работам и мировосприятию художника была посвящена выставка «Наше дело подвиг!», которая проходила в Московском музее современного искусства, а так же персональная выставка во Владивостоке. При жизни его графические работы и инсталляции были представлены в мэрии французского города Ле-Кремлен-Бисетр. В постоянной экспозиции музея уличного искусства в Санкт-Петербурге находится знаковое произведение внушительных размеров «Стены не спят».
Скупые строчки биографии почти неизвестного художника
Однако обо всём по порядку. Художник Павел Пухов родился в 1983 году в Москве. Его детство пришлось на период распада СССР, а становление личности на 90-ые годы. Сейчас они массово выдаются только за годы экономического хаоса. В действительности же было в том времени ещё и то, что оказалось утраченным совершенно — дух свободы. При этом Павел получил хорошее образование и развивался всесторонне. В детстве он увлекался музыкой, пением, информатикой и граффити, позже ещё и диггерством. В период 2001-2002 годов учился на курсах графического дизайна в классе С. Д. Чебаткова. Немного сисадмин, немного любитель урбанистического экстремального спорта, много — творческий человек и свободный художник. Официальное образование у него, в отличие от множества собратьев по цеху, было — он окончил Институт дизайна и моды. Были и серьёзные проекты в мире театрального искусства. Это стрит-арт, расширенный до декораций к зонг-опере «TODD». В одном из немногочисленных интервью Павел сказал, что у него было ещё и юридическое образование.
Начало творческого пути
На формирование художественного вкуса Ивана Яковлевича повлияла картина Васнецова «Богатыри». Билибина очаровала атмосфера русской старины, и он решил отправиться в поездку по глубинкам.
В лесах он рисовал орнаменты и избушки, а затем и вовсе создал свой уникальный стиль. Первые иллюстрации вошли в сборник сказок Афанасьева. Самые известные из них:
- «Царевна-Лягушка»;
- «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»;
- «Иван-царевич».
Сборник стал популярным сразу же. Билибин по-своему изображал главных героев и антагонистов произведений. Каждого персонажа он рисовал в рамке из орнамента, передавая особенности его характера. Художник занялся оформлением книг, научился использовать шрифт, напоминающий старославянскую письменность.
Билибин посетил Вологодскую и Архангельскую губернии, Калерию, которые оказали на него большое влияние. Именно здесь он познакомился с бытом северян. Иван Яковлевич узнал больше информации о национальных костюмах русского народа, предметах домашнего обихода. Он слушал мистические рассказы о природных силах.
Сочинение по картине Владимирка Левитана (описание)
Произведение относится к зрелому периоду творчества художника, написанное им с натуры во время проживания автора во Владимирской губернии и являющееся одним из трех крупных по размеру полотен художника.
Картина выполнена масляными красками на холсте.
Центральной темой картины является изображение грунтовой дороги, которая пролегает к востоку от Москвы. На протяжении многих десятилетий по данному тракту отправляли по этапу на каторжные работы заключенных.
В центре полотна представляется вид бескрайней равнины, разделенной пролегающей по ней дорогой, уходящей по переднему плану в глубину картины.
Иллюстрацией бескрайней пустынной дороги, предназначенной для тысяч горестных судеб, становится изображение одинокой человеческой фигуры в виде женщины, демонстрирующей жестокость человеческой жизни и собственную трагическую судьбу, которая характеризуется беспросветностью и отчаянием. Отличительной особенностью картины является применение художником особой цветовой тональности пейзажа в виде приглушенных красок, изображающих серый сумрачный день, а также необыкновенная прорисовка ухабов и неровностей тракта. При этом автор мастерски сохраняет многообразие богатых цветов, передавая природную красоту путем тончайших переходов между тонами, применяя колоритную свежесть в виде белеющей церкви и желтой полосы созревшей ржи на задней плане, противопоставленных однообразному унылому пейзажу.
Драматичное настроение произведения демонстрируется художником при помощи изображения мрачного неба, низко нависшего над землей, в сочетании с тяжелыми бегущими облаками, вызывающего печальные и тоскливые воспоминания. Тем самым смысловая нагрузка пейзажного полотна наполняется горьким чувством безысходности.
Картина «Владимирка» является одним из лучших пейзажных произведений художника, поскольку иллюстрирует многозначительность глубины смыслового авторского наполнения и особенную поэтическую грусть.
В настоящее время картина находится в экспозиции Государственной Третьяковской галереи в Москве.
2 вариант
Картина «Владимирка» была создана Исааком Левитаном в 1892 году.
Художник, охотясь во Владимирской губернии, в один из дней случайно вышел к широкому тракту, увлекся зарисовыванием стоящего на нем верстового столба и узнал от местных жителей, что эта безлюдная теперь дорога — та самая Владимирка, Владимирский тракт, по которому столетиями шли в Сибирь в кандалах партии арестантов. Так возникает замысел картины, которая была закончена уже в Москве и которую высоко оценили современники художника.
Прямо от зрителя в даль необъятных полей уходит широкая дорога. Она вьется по пригоркам и теряется за горизонтом. По сторонам от нее узкие тропинки. На полях выжженная солнцем или потерявшая яркие краски от дорожной пыли трава, редкий невысокий кустарник. Чуть поодаль над кустами возвышаются несколько тонких стволов деревьев. В поле нет цветов, разнотравья.
Художник великолепно передает тонкости рельефа: вот по сторонам дороги канавы, в которые во время дождей или таяния снега стекает вода, оставляя дорогу сухой, вот низкие кочки, пригорки. Самая обычная местность средней полосы России. Взгляд зрителя останавливается на тропинке, пересекающей большую дорогу.
Она выходит из-за холма слева, а с другой стороны от Владимирки теряется в траве.
Под узкой двускатной крышей – икона. Видимо, на нее остановилась помолиться прохожая богомолица. Маленькая фигура человека в черном длинном одеянии, с котомкой за плечами, теряется в пространстве полей, кажется еще меньше.
Большую часть холста занимает серое небо. По нему рассеяны кучевые облака, но они лишь слегка выделяются своими светлыми краями на однообразно сером фоне.
Невозможно сказать, сгустились ли тучи и следует ли ждать непогоды, или эта серая завеса скоро вдруг прояснится, открывая голубые просветы. Кажется, что ближе к горизонту тучи выглядят более свинцовыми, темными.
С другой стороны, именно оттуда каким-то чудом пробился солнечный луч, осветивший белоснежный храм.
Бедная красками, невзрачная природа и широкая дорога, притягивающая взгляд зрителя, — всё это заставляет задуматься о судьбе страны, народа, о тех испытаниях, через которые прошли тысячи простых людей, идущих этим путем.
Тяжелые, горестные раздумья будит картина…В годы, когда она создавалась, по Владимирке уже не шли каторжане, к месту ссылки преступников перевозили на поездах.
Зарастает по краям дорога, но возможно ли забыть о всех страданиях и бедствиях, которые пришлось вынести народу?
`
Интересные факты
- Художник считает, что в Москве сервис лучше, чем в Париже, Лондоне или Берлине, потому что в России общество несвободное, люди полностью отдаются работе. На Западе в отелях или ресторанах сотрудники словно делают клиенту одолжение и ждут, когда кончится смена, потому что свободных людей прислуживание угнетает.
- Федор занимается благотворительностью, однажды он нашел хорошего врача для нищего инвалида, брошенного матерью, чтобы вырезать раковую опухоль.
- Павлов-Андреевич заявил, что после митингов в поддержку Алексея Навального в январе 2021 года российские граждане больше не имеют права оставаться вне политики и должны активнее заявлять о своих правах.
Детство и юность
Биография Исаака Ильича Левитана, выдающегося российский художника, начинается в 1860 году в небольшом городке Кибарты (сейчас находится на территории Литвы), в совсем небогатой еврейской семье. Его отец, Илья Левитан, преподавал иностранные языки, а также работал переводчиком. Исаак был самым младшим, четвертым ребенком в семье: у него были старшие брат Авель Лейб и две сестры — Тереза и Эмма.
Художественные способности Левитана стали проявляться еще в детстве. Он не единственный в семье имел склонность к изобразительному искусству, его брат также увлекался живописью. В начале 1870-х, в надежде улучшить материальное положение, семья Левитанов переехала в Москву, где Авель Лейб поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. По примеру брата, двумя годами позднее, в возрасте тринадцати лет, туда поступил и Исаак. Этот период стал ключевым для творческой биографии Исаака Левитана.
Юный художник учился успешно и считался подающим надежды. Однако через несколько лет умерла сначала мать, а затем и отец. Дети остались одни, в крайней нужде. Им помогали друзья, а также само училище, желавшее поддержать талантливых учеников. В 1877 году выдающийся русский живописец Алексей Саврасов, будучи преподавателем пейзажного класса, взял Левитана к себе в ученики. И тот быстро оправдал надежды учителя: в этом же году о двух его картинах, участвовавших в выставке, написали в газетах, а ему вручили серебряную медаль и денежный приз в размере 220 рублей. Это был первый успех юного шестнадцатилетнего живописца. В училище, помимо Саврасова, ему также повезло учиться у таких учителей, как Перов и Поленов.