Борис щербаков

Смерть

В 55 лет Борис Валентинович перенес первый инфаркт. Едва начав идти на поправку, художник стал еще интенсивнее работать. Первым полотном, написанным на пути к выздоровлению, стала картина 1971 года «Апрельское солнце». Пейзаж Щербаков создал в больничной палате.

Когда художнику после выписки было противопоказано носить на пленэры складной стул, зонтик и этюдник, эти вещи мужа несла Зоя Анатольевна. Когда болезнь запирала живописца в 4 стенах, жена приносила в квартиру-мастерскую букеты цветов, которые Борис Валентинович запечатлевал в натюрмортах.

Последнее десятилетие сердце Щербакова билось при помощи кардиостимулятора. Поддерживать жизнь и работоспособность живописцу помогал врач Евгений Чазов, портрет которого Борис Валентинович успел написать.

Художник скончался в возрасте 79 лет через 2 недели после изумрудной свадьбы. По одним сведениям, сердце Щербакова перестало биться 24-го, а по другим — 25 июля 1995 года. Живописца похоронили на Ваганьковском кладбище Москвы рядом с отцом.

Страшная болезнь

В 1909 году у Бориса Кустодиева появляются первые признаки страшного заболевания — опухоли спинного мозга. Художник перенес несколько операций, но, увы, все они лишь временно облегчали боль. Скоро выясняется, что болезнь проникла намного глубже, и при проведении операции невозможно не задеть нервные окончания. Это грозит параличом рук или ног

Выбор встает перед супругой, и она понимает, как важно для ее мужа иметь хотя бы надежду на продолжение написания картин. И она выбирает руки

Теперь Борис Кустодиев прикован к инвалидному креслу, но его силе воли можно было только позавидовать. Несмотря на свою болезнь, он продолжал писать картины лежа. Его мужеством и стойкостью духа невозможно не восхищаться. Ведь, несмотря на все перенесенные страдания и мучительные боли, все его работы пронизаны яркими красками и жизнерадостностью. Кажется, что даже болезнь на какое-то время отступала перед великой силой таланта.

Мог стать юристом

Работа Бориса Ефимова

Михаил стал студентом Психоневрологического института в Петрограде, а Борис поступил на учебу в Харьковское реальное училище, но после Февральской революции и падении царизма снова приехал в Киев, где поступил в реальное училище святой Екатерины. Данное заведение находилось на Липках, на улице Лютеранской, рядом со зданием лютеранской церкви. Окончив учебу в училище, Борис Фридлянд решил выучиться на юриста. Он начал активно учить латинский язык. Осенью 1917 года он успешно поступил, получил студенческую фуражку и учеба для него закончилась – началась гражданская война.

ТВОРЧЕСТВО

Художник вступил на творческий путь накануне нового столетия. Он болезненно переживал равнодушие буржуазного общества к духовным идеалам, которыми жил. Веря в преобразующую роль искусства, художник обретал силы и смысл творчества в романтической жажде утвердить светлый мир красоты и поэзии в противовес прозе и сухому рационализму.

Персонажи его картин — воплощение мечты художника об идеале.

Он стремится в живописи передать безмолвное, но внятное собеседование человеческих душ, как бы прислушивающихся к себе и к миру в поисках отзвуков извечных законов красоты.

Разумеется, эмоционально-лирическую стихию невозможно воплотить прямолинейно, протокольным воспроизведением натуры, определенностью бытового сюжета. Мироощущение и особый строй образов раскрываются в жанровых, колористических и композиционных поисках, в обращении к языку иносказаний.

Пейзажные этюды составляют большую часть его ранних произведений. С середины 1890-х годов художника все больше привлекает изображение человека в пленэре. Задача штудирования обнаженной натуры, изучение эффектов солнечного освещения, стремление достигнуть декоративности, используя локальный цвет, в этюде «Мальчик с собакой» (1895), сочетаются с попыткой образного решения мотива. В застывшей в неудобной позе детской фигурке видится не напряженность натурщика, а самозабвенная поглощенность игрой. Естественность ребенка наедине с природой рождает ощущение интимности образа.

Полотно «Гармония» (1900) было важной вехой в формировании художественной системы мастера. Он пытался в нем передать согласно звучащую красоту искусства, человеческого творчества и красоту природы в самом сюжете (дамы в парке слушают кавалера, декламирующего стихи)

Созданная в 1902 году картина «Водоем» знаменует вступление Борисова-Мусатова в пору зрелости и расцвета. Этим же годом датирован «Портрет дамы», в котором убедительно передана индивидуальность модели и вместе с тем в кем ощутим проникновенный лиризм.

Так же, как в этом портрете, в картинах «Осенний мотив», «Дама в голубом платье», «В парке» каждый раз раскрывается новая грань идеала одухотворенной женственности. «Девушка в ожерелье» (1904) — этюд к одному из самых совершенных по воплощению и самому светлому по строю чувств созданию мастера — к картине «Изумрудное ожерелье». В этюде переданы очаровательная непосредственность, застенчивая милая неуклюжесть, даже некоторая простоватость юной девушки. Перенесенное в картину, то же лицо преображается отсветом душевного движения, та же фигура приобретает благородное изящество. Красивая, легкая гамма этюда, строящаяся на сочетании зеленого с розово-сиреневым и золотисто-желтым, в картине становится строже, архитектоничнее, но и сложнее, обогащаясь фактурной аранжировкой.

Важную страницу творческой биографии художника занимает работа над эскизами неосуществленных панно на тему «Времена года», предназначавшихся для украшения интерьера частного дома. Как и другие листы цикла, «Летняя мелодия» свидетельствует о мастерстве акварелиста, о его большом декоративном даре, музыкальном чувстве ритма.

«Венки васильков» — последний замысел художника. Его помешала осуществить преждевременная смерть. Над эскизами к этой картине художник работал летом 1905 года в Тарусе. Венки и гирлянды, по-видимому, были для него эмблемой печали, утраты. Но образ произведений Борисова-Мусатова всегда многозначен. Звучная цветовая гамма — яркая синева цветов, ослепительная белизна облака — знаменуют преодоление скорби, растворение ее в восторге перед вечной красотой природы.

Скандалы с наследством

В первый весенний день 2018 года ушла из жизни единственная законная наследница художника, его 70-летняя дочь. Причиной смерти Галины Борисовны, посвятившей себя сохранению и исследованию картин отца и не родившей детей, стало онкологическое заболевание.

Последние 15 лет в личной жизни женщины присутствовал Николай Вакась, который познакомился с ней, будучи участковым врачом и придя к Галине Борисовне по вызову. Мужчина утверждал, что влюбился в умную и красивую даму и стал ее супругом. Однако отношения москвичи не узаконили, а по некоторым данным Николай Сидорович продолжал состоять в браке с другой женщиной.

После смерти Галины Борисовны на пороге ее жилища появился Андрей Беличков, утверждавший, что покойная была его кузиной по матери. Вакась не пустил «родственника» в квартиру.

Андрей Николаевич обратился за помощью к своей дочери, работавшей в органах правопорядка, а она — к своему бывшему возлюбленному Алексею Коржневу, отдаленному родственнику друга Бориса Валентиновича, министра морского флота СССР Александра Афанасьева, с просьбой воспрепятствовать расхищению полотен Щербакова. Алексей выставил Вакася из квартиры, в которой Николай Сидорович прожил много лет. Однако, по информации канала «Россия», обнародованной в декабре 2020 года, Коржнев принялся распродавать картины художника, заявив, что перед смертью Галина Борисовна подарила все имущество ему.

Летом 2021 года суд признал наследство Бориса Щербакова выморочным. В сентябре 2021-го скандал между претендентами на квартиру и картины художника стал темой передачи Андрея Малахова «Прямой эфир». В программе принял участие Андрей Беличков. Николай Вакась через 2 дня после интервью, данного корреспонденту передачи, скончался.

Творчество

Борис Валентинович считал, что задача художника — найти в истории народа момент значительный, в природе — момент, выражающий настроение, а в портрете — отражающий характер человека. В качестве названий работ живописец часто использовал поэтические цитаты или строки из песен («Мороз сребрит увянувшее поле», «Течет река Волга», «Широка страна моя родная» и т. д.).

О признании заслуг художника перед живописью свидетельствует как Государственная премия, полученная в 1952 году 36-летним Борисом за полотно «Заседание Президиума Академии наук СССР», так и тот факт, что в 1973 году министр культуры Советского Союза преподнесла картину Щербакова «Русская зима» в дар президенту США Ричарду Никсону. Слава позволяла живописцу запечатлевать на полотнах (например, в работе «Ростов Великий. Девичий монастырь») и купола церквей.

В 1956 году Борис Валентинович принимал участие в копировании шедевров Дрезденской галереи, возвращенных Советским Союзом Германской Демократической Республике. В ходе поездки на берега Эльбы Щербаков написал картины, ставшие основой персональной выставки «Люди и города ГДР».

Среди циклов наследника художественной династии выделяются «Белая серия», объединившая портреты Героев Советского Союза, и серия пейзажей, написанных в уголках России, вдохновлявших литераторов: Александра Пушкина и Михаила Лермонтова, Льва Толстого и Ивана Тургенева, Антона Чехова и Михаила Шолохова.

Псевдоним — Бор. Ефимов

Типы петлюровцев. 1918 год

Именно в годы гражданской войны и разрухи Борис определился со своей профессией. Он стал художником-карикатуристом. Первые рисунки он создавал еще живя в Белостоке, а в Харькове он нарисовал удачную карикатуру на председателя Государственной думы Михаила Родзянко. Но именно в Киеве стали появляться различные шаржи с подписью Борис Ефимов. На первой странице театральной газеты «Зритель» в 1918 году неоднократно печатались шаржи на различных знаменитостей, которые подписывались «Бор. Ефимов».

Подпись эта в будущем, осталась неизменной. А в первом выпуске киевского журнала «Урод», увидевшем свет в мае 1918 года, была размещена карикатура Бориса Ефимова, которую он приурочил к Пасхе – несколько рисунков, которые получили название «Кто с кем христосуется». Здесь были изображения лидера большевиков Владимира Ленина и политического деятеля Александра Керенского, атамана Симона Петлюры и революционера Михаила Муравьева. В следующем 1919 году молодой человек становится сотрудником художественно-плакатного отдела  при советском ведомстве печати. С тех пор карикатур на Владимира Ленина он не рисует, вместо этого высмеивает представителей буржуазии.

Стоит сказать, что Борис Ефимов художественному ремеслу не учился, был самоучка. Зато сумел поразить зрителя так, что даже если и не хочешь, а засмеешься. Отметим тот факт, что Киев в период с 1917 по 1920 годы несколько раз переходил из рук в руки различных сил, поэтому Борису и его брату Михаилу временами приходилось скрывать свою работу с большевиками. Братья жили в доме на Большой Васильковской 32. Уже позднее Борис Ефимович вспоминал, что подоконники и лестница были выполнены из каррарского мрамора, который считается одним из ценных видов.

А еще художник вспоминал, как его с братом чуть не расстрелял пьяный патруль. Лишь вмешательство знакомого дворника спасло братьям жизнь. И несмотря на угрозу ареста, а то и расстрела, Борис Ефимов старался перенести на бумагу то, что видел на улице. В результате получилась интереснейшая серия рисунков. После окончания гражданской войны молодой художник поступает в Киевский институт народного хозяйства (сейчас Национальный педагогический университет имени Драгоманова).

Самые известные работы

Художник Борис Кустодиев в течение всей своей жизни написал большое количество картин. Всего их более пятисот. Вспомним самые известные картины Бориса Кустодиева.

Лошади во время грозы

Талантливейший образец живописи, выполненной маслом, отражает любовь художника к природе. Одно из удивительных и страшных явлений природы — гроза — запечатлено на картине.

«Купчиха за чаем»

Детали здесь имеют большую смысловую нагрузку: толстый ленивый кот, трущийся о плечо хозяйки; сидящая на балконе неподалеку купеческая чета; на заднем плане картины можно увидеть город с торговыми лавками и церковью; неподдельное восхищение вызывает натюрморт продуктов, расположенных на столе. Все это написано невероятно ярко и красочно, что делает полотно почти осязаемым.

«Русская Венера

Когда художник создавал это удивительно красивое творение, его мучили жесточайшие боли. Зная об этом, не перестаешь восхищаться талантом и силой духа великого человека. Моющаяся в бане девушка олицетворяет женскую красоту, здоровье, жизнь.

«Утро»

На этом холсте Борис Михайлович изобразил свою любимую супругу и их первого сына. С неподдельной любовью и нежностью он запечатлел на картине своих близких. Для написания этой картины художник использовал только светлые и воздушные цвета, он мастерски передает в работе игру светотени.

«Масленица»

Борис Кустодиев написал её после продолжительной болезни и операции, приведшей к инвалидному креслу. Несмотря на мучительные боли, он создает картину, полностью пронизанную светом, весельем и безудержным счастьем. Главное место на ней отводится мчащейся тройке, символизирующей движение. Помимо этого, на картине также можно видеть людей, участвующих в кулачных боях, гулянья и балаганы. Все это расписано так красочно, что еще больше усиливает вихрь головокружительных эмоций.

О ТВОРЧЕСТВЕ

    Творчество Бориса Николаева поражает удивительным разнообразием. Николаев считал себя графиком – портретистом
и пейзажистом, и, действительно, большинству он известен как автор графических работ в «суровом» стиле. Но не это главное.
Не жанр, не способ. Его живопись не менее выразительна. Сколько динамики в полотне «Бурный день», а «Портрет матери»?
Разве мог бы он изобразить самого близкого и дорогого человека как-нибудь иначе? Нет, нежность и свет усталых, но молодых глаз,
ласковость мозолистых, много работавших рук, тени забот, притаившиеся в морщинках на лице – всё это могла передать только мягкость
масла на благодатном поле холста. А загадочная, полу-мистическая «Сказка», которую автор считал одной из своих основных работ? В этом,
пожалуй, главная ценность таланта художника и любого творческого человека – не замыкаться, не давать чётких определений,
а быть свободным и открытым всему, что можно воспринять, переосмыслить и, наконец, выразить в одному тебе свойственной,
единственной и неповторимой форме. «Суровая графика», на самом деле, лишь часть огромного творческого наследия, составленного Николаевым.
Её можно назвать, скорее, имиджем его, но не более. Возможно, дело в том, что технику, манеру, средства подсказывает художнику его настроение,
отношение к изображаемому, и многие другие субъективные факторы. Сравнить «Старый двор» и «Мать»… Впрочем, разве их можно сравнивать…
Спокойствием, уютом дышит масляный дворик, видный как будто из окна тёплой квартиры – жёлтые домики, чистый белый снежок, беседующие люди
– мирная картина 60-х. И – прямой, чёткий силуэт постаревшей в несколько лет женщины, выхваченный из тьмы словно вспышкой молнии.
В её руках, покрытых глубокими морщинами – орден погибшего сына, на голове платок – символ траура. За спиной – мрак. Через мирное время
она понесёт дальше, до самой смерти свою трагедию, свою боль, свою утрату, которую ничто не сможет восполнить, даже радость Великой Победы.

    Если рассматривать работы Бориса Николаева в хронологическом порядке, становится понятно, что его глаз –
глаз человека творческого, наблюдательного – замечает и переносит на бумагу многое и многое, что характеризует нашу жизнь,
окружающую природу, нас самих. Художник превращает выразительное в изобразительное. На его картинах отражено всё,
что он повидал в своей жизни, и даже то, чего он видеть не мог, но что почему-либо затронуло его сердце.

    Борис Николаев никогда не был обласкан советской властью. Наоборот, его творчество зачастую
противоречило желаниям сильных мира сего. Точнее, даже не вступало с ними в конфликт, а, скорее, жило своей, независимой,
свободной жизнью, потому что без свободы оно немыслимо. Конечно, приходилось рисовать портреты вождей и прихлебателей,
но это нельзя назвать творчеством в настоящем смысле этого слова. Это ремесло. Люди на портретах Бориса Николаева – настоящие,
хорошие люди, честные и простые. Именно с такими людьми он любил общаться, их он изображал.

    Удивительный талант сибирского художника вобрал в себя и несмелый опыт юности, и тяжёлое испытание Великой
Отечественной войной, и мирную жизнь нашей страны в советский период, и красоту сибирской природы, и характеры множества людей,
с которыми Николаеву довелось встретиться. Мир его творчества бесконечно велик и прекрасен, его уникальность в том, что каждый может
найти в нём частичку своей собственной души, то, что окажется близко, понятно и дорого.

Л.А. Николаева

Его знаменитая библиотека

Попадая с порога в дом Бориса Ивановича, могло сложиться впечатление, что здесь проживал не музыкант, а великий писатель. Личная книжная коллекция Тищенко включала в себя сотни томов и занимала значительную часть его петербургской квартиры. По воспоминаниям его вдовы, Ирины Анатольевны Донской, Борис Иванович обожал расставлять книги. Когда они в начале 1980-х годов переехали в свою новую квартиру, что окнами выходит на канал Грибоедова, Тищенко почти целый месяц по вечерам занимался расстановкой книг.

Личная библиотека в течение всей жизни формировала духовную ауру композитора и собиралась им до последних дней. Сюда входила коллекция родителей Бориса Ивановича, родителей его жены, то, что ему дарили, и то, что он сам приобретал за долгие годы. Значительная часть коллекции располагалась в гостиной в трёх книжных шкафах-модулях, что в совокупности составляло 18 полок. Здесь находилась художественная литература, которую Борис Иванович лично раскладывал по алфавиту. Наверху он отвёл место музыковедческим изданиям.

Книги были его постоянными спутниками жизни. Он не мог уснуть, если не прочитывал перед сном хотя бы страничку. Любимые его авторы – А. Чехов, Н. Гоголь, А. Пушкин, Я. Гашек. Несколько раз он напряжённо перечитывал «Госпожу Бовари» Г. Флобера, пытаясь в очередной раз изучить лабиринты человеческой души. Борис Иванович ценил острый юмор и шутку, в его кабинете на рабочем столе всегда можно было увидеть мемуары Ф. Раневской, «шаловливые» стихи И. Губермана, рассказы М. Зощенко, сборник афоризмов Д. Рескина.

«Реквием»

На картине изображены женские фигуры, среди которых три раза подряд можно узнать образ Надежды Станюкевич.

Просматриваются здесь и образы жены, сестры художника. Женщины прорисованы не очень четко, размыто, плоско, будто призраки на фоне старой зубриловской усадьбы. Призраки полны скорби и печали. Картина выглядит будто вход в потусторонний мир, а женские образы стоят на его пороге. Картина говорит о том, что все в этом мире рано или поздно исчезает, уходит в потусторонний мир, и обратного хода нет. «Реквием», написанный о прекрасном друге, стал реквиемом и для самого художника Виктора Борисова-Мусатова. Осенью, в октябре, молодой художник умер.

БИОГРАФИЯ ХУДОЖНИКА

Виктор Борисов-Мусатов родился в Саратове 2 (14) апреля 1870 года в семье Эльпидифора Борисовича и Евдокии Гавриловны Мусатовых, бывших крепостных, приписавшихся к мещанскому сословию. Отец был железнодорожным служащим. 

В 1890-х учился изобразительному искусству в студии Саратовского общества изящных искусств, затем в Московском училище живописи, ваяния и зодчества и в петербургской Академии художеств, где его учителем был Павел Петрович Чистяков.

Учился также в студии Ф. Кормона в Париже. Был близок художникам «Мира искусства».

С 1898 год жил в основном в Саратове, с 1901 года — в имении Зубриловка Саратовской губернии. Уже тогда усадьба пребывала в запустении, редко посещаемая тогдашними хозяевами. В 1902 году Борисов-Мусатов вновь посетил усадьбу вместе с сестрой Еленой и художницей Еленой Владимировной Александровой — будущей женой.

Его сестра Елена вспоминала: Глубокая осень в Зубриловке также увлекла брата по своим блеклым тонам красок умирающей природы… Возле дома, где он нас писал в солнечные летние дни, краски уже были печальные, серые, все гармонировало с темным осенним небом, покрытым тучами. Казалось, что и дом замер с окружающей его увядающей зеленью. Это и дало настроение брату написать картину — «Призраки»… Он лично пояснял нам, как я помню, будто с окончанием жизни опустевшего помещичьего дома — «все уходило в прошлое», как изображены им на первом плане картины удаляющиеся призрачные фигуры женщин. Эти две поездки в усадьбу нашли отражение в работах «Гобелен» (1901), «Прогулка при закате» (1903), «Призраки» (1903), «Сон божества» (1904—1905).

С 1903 года он жил в Подольске и Тарусе.

Борисов-Мусатов скончался в Тарусе 26 октября (8 ноября) 1905. Похоронен на окраине Тарусы, на высоком берегу реки Оки. На могиле художника в 1910 году был установлен памятник работы его однокашника-саратовца скульптора А. Т. Матвеева.

Отец изготавливал обувь

Борис Ефимов

Родился Борис Ефимович Ефимов 28 сентября (11 октября) 1900 года в Киеве. Его современниками были французский писатель и летчик Антуан де Сент-Экзюпери, актриса Марлен Дитрих. Он был еще младенцем, когда российские революционеры во главе с Владимиром Лениным и Георгием Плехановым издали в Лейпциге первый номер газеты «Искра». В этом же году американцы изобрели револьвер, а русский писатель Антон Чехов написал пьесу «Три сестры».  Сейчас все это – давно минувшая история, о которой можно узнать или из учебников, или по черно-белому немому кино.

Настоящая фамилия Бориса Ефимова – Фридлянд. Отец его – Хаим (Ефим) Фридлянд в молодости проживал на Кавказе, позже был мещанином уездного городка Смиловичи, что в Белоруссии, в Киев переехал в 1885 году.  Чтобы получить право на жительство в Киеве, Хаим Фридлянд получил лицензию ремесленника. Стоит сказать, у него и правда были золотые руки: он мог шить одежду, был неплохим столяром, изготавливал чемоданы и портфели, делал переплеты для книг. Но основной его работой стало изготовление обуви.

Тогда в Киеве еще не было предприятий по производству обуви. Каждая пара шилась особо, под заказ клиента. Успех работы очень часто зависел от того, как быстро и точно будет сделана заготовка из кожи. В этом деле Хаим Фридлянд был настоящим мастером своего дела: он намечал выкройки, которые вырезали его подмастерья, а затем продавал их более крупным мастерам. За каждую заготовку ему платили 20 копеек, но ловкость рук и качественная работа приносила мастеру неплохой заработок.

Интересные факты

Любая информация о кумире всегда будет любопытна его поклонникам. Предлагаем вам познакомиться с некоторыми деталями биографии Бориса Михайловича Кустодиева, о которых мало кто знает:

  1. Впервые мальчик стал рисовать в возрасте пяти лет.
  2. Родители очень любили русское искусство, литературу, философию.
  3. Вместе с И. Репиным дописывал известное полотно «Торжественное заседание Государственного совета» Борис Кустодиев.
  4. Картины художника стали известны во всем мире, когда ему исполнилось всего лишь тридцать лет. Ему доверяли представлять Россию за её пределами, а его работы завоевывали многочисленные медали.
  5. Он был прекрасным фотографом.
  6. Работал в театре. Готовил декорации для спектаклей.
  7. Из-за своего заболевания Борис Кустодиев был вынужден носить корсет от подбородка до поясницы.
  8. Перед смертью художник попросил на его могиле посадить только березу, вместо могильной плиты.

«Осенняя песня»

Третьяковской галереей была приобретена и картина Борисова-Мусатова «Осенняя песня».

На ней в золотых оттенках березовых листьев, сероватых тонах облаков передано освежающее дыхание осени. Кажется, вот-вот пойдет дождь, затем настанет зима… А этот миг так прекрасен! Художник словно призывает любоваться прекрасными образами природы здесь и сейчас! А возможно, своей картиной «Осенняя песня» Борисов-Мусатов хотел сказать гораздо больше… Возможно, он имел ввиду, что нужно жить здесь и сейчас, не откладывая ничего на потом. Наслаждаться прекрасным, радоваться жизни – пока живы?! Пока не пошел снег?! Картина настолько прекрасна, насколько и символична. Мусатов четко знал то, что хотел сказать.

Короткую, яркую, но быстро угасшую жизнь прожил художник Борис Мусатов. Картины же его – это прекрасные, будто из другого мира пейзажи, это романтические девушки, это поэзия, написанная красками. Глядя на них, человек испытывает счастье и умиротворение. О нем говорили — «певец уходящих усадеб», живописец «зыбкого мира». Произведения просто завораживают своей красотой. За свою короткую жизнь художник написал 77 картин, которые находятся в 20 музеях мира. Картины художника Борисова-Мусатова, к сожалению, были оценены по достоинству только после смерти этого человека.

Последнее лето художника

Несмотря на то что имя художника было известно, он был очень беден. В 1904 году работы молодого российского таланта получили положительные отзывы и признание немецких, французских критиков. Но, к сожалению, на благосостоянии семьи Мусатовых это никак не сказалось. В. А. Серов был очень настойчив и влиятелен, картины не покупались ни коллекционерами, ни Третьяковской галереей.

Постоянные боли в спине, отсутствие необходимых средств к существованию сподвигли художника на последний «подвиг» в его жизни. Он все свои силы вложил в эскизы, по просьбе бывшего преподавателя Поленова. Для их создания, Виктор с женой и дочерью провели целое лето 1905 года на даче Цветаевых, расположенной в Тарусе.

В августе этого же года, художник узнает о смерти жены своего друга, Надежды Станюкевич. Мусатов очень сильно переживал об этом. Под впечатлением всех этих событий молодой талант пишет свое последнее произведение «Реквием».

Результаты поездки в Париж

Вернувшись из путешествия, Виктор чувствовал себя художником, который нашел себя в искусстве. Определился он и с темами своих картин: это были девушки в красивых платьях, старинные здания, мечты о прекрасном. Когда его спрашивали о том, какая эпоха изображена на его картинах, он говорил: «А это, знаете ли, просто красивая эпоха». Борисов совершенно не увлекался прошлым. Описание картин Борисова-Мусатова – это мечты, грезы о Прекрасной Даме, тонкие, изящные символы любви и чистоты.

Поездка в Париж очень сильно повлияла на творчество художника. Он отказался работать маслом, полностью перешел на темперу.

Краткая биография

  1. В 1954-1957 годах Борис Тищенко учился в Музыкальном училище при Ленинградской государственной консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова, где прошел три курса с руководителем по композиции Галиной Ивановной Уствольской, советским композитором. Уствольская была известна как очень требовательный преподаватель, которая любые произведения ее подопечных называла ерундой. Также Борис занимался по классу фортепиано с другим композитором Верой Леонтьевной Михелис.
  2. Затем следующие 5 лет начинающий композитор успешно учился на факультете композиторов. Профессора Вадим Николаевич Салманов, артист и композитор, и Орест Александрович Евлахов, заслуженный деятель и тоже композитор, принимали участие в учебе Тищенко, играли роли наставников.
  3. В 1961 году Тищенко познакомился с известнейшим советским композитором Дмитрием Дмитриевич Шостаковичем. Уже после обучения Борис продолжал лучшие традиции исполнения своего наставника, стал его последователем. Спустя год Тищенко также познакомился с поэтессой Анной Андреевной Ахматовой. Затем, намного позднее, он написал на стихи Ахматовой известную композицию под названием «Реквием».
  4. В 1962 году в том же учебном заведении Борис Тищенко обучался фортепианному мастерству под началом Абрама Давыдовича Логовинского, строгого, жестокого педагога.
  5. Следующие три года заняла аспирантура под руководством Шостаковича. Впоследствии Борис посвятил своему педагогу Симфонии под номерами 3 и 5.
  6. В 1965 году после успешного прохождения всех этапов учебы молодой композитор отправился работать в бывший альма-матер. Под его опытным педагогическим началом было выпущено множество известных, талантливых композиторов, музыкантов. За это время успел заниматься не только музыкальным искусством, но и выпуском различного рода письменных произведений: рецензий и аннотаций, статей и публикаций и многих других. За время работы педагогом успел стать доцентом (1980 год), а затем профессором (1986).
  7. Учениками великого композитора Бориса Тищенко стали начинающие гении (например, Аметов, Баскин, Геккер, Толстой), будущие дирижеры (Алексеев, Вайс, Зива). Также в числе подопечных оказались высококлассные музыковеды (Назарова, Соловьева, Шарапова), балетмейстеры (Атаев, Вагабов), оперные режиссеры (Аверьянов, Исаханов, Усубов, Шкаровский, Яслынь).
  8. В 1963 году Борис Тищенко дебютировал на сцене Колонного зала Дома союзов. Затем композитор плодотворно трудился над своими произведениями. Он написал 8 симфоний, 11 фортепианных сонат, 6 струнных квартетов, составил композиции для 3 балетов и 9 концертов. На этом список его творческих достижений не заканчивается.
  9. Спустя три года Борис Тищенко участвовал в Международном конкурсе для молодых композиторов под названием «Пражская весна-1966» и одержал победу.
  10. В 1966-1985 годах идет плодотворная работа, Тищенко активно пишет музыкальные сочинения и концентрирует по всей стране. Одними из работ стали музыка к кинокартине «Гибель Пушкина», Четвертая и Пятая Симфонии и другие.
  11. В 1978 году Тищенко получил Государственную премию РСФСР имени М. И. Глинки и звание Заслуженного деятеля искусств РСФСР.
  12. В 1987 году было первое выступление на Западе, которое состоялось в Гамбурге. Данное событие стало отправной точкой для дачи крупных концертов в развитых странах. Также Тищенко стал Народным артистом РСФСР.
  13. В 1988-1992 годах были совершены несколько поездок в США, где состоялись персональные концерты композитора.
  14. С 1989 года главный дирижер Большого зала Ленинградской Филармонии ввел запрет на произведения Тищенко, который спустя 7 лет был снят под влиянием общественных сил.
  15. Затем до конца прошлого столетия Борис продолжал упорную работу над музыкальными сочинениями и концертами. В 1999 году был поставлен концерт в Большом зале Санкт-Петербургской филармонии, посвященный 60-летию Тищенко.
  16. В 2002 году композитор стал обладателем ордена «За заслуги перед Отечеством» IV степени, который выдается за стабильные достижения конкретных областей. Данную премию Борису Ивановичу выдали за успешное развитие искусства, а именно за музыкальное творчество.
  17. В 2008 году получил премию Правительства РФ за развитие области культуры страны. Все полученные награды, премии свидетельствовали о высоких талантах, плодотворной работе композитора, который занимался созданием великолепных музыкальных произведений, написанием полезных для обучения статей, обучением начинающих профессионалов.
  18. Борис Тищенко страдал онкологическим заболеванием, с которым долго боролся. К сожалению, попытки были тщетны, и великий композитор умер 9 декабря 2010 года. Похоронен в Санкт-Петербурге.

Знаменитый композитор Борис Тищенко

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Енот на Волге
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: