Чупятов леонид терентьевич

Книжная иллюстрация

Леонид Непомнящий открыл для себя как новое поле для творчества книжную иллюстрацию. Именно в картинках к книгам художник смог выразить свои замыслы и осуществить их на бумаге.

Книги, иллюстрированные искусником, заставляют читателя мечтать, фантазировать и размышлять, поскольку все работы отличаются своеобразным стилем, композиционным построением и высоким мастерством.

В начале восьмидесятых иллюстратор стал одним из самых востребованных среди своих коллег, издатели и авторы ценили его за чуткость в стилистике. Он с таким же огромным успехом мог иллюстрировать детектив, сказку или исторический роман.

Спустя годы работы в этой сфере, у мастера сложился свой собственный, неповторимый и легкоузнаваемый стиль.

Творения художника можно было легко выделить среди остальных, благодаря его необыкновенным персонажам, нагромождению загадочных предметов, тонкому таинственному цвету. Эти составляющие наполняли книгу будто волшебным светом, превращая в сказку все вокруг.

Леонид Терентьевич Чупятов

Советский искусствовед Дмитрий Лихачев вспоминал: «Умирая, Чупятов рисовал, писал картины. Когда не хватило холста, он писал на фанере и на картоне. Лучшая его картина — темный ленинградский двор колодцем, вниз уходят темные окна, ни единого огня в них нет; смерть там победила жизнь; хотя жизнь, возможно, и жива еще, но у нее нет силы зажечь коптилку. Над двором на фоне темного ночного неба — покров Богоматери. Богоматерь наклонила голову, с ужасом смотрит вниз, как бы видя все, что происходит в темных ленинградских квартирах, и распростерла ризы; на ризах — изображение древнерусского храма. Душа блокады в ней отражена больше, чем где бы то ни было»

Константин Иванович Рудаков

Художница Татьяна Белоцветова вспоминала о работе Константина Ивановича: «У Рудакова очень большое панно, полное горя и смятения. Семья беженцев — мать и четверо детей — на фоне зарева пожарища спешит уйти от гибели. Впечатление… сильное, но не тяжелое: верилось, что люди спасутся… Комиссия… для осмотра панно Рудакова решила подняться на хоры. Некоторое время прошло в полном молчании. Потом сверху послышался тихий плач. Константин Иванович быстро поднялся наверх. Долго они там оставались». На фото справа картина Мать «Блокада» (1942)

Как коты спасали блокадный Ленинград: Ярославская «мяукающая дивизия» >>

Личная жизнь

Леонид Непомнящий – человек не публичный. Его редко можно встретить на светских мероприятиях, в прессе и телевидении он также не мелькает. Освещать свою личную жизнь этот человек не любит, больше сообщает народу о своем творчестве и новых выставках.

Факты о его личной жизни очень скудные. Самым известным периодом из личной жизни художника был брак с актрисой Валентиной Талызиной.

Дочь от их брака – Ксения Хаирова – пошла по стопам матери и также стала актрисой.

Молодые люди повязали себя узами брака в середине шестидесятых годов. Это была яркая и талантливая пара, им было хорошо вместе, через год совместной жизни в семье появилась дочь.

Валентина Талызина была яркой и востребованной актрисой, часто играла любовные сцены. Во время очередных съемок фильма героиня актрисы была влюблена в молодого человека, исполнял которого Юрий Орлов. Кинороман перешел в реальную жизнь.

Валентина ушла от мужа к своему коллеге. Непомнящий и Талызина прожили в совместном браке около двенадцати лет и в памяти общественности запомнились как красивая пара. Некоторые и по сей день называют Леонида Непомнящего мужем Талызиной.

