История создания
Клод Моне работал над циклом Кувшинки в 1914-1918 гг. Жанрово картина являет собой один из ярчайших образцов импрессионизма. Замысел полотна пришел к художнику сразу после переезда в усадьбу Живерни. Он всегда увлекался, цветоводством – собственное поместье с просторным палисадником было давней мечтой живописца. Там Клод Моне обустроил сад с прудом: вдоль берега цвели ирисы, над водой раскинулся мостик, а в самом пруду плавали водяные лилии.
Клод Моне сам активно участвовал в оформлении помещений под свои произведения. Картины покрывают стены комнат практически полностью. Однако, выставка произведений «Кувшинки» в этом музее прошла только в мае 1927 г., после смерти автора. 12 холстов до сих пор хранятся в Оранжери, остальные – в разных музеях и галереях по всему миру. В 1999 г. для масштабной выставки из разных стран было собрано еще около 60 произведений цикла водяные Кувшинки.
«Я ничего в жизни не делал, не считая того, что смотрел на то, что мир показывал мне, для того, чтобы запечатлеть его посредством моей кисти»
Arrival of the Normandy Train, Gare Saint-Lazare 1877
Когда критики разнесли в пух и прах картину «Впечатление. Восход солнца», назвав главным недостатком её «невозможность что-либо рассмотреть», Моне только пожал плечами: «Жалкие слепцы…».
Настоящим его ответом стала новая, ещё более «туманная» картина «Вокзал Сен-Лазар». Чтобы её написать, художнику нужно было… задержать поезд. Надев самый дорогой из своих костюмов, рубашку с кружевными манжетами, взяв трость с золотым набалдашником (всё богатство, что было у голодающего Моне), художник идёт к директору западных железных дорог.
Представляется: «Я — художник Клод Моне. Я долго думал, какой вокзал для картины выбрать, — и выбрал ваш». Поражённый видом и тоном Моне, директор сделал всё, что просил живописец: останавливал поезда (чтобы Моне мог видеть и писать), заставлял набивать топки поездов углём так, чтобы весь перрон заволакивало дымом… Директор не знал, что юный наглец — осмеянный и бедный художник.
Биография Клода Моне
Клод Моне появился на свет 14 ноября 1840 года в Париже. Он рос в семье бакалейщика Клода Адольфа Моне и его жены Луизы Жюстины. Отец хотел, чтобы он также стал бакалейщиком. В 1845 г. семья обосновалась в Гавре.
Школа в глазах Клода, не любящего придерживаться дисциплины, представляла собой некую тюрьму. В результате, он часто прогуливал занятия, проводя время на природе. Тогда же у него начали проявляться выдающиеся способности к рисованию.
В данный период биографии Моне часто рисовал карикатуры на преподавателей, делая это прямо на обложках школьных тетрадей. В скором времени он достиг настолько больших высот в этой области искусства, что к 15 годам имел репутацию самого известного в городе карикатуриста.
Это привело к тому, что Клод Моне начал получать массу заказов на карикатурные портреты. Любопытно, что за каждый такой портрет он брал по 20 франков, что позволило ему накопить приличную сумму денег, в размере около 2000 франков.
«Женщины в саду» (1866)
Это двухметровая картина была полностью написана на свежем воздухе — на пленере. Моделью для трёх женщин, изображённых на картине стала Камилла Донсье. Чтобы уловить свет, в саду была изготовлена специальная траншея для того, чтобы поднимать и опускать подрамник с холстом. На картине изображён летний цветущий сад, в котором гуляют три дамы в белых платьях, и кавалер с букетом цветов. Особое место Моне придал освещению, солнечным пятнам на одежде, листве и дорожке. Моне долго ловил нужный свет, но даже в результате таких гигантских трудов, работа не была принята комиссией.
В этот период художник был ещё не признан и очень нуждался в такой степени, что ему не на что было покупать материалы для картин и он очищал старые холсты от краски. Но в 1921 году, когда Моне стал уже знаменитым, его «Женщины в саду» были приобретены за 200 000 франков.
3
Кратко о жизни автора
Клод Моне родился в Париже в 1840 году. Его отец был бакалейщиком, и пока мальчик был маленьким, семья перебралась в Нормандию, в Гавр. Именно здесь парень начал заниматься рисованием, но тогда это были карикатуры, сделавшие его в городе довольно известным. Работы талантливого мальчика замечает Эжен Буден, который пишет пейзажи, он уговаривает Моне не останавливаться, а учиться дальше.
Отслужив в армии, юноша поступает в университет на факультет искусств. Обучение он начал в студии Шарля Глейра, где познавали азы Фредерик Базиль и Огюст Ренуар. Именно эта троица стала толчком для развития импрессионизма.
Социальный статус и краткосрочная выгода: как маркетологи продвигают бренды
Чем россияне чаще объясняют успехи в карьере — упорным трудом или везением
Спрос, актуальность: стоит ли открывать соляную пещеру, особенности бизнеса
Клод Моне прожил 86 лет. У него было 2 сына: Жан и Мишель. Художнику дважды удаляли катаракту. На фоне этого у него изменилось цветовосприятие, что заметно по его картинам. После них он пишет в основном на природе. Умер Моне в Живерне от рака легких.
Одна из первых картин автора, сохранившихся до наших дней – портрет супруги под названием «Камилла, или Портрет дамы в зеленом платье». Работа написана в 1866 году, когда молодые люди еще не были женаты, они только познакомились, и Оскар был пламенно влюблен в Камиллу. Буквально за несколько дней художник написал портрет своей возлюбленной. И пускай она не идеальная, но в работе чувствуется душа и огромная страсть. Моне никогда не приукрашивал свои работы, он переносил на полотно то, что видел.
Прибыльно, быстро, окупаемо: стоит ли открывать мастерскую по ремонту обуви
Актуально и прибыльно: стоит ли начинать бизнес по разведению породистых кошек
Опросы на уровне организации: используем психологию, выбирая менеджера
Направление в искусстве получило свое название «импрессионизм» благодаря картине Моне «Впечатление. Восходящее солнце» — Impression. Sunrise.
Драматургия жизни и творчества
Следующее значимое полотно было создано Моне на пленэре, им стала картина высотой в два метра «Женщина в саду». Создание этой картины потребовало от автора некоторых физических усилий. Клод выкопал что-то вроде окопа, в котором можно было поднимать и опускать полотно, это нужно было художнику, чтобы поймать на холсте определенное освещение. Вопреки стараниям живописца, эту картину салонная комиссия по оценке не приняла.
На многих своих картинах Моне изображал женщин, а для этого нужны были натурщицы. С одной из них – той самой женщиной в зеленом Камиллой Донасье художник очень сблизился, она покорила сердце живописца и его кисть. Родственники Моне были против связи Клода с натурщицей.
Ему даже пришлось инсценировать разрыв отношений с любимой, которая осталась в Париже, вынашивая ребенка от Клода. Сам он для достоверности уехал летом 1867 года к родне в Сент-Андресс. Пребывание в курортном городке не прошло даром для художника, там он написал картину «Регата в Сент-Андресс».
Клод Моне «Регата в Сент-Адрессе», 1867 годМестонахождение: Художественный музей Метрополитен, Нью-Йорк, США
В том же году у Моне родился сын, которого они с Камиллой назвали Жаном. Художник спешно отправляется в Париж навестить свою неофициальную семью. Тогда же он напишет картину, посвященную любимой женщине и сыну «Колыбель. Камилла с сыном художника Жаном».
Художественный салон отказывался принимать картины Моне, семья начала испытывать финансовые трудности. Клоду пришлось брать деньги взаймы у друзей и знакомых. Очень помог в данной ситуации Годибер – владелец судов, который заказал художнику несколько картин.
Вопреки всему Клод женился на Камилле в 1870 году, он горячо любил эту красивую женщину. Медовый месяц семья провела в Трувиле – курортном городе в Нормандии. В этот город стекалось много ценителей искусств, особенно он был любим художниками, так как местные пейзажи всего более привлекали их.
Пребывание в Трувиле окажется очень плодотворным для Моне, там он напишет пять картин. Художник стал уходить всё более в свой стиль написания, сильно отдаляясь он классической академической манеры живописи. Салоны отвергали его картины, так как они были новы и непривычны для того времени, а следовательно, коммерчески не выгодны для салонных выставок.
Камилла Донасьё, натурщица, а впоследствии любимая жена Моне
«Мой сад — мой самый красивый шедевр».
Счастье — жить в мечтах, что стали ежедневной реальностью. Клод Оскар Моне был редким человеком, который это смог. В мае 1883 года, когда солнце азалиями красит вересковые пригорки, а луга плачут синими ирисами, Моне с семьёй отправляется за 80 километров на север от Парижа, в Живерни, где проживёт 43 года, до смерти.
В этой деревушке Моне создаёт мир, в котором счастлив, — свой сад. Сначала семья арендует небольшой дом и около 1 га земли. Продажи картин растут, и в 1890 году Моне выкупает имение, строит оранжерею и новый дом.
Садом он сначала занимается сам, позже ему помогают 7 садовников. Художник создаёт рисунки-планы насаждений, закупает семена, выписывает книги по разведению растений, друзья привозят редкие растения из Японии, Африки.
Прежде всего у дома вырубают мрачную аллею кипарисов и елей. На их высокие пни позже будут взбираться плетистые розы. Потом для роз поставят металлические арки, и к дому поведёт густой розовый тоннель…
В 1893 году Моне покупает ещё землю и начинает грандиозный проект расширения сада, в котором главным станет пруд с лилиями. В него высаживают белые кувшинки, водяные лилии из Египта и Южной Америки. На берегу — плакучие ивы, там и тут — лёгкие мостики, из которых по картинам нам знаком японский, увитый глициниями. Так возник второй — Водный — сад Моне, ставший на 20 с лишним лет героем лучших произведений художника: Мастер рисовал цветы и рисовал цветами.
…В последние недели жизни 1926 года, когда художник страдал от рака, он почти не работал над картинами, но постоянно говорил о своём Саде и с нетерпением ждал посылки с японскими лилиями…
Рождение самобытного художника
У Эжена Будена юный Клод обучился навыкам рисования природы на пленэре. Первой картиной Моне можно считать написанный им в 17 лет «Вид на Рюэль». Она даже выставлялась в 1858 году в Гавре. В 1859 году молодой художник уезжает на свою малую родину в Париж. Там он посещает всевозможные художественные выставки и галереи, чтобы больше узнать о живописцах и их стилях. Так как денег у юноши мало, он пишет картины в студии для бедных художников.
Клода призвали в армию в 1861 году и направили в кавалерийскую часть, которая находилась в Алжире. На военной службе Моне пробыл недолго, он заразился тифом и через два года, вместо положенных семи, был уже дома. К тому же, его тетушка, очень любившая племянника, откупила его от военной обязанности, поэтому в армию молодой человек больше не вернулся. Он поступил в университет на факультет искусств, чтобы в скором времени разочароваться в образовательном процессе, который проходил в вузе.
Шарль Лулье «Портрет Клода Моне в армейской униформе», 1861 или 1862 годыМестонахождение: Музей Мармоттан-Моне, Париж, Франция
Подход к обучению живописи, который Моне видел в университете, ему совершенно не пришелся по вкусу, поэтому Клод сменил место обучения на студию Шарля Глейра. В этом месте встретились будущие французские импрессионисты: Ренуар, который напишет портрет Моне, Сислей и Базиль. Вот как описываются занятия в студии Шарля Глейра (отрывок из книги «Клод Моне» серии «Великие художники мира», составитель А. А. Бобкова):
После занятий в студии Глейра появились первые серьезные работы Клода Моне – «Завтрак на траве» и портрет Камиллы Донасье, который был назван «Дама в зеленом». Что интересно, коллега Клода живописец Эдуард Мане в одно с ним время, только немного раньше, написал картину с похожим названием «Завтрак на природе».
Клод Моне «Дама в зелёном», 1866 годМестонахождение: Картинная галерея, Бремен, Германия
Почти однофамилицы написали почти одинаковые картины, только вот их содержание разительно отличалось друг от друга, хотя тема оставалась одна – завтрак на лоне природы, можно сказать, пикник. Немного о картине Эдуарда Мане из книги серии «Великие художники мира»:
В 1866 году в художественном салоне состоялась выставка картин. Моне выставил свою «Даму в зеленом». Поначалу должен был выставляться «Завтрак на траве», но Клод просто не успел дописать полотно к началу выставки.
Картина же эта достаточно живописна и оригинальна по технике, хоть и имеет простую композицию. Тем не менее, Камилла Донасье принесла своему автору известность. «Завтрак на траве» Моне пришлось продать, так как финансовое положение у него было на тот момент не самое лучшее.
Клод Моне «Завтрак на траве», 1866 годМестонахождение: Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, Москва, Россия
На пути к славе
Натура художника требовала продолжения учебы, и Клод поступил в университет на факультет искусств, но быстро разочаровался в нем по причине не удовлетворявших его подходов к живописи. Вместо этого он направляется в мастерскую известного представителя академического искусства Ш. Глейра, где тоже особо ничему не научился, так как здесь предпочтение отдавалось полотнам на мифологические сюжеты. Подходы Моне к живописи Глейр не принял и довольно резко осудил. Зато здесь он познакомился с плеядой талантливых молодых художников. Среди них были О. Ренуар, А. Сислей и Ф. Базиль.
В 1863 году они начали писать с натуры в лесу Фонтебло под Парижем. Именно здесь из-под его пера выходит картина «Дорога в Шайи». Это еще не шедевр, перевернувший мировое изобразительное искусство, но уже заявка на что-то большее, нежели просто академический пейзаж.
Знаменитые стога Моне
Однажды Клод со своей приемной дочерью от Алисы Гошеде пошел на луга, чтобы написать скошенные поля. На лугах стояли стога с сеном, погода резко сменилась, и окружающий пейзаж принял совершенно иные оттенки. Уже начавший писать Моне отправил девочку за новым холстом, чтобы нарисовать луг в других оттенках. Пока дочка вернулась, погода снова преобразила природу в её цветовой гамме.
Следующим утром Клод, снарядившись уже пятью холстами, направился на луг. В результате этих хождений и смены погоды получилась целая серия картин со стогами сена в разных цветовых интерпретациях. При написании этих полотен Моне использовал лиловый цвет, интересно играя им на холсте. Эта серия была продолжена живописцем год спустя.
Стога получились разные: и летние, и осенние, и даже с шапками снега. Самая известная из этой серии картина «Стога. Эффект дождя и солнца», написанная автором в 1891 году. На выставке эти картины вызывают приятные впечатления у ценителей искусств, ими восторгаются.
Клод Моне «Стога сена в конце лета. Утренний эффект», 1891 годМестонахождение: Музей д’Орсэ, Париж, Франция
Начало творчества
Желание учиться приводит его в студию, организованную Шарлем Глейром. Здесь он знакомится с Огюстом Ренуаром, Альфредом Сислеем и Фредериком Базилем. В Академии состоялось его знакомство с Писсарро и Сезанном. Молодые художники были одного возраста, имели схожие взгляды на искусство. В скором времени они стали костяком, объединившим импрессионистов.
Клод Моне за работой
Портрет Камиллы Донсье, созданный художником в 1866 году и выставленный в салоне, сделал его известным. Первым серьезным произведением стала картина «Завтрак на траве» (1865-1866), написанная им вслед за одноименной работой Эдуарда Мане. Вариант Клода был в четыре раза больше по размеру. Композиция картины достаточно проста – на полянке возле леса разместилась группа нарядных женщин и мужчин.
Картина Клода Моне «Завтрак на траве»
Ценность картины – в ощущении движения воздуха, усиленного фактурными мазками. На выставку она не попала, так как художник не успел дописать большое полотно. Стесненному материально Клоду пришлось продать картину, чтобы забыть о голоде и не одалживать у друзей. Вместо нее художник выставил «Даму в зеленом» (портрет К.Донсье).
Картина Клода Моне «Женщина в саду»
Следующее двухметровое полотно «Женщина в саду» полностью написано на пленэре. Чтобы словить нужное освещение, художник вырыл траншею, позволяющую перемещать холст вверх и вниз. Приходилось подолгу ждать нужного освещения, и только после этого браться за кисть. Несмотря на его стремление добиться совершенства, жюри салона работу отклонило.
Личная жизнь
Первой женой художника была Камилла Донсье, позировавшая ему для «Дамы в зеленом» и других картин. Она родила двух сыновей с разницей в 11 лет. После смерти любимой жены, которая была и его постоянной натурщицей, у художника завязываются отношения с Алисой Гошеде. Официально они станут мужем и женой после смерти ее мужа Эрнеста. Алисы не стало в 1911 году, через три года ушел из жизни его старший сын Жан.
Клод Моне и Алиса Гошеде на площади Сан Марко в Венеции
Творчество Клода Моне входит в ТОП-3 самых дорогих живописцев. Средняя цена картин — $7,799 млн. самая дорогая из них («Водяные лилии», (1905) оценивается в $43 млн. Работы хранятся в музеях всего мира. Крупными владельцами наследия художника считаются Россия, Великобритания и США.
О серии картин «Руанский собор»
Руанский собор – это не только произведение искусства архитектуры. Это —ещё и название серии потрясающих работ французского художника Клода Моне. Его картины похожи на множество копий фотографий, к каждой из которых применили какой-то фильтр. Однако, если присмотреться внимательнее, можно найти множество отличий. На каждой работе собор изображён иначе, чем на предыдущей. Вся суть в освещении. В разное время суток источник света – солнце – находится в разных точках небесного свода. Освещая композицию собора по-разному, светило меняет расположение теней на здании, создавая причудливые формы.
Невозможно представить, как сильно художник любил это чудо архитектуры, если написал столько картин с его изображением. С полотен Моне собор предстаёт перед зрителем совершенно разным: загадочным, потерянным или уверенным, весёлым. Погодные условия меняют атмосферу картины, а вместе с ней — настроение, которое передаёт художник.
Жизнь в Живерни
Поднакопив определенное состояние, Моне доверяет ведение своих финансовых дел бизнесмену Э. Гошеде, однако тот вскоре обанкротился. Это вынудило объединить оставшиеся капиталы двух семей и переехать в небольшую деревушку Ветей. К несчастью, умирает любимая жена Камилла, и Клод остается один с двумя сыновьями. Вскоре у него завязывается роман с Алисой Гошеде, косвенным признаком которого служит отъезд ее мужа из Ветей, однако официально они узаконят отношения только после смерти Эрнеста.
В 1883 году семейство Моне перебирается в Живерни — деревню на берегу Сены. К этому времени Клод уже был преуспевающим художником, скопившем неплохое состояние. Часть его он направил на расширение своего любимого сада, который станет присутствовать на многих полотнах этого творческого периода. Клод начинает работать в интересной технике, занимаясь написанием нескольких полотен одновременно. Этим он пытался передать освещение и состояние вида в кратчайшее время, зачастую заканчивая писать картину всего за полчаса.
Моне интересуют многообразные состояния природы, которые отличаются в зависимости от типа погоды и времени суток. В результате он создает серию полотен-вариаций на одну сюжетную тему, но с разным содержанием. Ярким примером этому служит серия картин о мысе Антиб, который художник успел изобразить утром, после полудня, осенью, летом и весной.
Клод Моне прожил долгую жизнь, пережив обоих жен и старшего сына Жана. После перенесенной операции на глаза из-за развившейся катаракты он сумел вновь обрести зрение, но стал по-другому воспринимать цвета. Поэтому его поздние картины были написаны в новой манере. К примеру, «Водные лилии» изображены голубоватыми, хотя обычный человек воспринимает их белыми.
Скончался великий художник-новатор 5 декабря 1926 года в Живерни, где провел последние 30 лет своей жизни и похоронен на местном церковном кладбище.
Детство. Шаржи – первые художества
Родился 14 ноября 1840 года в Париже, был вторым сыном в семье бакалейщика. В 1845 году семья переезжает в Гавр, где отец продолжает предпринимательскую деятельность, открыв лавку. Отец рассчитывал, что сыновья займутся семейным делом, но Клода влекла свобода – в море и на прибрежных скалах он бывал чаще, чем на занятиях. В школе был один интерес – у него ловко получались шаржи на товарищей и учителей – настолько, что он наладил продажу карикатур, а желающих заполучить свою физиономию похожей и смешной было много. В 15 лет он уже известен всему Гавру, где и началась биография художника.
Первые уроки живописи
Рисуя карандашом и углём, Клод внимает наставлениям преподавателя коллежа, где он учился, Давида Жака-Франсуа Ошара. В этот же период на глаза подростку попадаются пейзажи местного художника Эжена Будена, который удивляет жителей города тем, что пишет на природе, с натуры
Только лично познакомившись с Буденом, который отметил дарование Клода, Моне обратил внимание на природу, словно впервые увидел её. Душа юного художника наконец откликнулась, он полюбил природу настолько, что она стала единственным образцом и вдохновителем на всю жизнь
В Париж учиться
Буден уверен, что Клод должен заняться живописью серьёзно, для чего надо ехать в столицу. Убедить отца отпустить сына для пробы сил в Париже помогла тётушка юноши. Взяв сбережения от продажи карикатур и рекомендательные письма от покровителей Будена, которые имели знакомых в художественных кругах, в мае 1859 года Моне едет в Париж. Здесь он посещает Салон, Лувр, советуется с именитыми живописцами по поводу своих работ и в письмах к Будену подробно описывает всё происходящее и свои мысли. Совет поступить в мастерскую Тома Кутюра с целью овладения рисунком Моне игнорирует – академизм живописи Кутюра ему претит. Знакомится с работами Добиньи, натурализм работ которого — это шаг к будущему импрессионизму от Барбизонской школы.
БИБЛИОГРАФИЯ
- И. К. Моне // Альбом. — Л., 1969.
- Георгиевская Е. Б. К. Моне // Альбом — 2-е изд. — М., 1974.
- Богемская К. Г. К. Моне. — М., 1984.
- Ревальд Дж. История импрессионизма. — М., 1994.
- Кулаков В. А. Клод Моне . — М., 1989.
- Тайландье И. Клод Моне . — М., 1995.
- Соч.: Письма, пер. с франц. // предисл. и прим. Н. В. Яворской, в кн.: Мастера искусства об искусстве, т. 5, кн. 1. — М., 1969.
- Рейтерсверд О. Клод Моне, — М., 1965.
- Hoschedé J.P. Claude Monet, се mal connu, v. 1—2, Gen., 1960.
- Forge A. Monet. Chicago, 1995.
- Wildenstein D. Claude Monet.Claude Monet. Koeln: 2007. Tashen GmbH.
При написании этой статьи были использованы материалы таких сайтов: kulturologia.ru, , .
Творчество. Свобода. Живопись.
Allpainters.ru создан людьми, искренне увлеченными миром творчества. Присоединяйтесь к нам!
Клод Моне: жизнь и творчество художника
3.6 (71.43%) 14 голос(ов)
Собор в солнечный день
Картины, где собор – светлый, написаны днём. В зависимости от солнца и настроения, Моне кладёт мазки жёлтых, голубоватых, ультрамариновых «рефлексов» на стены собора. Если посмотреть внимательно – здания на «солнечных» картинах состоят из сплошных пятен света разных цветов и оттенков. Мастерство Моне заключается в том, что ему удалось передать форму, не используя контуров или достаточное количество тени. Художник просто набросал множество солнечных лучей – и получились прекрасные картины серии «Руанский собор». Клод Моне писал живо, напористо, и его эмоции передаются зрителям.
Впечатление. Восход солнца
К самым известным картинам Клода Моне относится «Впечатление. Восход солнца» – знаменитое полотно, давшее название импрессионизму. На картине изображено утро в порту Гавр. В туманном рассвете едва заметны лодки, находящиеся в гавани. Ярко-оранжевое солнце, поднимающееся над портом, идет вразрез с общим мрачным настроением картины. Первые зрители не оценили полотно художника и посчитали его незавершенной работой.
Это интересно: после перенесенной операции на глазах художник начал видеть новые цвета. Это произошло из-за замены хрусталика в левом глазу. Его картины изменились – на них появились новые, необычные цвета.
Жизнь в Живерни
Поднакопив денег, Моне поручает финансовые дела Э. Гошеде. Банкротство бизнесмена вынуждает семьи объединить капиталы и переехать в деревушку Ветей. Здесь в его биографии происходят трагические события, связанные со смертью жены, а затем и сына. В 1883 году семья Моне переезжает в деревню Живерни, расположившуюся на живописном берегу Сены. В это время его картины хорошо продаются, он скопил неплохое состояние, часть которого тратит на расширение своего сада.
Художник Клод Моне
Известно, что знаменитый художник был еще и садовником, создававшим свой сад на протяжении 43-х лет. Он находил удовлетворение не только в выращивании растений и созерцании результата своих трудов. В последние годы жизни Моне выходил с мольбертом в свой роскошный сад и много рисовал. Великий труженик и «раб своего дела», как он себя называл, пытался достичь совершенства в передаче красоты окружающей природы на холст.
Клод Моне создал собственный сад
В этот период художник осваивает новую технику. Пишет по несколько картин одновременно. Таким образом он старается запечатлеть переменчивое освещение. Сеанс живописи над одной картиной мог составлять полчаса, затем он переходил к другой, чтобы словить и передать другое сиюминутное впечатление. К примеру, серия его картин с изображением мыса Антиб, представлена в утреннем, полуденном, осеннем, летнем и весеннем освещении.
Автор
Оскар Клод Моне, родоначальник импрессионизма, родился в 1840 г., под Парижем. Семья его была зажиточной – отец художника содержал бакалейную лавку. В 1845 г. Клод Моне с родителями переселился в нормандский город Гавр. Клод Моне не любил посещать школу, зато с юных лет достиг успеха как карикатурист. Портреты его авторства в карикатурном жанре продавались за 20 франков.
Первым учителем живописца стал Эжен Буден. Именно благодаря ему Клод Моне стал пейзажистом. Во второй половине 1850-х художник едет в Париж, чтобы серьезно заняться обучением живописи. Большую поддержку Клод Моне получил от тетки, увлекавшейся изобразительным искусством. В 1860-1861 гг. обучение пришлось прервать из-за призыва на алжирский фронт, откуда живописец был выкуплен той же теткой.
После возвращения Клод Моне меняет несколько учебных заведений, остановившись, наконец, на студии Ш. Глейра. В этот период, во время летнего отдыха у родственников, и была написана картина «Дама в саду». Заведение стало приютом представителей нового художественного направления – там работал не только Клод Моне, но и Фредерик Базиль, Огюст Ренуар и др. В 1871-1872 г. художник путешествует по Англии и Нидерландам. В 1870-х Клод Моне живет живописном предместье Парижа Аржантьере, где создает ряд известнейших произведений.
Приусадебный сад
Сад Моне – это тоже импрессионизм, совокупность ярких цветовых пятен, создающих общее полотно — впечатление. Полотно это живое – возвращаясь в Живерни через пару недели, вы видите перед собой уже совсем другую картину: одни краски поблекли, другие зазвучали в полную силу.
Сад Клода Моне
Я бродила по саду Моне, и меня не покидала мысль: какой это был счастливый человек. Он родился гением – первое везение. Художник, увидевший мир по-другому, ловец света и солнечных бликов, отражатель впечатлений и мимолетной красоты. Второе везение – у него были друзья-единомышленники: он пришел не один, не был трагически одинок, не бился в одиночку со всем миром. Новое искусство витало в воздухе. Они шли широким фронтом. И победили.
При страстной его увлеченности он занимался бы любимым делом при любых условиях. Но во второй половине жизни перед ним уже не стоял вопрос о хлебе насущном, не отвлекал от главного. Только творчество, лакомое, вожделенное творчество. Картины и сад. Кувшинки, которые он рисовал до конца жизни, уже полуслепым, не различая контуров – только световые пятна. Можно сказать, сколько ему было дано Богом – столько и отдал. Может быть, чуть больше.
Он мечтал в Париже создать некое пространство, попадая в которое, человек отрешался бы от суеты, погружался в созерцание кувшинок, ниспадающих ивовых ветвей, игру солнечных бликов на воде. Так возник музей Оранжери – место, где мы застываем и приходим в себя.
В музее Оранжери в Париже
Кувшинки Клода Моне
Оранжери – отголосок Живерни.
«Стога сена», 1891
На аукционе Sotheby’s в 2019 году картина ушла с молотка за рекордную сумму — $110,7 млн. Впервые она была куплена в 1892 году Бертой Оноре Палмер. Картину она заметила на выставке годом ранее, после приобретения думала ее продать музею, но отказалась от этой идеи. Женщина была настоящей поклонницей Моне и собрала большую коллекцию его работ, которые после ее смерти перешли по наследству ее сыну.
Моне создал картину в 1890 году. На самом деле на картине изображено зернохранилище, а не стог сена. Это одна из первых работ из серии, с особой живописной формой, по которой начал работа художник в Руане.
Дама с зонтиком
«Дама с зонтиком», написанная в 1886 году – еще одна из наиболее известных картин Клода Моне. На ней изображена Камилла Донсье, первая жена художника, и их старший сын Жан. Женщина, держащая в руке зонт, словно чувствует на себе чей-то взгляд. Картина относится к раннему периоду творчества Моне – это видно по тому, что он больше был сосредоточен на передаче цвета и света, и меньше внимания уделял четкости линий.
Это интересно: картины художника не раз становились объектом внимания преступников. В 2012 году в числе похищенных из роттердамского музея картин находилось и полотно Моне «Мост Ватерлоо». По мнению правоохранительных органов, все украденные картины были сожжены преступниками.
Водяные лилии (1914–1917)
В конце 1890-х годов Клод Моне приобрёл в Живерни земельный участок, на котором разбил прекрасный сад. Водный канал, который, впоследствии, превратился в цветущую восхитительную водную феерию стал центром и сердцем парка. Позже над водной гладью вознёсся ажурный арочный мостик в японском стиле. Здесь Моне написал свою самую грандиозную, восхитительную, знаменитую и потрясающую серию картин, изображающую водяные лилии, кувшинки и японский мостик. Сначала возникла серия с кувшинками, часть которой с успехом была выставлена в 1909 году, затем появился мостик и серия «Лилии». Свой сад Моне писал до самой смерти, будучи практически слепым.
Одна из самых замечательных работ называется «Водяные лилии». Освещённый солнцем и покрытый лёгкой рябью пруд зарос водяными лилиями, которые светятся в лучах солнца всевозможными радужными оттенками. Над прудом склонились плакучие ивы, которые отражаются в воде. Картина имеет необычный ракурс — в ней нет горизонта, лишь только водная гладь и жемчуг лилий. Это полотно отображает мгновенное впечатление от чудного пейзажа и состояния природы.
7
Как Клод Моне добился признания, ничего не изменив в своих работах
Попытка самоубийства Моне так и осталась попыткой. Он продолжил борьбу. А картины по-прежнему спасали, как могли.
Например, использовались в виде уплаты за жильё. Тот самый «Завтрак на траве» пришлось оставить владельцу отеля. Он картину не оценил и забросил на чердак гнить от плесени.
Жалкое существование – из года в год. Порой Моне приходилось писать жалобные письма друзьям, чтобы те прислали денег хотя бы на хлеб.
Но в 1873 году ситуация изменилась к лучшему. Камилла Моне получила отцовское наследство.
Несколько лет семья смогла нормально существовать. А Моне творить. В эти годы он создал невероятное количество выдающихся работ.
Клод Моне. Прогулка (Камилла с зонтиком). 1875 г. Национальная галерея в Вашингтоне.
А потом случилась трагедия. Камилла родила второго сына. Но через год умерла от туберкулеза.
Клод Моне. Камилла на смертном одре. 1879. Музей д’Орсе, Париж.
Злые языки осуждали Моне. Мол, это все голодные годы на ней сказались. Все малевал никому ненужные картинки. Ему стоило бросить неприбыльное дело и пойти хоть маляром, хоть карикатуристом в журнал. А ещё интрижку завёл с женой заказчика, сына та ему родила.
Моне чувствовал вину и скатывался в депрессию. Алиса Ошеде, та самая жена заказчика, помогла ему вернуться к живописи. Он продолжил писать.
Клод Моне. Арка на западе от Этрета. 1883. Музей Метрополитен, Нью-Йорк.
Однажды к нему пришёл давний знакомый, арт-дилер Поль Дюран-Рюэль. Все эти годы он был одним из тех, кто помогал не умереть голодной смертью. Когда мог – покупал пару картин. Когда был сам на грани банкротства – давал немного денег на еду.
При этом он никогда не уговаривал, как другие, писать гладко и аккуратно. Ему не нужны были древнеримские боги или акведуки с мостами. Он искренне верил в импрессионизм.
Огюст Ренуар. Портрет Поля Дюран-Рюэля. 1910. Частная коллекция.
На этот раз Дюран-Рюэль пришёл со странной идеей организовать выставку в Америке. Он был уверен в успехе: мол, американская публика не такая консервативная.
Моне было уже под 50. Что ему оставалось, как не довериться другу.
А друг оказался прав. Американцы были в восторге от импрессионистов. В 1886 году к Моне пришёл финансовый успех. Сначала картины покупали за сотни франков. Потом и за тысячи.
Через несколько лет Клод Моне полностью выкупил дом в Живерни (80 км от Парижа). А также купил рядом с домом участок, на котором разбил сад.
Теперь природа была совсем рядом. Достаточно было выйти на порог и с упоением писать, писать, писать.
Клод Моне. Главная аллея к дому в Живерни. 1892.
Как только у Моне появились деньги, он поехал к тому самому хозяину отеля. Он выкупил свой «Завтрак на траве». От картины пришлось отрезать часть, покрытую плесенью. Но даже в таком виде музей д’Орсе в Париже охотно разместил картину в основной коллекции.
Клод Моне. Завтрак на траве (работа не завершена). 1866. Музей д’Орсе, Париж.
А работу «Дамы в саду» правительство приобрело в 1911 году у Клода Моне за 200 000 (!) франков. Неплохой такой реванш за едкие слова о неряшливости картины.
Клод Моне. Женщины в саду. 1867 г. Музей Д’Орсе, Париж.
Триумф Моне признал и его давний Учитель, Эжен Буден. В 1892 году, когда Моне уже был всемирно известен, он написал ему «Вы превзошли самого себя». На что Моне ответил ему «Я помню, что именно Вы научили меня видеть»…
Моне совершил то, что многим художникам не удаётся. Даже самым великим. Он дожил до всемирного признания.
Он прошёл путь от звания «пачкуна» до «выдающегося мастера», при этом ничего кардинально не изменив в себе и в своих работах.
Он прошёл свой путь героя до конца. И все ради нее – живописи света и цвета. Ради жизненности и непосредственности. Ради чарующей повседневности и правдивой бессюжетности. Ради свободы художника…
О шедеврах художника читайте в статьях:
***
Если Вам близок мой стиль изложения и Вам интересно изучать живопись, я могу отправить Вам на почту бесплатный цикл уроков. Для этого заполните простую форму по этой ссылке.
Комментарии других читателей смотрите ниже. Они часто являются хорошим дополнением к статье. Ещё вы можете поделиться своим мнением о картине и художнике, а также задать вопрос автору.
Клод Моне. Начало пути
Родившись в Париже в 1840 г., Клод Моне через 5 лет переехал в Нормандию. Юноша с детства проявил тягу к рисованию, но выбрал жанр карикатуры.
В 17 лет Моне знакомится с Эженом Буденом, который научил его искусству пейзажных зарисовок. До знакомства с ним рисование с натуры, морские пейзажи Клод Моне не считал стоящими и даже относился к ним с презрением. 1859 – год возвращения юного художника на родину, в Париж. Там он продолжал рисовать в мастерской бедных художников.
Переломным моментом в судьбе и творчестве Моне считают поступление на факультет искусств Парижского университета. Там он знакомится с О. Ренуаром, А. Сислеем и Ф. Базилем – талантливыми молодыми художниками, вместе с которыми ему было суждено изменить историю мировой живописи.