Фигуры и другие непейзажные элементы
Пейзаж с Асканием, стреляющим в оленя Сильвии (1682), последняя картина Клода
Цифры
Хотя практически на каждой картине есть фигуры, пусть даже пастухи, их слабость всегда признавалась, не в последнюю очередь самим Клодом; По словам Балдинуччи, он шутил, что брал деньги за свои пейзажи, а цифры давал бесплатно. По словам Сандрарта, он приложил значительные усилия для улучшения, но безуспешно; несомненно, среди его рисунков есть многочисленные этюды, как правило, для групп фигур. Часто думали, что он передавал фигуры из одних работ другим, чтобы они рисовали, но сейчас все согласны с тем, что таких случаев немного. Балдинуччи упоминает Филиппо Лаури в этом контексте, но он родился только в 1623 году и мог заниматься подобной работой в лучшем случае только с 1640-х годов. Всадник в малом Пейзаж с воображаемым видом на Тиволи в Галерея Курто в Лондоне, LV 67 и датированный 1642 годом, является одним из последних его деятелей, носящих современную одежду. После этого все они носили «пастырское платье» или идею древнего платья 17-го века.
В последние годы его фигуры имеют тенденцию становиться все более вытянутыми, и этот процесс доведен до крайности в его последней картине. Асканий стреляет в оленя Сильвии, из которых даже его владелец Ашмоловский музей, говорит: «Охотники невероятно вытянуты — в частности, Асканиус абсурдно тяжел». Его кулон Вид на Карфаген с Дидоной и Энеем (1676, Кунстхалле, Гамбург) имеет почти такие же экстремальные цифры. В середине 20-го века мода на медицинскую диагностику через искусство предполагала, что Клод разработал оптическое состояние, объясняющее такие эффекты, но это было отвергнуто как врачами, так и критиками.
Архитектура
Клод редко рисовал топографические сцены, показывающие, что римская архитектура эпохи Возрождения и барокко все еще создавалась при его жизни, но часто заимствовал из нее для создания воображаемых зданий. Большинство зданий на переднем плане его картин — это величественные воображаемые храмы и дворцы в общем классическом стиле, но без попытки археологической строгости, наблюдаемой в эквивалентах Пуссена. Элементы заимствованы и переработаны из реальных зданий, как древних, так и современных, и при отсутствии достаточных знаний о том, как выглядел фасад древнего дворца, его дворцы больше напоминают римские дворцы позднего Возрождения, в которых жили многие из его клиентов. менее четко видны, например, башни, которые часто появляются над деревьями на его фоне, часто больше похожи на народные и средневековые здания, которые он видел в Риме.
Один из примеров полутопографической росписи «современных» построек (таких рисунков гораздо больше) является Вид на Рим (1632, NG 1319), который, кажется, представляет собой вид с крыши дома Клода, включая его приходскую церковь и первоначальное захоронение Санта-Тринита-дель-Монте, а также другие здания, такие как Квиринальский дворец. Этот вид занимает левую часть картины, но справа, позади группы жанровых фигур в современной одежде (уникально для Клода, они представляют собой сцену проституции в голландском языке). Веселая компания традиции), статуя Аполлона и Римский храм портик, оба из которых либо полностью вымышлены, либо, по крайней мере, размещены не на своих местах.
Посадка царицы Савской (1648), Национальная галерея
В общем Морской порт в Национальной галерее (1644, NG5) фасад дворца, расширяющийся над воротами, построенный около 1570 года между Сады Фарнезе и Римский Форум находится по соседству с Арка Тита, здесь видимо часть другого дворца. За этим Клод повторяет дворец, который он использовал раньше, который заимствован из нескольких зданий в Риме и его окрестностях, включая Вилла Фарнезина и Палаццо Сенаторио. Бессмысленно спрашивать, как Асканий находит в Latium большой каменный храм в полностью развитом Коринфский орден, который, очевидно, рушился в течение нескольких веков.
Перевозки
Отсутствие интереса Клода к избеганию анахронизма, возможно, наиболее ярко проявляется в кораблях в его сценах в гавани. Независимо от того, являются ли предмет и одежда фигур современными, мифологическими, римскими или средневековыми, большие корабли обычно представляют собой одни и те же современные торговые суда. Видны несколько больших гребных галер, как на Пейзаж с прибытием Энея перед городом Паллантеум (один из «Альтиери Клодов», Англси Аббатство), где текст Вергилия указывает на гранки. Корабли на заднем плане, скорее всего, будут отражать древнюю обстановку; в лондоне Морской порт с посадкой царицы Савской (1648, NG 14) корабль в центре композиции современный, остальные — в меньшей степени.
Рекомендации
- Блант, Энтони, Искусство и архитектура во Франции, 1500–1700 гг., 2-е изд. 1957, Пингвин
- Кларк, Кеннет, Пейзаж в искусство, 1949, ссылки на страницу: Penguin ed. 1961 г.
- Фрай, Роджер, Видение и Дизайн, Издание 1981 г. (первоначально 1920 г.), Oxford University Press, ISBN 019281317X
- Китсон, Майкл (1969), Искусство Клода Лоррена (каталог выставки), 1969 г., Совет по делам искусств Великобритании
- Соннабенд, Мартин и Уайтли, Джон, с Рюмелином, Кристианом. 2011 г. Клод Лоррен: Очарованный пейзаж. Фарнем: Лунд Хамфрис; совместно с Эшмоловским музеем в Оксфорде.
- Штейн, Перрин, Французские рисунки: от Клуэ до Сёра (каталог выставки), 2005, British Museum Press, ISBN
- Вино, Хамфри (1994), Клод: Поэтический пейзаж (каталог выставки), 1994, ООО «Национальная галерея», ISBN
- Вино, Хамфри (2001), каталоги Национальной галереи (новая серия): Французская живопись семнадцатого века, 2001, ООО «Национальная галерея», ISBN 185709283X
- В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в всеобщее достояние: Чисхолм, Хью, изд. (1911). «Клод Лотарингский». Британская энциклопедия. 6 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета.
«Похищение Европы»
Основоположник этого жанра и автор картины — Клод Желле, прозванный Лоррен (1600-1682), француз по происхождению, но сформировавшийся как художник и творивший в Италии, в Риме, всю свою жизнь, за вычетом нескольких лет.
Поэтому в «Похищении Европы», как в призме, отразились самые различные стороны римской художественной культуры барокко. Подобное произведение не могло бы родиться в иной стране, даже в ином городе не могло бы появиться на свет без античного и ренессансного наследия, без итальянского караваджизма и влияния мастеров северного барокко с их реалистическими устремлениями. В то же время в этом полотне есть отсветы музыкальных композиций и театральных постановок идиллического толка, увлечения Вергилием, Тассо, Марино, также свойственные римской культуре. Наряду со всеми художественными влияниями в картине впервые проявилась ошеломившая современников острая реалистическая зоркость, которая вырабатывается у художников-пейзажистов ценой посвящения всей своей жизни творческому контакту с природой. Чтобы написать с такой легкостью быстрыми, виртуозными мазками сложнейшие по рисунку и цвету кроны деревьев в «Похищении Европы», Лоррену пришлось сделать тысячи набросков с деревьев, хранить в своей памяти то, что он сутками наблюдал, и находясь под открытым небом. Изящную легкость, с которой написана картина, и огромный труд, затраченный на достижение этой легкости, можно сравнить лишь с балетом, в котором беззаботное изящество танцев на сцене достигается ценой тяжких ежедневных упражнений.
Высокая поэтичность лорреновских пейзажей — это воистину, как отметил Гете, проявление прекрасной души этого художника 3, но это проявление являлось следствием пристального наблюдения природы и непрерывной работы с натуры в виде графических набросков и живописных этюдов. Лоррен не принадлежал к тем, кто «как птица поет». Над каждой своей картиной он работал долго в мастерской, будучи всегда неудовлетворен ее достоинствами.
В искусствоведческой литературе, говоря о Лоррене как представителе французского классицизма, обычно анализируют характер композиции картин, подчеркивая их кулисность и т. д. При этом забывают, что он был первым пейзажистом, ездившим с друзьями на этюды в окрестности Рима, где он не только рисовал, но и делал наброски маслом, как сообщает его друг и биограф Иоахим фон Зандрарт. Он изучал природу и научился писать ее не только достоверно, но наделяя живым дыханием — трепетом ветра, игрой солнца и теней, светоносностью и цветовым богатством воздушной среды 4. Именно всем этим мы и любуемся в «Похищении Европы» и других пейзажах Лоррена, как любовались и раньше его друзья и заказчики.
Клод любил и умел писать воды — он писал водопады, долины Тибра и Аниене (Тевероне), но наибольшей известностью пользуются его марины.
Далее: Клод Лоррен. Марины
→ Главная → Европейское искусство: живопись, графика, скульптура → Клод Лоррен. «Похищение Европы» → Клод Лоррен. Основоположник жанра |
дальнейшее чтение
- Кьярини, Марко. 1968 г. Клод Лоррен — Избранные рисунки. Издательство Пенсильванского государственного университета.
- Китсон, Майкл. 1978. Клод Лоррен, «Liber Veritatis». Публикации Британского музея, Лондон.
- Лагерлёф, Маргарета Россхольм. 1990 г. Идеальный пейзаж: Аннибале Карраччи, Николя Пуссен и Клод Лоррен. Нью-Хейвен, издательство Йельского университета
- Маннокчи, Лино. 1988, Офорты Клода Лоррена. Издательство Йельского университета
- Рэнд, Ричард, Клод Лоррен: Художник как рисовальщик (выставка из Британского музея), Yale University Press, 2007
- Рётлисбергер, Марсель, Клод Лоррен: Картины, Художественные книги Hawker, 1979
- Рассел, Х. Дайан. 1982 г. Клод Лоррен, 1600–1682 гг. (Выставка NGA). Нью-Йорк, Джордж Бразиллер.
Клод Гласс
Claude стекло , названный в честь Лоррена в Англии , хотя нет никаких признаков того, что он используется или не знает об этом или что — нибудь подобное, дал в рамке и затемнены отражением реальной точки зрения, которая должна помочь художникам создавать произведения искусства , подобные ему , и туристы, чтобы приспособить виды к формуле Клавдиева. Уильям Гилпин , изобретатель живописного идеала, выступал за использование стекла Клода, говоря: «они придают объекту природы мягкий, мягкий оттенок, как окраска этого Мастера».
Очки Клода широко использовались туристами и артистами-любителями, которые быстро стали объектами сатиры. Хью Сайкс Дэвис наблюдал, как они отвернулись от объекта, который они хотели нарисовать, комментируя: «Это очень типично для их отношения к Природе, что такое положение должно быть желательным».
Клод Гласс
В Клод стекло, названный в честь Лоррена в Англии, хотя нет никаких указаний на то, что он использовал или знал об этом или что-то подобное, давал обрамленное и темное отражение реального вида, который должен был помочь художникам создавать произведения искусства, похожие на его, и туристам чтобы приспособить взгляды к формуле Клавдиева. Уильям Гилпин, изобретатель живописного идеала, выступал за использование стекла Клода, говоря: «они придают объекту природы мягкий, мягкий оттенок, подобный окраске этого Мастера».
Очки Клода широко использовали туристы и артисты-любители, которые быстро стали объектом сатиры. Хью Сайкс Дэвис наблюдали, как они отвернулись от объекта, который они хотели нарисовать, комментируя: «Это очень типично для их отношения к Природе, что такое положение должно быть желательным».
Избранные работы
Пейзаж с Аполлоном, охраняющим стада Адмета, и Меркурием, крадущим их (1645), Галерея Дориа Памфили
Liber Veritatis 137, Береговая сцена с битвой на мосту , из которых известны две окрашенные версии
Пейзаж с Психеей у дворца Амура (Зачарованный замок) (1664), Национальная галерея
Аполлон и музы на горе Геликон (1680) Музей изящных искусств, Бостон
- Пейзаж с купцами (Кораблекрушение) (1630) — Национальная художественная галерея, Вашингтон, округ Колумбия.
- Бегство в Египет (1635) масло на холсте. Художественный музей Индианаполиса
- Пейзаж с козопасом (1636) — Национальная галерея, Лондон
- Форд (1636) — Метрополитен-музей, Нью-Йорк
- Порт с виллой Медичи (1637) — Галерея дельи Уффици, Флоренция
- Обретение Моисея (1638) — Холст, масло, 209 x 138 см, Музей Прадо, Мадрид
- Пасторальный пейзаж, (1638) — Институт искусств Миннеаполиса
- Морской порт (1639) — Национальная галерея, Лондон
- Морской порт на закате (Одиссей) (1639) — Холст, масло, 119 х 150 см, Musée du Louvre, Париж
- Деревенский праздник, (1639) — Холст, масло, 103 х 135 см, Musée du Louvre, Париж
- Вид на Кампанью (ок. 1639 г.) — Холст, масло, 101,6 x 135,9 см, Королевские коллекции.
- Посадка святой Паулы Романы в Остию (1639) — Холст, масло, 211 х 145 см, Museo del Prado, Мадрид
- Посадка святой Урсулы (1641) — Национальная галерея, Лондон
- Высадка Клеопатры в Тарсе (1642) — масло на холсте, Musée du Louvre, Париж.
- Высадка Клеопатры в Тарсе (1642–43) — Холст, масло, 119 х 170 см, Musée du Louvre, Париж
- Троянские женщины поджигают свой флот (около 1643) — масло на холсте. Метрополитен-музей, Нью-Йорк
- Ручей и два моста — Холст, масло, 74 х 58 см,
- Путешествие Иакова
- Визит ангела
- Вид на церковь Санта-Тринита-дей-Монти — Рисование, Эрмитаж, Санкт-Петербург
- Морской порт с замком — Галерея искусств Университета Говарда, Вашингтон, округ Колумбия
- Вид на Тиволи на закате (1644) — Музей искусств Сан-Франциско
- Меркурий крадет волов Аполлона (1645) — Холст, масло, 55 х 45 см, Галерея Дориа-Памфили, Рим
- Пейзаж с Цефалом и Прокрисом, воссоединенными Дианой (1645) — Холст, масло, 102 х 132 см, Национальная галерея, Лондон
- Суд Парижа (1645–46) — Национальная художественная галерея в Вашингтоне, округ Колумбия
- Восход солнца (1646–47) — Метрополитен-музей, Нью-Йорк
- Посадка царицы Савской (1648) — Национальная галерея, Лондон
- Брак Исаака и Ревекки (1648) — Национальная галерея, Лондон
- Пейзаж с Парижем и Эноне (1648) — Холст, масло, 119 х 150 см, Musée du Louvre, Париж
- Пейзаж с танцующими фигурами (Мельница) (1648) — Холст, масло, 150,6 x 197,8 см, Галерея Дориа-Памфили, Рим
- Вид на Ла-Крещенца (1648–50) — Холст, масло, 38,7 х 58,1 см, Метрополитен-музей, Нью-Йорк
- Пейзаж с Аполлоном и кумской Сибиллой (ок. 1650 г.) — Холст, масло, 99,5 х 125 см, Эрмитаж, Санкт-Петербург
- Отдых на пути в Египет (1651 или 1661) — Холст, масло, 113 х 157 см, Эрмитаж, Санкт-Петербург
- Пейзаж с Меркурием и Баттом (1654) — Холст, масло, 74 x 98 см, швейцарское частное собрание.
- Пейзаж с Агарь и Ангелом (1654) — Холст, масло, 54,5 х 76 см, Публичная художественная галерея Данидина, Данидин
- Пейзаж с Ацисом и Галатеей (1657) — Холст, масло, 100 x 135 см, Галерея Gemäldegalerie, Дрезден
- Пейзаж с Аполлоном и Меркурием (1660) — Холст, масло, 74,5 x 110,5 см, Коллекция Уоллеса, Лондон
- Отец Психеи приносит жертву в храме Аполлона (1663)— Холст, масло, 5’9 «x 7’5», один из Альтиери Клодов. Англси Аббатство, ВЕЛИКОБРИТАНИЯ
- Пейзаж с Психеей у дворца Амура (1664)— Холст, масло, Национальная галерея, Лондон.
- Береговая сцена с похищением Европы (1667) — Холст, масло, 134,6 x 101,6 см, Королевская коллекция, Лондон
- Изгнание Агарь (1668) — Холст, масло, 107 х 140 см, Старая пинакотека, Мюнхен
- Пейзаж с Иаковом, борющимся с ангелом или же Ночь (1672) Масло на холсте, Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия
- Морской порт (1674) — Холст, масло, 72 x 96 см, Старая пинакотека, Мюнхен
- Приземление Энея (1675) — Холст, масло 5’9 «x 7’5», один из Клодов Альтьери. Англси Аббатство, ВЕЛИКОБРИТАНИЯ
- Аполлон и музы на горе Геликон (1680)
- Асканий стреляет в оленя Сильвии (1682) — Ашмоловский музей, Оксфорд.
- Вид на морской порт — The Библиотека Хантингтона, Сан-Марино, Калифорния
- Пейзаж с Меркурием, Аргусом и Ло (1662) – травление на мелованной бумаге, Музей изящных искусств Юты
Избранные работы
Пейзаж с Аполлоном, охраняющим стада Адмета, и Меркурием, крадущим их (1645 г.), Галерея Дориа Памфили
Liber Veritatis 137, Береговая сцена с битвой на мосту , две версии которой известны.
Пейзаж с Психеей у дворца Амура (Зачарованный замок) (1664 г.), Национальная галерея
Аполлон и музы на горе Геликон (1680) Музей изящных искусств, Бостон
- Пейзаж с купцами (Кораблекрушение) (1630) — Национальная художественная галерея , Вашингтон, округ Колумбия
- Бегство в Египет (1635 г.) холст, масло. Художественный музей Индианаполиса
- Пейзаж с козопасом (1636) — Национальная галерея, Лондон
- Форд (1636) — Метрополитен-музей, Нью-Йорк
- Порт с виллой Медичи (1637 г.) — Galleria degli Uffizi , Флоренция
- Находка Моисея (1638) — холст, масло, 209 х 138 см, Музей Прадо, Мадрид
- Пасторальный пейзаж , (1638) — Институт искусств Миннеаполиса
- Морской порт (1639 г.) — Национальная галерея , Лондон
- Морской порт на закате (Одиссей) (1639) — Холст, масло, 119 x 150 см, Лувр , Париж
- Деревенский праздник , (1639) — Холст, масло, 103 x 135 см, Лувр , Париж
- Вид на Кампанью (ок. 1639) — холст, масло, 101,6 x 135,9 см, королевские коллекции
- Посадка святой Паулы Романы в Остии (1639) — холст, масло, 211 х 145 см, Музей Прадо , Мадрид
- Посадка Святой Урсулы (1641 г.) — Национальная галерея , Лондон
- Высадка Клеопатры в Тарсе (1642 г.) — холст, масло, Лувр , Париж.
- Высадка Клеопатры в Тарсе (1642–1643 гг.) — холст, масло, 119 x 170 см, Лувр , Париж
-
Троянские женщины поджигают свой флот (ок. 1643) — холст, масло. Метрополитен-музей , Нью-Йорк
- Ручей и два моста — холст, масло, 74 х 58 см,
- Путешествие Иакова
- Визит ангела
- Вид на церковь Санта-Тринита-дей-Монти — рисунок, Эрмитаж , Санкт-Петербург
- Морской порт с замком — Галерея искусств Университета Говарда, Вашингтон, округ Колумбия
- Вид на Тиволи на закате (1644 г.) — Художественный музей Сан-Франциско
- Меркурий, похищающий быков Аполлона (1645) — холст, масло, 55 x 45 см, Galleria Doria-Pamphilj , Рим
- Пейзаж с Цефалом и Прокрисом, воссоединенными Дианой (1645) — холст, масло, 102 x 132 см, Национальная галерея , Лондон
- Суд Парижа (1645–46) — Национальная художественная галерея в Вашингтоне, округ Колумбия
- Восход солнца (1646–47) — Метрополитен-музей , Нью-Йорк
- Посадка царицы Савской (1648 г.) — Национальная галерея, Лондон
- Брак Исаака и Ревекки (1648) — Национальная галерея, Лондон
- Пейзаж с Парижем и Эноном (1648) — холст, масло, 119 x 150 см, Лувр , Париж
- Пейзаж с танцующими фигурами (Мельница) (1648) — Холст, масло, 150,6 x 197,8 см, Galleria Doria-Pamphili, Рим
- View of La Crescenza (1648–1650) — Холст, масло, 38,7 x 58,1 см, Метрополитен-музей , Нью-Йорк.
- Пейзаж с Аполлоном и кумской Сивиллой (ок. 1650 г.) — холст, масло, 99,5 x 125 см, Эрмитаж , Санкт-Петербург
- Отдых на пути в Египет (1651 или 1661) — холст, масло, 113 x 157 см, Эрмитаж , Санкт-Петербург
- Пейзаж с Меркурием и Баттом (1654 г.) — холст, масло, 74 x 98 см, швейцарское частное собрание.
- Пейзаж с Агарь и Ангелом (1654) — Холст, Масло, 54,5 x 76 см, Публичная художественная галерея Данидина, Данидин
- Пейзаж с Ацисом и Галатеей (1657) — Холст, масло, 100 x 135 см, Gemäldegalerie, Дрезден
- Пейзаж с Аполлоном и Меркурием (1660) — Холст, Масло, 74,5 x 110,5 см, Коллекция Уоллеса, Лондон
- Отец Психеи, приносящий жертвы в храме Аполлона (1663 г.) — холст, масло, 5’9 «x 7’5», одно из аббатства Altieri Claudes Anglesey , Великобритания
- Пейзаж с Психеей у дворца Амура (1664) — холст, масло, Национальная галерея, Лондон
-
Береговая сцена с похищением Европы (1667) — холст, масло, 134,6 x 101,6 см, Королевская коллекция, Лондон
- Изгнание Агари (1668) — холст, масло, 107 х 140 см, Старая пинакотека, Мюнхен
- Пейзаж с Иаковом, борющимся с ангелом или ночью (1672) Холст, масло, Эрмитаж , Санкт-Петербург, Россия
- Морской порт (1674 г.) — Холст, масло, 72 x 96 см, Старая пинакотека, Мюнхен
- Приземление Энея (1675 г.) — Холст, масло 5’9 «x 7’5», один из аббатства Altieri Claudes Anglesey , Великобритания.
- Аполлон и музы на горе Геликон (1680 г.)
- Асканий, стреляющий в оленя Сильвии (1682) — Ашмоловский музей , Оксфорд.
- Вид на морской порт — Библиотека Хантингтона , Сан-Марино, Калифорния
- Пейзаж с Меркурием, Аргусом и Ло (1662 г.) — офорт на бумаге, Музей изящных искусств Юты
Детство и юность
Клода Лоррена, чья настоящая фамилия — Желле, или Желе, постигла та же участь, что и множество художников, живших несколько веков назад. А именно — до наших времен не сохранилась подлинная дата его рождения, знатоки изобразительных искусств называют 1600-й, 1602-й, 1604-й с 1605-м. Зато точно известно место появления на свет — в деревушке, расположенной в герцогстве Лотарингия, крестьянка Анна подарила мужу Жану третьего из пятерых сыновей.
Клод Лоррен — автопортрет Ранняя биография будущего французского художника напоминает детские годы его советского коллеги Федора Решетникова — оба рано осиротели (Лоррен, если верить источникам, — в 12 лет). Тягу к художеству им обоим привили старшие братья: у создателя знаменитой картины «Опять двойка» тот был иконописцем, у написавшего любимый «Пейзаж с Ацисом и Галатеей» Федора Достоевского — гравером в Германии.
Примерно в 1613-1614 годах Клод отправился в Италию, где работал поваром у Агостино Тасси, прославившегося не только своими произведениями, но и скандалами в личной жизни. Известно, что в школе в родной Шамани подросток преподаваемым наукам вникал неохотно, но зато перенял у местного кондитера тайны приготовления блюд и считался кулинарным мастером. Впоследствии насильник Артемизии Джентилески превратил слугу в своего ученика, которому преподавал азы пейзажной живописи.
В дальнейшем парню удалось попасть под крыло Готфрида Вельса, передавшего подопечному навыки перспективы и архитектуры, затем — к тезке Клоду Дерюэ.
1. Биография
Клод Лоррен родился в 1600 году в независимом в ту эпоху герцогстве Лотарингия (Lorrain) в крестьянской семье. Рано остался сиротой. Получив начальные познания в рисовании от своего старшего брата, искусного гравёра на дереве во Фрайбурге, в Брайсгау, в 1613—14 гг. он отправился вместе с одним из своих родственников в Италию. Работая слугой в доме художника-пейзажиста Агостино Тасси, усвоил некоторые технические приёмы и навыки. С 1617 по 1621 Лоррен жил в Неаполе учился перспективе и архитектуре у Готфрида Вельса, и совершенствовался в пейзажной живописи под руководством Агостино Тасси, одного из учеников П. Бриля, в Риме, где после этого прошла вся жизнь Лоррена, за исключением двух лет (1625-27), когда Лоррен возвращается на родину и живёт в Нанси. Здесь он декорирует свод церкви и пишет архитектурные фоны в заказных работах Клода Дерюэ, придворного живописца герцога Лотарингского.
В 1627 году Лоррен опять уезжает в Италию и обосновывается в Риме. Там он живёт до самой смерти (1627—1682). Вначале он выполнял заказные декоративные работы, т. н. «пейзажные фрески», но позже ему удалось стать профессиональным «пейзажистом» и сосредоточиться на станковых работах. Кроме того, Лоррен был великолепным офортистом; он оставил занятие офортом лишь в 1642, избрав окончательно живопись.
В 1637 французский посол в Ватикане покупает у Лоррена две картины, которые теперь находятся в Лувре: «Вид Римского Форума» и «Вид порта с Капитолием».
В 1639 испанский король Филипп IV заказывает Лоррену семь работ (ныне — в музее Прадо), из которых — два пейзажа с отшельниками. Из других заказчиков необходимо упомянуть папу Урбана VIII (4 работы), кардинала Бентивольо, принца Колонну.
В эпоху барокко пейзаж считался второстепенным жанром. Лоррен, тем не менее, получает признание и живёт в достатке. Он снимает большой, трёхэтажный дом в центре столицы, неподалёку от площади Испании (с 1650); с 1634 он — член Академии св. Луки (т. е. художественной академии). Позже, в 1650 ему предлагают стать ректором этой Академии, от такой чести Лоррен отказывается, предпочитая спокойную работу. Он общается с художниками, в частности — с Н. Пуссеном, соседом, которого он посещает часто в 1660-х, чтобы выпить с ним по стаканчику хорошего красного вина.
Лоррен не был женат, но имел дочь, Агнесс, родившуюся в 1653 г. Ей он завещал всё своё имущество. Лоррен умер в Риме в 1682.
Клод Лоррен – великий мастер пейзажа
29.07.2018 Младшим современником Пуссена был Клод Лоррен (1600—1682), художник, который работал только в жанре пейзажа. Такое разделение живописцев по специализациям— характерное для классицизма явление. Мастер, как правило, имел свое жанровое амплуа и не переходил его грани. Такие всеобъемлющие гении, как Никола Пуссен, склонные к исторической картине, пейзажу, портрету и в равной степени свободно владеющие всем, редки. Клод Лоррен является родоначальником классицистического пейзажа.
Настоящая фамилия живописца Жилле, он родился в крестьянской семье в местечке Лотарингии (по-французски — Лоррен). Мальчик-сирота рано уехал в Италию, где и прошли все годы его учебы, а затем и вся творческая жизнь. Лоррен жил безвыездно в Риме, за исключением краткого пребывания в Лотарингии и двухлетнего в Неаполе.
Пейзаж как самостоятельный жанр искусства осваивался представителями болонской Академии Аннибале Карраччи, Доменикино; немецким художником, работавшим в Риме, Эльсгеймером. Но только у Лоррена пейзаж вырос в законченный, полноправный жанр со своими специфическими отличиями.
Художественный метод Лоррена как представителя классицизма связан с абстрагированием от конкретного, реального мотива. Более того, пейзаж предполагал сложносочиненную, идеализированную композицию, в которой не было места случайностям и натурным мотивам. Правда, у Лоррена достаточно много рисунков окрестностей Рима, но и они решены как-то панорамно и обобщенно.
Исследователи, противопоставляя пуссеновские пейзажи видам Лоррена, пишут об усилении в его работах лирического начала в противовес героическому у старшего современника. Безусловно, у того и у другого пейзажи — не просто констатация природного ландшафта, но и опосредованный образ человеческого духа, волнующих художника проблем. Темперамент Лоррена более мягок, в нем больше лиричности, живого чувства, нежели созерцающего разума, как у Пуссена. Лоррен предпочитает компоновать морские дали (изображения морских гаваней — излюбленный его сюжет), широкие панорамы с глубокими горизонтами, различные периоды суток — закат или восход, утренний туман или вечерние сумерки.
Ранние произведения Лоррена 30—40-х годов иногда страдают перегруженностью композиции архитектурными деталями и несколько коричневатым («поджаренным») колоритом, резким светотеневым контрастом (например, «Кампо Ваччино», 1635).
В 1650-е годы Лоррен вступает в пору своего творческого подъема. Создания этих лет — лучшее из всего сделанного мастером. В «Похищении Европы» представлен обобщенный образ природы, сам сюжет — лишь повод для написания морской панорамы. Люди или группы людей включены в ритм разнообразных форм композиции.
Крупнейшим полотном 50-х годов является пейзаж «Ацис и Галатея», хранящийся в собрании Дрезденской галереи.
Классицистический принцип строгой построенности пейзажа предполагает деление пространства на несколько планов, выверенное соотношение между ними, свободный центр и обрамляющие композицию справа и слева деревья — кулисы.
Поздний период творчества отмечен у Лоррена более эмоциональным восприятием природы. Колорит и свет достигают своего совершенства в передаче настроения автора. Интересны хранящиеся в Эрмитаже изображения «Утра», «Полдня», «Вечера», «Ночи». Это своеобразный цикл картин, созданный ок. 1666 г. Ясным покоем навеяно состояние «Полдня», будоражащим туманно-золотистым закатом выделяется «Вечер», мраком густых сумерек — «Ночь». Самая поэтично-лирическая тема выстраивается в пейзаже «Утро». Серебристо-голубой свет приближающегося утра растворяет силуэт большого дерева на переднем плане — он прозрачно темнеет на общем фоне. В тени просыпаются античные руины— следы ушедшей цивилизации, и этот мотив придает оттенок печали тихой поэзии рассвета. Система построения пейзажа разработана Лорреном достаточно подробно в различных композиционных мотивах. Его изобразительные приемы стали каноничными для художников-пейзажистов вплоть до 19 в.
Прибытие Клеопатры в Тарсос, около 1642. Холст, масло, 117*148 см Лувр, Париж.
Пейзаж с Товием и ангелом, 1663. Холст, масло, 116*153,5 см. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.
Пейзаж с нимфой Эгерией, 1669. Холст, масло, 155*199 см. Национальный музей Каподимонте, Неаполь.
Кампо Ваччино в Риме, около 1636. Холст, масло, 56*12 см. Лувр, Париж.
Деревенский праздник, 1639. Холст, масло, 103*135 см. Лувр, Париж.
Пейзаж с Аполлоном и Меркурием, около 1643. Холст, масло, 55*45 см, Галерея Дориа Памфили, Рим.
Рекомендации
- Блант, Энтони, Искусство и архитектура во Франции, 1500–1700 гг., 2-е изд. 1957, Пингвин
- Кларк, Кеннет, Пейзаж в искусство, 1949, ссылки на страницу: Penguin ed. 1961 г.
- Фрай, Роджер, Видение и Дизайн, Издание 1981 г. (первоначально 1920 г.), Oxford University Press, ISBN 019281317X
- Китсон, Майкл (1969), Искусство Клода Лоррена (каталог выставки), 1969 г., Совет по делам искусств Великобритании
- Соннабенд, Мартин и Уайтли, Джон, с Рюмелином, Кристианом. 2011 г. Клод Лоррен: Очарованный пейзаж. Фарнем: Лунд Хамфрис; совместно с Эшмоловским музеем в Оксфорде.
- Штейн, Перрин, Французские рисунки: от Клуэ до Сёра (каталог выставки), 2005, British Museum Press, ISBN
- Вино, Хамфри (1994), Клод: Поэтический пейзаж (каталог выставки), 1994, ООО «Национальная галерея», ISBN
- Вино, Хамфри (2001), каталоги Национальной галереи (новая серия): Французская живопись семнадцатого века, 2001, ООО «Национальная галерея», ISBN 185709283X
- В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в всеобщее достояние: Чисхолм, Хью, изд. (1911). «Клод Лотарингский». Британская энциклопедия. 6 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета.
Критическая оценка и наследие
Вымойте рисунок вид на Кампанью
Как видно на его картине Посадка царицы СавскойКлод был новатором, включив в свои картины само Солнце как источник света.
В этом вопросе важности пейзажа Клод был прозорливым. Живя в доромантическую эпоху, он не изображал те необитаемые панорамы, которые нужно было уважать в более поздние века, например, с Сальваторе Роза
Он нарисовал пасторальный мир полей и долин недалеко от замков и городов. Если представлен горизонт океана, то это из обстановки загруженного порта. Возможно, чтобы удовлетворить потребность публики в картинах на благородные темы, его картины включают в себя полубогов, героев и святых, хотя его многочисленные рисунки и альбомы для рисования доказывают, что его больше интересовали сценография.
Клода Лоррена описывали как доброго и трудолюбивого по отношению к своим ученикам; остро наблюдательный, но неграмотный человек до самой смерти.
Джон Констебл описал Клода как «самого совершенного пейзажиста, которого когда-либо видел мир», и заявил, что в пейзаже Клода «все прекрасно — все любезно — все приятное и спокойное; спокойный солнечный свет сердца».
Избранные работы
Пейзаж с Аполлоном, охраняющим стада Адмета, и Меркурием, крадущим их (1645), Галерея Дориа Памфили
Liber Veritatis 137, Береговая сцена с битвой на мосту , из которых известны две окрашенные версии
Пейзаж с Психеей у дворца Амура (Зачарованный замок) (1664), Национальная галерея
Аполлон и музы на горе Геликон (1680) Музей изящных искусств, Бостон
- Пейзаж с купцами (Кораблекрушение) (1630) — Национальная художественная галерея, Вашингтон, округ Колумбия.
- Бегство в Египет (1635) масло на холсте. Художественный музей Индианаполиса
- Пейзаж с козопасом (1636) — Национальная галерея, Лондон
- Форд (1636) — Метрополитен-музей, Нью-Йорк
- Порт с виллой Медичи (1637) — Галерея дельи Уффици, Флоренция
- Обретение Моисея (1638) — Холст, масло, 209 x 138 см, Музей Прадо, Мадрид
- Пасторальный пейзаж, (1638) — Институт искусств Миннеаполиса
- Морской порт (1639) — Национальная галерея, Лондон
- Морской порт на закате (Одиссей) (1639) — Холст, масло, 119 х 150 см, Musée du Louvre, Париж
- Деревенский праздник, (1639) — Холст, масло, 103 х 135 см, Musée du Louvre, Париж
- Вид на Кампанью (ок. 1639 г.) — Холст, масло, 101,6 x 135,9 см, Королевские коллекции.
- Посадка святой Паулы Романы в Остию (1639) — Холст, масло, 211 х 145 см, Museo del Prado, Мадрид
- Посадка святой Урсулы (1641) — Национальная галерея, Лондон
- Высадка Клеопатры в Тарсе (1642) — масло на холсте, Musée du Louvre, Париж.
- Высадка Клеопатры в Тарсе (1642–43) — Холст, масло, 119 х 170 см, Musée du Louvre, Париж
- Троянские женщины поджигают свой флот (около 1643) — масло на холсте. Метрополитен-музей, Нью-Йорк
- Ручей и два моста — Холст, масло, 74 х 58 см,
- Путешествие Иакова
- Визит ангела
- Вид на церковь Санта-Тринита-дей-Монти — Рисование, Эрмитаж, Санкт-Петербург
- Морской порт с замком — Галерея искусств Университета Говарда, Вашингтон, округ Колумбия
- Вид на Тиволи на закате (1644) — Музей искусств Сан-Франциско
- Меркурий крадет волов Аполлона (1645) — Холст, масло, 55 х 45 см, Галерея Дориа-Памфили, Рим
- Пейзаж с Цефалом и Прокрисом, воссоединенными Дианой (1645) — Холст, масло, 102 х 132 см, Национальная галерея, Лондон
- Суд Парижа (1645–46) — Национальная художественная галерея в Вашингтоне, округ Колумбия
- Восход солнца (1646–47) — Метрополитен-музей, Нью-Йорк
- Посадка царицы Савской (1648) — Национальная галерея, Лондон
- Брак Исаака и Ревекки (1648) — Национальная галерея, Лондон
- Пейзаж с Парижем и Эноне (1648) — Холст, масло, 119 х 150 см, Musée du Louvre, Париж
- Пейзаж с танцующими фигурами (Мельница) (1648) — Холст, масло, 150,6 x 197,8 см, Галерея Дориа-Памфили, Рим
- Вид на Ла-Крещенца (1648–50) — Холст, масло, 38,7 х 58,1 см, Метрополитен-музей, Нью-Йорк
- Пейзаж с Аполлоном и кумской Сибиллой (ок. 1650 г.) — Холст, масло, 99,5 х 125 см, Эрмитаж, Санкт-Петербург
- Отдых на пути в Египет (1651 или 1661) — Холст, масло, 113 х 157 см, Эрмитаж, Санкт-Петербург
- Пейзаж с Меркурием и Баттом (1654) — Холст, масло, 74 x 98 см, швейцарское частное собрание.
- Пейзаж с Агарь и Ангелом (1654) — Холст, масло, 54,5 х 76 см, Публичная художественная галерея Данидина, Данидин
- Пейзаж с Ацисом и Галатеей (1657) — Холст, масло, 100 x 135 см, Галерея Gemäldegalerie, Дрезден
- Пейзаж с Аполлоном и Меркурием (1660) — Холст, масло, 74,5 x 110,5 см, Коллекция Уоллеса, Лондон
- Отец Психеи приносит жертву в храме Аполлона (1663)— Холст, масло, 5’9 «x 7’5», один из Альтиери Клодов. Англси Аббатство, ВЕЛИКОБРИТАНИЯ
- Пейзаж с Психеей у дворца Амура (1664)— Холст, масло, Национальная галерея, Лондон.
- Береговая сцена с похищением Европы (1667) — Холст, масло, 134,6 x 101,6 см, Королевская коллекция, Лондон
- Изгнание Агарь (1668) — Холст, масло, 107 х 140 см, Старая пинакотека, Мюнхен
- Пейзаж с Иаковом, борющимся с ангелом или же Ночь (1672) Масло на холсте, Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия
- Морской порт (1674) — Холст, масло, 72 x 96 см, Старая пинакотека, Мюнхен
- Приземление Энея (1675) — Холст, масло 5’9 «x 7’5», один из Клодов Альтьери. Англси Аббатство, ВЕЛИКОБРИТАНИЯ
- Аполлон и музы на горе Геликон (1680)
- Асканий стреляет в оленя Сильвии (1682) — Ашмоловский музей, Оксфорд.
- Вид на морской порт — The Библиотека Хантингтона, Сан-Марино, Калифорния
- Пейзаж с Меркурием, Аргусом и Ло (1662) – травление на мелованной бумаге, Музей изящных искусств Юты