Баснописец иван крылов: биография, интересные факты

Открыл литературный жанр басня


Басня — это такой жанр дидактической литературы, который получил свой рассвет в период классицизма и просветительства. В басне всегда присутствовало два начала — художественное, то есть небольшой рассказ и логичное, то есть мораль.

Самым первым этот литературный жанр открыл именно Крылов. Именно после него стали появляться басни, в которых был смысл и своя мораль. Затем по жанру дидактической литературы, стали писать многие другие известные авторы и поэты.

Его известными поучительными баснями стали: «Свинья под дубом», «Ворон и Лисица», «Квартет», « Стрекоза и муравей», «Лебедь, Щука и Рак» и многие другие. Эти басни до сих пор любимые многими. Их читают с удовольствием не только дети, но взрослые.

Последние годы жизни

В последние годы своей жизни Крылов был на хорошем счету у царской власти, получил должность статского советника и имел предостаточное пенсионное пособие. Он разленился, не стеснялся слыть неряхой и обжорой. Можно сказать, что весь его талант под конец жизни растворился в гурманстве и лени.

Официально Крылов не был никогда женат, но его современники утверждали, что он жил в гражданском браке со своей кухаркой Феней, и от него она родила дочь Сашу. Когда Феня умерла, Саша жила в доме Крылова, потом он выдал её замуж, нянчил детишек и после смерти всё своё состояние отписал Сашиному мужу.

Скончался Иван Андреевич от воспаления лёгких 21 ноября 1844 года.

Определение слова «Кончаловский» по БСЭ:

Кончаловский — Максим Петрович , советский терапевт, заслуженный деятель науки РСФСР (1934). В 1899 окончил медицинский факультет Московского университета. С 1918 профессор 2-го МГУ, с 1929 директор факультетской терапевтической клиники 1-го Московского медицинского института, одновременно — научный руководитель института гематологии и переливания крови (с 1928) и заведующий терапевтической клиникой Всесоюзного института экспериментальной медицины (с 1929). Разрабатывал общие проблемы клиники: изучение «предболезненных» состояний, вопросов трудового прогноза, периодичности в течении болезней, клинических синдромов. К. принадлежат важные исследования по патологии желудочно-кишечного тракта, печени, лёгких, сердечно-сосудистой системы, кроветворной системы, ревматизму. Председатель Всесоюзного комитета по борьбе с ревматизмом (с 1928), Всесоюзного терапевтического общества (с 1931). Вице-президент Международной лиги по борьбе с ревматизмом (с 1936). Создал крупную школу терапевтов, среди представителей которой: Е. М. Тареев, А. А. Багдасаров, Б. Е. Вотчал, С. А. Гиляревский, А. Г. Гукасян и др. Награжден орденом Трудового Красного Знамени. Соч.: Избр. труды, М., 1961 (библ.). Лит.: Гукасян А. Г., Максим Петрович Кончаловский и его клинико-теоретические взгляды, М., 1956. Кончаловский — Пётр Петрович , советский живописец, народный художник РСФСР (1946), действительный член АХ СССР (1947). Учился в академии Жюлиана в Париже (1897-98) и в петербургской АХ (1898- 1907). Жил в Москве. Один из основателей объединения «Бубновый валет». Преподавал в московских Свободных художественных мастерских (1918-21) и Вхутеине (1926-29). В своих ранних произведениях К. стремился соединить конструктивность цвета П. Сезанна со стихийной праздничностью красок, родственной русскому народному искусству. формальные поиски сочетаются в них с полнокровным, оптимистическим восприятием мира (портрет Г. Б. Якулова, 1910, «Сухие краски», 1912, «Агава», 1916,- все в Третьяковской галерее. «Семейный портрет», т. н. сиенский, 1912, «Верстак», 1917,- оба в собрании семьи К.). После Октябрьской революции К. перешёл от принципов живописи «Бубнового валета» к более непосредственно-реалистической манере, став одним из ведущих мастеров советской живописи. основной темой полотен К. становится поэтическое утверждение радости, счастья жизни. Натюрморты К. полны упоением чувственной красотой мира, богатством его красок («Листья табака», 1929, собрание семьи К.. «Сирень», 1933, «Хлеб, ветчина и вино», 1948,- оба в Третьяковской галерее). Среди портретов К. одни покоряют своей жизнерадостностью (портрет О. В. Кончаловской, 1925, Третьяковская галерея. «А. Н. Толстой в гостях у художника», 1941), другие связаны с острыми психологическими задачами, с напряжёнными, порой драматическими переживаниями и размышлениями (портрет В. Э. Мейерхольда, 1938, «Автопортрет», 1943, — оба в Третьяковской галерее). Национальная характерность искусства К. особенно ощущается в его пейзажах «Новгородской серии» (2-я пол. 1920-х гг.) и в жанровых картинах («Возвращение с ярмарки», 1926, Русский музей, Ленинград. «Полотёр», 1946, Третьяковская галерея). К. был также мастером театральной декорации, оставил большое графическое наследие. Государственная премия СССР (1943). Награжден орденом Трудового Красного Знамени и медалями. Лит.: Кончаловский. Художественное наследие. Вступит. ст. А. Д. Чегодаева, М., 1964. Нейман М. Л., П. П. Кончаловский, М., 1967. Выставка произведений П. П. Кончаловского. 1876-1956. Каталог, М., 1968. А. А. Александров. П. П. Кончаловский. Автопортрет с женой. 1923. Третьяковская галерея. Москва. П. П. Кончаловский.

Детство и юность

Петр Петрович Кончаловский родился в городе Славянске Харьковской губернии 9 февраля 1876 года. Его отец происходил из дворянского рода и был успешным переводчиком и издателем. Раннее детство будущего художника прошло в родительском имении, но так как Кончаловский-старший оказался причастен к революционной деятельности, вскоре обстоятельства жизни переменились.

Автопортрет Петра Кончаловского

Отца художника арестовали и сослали в Холмогоры, имение при этом было конфисковано. Позже Кончаловские уехали жить в Харьков, где 8-летний Петя начал обучаться в художественной школе.

В 1889 году семья вновь переехала, на этот раз в Москву, где мальчик, сильно увлекшийся живописью, стал посещать вечерние курсы Строгановского училища. По настоянию отца Петр чуть не изменил искусству и поступил в Московский университет на факультет естественных наук. Однако оставить живопись не сумел и, уговорив отца, уехал в Париж – продолжать обучение.

Автопортреты Петра Кончаловского

2 года, с 1896-го по 1898-й, Петр Кончаловский учился в академии Жулиана и за это время окончательно понял, что хочет быть только художником. Работы молодого человека во Франции получили положительные оценки. Вернувшись в Россию, он поступил в Академию художеств, в которой в итоге выбрал мастерскую живописца-баталиста Павла Ковалевского.

Впрочем, батальные картины Петра не интересовали, и он подолгу сидел в ботаническому саду, зарисовывая природу. Диплом Академии художеств Кончаловский получил в 1907 году.

Детство Дмитрия Крылова

Дмитрий родился на Дальнем Востоке, на катере в Охотском море. За девять дней до его рождения отец погиб, и мать осталась одна с младенцем на руках. Как она рассказывала сыну, одна бездетная пара предлагала ей забрать мальчика, чтобы она имела возможность уехать в Москву и поступить в Консерваторию. Маме тогда был 21 год. Она стала оперной певицей.

В 1965 году Крылов ушёл в армию. Когда в 1968-ом он уже дослуживал, впервые оказался за рубежом. Армия тогда вошла в Чехословакию. Такое пересечение границы было самым запоминающимся в его жизни.


История рождения телеведущего Дмитрия Крылова удивительнаВернувшись со службы, молодой человек сначала руководил любительской киностудией, но в скором времени стал дворником, затем работал осветителем, а потом устроился на станцию скорой помощи водителем. Все эти места работы он сменил всего за два года.

Детство

Иван появился на свет в Москве 13 февраля 1769 года.

Отец, Крылов Андрей Прохорович, был бедным армейским офицером. Когда усмиряли пугачёвский бунт в 1772 году, он состоял на службе в драгунском полку и проявил себя героем, но никаких чинов и медалей за это не получил. Наукам особо отец не обучался, но писать и читать умел. Выйдя в отставку, он был переведён на государственную службу в должность председателя магистрата Твери. Хорошего дохода такая служба не приносила, поэтому семья жила очень бедно.

Мама поэта, Крылова Мария Алексеевна, рано осталась вдовой. Муж умер на 42-ом году жизни, старшему сыну Ивану было только 9 лет. После смерти главы семейства жизнь Крыловых стала ещё беднее. Ранние детские годы Ивана прошли в разъездах, так как по долгу отцовской службы семья очень часто переезжала.

Непутевые семейные заметки

Семейная жизнь ведущего смогла сложиться удачно не с первого раза. Дмитрий Крылов был женат четыре раза. По утверждению самого Дмитрия, то только с четвертой женой он понял, что такое настоящая любовь и смог обрести семейное счастье. Хотя стандартным назвать этот брак сложно. Но об этом чуть позже.

Первой женой Дмитрия Дмитрия Крылова стала девушка по имени Альбина. На момент встречи с ней парню было 25 лет. Его избранница была старше его на 10 лет, но это не помешало им стать мужем и женой. Брак продлился недолго. Через пять лет супруги подали документы на развод. Совместных детей у Альбина и Дмитрия не было.

О второй и третьей женах Дмитрия Крылова неизвестно практически нечего. Браки были короткими. Только в третьем браке у Дмитрия Крылова появился наследник, которого по семейной традиции назвали Дмитрием. Несмотря на развод с его матерью Крылов участвовал в его воспитании.

Ведущий вспоминает, что всегда он был инициатором развода. Он понимал, что не может обрести в браке счастья и не может дать этого своей супруге. Чтобы отношения не тяготили, то лучше было прекратить их. Что касается матери его ребенка, то некоторое время отношения между ними были натянутыми. Она не могла простить Дмитрия, что он ушел из семьи и оставил ее с сыном одну. Но постепенно бывшие супруги смогли наладить отношения, и Крылов стал общаться со своим сыном.

Крылов продолжает создавать басни

В 1808 году было опубликовано уже 17 из них, среди которых была и знаменитая басня «Слон и Моська».

В 1809 году был выпущен первый сборник, который сразу же сделал по-настоящему знаменитым Крылова. Всего им было написано более 200 различных басен, объединенных в 9 книг. Творил Иван Андреевич до последних своих дней: знакомые и друзья писателя получили его последнее прижизненное издание в 1844 году вместе с сообщением о смерти писателя.

В творчестве Крылова сначала преобладали переложения и переводы басен Лафонтена («Волк и Ягненок», «Стрекоза и Муравей»), после чего постепенно этот автор стал находить самостоятельные сюжеты, связанные со злободневными событиями действительности. Например, реакцией на политические события являются басни «Волк на псарне», «Лебедь, Щука и Рак», «Квартет». В основу «Пустынника и медведя», «Любопытного» и других легли более отвлеченные сюжеты. Но созданные «на злобу дня» басни стали очень скоро восприниматься как обобщенные.

В свое время смеявшийся над стилем Карамзина за пристрастие к простонародным выражениям, Иван Крылов начал сам создавать понятные всем произведения. Он превратился в подлинно народного писателя.

Детство писателя

Иван Андреевич Крылов в зрелые годы был одним из самых образованных людей своего времени. Это тем более удивительно, так как никакого систематического образования сам он не получил. Информация о жизни родителей писателя до рождения детей очень скудна. Отец Андрей Прохорович Крылов был отставным военным из обедневшего дворянского рода, который за свою храбрость во время подавления пугачевского бунта не получил ни почестей, ни состояния. Мать — Мария Алексеевна.
Рис. 1. Иван Андреевич Крылов. Портрет работы К. П. Брюллова. 1839 годСемья сначала жила в Москве, где 2 февраля 1769 года и родился будущий поэт. В семье был еще один сын, Левушка, на восемь лет младше Вани. Вскоре после рождения первенца Крыловы переехали в другой город — в Тверь, где глава семейства получил должность председателя магистрата. Но денег, которые зарабатывал Крылов-старший, едва хватало на пропитание, так что ни о каком обучении сына не могло идти и речи. Зато в доме был сундук с книгами, и чтение стало любимым времяпровождением мальчика. Сколько он прочел в эти годы — неизвестно. После того, как в 1778 году умер отец, положение семьи стало совсем печальным. Зато у Крыловых были богатые соседи, которые приглашали учителей к своим детям. Вместе с ними Ваня учился французскому языку. Это потом оказалось очень полезным. Поскольку семья была бедной, то и общение с другими небогатыми горожанами никто не ограничивал. Крылов с ранних лет любил простонародные увеселения, бывал на ярмарках, часто общался с самыми разными людьми, и таким образом осваивал русский язык во всей его полноте. Он по-прежнему много читал и порой составлял конспекты книг, которые казались ему наиболее важными.

Смерть

В 1847-м здоровье художника вновь дало о себе знать: ревматизм и больное сердце Карла Павловича серьезно осложнились сильной простудой, и Брюллов надолго слег. Однако даже в таком состоянии мастер не мог не творить. В 1848 году Брюллов завершил автопортрет, который по сей день считается образцом жанра и, по мнению искусствоведов, передает характер художника гораздо лучше, чем это могло бы сделать фото.


Автопортрет Карла Брюллова 1848 года

Годом позднее Карл Павлович, по настоянию медиков, уехал на остров Мадейра. Морской климат должен был облегчить состояние художника, однако, к сожалению, было уже поздно. Здоровье Брюллова постоянно ухудшалось, и 23 июня 1852-го мастер ушел из жизни из-за болезни, подточившей организм. После смерти художника остались неоконченные наброски и эскизы, которые теперь хранятся в частных коллекциях и мировых музеях.

Краткая справка

Быстрые ответы на популярные вопросы:

  • Имя, фамилия, отчество: Иван Андреевич Крылов;
  • Кто такой Иван Андреевич: русский баснописец, поэт, публицист, издатель;
  • Дата рождения: 13 февраля 1769 г.
  • Годы жизни: 1769-1844 г.г.;
  • Сколько лет прожил: 75 лет;
  • Псевдонимы Ивана Андреевича: Дедушка Крылов, Нави Волырк;
  • В каком году Иван Андреевич написал первую басню: 1788 году;
  • Когда Иван Андреевич написал первую пьесу: 1807 году;
  • Какие журналы издавал Иван Андреевич: Почта Духов;
  • И. А. Крылов писатель какого века: родился в 18- умер в19 веке;
  • За свою долгую жизнь (1769-1844 гг.) Крылов написал более 230 басен. Однако знаменит он не только благодаря ним. Крылов начинал свою литературную деятельность с трагедии «Филомела».

Господствовавший в литературе стиль классицизма, требовавший соблюдения закона трех единств (места, времени и действия), а также необходимость использования церковнославянской лексики сильно ограничивали писателя. Сам Крылов впоследствии признавал, что трагедия ему не удалась.

После «Филомелы» Крылов выпустил несколько комедий («Бешеная семья», «Проказники»), в которых впервые проявился его талант сатирика. Но и комедии были сдержанно встречены публикой.

Первые свои басни Крылов опубликовал в журналах, принадлежавшим его друзьям. Переход от высокого жанра трагедии к низкому жанру басни объясняется не только литературными установками писателя, но и обстоятельствами его детства и юности.

Литературные фокусы не для школьного канона

Басни Крылова школьники изучают с начальных классов. Но эти произведения не так уж просты для восприятия даже взрослым сознанием. «Восемьдесят процентов респондентов заявляют, что на самом деле их раздражает Муравей и они сочувствуют и симпатизируют Стрекозе из знаменитой басни», — рассказала Екатерина Лямина на лекции «Как, когда и почему Иван Андреевич Крылов стал «дедушкой Крыловым»?» (исследователь проводила опрос среди пользователей Facebook). Очевидно, что реальное восприятие персонажей Крылова порой прямо противоположно тому, что должно было сформироваться во время школьных уроков. «Это литературный фокус Крылова, не оставляющего читателю шансов на однозначность. Понимать его басни непросто, и школьники, с немалым трудом заучивая их наизусть, берут, так сказать, только верхний слой», — рассказала лектор.

Однако взрослые эти знаменитые басни перечитывают редко и мало знают о жизни Крылова. Между тем смысл басен многогранен настолько же, насколько биография и личность баснописца — пример неординарного, «нелинейного» жизненного пути, в котором множество загадок.

Интересные факты

Об особенностях характера и поведения Крылова еще при жизни ходили легенды. Многие говорили о его рассеянности и безразличии к тому, как он выглядит. Например, однажды он явился на прием к вдовствующей императрице Марии Федоровне в рваных сапогах. В другой раз писатель перепутал носовой платок и ночной чепчик и публично высморкался в него. Несмотря на это, к Крылову проявляли интерес некоторые придворные красавицы.

Ироничность отношения к жизни не изменила писателю даже перед смертью. Присутствующим на похоронах он заранее распорядился выдать траурно оформленные экземпляры его басен. Тогда же произошел еще один любопытный случай: желая выразить почтение покойному, граф Орлов лично нес гроб Крылова до катафалка.

Личная жизнь поэта

И.А. Крылов никогда не был женат. В юности он был влюблен в девушку по имени Анна. Она была дочерью священника одного из приходов Брянского уезда. Семья Анны была состоятельной, поэтому, несмотря на взаимную влюбленность молодых людей, о браке не могло быть и речи.

От горя Анна заболела, и только это заставило родителей пересмотреть свои взгляды. Но к этому времени Крылов утратил интерес к женитьбе. В ответ на предложение родителей девушки приехать за их дочерью он заявил, что согласен на брак, только если они сами привезут ему невесту. На такое они согласиться уже никак не могли.

Брак между ними был невозможен по причине сословных различий, но ходили слухи, что кухарка родила от Крылова дочь Александру. Доказывали это тем, что с самого рождения до замужества девушка жила в доме писателя, а ее муж унаследовал все состояние баснописца.

Ранее творчество. Драматургия

Еще одной «жизненной школой» Ивана Крылова, биография которого весьма многогранна, стал простой народ. Будущий писатель с удовольствием посещал различные народные гулянья и развлечения, сам нередко принимал участие в уличных боях. Именно там, в толпе простого люда, черпал Иван Андреевич перлы народной мудрости и искрометного мужицкого юмора, емкие просторечные выражения, которые со временем лягут в основу его известных басен.

В 1782 году семья в поисках лучшей жизни переезжает в Петербург. В столице Крылов Иван Андреевич приступил к казенной службе. Однако такая деятельность не удовлетворяла амбиций юноши. Увлекшись модными тогда театральными веяниями, в частности под влиянием пьесы «Мельник» А. О. Аблесимова, Крылов проявляет себя в написании драматических произведений: трагедий, комедий, оперных либретто.

Современные автору критики, хотя и не высказали высокой оценки, но все же одобрили его попытки и поощрили к дальнейшему творчеству. По словам друга и биографа Крылова М. Е. Лобанова, сам И. А. Дмитриевский – знаменитый актер того времени – видел в Крылове талант драматурга. С написанием сатирической комедии «Проказники», даже краткое содержание которой дает понять, что в пьесе был высмеян Я. Б. Княжнин, считавшийся ведущим драматургом того времени, автор ссорится не только с самим «мэтром», но и оказывается в поле обид и критики театральной дирекции.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Енот на Волге
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: