Протопоп аввакум: житие, интересные факты

Семья Н. М. Аввакумова

Предки

1898 закончила 1-ю женскую гимназию в городке Екатеринбург с золотой медалью. В гимназии Фаина Игнатьевна приобщилась к светской и церковной музыке, участвовала в благотворительных концертах. Все годы учёбы она была одной из наилучших учениц, получала Хвалебные листы при переходе из класса в класс и книжки с надписью За благонравие и успехи. Годы учёбы в Екатеринбурге были годами формирования миропонимания и обусловили её предстоящий актуальный путь.

После окончания гимназии проработала три года народной учительницей в земской народной школе при Верхне-Тагильском заводе в родном селе Верхний Тагил Екатеринбургского уезда.

1901 году переведена на заведование школой в село Покровское Покровской волости, где проработала 4 года. Там и познакомилась со своим будущим супругом. 3 июля 1905 год состоялось венчание Миши Михайловича Аввакумова с Фаиной Игнатьевной Кондратьевой в Единоверческой Христорождественской церкви Верх-Исетского завода.

1905 год приезжает с супругом на Асбестовые прииски, где при её активном участии раскрылись две школы: трёхклассная — на Поклёвском, и четырёхлетняя на Вознесенском, где заведующей была Фаина Игнатьевна Аввакумова.

В 1912 году по представлению Инспектора народных училищ Екатеринбургского уезда Ф. И. Аввакумова Высоким Указом была награждена серебряной медалью «За труды по народному образованию».

В 1918 году умер супруг, и Фаина Игнатьевна не только лишь поднимала собственных пятерых малышей без помощи других, да и помогала другим.

В конце 1919 года на Асбестовых рудниках Баженовского района по инициативе Ф. И. Аввакумовой были открыты вечерние курсы для увеличения квалификации работающих на производстве подростков. На курсах занималось 200 человек. Группа учителей, во главе с Фаиной Игнатьевной, безвозмездно занималось с детьми после собственной основной работы. Сначала 1920 года, согласно Декрету Наркомпроса, курсы были преобразованы в профтехшколу.

27 ноября 1919 года в Асбесте раскрывается Дом ребёнка.

Всю хозяйственную работу Ф. И. Аввакумова взяла на себя, помогая подобрать коллектив для работы с детками. Сразу Фаина Игнатьевна Аввакумова возглавила младшую школу первой ступени на Муниципальных Асбестовых рудниках. В школу набрали 90 учащихся. — из книжки Л. Ф. Амосовой «Асбест. Жизнь и судьба»

С 1927 года преподаёт российский язык и литературу во вновь построенной школе-семилетке в Асбесте.

С 1928 Ф. И. Аввакумова не один раз избирается депутатом поселкового совета. Два раза её имя занесено в Областную Книжку Почёта. В 1939 году награждена медалью «За трудовое отличие». Скоро в школе № 1 имени М. Горьковатого Уральской студией «Совкино-журнала» был снят киноочерк о первой учительнице Асбеста, награждённой в Кремле Правительственной заслугой.

Погибла в Ленинграде в 1959 году. Похоронена в Колпино.

Братья

Супруга

Сыновья

Внуки

Детство и юность

Аввакум Петрович Петров родился в селе Григорово Нижегородского уезда в 1620 году. Примером для будущего проповедника и духовного наставника старообрядцев была мама. Мария (позже постриглась в монахини и получила имя Марфа) воспитала Аввакума в строгости и духовной чистоте. Придерживаясь старых православных канонов, проведя в молитвах и постах свободное от трудов время, женщина вырастила и сына в «страхе Божьем».

Памятник протопопу Аввакуму

Отец – потомственный приходской священник – умер, когда сыну исполнилось 15 лет. По словам Аввакума, отец любил выпить, что и послужило причиной ранней смерти.

В 22 года Аввакума Петрова за усердие в вере и строгое следование Закону Божьему рукоположили в диаконы.

«Стены храмов не подвластны»

Церковным росписям и иконам художник отдал свыше 22 лет своей жизни.

В 1890 году профессор Прахов, заведовавший росписью Владимирского собора в Киеве, пораженный «Отроком Варфоломеем», пригласил Нестерова на работу в собор.

Роспись Владимирского собора в Киеве

В 1898 г. младший брат Николая II цесаревич Георгий пригласил его расписывать дворцовую церковь Александра Невского в Абастумане в Грузии. Здесь Нестеров в течение 5-6 лет оформил лично более 50 композиций на стенах и иконостасе.

По-настоящему Нестеров увлекся работой в Марфо-Мариинской обители. На стене трапезной им была написана картина «Путь ко Христу». Вразрез с традициями русской православной живописи  вместо святых и угодников, схимников и подвижников или хотя бы монахов, здесь изображены  простые люди, ищущие свой путь ко спасению.

«Путь ко Христу» (фрагмент)

Последней церковной работой Нестерова стала роспись собора в Сумах, которую художник впоследствии считал весьма удачной.

1912 – 1913 гг. Лучизм

Выставкой «Мишень» в 1913 году закончился примитивистский
период творчества Ларионова и начался период лучизма. Об этом художник заявил в
каталоге к выставке. Дальнейшее развитие новая концепция получила в манифесте
«Лучисты и будущники», который подписали кроме Михаила Федоровича еще десять
человек – бывшие «ослинохвостовцы» и молодая поросль авангардистов.

В манифесте присутствует два определения лучизма:

В лучизме Ларионов видел не только уход от стандартного
изображения предметов, но и от новых течений, таких как кубизм, фовизм и
постимпрессионизм. Он смотрел в глубь природы зрения. Ведь если глаз человека
видит не предметы, а отраженные от них лучи, то и изображать нужно лучи, а не
предметы. Задача же художника состоит в том, чтобы выделить желаемые лучи из
хаоса отраженных.

Ларионов говорил, что всякая картина представляет собой
цветную поверхность, фактуру и ощущение, возникающее при слиянии этих
составляющих. Предметы или их отсутствие не имеют никакого значения при таком
подходе. Наличие предметов – просто дань устоявшимся привычкам, и если они
исчезнут, ничто не будет отвлекать зрителя от созерцания чистой живописи.

Самой зрелой лучистской работой Ларионова было «Стекло».
Расходящиеся лучи, смазывающие очертания предметов составляют содержание
картины. Ларионов называл это суммой отраженных от предмета лучей. Стекло
представлено зрителю в своем универсальном виде – изображена сама хрупкость,
острота, прозрачность и звонкость. То, что составляло суть стекла, обрело
бытие.

«Стекло» 1912

Лучистские картины Ларионова и его соратников получили
большое признание на выставке в Париже. Благодаря этому Михаил Федорович стал
известным в среде европейской творческой элиты и близко познакомился с Жаном
Кокто, Пабло Пикассо и Гийомом Аполлинером. Это было время расцвета творческого
потенциала Ларионова, но Первая Мировая война внесла свои коррективы в жизнь
мастера.

«Лучизм. Абстрактная композиция» 1910-е
«Лучистые линии» 1911

С карандашом в руке

Михаил Васильевич Нестеров родился 19 мая 1862 года. Как пишет С.Дурылин – «в свое любимое время: весною, (…) и в свое любимое время дня: в тихий вечер».

В семье было двенадцать детей, но в живых остались лишь двое – дочь Александра и сын Михаил, названный в честь деда Ростовцева. До двухлетнего возраста жизнь мальчика «теплилась в лампадке», до того он был слабеньким и болезненным ребенком. Все эти два года мать боролась за жизнь своего чада, и эту борьбу выиграла.

Михаил Васильевич вспоминал: «Чего-чего со мной не делали! Чем-чем не поили! И у докторов лечили, и ведунов звали, и в печку меня клали, словно недопеченный каравай, и в снег зарывали – ничего не помогало. Я чах да чах. Наконец совсем зачах. Дышать перестал. Решили: помер. Положили меня на стол, под образа, а на грудь мне положили образок Тихона Задонского. Свечи зажгли, как над покойником. Поехали на кладбище заказывать могилку. А мать так от меня и не отходила, пока наши были на кладбище. Приезжают с кладбища. А я и вздохнул! И отдышался. И здоровым стал. Ведь мне семьдесят восемь, а я жив, работаю».

До конца жизни в сердце Михаила Васильевича сохранилась нежная любовь и горячая привязанность к маме. «К моей матери, – писал Нестеров незадолго до смерти, – я питал особую нежность, хотя она в детстве наказывала меня чаще отца, а позднее, в юности и в ранней молодости, мать, по природе властная, проявляла свою волю так круто, что, казалось бы, мои чувства должны были измениться, и правда, они временно как бы потухали, чтобы вспыхнуть вновь и возрасти в последние годы матери, в мои зрелые годы, с большей силой. Каких прекрасных, задушевных разговоров не велось тогда между нами! Мне казалось, да и теперь кажется, что никто никогда так не слушал меня, не понимал моих художественных мечтаний, как жившая всецело мною и во мне моя мать. Сколько было в те дни у нее веры в меня, в мое хорошее будущее!».

Родители Михаила Нестерова

До двенадцати лет Нестеров – шалун, баловник и озорник – жил в Уфе, окруженный заботой и любовью родных.

В 1872 году Михаил Нестеров поступил в Оренбургскую мужскую гимназию города Уфы.

Осенью 1874 года Михаил поступил в Московское реальное училище опытного педагога К.П.Воскресенского.

Надеждам отца увидеть сына инженером-механиком не было суждено сбыться. «…творческая природа мальчика была столь ясна и ярка, что с первых же его шагов в училище нельзя было не приметить, куда лежит его путь. Мальчик оказался в непримиримой вражде с математикой, с иностранными языками, в приятных отношениях с историей, географией, русским языком, с «законом божиим» и в горячей дружбе с рисованием».

Михаил, обладавший неудержимым нравом и тяготившийся изучением неинтересных ему предметов, стал запевалой во всех проказах учеников. Ему даже дали прозвище – «Пугачев».

В училище стало ясно окончательно: призвание Михаила – это живопись. И тратить время на посторонние занятия – значит зарывать талант юноши.

Василий Григорьевич Перов. Автопортрет

В 1877 году Нестеров поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Там его любимым преподавателем стал В.Г.Перов, который оказал сильное влияние на раннее творчество Михаила Васильевича.

В Училище Нестеров пробыл всего три года и в 1881 году переехал в Петербург, где поступил в Академию художеств.

Но три учебных года, проведенные в Академии художеств, принесли лишь разочарование. В классах он не нашел для себя ничего, кроме убийственной скуки.

В Москву тянуло все сильней – прежде всего к любимому преподавателю, Перову. В 1882 году, когда Нестеров вернулся в древнюю столицу, Перов был уже при смерти. Все, что оставалось талантливому ученику – запечатлеть в красках образ угасающего наставника. «Горе мое было великое, – вспоминает Нестеров. – Я любил Перова какой-то особенной юношеской любовью».

Михаил Васильевич все же вновь поступил в Училище живописи. Его педагогом стал А. К. Саврасов.

Семья Аввакумовой[править | править код]

Файл:Анатолий Михайлович Аввакумов.1937.JPG Сын Фаины Игнатьевны — Анатолий Михайлович Аввакумов (—) — командир-политрук, геройски погибший во время боёв. Фото года.

Файл:Павел Михайлович Аввакумов. 1912-1939.JPG Сын Фаины Игнатьевны Павел Михайлович Аввакумов {-) — художник.

Родители

Отец — Игнатий Кондратьев

Мать.

Муж — Михаил Михайлович Аввакумов (—)

Дети:

  • Сергей Михайлович Аввакумов
  • Николай Михайлович Аввакумов (—) — известный советский художник-график
  • Павел Михайлович Аввакумов — художник (—)
  • Анатолий Михайлович Аввакумов (-..) — лейтенант, командир-политрук, геройски погиб в бою в ходе Второй Ржевско-Сычёвской операции под деревней Рожково Смоленской области, похоронен в д. Игумново Смоленской области.
  • Галина Михайловна Аввакумова (в зам. Геращенко) (—)

Внуки:

  • Игорь Николаевич Аввакумов (—)
  • Михаил Николаевич Аввакумов (р. ) — художник-график, плакатист, профессор МГХАИ им. Н.В.Сурикова, Член-корреспондент Российской академии художеств, Заслуженный деятель искусств Российской Федерации.
  • Анатолий Стефанович Геращенко (—)
  • Ирина Стефановна Геращенко (в зам. Окулова) (р. )
  • Татьяна Стефановна Геращенко (в зам.Сабанская) ( —)

Правнуки:

  • Юрий Игоревич Аввакумов (р. ) — архитектор, художник, куратор
  • Николай Игоревич Аввакумов
  • Николай Михайлович Аввакумов (р. ) — художник-скульптор, график
  • Денис Михайлович Аввакумов (р. )
  • Людмила Игоревна Сабанская (р. — математик-программист)
  • Елена Анатольевна Куприна (р. 1958)
  • Стэфан Анатольевич Геращенко (р. — инженер, экономист)

Творчество

Уже в годы учёбы в школе Николай включился в движение защиты исторического наследия России. В 1989 году он создал макет-реконструкцию памятника архитектуры XVII века «Палаты Захария Ван-дер-Гульста в Немецкой слободе» по реставрационным обмерам (макет находится в экспозиции Музея городского быта на Бауманской улице, дом 50).

В 1990 году принимал участие в архитектурном конкурсе проектов воссоздания торговых рядов бывшего Немецкого рынка в историческом районе Москвы. Самостоятельно изучал технологию древнерусской иконописи, консультируясь с опытными реставраторами и иконописцами. Занимался реставрацией станковой темперной живописи, писал иконы.

В то же период была выполнена наружная фреска алтарной апсиды Никольской церкви, эскизные проекты восстановления колокольни и иконостаса в селе Оболенском (Калужская область).

В 1992 году создал бронзовую мемориальную доску, посвящённую крещению Александра Пушкина в Елоховском Богоявленском соборе.

Находясь в 1993 году на стажировке в ФРГ, участвовал в выставке Академии художеств Штутгарта.

По окончании МГАХИ в 1994 году создал центральный светильник Спасского собора Спасо-Андроникова монастыря в Москве, возрождая образ древнерусского хороса.

С 1995 года Аввакумов сотрудничает с художественным предприятием Русской православной церкви в Софрине в качестве художника-скульптора литейного производства. В частности, он работал над созданием проектов и моделей паникадил, подсвечников, семисвечников, ограждений, кронштейнов, двух канунных распятий и других видов церковной утвари, выпускаемых Софринским заводом серийно, и украшающих теперь многие храмы и монастыри по всей России и за рубежом.

В сотрудничестве с архитектурной фирмой «Арххрам» в 1997 году Николай Аввакумов выполнил проект бронзовых светильников для нижнего храма Преображения Господня в комплексе храма Христа Спасителя в Москве.

В 1998 году участвовал в воссоздании убранства Рождественского собора Саввино-Сторожевского монастыря созданием четырёх подсвечников «тощая свеча» с росписью.

В течение 1999 года принимал участие в восстановлении скита Святого Параклита Троице-Сергиевой лавры, в работах по иконостасу и созданию серебряного паникадила Свято-Духовского храма.

С 2001 года — член Московского Союза художников, президентский стипендиат при Академии художеств, его работы можно видеть на ежегодной выставке молодых московских художников и архитекторов «Москва глазами молодых», проводимой комитетом общественных и межрегиональных связей Правительства Москвы и посвящённой Дня города.

В 2001 году — разрабатывал скульптурные детали для храма Утоли Печали в Марьине.

В 2004 году создал скульптурный портрет патриарха Алексия II.

В 2007 году проектировал светильники и элементы интерьера для храма Святых Новомучеников и Исповедников российских в Коммунарке.

Публикации о Н. М. Аввакумове

книжки и воспоминания

Аввакумов был привязан к редакции. «Фронтовик» — газета каждодневная. Художнику было надо прикладывать свои руки к каждому номеру. И вся неудача заключалась в том, что у нас тогда ещё не было цинкографии. Клише мы изготовляли из линолеума. Делал это Николай Аввакумов. Он отрисовывал, он же и вырезал. Живописец поначалу делал набросок на ватмане, потом все повторял на линолеуме и, вооружившись необходимым инвентарем, создавал линогравюру. Позже он крепил гравюру на древесной колодке, сам кропотливо заверстывал её в наборную полосу и приправлял в печатной машине. Так работал Аввакумов. Он был не только лишь художником, да и опытным полиграфистом.
Портрет — самое любимое увлечение Аввакумова. Героев боев он готов был отрисовывать без передышки. Работал он в всех критериях — в землянке, на лесной поляне, в траншее, на командном пт, в медсанбате. Шли бои за Величавые Луки — живописец вкупе с войсками, фронт перебросился к Пустошке — Аввакумов идёт прямо за наступающими, взята Идрица — он на улицах пылающего городка. Аввакумов был неутомим. Кто бы тогда мог сказать, что этого сильного, любящего жизнь и людей человека через год в тридцатисемилетнем возрасте сразит тяжкий недуг. Он погиб в 40 5-ом. Может быть, это эхо войны? Может быть. Но за год до катастрофы он, как будто предчувствуя недоброе, работал без сна и отдыха. Аввакумов торопился. Он страшился что-то прозевать, пробовал быть там, где нужен был его карандаш. Живописец походил на лазутчика, он повсевременно находил.»
Работяга — вот какое слово идеальнее всего охарактеризовывает Аввакумова. Если уж он не отрисовывал, то брался за какое-либо другое дело. Копал, строгал, пилил… Жили мы в редакции обычно вчетвером — Николай Аввакумов, писатель Леонид Елисеев, фотокорреспондент Владимир Гребнев и я. Если нашим домом была землянка, то уж благоустройством её занимался только Николай. Он и доски для нар тесал. И полочки какие-то пристраивал, и ниши сооружал. Мастеровой человек! Ну а в свободную минутку пел. Гитара у него была неразлучной спутницей. И глас приятный. А песен сколько знал! Бывало, запоет Николай — вся редакция соберется…

в повторяющейся печати

Гонения

История протопопа Аввакума полна трагических страниц. У представителей светской власти он поддержки не нашел. В 1653 году был сослан в Андроников монастырь.

В очередной раз проявив характер, он отказался подчиниться. Тогда Никон приказал лишить его сана, расстричь, а затем сослать еще дальше — в Тобольск.

Даже оказавшись вдали от Москвы, он причинял много беспокойства церковным властям, продолжая и в Тобольске критику никонианства и агитацию за старообрядчество. Протопоп Аввакум в результате вновь оказался в остроге, когда ополчился на воеводу Пашкова. Затем его прикрепили к полку, который отправлялся через Амур и Байкал на восток.

1900 – 1906 гг. Импрессионистский период

В начале 1900-х годов Михаил Федорович находился в центре
культурного дискурса. Он вошел в контакт со всеми значимыми направлениями и
тусовками. Но определяющим стало его знакомство с художником Константином
Коровиным. Последний познакомил Ларионова с французскими импрессионистами и
помог увидеть их работы в собрании Сергея Ивановича Щукина.

Годы обучения в училище были для Михаила очень плодотворными
– за первые пять лет он выполнил сотни набросков и акварелей, рисунков и
эскизов. Ларионов работал не в академической манере, а искал свой путь, проходя
по всем дорогам современных новомодных тенденций. В его стиле смешались
символистские идеи мирискусстников и влияние Коровина, как первого русского
импрессиониста.

«Пурга» 1900

В 1904 году на ученической выставке Ларионов показал серию
пейзажей, запечатленных в разное время суток. Он явно подражал «Руанскому
собору» Клода Моне, но делал это с другой целью. Если француз фокусировался на
передаче света, то русский мастер хулиганил и специально принижал пафосные
искания Моне. Ларионов просто веселился и смешивал «поэзию» с «прозой».
Озорство, хулиганство и эпатаж станут для Михаила Федоровича частью его
фирменного стиля.

На картине 1904 года «Пивной натюрморт» Ларионов
демонстрирует и озорство и «приверженность традициям». Он применяет резкие
диагональные мазки, напоминающие уже известного тогда Алексея Явленского.
Простая, на первый взгляд, работа оставляет долгое послевкусие. Сочетание цветов,
напоминающее ночное небо, сумеречное освещение, придающее картине загадочность.
И, в духе Ларионова, абсолютная прозаичность предметов.

«Пивной натюрморт» 1904

Некоторое время Ларионов работал в импрессионистической
манере, но совершенно не стремился пополнить ряды этого модного течения. Он
вообще никогда не входил в узкие рамки направлений и всегда изобретал новые
формы.

Лучезарный мир произведений Михаила Федоровича насквозь
пронизан русской национальной культурой, вскормлен гениями Левитана, Саврасова,
Серова и Коровина, напитан экспериментами европейских коллег и имеет свой
собственный уникальный почерк. Щепотка озорства в роскошное блюдо национальной
кухни.

В 1906 году Ларионов выставлялся практически на всех крупных
выставках Петербурга и Москвы, где имел большой успех – Третьяковская галерея
приобрела картину «Весенний пейзаж» и Сергей Дягилев пригласил его поучаствовать
в Выставке русского искусства, проходящей в Париже.

Но, конечно, понимания творчества Ларионова в массах не
было. Некоторых он привлекал своим небанальным взглядом, поэтичностью и легкой
радостью, вложенной в каждую работу. Другие с интересом рассматривали
оригинального новатора, а третьи видели в нем грубого кривляку и безвкусного
циника.

Но за маской балагура и шута прятался очень эрудированный
человек. Он обладал обширными знаниями в области истории культуры, театра,
литературы, балета и, естественно, в изобразительном искусстве.

Ларионов был очень разным, но в отличие от многих своих коллег
он никогда не был серьезным. Он был легок и широк. Его взгляд двигался в
беспредельность, в манящие просторы вечного пространства. Ларионова не
интересовала конкретика, его интуиция была далека от реалистических описаний
окружающего мира и пребывала за границами времени. И хотя Ларионов сам был человеком
не мистического склада, он часто говорил о вневременном характере живописи.

«Дождь» 1904

Биография[править | править код]

Михаил, Михайлович Аввакумов (—).

Семья Аввакумовых во дворе дома на прииске П.О. Корево.1914.

Ученики 6 класса средней школы №1 им. М.Горького с учителями А.А.Беловой и Ф.И.Аввакумовой. .

Файл:Н.М. Аввакумов на фронте.JPG Сын Фаины Игнатьевны — Николай Михайлович Аввакумов (—) — известный художник-график на фронте.

Фаина Игнатьевна Аввакумова (в девичестве Кондратьева) родилась в году.

окончила 1-ю женскую гимназию в городе Екатеринбург с золотой медалью. В гимназии Фаина Игнатьевна приобщилась к светской и церковной музыке, участвовала в благотворительных концертах. Все годы учёбы она была одной из лучших учениц, получала Похвальные листы при переходе из класса в класс и книги с надписью «За благонравие и успехи». Годы учёбы в Екатеринбурге были годами формирования мировоззрения и определили её дальнейший жизненный путь.

После окончания гимназии проработала три года народной учительницей в земской народной школе при Верхне-Тагильском заводе в родном селе Верхний Тагил Екатеринбургского уезда.

году переведена на заведование школой в село Покровское Покровской волости, где проработала 4 года. Там и познакомилась со своим будущим мужем.

3 июля год состоялось венчание Михаила Михайловича Аввакумова с Фаиной Игнатьевной Кондратьевой в Единоверческой Христорождественской церкви Верх-Исетского завода.

год приезжает с мужем на Асбестовые прииски, где при её активном участии открылись две школы: трёхкласная — на Поклёвском, и четырёхлетняя на Вознесенском, где заведующей была Фаина Игнатьевна Аввакумова.

В году по представлению Инспектора народных училищ Екатеринбургского уезда Ф.И. Аввакумова Высочайшим Указом была награждена серебряной медалью «За труды по народному образованию».

В 1918 году погиб муж. Фаина Игнатьевна не только подымала своих пятерых детей самостоятельно, но и помогала другим.

В конце года на Асбестовых рудниках Баженовского района по инициативе Ф.И. Аввакумовой были открыты вечерние курсы для повышения квалификации работающих на производстве подростков. На курсах занималось 200 человек. Группа учителей, во главе с Фаиной Игнатьевной, бесплатно занималось с подростками после своей основной работы. В начале года, согласно Декрету Наркомпроса, курсы были преобразованы в профтехшколу.

27 ноября года открывается Дом ребёнка.

С года преподаёт русский язык и литературу во вновь построенной школе-семилетке в Асбесте.

С Ф.И. Аввакумова неоднократно избирается депутатом поселкового совета.

Дважды её имя занесено в Областную Книгу Почёта.

В году награждена медалью «За трудовое отличие».

Вскоре в школе № 1 имени М. Горького Уральской студией «Совкино-журнала» был снят киноочерк о первой учительнице Асбеста, награждённой в Кремле Правительственной наградой.

Умерла в Ленинграде в году. Похоронена в Колпино.

Интересные факты

  • Протопопа Аввакума женили в 17 лет, его жене Анастасии Марковне в то время было 14.
  • У протопопа Аввакума было 8 детей.
  • Он принимал участие в кружке благочестия, который вел духовник царя.
  • От расстрижения до ссылки протопопа Аввакума спасло только заступничество царя Алексея Михайловича.
  • Протопоп Аввакум говорил, что на протяжении всего его жизненного пути Бог сопровождал его. Однажды вовевода, ненавидевший его, отправил ссыльного ловить рыбу на безрыбном месте. Желая посмрамить воеводу, протопоп Аввакум воззвал к Господу и вытащил полную сеть рыбы.
  • Раскол не был преодолен и сейчас, до сих пор существуют старообрядцы или староверы, но сейчас это — не такой острый вопрос.
  • Протопоп Аввакум стал автором многочисленных полемических сочинений. Он обладал литературным и ораторским даром.
  • Протопоп Аввакум в миру — Аввакум Кондратьевич Петров.
  • Будучи аскетом протопоп Аввакум однажды, когда в Лопатицы явились плясовые с медведями «по Христе ревнуя изгнал их и хари и бубны изломал един у многих и медведей двух великих отнял — одного ушиб, а другого отпустил в поле».
  • Прямые потомки протопопа Аввакума носят фамилию Мезенины.
  • История раскола и раскол истории
  • Старообрядцы: Назад, в будущее!
  • Староверы — это те, кто верит «неправильно»?

Биография[ | код]

Николай родился в семье потомственных художников-графиков Михаила Николаевича Аввакумова и Ольги Александровны Волковой.

С раннего детства Николай приобщился к искусству и наследовал взаимопроникновение традиций и культурных ценностей. Оба его дедушки были художниками. Николай Михайлович Аввакумов, полным тёзкой которого является Николай, был графиком, а Александр Васильевич Волков — живописцем-пейзажистом, доцентом кафедры живописи Московского государственного художественно-промышленного училища им. Строганова. Заслуженный деятель искусств Российской Федерации, профессор Михаил Николаевич Аввакумов и сейчас преподаёт в МГАХИ им. В. И. Сурикова.

Преподобный

В житии Сергия Радонежского есть ключевой эпизод: семилетнего Варфоломея родители отдали учиться грамоте, но дело шло медленно и мало приносило пользы. Казалось, мальчик либо не проявляет должного прилежания, либо вовсе неспособен к учению. Старания учителей оказывались тщетными.

«Житие преподобного Сергия» повествует: «Однажды отец послал Варфоломея за лошадьми в поле. По дороге он встретил посланного Богом Ангела в иноческом образе: стоял старец под дубом среди поля и совершал молитву. Варфоломей приблизился к нему и, преклонившись, стал ждать окончания молитвы старца. Тот благословил отрока, поцеловал и спросил, чего он желает. Варфоломей ответил: «Всей душой я желаю научиться грамоте, Отче святой, помолись за меня Богу, чтобы Он помог мне познать грамоту». Инок исполнил просьбу Варфоломея, вознес свою молитву к Богу и, благословляя отрока, сказал ему: «Отныне Бог дает тебе, дитя мое, уразуметь грамоту, ты превзойдешь своих братьев и сверстников». При этом старец достал сосуд и дал Варфоломею частицу просфоры: «Возьми, чадо, и съешь, — сказал он. — Это дается тебе в знамение благодати Божией и для разумения Святого Писания».

Именно этот эпизод жития преподобного Нестерев передал на своем самом известном полотне – «Видение отроку Варфоломею». Ни одна деталь не была упущена: здесь и вековой дуб посреди поляны, и просфора, протянутая старцем, и Варфоломей, трепетно ожидающий чуда.

«Видение отроку Варфоломею»

«Не словами жития, но эмоцией, прекрасным, преображённым состоянием родной природы художник сумел передать на полотне миг совершающегося чуда. Мгновение, когда божественный и земной миры соприкасаются, превращаясь в единое целое. То, на что в «Пустыннике» художник лишь намекает, в «Варфоломее» сказано напрямую».

Чем внимательнее проникаешь вглубь картины, тем отчетливее видишь в ней традиции иконописи: символизм деталей, одновременное изображение событий прошлого, настоящего и будущего, цветовая палитра. «Всё, что здесь изображено, имеет мощный мистический подтекст. Нарядная деревянная церковка на заднем плане – это приходской храм, в котором преподобный Сергий трижды возвестил свое будущее появление на свет, и одновременно – это прообраз будущей Лавры. Извилистая тропа – дорога, по которой он придет к храму. Могучий, раскидистый дуб – будущее, которое ожидает Варфоломея: сам Сергий, его многочисленные ученики и последователи преобразят устои русского монашества».

Картина вызвала самые противоречивые мнения. Апологеты передвижничества говорили, что нестеровское полотно «…подрывает те “рационалистические” устои, которые с таким успехом укреплялись правоверными передвижниками много лет». Картину обвиняли в тяжких грехах. «Вредный мистицизм, отсутствие реального, этот нелепый круг (нимб) вокруг головы старика… Круг написан, так сказать, в фас, тогда как сама голова поставлена в профиль». Сторонники реалистического направления в живописи картину «признали… вредной, даже опасной».

Сам Михаил Васильевич до конца своих дней считал «Видение отроку Варфоломею» лучшим своим произведением. На старости лет он любил повторять:

На протяжении всех 1890-х годов художник работает над полотнами «Сергиевского цикла». Пишет картину «Юность Преподобного Сергия» (1897), триптих «Труды Преподобного Сергия» (1897), полотно «Преподобный Сергий» (1898), эскизы к большой картине «Прощание Преподобного Сергия с князем Дмитрием Донским» (1898-1899). Уже при большевиках, в 1926 году, появляется новое полотно цикла – «Христос, благословляющий отрока Варфоломея». Однако Нестеров остро чувствует: рядом с самой первой картиной цикла все они серьезно проигрывают.

За более чем 50 лет творческой работы Нестеров создал 15 больших произведений, посвящённых его излюбленному герою.

«Юность преподобного Сергия»

Юность

Яркий творческий мир Ларионова берет свой исток в молдавском
местечке Бендеры, недалеко от Тирасполя. Там Михаил Федорович родился 22 мая (3
июня) 1881 года в семье военного фельдшера. В этих жарких, знойных и необычайно
пронзительных краях возрастал и формировался будущий мастер.

Тирасполь того времени был местом смешения многих племен,
традиций и говоров. Обряды, языки и сказания сплелись в разноцветный ковер
человеческой жизни. Такая пестрота для наблюдательного ребенка была незаменимым
источником творческого вдохновения. Прекрасная природа, прогулки от рассвета до
заката, дрожащий от жары воздух, сладость цветущих садов и базарный шум накрыли
мальчика ослепительным и нескончаемым счастьем. Это чувство останется у Михаила
Федоровича на долгие годы – каждое лето, пока он не уедет из России навсегда,
он будет приезжать в родной Тирасполь. Пейзажное мышление возникнет у Ларионова
тогда, в детстве.

В Москву семья переехала в 1893 году, и жизнь мальчика
забурлила в бешеном темпе большого города. Окончив гимназию, Михаил поступил в
Училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВиЗ), Он вошел в ослепительный и
долгожданный мир творчества, где пробыл с 1898 по 1910 годы. Среди его учителей
были прекрасные художники, мэтры – Левитан и Коровин. В училище он познакомился
с Натальей Сергеевной Гончаровой, ставшей его подругой и музой на всю жизнь.

В 1898 году начал выходить журнал «Мир искусства» и Ларионов
сразу же стал его преданным читателем. Тогда же он увлекся символизмом и
пытался создавать эскизы к литературным произведениям и театральным постановкам.
Этот опыт очень пригодился ему в будущем, во времена русских сезонов Дягилева.

Ларионов пылко воспринял идею группы «Мир искусства» о
главенствующей роли искусства в жизни и пошел еще дальше, он провозгласил –
«Жизнь для искусства».

Титул протоиерея

За следование церковным законам и праведные дела ему был присвоен титул протопопа или протоиерея. О суровом батюшке, который никому не дает спуска, рассказывали многие в округе. Верующие шли к нему за благословением и советом.

Даже в краткой биографии протопопа Аввакума следует отметить, что среди паствы он был известен как экзорцист. Часто к нему приводили сумасшедших и душевнобольных, в которых, как считали в то время, вселялся нечистый дух. Аввакум нередко оставлял их в своем доме на лечение.

Его благословение мечтали получить богачи и нищие. Известна история, когда воевода Василий Шереметев, плывя на корабле по Волге, пожелал встретиться со священником. Его специально привезли на корабль. После исповеди воевода попросил Аввакума благословить своего юного сына.

Матвея подвели к протопопу, но тот, оценив его внешний вид, отказался осенять юношу крестным знаменем. По его мнению, он имел «блудоносный» вид, так как брил бороду.

Возмущенный воевода приказал бросить Аввакума в реку. Тому чудом удалось выжить. Его спасли пришедшие на помощь рыбаки.

Протопоп всегда был противником любых развлечений. Если видел сельчан, которые без дела ходили по деревне, то приходил в настоящее неистовство. Как-то в их село приехали циркачи с музыкальными инструментами и дрессированными медведями. На веселящуюся публику Аввакум буквально бросился с кулаками. Разогнал даже медведей.

При этом протопоп всегда отличался принципиальным характером, не боясь заступаться за обездоленных и нищих. Однажды бедная вдова пожаловалась ему на вельможу, который посмел отнять у нее дочь. Священник заступился за женщину, за что был избит подручными богача до полусмерти.

Вскоре из Лопатиц Аввакума перевели в Юрьевце-Подольское. И здесь его крутой нрав был причиной постоянных конфликтов с прихожанами. Многие из них отказывались придерживаться наставлений священника, старых канонов, которые он проповедовал. Его неоднократно избивали, угрожая самому Аввакуму и его семье. В результате в 1651 году протопоп был вынужден бежать в Москву.

Нестеров портретист

До революции в творчестве художника портрет как жанр почти не существовал. Лишь единичные работы с образом близких: дочери Ольги, жены Екатерины, да ещё несколько значимых личностей (Горький, Толстой).

При советской власти на полотна художника пришёл самый цвет нации, её гордость. Это были выдающиеся деятели в самых разных областях: гений физиологии Иван Павлов, коллега и товарищ Виктор Васнецов, мастер монументальной скульптуры Вера Мухина и многие другие. Художник не раз подчёркивал, что пишет только хороших и симпатичных ему людей. Поэтому любой портрет из обширной плеяды знаменитостей кисти Нестерова не обезличенное или праздное изображение, а демонстрирующая характер портретируемого, яркая и прочувствованная работа мастера.

В 1941 году – Сталинская премия за портрет Павлова, написанный в 1935-м. Есть у художника и автопортреты, в графике и живописи, их около десятка. На заказ художник портреты не писал, дорожа независимостью, руководствовался только собственными желаниями и решениями.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Енот на Волге
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: