Георгий нарбут: жизнь и творчество художника

Детство и юность

Биография Николая Ивановича Харджиева началась в июне 1903 года. Ребенок родился в Каховке, в начале XX века относившемся к территории Российской империи. В семье, где воспитывался будущий деятель культуры, было четверо детей.

Родители, особенно мать, считались людьми примечательными. Хрисиклия Мильтиадовна Янсилопуло, гречанка по национальности, происходила из Измира. Она вела домашнее хозяйство и следила за благополучием мужа, работника природного заповедника Аскания-Нова, а также за гармоничным развитием сыновей и дочерей.

Стараниями представителей старшего поколения младшие получили полноценное образование. Коля окончил среднее учебное заведение и получил аттестат, дававший право на поступление в вуз.

Выбор пал на юрфак Одесского университета, где педагогами являлись яркие личности. Харджиев попал под влияние творческого окружения и в начале 1920-х годов начал путь литератора. На первых порах юноша корректировал материалы, публиковавшиеся в периодическом издании «Моряк».

На взрослую биографию наложило отпечаток знакомство с Эдуардом Багрицким. По совету друга уроженец Каховки перебрался поближе к центру России и на протяжении некоторого времени путешествовал между Ленинградом и Москвой.

В конце 1920-х в столицах собралось общество поэтов, драматургов и художников, представлявших авангардные направления в искусстве. Молодой юрист присоединился к компании талантливых футуристов: Юрию Тынянову, Борису Эйхенбауму и Виктору Шкловскому. Тогда же возникли отношения с Алексеем Крученых, длившиеся на протяжении нескольких десятков лет.

Товарищи, подсознательно чувствовавшие внутренний потенциал Николая, брали его на творческие мероприятия. Так началось общение с Даниилом Хармсом, Александром Введенским и Николаем Заболоцким. Особое впечатление в тот период на выходца из провинции произвел Казимир Малевич — основоположник супрематизма и автор великих картин.

Личная жизнь

Что известно о семье Георгия Кавказа? Повар-блогер не раздает интервью о своей личной жизни. Складывается даже впечатление, что мужчина тщательно оберегает приватность своих детей, видимо, заботясь об их безопасности. Мы не знаем ни их имен, ни возраста.

Можно сказать одно: у Георгия четыре ребенка и все они – девочки. Старшей дочери на вид лет 12-13. Следовательно, пара жената вот уже около 15 лет. Младший ребенок еще ездит в коляске – ему около полутора годиков.

Помимо кулинарных видео, Георгий рассказывает также о природе Северного Кавказа

Мужчина как-то признался своим подписчикам, что давно мечтает о сыне, хотя дочерям тоже рад. Видно, что он уделяет детям много времени – учит их стрелять из ружья, готовить блюда. Есть фото, где папа с дочками выбирают в магазине спортивную одежду и кроссовки.

Жену Георгия Кавказа звать Олеся. Это – красавица-блондинка, которой на вид не дашь и тридцати. Она помогает мужу раскручивать видеоблог, активно участвует в его путешествиях по Северному Кавказу и другим регионам.

Олеся не только красива, но и умна, ей присуща практическая жилка. Скорее всего, это она записывает поварские выступления мужа, а также подкидывает идеи насчет «раскрутки» блога. Георгий Кавказ признается, что семья для него – главное в жизни.

Георгий Кавказ с семьей

ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ ИЗ ЖИЗНИ ХУДОЖНИКА

На основе старинных шрифтов, которые встречались в старых летописях и книгах, художник создал новый украинский шрифт, который современники назвали «нарбутовским».

В конце декабря 1919 года Нарбут начал писать автобиографические записки, которые были обнаружены Комитетом по устроению посмертной выставки произведений Нарбута 1926 года в Киеве среди имущества, оставленного художником. Георгий Иванович писал урывками, карандашом на клочках бумаги, зачёркивая и делая вставки. По содержанию рукопись распадается на две части. Первая, в которой художник даёт описание Нарбутовки, — написана на двух листах школьной тетради; вторая — начало автобиографий, на листах разного формата. Доведены записки до конца 1906 года. Подлинник записок Нарбута хранится в архиве Киевского государственного музея украинского изобразительного искусства.

БИБЛИОГРАФИЯ

  • Белецкий П. А. Георгий Иванович Нарбут / Макет и оформление художника Д. М. Плаксина. — Л.: Искусство. Ленингр. отд-ние, 1985
  • Белоконь С. И. Неизвестная статья В. К. Лукомского о Г. И. Нарбуте. — Геральдика сегодня, 3 февраля 2004
  • Вайнштейн Э. «Гроши» Украины. — Советский коллекционер, 1928
  • Гречило А. Тризуб став гербом України 22 березня 1918-го (укр.). — Газета по-українськи, 20 марта 2008
  • Добужинский М. В. Воспоминания. — М.: Наука, 1987
  • Кармазин-Каковский В. Юрий Нарбут (1886—1920) (укр.). — Филадельфия: Нотатки з мистецтва, 1982
  • Кулаков И. Почтовая марка Украины. — Зеркало недели, 1997
  • Музыченко Я. Художник республіки (укр.). — Україна молода, 12 сентября 2006
  • Нарбут Г. И. Автобиография. — Киев, 1919 (рукопись)
  • Нарбут Георгій (Юрій) Іванович // Довідник з історії України / За ред. І. З. Підкови, Р. М. Шуста; Інст. історичних досліджень Львівського нац. унів. ім. Івана Франка. — Киев: Генеза, 2001
  • Охочинский В. К. Книжные знаки Георгия Нарбута. — Л., 1924
  • Рудницький Г., Іващенко Т. Гроші в житті держави і митців (укр.). — Кримський діалог, 16 сентября 2006
  • Українська графіка XI – початку XX ст. Альбом / Автор-упорядник Андрій В’юник за участю Юрія Іванченка. — К: Мистецтво, 1994

При написании этой статьи были использованы материалы таких сайтов: epochtimes.com.ua, 

Георгий Нарбут: картины художника


Творчество. Свобода. Живопись.

Allpainters.ru создан людьми, искренне увлеченными миром творчества. Присоединяйтесь к нам!

Георгий Нарбут: жизнь и творчество художника
5 (100%) 1 голос(ов)

Во Франции

Русский посол князь Д.А Голицын, опекавший молодых людей в Париже, был просвещенным и передовым человеком, большим знатоком искусства. По совету Дидро, с которым был дружен Голицын, Шубин с рекомендательным письмом отправляется к своему парижскому учителю – Ж.-Б. Пигалю. Жан-Батист Пигаль – один из самых заметных среди работающих в этот период во Франции мастеров, автор реалистических портретов. В его мастерской Шубин лепит с натуры, копирует античные скульптуры и работы самого Пигаля, принимает участие в подготовке и отливке фигур для монумента Людовика XV, ходит в натурный класс Парижской Академии художеств, часто бывает в Королевской библиотеке и мастерских известных скульпторов. Вскоре Пигаль предлагает ему новое задание: делать эскизы барельефов с эстампов знаменитых мастеров – Пуссена, Рафаэля. Создает Шубин и свободные, авторские композиции. Во Франции русские студенты постоянно общались с Дидро, который считал портретный жанр самым трудным и самым демократичным. Хотя в русской Академии считалось, что портрет, как и натюрморт, «списывают», а историческую композицию сочиняют, и поэтому последняя гораздо выше первого.

Личная жизнь – источник счастья, грусти и мастерства

Женатый с 1868 года на Евгении Александровне, сестре своего друга, художника Фёдора Васильева, Шишкин стал нежным и заботливым мужем и отцом (родилось трое детей: в 1869-м дочь Лидия, единственная, пережившая отца, и в 1871-м и 1873-м два сына). В 1873 году умер старший сын, за ним в 1874-м жена. Смерть супруги выбила художника из колеи, он замкнулся, топя горе в спиртном. В 1875 году умер второй сын. Характер Шишкина стал несносен, он беспрестанно ссорился с близкими и друзьями, разогнав всех, забросил работу. К счастью, это продолжалось недолго – победила привычка трудиться, получать результат, похвалы и награды. Она заставила художника вернуться к деятельной жизни. Произведения Ивана Ивановича Шишкина этого периода обрели популярность на передвижных выставках («Первый снег», «Рожь» и другие).

В 1880-м венчался со своей ученицей, Ольгой Лагодой. Летом 1881 года она родила дочь Ксению, но насладиться счастьем материнства ей было не суждено, в этом же году молодая супруга Шишкина (1850 г.р.) умерла.

Дочерей (от первого и второго брака) взяли на воспитание родственники.

Работа и только работа спасли художника. Наблюдения за природой, вдумчивые и длительные, позволяли притуплять боль потерь и переносить свои чувств и мысли на холсты, вновь и вновь оттачивая мастерство. Применение в одной работе разных кистей, непохожих мазков, неожиданные формы и решения делали пейзажи Шишкина совсем недосягаемыми для понимания способов передачи потрясающей реалистичности.

Произведения конца 1880-х, «Дубы. Вечер», «У берегов Финского залива» и другие, служат подтверждением достижения мастером удивительной лёгкости и свободы. Картины Шишкина словно наполнены воздухом, ветром, влагой, они шуршат, трещат и шелестят, как те исполины-деревья, что изображены на них.

Архив

Получая памятные подарки от друзей, принадлежавших к миру искусства, Харджиев невольно стал коллекционером. За годы дружбы с представителями русского футуризма и других авангардных течений Николай Иванович собрал и систематизировал отражавший эпоху архив.

В 1970-х, когда книги Велимира Хлебникова, автографы Анны Ахматовой и рисунки Казимира Малевича приобрели статус сокровищ, хранителя, бывшего дружелюбным и доверчивым, впервые обокрали. Преступление под благовидным предлогом помощи в переезде за границу совершил шведский литературовед, переводчик и издатель Бенгт Янгфельдт.

Второе ограбление соратника выдающихся представителей Серебряного века произошло в 1990-х. Престарелый уроженец Каховки, не оставлявший мысли переехать в Голландию, заключил договор с доктором филологических наук Виллем Вестстейном и владелицей галереи Кристиной Гмуржинской.

Иностранцы снова обманули гражданина СССР и нелегально вывезли из страны остатки бесценной коллекции. Только в начале 2010-х путем трудных переговоров сотрудники Российского государственного архива литературы и искусства вернули на родину более тысячи редчайших фотографий, документов и книг.

К сожалению, безвозвратно утраченными оказались произведения графики и живописи. Работы прославленных представителей русского авангарда разлетелись по Европе, часть стала собственностью фонда «Харджиев — Чага», зарегистрированного в Амстердаме. В середине 1990-х редчайшую коллекцию вопреки положениям устава распродали по частям.

Интересные факты

Видеоблогер не гонится за славой. Как он сам сообщил своим почитателям, поварское искусство и путешествия для него – лишь хобби. И он только рад поделиться своими знаниями с окружающими.

В последнее время на его сайте стали появляться статьи, касающиеся пород собак

Возможно, Георгий подыскивает себе домашнего любимца? Первым делом он сделал обзор овчарок, уделив большое внимание волкодаву – кавказскому подвиду

Остается только пожелать Георгию Кавказу и его семье счастья. Возможно, со временем повар-виртуоз получит от ЮТуба более престижную награду – «Золотую кнопку», собрав у себя в блоге десять миллионов подписчиков. А мы теперь будем знать, куда обращаться в поисках аутентичных кавказских рецептов.

Возвращение в Россию

В 1866 году – возвращение в Санкт-Петербург. Здесь Шишкин, художник уже знаменитый, тесно общается со старыми товарищами по учёбе. Они в те годы как раз сколотили свою профессиональную артель, которая позже переросла в Товарищество передвижных художественных выставок. Членом артели Шишкин не был, но творческие пятницы пропускал редко и экспонировал на товарищеских выставках свои работы.

В 1868 году Иван Иванович Шишкин уже орденоносец – получил Станислава 3-й степени.

В 1870-м возобновил свои занятия по гравировке «царской водкой» и вступил в кружок аквафортистов – художественная работа кислотами, как и живопись, будет интересна мастеру до конца жизни.

В 1873 году Шишкин, картины которого уже украшали императорские дворцы, являлись гордостью Академии или богатых заказчиков, был удостоен звания профессора. Его коллеги безоговорочно признавали, что он «неизмеримо выше всех, вместе взятых» и называли его «верстовым столбом в развитии русского пейзажа».

Интересные факты

  • В юности Харджиев стал прототипом одного из персонажей повести Константина Паустовского «Черное море».
  • Николай Иванович дружил с огромным числом иногда враждовавших между собой представителей творческой интеллигенции. С Владимиром Татлиным, крупнейшей фигурой русского авангарда, он встречался тайком от Казимира Малевича.
  • Судьбе коллекционера и литератора посвящены печатные произведения и документальные фильмы. В 2014 году на канале «Культура» показали проект «Николай Харджиев. Обитатель музея», а в 2022-м Первый канал представил зрителям картину «Харджиев. Последний русский футурист».

Творчество

Творческий путь Харджиева стартовал после встречи с Осипом Мандельштамом и Анной Ахматовой. Для последней несостоявшийся юрист стал преданным другом и помощником в переводах с корейского, а также в написании публицистических статей. Поэтесса посвятила ставшему близким человеку ряд лирических стихов.

Перед началом Великой Отечественной войны Николай Иванович написал повесть «Янычар» и десяток экспериментальных юмористических произведений. Совместно с литературоведом и критиком Владимиром Трениным были созданы сборники заметок о Владимире Маяковском и «Повесть о механикусе Ползунове». Со временем библиография пополнилась предисловиями и комментариями к книгам товарищей и коллег.

В 1941-м нападение Адольфа Гитлера прервало идиллию, побуждавшую творить шедевры. Николай Иванович попрощался с кружком, в который входили Борис Пастернак, Владимир Нарбут и другие звезды Серебряного века, и через Союз писателей отправился добровольцем на фронт.

Проявив храбрость в сражениях в Подмосковье, отмеченную медалью за оборону столицы, представитель культурной среды попал в эвакуацию. До конца 1942 года Харджиев работал ассистентом сценаристов у Сергея Эйзенштейна на «Мосфильме», расквартированном в Алма-Ате.

Вернувшись в Москву после окончательной победы над фашизмом, Николай приступил к реализации идей, накопившихся за годы. В 1954-м издание «Советский писатель» выпустило монографию «Судьба художника», посвященную графику и живописцу Павлу Андреевичу Федотову. Позже свет увидели книги «К истории русского авангарда», «Куклоподобие» и «От Маяковского до Крученых», а также несколько ярких аналитических статей.

В 1970-х Николай Иванович почувствовал, что в СССР отсутствует понимание. Он стремился уехать за границу по примеру ряда друзей. Оказавшись в конце жизни в Голландии, выходец из Российской империи разочаровался и не смог творить, столкнувшись с коварством и предательством людей.

Блогерство и получение известности

«Кавказ» – это псевдоним, который мужчина взял себе, поскольку его хобби – приготовление блюд кухни этого региона. Он виртуозно делает шашлык, причем, не только из баранины. Под его умелыми руками рождаются люля-кебаб, чакапули, хашлама, семга горячего копчения и другие не менее аппетитные блюда.

А началось все с того, что повар ресторана решил записать на видео рецепт. Он выложил его на YouTube и очень удивился, увидев, сколько он собрал просмотров. Тогда повар решил просто делать то, что умеет лучше всего – готовить. Но с небольшой оговоркой – при этом рассказывать обо всех фазах кулинарной обработки и записывать все на видео.

«Кавказ» – псевдоним популярного блогера

Благодаря своему блогу на YouTube, Георгий стал неплохо зарабатывать. Ведь к таким блоггерам приходят рекламодатели и платят за промоушен своей продукции. Георгий Кавказ с женой стали популяризировать еще одно свое хобби – путешествия. В своем блоге мужчина рассказывает о природе Северного Кавказа, предлагает интересные экскурсионные маршруты.

Только на YouTube блогер зарабатывает 200 тысяч рублей в месяц.

Он привлекает пользователей еще и тем, что регулярно устраивает розыгрыши призов – меда с горной пасеки, кухонных ножей бытовой техники и др. Интересен также и неординарный подход Георгия к приготовлению блюд. На кулинарных шоу перед поваром обычно лежит уже разделанное мясо.

Георгий Кавказ не только сам готовит, но и приглашает друзей, знакомых для участия в его видео

А Георгий учит людей ощипывать кур и гусей, потрошить рыбу, разделывать тушу барана, печь хлеб в тандыре, готовить сыр, делать домашнее вино и даже самогон. Все это добавляет его роликам кавказского колорита. При этом у повара все находится под рукой и на месте, все чисто и опрятно.

Заграничные путешествия. 1861 – 1866

Мюнхен встретил русского мастера новыми встречами, мастерскими местных живописцев, музеями. Затем Цюрих, Женева, где Шишкин пробовал новые для себя способы творчества (гравировка «царской водкой», рисование с натуры животных). Удавалось удивить и европейских мастеров – рисование пером приводило их в восторг. Картиной «Вид в окрестностях Дюссельдорфа», города, куда потом переехал Шишкин, художник заработал звание академика.

Исколесил всю Европу. Шесть лет за границей пролетели в трудах и свершениях. Условия пенсионерства позволяли ещё здесь находиться, но художник стремился на Родину.

Самые известные картины Шишкина

У великого пейзажиста Шишкина сотни произведений (рисунки пером, картины маслом, этюды, офорты). И в основном это виды лесов, полей, оврагов, рощ, а также озёр и рек в их окружении. Жанровых работ, портретов Шишкин писать не любил – в его галерее лишь несколько портретов первой жены (например, «Дама с собачкой, 1868). Редкие по своему появлению на полотнах люди изображались, как гости среди лесных и полевых просторов, маленькие и беззащитные на фоне богатырей-деревьев и природы-матери.

Наиболее знамениты картины Шишкина под названиями:

  • «Дубы» (1865);
  • «Сосновый бор. Мачтовый лес в Вятской губернии» (1872);
  • «Рожь» (1878);
  • «Дебри» (1881);
  • «Лесные дали» (1884);
  • «Святой ключ близ Елабуги» (1886);
  • «Утро в сосновом лесу» (1889);
  • «На севере диком…» (1891);
  • «Дождь в дубовом лесу» (1891);
  • «Корабельная роща» (1898).

«Картина с натуры должна быть без фантазии» – говорил мастер, влюблённый в русские просторы, особенно при их полуденном освещении. Художник находился в бесконечных поисках той самой картинки, трогающей самые тонкие струны души.

На счастье, Россия всегда изобиловала такими видами, а мысли художника так крепко сплелись с глубиной и высью родного неба, и корни настолько прочно вросли в землю русскую, что он стал поистине величайшим её воспевателем. Недаром в опросе «Петербургской газеты» в 1893 году (№9 от 10 января) Иван Иванович Шишкин свой девиз сформулировал так: «Быть русским. Да здравствует Россия».

Учёба

в Москве

С 1852 года Московское училище живописи и ваяния на четыре года стало вторым домом Ивана Шишкина. Обучался под руководством Аполлона Мокрицкого, первого своего преподавателя рисунка, научившего строить формы.  Академик предъявлял высочайшие требования к точности изображения предмета. Этот принцип стал основным в творчестве Шишкина, который был нацелен на максимально возможное сближение с природой.

Со временем сокурсники и преподаватели начали отмечать удивительную красоту простых, казалось бы, видов, изображённых Шишкиным. Его этюд студенческих лет «Сосна на скале», выполненный маслом на картоне, сегодня экспонат Государственного Русского музея.

В Санкт-Петербурге

После окончания училища в 1856 году Шишкин отправился в Санкт-Петербург, где с лёгкостью поступил в Императорскую Академию художеств. Здесь с первых занятий в классе Сократа Воробьёва зарекомендовал себя как блестящий ученик с выдающимися способностями. Натура – вот что манило Шишкина, который с увлечённостью следопыта исколесил все окрестности столицы, не раз побывал на Валааме

Стремясь на природу, он с вниманием учёного всматривался в стволы и кроны деревьев, сучки и веточки, травы, камни и мхи. Его привлекали дикие места, лишённые романтики, наполненные первобытностью и дышащие вековой неизменностью

За этюды красками и рисунки пером с Валаама в 1858 году молодой живописец получил большую серебряную медаль. Работы произвели в Академии «страшный фурор», Совет торжественно объявил, что подобного ещё не видели. Склонялись, кстати, сразу дать малую золотую медаль, но отложили до марта 1859-го. В 1860-м – максимально возможная награда: медаль, большая золотая, и пенсионерская поездка за границу. Сам художник отзывался о медали восторженно, говоря, что «это просто прелесть, но главное, на ней надпись великолепная: Достойному».

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Енот на Волге
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: