Эль Лисицкий
Лазарь Маркович Лисицкий (1890-1941), более широко известный как Эль Лисицкий, известен не только как художник советской власти, но и как дизайнер, фотограф, архитектор и полемист. Он являлся заметной фигурой русского авангарда и автором пропагандистских работ. Под влиянием Казимира Малевича, который был его наставником, его собственные работы продолжали влиять на Баухауз и Конструктивистское движение. Большая часть графического дизайна 20-го века может быть связана с инновациями Лисицкого в динамических композициях и использовании цвета. Свою творческую карьеру он начал как книжный иллюстратор детских рассказов на идише. Среди художественных произведений Лисицкого и выставочные экспозиции и агитационные плакаты, в частности «Клином красным бей белых» (1919). Ключевым элементом работ Лисицкого было то, что они были созданы для содействия социальным и революционным изменениям. Он стал послом российской культуры в Веймарской Германии в 1920-х годах. Он оставил после себя наследие уникальных типографских и дизайнерских работ, которые и сегодня остаются влиятельными и провокационными.
Эль Лисицкий. Клином красным бей белых, 1919
Исторические события в стране и творчество Герасимова
В год окончания учёбы художника призывают в армию – шла Первая Мировая. Служба прошла в санитарном поезде, который курсировал на фронте Галиции (Восточная Европа, запад современной Украины). По окончании военных действий (1918) был демобилизован и отправился на родину.
Февральский, а затем Октябрьский переворот в Козлове прошёл относительно спокойно: заседания, собрания, демонстрации, манифестации. Герасимов включается в новую жизнь – организует «Коммуну творчества козловских художников». С коллегами из Коммуны декорирует театральные постановки, устраивает выставки, оформляет к праздникам городские улицы.
В конце августа 1919 года конница Мамантова (с ударением на втором слоге), белого генерала, захватила город Козлов на 40 дней. За время налёта погибло многое, созданное Герасимовым на это время.
В 1925 году, когда политическая жизнь в стране более-менее стабилизировалась, Герасимов отправляется в Москву. Здесь он устраивается декоратором сразу в два театра, Малый и оперетты, а также вступает в АХРР (Ассоциацию художников революционной России), которая стала заменой Товариществу передвижников.
АХРР в 1920-е годы обеспечила себе спокойное существование верностью линии партии. Картины Герасимова этого периода посвящены образу Ленина и командирам-красноармейцам – Александр Михайлович является одним из активистов организации. Но отдельные объединения художников продолжали множиться, и в 1932 году АХРР была распущена.
Витольд Бялыницкий-Бируля
Работы одного из создателей жанра мемориального пейзажа, передвижника Витольда Бялыницкого-Бирули хрянятся в музеях и частных коллекциях по всему миру, включая Третьяковскую галерею (картины «Из окрестностей Пятигорска», «Весна», «Лед прошел», «Задумчивые дни осени», «Нивогэс», «Белоруссия. Вновь зацвела весна»), художественные музеи Минска, Костромы, Нижнего Новгорода, Красноярска, Воронежа, Томска, Челябинска, Ставрополя, Семея, Сочи, Одессы, Днепропетровска, Киева, Могилева и Белынич и т.д.
Витольд Каэтанович Бялыницкий-Бируля родился в Белоруссии в местечке Бялыничи в 1872 году. Семья часто меняла место жительства. Первые уроки живописи он получил в Киеве. Эти знания пригодились Бялыницкому-Бируле в семнадцатилетнем возрасте при поступлении в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. В это время художник увлечен пейзажем (впоследствии исследователи его работ будут говорить о влиянии Исаака Левитана).
На ежегодных ученических выставках картины Бялыницкого-Бируля обращали на себя внимание. Благодаря им в 1897 году его картину «Из окрестностей Пятигорска» приобрел для своей тогда уже знаменитой галереи Павел Третьяков
Это было крупнейшим событием в биографии молодого художника, только вступившего на самостоятельный творческий путь.
С 1897 года художник начинает показывать свои картины на выставках Московского Общества любителей художеств и Московского Товарищества художников. Наконец, в 1899 году произведения Бялыницкого-Бирули появляются на Передвижной выставке, и в скором времени он становится членом Товарищества передвижников. Через четыре года получает звание академика живописи. В 1910-е годы Бялыницкий-Бируля участвует в выставках в Западной Европе, где удостаивается престижных наград.
В тот же период художник приобретает участок земли в Тверской губернии на берегу озера Удомля, недалеко от мест, где часто работал Левитан. Там он строит дом с мастерской. В 1917 году Бялыницкий-Бируля открывает художественную школу для крестьянских детей. Художник много путешествует по стране и продолжает традиции русского импрессионизма. Он пишет этюды на Азовском море, трижды посещает Заполярье. В 1930-х годах создает индустриальные пейзажи. В 1936-1937 годах Бялыницкий-Бируля создает цикл картин по местам жизни Александра Пушкина, Михайловскому и Тригорскому.
Великая Отечественная война нашла отражение в полотнах «Красная Армия в лесах Карелии» и «По следам фашистских варваров». В конце 1940-х годов Бялыницкий-Бируля создал цикл белорусских пейзажей, в которых леймотивом прозвучало возрождение природы от войны.
Александр Самохвалов
Художник, акварелист и иллюстратор Александр Николаевич Самохвалов (1894-1971) был ведущим членом Ленинградского отделения Союза художников Российской Федерации. Александр Самохвалов часто признается одной из главных фигур ленинградской школы живописи. Известный своим жанровой и портретной живописью, художник оттачивал свои таланты у Кузьмы Петрова-Водкина, который оказал влияние на его рисунки и слияние формы и цвета. Его поездка в Самарканд в 1921 году знаменует собой поворотный пункт в его карьере и, как полагают, значительно повлияла на его стиль в последующие годы. Пять лет спустя он участвовал в восстановлении собора Святого Георгия в Старой Ладоге. Именно здесь он познакомился с традиционными формами русской живописи, что также повлияло на его собственный стиль. Среди известных работ — «Киров принимает парад физкультурников» (1935) и «Появление В.И.Ленина на II Всероссийском съезде Советов» (1939).
Александр Самохвалов, Кафе «Гурзуф», 1956, частное собрание, Россия
Краткая биография
- В 1865 г. молодой человек приехал в Санкт-Петербург, чтобы поступить в Императорскую Академию художеств. Только с третьей попытки, после создания картины «Татарская сакля в Крыму», начинающему живописцу было присвоено звание свободного (неклассного) художника.
- А в 1870 г., после подачи прошения в совет учебного заведения, Куинджи удалось стать вольнослушателем Академии.
- Летом 1870 г. художник посетил остров Валаам и так был впечатлён красотой местной природы, что возвращался сюда не единожды, писал пейзажи. Один из них «На острове Валааме», написанный в 1873 г., стал первой картиной мастера, которую приобрёл для своей галереи Павел Третьяков.
- Во время учёбы Архип познакомился с передвижниками, чьи идеи молодому художнику оказались близки. Под их влиянием в 1872 г. Куинджи написал картину «Осенняя распутица», которая принесла ему звание классного художника.
- В том же духе автор создал ещё 2 работы: «Забытая деревня» (1874 г.) и «Чумацкий тракт в Мариуполе» (1875 г.). Все 3 картины объединяли мрачный колорит, стремление изобразить окружающую действительность, социальная тематика. Картины были представлены на выставке передвижников и имели большой успех. Добившись признания, художник перестал посещать Академию.
- В 1874 г. за картину «Снег» Куинджи был награждён бронзовой медалью международной лондонской выставки.
- В 1875 г. на очередной выставке передвижников художник представил картину «Степи», принятую публикой очень благосклонно. В этом же году живописец стал полноправным членом Товарищества передвижных художественных выставок, хотя уже начал охладевать к их идеям и искать свой путь.
- В следующем году всеобщее восхищение вызвала работа мастера «Украинская ночь». С этой картины начался период творческих поисков художника, называемый исследователями «романтическим». Куинджи много работал с цветом, пространством, искал новые выразительные средства, добиваясь особой глубины, яркости и некоторой декоративности изображения.
- В 1878 г. Архип Иванович участвовал во Всемирной парижской выставке. Оригинальный стиль его произведений вызвал восторг у публики и критиков.
- В этом же году художник приступил к работе над картиной «Вечер на Украине», создание которой заняло у мастера более 20 лет.
- Художник тщательно изучил принципы импрессионизма и переосмыслил их в своём стиле. Это хорошо видно на полотнах 1879 г.: «Север», «После дождя», «Берёзовая роща».
- В конце 1879 г. Куинджи, поругавшись с М. К. Клодтом из-за критической статьи последнего, вышел из Товарищества передвижников. Но со многими членами этого общества художник сохранил дружеские отношения.
- В 1880 г. в Обществе поощрения художеств была устроена выставка одной картины – «Лунной ночи на Днепре». Под руководством живописца все окна в зале были задрапированы, а само полотно освещено электрическим лучом. Выставка имела грандиозный успех и стала настоящей сенсацией в обществе. Художник, применяя новые красочные пигменты, сумел добиться невиданного ранее цвета. Правда, со временем картина потемнела, т.к. новые краски оказались нестабильны, но смотрится она по сей день эффектно. С этой работы начался новый, «философский», период в творчестве мастера.
- В 1881 г. с таким же успехом прошла моновыставка картины «Берёзовая роща». А представленная год спустя работа «Днепр утром» была принята публикой прохладно.
- Следующие 20 лет стали годами затворничества художника. Находясь на пике славы и, по-видимому, устав от суеты, восторженных и критических замечаний в свой адрес, он удалился от общественной жизни. Уединившись в своей мастерской, он много работал, но никому не показывал свои произведения. В этот период мастер создал более 300 графических и около 500 живописных работ и эскизов.
- В 1886 г. Архип Иванович приобрёл участок земли в Крыму. Через некоторое время он построил на этом участке имение, где часто проводил пленэрные занятия с учениками.
- В 1888 г. состоялась поездка Куинджи на Кавказ. Под впечатлением от путешествия Архип Иванович создал ряд романтических горных пейзажей.
- С 1884 по 1897 гг. Архип Иванович преподавал в Академии художеств и руководил пейзажной мастерской.
- В 1901 г. художник показал ученикам и друзьям несколько своих работ, среди которых были: законченный «Вечер на Украине» и «Христос в Гефсиманском саду».
- Осенью того же года состоялась последняя прижизненная выставка работ мастера.
- В 1908 г. Куинджи основал Общество поддержки художников, которому завещал своё крымское имение и большую сумму денег.
- В 1910 г. художник подхватил воспаление лёгких и тяжело заболел.
- 11 (24 по новому стилю) 1910 г. в возрасте 68 лет Архип Иванович Куинджи скончался.
Архип Иванович Куинджи
Как сегодня живет самый титулованный художник Дальнего Востока
В 2012 году Павлишиным в сотрудничестве с учеными был издан научно-художественный альбом «Тигр». Ее персонажами стали: различные обитатели Уссурийской тайги, представители народностей Приамурского края, и, конечно же, тигры. В книге отражена вся история существования этих великолепных животных — от саблезубых до современных, гибнущих от рук браконьеров и приходящих к людям в поисках помощи. В книге есть научный раздел, в создании которого участвовали — академик А. Окладников, писатель-охотовед С.Кучеренко, профессор ДВФУ Д. Бродянский, кандидат исторических наук Н. Артемьева. Для реалистичного изображения тигров Павлишин много лет собирал рассказы охотников об этих животных и пять лет наблюдал и зарисовывал их в Алма-Атинском зоопарке.
В США состоялись две персональные выставки художника, где они пользовались огромным успехом. Многие картины были раскуплены. Г. Павлишин, по просьбе местных архитекторов, давал им платные уроки. Все организационные хлопоты взяла на себя принимающая сторона.
После посещения США Г. Павлишин получил около полутора тонн подарков и российской таможне было дано указание не задерживать эти грузы. В России до 2013 года не состоялось ни одной персональной выставки, и ни один музей Владивостока и Хабаровска не приобрел его работы.
И только, когда художнику исполнилось уже 75 лет, благодаря инициативе Краеведческого музея, состоялась первая персональная экспозиция Геннадия Дмитриевича на родине. В 2019 году была организована его вторая выставка, которую сам автор назвал «Здесь родины моей начало». На ней были представлены акварельные работы, сделанные за последние 5 лет: эскизы и готовые иллюстрации к новым книгам, в том числе, к проекту «Владивосток», для которого были написаны акварели, в мельчайших деталях изображающие линкоры, эсминцы и шлюпки.
Геннадий Дмитриевич Павлишин — очень непубличный, работоспособный и собранный человек, планирующий свою деятельность на годы вперед. «Я жадный до работы», — говорит он о себе. Сейчас этот неординарный художник и этнограф планирует после окончания проекта «Владивосток» отразить в четырехтомнике по культуре народов Дальнего Востока этнографический материал, собранный за всю долгую и очень активную жизнь.
Интересные факты
По версии журнала Forbes, предприниматель из Дагестана вошел в список 500 самых состоятельных людей России. Согласно официальной версии состояние Сардарова составляет $ 100 млн. (по неофициальным данным, капитал Рашида Селимовича оценивается в $ 1 млрд.).
В южной части Нижней Австрии бизнесмен владеет горной усадьбой площадью 500 га. Ее покупка обошлась Сардарову в € 25 млн. На территории особняка находится дом для гостей и большой природный пруд, на воротах резиденции золотыми буквами выбиты инициалы владельца.
Рашид Сардаров фото
Марианна Сардарова не отстает от супруга. Например, артисту балета Николаю Цискаридзе жена Рашида Селимовича презентовала обустроенную по последнему слову техники квартиру в центре Москвы.
За лицензию на охоту на черного носорога (в год разрешено отстреливать не более 3 особей) в Намибии Сардаров заплатил на аукционе 1,5 тыс. намибийских долларов. На охоту Рашид отправился вместе с братом и другом. Кроме носорога были подстрелены лев и леопард.
` reviewsOverall ` / 10
ОЦЕНКА ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ
(1 голос)
Привлекательность
Харизма
Обаяние
Целеустремленность
ЧТО ГОВОРЯТ ЛЮДИ…
Сортировать:
Самые последниеНаивысший баллНаиболее полезноХудшая оценка
Ваш отзыв будет первым.
Проверенный
/ 10
Показать больше
{{ pageNumber+1 }}
Иван Хруцкий
Иван Хруцкий остался в истории искусства благодаря своим работам в малых жанрах. Во многом он заложил основы традиционного русского натюрморта. Его работы украшали наиболее богатые дома современников и были коммерчески успешны. Из-за огромного количества заказов Хруцкий часто повторял полотна, зачастую лишь незначительно меняя композиционное решение. Так, «Натюрморт с биноклем», написанный в 1839 году, художник воспроизвел восемь раз. Хруцкий также был прекрасным портретистом, в работах которого отчетливо проступали принципы венециановской школы.
Родился в 1810 году в местечке Улла Лепельского уезда Витебской губернии. Его отец, греко-униатский священник Фома Хруцкий, вскоре после рождения сына был уволен со службы и перебрался с семьей под Полоцк. Там будущий художник получил образование в высшем училище пиаров (католического монашеского ордена).
В 1830-х годах Хруцкий посещал классы Императорской Академии художеств как вольнослушатель и брал уроки у английского живописца Джорджа Доу. В 1836 году за картину «Плоды и цветы» получил большую серебряную медаль и звание свободного художника, что стало для него дополнительным стимулом продолжать учиться в Академии. Через три года Хруцкий получил малую золотую медаль и был возведен в звание академика. После смерти отца в 1839 году молодой художник остался опекуном младших братьев и сестер. В 1840 году по разрешению Академии он возвращается в Полоцкий уезд и строит там дом.
В 1846 году архиепископ Иосиф Семашко (известный тем, что в 1839 году сыграл ключевую роль в воссоединении униатов с православной церковью) приглашает Хруцкого на работу. Художник приезжает в Вильно, где ему предоставляют квартиру и гонорар. В течение восьми лет Хруцкий пишет портреты ближайших сподвижников Семашко. Из тридцати двух работ сохранилась всего одна – «Портрет Викентия Лисовского». Художником также были созданы иконы для Александро-Невского собора в Ковно (Каунасе), пещерной церкви трех мучеников в Вильно, церкви Св. Иосифа Обручника в Тринополе.
В натюрмортах Ивана Хруцкого можно найти влияние и голландских, и фламандских мастеров, однако Хруцкий выработал свой личный, узнаваемый стиль. К наиболее известным работам художника относят «Портрет неизвестной с цветами и фруктами», «Цветы и плоды», «Старуха, вяжущая чулок», «Натюрморт с биноклем», «Плоды и дыня», «Натюрморт со свечой».
В последние годы жизни художник ведет скромную, почти затворническую жизнь, работает мало, пишет семейные портреты и домашние интерьеры, почти позабыв о любимых натюрмортах. Одна из последних работ Ивана Хруцкого – «Автопортрет», созданный в 1884 году, за 9 месяцев до смерти.
Каземир Малевич
Казимир Малевич (1879-1935) родился в Киеве, большую часть своего детства провел в отдаленной Украине и часто переезжал. Изолированный от культуры, Малевич впитал в себя традиции сельской жизни, которые, как говорят, были с ним на протяжении всей его жизни. После смерти отца в 1904 году он переехал в Москву, где учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Он был современником Владимира Татлина, часто выставлялся с ним на выставках. Поворотным моментом в его стиле стало открытие в 1913 году в Москве крупной выставки произведений Аристарха Лентулова. Говорят, что это открыло разум Малевича кубическим формам и принципам, которые он начал включать в свои работы. Основной вклад Малевича в историю искусств пришелся на 1915 году, когда он написал свой манифест «От кубизма к супрематизму». Супрематизм должен был стать его фирменным стилем и очень влиятельным для будущих поколений художников. Среди известных супрематических работ художника — «Черный квадрат» (1915) и «Белое на белом» (1918).
Каземир Малевич. Белое на белом, 1918, Нью-Йоркский музей современного искусства, г. Нью-Йорк
Творчество
Особенно ярко талант А.Гилязова раскрылся в прозаических жанрах. Деревенская проза А.Гилязова показывает глубинные процессы разлада народной жизни.
Уже в первых рассказах (сборник «Рәтле кешеләр» – «Порядочные люди», 1959 г.) обозначился интерес А.Гилязова к нравственным принципам как к главному стержню характера личности. Это основная тема творчества писателя.
В своих произведениях, созданных в 1950–1960-е гг., А.Гилязов исходит из основополагающего общечеловеческого принципа: нравственно то, что приносит людям счастье и радость. В повести «Дүртәү» («Четверо», 1958 г.) идеалом нравственности является чувство исполненного долга, а в повести «Өч аршын җир» («Три аршина земли», 1963 г.; русский перевод, М., 1966 г.; постановка в Татарском академическом театре, 1987 г.) – преданность родной земле.
В повести «Берәү» («Один», 1958 г.), «Качак» («Беглец», 1959 г.), «Зәй энҗеләре» («Жемчужины Зая», 1963 г.), романе «Урамнар артында яшел болын» («За околицей зеленые луга», 1969 г.; русский перевод «Диляра», М., 1973 г.) усиливается авторская позиция в плане критического осмысления устоев советского общества и показа нравственной деградации человека.
В повести «Урталыкта» («На перепутье», 1969 г.) автор воссоздает картину советской действительности эпохи «развитого социализма», исследует природу конформизма и глубинных причин нравственного падения человека.
Повесть «Җомга көн кич белән» («В пятницу вечером», 1979 г.) поднимает этические проблемы, проблемы ответственности личности, самопожертвования женщины.
Если в деревенской прозе А.Гилязов опирался на национальные традиции, то в произведениях, посвященных городской тематике – «Күзгә-күз» («С глазу на глаз», 1975 г.), «Мең чакрым юл» («Тысячу километров в пути», 1978 г.), он акцентирует внимание на культурной, интеллектуальной традиции, остро ставит вопрос о самоценности человека. В произведениях 1970-х гг
А.Гилязов обращается к социально-философским проблемам, вопросам духовно-нравственного возрождения народа. Герои старшего поколения обретают черты идеальных героев. В образе главного героя повести «Әтәч менгән читәнгә» («Петух на плетне», 1980 г.) воплощен авторский идеал, отражающий высшие нравственные представления о человеческих отношениях
В произведениях 1970-х гг. А.Гилязов обращается к социально-философским проблемам, вопросам духовно-нравственного возрождения народа. Герои старшего поколения обретают черты идеальных героев. В образе главного героя повести «Әтәч менгән читәнгә» («Петух на плетне», 1980 г.) воплощен авторский идеал, отражающий высшие нравственные представления о человеческих отношениях.
В 1980–1990-е гг. А.Гилязов написал произведения, ставшие образцами современной татарской литературы. Документальный роман-хроника «Алтынчы августка кадәр…» («До шестого августа …», 1986–1987 гг., соавтор А.Литвин), повествующий о Гражданской войне в Поволжье, отличается своеобразием жанра и приемов художественного изображения.
С 1980-х гг
А.Гилязов усиливает внимание к социально-психологическому анализу и нравственной оценке отдельной личности, всего современного общества. В повести «Яра» («Рана», 1981–1988 гг.) автор пытается раскрыть нравственную ценность такого жизнеустройства, в котором приоритет отдается личности, размышлениям об истоках собственного рода, о долге перед любимым человеком
В романе «Балта кем кулында?» («В чьих руках топор?», 1988–1989 гг.) представлена трагедия интеллигента, человека мыслящего, порядочного, пытающегося следовать зову сердца в условиях тоталитарной системы.
Роман-воспоминание «Йәгез, бер дога» («Давайте помолимся!», 1991–1993 гг.) – своеобразный итог многолетних литературных исканий. В нем описывается тюремный быт, бесправие «узников совести», выносится суровый приговор сталинскому режиму.
Драматургия А.Гилязова пронизана стремлением осмыслить суть сложных преобразований, происходящих в жизни татарского народа, осветить их в контексте философско-этических проблем. В драмах «Көзге ачы җилләрдә» («Осенние ветры», постановка 1961 г.), «Эңгер-меңгер» («Сумерки», постановка 1971 г.), «Югалган көн» («Потерянный день», постановка 1976 г.), «Китмәгез, тургайлар» («Не улетайте, жаворонки», постановка 1978 г.), которые с успехом шли на сцене Татарского академического театра, раскрывается взаимосвязь общественного устройства и нравственных устоев, богатство духовного мира человека. С особой остротой поставлена проблема человеческих пороков в исторических драмах «Сары чәчәк ата көнбагыш» («Цветут подсолнухи», постановка 1974 г.), «Я кайтырбыз, я кайтмабыз» («Надеемся вернуться», 1975 г.) и др.
Заключение
Александр Родченко был настоящим экспериментатором, основателем школы технической конструктивистской эстетики: свое предназначение он видел в сломе закостенелого и традиционного. Вдохновение художник находил в повседневных сюжетах. Так он раскрывал свой характер: в жизни мастер был скрытным, не позволял сентиментальности в обществе, но в его сюжетах открывался необыкновенный темперамент, энергичный и решительный нрав.
В последние годы Родченко впал в депрессию, дневниковые записи полны пессимизма: он жаловался, что жизнь с каждым днем становилось все скучнее, работы не было. Для пары Родченко-Степанова началась темная полоса.
В 1956-м году Александр Родченко умер, не дожив до первой персональной выставки, организованной Верой Степановой.
Последние годы изменили представление Родченко о власти и возможностях советского искусства: он отказался от поиска нового в повседневном и подчинился законам социалистического реализма, которые установила тоталитарная власть.
Смелое наследие Родченко осталось в истории. Искусство, ставшее памятником авангардной культуры. Вне времени и пространства. Современные художники, фотографы, дизайнеры помнят его яркие образы, обращаются к его специфическим техникам и работают с тем же свободным искусством, которое в свое время развивал Александр Родченко.