Живописец императорской семьи
В тот же период, в начале 1760-х, художник написал Петра III, затем его сына, Павла I. Дворцовые интриги и заговоры возвели на престол новую царицу – в конце 1762 года состоялась коронация Екатерины II. Слава о даровании живописца дошла до неё, и в 1763 году именно Рокотову императрица доверила написать свой парадный портрет, коронационный. Новаторством художника стал профильный поворот головы Екатерины. Торжественность и значительность её облика была потрясающей – императрица сама была в восторге. Отныне всем живописцам предписывалось только так изображать её лицо и учиться у Рокотова (впоследствии не позировала художникам – они должны были писать по памяти и опираясь только на утверждённые ею портреты).
Поздний Рокотов
«Дом Рокотова»; угол Старой Басманной и Токмакова переулка.
Количество портретов, приписываемых Рокотову, поражает — при том, что работал он не очень быстро («никогда скорее месяца не рабатывал что-нибудь с натуры»). Вероятно, многие из них были выполнены вместе с учениками (так, в 1787 году в доме Рокотова жили четверо крепостных, и среди них два брата-ученика, 27-летний Пётр и 25-летний Иван Андреевы).
В 1780-е годы из рокотовской портретописи исчезает та рокайльная дымка, которая придавала им атмосферу недоговорённости, даже некоторой таинственности. «На смену манящей полумгле приходят более отчётливые красочные тона, объёмы становятся более определёнными». Поздние московские портреты Рокотова наряднее и импозантнее прежних — ближе к господствовавшей в то время стилистике классицизма. Художник более тщательно «выписывает воздушные кружева, переливы атласных лент и шёлковых платьев, игру света на драгоценных украшениях», однако заученная мимика и напряжённый взгляд часто не пускают зрителя внутрь образа. Женские портреты, как правило, овальной формы. В лицах моделей всё чаще проскальзывает надменность, осознание своего превосходства над окружающими.
После разгрома московских масонов продуктивность Рокотова резко падает. Последние известные работы датируются началом 1790-х годов; краски на них крайне скупы, почти монохромны. Эти особенности принято объяснять ослаблением зрения художника.
О последних двадцати годах жизни сведений сохранилось немного. Воспитанные им племянники сделали успешную военную карьеру, дослужились один — до звания майора, другой — штабс-капитана.
Художник скончался в Москве 12 (24) декабря года. Похоронен племянниками на кладбище Новоспасского монастыря, где его могила быстро затерялась.
Примеры портретов позднего периода
Хронология жизни Рокотова в 1781—1808 годах
Архивные документы, проливающие свет на последние 20 лет жизни художника, опубликованы в издании «Антикварный мир: отражение сути. Вестник антикварного рынка» (№ 6 за 2013 год).
- 1781 — за 2600 рублей приобретает участок в Гороховском переулке (№ 6), на пересечении двух проезжих переулков, в приходе церкви великомученика Никиты.
- февраль 1782 — ученик Рокотова Иван Казаков подаёт прошение о разрешении на ведение строительных работ на этом землевладении.
- 25 июля 1785 — покупает у Алексея Николаевича Сухотина за 1400 рублей участок на углу Старой Басманной и Токмакова переулка.
- 31 июля 1785 — подаёт прошение о разрешении строительства на этом участке.
- 12 августа 1785 — подает уточняющую экспликацию к плану (существует план владения).
- 1785 — строится, на время строительства снимает жилье у Журавлёва вместе с пятью учениками, племянниками и домочадцами.
- 1786 — имена Рокотова и его учеников отсутствуют в исповедальных ведомостях храма великомученика Никиты.
- 1787 — живёт в собственном доме на Старой Басманной вместе с четырьмя крепостными; среди них два ученика, братья Пётр и Иван Андреевы (27 и 25 лет).
- 1788 — живёт в собственном доме, учеников с ним уже не значится.
- 15 мая 1789 — продаёт своё владение Марии Петровне Шереметевой за 6000 рублей. На фасаде сохранившегося усадебного флигеля (№ 30/1, стр. 2 по Старой Басманной улице) установлена мемориальная доска, на которой отмечено время проживания здесь художника с 1785 по 1793 год.
- 1790 — информация о месте пребывания художника отсутствует.
- 1791 и 1792 — продолжает жить в районе Старой Басманной, но уже снимая жильё.
- 1793 — покупает имение Аниково в Звенигородском уезде: возможно, на своё имя, а затем переписывает его на племянников. В исповедальных ведомостях сведения разнятся — в одном случае вотчинником назван Рокотов, в другом — его племянники.
- 1794 и 1795 — живёт в районе Старой Басманной в доме купца А. В. Горошкова. Кроме служителей, при художнике находятся три ученика.
- 1801—1804 — живёт в Аниково, которое затем продает (в 1807 году у имения новый владелец). По «Экономическим примечаниям» 1800 года в деревне было 9 дворов, 49 мужчин, 51 женщина и деревянный господский дом со службами.
- 24 апреля 1806 — покупает за 5000 рублей своё последнее владение в Москве, у Спасской заставы близ Воронцовской улицы, в приходе церкви Сорока Севастийских мучеников; соседом его был князь Вадбольский. Строится, живёт с вышедшим в отставку в 1798 году племянником Иваном Меньшим и служителями.
Детство и юность
27 января 1850 года в семье отставного военного и сербской переселенки родился сын. Это был Иван Павлович Похитонов. Детство вместе с родителями — Павлом Даниловичем и Варварой Алексеевной (в девичестве Белич) он прожил в родовом имении Матреновка, в Херсонской губернии.
Родители — Варвара Алексеевна и Павел Данилович
Специального художественного образования Иван не получил, однако тяга к искусству проснулась в нем с самого детства. К рисованию он обратил свой взор во время учебы в частном пансионате Гумберта (с 1861 по 1867), расположенного в Екатеринославле. В это время он копировал работы старых живописцев, старался воссоздать их технику.
С сестрой Анастасией (начало 1870-ых)
После пансионата Иван обучался в Кадетском корпусе в Полтаве, а завершил пансионское обучение в реальной гимназии в Николаеве. В 1868 году он отправился в Москву, где поступил в Петровско-Разумовскую земледельческую и лесную академию. Однако, проучившись там всего год, был отчислен за участие в народовольческом кружке С.Г. Нечаева. Вплоть до 1870 года юноша находился в поместье Матреновка под надзором полиции.
Иван Похитонов в 1880 году
Интересные факты
Любая информация о кумире всегда будет любопытна его поклонникам. Предлагаем вам познакомиться с некоторыми деталями биографии Бориса Михайловича Кустодиева, о которых мало кто знает:
- Впервые мальчик стал рисовать в возрасте пяти лет.
- Родители очень любили русское искусство, литературу, философию.
- Вместе с И. Репиным дописывал известное полотно «Торжественное заседание Государственного совета» Борис Кустодиев.
- Картины художника стали известны во всем мире, когда ему исполнилось всего лишь тридцать лет. Ему доверяли представлять Россию за её пределами, а его работы завоевывали многочисленные медали.
- Он был прекрасным фотографом.
- Работал в театре. Готовил декорации для спектаклей.
- Из-за своего заболевания Борис Кустодиев был вынужден носить корсет от подбородка до поясницы.
- Перед смертью художник попросил на его могиле посадить только березу, вместо могильной плиты.
Будем помнить. Дети войны – о войне
Рейтинг: 0 / 5
- Подробности
- Опубликовано: 04.05.2022 09:02
Галина Петровна Козлова – автор многочисленных поэтических произведений, жительница нашего города Зеленогорска, человек, переживший военное детство.
В преддверии празднования 77-й годовщины Великой Отечественной войны, она поделилась с нами своим произведением – стихотворением «Меня мама под сердцем носила». Оно нигде не публиковалось, на широкую аудиторию представлено впервые!
Благодарим Галину Петровну за возможность послушать стихотворение в её исполнении, а также поздравляем с праздником – Днём Победы!
Последние статьи
-
Как простая домохозяйка стала главной женщиной Третьего рейха: Гертруда Шольц-Клинк 18.05.2022, 21:33 -
Чем живет дизайн-сообщество «страны запретов» Ирана: Мода вопреки всему и уникальная школа плаката 18.05.2022, 20:11 -
Как попасть на прием к бабушке Нине из сериала «Слепая», или Чем прославились современные русские целители 18.05.2022, 17:43 -
Что предрекают людям цветные озера в Индонезии и в чём секрет их воды 18.05.2022, 14:53 -
Как любимица Гитлера стала советской шпионкой: Главная актриса Третьего рейха Ольга Книппер 18.05.2022, 11:56 -
Как 60 лет назад снимали советский фильм «Девчата»: отношения на площадке, вырезанные сцены и др 18.05.2022, 10:14 -
Как дочь мусульманина-имама стала первой арабской супермоделью и почему бросила карьеру: Ясмин Гаури 18.05.2022, 09:21 -
Каким богам поклонялись и во что верили древние римляне, или что такое Капитолийская триада 17.05.2022, 20:22 -
8 экстравагантных ресторанов, где можно поесть с адреналином и сделать фантастические селфи 17.05.2022, 16:49 -
Почему в XIX веке забирали детей у американских индейцев и как им жилось в «школах ужаса» 17.05.2022, 15:10
Все статьи
«Хорольская яма»
Рейтинг: 0 / 5
- Подробности
- Опубликовано: 05.05.2022 04:28
Сибирский художник, ветеран Великой Отечественной войны — Евгений Степанович Кобытев в течение двух лет был узником фашистского концлагеря Хорольская яма.
Он прошёл путь от Украины до Германии и закончил войну в г. Дрездене. На протяжении всего времени художник делал зарисовки происходящих событий и людей. По окончании войны был награждён орденом Красной Звезды за боевые заслуги
В послевоенные годы Евгений Степанович осторожно, шаг за шагом, подходил к теме «Хорольской ямы». В 1959 году он представил первую серию графических работ, посвященных концлагерю — «До последнего дыхания»
Четырьмя годами позже вышла вторая часть цикла — «Люди, будьте бдительны!»
В Музее редкой книги: о семье и не только…
Рейтинг: 0 / 5
- Подробности
- Опубликовано: 16.05.2022 02:38
В Международный день семей нам было очень приятно увидеть и пообщаться с семьёй Волобуевых – Геннадием Тихоновичем и Людмилой Михайловной. Интеллигентные, скромные, известные своим творчеством и трудом не только в нашем городе, но и за его пределами. Писатели и краеведы Геннадий Тихонович и Людмила Михайловна поделились секретами своего семейного счастья. Общение с такими семьями, как Волобуевы является примером во многих жизненных моментах: это умение доверять и поддерживать в любой жизненной ситуации, быть добрым другом для близкого человека и стараться сделать его счастливым. Мы поговорили о чтении и книгах, которые учат семейным ценностям и являются важным звеном для сплочения всей семьи, посмотрели книги из коллекций XIX и XX вв., а также книги самих авторов, в которых присутствует тема семьи.
Биография
Родился Алексей Валерьевич 15 февраля 1972 г. в Омске в семье не менее известной актрисы Любови Полищук и эстрадного артиста Валерия Макарова.
Интересно, что в документах Алексея – в свидетельстве о рождении и других – указана дата рождения 15 апреля, однако сам он утверждает, что при их оформлении была допущена ошибка.
Первые 4 года прошли в Омске, однако пристрастие отца к спиртным напиткам положило конец существованию брака родителей, и в 1976 году он вместе с матерью переезжает в Москву.
С отцом
У Алексея было достаточно сложное детство – по причине занятости матери он был отправлен в интернат, где и получил среднее образование, и об этих годах вспоминает достаточно неохотно. Однако уже в этом возрасте он проявляет актерский талант, выступая в интернате на праздниках и в театральных постановках.
С мамой
Когда Алексею было 11 лет, его мать во второй раз выходит замуж за художника Сергея Цигаля и мальчика забирают из интерната в обычную школу. У Алексея появляется сестра Мариэтта.
Алексей с сестрой Мариэттой
В одном интервью Алексей Валерьевич вспоминает:
Уже в старших классах Алексей Макаров принимает решение стать актёром, однако его матери такой выбор сына очень не понравился. Причиной такого отношения к стремлению сына она называет его упрямство – как вспоминала Любовь Полищук, она была уверена, что на съёмочной площадке её сын не будет в должной мере слушаться режиссера из-за вспыльчивости и сложности характера.
Тоже интересно: биография сына Елены Яковлевой Дениса Шальных
Тем не менее, упрямство сына одержало верх над наставлениями матери, и Алексей пробует поступить в ГИТИС. Первая попытка становится провальной, но уже в следующем году приёмная комиссия при повторном поступлении Алексея зачисляет его на курс Хомского, который он заканчивает в 1994 году.
С мамой и отчимом
Сам Алексей говорит:
Несмотря на то, что мать Алексея была достаточно знаменита, молодому актёру пришлось прокладывать путь к признанию собственными силами – получив образование, он устраивается в театр имени Моссовета, но долгое время не получает главных ролей, появляясь в эпизодах.
Одной из самых известных его работ в театре становится роль Ирода в спектакле «Иисус Христос – Суперзвезда», однако после неё Алексей решает попробовать свои силы в кино.
Алексей второй справа в спектакле (1994)
На тот момент у него уже был некоторый опыт работы на съёмочной площадке – дебютировал Алексей в картине «На углу, у Патриарших» в 1995 году, также появлялся в фильмах «Ворошиловский стрелок» и «Чек».
Первая роль Алексея (слева) в кино
Далее Алексей несколько лет подряд играет эпизодические роли во множестве картин – «Дальнобойщики», «Дневник убийцы», «Марш Турецкого», «Светские хроники», но настоящую известность получает после съёмок фильма «Личный номер» в 2004 году, в котором Алексей играет военнопленного офицера.
Фильм «Личный номер»
После этого востребованность Алексея Макарова, как актёра, растёт – он снимается в фильмах «Чудеса в Решетове», «Моя Пречистенка» и даже появляется на одной площадке со своей матерью в одной из серий сериала «Моя прекрасная няня».
По теме: актеры сериала «Моя прекрасная няня» сейчас
К этому времени Алексея Макарова приглашают и на телевизионные проекты – в 2003 году он участвовал в телеигре «Форт Боярд» в команде с Михаилом Ефремовым, играл в «Угадай мелодию» с А. Стекловой и А. Носиком, из которой вышел в третьем туре, а также в шоу «Ледниковый период», в котором вышел на лёд в паре с Анной Семенович.
Телеигра «Форт Боярд»
Шоу «Ледниковый период»
Ни один последующий год не проходит без съёмок картин с его участием – выходят фильмы «Офицеры», «Царь», «На крючке!», «Лектор», «Три мушкетёра» и многие другие.
«Лектор»
Константин Яковлевич Крыжицкий (1858—1911) — русский живописец-пейзажист.
Константин Яковлевич Крыжицкий родился 17 мая 1858 года в городе Киев. С самого детства Константин Крыжицкий проявлял способности к рисованию. Учился юный художник в Киевской рисовальной школе Николая Ивановича Мурашко. Окончив Киевское реальное училище и получив общее образование, Константин Крыжицкий в 1877 году был зачислен в Императорскую Академию художеств. В Академии Константин Яковлевич учился у замечательного художника и преподавателя, профессора барона Михаила Константиновича Клодта, под чьим руководством молодой художник учился изобразительной грамоте. В годы учебы в Академии художеств за свои картины Константин Крыжицкий удостаивался золотых и серебряных медалей. В 1884 году художник окончил академический курс со званием классного художника первой степени. За свою картину «Дубы» Константин Крыжицкий был удостоен малой золотой медали. В 1889 году Крыжицкий получил почетную степень академика пейзажной живописи.
Основным направлением художественной деятельности Крыжицкого Константина Яковлевича стал пейзаж. Работал художник не только масляными красками, но также и карандашом, и акварелью. Мотивы для своих пейзажей художник черпал в основном из живописной природы Киевской губернии, также окрестностей города Петербурга.
Самые известные картины Крыжицкого Константина Яковлевича. Широко известными работами Константина Крыжицкого являются картины «Перед полуднем» (1886 год), «Гроза собирается» (1885 год), «Хутор в Малороссии» (1888 год), «Лесные дали» (1889 год), «Зелёная улица» (1887 год), «Жар свалил, повеяло прохладой» (1889 год) и другие.
Принадлежность картин Крыжицкого Константина Яковлевича к художественным стилям. Константин Яковлевич Крыжицкий был живописцем-пейзажистом. Он писал не только масляными красками, но и карандашом и акварелью. Константин Яковлевич последовательно разрабатывал в своем творчестве украинскую тематику, при этом он придерживался реалистических традиций русского изобразительного искусства. Все свои картины художник писал в стиле реализм.
Музеи и галереи – места выставок картин Крыжицкого Константина Яковлевича. Картины художника хранятся в Третьяковской галерее – «Перед грозой» (1885 год), в Государственном Русском музее, в художественных музеях Украины, и также в личных коллекциях любителей живописи.Такие картины Константина Крыжицкого, как: «Проясняется» (1893 год), «Перед полуднем» (1885 год), «Снег выпал в сентябре» (1898 год) находятся в Государственном музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина.
Особенности кисти Рокотова
В парадных портретах мужчин их статус и положение при дворе передавались в основном через наряд. Доспехи, ленты, знаки отличия, богатая отделка камзолов, ордена – всё это в совокупности сообщало зрителю о значительности героя картины. Лица спокойны, все персонажи изображены в хорошем расположении духа.
Женские образы, которых в творческом наследии художника большинство, выдают своеобразный рокотовский тип: дуги бровей вразлёт, глаза затуманены, края верхних век слегка опущены вниз, полуулыбка на губах. Красавицы с возвышенными чертами, на лицах которых читаются затаённые чувства, надёжно спрятанные художником под дымкой. Некоторая размытость образа достигалась живописцем техникой, похожей на сфумато Леонардо да Винчи. Скорее всего, и сам художник был человеком таинственным, молчаливым и тонко чувствующим. В собрании Третьяковской галереи есть женский портрет, на обороте которого на французском языке написано, что это работа г-на Рокотова, «всегда преданного и всегда несчастного. Моя тень опять приходит разделить ваши страдания». Редкость – самоличная подпись живописца, да ещё такая сентиментальная. Каким был этот человек-загадка, окружённый обрывочными сведениями, домыслами – даже не существует портрета, глядя на который, со 100-процентной уверенностью можно утверждать, что это Фёдор Рокотов.
Позже картины Рокотова стали наряднее. Прежде, скрупулёзно занимаясь в основном лицами героев, теперь мастер больше внимания уделяет воздушности кружев, лентам, складкам на платьях, блеску драгоценностей – но не хватает выразительности лицам, которые вдруг стали надменными. Портреты строились, как выхваченные лучом света из полумрака (как правило, по пояс), и каждая модель выглядела помпезно.
Когда императрица разгромила московских масонов, в конце 1790-х, заказчиков стало меньше. Изменилась манера художника – «туманность» уступала место ясности линий, но краски стали скупы. Возможно, у художника появились возрастные проблемы со зрением.
Маяковский в кино и театре
Рейтинг: 5 / 5
- Подробности
- Опубликовано: 28.04.2022 07:29
В 1906 году, тринадцатилетним подростком, Владимир Маяковский переехал из г.Кутаиси в Москву. Одно из сильнейших впечатлений мальчишки – это посещение кинотеатра, которых не было в то время в его городке.
Сестра поэта — Л.В. Маяковская вспоминала: «Больше всего его привлекло кино; он способен был в один вечер побывать в трех кино подряд… За неимением денег Володя иногда ходил в кино «зайцем» и нередко нарывался на скандалы, но для кино Володя жертвовал всем».
Маяковский не мог пройти мимо кино и театра. Не мог не использовать возможности театра в своей грандиозной работе. Непосредственное общение художника-артиста с аудиторией, составляло одну из характерных особенностей поэзии Маяковского. Драматургия Маяковского всегда присутствует в многообразных произведениях поэта. Он рассматривал своё творчество как оружие против мещан, бюрократов, ханжей. Владимир Маяковский в этой области близок и к сегодняшнему дню. Он наш современник в самом полном и глубоком смысле слова!