Творчество
Как живописец работал преимущественно в жанре портрета. Им создана обширная галерея портретов современников – тружеников села, представителей рабочего класса и интеллигенции. Изображая своих героев в близкой для них среде, он добивался максимально полного раскрытия их внутреннего мира. Основные черты его творческого метода – искренность и жизненная достоверность – сформировались в 1950-е годы.
В.Куделькин – мастер психологического портрета: «Корейская девушка Ким Ден Ок» (1951), «Юная художница» (1955), «Портрет бурового мастера Г.З.Гайфуллина» (1956), «Подруги Л. Ахметзянова и Т. Бирюкова» (1968).
Важным этапом в творчестве художника стала работа над образами рабочих Казанского предприятия «Органический синтез». На центральном полотне этой серии (картина «Перерыв», 1964) В.Куделькин запечатлел коллективный портрет бригады строителей, возводивших корпуса будущего завода.
Организация в начале 1970-х годов творческих групп «КамАЗ» и «Село» при Союзе художников дала возможность художнику окунуться в самую гущу трудовых будней, выдвинувших новых героев: «Женская бригада КамАЗа» (1972), «Портрет бригадиров-строителей КамАЗа Салахова и Новолодского» (1975), «Портрет передовых доярок бригады М.Кузьмина села Никольского Куйбышевского района ТАССР» (1978–1979), «Хлебороб С.Гиматдинов» (1983).
В.Куделькин активно работал также над воплощением образов деятелей культуры и науки. В каждом из портретов – Х.Туфана (1974), Н.Исанбета (1974), Н.Арсланова (1977), Д.Валеева (1983), М.Салимжанова (1985) – мастер показал творческую личность в момент вдохновенного труда. Неоднократно обращался он к исторической теме («М.И.Калинин в гостях у крестьян Татарии», 1968–1969), как бывший фронтовик – к военно-патриотической теме («На безымянной высоте», 1969; «Портрет медсестры Р.Даггелете», 1976; «Портрет Героя Советского Союза Н.Якупова», 1977; «Групповой портрет женщин-ветеранов Великой Отечественной войны из Пестречинского района», «Политрук (М.Джалиль)», 1985–1986).
Куделькин В.И. Юная художница. 1955
Холст, масло. Государственный музей изобразительных искусств РТ
Николай Фешин. Гений
Николай Фешин – художник двух континентов. Он прожил долгую жизнь, разделенную почти поровну на две половины – русскую и американскую. В России он известен, но только в среде художников, в Америке его картины ценятся очень высоко, и известен он там как “старый“ мастер и как “художник художников“.
Некоторые его сравнивают даже с Микельанжело по тому разнообразию областей, в которых проявился его талант: мастер живописи, рисунка, скульптуры, резки по дереву и керамики, архитектурной работе. То, что видели его глаза и чего касались его руки, превращалось в произведение искусства.
Цалий Кацнельсон.
1881 – Родился 9 декабря (26 декабря по старому стилю) в Казани ( по другой версии – в Арзамасе), крещен в Евдокиинской церкви в г. Казани. Родители – отец Иван Александрович, родом из Арзамаса, владелец позолотно-столярной иконостасной мастерской, мать – Прасковья Викторовна, урожденная Чистова, костромичка.
1881 – Родился 9 декабря (26 декабря по старому стилю) в Казани ( по другой версии – в Арзамасе), крещен в Евдокиинской церкви в г. Казани. Родители – отец Иван Александрович, родом из Арзамаса, владелец позолотно-столярной иконостасной мастерской, мать – Прасковья Викторовна, урожденная Чистова, костромичка.
- Фешин находился под большим влиянием Репина, в класс которого он попал в первые годы своей учебы в Петербургской академии художеств.
- С 1908 года Фешин подписывает контракт на работу преподавателем в Казанской художественной школе.
30 октября 1909 г. Фешин Николай Иванович получил официальное звание художника за написанную им ранее картину «Капустница». Помимо этого он был наделен правом пенсионерской заграничной поездки. В ноябре этого же года художник окончил Высшее художественное училище и получил диплом. Приняв участие в международной Мюнхенской выставке, Фешин за картину «Дама в лиловом» получил золотую медаль.
Революция повлияла на смену тем. Он не был в оппозиции к советскому режиму, он с воодушевлением принял Октябрьскую революцию. Он участвовал в деятельности рожденных революцией 1905 года сатирических журналов.
