Эпилог
Вся жизнь и творчество Веласкеса были теснейшим образом связаны с испанском монархической семьёй. Не только Филипп IV, но и его старшие дети Бальтазар Карлос и Мария Тересия (будущая королева Франции), его вторая жена Марианна Австрийская и их дети Маргарита и Филипп Просперо – все считали художника за своего. Он был их хронографом, летописцем их семейной и государственной истории, и он же был распорядителем многих важнейших дел – совершенно незаменимым человеком. Так что Веласкес имел основание (хотя, конечно, дерзость этого была беспрецедентной) в «Менинах» вписать в семейных круг королевских особ и собственную персону. Здоровье 61-летнего художника подорвала подготовка к грандиозному династическому браку: дочь Филиппа IV обручалась с королём Франции Людовиком XIV. От испанской стороны всем сложнейшим процессом подготовки руководил главный королевский интендант и обер-гофмаршал Веласкес. Внезапно он почувствовал себя настолько плохо, что вынужден был возвратиться в Мадрид. Смертельное переутомление выглядело не слишком убедительным объяснением болезни. 6 августа 1660 года после недельной агонии Веласкеса не стало. Он умер в присутствии короля. Филипп IV не смог допустить, чтобы его фаворит отправился в вечность без королевского и дружеского благословения.
Диего Веласкес Кузница Вулкана: Описание произведения
Сюжет для картины «Кузница Вулкана» позаимствован Веласкесом в «Метаморфозах» Овидия. На пороге темноватой мастерской бога Вулкана, колченогого покровителя огня и кузнечного ремесла, неожиданно появляется Аполлон.
Крепкие помощники Вулкана, вместе с которыми он кует доспехи и оружие для богов и героев, раскрыли от удивления рты. А сам кряжистый и с проседью в бороде Вулкан (он изображён крайним справа) глядит на источающего сияние Аполлона исподлобья.
И недаром: лучезарный (хотя и несколько простоватый на вид) бог света принёс скверную новость. Жена Вулкана Венера забыла о супружеских обетах в объятиях бога войны Марса.
Веласкес, по словам современного испанского философа Хосе Ортеги-и-Гассета, «не церемонится с мифологией», включая её в обстоятельства низменных земных дел. Мифологическая сцена приобретает сугубо бытовую окраску.
«Кузница вулкана» интересна с точки зрения эволюции стиля Веласкеса. Она написана во время первой поездки художника в Италию.
Здесь он дистанцируется от присущего более ранним работам караваджизма с его резкими светотеневыми переходами и землистой палитрой. В «Кузнице вулкана» очертания предметов становятся более мягкими, свет – более рассеянным.
В самой расстановке фигур есть определённая ирония. Мифологический сюжет используется Веласкесом как повод для размышлений о современном искусстве, о его разнообразных возможностях – и о том, какая из них предпочтительнее.
Как знаменитые «Менины» много позднее станут размышлением о природе живописи и месте художника в универсуме и социуме, так и «Кузница Вулкана» может быть прочитана как метатекст, «живопись о живописи», «искусство об искусстве».
Веласкес показывает, как сталкиваются два мира: мир академической живописи (его, естественно, олицетворяет Аполлон) и неприукрашенный, грубоватый мир реальности, «открытый» Караваджо.
Аполлон и хотел бы проникнуть в мастерскую, да только вход завален кузнечными инструментами, через которые ему без ущерба для себя – не перешагнуть. А, делая попытки установить коммуникацию с чуждым ему миром, Аполлон привносит в него катастрофу.
«Вулкан, который с одним из своих подручных обрабатывал кусок металла, опускает молот; он отшатывается и словно сникает – тело его расслабляется, так что хромота становится особенно заметной», – замечает Марина Торопыгина.
Интересно, что это противостояние по линии «светлое/темное», «высокое/низкое» в картине комически дублируется, на что указывает та же исследовательница: «В небольшом натюрморте вверху справа разыгрывается пантомима, которая зеркально повторяет ситуацию на картине: грубые детали, сложенные немного со смещением, – здесь есть неровность, как в фигуре Вулкана, – и изящный белый кувшинчик, форма которого напоминает о постановке фигуры Аполлона».
Невообразимый эксперимент Веласкеса
Сразу возникает вопрос, как Веласкесу удалось осуществить такой эксперимент.
На картине он изобразил испанскую принцессу. Это, конечно, одобрялось.
Но ещё и её свиту. В том числе карликов. Никому до Веласкеса не позволялась такая дерзость.
Задача придворного художника — прославлять короля и его подданных. Изображать доблесть, отвагу и иные прекрасные качества его Величества. А их вовсе могло не быть…
Настоящему мастеру это было скучно. Веласкесу в том числе. И он пытался самовыражаться по мере возможности. А так как Филипп IV ему очень доверял, художнику это позволялось.
Поэтому Веласкесу удалось создать серию портретов карликов, служивших шутами при дворе. На портретах это не шуты, а обычные придворные. Художник не делал различий между ними и людьми из высших сословий.
Диего Веласкес. Дон Себастьян де Морра. 1645 г. Музей Прадо, Мадрид.
Другому художнику это бы не сошло с рук. Ведь карлики были, по сути, рабами, людьми без прав. Часто их покупали за деньги, чтобы они служили в господском доме.
Список используемой литературы
- Браун, Джонатан (1986). Веласкес. Пинтор и Кортесано . Мадрид: Редакция Alianza. ISBN 84-206-9031-7 .
- Корпус Веласкеса (2000). Корпус Веласкеса. Документы и тексты, 2 тома, под руководством Дж. М. Пита Андраде . Мадрид. ISBN 84-369-3347-8 .
- Гальего, Джулиан (1985). Диего Веласкес . Барселона: Антропос. ISBN 84-85887-23-9 .
- Гарридо Перес, Кармен (1992). Веласкес, техника и эволюция . Мадрид: Музей Прадо. ISBN 84-87317-16-2 .
- Лопес Рей, Хосе (1978). Веласкес . Барселона: Международная издательская компания SA ISBN 84-85004-74-4 .
- Моралес и Марин, Хосе Луис (2004). «Испанская школа». Луг. Коллекции живописи . Издательство Лунверг. ISBN 84-9785-127-7 .
- Моран Турина, Мигель и Санчес Кеведо, Изабель (1999). Веласкес. Полный каталог . Мадрид: Издания Акал С.А. ISBN 84-460-1349-5 .
- Паломино, Антонио (1988). Музей живописи и оптическая шкала III. Лауреат живописного испанского Парнаса . Мадрид: Aguilar SA of Editions. ISBN 84-03-88005-7 .
- Веласкес , каталог выставки в музее Прадо, Мадрид, 1990, ISBN 84-87317-01-4
авторитетный контроль |
|
---|
- Дата : Q247282
- Мультимедиа:
Кузница Вулкана
Описание картины Диего Веласкеса «Кузница Вулкана»
На этом полотне зритель узнаёт сюжет, который был позаимствован из древнегреческой мифологии. Однако Веласкес трактует его по-своему. Здесь изображён момент, когда Аполлон сообщает Вулкану, что богиня Венера была неверна.
На картине заметна ирония художника, но он не хотел как-то приземлить сюжет. Аполлон стоит на полотне слева, он весьма прозаичен, но над его головой виднеется яркое божественное сияние.
Бог огня Вулкан и его помощники совсем не выглядят божественно. Это вполне обычные люди.
Веласкес старался усилить передачу бытовой обстановки. В оригинальном мифе Древней Греции кузница находится в пещере в огнедышащем вулкане, а здесь мы видим обычную кузницу. Превосходно прорисован очаг, находящийся в глубине помещения, которое освещено его пламенем жёлто-оранжевого цвета. В воздухе даже можно разглядеть мельчайшие искорки, которые как бы застыли на одном месте.
Общий фон картины выполнен в коричневых тонах, на котором очень контрастно выделяются красные и жёлтые пятна. Максимально ярко они представлены в элементах одежды Аполлона и листе раскалённого железа. Ещё на картине присутствует нежно-голубой цвет — это небо вокруг головы Аполлона.
Веласкес очень точно изобразил все позы, жесты и мимику лиц. Мы видим, что работа кузнецов была неожиданно прервана. Это становится понятно по положению молотов. Они застыли в воздухе.
Картина эксплуатирует модную тенденцию для написания полотен — мифологию Древнего Рима, но сюжет для нее выбран неординарный и крайне редко используемый в живописи. Чаще применялся мотив мести Вулкана неверной супруге Венере, а здесь же изображен момент, когда в кузницу Вулкана спускается Аполлон и приносит ему неприятную весть о неверности жены.
О картине:
Никакой приземленности в созданной композиции не ощущается, но при этом чувствуется, что автор иронизирует. Несмотря на то, что вокруг Аполлона сияние, в его образе так и сквозит прозаичность. Вулкан и те, кто ему помогают, тоже лишены божественности. Это обычные люди. Возникает полное ощущение, что мы попали в тогдашнюю кузницу испанца-кузнеца, которого застали за привычным его занятием.
Вся бытовая конкретность обстановки также усилена. В мифе рассказывалось о пещере и огнедышащем вулкане. Веласкес же изображает обычную кузницу. Просто великолепно изображен очаг, который находится в самой глубине кузницы. Помещение освещается пламенем розово-оранжево-желтого цвета. Зритель видит даже мельчайшие искры, которые повисли в воздухе.
Веласкес мастерски разработал для всех персонажей характерные жесты, особенные позы и определенную мимику. Зритель видит как молотки, застыли в разных положениях. Это говорит о том, что работу неожиданно прервали.
Возникает ощущение, что эта картина написана не на основе мифологического сюжета, а на бытовую тему. Такое новое прочтение древнего сюжета было достаточно смелым и новым во времена живописца.
Италия – и снова Мадрид
В конце 1620-х годов в Мадрид из Антверпена приезжает Рубенс – главная величина в художественном мире своего времени. Он собирается писать испанских королевских особ, но всё же главная его миссия – дипломатическая. Ему представляют молодого Веласкеса, и Рубенс склоняет его к мысли, что для расширения собственного кругозора и пополнения королевской коллекции необходимо ехать в Италию. В 1629-м году в сопровождении испанского главнокомандующего королевский камергер Веласкес посещает Геную и Милан, Венецию и Рим. Конечно, итальянцы видят в нём не художника, а чиновника. Посланник Тосканы науськивает своих подчинённых: «С испанцем нельзя быть ни слишком любезным, ни непочтительным: и то, и другое оскорбительно для него». Атмосфера подозрительности и взаимного недоверия преследует Веласкеса по всей Италии, кое-где его даже принимают за испанского шпиона.
Из-за всего этого первое итальянское путешествие Веласкеса сложно назвать приятным. Единственная удача – знакомство с работами титанов Ренессанса. Из всех Веласкес отдаёт предпочтение Тициану. Тициановские изображения Карла V он берёт себе за образец монархического портрета . После Италии значительно меняется его колорит: Веласкес отходит, наконец, от традиционного андалузского тенебросо и на его картинах чуть ли не впервые появляются светлые и звучные цвета: ослепительный желтый, ярко-голубой. «Я рекрут армии Тициана», – скажет о себе Веласкес.
Возвратившись в Мадрид, Веласкес с волнением и радостью узнает, что за период его отсутствия Филипп IV не позволял писать себя никому другому. С удвоенным энтузиазмом Веласкес берётся за дело. Тем более, у короля родился долгожданный наследник – Балтазар Карлос, будущий любимчик Веласкеса, и значит, не пройдёт и десяти лет, как по всем европейским столицам нужно будет разослать его портреты, с прицелом на перспективные династические союзы.
Первая жена Филиппа Изабелла Бурбонская терпеть не может Веласкеса – ведь он ставленник ненавистного ей Оливареса, фактически узурпировавшего в стране политическую власть, поэтому Изабеллу Веласкес почти и не пишет. Зато очень много пишет своего друга – короля. Только Веласкес может сделать это изуродованное имбридингом (многократными близкородственными связями) лицо с шишковатым лбом, глубоко посаженными глазами и родовой отметиной всех Габсбургов – выдающейся нижней губой – благородным и утонченно-прекрасным. Исследователи подсчитали, что из почти 40 портретов монарха все, за исключением трёх или четырёх, написаны в трёхчетвертном развороте, – максимально выгодном для «сложного лица» короля.
Стиль
Техника Диего Веласкеса с годами изменялась, совершенствовалась. Начинал он с привычного для Испании тенебризма — традиционной техники последователей Караваджо. Хорошим примером послужат произведения «Старуха, жарящая яйца», «Водонос из Севильи», «Непорочное зачатие» и ранние портреты.
После поездки в Италию и знакомства с художниками других стран его стиль и техника живописи сильно меняются. Он начинает использовать более светлые цвета, избавляется от темноты на полотнах. Осмысленнее подходит форме и детализации.
С годами стиль все больше упрощался. Художник стал пользоваться обобщениями, крупными мазками, прорисовывая мелочи лишь там, где требовался акцент. Это своего рода свидетельство мастерства живописца. В упрощающемся стиле Веласкеса многие искусствоведы видят предвестие импрессионизма. Особенно это заметно в пейзажах («Вилла Медичи в Риме, полдень», «Вилла Медичи в Риме, конец дня»).
Через все творчество придворного художника проходит интерес к бытовому жанру. Даже мифологические и библейские сюжеты дополнены чертами этого жанра («Кузница Вулкана», «Пьяницы» и пр.). И из этой особенности вытекает следующая – аллегоричность.
Триумф Вакха (Пьяницы)
Аллегория – неотъемлемая деталь эпохи барокко. Однако, у Веласкеса она особенно важна. Почти каждая работа скрывает в себе потайной смысл, а иногда и несколько («Сдача Бреды», «Пряхи»).
Сдача Бреды
Одну из самых сложных своих загадок живописец воплотил в картине «Менины». Сперва кажется, что это лишь портрет инфанты в окружении служанок. Но потом зритель замечает автопортрет художника в углу, зеркало на стене, и возникает путаница. Кого рисует Веласкес? Кто отражается в зеркале? При чем тут инфанта?
Рекомендации
(es) Эта статья частично или полностью взята из статьи в Википедии на испанском языке под названием .
- (es) JM Pita Andrade ( ed. ), Corpus velazqueño. Documentos y textos , vol. II, Мадрид, Ministerio de Educación, cultura y deporte, Dirección general de bellas artes y bienes culturales,2000 г., 964 с. ( ISBN 84-369-3347-8 ) , стр. 107.
- (Es) Антонио Паломино , El Museo pictórico y escala óptica III. El parnaso español pintoresco laureado , Мадрид, Агилар,1988 г.( ISBN 84-03-88005-7 ) , стр. 223.
- (es) Джонатан Браун, Веласкес. Pintor y Cortesano , Мадрид, редакция Alianza ,1986 г., 322 с. ( ISBN 84-206-9031-7 ) , стр. 74.
- (Es) Шарль де Толне , Las pinturas mitológicas de Velázquez , Archivo Español de Arte, 1961, стр. 31-45 .
- (es) Хулиан Гальего, Диего Веласкес , Барселона, Антропос,1985 г., 206 с. .
- (es) Хосе Лопес-Рей, Веласкес , Барселона, Compañía Internacional Editora,1978 г., 190 с. ( ISBN 84-85004-74-4 ) , стр. 104.
- (es) Кармен Гарридо Перес , Веласкес, técnica y evolución , Мадрид, Музей Прадо,1992 г.( ISBN 84-87317-16-2 ) , стр. 242.
- , стр. 245.
- (es) Диего Ангуло Иньигес , » La fábula de Vulcano, Venus, Marte y La Fragua de Velázquez » , Archivo Español de Arte , vol. 30,1960 г., стр. 149–181.
- (es) Роза Лопес Торрихос , «Митология ан ла эспаньела дель Сигло де Оро» , Мадрид, Катедра Эдисионес,1985 г., 336 с. ( ISBN ).
- , стр. 239.
- (es) Мигель Моран Турина и Изабель Санчес Кеведо , Веласкес. Полный каталого , Мадрид, Ediciones Akal,1999 г., 270 с. , стр. 102.
Юная инфанта на полотне
Но давайте скорее перейдём к самому полотну и постараемся разобраться, что же так поражает зрителя. Сразу можно отметить, что на картине изображены 11 человек и одна собака. Практически все персонажи имеют реальных прототипов, причём искусствоведы определили всех, кроме одного человека на заднем плане.
Но прежде чем “познакомиться” с ними, я хочу обратить внимание на фон. Все действующие лица находятся в мастерской художника
Доказательства этому – картины на стенах, холст, расположенный внизу, да и человек с кисточкой и красками.
Диего Веласкес «Менины», 1656 годМестонахождение: Музей Прадо, Мадрид, Испания
В самом центре картины «Менины» находится престолонаследница – инфанта Маргарита. Ей на момент написания работы было 4-5 лет. Её можно по праву назвать любимицей Веласкеса.
Девочка появляется на 5 его картинах. Увы, судьба принцессы оказалась печальной. Выйдя замуж за Леопольда I, она стала императрицей Священной Римской империи, однако в этом статусе пробыла совсем недолго. Маргарита умерла в 22-летнем возрасте от осложнений, связанных с родами.
Веласкес сумел так изобразить девочку, что даже человек, далёкий от истории, сразу поймёт: перед нами – юная принцесса. У Маргариты уже заметна лёгкая величавость в осанке, да и сам наряд выделяет её среди окружения.
Главная героиня картины – маленькая принцесса Маргарита
Известные картины художника
Религиозные, исторические и мифологические сюжеты
«Поклонение волхвов» (1619, Прадо, Мадрид)..
«Христос в доме Марфы и Марии» (1620, Национальная галерея, Лондон).
«Изгнание мавров» (1627, Прадо, Мадрид).
«Триумф Вакха, или Пьяницы» (1628, Прадо, Мадрид).
«Кузница Вулкана» (1630, Прадо, Мадрид).
«Окровавленный плащ Иосифа приносят Иакову» (1630, монастырь Сан — Лоренсо, Эскориал)
«Распятый Христос» (1632, Прадо, Мадрид).
«Сдача Бреды (Лес Копий)» (1634—1635, Прадо, Мадрид).
«Бог войны Марс» (около 1640, Прадо, Мадрид)
«Эзоп» (около 1640, Прадо, Мадрид)
«Коронование Марии» (1645, Прадо, Мадрид)
«Меркурий и Аргус» (около 1659, Прадо, Мадрид)
Портреты
«Портрет молодого испанца» (1630—1631, Старая Пинакотека, Мюнхен)
«Портрет графа Оливареса» (ок.1638, Эрмитаж, Санкт-Петербург).
«Конный портрет короля Филиппа IV» (1635, Прадо, Мадрид).
«Автопортрет» (1640, Музей изящных искусств, Валенсия)
«Дама с веером» (1640—1642, Собрание Уоллеса, Лондон)
«Портрет Филиппа IV в военном костюме, называемый Ла Фрага» (1644, Нью-Йорк, Галерея Фрик)
«Портрет Филиппа IV» (1656, Прадо, Мадрид).
(Всего было написано около полутора десятков портретов короля в течение 37 лет).
«Портрет папы Иннокентия X» (1650, Рим).
«Портрет инфанты Марии Терезы» (1651, собрание Леман, Нью-Йорк).
«Портрет инфанты Маргариты» (1660, Прадо, Мадрид).
«Менины (Фрейлины)» (1657, Прадо, Мадрид).
Творчество Веласкеса
Смелый, испанский живописец, которого от всех отличало то, что как никто другой он мог проникнуть в характер модели, обладая при этом обостренным чувством гармонии, тонкостью и насыщенностью колорита. По утверждению ранних биографов, он схватывал все буквально на лету, очень рано научился читать и уже в детстве начал собирать библиотеку, которая к концу жизни художника выросла в собрание, поражавшее современников своей величиной и универсальностью. Судя по составу этой библиотеки, Веласкес серьезно интересовался литературой, архитектурой, астрономией, историей, математикой и философией. Но сильнее всего его манила живопись…
Один из друзей Диего Веласкеса писал: «каждый мазок — сама правда», настолько художник обладал мастерством колорита, яркой передачей характеров людей, передачей светотеней и это все поражало современников.
Еще будучи юношей Диего Веласкес написал в 1617 г. картину «Завтрак» и в 1620 г. картины «Продавец воды», «Старая кухарка», эти картины написаны еще в темной манере, с резкими контурами света и тени, художник обратился к жанровой живописи, с любовью изображая простых людей, исполненных спокойного достоинства.
В мифологической картине «Вакх» (вакх — древнегреческий бог вина), которая была написана в 1628 — 1629 г. и хранится в мадридском музее Прадо, Веласкес изобразил гулянье крестьян под открытым небом. В этой картине еще остались некоторые детали от ранней темной манеры художника.
В исторической картине «Сдача Бреды», Веласкес запечатлил победу, которую одержали над голландцами испанские войска. Т
Веласкес будучи придворным художником постоянно писал портреты короля, королевы, принцев и принцесс. Но Веласкес не хотел изменять своему реалистическому искусству, он умел в каждом человеке, кем бы он ни был, найти основные черты характера и передать их ярко и красиво. Так, например, в портрете, написанном в 1644 г., короля Филиппа IV, одетого в роскошную красновато-розовую одежду, Веласкес изобразил безвольным, вялым, болезненным человеком. Графа Оливареса — суровым всесильным министром.
Веласкес писал портреты не только знати, но и придворных шутов, которые были призваны забавлять королевский двор. Он сумел подчеркнуть характеры этих шутов: скромную сдержанность умного карлика Эль Примо, трагическую напряженность калеки Моро. Портреты всех этих шутов были написаны художником в 1640 — х г. и хранятся они в музее Прадо.
«Портрет папы Иннокентия X», написанный в 1650 г. в Риме, считается вершиной мастерства портретного искусства Веласкеса. В этом портрете он сумел правдиво и ярко изобразить характер, показав за внешней грубостью папы — жестокость, злобу, железную волю и упрямость. С большим мастерством Веласкес передал все оттенки багрового лица папы, блеск малинового шелка одежды, пены белых кружев. Еще никто и никогда из художников не осмеливался так правдиво показать характер главы католической церкви.
1652 г. художник был назначен королевским обер-гофмаршалом. Новая должность Веласкеса (в его обязанности входила подготовка и организация празднеств при дворе) отнимала много сил и времени. После большого праздника на границе с Францией, посвященного бракосочетанию инфанты Марии-Терезии с французским королём Людовиком XIV, художник тяжело заболел, и вскоре после возвращения в Мадрид, 6 августа 1660 года скончался.
Внешние ссылки [ править ]
- Веласкес , каталог выставки из Метрополитен-музея (полностью доступен онлайн в формате PDF), который содержит материалы об Аполлоне в кузнице Вулкана (см. Индекс)
- Диего Веласкес, Аполлон в кузнице Вулкана , Colourlex
.mw-parser-output .navbar{display:inline;font-size:88%;font-weight:normal}.mw-parser-output .navbar-collapse{float:left;text-align:left}.mw-parser-output .navbar-boxtext{word-spacing:0}.mw-parser-output .navbar ul{display:inline-block;white-space:nowrap;line-height:inherit}.mw-parser-output .navbar-brackets::before{margin-right:-0.125em;content:»»}.mw-parser-output .navbar li{word-spacing:-0.125em}.mw-parser-output .navbar-mini abbr{font-variant:small-caps;border-bottom:none;text-decoration:none;cursor:inherit}.mw-parser-output .navbar-ct-full{font-size:114%;margin:0 7em}.mw-parser-output .navbar-ct-mini{font-size:114%;margin:0 4em}.mw-parser-output .infobox .navbar{font-size:100%}.mw-parser-output .navbox .navbar{display:block;font-size:100%}.mw-parser-output .navbox-title .navbar{float:left;text-align:left;margin-right:0.5em}vтеДиего Веласкес | |
---|---|
Список работ | |
Жанр |
|
История |
|
Религиозный |
|
Портреты |
|
Конные портреты |
|
Шуты |
|
Пейзажи |