Дальнейшая деятельность
С 1864 года о Дмитрии Васильевиче Григоровиче не было ничего слышно. Писатель будто исчез: больше не было ни новых произведений, ни публикаций. Однако Дмитрий попал в творческий кризис – людские взгляды менялись так быстро, что писатель просто не видел никакой связи с современностью.
Оставив литературную деятельность, он активно содействовал развитию «Общества поощрения художеств». Связано это было с тем, что писатель на протяжении очень долгого времени работал в нем главным секретарем. За долгие годы работы писатель был награжден чином действительного статского советника. Писателю была начислена хорошая пенсия.
Примечания
- Справочник членов Ленинградской организации Союза художников РСФСР. — Л: Художник РСФСР, 1972. — с.16.
- Крум Стефанович Джаков. 1909-1977. Выставка произведений. Каталог. — Л: Художник РСФСР, 1981. — с.3.
- Выставка произведений ленинградских художников 1951 года. Каталог. — М-Л: Искусство, 1951. — с.13.
- Выставка произведений ленинградских художников 1951 года. Каталог. — Л: Лениздат, 1951. — с.10.
- Осенняя выставка произведений ленинградских художников. 1956 года. Каталог. — Л: Ленинградский художник, 1958. — с.10.
- Выставка произведений ленинградских художников 1960 года. Каталог. — Л: Художник РСФСР, 1961. — с.16.
- Выставка произведений ленинградских художников 1961 года. Каталог. — Л: Художник РСФСР, 1964. — с.16.
- Ленинград. Зональная выставка. — Л: Художник РСФСР, 1965. — с.18-19.
- Каталог весенней выставки произведений ленинградских художников 1965 года. — Л: Художник РСФСР, 1970. — с.13.
- Выставка произведений ленинградских художников, посвященная 60-летию Великого Октября. — Л: Художник РСФСР, 1982. — с.13.
Фильмы
В далеком 1958-м Александр Борисович попытался начать актерскую фильмографию, придя на пробы в картине «Андрейка» о детях петербургских рабочих, которые в 1917-м помогали разоблачать агентов Временного правительства. Однако юношу не взяли по простой причине: Саша не выговаривал букву «р».
Вновь попытал удачу Стефанович на 2-м курсе института в главной роли в военной драме Григория Поженяна «Прощай». Как вспоминал артист, он очень хотел там сниматься, поскольку представилась возможность познакомиться с Жанной Прохоренко, Олегом Стриженовым, Владимиром Заманским. Александр опасался, что вновь откажут из-за картавости, но как раз из-за этой особенности студента и утвердили.
Стефанович считал дни съемок в молодости лучшими воспоминаниями: группа жила в Ялте, на прогулках молодого артиста сопровождала толпа поклонниц, а зарплата в десять раз превышала стипендию.
На 3-м курсе ВГИКа Стефанович по распределению попал на практику на «Ленфильм», но, по собственным словам, как таковая производственная практика там не светила. Случайно зайдя на Ленинградское телевидение, будущий режиссер получил задание снять фильм о молодежи.
С поручением Александр справился блестяще. Документальная картина «Все мои сыновья» получила в общей сложности 14 премий, ее показывали студентам как фильм, подобный которому обязан снять каждый режиссер. Легенда советского кино Григорий Чухрай пригласил съемочную группу на работу в «Мосфильм» и предложил снять ленту, какую пожелают.
Амбициозный режиссер начал с размахом. В дебютную картину «Вид на жительство» пригласил сразу Марину Влади и Владимира Высоцкого. Сценарий готовил Александр Шлепянов, соавтор первой ленты о советской разведке «Мертвый сезон». Пробивать препоны цензуры помогал Сергей Михалков.
Но усилия оказались напрасны: режиссера вызвали на Лубянку и сказали, что Влади и Высоцкий на главной студии страны сниматься не могут. По словам Стефановича, Высоцкий тогда очень расстроился, а написанная им песня «Гололед» появилась позднее под впечатлением от сценария. В итоге в фильме снялись Альберт Филозов и Виктория Федорова, дочь актрисы Зои Федоровой.
Сотрудничество с Михалковым продолжилось с сатирической комедией «Пена» о чиновнике, купившем диссертацию. В 1974-м Александр Борисович срежиссировал первую музыкальную ленту «Дорогой мальчик», прообраз будущих клипов. Спустя 3 года он снял фильм о ВИА «Песняры» под названием «Диск», приуроченный к выходу пластинки группы.
Стефановичу обязаны появлением в кино София Ротару, Александр Розенбаум и «Машина времени».
Из художественных фильмов, в которых Стефанович участвовал как режиссер и сценарист, особняком стоит «Кураж». Лента о начинающей певице Галле и раскручивающем ее режиссере была снята по одноименному роману Александра Борисовича, во многом автобиографическому.
Это рассказ об особом периоде личной жизни, когда он был влюблен в Примадонну, об обществе ярких и незаурядных людей, живших на сочетании задора и отваги. В роли секретарши директора «Мосфильма» на киноэкране дебютировала участница «Евровидения» Дина Гарипова. По словам Стефановича, «Кураж» выбивается из общей массы снятых им картин.
Весной 2018-го на одном из телеканалов Александр поделился деталями съемок фильма «Душа». Снимая картину, он не думал насолить Примадонне, как принято считать. По его словам, певица не соблюдала график съемок, хамила сотрудникам, и у съемочной группы закончилось терпение уже в первый день.
В передаче прозвучали слова, что Алла Пугачева позже попыталась вернуться на съемочную площадку и потребовала нового режиссера, на что руководство «Мосфильма» ответило, что меняет только актеров, но не режиссеров, поэтому главная роль досталась Софии Ротару.
Осенью 2020-го состоялась премьера картины «Движение вверх», поставленной Александром Борисовичем. Документальная лента рассказывает о карьере и жизненном пути народного артиста РФ Никиты Михалкова.
После режиссер заметил в интервью, что совместно с продюсерами занят подготовкой новой художественной картины, но в подробности вдаваться не стал:
Плакаты ВОВ в творчестве Кукрыниксов
Еще свежи в нашей памяти многочисленные плакаты в «Окнах ТАСС», созданные Кукрыниксами в суровые годы борьбы с фашистскими захватчиками: «Беспощадно разгромим и уничтожим врага!», «Превращение фрицев», «Волжский утес», «Уборка урожая — грозный удар по врагу» и другие. Отвечавшие самым насущным задачам времени, предельно выразительные, они были мощным идейным оружием, придавали еще больше сил советским воинам на фронте и трудовому населению в тылу.
На страницах «Правды», «Крокодила» и других советских изданий неизменно появлялись острые карикатуры Кукрыниксов, пригвождающие к позорному столбу трубадуров холодной войны и их пособников. В 1958— 1959 годах были опубликованы карикатуры «Берлинский вопрос», «Воинствующий попугай» и другие. В № 2 «Крокодила» за 1960 год, посвященном памяти А. П. Чехова, запоминается остроумная карикатура «Злоумышленник в международном масштабе»: западногерманский канцлер Аденауэр старательно отвинчивает гайки с рельсов, у которых стоит указатель «К мирному сосуществованию».
Семья и личная жизнь Николая
Любовные истории Никаса – настоящая радость для желтой прессы. Мастер не скрывает своих романов, с удовольствием рассказывает о пассиях – нынешних и прошлых. Отношения с Татьяной Васильевой в свое время обсуждала вся страна, оба и сейчас нередко вспоминают о любовной связи, дополняя историю новыми подробностями.
Официальных браков у известного сердцееда было два. Первой супругой молодого человека стала югославская гражданка по имени Драгана, в 1984 году они расписались в ЗАГСе Москвы и отбыли на родину девушки. Но спустя 3 недели Никас сбежал от жены.
Второй раз художник пошел под венец с итальянкой Франческой, которая родила ему сына Стефано. Официально отношения продолжались 13 лет, но фактически супруги расстались, когда мальчику было 4 месяца. Сафронов уехал из Италии, где они жили, сына долгие годы не видел, хотя постоянно поддерживал материально.
Бывшая жена с сыном переселились в Лондон, художник увидел парня, когда приезжал в британскую столицу по делам. С тех пор отношения со Стефано наладились.
Внебрачные дети
Бурная личная жизнь и постоянные перемещения по миру привели к тому, что у художника оказались дети в разных уголках планеты. Недавно, задумавшись о том, кому оставить свое немалое состояние, Сафронов решил собрать всех отпрысков, предварительно проведя тест на отцовство. На сегодняшний день подтвержденные внебрачные дети:
- Дмитрий Цыбульский, 1985 – родился в Вильнюсе, живет в Таллинне;
- Лука Затравкин, 1990 – москвич;
- Александр Филимоненко – москвич;
- Ландин Сороко, 1999 – Австралия.
Убедившись в отцовстве, Никас принял всех сыновей, но готов и дальше искать своих отпрысков. Художник говорит, что много занимается благотворительностью, почему бы не помочь и своим детям.
Гражданская жена
Подруга мастера моложе своего избранника на 40 лет, ее зовут Мария. Никас представил девушку как свою гражданскую жену. Маша – личность непубличная, занимается работой с глухими. Огромная разница в возрасте Сафронова не беспокоит, узами нового брака он себя пока связывать не собирается.
Мастер оптимистического кубизма А. Лентулов и его картины
Аристарх Васильевич Лентулов был по своей природе энергичным и смелым. Из-за своей дерзости он так и не сумел попасть в академическую школу живописи, зато именно смелость помогла ему организовать скандально известное художественное объединение авангардистов «Бубновый валет». Его создание как раз пришлось на годы, когда художник учился у французских живописцев и основательно увлекся кубизмом. Но Лентулов не копировал местных мастеров, а пришел к собственному варианту, называемому оптимистическим кубизмом.
А. Лентулов (1882–1943).
Такое необычное название возникло в связи с тем, что огромная жизнерадостность художника буквально окутывала зрителя, разглядывающего любую его картину. Какую бы тему он ни брал, изображения получались яркими и утопающими в свете. Когда же дело дошло до экспериментов с кубизмом, изображения рассыпались на множество форм, но в них по-прежнему остались яркие цвета и динамичность самой жизни. К этому добавилась и сама тематика картин, так как Лентулов увлекся русским фольклором, иконами и древней архитектурой. Так, зрителя может поразить многоцветием картина «Василий Блаженный», он может услышать целую симфонию звуков при знакомстве с работой «Небозвон (Декоративная Москва)» или почувствовать всю мощь многовековой столицы в произведении «Москва».
А. Лентулов. «Небозвон (Декоративная Москва)», 1915 г.
Сам же художник в шутку называл свой стиль орнеизмом из-за того, что его полотна напоминали орнаменты и даже содержали кроме красок различные материалы типа фетра, бересты, фольги, бархата и других. Писал он свободно и вызывающе, что стало одной из причин популярности как в его время, так и сегодня. Среди других работ в данном стиле назовем «Астры», портрет художника И.С. Малютина и «Красный мост в Царицыно».
А. Лентулов. «Астры». 1913 г.
Последние годы жизни
Будучи уже на пенсии, писатель написал повесть «Гуттаперчевый мальчик». Дмитрий Васильевич Григорович рассказал о судьбе несчастного мальчика-сироты, который оказался в цирке. Мальчик выполнял акробатические трюки, он был тих и замкнут. Единственным, к кому главный герой испытывал доверие, был клоун, страдающий сильной алкогольной зависимостью. Он старался обходиться с мальчиком с теплотой, пытался радовать подарками, которые делал без повода.
Во время одного из выступлений юному акробату предстояло подняться на огромную высоту и перевернуться вверх ногами. Трюк должен был выполняться без страховки. Мальчик не смог удержаться на высоте и упал, сломав себе ребра и разбив грудную клетку. Представление было завершено. В эту же ночь клоун несколько раз подходил к уже мертвому телу мальчика – удар о пол оказался смертельным. Трогательное произведение по достоинству считается одним из лучших творений писателя, написанных за все время.
Скончался известный писатель 3 января 1900 года в возрасте 77 лет. Дмитрий Васильевич был похоронен в Санкт-Петербурге на Литераторских мостках Волковского кладбища.
4. Библиография
- Выставка произведений ленинградских художников 1951 года. Каталог. — Л: Лениздат, 1951. — с.10.
- Выставка произведений ленинградских художников 1951 года. Каталог. — М-Л: Искусство, 1951. — с.13.
- Осенняя выставка произведений ленинградских художников. 1956 года. Каталог. — Л: Ленинградский художник, 1958. — с.10.
- Выставка произведений ленинградских художников 1960 года. Каталог. — Л: Художник РСФСР, 1961. — с.16.
- Выставка произведений ленинградских художников 1961 года. Каталог. — Л: Художник РСФСР, 1964. — с.16.
- Ленинград. Зональная выставка. — Л: Художник РСФСР, 1965. — с.18-19.
- Каталог весенней выставки произведений ленинградских художников 1965 года. — Л: Художник РСФСР, 1970. — с.13.
- Выставка произведений ленинградских художников, посвященная 60-летию Великого Октября. — Л: Художник РСФСР, 1982. — с.13.
- Справочник членов Союза художников СССР. Том 1. — М: Советский художник, 1979. — с.323.
- Крум Стефанович Джаков. 1909-1977. Выставка произведений. Каталог. — Л: Художник РСФСР, 1981.
- Справочник членов Ленинградской организации Союза художников РСФСР. — Л: Художник РСФСР, 1972. — с.16.
- Matthew Cullerne Bown. A Dictionary of Twentieth Century Russian And Soviet Painters. 1900 — 1980s. — London: Izomar Limited, 1998.
- Иванов С. В. Неизвестный соцреализм. Ленинградская школа. — Санкт-Петербург: НП-Принт, 2007. — с.384, 387, 388, 393, 401, 403, 444. ISBN 5-901724-21-6, ISBN 978-5-901724-21-7.
Биография
Джакомо Антонио Доменико Кваренги родился в провинции Бергамо, маленьком селении Италии, в довольно обеспеченной семье. Живописцами были и его дедушка, и отец, причем очень известными. От них Джакомо досталась тяга к прекрасному и талант художника. Природа рвалась наружу, и мальчик демонстрировал желание творить, рисовать, но у родителей был задуман для него совсем другой путь: в монастырской школе он учился языкам, литературе, философии, юриспруденции. Кваренги говорил, что изучение последних двух наук вызвало в нем только отвращение. Впрочем, впоследствии Джакомо настоял на своем, став учеником художников Раджи и Бономини. Те обнаружили в нем выдающийся талант и посоветовали не сходить с выбранного пути.
В 1861 году Джакомо Антонио Кваренги отправился в Рим, где завел много полезных знакомств: его учителями и друзьями стали А. Менгс, С. Поцци, В. Бренна. Именно последний подал Джакомо идею стать архитектором, и так Кваренги увлекся до конца жизни, постепенно став настоящим знатоком темы. Он начал знакомиться с историей архитектуры, трудами архитекторов Рима, вдохновенно зачитывается трактатами зодчих Ренессанса, особенно близкими ему стали идеи Андреа Палладио.
Известность не заставила себя долго ждать: аббат Торп познакомил Джакомо с К. Редзонико. Этот меценат, в то время бывший очень знаменитым, заказал у Кваренги крупный проект церкви в Субиако. Сложность заключалась в том, что церковь надо было переделать, но старое здание изменять нужно было по минимуму. Так архитектору фактически пришлось создать новый храм внутри старого. Уже в этом проекте можно было разглядеть стиль Кваренги, которому присуща строгость и лаконичность. После выполнения этого первого крупного заказа к архитектору посыпались предложения со всей Европы.
1775 год подарил Джакомо Антонио Доменико Кваренги семейное счастье – жену и дочь.
Приглашение из России было для Кваренги следующим важнейшим этапом в жизни и карьере. До этого он лишь выполнял перестройки и небольшие случайные проекты, крупных самостоятельных проектов у него не было, как и не было полного чувства собственной самореализации. Поэтому архитектор Джакомо Кварнеги сразу же согласился отправиться в Россию, где подписал контракт с Екатериной II, став ее придворным архитектором. Это произошло в 1780 году.
Начало работы Кваренги в России было положено дворцом в Петергофе, который не только украсил природный ландшафт, но и впоследствии стал настоящей достопримечательностью Санкт-Петербурга. По проектам Кваренги были построены беседки и павильоны, церкви в Царском Селе и имения высокопоставленных особ. Он стал буквально нарасхват среди русских аристократов того времени, здесь его талант и познания в архитектуре наконец раскрылись в полной мере, внесли в городской облик штрихи классицизма. Екатерина всегда контролировала работу архитектора, общаясь непосредственно с ним, иногда даже принимала участие в разработке эскизов, но, бывало, слишком торопила в сроках осуществления проектов, о чем он сетовал в письмах.
Как бы то ни было, императрица всегда была весьма довольна работами архитектора, обновленные интерьеры в Зимнем дворце и все остальные постройки Кваренги были поистине грандиозными. Стабильность в работе не покинула придворного архитектора и после смерти Екатерины. С наступлением XIX столетия Джакомо Кваренги, постройки которого признаны шедеврами, стал проектировать больницы, институты. Смольный институт он сам даже называл лучшим из своих творений.
Проект Эрмитажного театра обеспечил архитектора квартирой неподалеку и персональной ложей. Вдохновением для создания послужил театр «Олимпико» А. Палладио. Джакомо Кваренги, краткая биография которого представлена вашему вниманию в статье, спроектировал театр очень продуманно, так что он был комфортен для посетителей, а акустика там была потрясающая. Архитектор писал, что стремился совместить в проекте античный вид и современные решения.
Хотя со временем у архитектора и погибли две дочери и две жены, у него осталось еще пятеро детей. Он остался в России до самой смерти, эта страна стала его второй родиной. Джакомо Кваренги скончался в Санкт-Петербурге в 1817 году, причиной послужила банальная простуда.
Выставки
Выставки с участием Джакова Крума Стефановича
- 1951 год (Ленинград): Выставка произведений ленинградских художников.
- 1956 год (Ленинград): Осенняя выставка произведений ленинградских художников.
- 1960 год (Ленинград): Выставка произведений ленинградских художников.
- 1961 год (Ленинград): «Выставка произведений ленинградских художников» открылась в залах Государственного Русского музея .
- 1964 год (Ленинград): Ленинград. Зональная выставка.
- 1965 год (Ленинград): Весенняя выставка произведений ленинградских художников.
- 1977 год (Ленинград): Выставка произведений ленинградских художников, посвящённая 60-летию Великого Октября.
- 1984 год (Ленинград): Подвигу Ленинграда посвящается. Выставка произведений ленинградских художников, посвящённая 40-летию полного освобождения Ленинграда от вражеской блокады.
Никас Сафронов
В наш век высоких технологий, при общедоступности камер и цифровых фотоаппаратов искусство живописи постепенно теряет свои позиции. Немногим людям творчества удаётся добиться признания. Но сложно – не значит невозможно, и яркий пример тому — современный художник Никас Сафронов.
Никас Сафронов. Биография, факты жизни
В своё время он сделал ставку на написание портретов известных политиков и звёздных личностей, и не прогадал. Именно эти работы принесли художнику популярность. В его работах отражены такие личности, как: Владимир Путин, Дмитрий Медведев, Элтон Джон, Мик Джаггер, Роберт де Ниро, Софи Лорен и многие другие.
Основные факты биографии Никаса Сафронова
- дата рождения — 8 апреля 1956 года;
- место рождения — город Ульяновск (СССР);
- профессия — художник;
- награды — «Заслуженный художник РФ».