Фешин покинул Россию в 1923 году. Мысль об эмиграции возникает не столько по причине разрухи и голода, сколько из-за невозможности сохранить себя как творческую личность. Следующий период творчества Фешина связан с США
Первые четыре года эмиграции, проведенные в Нью-Йорке (1923 — 1926), были крайне важным этапом. Успех пришел быстро: его сразу признали и публика, и профессионалы — Фешин даже вел специальный мастер-класс. Он участвовал во всех выставках русского искусства и устраивал персональные показы в крупнейших галереях. Работы покупали чуть ли не с мольберта.
Фешин Николай Иванович скончался во сне 5 октября 1955 г. за месяц до своего 75-типятилетнего юбилея. Исполняя волю отца, его дочь художник Ия Николаевна Фешина-Бренхам в 1976 году привезла прах отца в Казань и захоронила на Арском кладбище.
Живописец, график, скульптор, резчик, представитель импрессионизма и модерна. В США считается национальным американским живописцем.
http://ny-kazan.nyrainbow.com/fechin/about.htm
Кульбин Николай Иванович (1868-1917)
Трудно представить себе художественную жизнь
русского авангарда 1910-х гг. без кипучей деятельности, идей и
творчества И. И. Кульбина, ее вдохновителя, теоретика и
организатора.
Примечательна сама судьба этого
талантливого человека. Когда действительный статский советник,
приват-доцент, военный врач Генерального штаба русской армии впервые
участвовал в художественной выставке («Основные течения в
искусстве», Петербург, 1908), ему было сорок лет, и никакого
специального образования в области искусства он не имел. Но он был в
авангарде современной ему науки (исследователь рентгеновских лучей,
автор ряда научных трудов, учебников, изобретений) и обладал
универсальным синтезирующим складом мышления.
Идеи философской мысли начала XX в. о единстве
целей науки и искусства, о действии в каждой малой частице
мироздания единых законов Вселенной, будь то царство минералов,
растений, животных или общество людей, область человеческих мыслей и
творчества, были и идеями Кульбина, поэтому он столь стремительно и
органично занял место одного из лидеров в новом искусстве.
За несколько лет он успел организовать в Петербурге группу
«Треугольник» (1908), пригласить в Россию известного итальянского
футуриста Ф. Т. Маринетти (1914), открыть несколько выставок (не
только современного искусства, но и ретроспективных), освоить
технику литографии и выступить в качестве иллюстратора книги и
художника театра, прочитать ряд лекций на стыке науки, литературы,
музыки и теории искусства (на самом высоком и передовом уровне в
любом из этих направлений), написать несколько статей для русских
журналов об искусстве, в которых были сформулированы положения,
ставшие программными для лучизма
М. Ф. Ларионова, абстракционизма
В. В. Кандинского, примитивизма и других художественных
платформ.
Старания Кульбина-теоретика были направлены к
цели «динамического развития вселенной» — созданию живой теории,
основанной на данных точных наук и позволяющей человеку, который и
сам является «клеточкой тела живой земли», как откровение читать
книгу Вселенной, пробуждая в себе поэта, становясь постепенно
«цветом земли» — существом «любящим, мыслящим и желающим».
В собственном творчестве Кульбин пытался
воплотить формообразующие «энергии», выявить суть импульса
динамического роста, присутствующего в том или ином предмете,
человеке, событии. Ассимилируя опыт импрессионистов и В. Ван Гога,
М. А. Врубеля, фовистов,
обращаясь к иконе и первобытному искусству, Кульбин создавал
произведения разных жанров: пейзаж «Морской вид» (1916-17),
композицию «Страшный Суд» (1910), портрет-олицетворение «Солнце»
(1911), портреты поэтов В. В. Хлебникова, А. Е. Крученых, художников
Д. Д. Бурлюка,
С. Ю. Судейкина, деятелей театра Н. Н. Еврейнова и А.
А. Мгеброва.
Художник, смотревший всегда вперед,
устремленный к новому, к открытиям, Кульбин никогда не занимался «ниспровергательством»
художественных ценностей прошлого. Каждая строчка, им написанная,
свидетельствует о взглядах человека «любящего и мыслящего»
И важно,
что именно он выполнял миссию самосознания русского авангарда в
момент его рождения и роста
Николай Фешин портреты
Дама в лиловом (Портрет неизвестной)
Капустница
Портрет С.Т. Коненкова
В 1910 г. Фешин совершил пенсионерскую поездку по нескольким европейским странам: Австрии, Германии, Италии и Франции. В поездке его сопровождала Н. М. Сапожникова (1877—1944) — представительница казанской купеческой династии, которая сама занималась живописью, и была моделью и меценатом Фешина. По собственным воспоминаниям, он настолько устал от новых впечатлений, что по результатам поездки не смог представить Академии отчётной работы, и был лишён пособия на следующий год. «Портрет Н.М. Сапожниковой»
В живописи Николая Фешина 1900-х годов доминировал импрессионизм. Его картины были динамичны, красочны и реалистичны. Примером таких работ могут служить «Черемисская свадьба»(1908), (проданная американским музеем в 2011 году на аукционе неизвестному за 3,3 млн долл.) и «Обливание» (1911), в Музее изобразительных искусств Республики Татарстан в Казани. С 1910 годахудожник регулярно участвовал в международных выставках в Европе и США. В1916 году Николай Фешин стал членом ТПХВ и получил звание академика живописи. В 1913 году он женился на Александре Белькович — дочери директора Казанской художественной школы, в 1914 году у них родилась дочь Ия.
Детство и юность
Биография Николая Ивановича Харджиева началась в июне 1903 года. Ребенок родился в Каховке, в начале XX века относившемся к территории Российской империи. В семье, где воспитывался будущий деятель культуры, было четверо детей.
Родители, особенно мать, считались людьми примечательными. Хрисиклия Мильтиадовна Янсилопуло, гречанка по национальности, происходила из Измира. Она вела домашнее хозяйство и следила за благополучием мужа, работника природного заповедника Аскания-Нова, а также за гармоничным развитием сыновей и дочерей.
Стараниями представителей старшего поколения младшие получили полноценное образование. Коля окончил среднее учебное заведение и получил аттестат, дававший право на поступление в вуз.
Выбор пал на юрфак Одесского университета, где педагогами являлись яркие личности. Харджиев попал под влияние творческого окружения и в начале 1920-х годов начал путь литератора. На первых порах юноша корректировал материалы, публиковавшиеся в периодическом издании «Моряк».
На взрослую биографию наложило отпечаток знакомство с Эдуардом Багрицким. По совету друга уроженец Каховки перебрался поближе к центру России и на протяжении некоторого времени путешествовал между Ленинградом и Москвой.
В конце 1920-х в столицах собралось общество поэтов, драматургов и художников, представлявших авангардные направления в искусстве. Молодой юрист присоединился к компании талантливых футуристов: Юрию Тынянову, Борису Эйхенбауму и Виктору Шкловскому. Тогда же возникли отношения с Алексеем Крученых, длившиеся на протяжении нескольких десятков лет.
Товарищи, подсознательно чувствовавшие внутренний потенциал Николая, брали его на творческие мероприятия. Так началось общение с Даниилом Хармсом, Александром Введенским и Николаем Заболоцким. Особое впечатление в тот период на выходца из провинции произвел Казимир Малевич — основоположник супрематизма и автор великих картин.
Индивидуальные доказательства
- Информация о биографических данных по Джереми Ховарду, Союз молодежи, стр. 226. Санкт-Петербург иначе назван местом рождения. Говард и Бауэрмейстер называют 1917 год годом смерти; Клаус Ланкхейт называет 1941 год годом своей смерти и цитирует устные сообщения Дмитрия Чижевского ( Der Blaue Reiter , стр. 333). По словам Виктора Шкловского, хорошо знавшего Кульбина, он умер «… через три дня после Февральской революции …», d. ЧАС. в марте 1917 г. см. Шкловский. Свидетель эпохи, Dalkey Archive Press 2012, стр. 65
- Джессика Хорсли: Альманах «Синего всадника» как произведение искусства. Питер Ланг, Франкфурт-на-Майне, 2006 г., стр. 390; С. 207-223. Кто перевел на немецкий текст «Синего всадника», неясно.
- или Санкт-Петербург см .: Маргарита Тупицына , Сотрудничая над парадигмой будущего, Art Journal, Vol. 52, No. 4, Взаимодействие между художниками и писателями (зима, 1993), стр. 18-24 JSTOR
- Иллюстрации у Бауэрмейстера, стр.117, 232, 238, 250
личные данные | |
---|---|
ФАМИЛИЯ | Кульбин Николай Иванович |
АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ИМЕНА | Кульбин, Николай Иванович (русский) |
КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ | Русский художник |
ДАТА РОЖДЕНИЯ | 1868 г. |
МЕСТО РОЖДЕНИЯ | Хельсинки |
ДАТА СМЕРТИ | 1917 г. |
Место смерти | Петроград |
Творчество
Творческий путь Харджиева стартовал после встречи с Осипом Мандельштамом и Анной Ахматовой. Для последней несостоявшийся юрист стал преданным другом и помощником в переводах с корейского, а также в написании публицистических статей. Поэтесса посвятила ставшему близким человеку ряд лирических стихов.
Перед началом Великой Отечественной войны Николай Иванович написал повесть «Янычар» и десяток экспериментальных юмористических произведений. Совместно с литературоведом и критиком Владимиром Трениным были созданы сборники заметок о Владимире Маяковском и «Повесть о механикусе Ползунове». Со временем библиография пополнилась предисловиями и комментариями к книгам товарищей и коллег.
В 1941-м нападение Адольфа Гитлера прервало идиллию, побуждавшую творить шедевры. Николай Иванович попрощался с кружком, в который входили Борис Пастернак, Владимир Нарбут и другие звезды Серебряного века, и через Союз писателей отправился добровольцем на фронт.
Проявив храбрость в сражениях в Подмосковье, отмеченную медалью за оборону столицы, представитель культурной среды попал в эвакуацию. До конца 1942 года Харджиев работал ассистентом сценаристов у Сергея Эйзенштейна на «Мосфильме», расквартированном в Алма-Ате.
Вернувшись в Москву после окончательной победы над фашизмом, Николай приступил к реализации идей, накопившихся за годы. В 1954-м издание «Советский писатель» выпустило монографию «Судьба художника», посвященную графику и живописцу Павлу Андреевичу Федотову. Позже свет увидели книги «К истории русского авангарда», «Куклоподобие» и «От Маяковского до Крученых», а также несколько ярких аналитических статей.
В 1970-х Николай Иванович почувствовал, что в СССР отсутствует понимание. Он стремился уехать за границу по примеру ряда друзей. Оказавшись в конце жизни в Голландии, выходец из Российской империи разочаровался и не смог творить, столкнувшись с коварством и предательством людей.
Журналистика и издательская деятельность
С этой работы его уволили в 1769 году. Составление «Уложения» было закончено, и Николай Иванович перешел на работу переводчиком в коллегию. В мае того же года начинает издаваться знаменитый журнал «Трутень».
Журнал Николая Новикова «Трутень»
На его основание Новиков предварительно получил разрешение у императрицы, однако редакционную политику он вел собственную, совершенно не совпадающую с пожеланиями правящей верхушки. Екатерина II рекомендовала издателям подобных журналов «обличать пороки, но не людей» (что было ближе к юмору, чем к сатире), но Новиков дерзнул печатать откровенную критику. Эпиграфом «Трутня» стала строчка, взятая из басни Сумарокова:
Фраза задала тон всем публикациям в издании, это было открытое обличение существующих порядков, изображающее дворянство в черном цвете. Новиков создал целую галерею вымышленных образов – жадных, карикатурно грубых помещиков Змеяна и Безрассуда, глас народа в лице Правдулюбова, который открыто полемизировал с авторами проправительственных изданий. Всякий, кто читал «Трутень», мог убедиться, что в Российской империи не было ни справедливости, ни порядка.
Императрица Екатерина II
Особое внимание Николай Иванович уделял идее сохранения русской национальной культуры, резко выступая против «иностранщины» и высмеивая увлечение дворянства французскими и немецкими обычаями. Вместе с тем главной его мишенью было крепостное право: с помощью цифр и фактов он рисовал перед читателями неприглядную картину крестьянских судеб и быта, разгула помещичьего произвола и безнаказанности
Екатерина II, разумеется, постаралась как можно скорее пресечь такую дерзость. Не в силах полемизировать с ним на равных, она просто воспользовалась властью и особым распоряжением в 1770 году закрыла журнал. Это не остановило Новикова, но заставило его быть осторожнее. Он стал редактором еще нескольких журналов. «Пустомеля», «Живописец», «Кошелек» по-прежнему носили оппозиционный характер, но тон публикаций сменился на более сдержанный.
Журналы Николая Новикова
«Пустомелю» быстро постигла участь «Трутня», однако «Живописцу» и его последователям удалось продержаться дольше. В новых изданиях Новиков по-прежнему обличал помещиков, но не опускался до революционных воззваний. Правильнее всего было бы назвать его политическую позицию дворянским либерализмом.
Работы просветителя стали началом принципиально иного этапа в российской журналистике. Это была сатира нового типа, насыщенная свежими приемами изображения реальности, смелая и бескомпромиссная. От старых схем ее отличало разнообразие жанров и присутствие живых словесных портретов.
Бюст Николая Новикова
В 1774 году Николай Иванович ушел в отставку и посвятил всего себя литературной работе. Через 3 года он стал основателем журнала «Утренний свет», заложившим направление философской журналистики в России. Постепенно издатель отошел от сатиры и обратился к просветительству, сменив обличительный тон на нравоучительный.
В 1779 году Новиков переехал в Москву и начал издавать «Московские ведомости», газету, созданную по европейским образцам, которая сочетала новостную информацию с аналитическими статьями. Вместо «Утреннего света» вскоре стал выходить журнал «Московское ежемесячное издание», а «Ведомости» обзавелись приложением из избранных статей. Позже Николай Иванович начал выпускать и специализированные журналы «Детское чтение», «Экономический магазин», «Библиотека для дамского туалета», везде последовательно проводя свою просветительскую программу.
Жизненный путь художника
Будущий художник появился на свет в д. Кугуль (Марьино) Новоселовской волости Уфимского уезда (сейчас Благоварский район) Республики Башкортостан 11.04.1887 года.
Касим заинтересовался рисунком еще в детстве. Ведь он рос среди очень ярких красок, характерных для различной национальной символики – начиная от одежды и заканчивая посудой. Мальчик рисовал очень много – цветы, балерин, перерисовывал из журналов мод головы женщин в профиль. Родным подобное занятие Касима не нравилось. Однако, в один прекрасный день он сразил своих близких наповал – нарисовал на печи, которой топился их дом, акварелью настоящее панно из листиков и цветочков.
Крыльцо башкирской избы. 1928
После того, как ребенок в семилетнем возрасте потерял отца, он переехал к дяде в столицу Башкортостана. Касим учился в городской гимназии, именно там его отметил А. А. Соколов, учитель графических искусств и черчения. Он занимался с Касимом помимо основных уроков, просил ни в коем разе не переставать заниматься живописью, научил рисункам геометрических тел, тушевке.
В двадцатилетнем возрасте будущий художник поступил в рисовальную школу, причем в Петербург он прибыл почти без средств к существованию. Всего за год Касимом была сдана программа четырех отделений, и уже в 21 год Девлеткильдеев стал студентом того же училище, при котором была открыта школа.
Студентам нужно было обучаться пять лет, изучая множество предметов, таких как рисование, живопись различными красками, чеканку, черчение и т. п.
Сначала во время учебы в финансовом плане поддержку Девлеткильдееву оказывало студенческое землячество, располагавшееся в Уфе. Однако позже, за успешную учебу ему назначили стипендию. После окончания училища (14 год минувшего века) по классу стенной живописи Касим решил продолжить учебу, поскольку ему хотелось самовыражаться в творчестве.
Первым местом труда Девлеткильдеева стало коммерческое училище в Серпухове, где он учил будущих художников графическим искусствам, позже Касим стал преподавателем в одной из фабричных школ Санкт-Петербурга. Именно это предоставило ему шанс учиться у частников.
В петербуржской Академии художеств вольным слушателем Девлеткильдеев стал в 16 году минувшего века, пройдя конкурсное испытание. Однако проучился он всего 6 месяцев – из-за проблем с самочувствием Девлеткильдеев уехал из Санкт-Петербурга.
Башкир — охотник на медведя. 1928
Интересные факты
- В юности Харджиев стал прототипом одного из персонажей повести Константина Паустовского «Черное море».
- Николай Иванович дружил с огромным числом иногда враждовавших между собой представителей творческой интеллигенции. С Владимиром Татлиным, крупнейшей фигурой русского авангарда, он встречался тайком от Казимира Малевича.
- Судьбе коллекционера и литератора посвящены печатные произведения и документальные фильмы. В 2014 году на канале «Культура» показали проект «Николай Харджиев. Обитатель музея», а в 2022-м Первый канал представил зрителям картину «Харджиев. Последний русский футурист».