Русская живопись 20 века: авангардизм и другие направления в искусстве

Кубизм

Жорж Брак. Скрипка и подсвечник. 1910 год

Кубизм сформировался во Франции осенью 1908 года в работах Жоржа Брака и Пабло Пикассо. В Россию он проникает разными путями. Так, художница Александра Экстер регулярно привозит из Парижа разные сведения о новом модном стиле, а в 1908 году коллекционер Сергей Иванович Щукин открывает всем желающим свой особняк в Большом Знаменском переулке. В собрании среди прочего есть работы кубистов, и в галерею регулярно заходят будущие бубновалетцы. В 1912 году в сборнике «Пощечина общественному вкусу» выходит статья художника и поэта Давида Бурлюка «Кубизм». Кубизм, пишет он, подразумевает плоскостное понимание мира или канон сдвинутой конструкции, а его важнейший прием — изображение объекта с нескольких точек зрения. Три года спустя в манифесте «От кубизма к супрематизму» Казимир Малевич определяет сущность направления как «диссонанс», происходящий в результате «встречи двух форм»: «В принципе кубизма лежит еще очень ценная задача, не передавать предметы, а сделать картину. <…> В нашей эре кубизма художник уничтожил вещь как таковую с ее смыслом, сущностью и назначением».

Вариант 1

А1. В конце XIX — начале ХХ в. Россия представляла собой государство, имевшее

1) двухпартийную политическую систему
2) республиканскую форму правления
3) федеративное устройство
4) местные выборные органы власти

А2. Какое понятие относится к характеристике положения российского пролетариата начала ХХ в.?

1) революционно активный класс
2) тесная связь с правительством
3) высокая заработная плата
4) самый большой по численности класс

А3. Что характерно для социально-экономического развития России начала ХХ в.?

1) сохранение феодальных пережитков
2) преимущественное развитие отраслей легкой промышленности
3) начало промышленного переворота
4) отсутствие государственного регулирования экономики

А4. Что стало следствием мирового экономического кризиса начала ХХ в. в России?

1) создание монополий
2) прекращение иностранных инвестиций в российскую экономику
3) использование в сельском хозяйстве новейшей техники и удобрений
4) прекращение продажи хлеба за границу

А5. Как называется форма объединения предприятий, которые договариваются о размерах производства, рынках сбыта, ценах, сохраняя производственную самостоятельность?

1) артель
2) кооператив
3) трест
4) картель

А6. Какую партию начала ХХ в. по идейной направленности можно считать либеральной?

1) эсеров
2) большевиков
3) меньшевиков
4) кадетов

А7. Какое понятие связано с именем С. В. Зубатова?

1) оборончество
2) аракчеевщина
3) «полицейский социализм»
4) меценатство

А8. В результате Русско-японской войны Россия

1) закрепила за собой право на аренду Порт-Артура
2) выплатила Японии огромную контрибуцию
3) потеряла южную часть острова Сахалин
4) получила Курильские острова

А9. Согласно Манифесту 17 октября 1905 г. в России

1) произошел переход к республиканской форме правления
2) отменялось крепостное право
3) устанавливалась ограниченная монархия
4) объявлялось о выходе из войны

А10. Первая российская революция привела к

1) ликвидации помещичьего землевладения
2) ликвидации сословного строя
3) отмене выкупных платежей
4) установлению 8-часового рабочего дня

А11. Какая главная задача стояла перед правительством после окончания первой российской революции?

1) ослабить политическое господство помещичьего класса
2) укрепить социальную базу монархии
3) избежать начала мировой войны
4) создать правовое государство

А12. Какое название получил блок, созданный в IV Государственной думе из представителей оппозиционных правительству партий?

1) патриотический
2) революционный
3) экономический
4) прогрессивный

А13. Какой год называли «годом разочарований»?

1) 1913 г.
2) 1914 г.
3) 1915 г.
4) 1916 г.

А14. Какие новые течения возникают в русской живописи и архитектуре в начале ХХ в.?

1) классицизм, реализм
2) символизм, импрессионизм
3) барокко, символизм
4) эклектика, готика

В1. Укажите фамилию государственного деятеля России конца XIX — начала ХХ в., автора воспоминаний.

Одной из крупнейших реформ, которую мне пришлось сделать во время нахождения моего у власти, была денежная реформа… поставившая Россию в финансовом отношении наряду с другими великими европейскими державами. Благодаря этой реформе мы выдержали несчастную японскую войну, смуты, разыгравшиеся после войны, и все то тревожное положение, в каком доныне находится Россия…

В2. Установите соответствие между элементами первого и второго столбиков. Одному элементу первого столбика соответствует один элемент второго.

ДАТА

1. 9 января 1905 г.
2. 9 ноября 1906 г.
3. 19 июля 1914 г.

СОБЫТИЕ

А. Начало проведения аграрной реформы
Б. Вступление России в I мировую войну
В. Начало правления Николая I
Г. Начало первой российской революции

Запишите выбранные буквы под соответствующими цифрами.

Кубофутуризм

Наталия Гончарова. Фабрика. 1912 год

Впервые это понятие в 1912 году использовал французский критик Марсель Буланже, а на следующий год термин получает распространение и в русской культуре. К кубофутуристам причисляет себя поэтическо-художественная группа «Гилея», а также художники круга «Союза молодежи». В кубофуту­ристических произведениях мир предстает раздробленным на фрагменты или разобранным на элементы. В ноябре 1913 года кубофутуристическими называет свои работы Малевич в каталоге выставки «Союза молодежи». В 1912–1913 годах появляется кубофутуристичная живопись Наталии Гончаровой («Фабрика»).

Развитие постмодернизма

Чтобы лучше разобраться в истоках постмодерна, надо вспомнить что такое премодерн и модерн.

Этапы развития мировой культуры или место постмодернизма в истории:

В начале было Слово, а с ним и премодерн, в основе которого лежали отношения человека и Бога — это и античная философия, и богословская литература

Все, что происходит с человеком, происходит по воле Бога (совершенно неважно, какого), мир непостижим.
Затем на смену премодерна в 16 веке приходит модерн, метафизическая эпоха, власть разума и рационального мышления.
И наконец, в 60-х годах 20 века в Америке, в эпоху культурного кризиса, как антитеза модернизму, зарождается постмодернизм. Это вполне закономерный исторический процесс — технический бум, получение доступа ко всей мировой информации, развитие науки — все это подорвало истины, еще совсем недавно казавшиеся незыблемыми

Теперь все то, во что верили отцы, казалось чем-то узким, урезанным, поверхностным, над этим теперь можно было лишь иронизировать. Попытки свести весь мир к каким-то рациональным системам казались постмодернистам глупыми, ведь единственного верного знания просто не могло существовать.
На Западе постмодернизм распространяется в 70-е, и только к 80-м приобретает самостоятельность и концептуальную оформленность, но называть постмодернизм каким-либо конкретным философским учением — грубая ошибка, ведь все, что “пост” как раз обычно за хаос, за отсутствие чего-либо конкретного. В Россию постмодернизм приходит уже в 90-е, тоже в эпоху культурного кризиса.

Что нужно знать о русском авангарде, чтобы не было стыдно

Авангард зародился в 10-х годах XX века. В это время в России царствовал буржуазный строй со всеми вытекающими отсюда последствиями — повальным мещанством, произволом власти, бюрократией, оглуплением масс, равнодушием к простому человеку. Обстановка в обществе просто раскалялась от революционного духа.

Набирал обороты технический прогресс. Деревья превращались в заводские трубы, простые дороги — в железные дороги, лошади — в автомобили. Мир начинал новую жизнь и требовал перемен.

Назревала революция и в искусстве. Творческие люди, как особо чувствительные натуры, остро ощущали происходящее, а особенно бездуховность, царящую в обществе. Власть старого искусства со своими канонами, уставами и школами уже не соответствовала новой реальности. Молодым талантам хотелось воздуха и свободы — долой ветхие одежды устаревших классиков и смело вперед в будущее!

Так и возник русский авангард. И возник вполне закономерно при всей своей новизне и революционности. За время недолгого существования (с конца 10-х по начало 30-х годов XX века) он проник во все сферы искусства, особенно в литературу и живопись, разделившись на несколько направлений. Разберем эти направления.

Королями русского литературного авангарда были поэты-футуристы. Футуризм возник в Италии в 1909 году. Название происходит от латинского «футурум» («будущее») и несет в себе смысл направления, заключающийся в отказе от всего прошлого. Футуризм очень хорошо прижился в России.

Само название «авангард» появилось гораздо позже, в 1910 году, с легкой подачи художника Александра Бенуа, а до этого поэты-футуристы-авангардисты называли себя эпатажно и дерзко. Например, «леф» (левый фронт), либо «будетляне», «будущники».

В первое объединение футуристов под названием «Гилея» входили В. Маяковский, братья Бурлюки, В. Хлебников, В. Каменский, А. Крученых, Б. Лившиц и другие. Вдохновленные стремительными переменами в мире, они начали эксперименты со словами. Главным стало не содержание, а форма стиха. Языком русского авангарда стал манифест, вызов и жест. Слово обрело форму и использовалось как кулак, дубинка или винтовка.

Ищите жирных в домах-скорлупах и в бубен брюха веселье бейте! Схватите за ноги глухих и глупых и дуйте в уши им, как в ноздри флейте. Разбейте днища у бочек злости, ведь я горящий булыжник дум ем. Сегодня в вашем кричащем тосте я овенчаюсь моим безумием.

Та са маеха ра бау Саем сию дуб радуб мола аль

Но советское правительство без энтузиазма восприняло такое творчество. Таланты уходили в подполье, и русский авангард начал затухать.

Лебединой песнью поэтического авангарда в 20−30-х годах прошлого века стали обэриуты (Д. Хармс, А. Введенский, Н. Олейников, Н. Заболоцкий и другие). Они попытались смешать дерзость футуристов с образами и смыслами символистов. Выстрелив большим количеством гениальных стихов, они вслед за своими товарищами ушли в полное забвение.

Вы не путайте сыны День конца и дочь весны. Страшен, синь и сед Потец. Я ваш ангел. Я отец. Я его жестокость знаю, Смерть моя уже близка. На главе моей зияют Плеши, лысины — тоска.

В живописи авангард раскрылся во всей красе, образовав несколько течений, главными из которых были абстракционизм, супрематизм и футуризм. Но всех их объединяло одно — эксперименты с формой и цветом и полный отказ от реализма.

Кому нужен Шишкин со своим натуральным лесом, если в него нельзя зайти? Или портрет красивой девушки на красивом фоне, если в реальности такой красоты не существует. Все это — надоевший и ненужный обман.

Идея преображения человека с помощью живописи стала фундаментом нового искусства. Художники-авангардисты разрабатывали теории, придумывали концепты и смело бросали вызов тоскливому классическому искусству прошлого. Вызов был во всем. В названиях объединений — «Бубновый валет», «Ослиный хвост», во внешнем виде — художники раскрашивали тело и лица, предвосхищая боди-арт, носили нелепую одежду. Например, одноглазый Давид Бурлюк представлял собой настоящее произведение авангардного искусства.

Ключевыми фигурами русского авангарда в живописи были К. Малевич (супрематизм), В. Кандинский (абстракционизм), М. Ларионов (лучизм), Н. Филонов, О. Розанова (цветопись), Н. Гончарова, И. Машков, М. Матюшин.

Авангардизм как историческое явление

Авангардизм как историческое явление представляет собой крупное и тяжелое порождение кризиса буржуазной культуры начала ХХ века, он проистекает из субъективистского, анархического миропонимания.

Авангардные течения основаны на резком радикальном отношении к художественному творчеству, не ограниченном аспектами классической эстетики, применяя нестандартные, новые способы представления, насыщенные символизмом творческих образов.

Значение авангарда неорганично по своей сути: в нем сочетаются школы и движения искусства, представляющие порой абсолютно разные идеологии. Такое противоречие тенденций авангардизма, обусловленное разными творческими судьбами авторов, их эстетическими и общественными позициями, привело к его эстетической двойственности, художественной эклектичности. Общей особенностью авангардных течений является манифест – открытый и непреклонный протест против социальных норм и устоев.

Представители авангардизма считают, что для преобразования мира средствами искусства, формирования нового сознания человечества нужна его неограниченная свобода от устаревших условностей, они, прежде всего, обращаются к инстинкту как к первоначальному природному чувству, не омраченному общественными запретами. Авангардисты умело свертывают восприятие сознательного и развивают бессознательное начало в творческом и рецептивном процессах.

Эстетика и художественные черты авангарда в живописи

Для данного направления характерны:

эксперимент (чаще осознанный) как манифест и как практическое направление творчества

отрицание традиционного искусства, а также эстетических и моральных норм обывательского, «буржуазного» мира

революционный и подчас разрушительный пафос творчества

отказ от канонов 19 века в изобразительном искусстве, т.е. отказ от изображения видимой действительности

стремление создать новое в формах, приемах, средствах художественного мира

эпатажный характер поведения и презентации

признание и преклонение пред достижениями научно-технического прогресса

поиски Духа как панацеи от материализма

  • с одной стороны, рационализм в искусстве (например, конструктивизм),
  • с другой – иррациональность художественного творчества (например, в сюрреализме)

приветствие любых социальных изменений в обществе (русская революция)

Если европейские  авангардисты вдохновлялись творчеством «примитивных» народов, то художники российского течения свои приёмы черпали из древнерусского и крестьянского искусства, городского народного промысла: лубочных картинок и магазинных вывесок.

В то же время они во многом опирались на модернистские направления европейского искусства (кубизм, футуризм, фовизм и т.д.).

Искусство авангардной живописи проникнуто духом нигилизма, революционной агрессией и соединяет в себе деструктивное и созидательные начала.

Как эстетика он нацелен на изменение человеческого сознания и, возможно, самой человеческой природы.

Эстетический бунт против установившихся традиций и канонов в искусстве

Модернизм (авангардизм) связан с отходом культуры от реализма, с провозглашением независимости искусства от действительности. Выступления художников-модернистов принимали зачастую форму анархического эстетического бунта против установившихся традиций и канонов в искусстве. Авангард обозначал идущих впереди всех, то есть экспериментирующих с художественным материалом, создающих новые, ни на что не похожие стиль, язык, содержание в изобразительном искусстве. Революции и войны, в которые втягивается весь мир не препятствуют экспериментам и поискам нового. Происходит пересмотр прежних представлений о красоте, цвете и пространстве. Париж становится местом паломничества для художников со всего мира. Вкус к резкой, разрушительной деформации оказался знаменем нового века.

Всёчество

Термин придумал весной 1913 года Илья Зданевич — художник, писатель, издатель и журналист. В основу всёчества легли художественно-эстетические идеи Михаила Ларионова и художников его круга: в каталоге к выставке «Мишень» он признал все существующие стили — кубизм, футуризм, орфеизм и другие. 5 ноября того же года Зданевич публично представил свою концеп­цию в Москве на закрытии выставки Наталии Гончаровой. Лекция называлась «Наталия Гончарова и всёчество». После этого Зданевич отправился в Петер­бург, чтобы и там пропагандировать идеи всёчества на лекциях и в диспутах. Эти выступления носили характерный для авангарда эпатажный характер. Так, в конце выступления «Раскраска лица» 9 апреля 1914 года Зданевич выкрасил лицо черной краской, а 17 апреля того же года на акции «Поклонение башмаку» отрицал все, что считалось прекрасным, и воспел красоту башмака, «красивого, подобно автомобилям и двигателям».

Лучизм

Михаил Ларионов. Петух (Лучистый этюд). 1912 год

Одна из первых систем беспредметной живописи, разработанная Михаилом Ларионовым. Лучизм, считал Ларионов, должен связать в единой гармонии видимый материальный мир и мир духовный. Первые лучистские работы художник создал в 1912 году, и тогда же они были показаны на выставках «Мира искусства». В 1913 и 1914 годах лучистская живопись Ларионова экспонировалась на выставках «Мишень» и «Номер 4». Для реалистического лучизма характерны анималистические сюжеты. Для следующей стадии лучизма — пневмолучизма — использование других техник (например, вставки из папье-маше, знаков вроде нот, крестов и проч.).

Постмодернизм

Постмодернизм (фр. postmodernisme — после модернизма) — термин, обозначающий структурно сходные явления в мировой общественной жизни и культуре второй половины XX века и XXI века: он употребляется как для характеристики постнеклассического типа философствования, так и для комплекса стилей в художественном искусстве. Постмодерн — состояние современной культуры, включающее в себя своеобразную философскую позицию, постмодернистское искусство, а также массовую культуру этой эпохи.

Постмодернизм — самостоятельное направление в искусстве (художественный стиль), означающее радикальный разрыв с парадигмой модернизма (Г. Хоффман, Р. Кунов). По мнению же X. Летена и С.Сулеймена, постмодернизма как целостного художественного явления не существует. Можно говорить о нём как о переоценке постулатов модернизма, но сама постмодернистская реакция рассматривается ими как миф.

В трактовке Умберто Эко постмодернизм в широком понимании — это механизм смены одной культурной эпохи другой, который всякий раз приходит на смену авангардизму (модернизму) («Постмодернизм — это ответ модернизму: раз уж прошлое невозможно уничтожить, ибо его уничтожение ведет к немоте, его нужно переосмыслить, иронично, без наивности»).

Объявленным «началом» постмодернизма считают статью Лесли Фидлера, 1969, «Пересекайте границу, засыпайте рвы», демонстративно опубликованную в журнале Playboy. Американский теолог Харви Кокс в своих работах начала 70-х годов, посвящённых проблемам религии в Латинской Америке, широко пользуется понятием «постмодернистская теология». Однако популярность термин «постмодернизм» обрёл благодаря Чарльзу Дженксу. В книге «Язык архитектуры постмодернизма» он отмечал, что хотя само это слово и применялось в американской литературной критике 60—70-х годов для обозначения ультрамодернистских литературных экспериментов, автор придал ему принципиально иной смысл.

Постмодернизм означал отход от экстремизма и нигилизма неоавангарда, частичный возврат к традициям, акцент на коммуникативной роли архитектуры. Обосновывая свой антирационализм, антифункционализм и антиконструктивизм в подходе к архитектуре, Ч. Дженкс настаивал на первичности в ней создания эстетизированного артефакта. Впоследствии происходит расширение содержания этого понятия с первоначально узкого определения новых тенденций в американской архитектуре и нового течения во французской философии (Жак Лакан, Луи Альтюссер, Ж. Деррида, Ж.-Ф. Лиотар, Мишель Фуко) до определения, охватывающего начавшиеся в 60—70 годы процессы во всех областях культуры, включая феминистское и антирасистское движения.

Примитивизм

Михаил Ларионов. Весна. Времена года (Новый примитив). 1912 год

Направление раннего русского авангарда (конец 1900-х — начало 1910-х). Среди особенностей примитивизма — инфантильные, детские формы и пропорции фигур, неуклюжая пластика, имитация любительского рисования, наивная сказочность. Принципиальную роль здесь играла опора на национальную традицию, на образцы древнего и народного искусства, прежде всего икона, лубок, скульптурную архаику. Впервые слово было использовано поэтом и критиком Сергеем Маковским в статье о выставке «Голубая роза»: «Они — возвестители того примитивизма, к которому пришла современная живопись, ища возрождения у самых родников — в творчестве непосредственном, не обессиленном тяжестью исторического опыта. <…> Современный сознательный примитивизм, понятый как основная задача, — последняя победа художнического освобождения». Летом 1907 года термин также используется в анонсе выставки Бурлюков в Херсоне.

Модернизм — синоним или нет?

С авангардом всё очень и очень непросто. Существует ещё один термин, объединяющий художественные движения рассматриваемого периода — модернизм. Некоторые искусствоведы считают эти названия синонимами, другие их разделяют.

Водораздел провести очень сложно. Пожалуй, модернизм более широкое понятие, поскольку многие искусствоведы начинают отсчёт его истории с «Салона отверженных», открывшегося в 1863 году, и вносят в него импрессионизм, нео- и постимпрессионизм (а также ряд более поздних течений). Что же касается авангардизма, то его рамки часто сужают до русского авангарда.

Наконец, нередко под авангардистским искусством понимают вообще всё нетрадиционное, антиреалистическое творчество (такой подход был характерен для советского искусствоведения и сохранился среди некоторых критиков).

Эти терминологические нюансы следует учитывать, чтобы не запутаться при чтении статей и книг о современном искусстве.

История возникновения

К концу XIX века его стали применять в художественной критике, но не в качестве названия стиля, а для обозначения новых, передовых идей. И только уже после Второй мировой войны слово «авангард» стало использоваться в роли объединяющего термина, прикрепляемого к любым видам искусства, антитрадиционным по форме.

Авангардизм в искусстве тесно связан с модернизмом. До сих пор вопрос соотношений этих двух понятий остаётся открытым: их полностью противопоставляют и, наоборот, взаимозаменяют. Но всё-таки модернизм в большей мере считают предшественником авангарда, определяя разницу между стилями. Так, модернизм проявил себя как эстетический бунт: это была революция в искусстве. Авангард же – это бунт против всякой художественной традиции в любом направлении.

Искусство авангарда

Особенно отметился русский авангардизм в живописи, появившись в СССР как протест против тоталитарного режима. Самыми яркими представителями русского авангарда считаются Казимир Малевич и Василий Кандинский.

Характерные черты авангарда:

  • осознанно экспериментальный характер произведения искусства;
  • революционно-разрушительный пафос;
  • антитрадиционность;
  • принципиальное новаторство в формах, приёмах, средствах;
  • эпатажность и даже скандальность;
  • стирание границ между видами искусств и синтез разных искусств.

Появившись в переломный момент, авангард принял на себя функцию разрушителя, пророка и творца абсолютно нового искусства. При этом каждый из представителей видел его выражение по-своему, поэтому рамки авангардных течений очень велики.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Енот на Волге
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: