Шубин федор иванович [1740

Личная жизнь

Времени на личную жизнь у писателя почти не было, да и желания тратить время на сердечные дела тоже. С будущей женой Новиков познакомился в доме старого друга Николая Трубецкого. Александра Егоровна Римская-Корсакова приходилась хозяину дома племянницей. Брак был заключен быстро, но оказался не особенно счастливым, так как любви между супругами не было. В 1791 году Александра умерла, оставив Николаю Ивановичу троих детей.

Портрет Николая Новикова

Все потомки пары страдали от падучей (эпилепсии). Она открылась у всех детей одновременно после очередного обыска, когда ворвавшиеся в дом гусары перевернули все вверх дном и забрали отца.

Детство и юность

Николай Иванович Новиков родился в Московской губернии, в имении Тихвинское-Авдотьино, 27 апреля (8 мая) 1744 года. Он происходил из дворянской семьи, его отец был отставным офицером флота. Грамоте мальчика научил деревенский дьячок, позже Николая отдали в столичную гимназию. Молодой человек проучился там 5 лет и был исключен за лень и прогулы.

Вернувшись к родителям и прожив с ними еще 2 года, он отправился на службу в Измайловский полк, к которому был приписан при рождении. Военная карьера складывалась успешно, Новикова вскоре произвели в унтер-офицеры, но сам он к тому времени начал понимать, что душа его лежит не к армии, а к наукам и книжному делу. К этому времени относятся его первые литературные опыты. Николай издал 2 повести, самостоятельно переведенные с французского языка, и сонет.

Портрет Николая Новикова

В 1767 году Новикову поручили работу в комиссии, составлявшей обновленный свод законов «Новое уложение». Он оказался в числе молодых людей, которые должны были вести протоколы заседаний. Это было очень важным делом, находившимся под личным контролем Екатерины II, а включение в состав комиссии стало признанием его «особливым дворянином со способностями».

Там Николай Иванович смог глубоко изучить проблемы современной российской жизни, что заложило основы его просветительских взглядов. Императрица заметила способного молодого ученого, поэтому даже после перевода из Измайловского полка в Муромский Новиков остался работать в комиссии.

Литературоведение

В 1908 году опубликованы его критические очерки о писателях Чехове, Бальмонте, Блоке, Сергееве-Ценском, Куприне, Горьком, Арцыбашеве, Мережковском, Брюсове и других, составившие сборник «От Чехова до наших дней», выдержавший в течение года три издания.
С 1917 года Чуковский принялся за многолетний труд о Некрасове, его любимом поэте. Его стараниями вышло первое советское собрание стихотворений Некрасова. Чуковский закончил работу над ним только в 1926 году, переработав массу рукописей и снабдив тексты научными комментариями. Монография «Мастерство Некрасова», вышедшая в 1952 году, много раз переиздавалась, а в 1962 году Чуковский был удостоен за неё Ленинской премии. После 1917 года удалось опубликовать значительную часть стихов Некрасова, которые либо были ранее запрещены царской цензурой, либо на них было наложено «вето» правообладателями. Примерно четверть известных в настоящее время стихотворных строк Некрасова была введена в оборот именно Корнеем Чуковским. Кроме того, в 1920-е годы им были обнаружены и изданы рукописи прозаических сочинений Некрасова («Жизнь и похождения Тихона Тросникова», «Тонкий человек» и других).

Помимо Некрасова, Чуковский занимался биографией и творчеством ряда других писателей XIX века (Чехова, Достоевского, Слепцова), чему посвящена, в частности, его книга «Люди и книги шестидесятых годов», участвовал в подготовке текста и редактировании многих изданий. Самым близким себе по духу писателем Чуковский считал Чехова.

Интересные факты

  • Композитор имел белорусские, польские и литовские корни. Несмотря на это, считал себя русским, был патриотом.
  • В первые годы жизни музыкантом занималась бабушка. Она отстранила мать от воспитания собственного сына. В результате Глинка стал мнительным, нервным и слишком нежным ребенком. Лишь после смерти старшей властной родственницы близким удалось воспитать композитора как следует.
  • Мужчина отличался красивым и сильным певческим голосом. Но решил выбрать путь сочинительства.
  • Глинка был близким другом Пушкина.
  • Михаил Иванович был знаком с очень многими известными музыкантами своего времени. А Гектор Берлиоз, который и сам имел статус и репутацию гения, слыл большим поклонником таланта русского коллеги.
  • Опера Глинки «Руслан и Людмила» не получила должного внимания при жизни композитора. Ее раскритиковали почти все. По достоинству оценить произведение слушатели и коллеги по цеху смогли лишь после смерти создателя.
  • Михаил Иванович был низкого роста, чего очень стеснялся.
  • Помимо отличной музыкальной подготовки, Глинка отличался большим умом и познаниями, широким кругозором. Например, он без проблем говорил на 6 языках.

Искусство «шестидесятников»

Журнал «Юность», в котором впервые появился термин «шестидесятники», был основан в 1955 году по инициативе В. Катаева. Редакция ставила перед собой две задачи — поиск новых имен и разрушение литературных стереотипов соцреализма. Самыми известными публикациями журнала стали «Хроника времен Виктора Подгурского» А. Гладилина, «Звездный билет» В. Аксенова, посвященные поиску человеком собственного пути.

Еще один литературный символ эпохи — журнал «Новый мир», в 1958-1970 годах выпускавшийся под редакцией А. Твардовского. Откровенный либерализм и демократический социализм издания сделали его очень популярным в среде «шестидесятников». Журнал публиковал честные произведения о Великой Отечественной войне («Батальоны просят огня» Ю. Бондарева, «В окопах Сталинграда» В. Некрасова). Именно в нем была впервые напечатана скандальная повесть «Один день Ивана Денисовича» А. Солженицына, посвященная теме ГУЛАГа.

Популярными стали устные поэтические чтения. Начиная с 1958 года, на площади Маяковского (совр. Триумфальная площадь) проходили чтения на «Маяке». Здесь звучали оппозиционные и радикальные произведения В Осипова, Э. Кузнецова, В. Хаустова, которые вскоре попали под определение «антисоветских». На вечерах в Политехническом музее выступали молодые Е. Евтушенко, А. Вознесенский, Б. Ахмадулина, Р. Рождественский, Б. Окуджава.

Последний стал отцом романтического направления бардовской музыки с ее «песней странствий», образами дружбы и дороги. Авторские песни распространялись устно или в магнитофонных записях, потому что радио и телевидение их игнорировали. Вскоре появилась целая плеяда авторов-бардов — А. Галич, Ю. Ким, Ю. Визбор. После распространения и романтизации культуры туристов-походников, бардовские песни под гитару у костра стали важнейшей частью этого движения.

Свободолюбивые и талантливые «шестидесятники» создали такие шедевры кино, как «Летят журавли», «Я шагаю по Москве», «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен». Хрущев хотя и провозглашал смягчение цензуры, но контроль за публичными видами искусства оставался жестким, поэтому настоящий расцвет «шестидесятников»-кинематографистов начался только в 1970-1980-х годах. Возможность критиковать недостатки советского быта была только в комедиях, к этому периоду относятся лучшие работы Э. Рязанова, Г. Данелия, М. Захарова.

Несмотря на относительный либерализм, у властей было свое видение искусства и полет творчества ограничивался определенными рамками. Ко времени «шестидесятников» относится разгром и запрет творчества художников-авангардистов. Хрущев, посетивший в 1962 году выставку абстракционистов в Манеже, резко высказался об их творчестве, после чего они вынуждены были уйти в подполье.

Василий Сазонов

Выходец из семьи крепостных крестьян, будущий академик Императорской Академии художеств Василий Сазонов родился в Гомеле в 1789 году. Граф Николай Румянцев (министр иностранных дел России в 1808-1814 годах) заметил талант мальчика и определил его за свой счет в Императорскую академию художеств. Там Сазонов учился под руководством небезызвестного художника Григория Угрюмова. За выдающиеся успехи в учебе граф Румянцев дал своему крепостному вольную.

Художник оканчивает академию в 1815 году, получает две серебряные медали и большую золотую медаль за картину «Расстрел русских патриотов». В 1817 году при поддержке графа Румянцева уезжает в Рим совершенствовать мастерство. Там создает копии с картин «Положение во гроб» Караваджо и «Любовь небесная и любовь земная» Тициана.

Вскоре живописец возвращается в Петербург и начинает работу над частными заказами – эти работы в дальнейшем и сделают Сазонову имя. Среди них «Первая встреча князя Игоря с Ольгой» (хранится ныне в Третьяковской галерее), «Дмитрий Донской на Куликовом поле» (хранится в петербургском Русском музее), «Святые Константин и Елена вокруг Животворящего Креста Господня». В 1830 году Сазонов становится академиком Императорской академии художеств и входит в творческую элиту Российской империи.

Блудный сын (Исаакиевский собор)

Кроме картин, бывший гомельский крепостной создавал образа и росписи (для Спасо-Преображенского собора Санкт-Петербурга, церкви Таврического дворца, Гатчинского собора, Троицкой церкви Измайловского полка, Александровского собора в Варшаве, церквей св. Екатерины в Царском Селе и св. Петра и Павла в Петергофе и т.д.). Вершина церковного творчества Сазонова – образы для малого иконостаса Казанского собора, а также картины «Милосердие самарянина» и «Блудный сын» для Исаакиевского собора.

Художник умер в 1870 году в Санкт-Петербурге. Улицы в честь Сазонова нет ни в Гомеле, ни в каком-либо другом городе Беларуси. Никто не знает, где похоронен гомельский самородок.

Детство и юность

Николай Иванович Новиков родился в Московской губернии, в имении Тихвинское-Авдотьино, 27 апреля (8 мая) 1744 года. Он происходил из дворянской семьи, его отец был отставным офицером флота. Грамоте мальчика научил деревенский дьячок, позже Николая отдали в столичную гимназию. Молодой человек проучился там 5 лет и был исключен за лень и прогулы.

Вернувшись к родителям и прожив с ними еще 2 года, он отправился на службу в Измайловский полк, к которому был приписан при рождении. Военная карьера складывалась успешно, Новикова вскоре произвели в унтер-офицеры, но сам он к тому времени начал понимать, что душа его лежит не к армии, а к наукам и книжному делу. К этому времени относятся его первые литературные опыты. Николай издал 2 повести, самостоятельно переведенные с французского языка, и сонет.

Портрет Николая Новикова

В 1767 году Новикову поручили работу в комиссии, составлявшей обновленный свод законов «Новое уложение». Он оказался в числе молодых людей, которые должны были вести протоколы заседаний. Это было очень важным делом, находившимся под личным контролем Екатерины II, а включение в состав комиссии стало признанием его «особливым дворянином со способностями».

Там Николай Иванович смог глубоко изучить проблемы современной российской жизни, что заложило основы его просветительских взглядов. Императрица заметила способного молодого ученого, поэтому даже после перевода из Измайловского полка в Муромский Новиков остался работать в комиссии.

«Уралмаш»

В 1950 году после окончания техникума Николай получил распределение на Уральский машиностроительный завод («Уралмаш») в Свердловске, которому посвятил двадцать пять лет своей трудовой деятельности.

Коллектив одного из крупнейших заводов в Советском Союзе ставил перед собой и решал мощнейшие задачи, поэтому на «Уралмаше» люди безынициативные, неэрудированные, случайные отсеивались сразу. Зато если человек был способным и работе отдавался на полную силу, то получал огромные перспективы роста, как на профессиональном, так и на служебном поприще. Одним из таких людей был и Рыжков.

После распределения молодой специалист пришёл на завод в сборочно-сварочный цех на должность сменного мастера. Нагрузка была огромная, и не все мастера справлялись с нею. Но прошло чуть больше года, и Николая уже назначили начальником пролёта.

Осенью 1955 года Рыжков стал начальником цеха, ему тогда было всего 26 лет. Он с самого начала своего трудового пути усвоил для себя, что на любом производстве всё решают люди, поэтому научился их организовывать, слушать и с ними разговаривать. Он одинаково уважительно общался и с простым рабочим, и с руководителем.

Одновременно с работой Рыжков получил высшее образование по специальности «Инженер-механик» на вечернем отделении Уральского политехнического института. Дальше его карьера развивалась стремительно:

  • 1959 – назначение на только что введенную должность главного технолога по сварке, он стал курировать проектную работу по созданию крупнейшего в Европе блока цехов сварных машиностроительных конструкций;
  • 1965 – утверждён на должность главного инженера завода;
  • 1970 – занял пост директора «Уралмаша».

Становление художника

Несмотря на тяжкий жизненный путь, Левитан не прекращал писать и создал достаточно большое количество пейзажных работ, таких как: «Дубовая роща. Осень» (1880, Нижегородский художественный музей), «Дуб» (1880, Третьяковская галерея), «Сосны» (1880, частное собрание), «Полустанок» (начало 1880-х годов, Дом-музей И. Левитана в Плесе), «Последний снег. Саввинская слобода» (1884, Третьяковская галерея), «Мостик. Саввинская слобода» (1884, Третьяковская галерея) и другие. Благодаря продаже некоторых произведений, а также преподаванию живописи ему удалось улучшить свое материальное положение.

Однако годы нужды и лишений подорвали здоровье художника, и в 1886 году ему пришлось отправиться в Крым на лечение. Вернувшись полным новых сил, Левитан устраивает большую выставку (более пятидесяти пейзажей). После этого ему удается осуществить свою давнюю мечту: совершить поездку на Волгу. Однако из-за неудачно выбранного времени года и плохой погоды поездка оказалась неудачной. Художник совершает второе путешествие через год. Вместе со своими товарищами-живописцами Алексеем Степановым и Софьей Кувшинниковой он открывает для себя красоту русской природы.

Наиболее важным открытием поездки становится местечко под названием Плес. Этот небольшой городок занял значимое место в биографии Левитана. Художник был настолько поражен красотой и живописностью его видов, что возвращался туда несколько лет подряд, проводя там летние месяцы и создав несколько сотен пейзажей. Одной из знаковых картин, созданных там, стало произведение «Над вечным покоем» (1894). Спокойное величие природы, выраженное в неподвижности тяжелых туч на небе, соприкасается с бренностью человеческого бытия в изображении могильных крестов рядом с небольшой часовней. И в то же время сама часовня, стоящая на утесе, открытая ветрам и буре, являет собой стойкость и непоколебимость человеческого духа.

К началу 1890 года художник отправился в путешествие по Италии и Франции. Как и многие живописцы тех лет, он поехал в Париж, который произвел на него большое впечатление. Левитана, как и его коллег, интересовали и вдохновляли новые течения живописи, зарождавшиеся именно там. Барбизонские пейзажи и полотна импрессионистов, совершивших революцию в написании света и движения воздуха, вдохновили художника на дальнейшую работу.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Енот на Волге
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: