Работа в Детгизе. Тандем Лебедев-Маршак
По одним сведениям, в 1924-м, по другим, в 1925 г. В. Лебедев приходит в Детский отдел Ленинградского отделения Госиздата (Детгиз) и возглавляет художественную редакцию. Литературным редактором стал С. Маршак, который и пригласил Лебедева. С этих пор и до 1933 г. они вместе везут воз проблем, связанных с изданием новой детской книги, поиском, обучением, «взращиванием» новых, советских по миропониманию авторов и художников.
Работе в Детгизе предшествовали встреча, знакомство и сотрудничество в издательстве «Радуга», где они выпустили несколько совместных книжек. И когда пришла пора Детгиза, Маршак точно знал, кого следует сделать главой художественной редакции. И не ошибся. Б. Семенов считает содружество Лебедева с Маршаком «неразрывным». Видимо, самой судьбе было угодно соединить их. Оба относились друг к другу с высокой степенью уважения.
Тандем Лебедев-Маршак не был чем-то исключительным для того времени. В 20-х годах XX в. так работали и Маяковский, и Чуковский. Художник не был фигурой, стоящей «за спиной писателя» и следующей его рекомендациям. Он был способен создавать книгу, в первую очередь книгу для детей дошкольного возраста, самостоятельно, понимая не только художественные задачи, которые следовало бы воплотить, но и задачи содержательные, продиктованные и революционным преобразованием мира, и познавательными потребностями детей.
У В. Лебедева есть книга «Охота», изданная в издательстве «Радуга» в 1925 г. Это книга без текста. Но рисунки в ней говорят о многом, хотя выполнены очень лаконично, с минимальным цветовым разнообразием. Цвет коричневый, черный, синий с оттенками голубого, темновато-желтый. Такой подбор цвета подчеркивает драматические коллизии, возникающие на охоте. Но фигуры охотников, зверей, животных, живущих рядом с человеком, столь выразительны, столь искусно расположены и вырисованы на белом листе бумаги, что перед глазами того, кто рассматривает их, будь то взрослый или ребенок, возникает яркая картина противоборства человека и зверя, силы и разума, борьбы за жизнь, которая одинаково дорога всем. И хотя фигуры стилизованы — лиц охотников мы не видим вовсе, а изображение животных плоскостное, — анатомия их передана так четко, так правильно, в соответствии с ситуацией, в которую попадают герои книги, что нет сомнения в реальности происходящего, в напряженнейшем и опасном характере борьбы между человеком и животным. Остается только пожалеть о том, что «Охота» давно не переиздавалась, а так рисовать животных сейчас некому. Да и слово «рисовать» мне кажется здесь не совсем точным, слишком простым для Лебедева. Это создание картины, это проживание запечатленного кистью события, это палитра чувств, событием вызванных.
Лебедев и Маршак, как и представители других парных творческих союзов, были равнозначно талантливы, потому и существовали вместе так долго. Единственное, что отличало их союз: оба были руководителями редакций, а значит, отвечали не только за свою работу, но и за работу других, за издательскую политику Ленинградского отделения Детгиза в целом.
Скандалы
Лебедева критикуют как за резкие высказывания, так и за плагиат в работах. «Студия Артемия Лебедева» занималась разработкой интерфейса информационной системы московского метро по программе ребрендинга 2014 года. Пользователи Сети скептически отнеслись к замене символов метрополитена: новое изображение отличалось от старого только отсутствием синей линии вокруг буквы «М».
Работа дизайнерской студии вызвала вопросы у депутата Госдумы от «Справедливой России» Михаила Сердюка. Было отчего волноваться: стоимость контракта составила 232 млн руб. Народный избранник даже направил в Генпрокуратуру запрос с целью выяснения механизма формирования этой цены. Позднее выяснилось, что дизайнер безвозмездно разработал новый логотип, а вся сумма пошла на улучшение имиджа общественного транспорта столицы.
Еще один скандал ранее разразился между Артемием Лебедевым и Евгением Чичваркиным. Спор между предпринимателем и дизайнером произошел на почве создания дизайна сайта винного магазина Чичваркина. Несколько раз бизнесмен менял техническое задание, впоследствии попросив вернуть часть суммы за уже проделанную студией работу. Блогер отказался возвращать средства, после чего Евгений распечатал в открытом доступе финансовые документы сделки, что считается недопустимым.
В начале 2019 года Артемий стал фигурантом очередного скандала. Вместе с лидером группы «Ленинград» Сергеем Шнуровым и блогером Ильей Варламовым он участвовал в записи шоу для онлайн-канала Z+, где устроил с музыкантом словесную перепалку, в ходе которой применялась ненормативная лексика.
Певец и дизайнер обсуждали плюсы и минусы Санкт-Петербурга и Москвы, щедро используя в своей речи нецензурные выражения. Публика с негодованием отнеслась к скандальному эфиру, а ведущая телепередачи Мария Командная даже отказалась от гонорара за выпуск, назвав участие в беседе своей ошибкой.
Личная жизнь
Первая супруга Ревекка Модлина родом из Ленинграда, художница и скульптор. Брак с Шемякиным был для нее третьим. В 1964 году родила мужу дочь Доротею Шемякину. Дочь пошла по стопам родителей и стала художницей, книжным графиком.
Михаил Шемякин и его жена Сара де Кэй
Со второй женой – переводчицей Сарой де Кэй – художник познакомился благодаря дружбе с Владимиром Высоцким. Сара переводила американский фильм о советском барде. Ей рекомендовали связаться с другом Высоцкого.
По словам Шемякина, женщина восприняла рекомендацию буквально и связала с ним жизнь. Вместе пара более 20 лет.
Шрамы Михаила Шемякина
Шрамы на лице и теле Михаила Шемякина, по его словам, стали следствием ожоговой травмы на литейном заводе. Ходят слухи, что художник нанес раны сам под воздействием алкоголя.
Галифе, сапоги и фуражка стали «фирменной» одеждой Шемякина, но он объясняет их ношение бытовыми и физиологическими причинами. Козырек фуражки бережет больные глаза от света, а высокие сапоги защищают от змей, которых немало во французской деревне, где последние 25 лет живет мастер.
Краткая биография
- Ученический этюд Шишкина «Сосна на скале» в 1855 г. был куплен Государственным Русским музеем.
- В 1857 г. Иван поступил в Императорскую Академию художеств в Санкт-Петербурге, где продолжил обучение под руководством Сократа Максимовича Воробьёва. Помимо занятий в стенах Академии, художник делал много зарисовок и эскизов с натуры. Ездил на летнюю практику на Валаам, где продолжал скрупулезно изучать природу. Его валаамские этюды принесли автору несколько серебряных и золотых медалей.
- В 1860 г. окончив учебное заведение с золотой медалью, Шишкин получил возможность отправится за границу в качестве пенсионера Академии. В основном он жил в Германии и Швейцарии, но также побывал в Голландии, Бельгии, Франции и Чехии. Сначала художник посетил Мюнхен, где занимался у известных анималистов – братьев Адамов.
- В 1863 г. художник переехал в Цюрих, где также упражнялся в изображении животных под руководством швейцарского художника Рудольфа Коллера. Также в Цюрихе Шишкин попробовал свои силы в гравировке и рисунке пером. Его виртуозные рисунки принесли Ивану Ивановичу заграничную славу.
- Затем живописец посетил Женеву, познакомился с работами местных художников, и отправился в Дюссельдорф. В окрестностях города Шишкин написал пейзаж, заказанный ему коллекционером Н. Быковым. Эта работа принесла художнику на родине звание академика.
- В 1866 г. Иван Иванович вернулся в Санкт-Петербург, общался со своими друзьями-художниками (К. Савицким, А. Куинджи, И. Крымские и др.), образовавшими творческое объединение – Артель, названное позднее Товариществом передвижных художественных выставок. Эти художники хотели писать реалистичные картины на социальные темы, а не мифологичные сюжеты.
- Шишкин много путешествовал по России, искал интересные живописные места. Ежегодно выставлял свои работы в Академии. В 1868 г. по решению великой княжны Марии Александровны, которая являлась президентом Академии художеств, живописец был награждён орденом Св. Станислава 3-й степени.
- В 70-х гг. Шишкин ещё больше сблизился с передвижниками и стал одним из учредителей этого объединения. В это же время художник вступил в кружок аквафортистов и возобновил свои занятия гравировкой.
- В 1872 г. со смерти отца началась чёрная полоса в жизни художника. Он потерял многих близких людей (сыновей, жену, брата жены), тяжело переживал утраты, пил, стал раздражительным. Выкарабкаться из этого состояния Шишкину помогла живопись, он много и усердно работал.
- В 1873 г. картина «Лесная глушь» принесла мастеру звание профессора.
- В 1878 г. художник закончил и представил на 6-й выставке передвижников свою знаменитую картину «Рожь», написанную в окрестностях родной Елабуги.
- Одну из самых своих известных картин «Утро в сосновом лесу» Иван Иванович написал в 1889 г. по заказу Павла Третьякова. Как известно, медвежат на картине изобразил друг художника – Константин Савицкий.
- В 1892 г. художника пригласили в Академию в качестве преподавателя пейзажа. В течение 2 лет Шишкин возглавлял пейзажную мастерскую. Одним из его учеников был Валентин Серов.
- В 1897 г. на 25 выставке передвижников Шишкин представил свою картину «На опушке соснового леса». Она очень понравилась императору Николаю II, и он пожелал её купить, на что художник ответил отказом. Он продал потом картину своему племяннику Николаю Стахееву.
- 8 (20-го по новому стилю) марта 1898 г. в возрасте 66 лет Иван Иванович Шишкин скоропостижно скончался за мольбертом во время работы над новой картиной.
Иван Шишкин в молодости
Детские годы и начало войны
Николай Сергеевич – коренной москвич, он появился на свет 15 декабря 1921 года. Его мама работала в Театре Моссовета кассиром. Женщина часто брала маленького Колю с собой. Поэтому большую часть детства мальчик провёл в театре. У родителей не было возможности много времени уделять воспитанию сына. Периодически мальчик был предоставлен сам себе. Из-за этого Коля рос непослушным ребёнком, плохо учился, часто прогуливал школу.
Легендарный советский актёр Николай Лебедев
В 9 классе Лебедева выгнали из школы. К счастью, юноша не растерялся. Он сразу пошёл подавать документы в театральную студию. Николай понимал, что среднее образование получить необходимо, а потому записался на курсы. В 1940 году он окончил студию и решил продолжать осваивать актёрскую карьеру. Лебедев поступил в труппу МТЮЗ. Однако в 1941 году его призвали на фронт.
Часть, где служил Николай, отправили на Украину. В августе молодой солдат попал в плен, откуда ему посчастливилось сбежать. Потом Лебедев несколько раз попадался немцам, но каждый раз ему удавалось бежать.
https://youtube.com/watch?v=Tnx_0A8JcVQ
Когда солдата поймали на линии фронта, его отправили в концлагерь. Биография актёра насчитывает несколько лагерей, в числе которых даже Освенцим. После окончания войны Лебедев вернулся в Москву.
Николай Лебедев в фильме «Евдокия»
В конце 1950-х годов молодой актёр стал частым гостем «Мосфильма». Он надеялся, что его заметят и предложат какую-нибудь роль. Лебедев мог дебютировать в кино в романтической драме «Неотправленное письмо». Актёр практически прошёл, но на его место утвердили Евгения Урбанского. После этого Николая пригласили сыграть главного героя в героической картине «Нормандия-Неман».
Кадр из фильма «Нормандия-Неман»
С этого фильма начался путь Лебедева в кино. Актёра заметили, на него посыпались приглашения от режиссёров. Следующей в фильмографии Николая Сергеевича стала киноповесть «Ровесник века». Однако по-настоящему известным актёр стал после съёмок в мелодраме «Евдокия». Роль Евдокима Чернышева стала для него самой успешной.
Николай Лебедев в фильме «Ровесник века»
Главную женскую роль в картине исполнила Людмила Хитяева. Сюжет фильма разворачивается вокруг семейной пары, Евдокии и Евдокима. В личной жизни супругов начался кризис, с которым они пытаются бороться.
Хитяева и Николай Лебедев из фильма «Евдокия» так хорошо сыграли влюблённых, что многие зрители не сомневались, что актёры встречаются и в реальной жизни. Но актёр признался, что между ними были только дружеские и профессиональные отношения.
Кадр из фильма «Евдокия»
Очередной виток в карьере Лебедева пришёлся на 1970-е годы. После длительного перерыва Николая Сергеевича снова стали звать в кино, однако роли ему доставались преимущественно второстепенные. Актёр снялся в дилогии «Инспектор уголовного розыска» и «Будни уголовного розыска». В 1980-х годах Лебедев стал реже появляться на телеэкранах. Если он и снимался, то играл незаметных персонажей. К примеру, актёра можно увидеть в картине «Отпуск за свой счёт».
В целом фильмография Лебедева насчитывает порядка 70 ролей. Николай Сергеевич давно перестал сниматься в кино – годы дают о себе знать. Последний раз он появился на телеэкранах в 2006 году в спектакле «Король Лир». Но он всё ещё является участником труппы Театра им. Моссовета.
Иллюстрация советских детских книжек
Первое появление имени В. Лебедева в послереволюционной детской книжке случилось в 1918 г., когда был выпущен сборник под названием «Елка». У него необычная история, какие бывают в необычное время. Книга была собрана из отдельных произведений известных авторов, среди которых B. Брюсов, М. Горький, К. Чуковский, и проиллюстрирована теми, кто уже тогда был славой русского искусства, — И. Репиным, М. Добужинским, С. Чехониным и др. Молодому Лебедеву, наверное, лестно было находиться среди таких имен. В книгу помещены три его иллюстрации. Кроме того, им выполнены обложка и титул. Если знать, что в сборник включены 19 произведений, то становится ясным: составители А. Бенуа и К. Чуковский доверили В. Лебедеву большую и важную часть работы по художественному оформлению книги. Кроме него три рисунка сделал только C. Чехонин. Остальные — по одному. Причины такого соотношения могут быть разными. Абсолютизировать сделанное Лебедевым не берусь, но не заметить его вклад в выпуск сборника нельзя.
Остерегаюсь говорить о том, что в этих иллюстрациях виден будущий мастер, со своим неповторимым стилем. Рисунки выполнены в черно-белой гамме, в реалистической манере. Лица людей чуть шаржированы, но того требует текст. И только пластика зайца (Н. Венгров. «Как прыгал зайчик»), удивительное правдоподобие его движений напомнят о себе, когда мы будем рассматривать созданную позже лебедевскую «Охоту». Современники художника заметили трубочиста (Саша Черный. «Трубочист»), Он поразил их своей жизненной конкретностью, веселой открытостью, точной передачей авторского замысла.
Чернощекий, белозубый, А в руке огромный хлыст… Сбоку ложка, как для супа. Кто наврал, что он — злодей? В свой мешок кладет детей? Это очень даже глупо!
У искусствоведов разное представление об этом герое: одни видят в нем «классовый смысл» (Е. Штейнер), другие этот смысл отрицают (Д. Фомин). Мне кажется, что В. Лебедев, изображая трубочиста, думал об особенностях востребованной тогда профессии, а не о том, что детской книге нужен герой из народной гущи. У трубочиста сильные, хорошо прорисованные руки, широкий пояс, на котором укреплены важные для работы инструменты, мешок с сажей как эмблема профессии, забранные в ботинки шаровары, на коленях той же сажей вымазанные. Это человек, который привык хорошо и сноровисто делать свое дело. Такой герой не только во времена Лебедева — всегда нужен детской книге и ее растущим читателям.
Жизненный след
За свою очень недолгую, но яркую, творческую жизнь Пётр Николаевич, благодаря таланту, потрясающей работоспособности и любви к физике, сумел встать в один ряд с великими учёными конца XIX — начала ХХ века, когда революционные открытия следовали одно за другим. Можно перечислить основные достижения нашего великого соотечественника:
- Экспериментальное доказательство светового давления на твёрдые и газообразные тела.
- Измерение диэлектрических констант жидких и газообразных веществ.
- Получение электромагнитного излучения с длиной волны 0,5-0,6 см, что позволило начать исследования веществ методами спектроскопии.
- Экспериментальные исследования пондеромоторного действия волн на резонаторы.
- Работы о природе магнитного поля Земли и других планет.
- Цикл работ о воздействии гравитации на перераспределение зарядов в проводнике.
- Плодотворная педагогическая деятельность позволяет считать Лебедева одним из основателей российской школы физиков.
- В 1912 г. он был выдвинут (вторично) авторитетнейшими физиками на Нобелевскую премию, которую заслуживал за свои выдающиеся работы о световом давлении. Но внезапная смерть оборвала жизнь великого учёного. Посмертно Нобелевская премия не вручается.
Успешная карьера
Первую студию Лебедев учредил в 1992 году вместе с бизнес-партнёром. Там он проработал недолго, всего лишь год, так как хотел большей независимости. Всего год спустя, в 1993, дизайнер основал полиграфическую . Название Артемий сочинил самостоятельно. Эта студия занималась изданием книжной продукции. В тот же период он получил пост арт-директора в «Макцентре», где трудился до 1995 года.
В 1995 году предприниматель открыл свою студию Веб-дизайна, в которой он был единственным работником. Лишь три года спустя компания получила название, под которым стала широко известна — «Студия Артемия Лебедева». Тогда её основатель стал популярен как главный дизайнер русского интернет-пространства. Основной принцип студии — «Долго и дорого».
На сегодняшний день студия Тёмы Лебедева является одной из самых крупных компаний, предлагающих услуги веб-дизайна. Его клиентами являются:
- Microsoft.
- Яндекс.
- Евросеть.
- Сбербанк.
- Ниссан и др.
Артемий считает, что до сих пор целиком не реализовал свой потенциал и находится в начале креативного пути и его творческий рост еще впереди. На его сайте (www.artlebedev.com) есть множество интересных сегментов и предложений. Также клиентам предлагается прийти в студию и заказать дизайн-проект. На счету его компании около 2,5 тысяч выполненных работ.
На сайте есть раздел, который называется «Ководство», где Лебедев и его сотрудники рассказывают о своих точках зрения на новые тенденции в сфере дизайна. Также существует книжный вариант «Ководства». На текущий день выпущено пять изданий книги. На сайте можно приобрести различную продукцию: от игральных карт и зонтов до футболок с поздравительными надписями.
Одна из рубрик сайта — «Бизнес-линч» или «Порка». Ее смысл заключается в том, что любой человек может отправить Лебедеву сайт или графический объект, чтобы тот высказал своё мнение без прикрас. В разделе «Инвентарь» (top.artlebedev) выпускается топ-50 постов, опубликованных в живом журнале за конкретный день. У сайта есть англоязычная версия — Art Lebedev Studio.
В 2021 году дизайнер участвовал в конкурсе производителя спортивной одежды и обуви Nike, в котором требовалось создать дизайн кроссовок. Проект Артемия несколько дней держался на первом месте, но в итоге уступил и занял второе место.
Русский Север в творчестве Нестерова
Задумав изучить православную жизнь севера России, в 1901 году Нестеров, по примеру многих художников того периода, отправляется в Архангельскую губернию. Точнее, в Соловецкий монастырь на одноимённом острове, суровые места на Белом море. Здесь родились великолепные полотна «Тихая жизнь», «Молчание», «Мечтатели» и другие. Чтобы подвести итог циклу, Нестеров задумал грандиозное полотно «Святая Русь». Закончил его только в 1906 году. Оно вызвало горячие споры критиков: художников и писателей, искусствоведов и просто неравнодушных людей. Всё было в нём прекрасно и одухотворённо: пейзаж, фигуры героев, их лица. Но русская критика сошлась в недопустимой пропасти между образом Спасителя и странниками, олицетворяющими народ России. Художественное исполнение было на высоте, но решение живописца относительно образа Христа сочли неудачным. Лишь на склоне лет Нестеров согласится с этим выводом.
Блогерство и путешествия
Большую известность Артемию принесли его некоммерческие проекты. Блог Лебедева в «ЖЖ» одно время входил в число самых читаемых в Рунете по версии «Яндекса». В блоге дизайнер откровенно высказывает свое мнение с употреблением ненормативной лексики и увлекательно рассказывает о путешествиях по разным странам.
Во время этнографических экспедиций блогер обращает внимание на местные особенности городов, а именно светофоры, урны, бордюры, дорожные знаки и вывески различных заведений, характеристику которых в экстравагантном стиле освещает на личном сайте и в блоге «Живого журнала». В конце 2020-го дизайнер опубликовал в «ЖЖ» последний пост о переезде блога на Teletype
Помимо дизайна, блога и путешествий Лебедев ведет проект «Ководство», посвященный семиотике и типографике, графическому и промышленному дизайну и проектированию интерфейсов. Здесь он делится профессиональными рекомендациями и рассказывает о реалиях русского дизайна, чем старается вывести эту сферу в России на достойный уровень.
В 2017 году дизайнер стал гостем студии Юрия Дудя, где дал часовое интервью. В беседе с блогером он рассказал о нюансах работы в его студии, непримиримых разногласиях с некоторыми заказчиками. Зрители узнали, что за время путешествий Артемий полюбил Страну восходящего солнца, жители которой, по словам Лебедева, по-настоящему научились получать наслаждение от жизни.
В апреле 2019-го на ютьюб-канале дизайнера появилась рубрика «Самые честные новости», где Лебедев комментирует последние российские и мировые события.
ЛИЧНАЯ ДРАМА
Личная жизнь художника складывалась трагически. Он два раза был женат по любви. Первый раз на Евгении Александровне Васильевой, сестре рано умершего талантливого пейзажиста Ф. Васильева (которого он опекал и учил азам мастерства). Евгения Александровна была простая и хорошая женщина, и годы её жизни с Иваном Ивановичем прошли тихо и мирно. Средств в семье хватало, чтобы обеспечить скромный комфорт, хотя с рождением детей художник и его супруга не могли позволить себе ничего лишнего. В этом браке у Шишкина было трое детей: два сына, умершие в младенчестве и дочь. Свою первую жену Шишкин изобразил на двух картинах: «Дама с собачкой» (1868) и «Перед зеркалом. За чтением письма» (1870). Знакомых у них было много, а Иван Иванович был радушным хозяином, поэтому часто в доме собирались гости. Однако имеющиеся у Евгении Александровны проблемы со здоровьем, которые начали давать о себе знать уже в первый год супружества, не позволили им долго наслаждаться своим союзом. Рождение детей, а затем смерть сына окончательно подорвали здоровье супруги и Евгения Александровна скончалась от чахотки (туберкулёза лёгких) в 1874 году в возрасте 27 лет. Они прожили вместе всего 6 лет.
Буквально за два года до этого, в 1872 году умер и отец Ивана Ивановича. Художник был убит горем и впал в отчаяние. Ушли из жизни самые близкие ему люди. Шишкин в этот период перестал писать, начал отдаляться от верных друзей, сблизился со своими однокашниками, которые практически потеряли себя как художники. Вместе с ними Иван Иванович увлёкся возлияниями, и родственники всё чаще заставали его во хмелю.
Но могучая натура и преданность искусству взяли свое. Также этому способствовала малолетняя дочь Лидия. Шишкин был из тех, кто не мог не работать. Он вернулся к творческой жизни, которая в последние его два десятилетия практически без зазоров совпала с его жизнью вообще. Он жил только живописью, только родной природой, ставшей его главной темой. Одна из шишкинских современниц, проводившая лето по соседству с его дачей, рассказывала: “Работал он ежедневно. Возвращался к работе в определенные часы, чтобы было одинаковое освещение. Я знала, что в 2 часа пополудни он обязательно будет на лугу писать дубы, что под вечер, когда седой туман уже окутывает даль, он сидит у пруда, пишет ивы и что утром, ни свет, ни заря, его можно найти у поворота в деревню, где катятся волны колосящейся ржи, где загораются и потухают росинки на придорожной траве».
Спустя три года после смерти Евгении, Шишкин знакомится с молодой художницей Ольгой Лагодой. Она была молода, красива, талантлива, полна жаждой жизни. Ольга Антоновна родилась в Санкт-Петербурге и была одной из первых тридцати учениц-женщин, принятых в Императорскую Академию художеств. Она посещала Академию в качестве вольнослушательницы, а затем занималась в мастерской Шишкина. В 1881-1882 годах её работы экспонировались на 9-й выставке Товарищества передвижных выставок и Всероссийской выставке в Москве. В 1880 году они поженились и поселились в купленной усадьбе в деревне Выра.
У них часто собирались друзья и устраивались шумные застолья. В Выре у супругов появилась на свет дочь Ксения. Но художника опять постигло страшное горе. Ольга скончалась от воспаления брюшины (перитонита) спустя всего полтора месяца после родов. Маленькую девочку взялась воспитывать Виктория Лагода, сестра умершей. Она осталась жить в семье Шишкина до конца его дней, заботясь о племяннице, о самом художнике и его дочери Лидии от первого брака.
Живопись
Желание быть поближе к искусству снова привело Михаила Шемякина в Эрмитаж, где он устроился разнорабочим. Трудился в бригаде, где две трети коллег были такими же непризнанными художниками.
Михаил Шемякин и Юрий Любимов
В 1962-м состоялась первая выставка картин Шемякина, которую организовал ленинградский журнал «Звезда». С творчеством мастера познакомились Юрий Любимов, Мстислав Ростропович, Альфред Шнитке, питерская интеллигенция. Спустя 2 года выставку произведений рабочих Эрмитажа устроил директор, за что поплатились все – и руководство, и сами непризнанные художники.
Михаил Шемякин снова остался без работы, пережил несколько обысков, во время которых конфисковали репродукции религиозной тематики, запрещенные книги, письма матери. Безработного грозились выслать из города за тунеядство.
Михаил Шемякин и Владимир Высоцкий
В 1967 году Шемякин организовал художественную группу «Петербург». В тандеме с философом Владимиром Ивановым взялся за поиск новых форм иконописи. 2 года был послушником в мужском Псково-Печерском монастыре. Выставки картин Михаила в стиле андеграунда раздражали и власть, и коллег, творивших в традиционных, дозволенных рамках.
Работами Михаила Шемякина заинтересовались на Западе. Дочь эмигрантов, галеристка Дина Верни, помогла эмигрировать супруге художника, с которой он предварительно развелся. Вскоре за женой и дочерью последовал Шемякин. Его отправили в эмиграцию, не позволив взять даже маленького чемодана с вещами.
Скульптора Михаила Шемякина «Дети — жертвы пороков взрослых»
В Париже Михаила встретили родные и Верни. Во Франции началась новая жизнь художника, поначалу трудная и на грани нищеты. Друзья помогли найти угол в покинутом бильярдном клубе. Зато Шемякин наслаждался свободой, запоем читал запрещенные книги, изучал западное искусство и рисовал.
Серии работ «Карнавалы Санкт-Петербурга», «Метафизические головы», «Чрево Парижа» принесли Михаилу Шемякину славу. С картинами российского мастера европейцы познакомились на выставке, организованной дизайнером Жан-Клодом Гобером в середине 1970-х. Заказы, контракты посыпались на мастера как из рога изобилия. Желающие купить его картины выстраивались в очередь.
Альманах Михаила Шемякина «Аполлон»
Вскоре культурная среда Парижа показалась Михаилу Шемякину скучной. Он работал без устали – рисовал, ваял скульптуры, издавал альманах «Аполлон», открывая Западу имена русских авангардистов и импрессионистов. Но Франция все больше «давила» художника мелкобуржуазностью и сытым покоем. Побывав в Нью-Йорке, Шемякин попал в родную стихию: ощутил бешеный темп жизни и попал в гущу мировой творческой мастерской.
В начале 1980-х Михаил Шемякин переехал в США и принял гражданство. Семья предпочла теплую и спокойную Грецию. Первые годы мастер обитал в Сохо, в середине 80-х превратившегося в мекку художественной богемы Нью-Йорка.
Дом Михаила Шемякина в Шато де Шамуссо, Франция
Через 8 лет Шемякин приобрел заброшенный замок в двух часах езды от бушующего города, в Клавераке. Разместил в просторных комнатах скульптурную и художественную мастерские. Вскоре он стал действительным членом Нью-Йоркской академии наук и академиком искусств Европы. В России с многогранным творчеством Михаила Шемякина познакомились в конце 1980-х.
Личная жизнь
Вокруг персоны известно российского дизайнера ходит множество слухов и домыслов. В СМИ не раз появлялась информация о нетрадиционной ориентации Артемия и его многочисленных детях. Но свою личную жизнь дизайнер предпочитает не обсуждать с общественностью. Доподлинно известно только то, что Лебедев был женат всего один раз на журналистке Марине Литвинович, и у пары есть сын Савва, который родился в 2001 году. Сейчас Артемий разведён, мать забрала ребенка жить с собой. Сам дизайнер в шутку говорит, что у него 10 детей разных возрастов — 6 девочек и 4 мальчиков.
Интересные факты:
- Артемий часто меняет название своего блога в ЖЖ на темы спамерских писем, которые попадают в его папку «Входящие».
- Увлекается фотографией, поэтому часто размещает на своих социальных платформах качественные и красивые снимки.
- В 2014 году создал логотип Московскому метро.
- У студии Лебедева есть своя Конституция, которая состоит из 21 правила. Например, что компания не сотрудничает с частными лицами.
- Занимает антирелигиозную позицию.
- Жил один с 16 лет.
- Резко выступает против благотворительности пожилых и больных людей.
- Играет в «Схватку».
- Его ники — Tema и Самизнаетекто.
- Стал прототипом главного героя книги Татьяны Устиновой «Запасной инстинкт».