Однако в биографии Никаса Сафронова не всегда сверкали звёзды. Родился он, в прямо скажем, небогатой семье потомственного служителя церкви. При этом Никас был отнюдь не единственным ребёнком, кроме него в семье ещё шестеро детей. Своё необычное имя будущий художник получил от матери, литовки по происхождению.
Окончив 8 классов школы, Никас поступил в Одесское мореходное училище, но не закончил его, потратив на учебу 1 год. После первого провала Никас не отчаялся и поступил в художественное училище в Ростове-на-Дону, которое также не окончил. Ещё в годы учёбы будущий всемирно известный художник стал самостоятельно зарабатывать. Так, в начале биографии Никаса Сафронова нашли место профессии художника-бутафора, грузчика, дворника, сторожа.
Прервать образование пришлось по велению Родины, в 1975 году Никас пошёл в армию (служил в ракетных войсках). После демобилизации Сафронов переехал в Литву (город Паневежис). Но на родине матери долго не прожил, и уже в 1978 году перебрался в Вильнюс, где до 1982 года постигал науку дизайна в художественном институте.
В 1983 году Никас уехал в Москву, которая стала его постоянным местом жительства. Именно в столице России биография Никаса Сафронова дополнилась образованием, полученным в государственном институте имени В.И. Сурикова.
Плодотворность работы
За годы труда Никас Сафронов добился огромных успехов на творческом поприще. Его имя известно не только в РФ, но и за рубежом. Почитатели искусства могут оценить его работы на многочисленных выставках, которые проходят ежегодно как в городах России, так и за её пределами.
Несколько значимых выставок Никаса Сафронова за период с 2004 по 2009 год:
- 2004 год — Краснодар.
- 2005 год — Санкт-Петербург.
- 2006 год — Витебск, Харьков.
- 2007 год — Москва.
- 2008 год — Саранск, Чебоксары, Йошкар-Ола, Мюнхен, Сочи, Владимир.
- 2009 год — Ижевск, Ульяновск, Иркутск, Пенза, Кисловодск, Самара, Казань, Одесса, Киев, Нижний Новгород.
Факты личной жизни
В биографии Никаса Сафронова имеют место 2 официальных брака, впрочем, и первый, и второй уже в прошлом. Продолжительность первого опыта семейной жизни составила всего 20 дней. Второй союз стал более удачным. Брак с итальянкой продержался 13 лет, за которые у пары появился сын Стефано.
Помимо того, у Никаса есть трое внебрачных детей. В настоящее время Сафронов состоит в неофициальном браке.
И ещё несколько фактов
- Возвёл церковь и часовню святой Анны (Ульяновск и с.Вышки соответственно) в честь мамы.
- Принимает участие в строительстве храма в Ульяновске.
- Курирует и опекает Ульяновскую СОШ №65 и Димитровградский лицей.
- 2006 год — конфликт с директором Эрмитажа (отрицал покупку трёх картин для музея).
- 2002 год — скандал с подделкой портретов (крашеные фото).
- 2012 год — награда «лучшая книга года». Книга написана Верой Хамидулиной по картинам художника.
Немалых успехов добился когда-то бедный мальчишка. Он прошёл путь от простого сына священника до всемирно известного художника. Сегодня имя Никаса Сафронова известно во всем мире, и плоды его работы имеют бешеный успех.
Лилия
- «Ночь искусств – 2020». Информационно-образовательный и выставочный центр – филиал КМИИ
- Выставка Никаса Сафронова «Тайна света» 12+
- Никас Сафронов побывал на открытии своей выставки в Кирове
- Никас Сафронов. Избранное
- Игорь Дрёмин: Выставка Никаса Сафронова в Историческом музее
- Никас Сафронов открыл масштабную выставку своего творчества в Историческом музее столицы
- Произведения Никаса Сафронова на выставке «Избранное» в Пензе
- Премьера спектакля «Задняя часть слона» в «Школе современной пьесы»