Анна Петровна Остроумова-Лебедева

«Писала часто в ванной комнате. Положу на умывальник чертежную доску, на нее поставлю чернильницу. Впереди на полочке — коптилка. Здесь глуше звучат удары, не так слышен свист летящих снарядов, легче собрать разбегающиеся мысли и направить их по должному пути. Я хочу остаться. Твердо хочу остаться на все страшное впереди. Голова кружится от утомления и слабости, но я скрываю свое состояние и усердно пишу, внутренне терзая себя за плохое качество работы» — Анна Остроумова-Лебедева, «Автобиографические записки»

русской художнице, открывшей соотечественникам красоту Санкт-Петербурга.

Переезд в Мексику

В 1991 году биография Леонида Непомнящего кардинально поменяла свое географическое положение. Дело в том, что художник решил изменить что-то в творчестве и в личной жизни. Он переехал жить в Мексику. Его давно привлекала эта страна с ее давней историей, традициями и самобытностью.

Там характер работ художника в этот период изменился. Его картины наполнились национальной мексиканской своеобразностью, местным фольклором, природными достопримечательностями, деталями быта, аккордами цвета. Также стало намного богаче орнаментное сопровождение работ художника.

Кроме мексиканского характера, художник воспроизводил сочетание разных культур у себя в работах: венгерские ритмы, русские образы, разные краски и оттенки.

В той стране услышали и увидели работы художника. Особенно стали популярны в Мексике графические интерпретации к творению Сервантеса «Дон Кихот».

Художник провел в Мексике около пятнадцати лет. Все это время он творил, вступал в диалог на культурную тему и борьбу за взаимопонимание. Леонид Непомнящий сотрудничал с самыми большими издательскими организациями, иллюстрировал и создавал картины.

Возвращение на родину

В 2004 году мастер вернулся в столицу Российской Федерации, наполненный новым опытом и яркими красочными воспоминаниями, которые выплескивал в своих творениях.

В собственной мастерской в Москве его окружают натюрморты с попугаями и орхидеями.

Свое возвращение в родные края художник сопроводил выставкой пары графических циклов. Основой данного показа стали традиции, национальные мотивы, русская архитектура, быт, костюмы.

Полотна цикла художник создавал еще в Мексике, и только немного подкоректировал на родине.

Следующий цикл работ был представлен под названием «Гусарские анекдоты». Он имел юмористический характер, но не изменял своему автору в сочетании интересных образов.

Следующими на московской выставке представлены картины из серий «Пушкинские хроники» и тонкой красивой «Музыки», наполненных образами музыки, архитектуры, природы и старинного быта.

Следующая выставка будет иметь иной характер, так как относится к Ветхому Завету.

Начало карьеры

Карьера плакатиста развивалась стремительно, поскольку этот жанр рисунка был очень популярен во время хрущевской оттепели. И художнику прекрасно удавалось показать на плакатах свой талант, поскольку в этом жанре можно было выражать некую раскрепощенность и прямо обращаться к народу.

Юный художник Леонид Непомнящий остро переживал за судьбу своей страны в целом и отдельных ее жителей в частности. Он тонко и глубоко чувствовал, интересовался социальными проблемами.

В 1969 году после четырех лет успешного труда Леонид Непомнящий стал членом Союза художников СССР.

Через некоторое время художник почувствовал неактуальность плакатов в своей жизни, снижение их роли в самовыражении его как творца, и поэтому начал искать новые ниши для области художества, где он смог бы искренне самовыразиться и опять найти диалог и взаимопонимание со зрителями.

Детство и юность

Родился будущий художник в городе Москве 28 апреля 1939 года, в тяжелое для всей страны в целом и для его семьи в частности время. Первые годы жизни маленького Леонида выпали на период Второй мировой войны, когда население жило в страхе, а сильнейшая его часть воевала.

Юные годы Леонида Непомнящего прошли в учебе за школьной партой. А далее в подготовке к поступлению в ВУЗ с художественным уклоном.

Выбор пал на Московский государственный художественный институт им. В.И. Сурикова. Поступить туда молодой человек смог с первого раза. Его учителями были такие известные преподаватели как Б.А. Успенский, О.М. Савостюк и Н.А. Пономарев. Непомнящий стал выпускником мастерской плаката в 1965 году.

Алексей Федорович Пахомов

Воспоминания Пахомова о работе над серией «Ленинград в дни блокады»: «…я делал очень мало набросков с натуры. Больше наблюдал и запоминал. Вначале не было разрешения на зарисовки, а когда разрешение было получено, отважиться рисовать было не так-то просто. Население с таким недоверием и злобой набрасывалось на рисующего, видя в нем диверсанта и шпиона, что рисование превращалось в непрерывное объяснение. Но главная причина, конечно, была не в этих трудностях. Просто события были столь значительные, что, мне казалось, и отражены они должны быть не в легких набросках, а в форме наиболее монументальной (в пределах графического искусства): в проработанном эстампе большого формата…»

Почему передвижник Константин Савицкий разрезал на части первый вариант картины «На войну»>>

Биография[ | код]

Родился в 1890 году в Петербурге.

В 1909—1910 гг. учился в Рисовальной школе Общества поощрения художеств. В 1909—1918 посещал частные студии Я. Ционглинского, М. Бернштейна, Е. Званцевой.

В 1918 1919 гг. учится в Петроградских государственных свободных художественно-учебных мастерских у Кузьмы Петрова-Водкина.
Учёба у К.Петрова-Водкина знакомство с его методом помогло художнику определить свой путь в искусстве. Чупятов встретился с Петровым-Водкиным в 1916 г. когда мастер работал над новыми идеями о взаимоотношении цвета, света, формы и пространства для достижения иной художественной выразительности, когда рождалась теория «сферической перспективы». Петров-Водкин отметил интерес Чупятова к теоретическим проблемам искусства. Во время учёбы сформировалась индивидуальная манера Чупятова, его собственное видение искусства.

Участник выставок с 1916. Член объединений и экспонент выставок «Мир искусства» (1916-18), «Жар-цвет» (1924), «Община художников» (1925-29), «Объединение современных художников Украины» (1928).

В 1919-33 преподавал в различных учебных заведениях Новгорода, Киева, Ленинграда.
В 1921-25 работал в научно-исследовательском отделе ВХУТЕМАСа.

В 1926 году представил комиссии тридцать живописных произведений и реферат «Путь подлинного реализма в живописи», подтверждавший их специфику. Вопросы, выдвинутые художником, являлись центральными для творчества многих живописцев — о плоскости картины, о законах движения в натуре и в изображении, о свойствах глаза и его культуре, о способах наблюдения предметов, о сюжете. Значение проведенного художником исследования определил Петров-Водкин: «Что для меня ценно — расширение угла зрения, что есть завоевание и дает новую точку мышления. Вещи Чупятова являются большим вкладом в наше искусство…». Отождествляя себя со зрителем, который может свободно двигаться в реальной жизни и смотреть на предметы с разных углов, художник материализует на холсте динамику визуального восприятия, «впускает» зрителя в картину. (Работы «Композиция с красной фигурой», «Лестница», «Автопортрет», «Трампарк»). «Живопись только тогда получит правильную и здоровую жизнь, — писал он в своем трактате, — когда в основу развития её будет положен, в первую очередь, закон движения, затем закон относительного смотрения… Живопись совершенно самостоятельно и естественно на своем пути развития дошла до формулирования и реализации этого закона».
Оптически-формальные задачи присутствуют во всех натюрмортах и жанровых картинах художника и всегда перетекают в тематические, усиливая образность, поддерживают сюжет. Его специфический ракурс порой доходит до крайней точки равновесия, создавая максимальные напряжения отношений и предметов композиции. Художник исследовал и возможности, связанные с фактурой живописной поверхности и способами нанесения краски. Так, с изобретением аэрографа он в ряде произведений использовал его вместо кисти.

«Путь Чупятова — путь одиночки, и его индивидуальный выбор особенно ценен на фоне усугубления коллективного сознания. В условиях общего сдвига в сторону соцреализма, а также пропаганды атеизма восхищает не только продолжение его формальных поисков в 1930-е годы (работы «Сон», «Луна над деревней» — обе 1936 год), но и приверженность к религиозной тематике, она представлена на выставке блестящей серией работ 20-30-х годов и последнего, самого трагического года жизни — 1941-го. Следуя и отступая от иконографии, по-модернистски трактуя канонические образы, он создал пронзительные и волнующие лики Богоматери, ангелов, святых и Спасителя, с Верой и даром большого художника, истово чувствуя и переживая эпоху. Апофеозом цикла стал «Покров Богоматери над осажденным городом» (1941). Академик Д. С. Лихачев, ценивший художника, беспокоился об этой картине, писал, что она не должна пропасть.

В 1933-41 — художник театра и консультант Государственного Большого драматического театра в Ленинграде.

Умер в декабре 1941 года в блокадном Ленинграде.

Последние статьи

  •   Как простая домохозяйка стала главной женщиной Третьего рейха: Гертруда Шольц-Клинк 18.05.2022, 21:33
  •   Чем живет дизайн-сообщество «страны запретов» Ирана: Мода вопреки всему и уникальная школа плаката 18.05.2022, 20:11
  •   Как попасть на прием к бабушке Нине из сериала «Слепая», или Чем прославились современные русские целители 18.05.2022, 17:43
  •   Что предрекают людям цветные озера в Индонезии и в чём секрет их воды 18.05.2022, 14:53
  •   Как любимица Гитлера стала советской шпионкой: Главная актриса Третьего рейха Ольга Книппер 18.05.2022, 11:56
  •   Как 60 лет назад снимали советский фильм «Девчата»: отношения на площадке, вырезанные сцены и др 18.05.2022, 10:14
  •   Как дочь мусульманина-имама стала первой арабской супермоделью и почему бросила карьеру: Ясмин Гаури 18.05.2022, 09:21
  •   Каким богам поклонялись и во что верили древние римляне, или что такое Капитолийская триада 17.05.2022, 20:22
  •   8 экстравагантных ресторанов, где можно поесть с адреналином и сделать фантастические селфи 17.05.2022, 16:49
  •   Почему в XIX веке забирали детей у американских индейцев и как им жилось в «школах ужаса» 17.05.2022, 15:10

Все статьи

Награды художника

Леонид непомнящий – один из талантливых художников современной России. Заслуженный художник Российской Федерации. Он окончил художественный институт в 1965 году и через несколько лет стал самым востребованным плакатистом в стане. А в 1968 году стал лауреатом первой премии ЦК ВЛКСМ. Это звание он получил, благодаря участию в выставке плакатов, которые были посвящены пятидесятилетию комсомола.

В период с 1965 по 1990 год был активным участником многих экспозиций местного, всероссийского и всесоюзного значения, брал участие в выставках советского плаката во Франции, Польше, Вьетнаме, Японии и на Кубе.

Имеет ряд наград, премий и дипломов. В восьмидесятые годы признан одним из лучших книжных графиков.

В 1989 году ему вручили серебряную медаль Академии художеств СССР.

В 1992 году за свои книжные иллюстрации получил премию Совета по культуре правительства Мексики и национальную премию «Антонио Роблес».

Происхождение

По словам самого художника Леонида Непомнящего, фамилия его рода досталась им от одного из предков, который был талантливым скрипачом.

Эта история часто звучала из уст Леонида и приобрела характер байки. Его дед прибился к конной армии Буденного, не помнил ничего из своего прошлого и именно поэтому получил фамилию Непомнящий от армейцев.

Но тут недавно выяснилось, что брат знаменитого художника – профессиональный музыкант. Да и сам художник любит музыку и часто исполняет московские фольклорные песенки про Шаляпина и Коровина. И это выходит у него очень артистично и талантливо.

Так что можно утверждать, что история с фамилией художника вполне реальна, ведь гены деда-скрипача дают о себе знать.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Енот на Волге
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: