Кульбин николай иванович

Творчество

Как живописец работал преимущественно в жанре портрета. Им создана обширная галерея портретов современников – тружеников села, представителей рабочего класса и интеллигенции. Изображая своих героев в близкой для них среде, он добивался максимально полного раскрытия их внутреннего мира. Основные черты его творческого метода – искренность и жизненная достоверность – сформировались в 1950-е годы.

В.Куделькин – мастер психологического портрета: «Корейская девушка Ким Ден Ок» (1951), «Юная художница» (1955), «Портрет бурового мастера Г.З.Гайфуллина» (1956), «Подруги Л. Ахметзянова и Т. Бирюкова» (1968).

Важным этапом в творчестве художника стала работа над образами рабочих Казанского предприятия «Органический синтез». На центральном полотне этой серии (картина «Перерыв», 1964) В.Куделькин запечатлел коллективный портрет бригады строителей, возводивших корпуса будущего завода.

Организация в начале 1970-х годов творческих групп «КамАЗ» и «Село» при Союзе художников дала возможность художнику окунуться в самую гущу трудовых будней, выдвинувших новых героев: «Женская бригада КамАЗа» (1972), «Портрет бригадиров-строителей КамАЗа Салахова и Новолодского» (1975), «Портрет передовых доярок бригады М.Кузьмина села Никольского Куйбышевского района ТАССР» (1978–1979), «Хлебороб С.Гиматдинов» (1983).

В.Куделькин активно работал также над воплощением образов деятелей культуры и науки. В каждом из портретов – Х.Туфана (1974), Н.Исанбета (1974), Н.Арсланова (1977), Д.Валеева (1983), М.Салимжанова (1985) – мастер показал творческую личность в момент вдохновенного труда. Неоднократно обращался он к исторической теме («М.И.Калинин в гостях у крестьян Татарии», 1968–1969), как бывший фронтовик – к военно-патриотической теме («На безымянной высоте», 1969; «Портрет медсестры Р.Даггелете», 1976; «Портрет Героя Советского Союза Н.Якупова», 1977; «Групповой портрет женщин-ветеранов Великой Отечественной войны из Пестречинского района», «Политрук (М.Джалиль)», 1985–1986).

Куделькин В.И. Юная художница. 1955

Холст, масло. Государственный музей изобразительных искусств РТ

Николай Фешин. Гений

Николай Фешин – художник двух континентов. Он прожил долгую жизнь, разделенную почти поровну на две половины – русскую и американскую. В России он известен, но только в среде художников, в Америке его картины ценятся очень высоко, и известен он там как “старый“ мастер и как “художник художников“.

Некоторые его сравнивают даже с Микельанжело по тому разнообразию областей, в которых проявился его талант: мастер живописи, рисунка, скульптуры, резки по дереву и керамики, архитектурной работе. То, что видели его глаза и чего касались его руки, превращалось в произведение искусства.

Цалий Кацнельсон.

1881 – Родился 9 декабря (26 декабря по старому стилю) в Казани ( по другой версии – в Арзамасе), крещен в Евдокиинской церкви в г. Казани. Родители – отец Иван Александрович, родом из Арзамаса, владелец позолотно-столярной иконостасной мастерской, мать – Прасковья Викторовна, урожденная Чистова, костромичка.

1881 – Родился 9 декабря (26 декабря по старому стилю) в Казани ( по другой версии – в Арзамасе), крещен в Евдокиинской церкви в г. Казани. Родители – отец Иван Александрович, родом из Арзамаса, владелец позолотно-столярной иконостасной мастерской, мать – Прасковья Викторовна, урожденная Чистова, костромичка.

  • Фешин находился под большим влиянием Репина, в класс которого он попал в первые годы своей учебы в Петербургской академии художеств.
  • С 1908 года Фешин подписывает контракт на работу преподавателем в Казанской художественной школе.

30 октября 1909 г. Фешин Николай Иванович получил официальное звание художника за написанную им ранее картину «Капустница». Помимо этого он был наделен правом пенсионерской заграничной поездки. В ноябре этого же года художник окончил Высшее художественное училище и получил диплом. Приняв участие в международной Мюнхенской выставке, Фешин за картину «Дама в лиловом» получил золотую медаль.

Революция повлияла на смену тем. Он не был в оппозиции к советскому режиму, он с воодушевлением принял Октябрьскую революцию. Он участвовал в деятельности рожденных революцией 1905 года сатирических журналов.

Фешин покинул Россию в 1923 году. Мысль об эмиграции возникает не столько по причине разрухи и голода, сколько из-за невозможности сохранить себя как творческую личность. Следующий период творчества Фешина связан с США

Первые четыре года эмиграции, проведенные в Нью-Йорке (1923 — 1926), были крайне важным этапом. Успех пришел быстро: его сразу признали и публика, и профессионалы — Фешин даже вел специальный мастер-класс. Он участвовал во всех выставках русского искусства и устраивал персональные показы в крупнейших галереях. Работы покупали чуть ли не с мольберта.

 Фешин Николай Иванович скончался во сне 5 октября 1955 г. за месяц до своего 75-типятилетнего юбилея. Исполняя волю отца, его дочь художник Ия Николаевна Фешина-Бренхам в 1976 году привезла прах отца в Казань и захоронила на Арском кладбище.

Живописец, график, скульптор, резчик, представитель импрессионизма и модерна. В США считается национальным американским живописцем.

http://ny-kazan.nyrainbow.com/fechin/about.htm

Кульбин Николай Иванович (1868-1917)

Трудно представить себе художественную жизнь
русского авангарда 1910-х гг. без кипучей деятельности, идей и
творчества И. И. Кульбина, ее вдохновителя, теоретика и
организатора.

Примечательна сама судьба этого
талантливого человека. Когда действительный статский советник,
приват-доцент, военный врач Генерального штаба русской армии впервые
участвовал в художественной выставке («Основные течения в
искусстве», Петербург, 1908), ему было сорок лет, и никакого
специального образования в области искусства он не имел. Но он был в
авангарде современной ему науки (исследователь рентгеновских лучей,
автор ряда научных трудов, учебников, изобретений) и обладал
универсальным синтезирующим складом мышления.

Идеи философской мысли начала XX в. о единстве
целей науки и искусства, о действии в каждой малой частице
мироздания единых законов Вселенной, будь то царство минералов,
растений, животных или общество людей, область человеческих мыслей и
творчества, были и идеями Кульбина, поэтому он столь стремительно и
органично занял место одного из лидеров в новом искусстве.

За несколько лет он успел организовать в Петербурге группу
«Треугольник» (1908), пригласить в Россию известного итальянского
футуриста Ф. Т. Маринетти (1914), открыть несколько выставок (не
только современного искусства, но и ретроспективных), освоить
технику литографии и выступить в качестве иллюстратора книги и
художника театра, прочитать ряд лекций на стыке науки, литературы,
музыки и теории искусства (на самом высоком и передовом уровне в
любом из этих направлений), написать несколько статей для русских
журналов об искусстве, в которых были сформулированы положения,
ставшие программными для лучизма
М. Ф. Ларионова, абстракционизма
В. В. Кандинского, примитивизма и других художественных
платформ.

Старания Кульбина-теоретика были направлены к
цели «динамического развития вселенной» — созданию живой теории,
основанной на данных точных наук и позволяющей человеку, который и
сам является «клеточкой тела живой земли», как откровение читать
книгу Вселенной, пробуждая в себе поэта, становясь постепенно
«цветом земли» — существом «любящим, мыслящим и желающим».

В собственном творчестве Кульбин пытался
воплотить формообразующие «энергии», выявить суть импульса
динамического роста, присутствующего в том или ином предмете,
человеке, событии. Ассимилируя опыт импрессионистов и В. Ван Гога,
М. А. Врубеля, фовистов,
обращаясь к иконе и первобытному искусству, Кульбин создавал
произведения разных жанров: пейзаж «Морской вид» (1916-17),
композицию «Страшный Суд» (1910), портрет-олицетворение «Солнце»
(1911), портреты поэтов В. В. Хлебникова, А. Е. Крученых, художников
Д. Д. Бурлюка,
С. Ю. Судейкина, деятелей театра Н. Н. Еврейнова и А.
А. Мгеброва.

Художник, смотревший всегда вперед,
устремленный к новому, к открытиям, Кульбин никогда не занимался «ниспровергательством»
художественных ценностей прошлого. Каждая строчка, им написанная,
свидетельствует о взглядах человека «любящего и мыслящего»

И важно,
что именно он выполнял миссию самосознания русского авангарда в
момент его рождения и роста

Николай Фешин портреты

Дама в лиловом (Портрет неизвестной)

Капустница

Портрет С.Т. Коненкова

В 1910 г. Фешин совершил пенсионерскую поездку по нескольким европейским странам: Австрии, Германии, Италии и Франции. В поездке его сопровождала Н. М. Сапожникова (1877—1944) — представительница казанской купеческой династии, которая сама занималась живописью, и была моделью и меценатом Фешина. По собственным воспоминаниям, он настолько устал от новых впечатлений, что по результатам поездки не смог представить Академии отчётной работы, и был лишён пособия на следующий год. «Портрет Н.М. Сапожниковой»

В живописи Николая Фешина 1900-х годов доминировал импрессионизм. Его картины были динамичны, красочны и реалистичны. Примером таких работ могут служить «Черемисская свадьба»(1908), (проданная американским музеем в 2011 году на аукционе неизвестному за 3,3 млн долл.) и «Обливание» (1911), в Музее изобразительных искусств Республики Татарстан в Казани. С 1910 годахудожник регулярно участвовал в международных выставках в Европе и США. В1916 году Николай Фешин стал членом ТПХВ и получил звание академика живописи. В 1913 году он женился на Александре Белькович — дочери директора Казанской художественной школы, в 1914 году у них родилась дочь Ия.

Детство и юность

Биография Николая Ивановича Харджиева началась в июне 1903 года. Ребенок родился в Каховке, в начале XX века относившемся к территории Российской империи. В семье, где воспитывался будущий деятель культуры, было четверо детей.

Родители, особенно мать, считались людьми примечательными. Хрисиклия Мильтиадовна Янсилопуло, гречанка по национальности, происходила из Измира. Она вела домашнее хозяйство и следила за благополучием мужа, работника природного заповедника Аскания-Нова, а также за гармоничным развитием сыновей и дочерей.

Стараниями представителей старшего поколения младшие получили полноценное образование. Коля окончил среднее учебное заведение и получил аттестат, дававший право на поступление в вуз.

Выбор пал на юрфак Одесского университета, где педагогами являлись яркие личности. Харджиев попал под влияние творческого окружения и в начале 1920-х годов начал путь литератора. На первых порах юноша корректировал материалы, публиковавшиеся в периодическом издании «Моряк».

На взрослую биографию наложило отпечаток знакомство с Эдуардом Багрицким. По совету друга уроженец Каховки перебрался поближе к центру России и на протяжении некоторого времени путешествовал между Ленинградом и Москвой.

В конце 1920-х в столицах собралось общество поэтов, драматургов и художников, представлявших авангардные направления в искусстве. Молодой юрист присоединился к компании талантливых футуристов: Юрию Тынянову, Борису Эйхенбауму и Виктору Шкловскому. Тогда же возникли отношения с Алексеем Крученых, длившиеся на протяжении нескольких десятков лет.

Товарищи, подсознательно чувствовавшие внутренний потенциал Николая, брали его на творческие мероприятия. Так началось общение с Даниилом Хармсом, Александром Введенским и Николаем Заболоцким. Особое впечатление в тот период на выходца из провинции произвел Казимир Малевич — основоположник супрематизма и автор великих картин.

Индивидуальные доказательства

  1. Информация о биографических данных по Джереми Ховарду, Союз молодежи, стр. 226. Санкт-Петербург иначе назван местом рождения. Говард и Бауэрмейстер называют 1917 год годом смерти; Клаус Ланкхейт называет 1941 год годом своей смерти и цитирует устные сообщения Дмитрия Чижевского ( Der Blaue Reiter , стр. 333). По словам Виктора Шкловского, хорошо знавшего Кульбина, он умер «… через три дня после Февральской революции …», d. ЧАС. в марте 1917 г. см. Шкловский. Свидетель эпохи, Dalkey Archive Press 2012, стр. 65
  2. Джессика Хорсли: Альманах «Синего всадника» как произведение искусства. Питер Ланг, Франкфурт-на-Майне, 2006 г., стр. 390; С. 207-223. Кто перевел на немецкий текст «Синего всадника», неясно.
  3. или Санкт-Петербург см .: Маргарита Тупицына , Сотрудничая над парадигмой будущего, Art Journal, Vol. 52, No. 4, Взаимодействие между художниками и писателями (зима, 1993), стр. 18-24 JSTOR
  4. Иллюстрации у Бауэрмейстера, стр.117, 232, 238, 250
личные данные
ФАМИЛИЯ Кульбин Николай Иванович
АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ИМЕНА Кульбин, Николай Иванович (русский)
КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ Русский художник
ДАТА РОЖДЕНИЯ 1868 г.
МЕСТО РОЖДЕНИЯ Хельсинки
ДАТА СМЕРТИ 1917 г.
Место смерти Петроград

Творчество

Творческий путь Харджиева стартовал после встречи с Осипом Мандельштамом и Анной Ахматовой. Для последней несостоявшийся юрист стал преданным другом и помощником в переводах с корейского, а также в написании публицистических статей. Поэтесса посвятила ставшему близким человеку ряд лирических стихов.

Перед началом Великой Отечественной войны Николай Иванович написал повесть «Янычар» и десяток экспериментальных юмористических произведений. Совместно с литературоведом и критиком Владимиром Трениным были созданы сборники заметок о Владимире Маяковском и «Повесть о механикусе Ползунове». Со временем библиография пополнилась предисловиями и комментариями к книгам товарищей и коллег.

В 1941-м нападение Адольфа Гитлера прервало идиллию, побуждавшую творить шедевры. Николай Иванович попрощался с кружком, в который входили Борис Пастернак, Владимир Нарбут и другие звезды Серебряного века, и через Союз писателей отправился добровольцем на фронт.

Проявив храбрость в сражениях в Подмосковье, отмеченную медалью за оборону столицы, представитель культурной среды попал в эвакуацию. До конца 1942 года Харджиев работал ассистентом сценаристов у Сергея Эйзенштейна на «Мосфильме», расквартированном в Алма-Ате.

Вернувшись в Москву после окончательной победы над фашизмом, Николай приступил к реализации идей, накопившихся за годы. В 1954-м издание «Советский писатель» выпустило монографию «Судьба художника», посвященную графику и живописцу Павлу Андреевичу Федотову. Позже свет увидели книги «К истории русского авангарда», «Куклоподобие» и «От Маяковского до Крученых», а также несколько ярких аналитических статей.

В 1970-х Николай Иванович почувствовал, что в СССР отсутствует понимание. Он стремился уехать за границу по примеру ряда друзей. Оказавшись в конце жизни в Голландии, выходец из Российской империи разочаровался и не смог творить, столкнувшись с коварством и предательством людей.

Журналистика и издательская деятельность

С этой работы его уволили в 1769 году. Составление «Уложения» было закончено, и Николай Иванович перешел на работу переводчиком в коллегию. В мае того же года начинает издаваться знаменитый журнал «Трутень».

Журнал Николая Новикова «Трутень»

На его основание Новиков предварительно получил разрешение у императрицы, однако редакционную политику он вел собственную, совершенно не совпадающую с пожеланиями правящей верхушки. Екатерина II рекомендовала издателям подобных журналов «обличать пороки, но не людей» (что было ближе к юмору, чем к сатире), но Новиков дерзнул печатать откровенную критику. Эпиграфом «Трутня» стала строчка, взятая из басни Сумарокова:

Фраза задала тон всем публикациям в издании, это было открытое обличение существующих порядков, изображающее дворянство в черном цвете. Новиков создал целую галерею вымышленных образов – жадных, карикатурно грубых помещиков Змеяна и Безрассуда, глас народа в лице Правдулюбова, который открыто полемизировал с авторами проправительственных изданий. Всякий, кто читал «Трутень», мог убедиться, что в Российской империи не было ни справедливости, ни порядка.

Императрица Екатерина II

Особое внимание Николай Иванович уделял идее сохранения русской национальной культуры, резко выступая против «иностранщины» и высмеивая увлечение дворянства французскими и немецкими обычаями. Вместе с тем главной его мишенью было крепостное право: с помощью цифр и фактов он рисовал перед читателями неприглядную картину крестьянских судеб и быта, разгула помещичьего произвола и безнаказанности

Екатерина II, разумеется, постаралась как можно скорее пресечь такую дерзость. Не в силах полемизировать с ним на равных, она просто воспользовалась властью и особым распоряжением в 1770 году закрыла журнал. Это не остановило Новикова, но заставило его быть осторожнее. Он стал редактором еще нескольких журналов. «Пустомеля», «Живописец», «Кошелек» по-прежнему носили оппозиционный характер, но тон публикаций сменился на более сдержанный.

Журналы Николая Новикова

«Пустомелю» быстро постигла участь «Трутня», однако «Живописцу» и его последователям удалось продержаться дольше. В новых изданиях Новиков по-прежнему обличал помещиков, но не опускался до революционных воззваний. Правильнее всего было бы назвать его политическую позицию дворянским либерализмом.

Работы просветителя стали началом принципиально иного этапа в российской журналистике. Это была сатира нового типа, насыщенная свежими приемами изображения реальности, смелая и бескомпромиссная. От старых схем ее отличало разнообразие жанров и присутствие живых словесных портретов.

Бюст Николая Новикова

В 1774 году Николай Иванович ушел в отставку и посвятил всего себя литературной работе. Через 3 года он стал основателем журнала «Утренний свет», заложившим направление философской журналистики в России. Постепенно издатель отошел от сатиры и обратился к просветительству, сменив обличительный тон на нравоучительный.

В 1779 году Новиков переехал в Москву и начал издавать «Московские ведомости», газету, созданную по европейским образцам, которая сочетала новостную информацию с аналитическими статьями. Вместо «Утреннего света» вскоре стал выходить журнал «Московское ежемесячное издание», а «Ведомости» обзавелись приложением из избранных статей. Позже Николай Иванович начал выпускать и специализированные журналы «Детское чтение», «Экономический магазин», «Библиотека для дамского туалета», везде последовательно проводя свою просветительскую программу.

Жизненный путь художника

Будущий художник появился на свет в д. Кугуль (Марьино) Новоселовской волости Уфимского уезда (сейчас Благоварский район) Республики Башкортостан 11.04.1887 года.

Касим заинтересовался рисунком еще в детстве. Ведь он рос среди очень ярких красок, характерных для различной национальной символики – начиная от одежды и заканчивая посудой. Мальчик рисовал очень много – цветы, балерин, перерисовывал из журналов мод головы женщин в профиль. Родным подобное занятие Касима не нравилось. Однако, в один прекрасный день он сразил своих близких наповал – нарисовал на печи, которой топился их дом, акварелью настоящее панно из листиков и цветочков.

Крыльцо башкирской избы. 1928

После того, как ребенок в семилетнем возрасте потерял отца, он переехал к дяде в столицу Башкортостана. Касим учился в городской гимназии, именно там его отметил А. А. Соколов, учитель графических искусств и черчения. Он занимался с Касимом помимо основных уроков, просил ни в коем разе не переставать заниматься живописью, научил рисункам геометрических тел, тушевке.

В двадцатилетнем возрасте будущий художник поступил в рисовальную школу, причем в Петербург он прибыл почти без средств к существованию. Всего за год Касимом была сдана программа четырех отделений, и уже в 21 год Девлеткильдеев стал студентом того же училище, при котором была открыта школа. 

Студентам нужно было обучаться пять лет, изучая множество предметов, таких как рисование, живопись различными красками, чеканку, черчение и т. п.

Сначала во время учебы в финансовом плане поддержку Девлеткильдееву оказывало студенческое землячество, располагавшееся в Уфе. Однако позже, за успешную учебу ему назначили стипендию. После окончания училища (14 год минувшего века) по классу стенной живописи Касим решил продолжить учебу, поскольку ему хотелось самовыражаться в творчестве.

Первым местом труда Девлеткильдеева стало коммерческое училище в Серпухове, где он учил будущих художников графическим искусствам, позже Касим стал преподавателем в одной из фабричных школ Санкт-Петербурга. Именно это предоставило ему шанс учиться у частников.

В петербуржской Академии художеств вольным слушателем Девлеткильдеев стал в 16 году минувшего века, пройдя конкурсное испытание. Однако проучился он всего 6 месяцев – из-за проблем с самочувствием Девлеткильдеев уехал из Санкт-Петербурга.

Башкир — охотник на медведя. 1928

Интересные факты

  • В юности Харджиев стал прототипом одного из персонажей повести Константина Паустовского «Черное море».
  • Николай Иванович дружил с огромным числом иногда враждовавших между собой представителей творческой интеллигенции. С Владимиром Татлиным, крупнейшей фигурой русского авангарда, он встречался тайком от Казимира Малевича.
  • Судьбе коллекционера и литератора посвящены печатные произведения и документальные фильмы. В 2014 году на канале «Культура» показали проект «Николай Харджиев. Обитатель музея», а в 2022-м Первый канал представил зрителям картину «Харджиев. Последний русский футурист».
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Енот на Волге
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: