Любимая натурщица и муза
Картина «Всадница» была написана в 1832 году. На ней изображены воспитанницы Самойловой – Джованина и Амация. Поскольку Брюллов любил графину, он не мог не полюбить ее девочек. Они были частью мира художника. По задумке Карла, «Всадница» должна была стать большим портретом, который должен был украсить парадный зал. Картину заказала сама графиня. Она часто говорила, что хочет украсить работами любимого все стены.
Графиня Самойлова сыграла важную роль в жизни Брюллова. Их даже можно было бы назвать идеальной парой. Художник был для нее идеалом для преклонения, а она для него – музой. Познакомились они в Италии. В то время они уже были состоявшимися людьми. Самойлова была аристократкой, а Брюллов – художником. До этой встречи графиня регулярно увлекалась мужчинами и нисколько не стеснялась этого. Но Брюллов стал для нее особенным человеком. Пара хоть и расставалась несколько раз, но потом вновь возобновляла отношения.
Кадет шляхетского корпуса и студент Академии художеств
Федор Рокотов. Портрет молодого человека в гвардейском мундире, вероятный автопортрет (фрагмент). ок. 1757. Государственная Третьяковская галерея, Москва
А. Зяблов. Копия картины Федора Рокотова. Кабинет Ивана Шувалова (фрагмент). 1757. Государственный исторический музей, Москва
Федор Рокотов. Портрет Ивана Шувалова (фрагмент). 1757. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Федор Рокотов родился в середине 1730-х в имении князей Репниных Воронцово, недалеко от Москвы. Сегодня у исследователей нет точной версии происхождения Рокотова. По одной из них художник — представитель псковского дворянского рода Рокотовых. Он состоял в Московском Английском клубе — обществе, членами которого могли быть только представители аристократии. По другой версии Рокотов был крестьянином Репниных или внебрачным сыном князя Петра Репнина. В 1950-х годах искусствоведы обнаружили челобитную Екатерине II c просьбой освободить от крепостной зависимости племянников, которую художник написал в 1776 году: «Высочайшим вашего императорского величества указом повелено было сие мое прошение в Московскую губернскую канцелярию принять и <…> по силе законов дать оным малолетным для свободного житья у меня на воспитании <…> учинить о том решение…»</…></…>
В 1755 году Рокотов уехал в Петербург, где поступил в Сухопутный шляхетский корпус. Кроме математики и военного дела, там преподавали гуманитарные науки, музыку и живопись.
К 1757 году относится первая известная картина живописца — «Портрет молодого человека в гвардейском мундире». На ней написано: «Писал Рокотов 1757 году Марта «15» дня». Художник Игорь Грабарь предположил, что это автопортрет Рокотова. Герой картины смотрит не прямо на зрителя, а в сторону. Повернута и его голова. В такой позе художники часто изображали себя на автопортретах из-за того, что им приходилось смотреть в зеркало во время рисования.
В том же году Федор Рокотов написал картину «Кабинет И. И. Шувалова». Это единственная работа художника, которая не относится к жанру портрета. По требованию Шувалова, фаворита Елизаветы I, основателя Академии художеств и Московского университета, Рокотов в точности воспроизвел полотна, которые висели в кабинете чиновника. Искусствовед Алексей Лебедев писал об этой работе художника: «Кабинет Шувалова» не просто intevrieur, не портрет шуваловской комнаты, а попытка заглянуть во внутренний мир самого Шувалова, попытка через изображение вещей, любимых человеком, показать, чем живет сам человек». Оригинал картины не сохранился до наших дней, но известна копия, которую написал ученик живописца в 1779 году.
В конце 1750-х Рокотов закончил Сухопутный шляхетский корпус и поступил на службу в кадетский корпус, где получил чин сержанта. А в 1760 году он стал студентом Академии художеств. Рокотов долгое время совмещал творчество и военную службу — из кадетского корпуса он ушел только в 1780-х годах. Тогда он дослужился до чина ротмистра, который давал право на дворянство.
Педагогами Рокотова в Академии художеств были гравер Луи Ле Лоррен и портретист Пьетро Ротари. Они писали в стиле рококо: использовали пастельные тона, моделей часто изображали в задумчивости. Эту манеру перенял Рокотов. Уже через два года живописца назначили адъюнктом — помощником профессора. Он преподавал другим воспитанникам Академии художеств.
«Портрет А. П. Струйской» 1772
Героиня одного из самых загадочных портретов Александра Петровна Струйская (1754-1840) уже не одно столетие пленяет зрителя своей хрупкостью и незащищенностью. Она словно выступает из полумрака. Контуры волос сливаются с темным туманным фоном. Прекрасное лицо озарено мягким светом. Простая прическа с длинным локоном на плече подчеркивает природную грацию и прелесть молодой женщины. За светской улыбкой скрывается затаенная печаль.
Полуобнимающая плечи шафранная накидка, брошь на платье, заколка на рукаве и ничего лишнего, что могло бы отвлечь зрителя от очаровательной особы. Жемчужная подвеска на груди по форме копирует овал бледного лица, оттеняя хрупкую женскую красоту. Вечной загадкой в портрете остаются ее прекрасные глаза. В них есть нежность и печаль, страсть и сдержанность, любовь и разочарование…
Этот взгляд волнует, тревожит, не дает покоя.
Поэт Николай Заболоцкий увидел в загадочных глазах Струйской всю ее сложную духовную жизнь:
На нас смотрит пленительная красавица, которая еще ничего не знает о своей сложной судьбе.
Ее жизнь была связана с непростым человеком. Н. Е. Струйский обожествлял свою жену, посвящая ей свои стихи. А. П. Струйская родила 18 детей (один родился мертвым, пятеро умерли сразу после рождения) и пережила мужа на 44 года.
Князь И. М Долгоруков, близко знавший Струйских, писал в своих мемуарах:
Произведения Струйского были далеки от подлинных шедевров. Недаром современники высмеивали творчество поэта и «судилища», которые он чинил над своими крестьянами.
Рокотов сохранил для потомков образ Н. Е. Струйского, графомана и богатого барина «с причудами».
Весьма высокого мнения был И. М Долгоруков об Александре Петровне Струйской:
Рекомендации родителям
Рассмотрите и опишите с сыном (дочерью) портрет А. П. Струйской. Задайте ему (ей) несколько вопросов:
- Нравится ли тебе этот портрет?
- Как Рокотов относится к своей героине?
- Глаза называют зеркалом души. Согласен ли ты с этим утверждением? (Глаза выражают внутреннюю красоту человека. Очень важна их глубинная наполненность).
Прочитайте стихотворение Заболоцкого «Портрет» и обсудите причину вдохновения поэта. (Стихотворение посвящено красоте. В ней заключается огромная вселенная чувств, эмоций, мироощущений. Именно поэтому тема красоты присутствует в картинах художников, статуях скульптора, в лирике поэтов).
Попросите ребенка найти строчки, подтверждающие загадочность героини. (Словесные полутона «полуулыбка, полуплач, полувосторг, полуиспуг» придают ощущение душевной загадочности).
Расскажите сыну (дочери) о жизни героини. В конце беседы не забудьте сделать вывод: Для чего художник написал этот портрет? В чем его ценность? (Рокотов запечатлел на века неземную красоту молодой женщины. Он доказал, что Красота — это вневременная категория).
Многие портреты художника посвящены историческим личностям. В них художник дает точные психологические характеристики своим моделям. Рассматривая их портреты, можно проводить аналогии героев портретов с историческими событиями нашей страны.
Уважаемый читатель! Я думаю, что на этом ваше знакомство с творчеством Рокотова не закончится.
Личная жизнь
Они сошлись на теме любви к творчеству Набокова. Катя с девичьих лет полюбила роман писателя «Лолита». Михаил Юрьевич Шульман на момент их встречи являлся модератором в литературном сообществе «Владимир Набоков» ЖЖ. Он филолог по образованию, окончил лит. институт им. Горького. Еще из общих интересов их сблизило обостренное чувство справедливости. Это однажды могло стоить Михаилу жизни. Когда он пошел на конфликт против незаконного заселения жилой площади и был сильно избит.
С мужем Михаилом
Наверное, и в своей будущей супруге он увидел борца за все хорошее (права простых людей) против всего плохого (государство). Как бы то ни было, от их брака на свет появилось трое детей: Ольга (род. 2008), Юрий (род. 2012), Мария (род. 2015).
С семьей
Литературоведение
В 1908 году опубликованы его критические очерки о писателях Чехове, Бальмонте, Блоке, Сергееве-Ценском, Куприне, Горьком, Арцыбашеве, Мережковском, Брюсове и других, составившие сборник «От Чехова до наших дней», выдержавший в течение года три издания.
С 1917 года Чуковский принялся за многолетний труд о Некрасове, его любимом поэте. Его стараниями вышло первое советское собрание стихотворений Некрасова. Чуковский закончил работу над ним только в 1926 году, переработав массу рукописей и снабдив тексты научными комментариями. Монография «Мастерство Некрасова», вышедшая в 1952 году, много раз переиздавалась, а в 1962 году Чуковский был удостоен за неё Ленинской премии. После 1917 года удалось опубликовать значительную часть стихов Некрасова, которые либо были ранее запрещены царской цензурой, либо на них было наложено «вето» правообладателями. Примерно четверть известных в настоящее время стихотворных строк Некрасова была введена в оборот именно Корнеем Чуковским. Кроме того, в 1920-е годы им были обнаружены и изданы рукописи прозаических сочинений Некрасова («Жизнь и похождения Тихона Тросникова», «Тонкий человек» и других).
Помимо Некрасова, Чуковский занимался биографией и творчеством ряда других писателей XIX века (Чехова, Достоевского, Слепцова), чему посвящена, в частности, его книга «Люди и книги шестидесятых годов», участвовал в подготовке текста и редактировании многих изданий. Самым близким себе по духу писателем Чуковский считал Чехова.
«Был занят и знаменит»
Коронационный портрет Екатерины II 1763 г.
С начала 1760-х молодой Рокотов – художник нарасхват, не успевающий выполнять заказы. Григорий и Иван Орловы, Иван Шувалов, придворные дамы и господа довольны примерами его работ и спешат позировать живописцу. По воспоминаниям Якоба Штелина, сотрудника Академии художеств, знаменитость молодого мастера заставляла заказчиков выстраиваться в очередь, а его занятость не позволяла справляться с заказами в одиночку – в работе над подготовкой холстов и фоном он прибегал к помощи студентов.
Портретируемые, согласно принятым тогда правилам, принимали официальные позы и придавали своим лицам сдержанное выражение. Художник тем не менее старался сделать их более живыми, отразить настроение заказчиков и особенности характера
Лицам уделялось главное внимание, наряды были второстепенной задачей, фон художника заботил менее всего
Брак и свадьба
Штампа в паспорте у супругов долгое время не было, поскольку они считали, что официально подтверждать свою любовь абсолютно не нужно. Однако они отмечали, что венчание уже произошло. Впрочем, и без этого видно, как они увлечены друг другом — это поистине глубокие чувства.
До знакомства с Александром Екатерина уже была официальном замужем — по ее словам это помогло артистке понять, как мало значит штамп.
В 2019-м году стало известно, что после 10 лет совместной жизни Катерина Кухар и Александр Стоянов все же расписались! Тайная праздничная церемония состоялась в декабре 2018-го, в канун католического Рождества.
Кстати, свидетельство новоявленные супруги получили во время гастролей в США, так что действительно оно только на территории Америки. Среди приглашенных на церемонию были только самые близкие люди. Спустя год, 15 сентября, возлюбленные узаконили отношения и в Украине. Пара расписалась, выбрав для церемонии стильные образы. Кухар пошла под венец в нюдовом платье от Андре Тана, а Стоянов — в стильном костюме оттенка капуччино.
Фото: instagram.com/ekaterinakukhar_official
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора статьи.
Первый брак Екатерины Кухар
В совсем юном возрасте Екатерина вышла замуж. О своем первом браке балерина говорит с неохотой. Муж, окончив хореографическое училище, решил податься в бизнес. Артистка вспоминает, что вскоре в семье начались разлады — они перестали понимать и слышать друг друга.
Потеря первого ребенка также стала сложным этапом в отношениях.
После возвращения к работе, узнав, что опять беременна, Екатерина во многом переосмыслила свою жизнь. Будучи на 7-м месяце, она развелась с супругом, так что сын Тимур появился на свет уже в тот период, когда Екатерина была одна. По ее словам, с первых дней Адександр Стоянов, партнер и близкий друг, поддерживал ее. Вскоре у пары начался роман, так что можно сказать, что Александр с самого начала воспитывал Тимура как родного сына.
После развода у артистки сохранились теплые отношения с бывшей свекровью Галиной Кухар — спортсменка и тренер по фигурному катанию, она всегда отлично понимала и поддерживала невестку. Да и во внуке Галина души не чает, так что часто проводит время вместе с ним. От экс-супруга Екатерина оставила себе только одно — фамилию.
Екатерина Шульман сейчас
С начала 2022 года Шульман, как и другие политологи, обратила внимание на ситуацию с Украиной. После эскалации конфликта на своем ютьюб-канале она вышла в прямой эфир, где дала ряд рекомендаций гражданам
В их числе — не терять социальные контакты, помнить об информационной безопасности, тщательно выбирать источники и, самое главное, не забывать о собственных обязанностях — рабочих и семейных. Это, по мнению Екатерины, могло бы помочь сохранить душевное равновесие.
После старта специальной операции России в Украине Шульман стала героем интервью Ксении Собчак в ее авторском проекте. Обсуждение затронуло тему признания суверенитета ЛНР и ДНР Россией, а также гипотезы относительно дальнейшего развития геополитической ситуации.
В апреле Шульман отправилась в Германию как стипендиат Фонда имени Роберта Боша. По словам политолога, поездка была связана исключительно с работой. В это же время Минюст РФ внес Екатерину в реестр СМИ — «иностранных агентов».
В Москве
Портрет А.П. Струйской 1772 г.
Здесь, установив цену на портрет своей работы в 50 рублей, Рокотов принялся писать москвичей. К художнику поехали вереницы богатых и именитых – сравнительно невысокая цена (иностранные мастера брали в 10-15 раз больше) тем не менее определяла круг заказчиков. Для сравнения, живописец императорского фарфорового завода получал 5 рублей в месяц, а генерал-полицмейстер (начальник городской полиции) – 187. Так что клиентами художника могли быть лишь состоятельные люди.
Кроме частных заказов художник выполнял государственные. Так, он (в числе других художников) с 1768 года писал портреты меценатов, на пожертвования которых в Москве был построен Императорский воспитательный дом для сирот, учреждённый Екатериной II. Так называемая Опекунская серия портретов украсила главный зал картинной галереи Воспитательного дома и находилась здесь вплоть до Революции 1917-го. Сохранились письменные свидетельства, что за портреты этой серии академик Рокотов получал по 100 рублей из опекунской суммы.
Художника интересовала не только живопись. Вращаясь в высшем обществе, он был подвержен всем модным веяниям того времени, среди которых:
- литература – посещал кружки, близко общаясь с поэтами и писателями;
- особый клуб аристократов – первый в России, так называемый Московский Английский клуб, организацией которого, как и разработкой его правил, в числе прочих сам художник и занимался. Члены клуба собирались для обсуждения всего нового в политике, обществе и искусстве, пировали, играли в карты;
- масонство – вступил в ложу «Клио», организованную в Москве писателем Н.И. Новиковым и профессором Московского университета И. Шварцем. Масоны позиционировали себя как духовно близкие люди, объединённые заботой о процветании государства и просвещённости его граждан.
До начала 1790-х из-под кисти живописца вышло множество родовых галерей – было принято заказывать портреты всех членов семьи, как правило, не одно поколение.
Живописец императорской семьи
В тот же период, в начале 1760-х, художник написал Петра III, затем его сына, Павла I. Дворцовые интриги и заговоры возвели на престол новую царицу – в конце 1762 года состоялась коронация Екатерины II. Слава о даровании живописца дошла до неё, и в 1763 году именно Рокотову императрица доверила написать свой парадный портрет, коронационный. Новаторством художника стал профильный поворот головы Екатерины. Торжественность и значительность её облика была потрясающей – императрица сама была в восторге. Отныне всем живописцам предписывалось только так изображать её лицо и учиться у Рокотова (впоследствии не позировала художникам – они должны были писать по памяти и опираясь только на утверждённые ею портреты).
После госслужбы работа по продвижению зарубежных интересов
Екатерина Шульман сумела защитить диссертацию по политологии, но дальнейшая ее деятельность в госструктурах была завершена. Она работала в частной компании, лоббировшей интересы иностранцев на территории стран СНГ. После этого она преподавала в так называемой школе гражданского просвещения.
Примечательный факт заключается в том, что в попечительском совете этого «учебного заведения» состояли представители британских спецслужб и СМИ. Политолог активно печатается в СМИ оппозиционной направленности. Парадокс ситуации состоит в том, что почти в то же самое время Шульман работает доцентом кафедры в российском институте, отвечающем за выпуск госслужащих!
Личная жизнь
1952-м женой Юрия Кнорозова стала Валентина Самкова. Женщина родилась на территории Ленинграда. По образованию была филологом. Преподавала во Втором Ленинградском педагогическом университете. Умерла Валентина Михайловна в 2000 году.
Дочь Юрия Кнорозова – Екатерина пошла по стопам именитого отца. Женщина проживает в Санкт-Петербурге и является специалистом по традиционной вьетнамской литературе. Периодически Екатерина рассказывает истории из своего детства, развеивая слухи. Со слов женщины, небезызвестная сиамская кошка по кличке Ася жила у них всего несколько лет. Домашняя любимица потерялась. После нее больше 10 лет в семье жил обычный полосатый кот.
По воспоминаниям дочери Юрия, он любил чистоту и был опрятным человеком. В быту неприхотливый мужчина любил когда все вещи находятся на своих местах. Екатерина неоднократно опровергало мифы о сверхспособностях отца.
Другие произведения
В 1930-е годы Чуковский много занимался теорией художественного перевода («Искусство перевода» 1936 года переиздали перед началом войны, в 1941 году, под названием «Высокое искусство») и собственно переводами на русский язык (М. Твен, О. Уайльд, Р. Киплинг и другие, в том числе в форме «пересказов» для детей).
Начинает писать мемуары, над которыми работал до конца жизни («Современники» в серии «ЖЗЛ»). Посмертно опубликованы «Дневники 1901—1969».
В годы войны эвакуирован в Ташкент. Младший сын Борис погиб на фронте.
Как доносил НКГБ в ЦК, в годы войны Чуковский высказывался: «…Всей душой желаю гибели Гитлера и крушения его бредовых идей. С падением нацистской деспотии мир демократии встанет лицом к лицу с советской деспотией. Будем ждать».
1 марта 1944 года в газете «Правда» вышла статья П. Юдина «Пошлая и вредная стряпня К. Чуковского», в которой был устроен разбор изданной в 1943 году в Ташкенте книги Чуковского «Одолеем Бармалея» (Айболития ведёт войну со Свирепией и её царем Бармалеем), и книга эта признавалась в статье вредной:
Сказка К. Чуковского — вредная стряпня, которая способна исказить в представлении детей современную действительность.
«Военная сказка» К. Чуковского характеризует автора, как человека, или не понимающего долга писателя в Отечественной войне, или сознательно опошляющего великие задачи воспитания детей в духе социалистического патриотизма.
Журналистская деятельность до Октябрьской революции
С 1901 года Чуковский начал писать статьи в «Одесских новостях». В литературу Чуковского ввёл его близкий гимназический друг, журналист В. Е. Жаботинский. Жаботинский также был поручителем жениха на свадьбе Чуковского и Марии Борисовны Гольдфельд.
Затем в 1903 году Чуковский, как единственный корреспондент газеты, знающий английский язык (которому обучился самостоятельно по «Самоучителю английского языка» Олендорфа), и соблазнившись высоким по тем временам окладом — издатель обещал 100 рублей ежемесячно — отправился корреспондентом «Одесских новостей» в Лондон, куда выехал с молодой женой. Кроме «Одесских новостей» английские статьи Чуковского публиковались в «Южном обозрении» и в некоторых киевских газетах. Но гонорары из России поступали нерегулярно, а затем и вовсе прекратились. Беременную жену пришлось отправить обратно в Одессу. Чуковский подрабатывал перепиской каталогов в Британском музее. Зато в Лондоне Чуковский основательно ознакомился с английской литературой — прочитал в оригинале Диккенса, Теккерея.
Вернувшись в Одессу в конце 1904 года, Чуковский поселился с семьёй на улице Базарной № 2 и окунулся в события революции 1905 года. Чуковский оказался захвачен революцией. Он дважды посетил восставший броненосец «Потёмкин», кроме прочего приняв письма к близким у восставших моряков. В Петербурге начал издавать сатирический журнал «Сигнал». Среди авторов журнала были такие известные писатели как Куприн, Фёдор Сологуб и Тэффи. После четвёртого номера его арестовали за «оскорбление величества». Его защищал знаменитый адвокат Грузенберг, добившийся оправдания. Чуковский находился под арестом 9 дней.
В 1906 году Корней Иванович приехал в финское местечко Куоккала (ныне Репино, Курортный район (Санкт-Петербург)), где свёл близкое знакомство с художником Ильёй Репиным и писателем Короленко. Именно Чуковский убедил Репина серьёзно отнестись к своему писательству и подготовить книгу воспоминаний «Далёкое близкое». В Куоккале Чуковский прожил около 10 лет. От сочетания слов Чуковский и Куоккала образовано «Чукоккала» (придумано Репиным) — название рукописного юмористического альманаха, который Корней Иванович вёл до последних дней своей жизни.
В 1907 году Чуковский опубликовал переводы Уолта Уитмена. Книга стала популярной, что увеличило известность Чуковского в литературной среде. Чуковский стал влиятельным критиком, насмешливо отзываясь о популярных в то время произведениях массовой литературы: книгах Лидии Чарской и Анастасии Вербицкой, «Пинкертоновщине» и других, остроумно защищал футуристов — как в статьях, так и в публичных лекциях — от нападок традиционной критики (познакомился в Куоккале с Маяковским и в дальнейшем с ним приятельствовал), хотя сами футуристы далеко не всегда были ему за это благодарны; вырабатывал собственную узнаваемую манеру (реконструкция психологического облика писателя на основании многочисленных цитат из него).
В 1916 году Чуковский с делегацией Государственной думы вновь посетил Англию. В 1917 году вышла книга Паттерсона «С еврейским отрядом в Галлиполи» (о еврейском легионе в составе британской армии) под редакцией и с предисловием Чуковского.
После революции Чуковский продолжал заниматься критикой, издав две наиболее знаменитые свои книги о творчестве современников — «Книга об Александре Блоке» («Александр Блок как человек и поэт») и «Ахматова и Маяковский». Обстоятельства советского времени оказались неблагодарны для критической деятельности, и Чуковскому пришлось этот свой талант «зарыть в землю», о чём он впоследствии сожалел.
Расцвет карьеры
В Московской консерватории Чайковский показал себя как прекрасный преподаватель. Кроме того, он прикладывал немало усилий для качественной организации образовательного процесса. Поскольку достойных учебников для его студентов на тот момент существовало немного, композитор занялся переводами зарубежной литературы и даже созданием собственных методических материалов.
Впрочем, в 1878 году Петр Ильич, уставший разрываться между преподаванием и собственным творчеством, оставил свою должность. Его место занял Сергей Танеев, ставший самым любимым учеником Чайковского. Сводить концы с концами Чайковскому помогала богатая покровительница Надежда фон Мекк. Будучи обеспеченной вдовой, она боготворила композитора и ежегодно предоставляла ему субсидии в размере 6000 рублей.
Петр Чайковский
Именно после переезда в Москву начался настоящий подъем творческой карьеры Петра Ильича Чайковского и произошел существенный рост его как композитора. В это время он познакомился с композиторами-участниками творческого содружества «Могучая кучка». По совету Милия Балакирева, главы содружества, Чайковский в 1869 году создал увертюру-фантазию по мотивам произведения Шекспира «Ромео и Джульетта».
В 1873 году Петр Ильич написал другое свое знаменитое произведение – симфоническую фантазию «Буря», идею для которой ему подсказал авторитетный в те времена музыкальный критик Владимир Стасов. Примерно тогда же Чайковский снова стал путешествовать, набираясь за рубежом вдохновения и используя запечатленные в памяти образы для формирования основы последующих своих творений.
https://youtube.com/watch?v=-rgIcTxnCdk
В 1870-ые годы композитор написал такие произведения, как балет «Лебединое озеро», опера «Опричник», Концерт для фортепиано с оркестром, Вторая и Третья симфонии, фантазия «Франческа да Римини», опера «Евгений Онегин», фортепианный цикл «Времена года» и многие другие. В 1880-1890-ые годы Петр Чайковский еще чаще, чем ранее, ездил за границу, причем в подавляющем большинстве случаев – в рамках концертных поездок.
Во время таких поездок музыкант познакомился и подружился со многими музыкантами из Западной Европы: Густавом Малером, Артуром Никишем, Эдвардом Григом, Антонином Дворжаком и другими. Сам композитор во время концертов выступал как дирижер. В начале 1890-ых годов Чайковскому даже удалось побывать в США. Там его ждал ошеломляющий успех во время концерта, где Петр Ильич дирижировал свои же произведения. Написанные в пору творческой зрелости, они уже ни у кого не вызывали сомнений в таланте композитора.
https://youtube.com/watch?v=hz3XaozGKDM
Последние годы перед своей кончиной Чайковский провел в окрестностях городка Клин под Москвой. Там же он договорился об открытии школы, недовольный качеством жизни местных крестьян, и жертвовал деньги на ее содержание. В 1885 году он помогал клиновцам бороться с пожаром, из-за которого в городе сгорело несколько десятков домов.
В этот период своей жизни композитор написал балет «Щелкунчик», оперу «Пиковая дама», увертюру «Гамлет», оперу «Иоланта», Пятую симфонию. Тогда же было подтверждено международное признание таланта Петра Ильича: в 1892 году его избрали членом-корреспондентом Академии изящных искусств в Париже, а в 1893 году – почетным доктором университета в Кембридже.
Чайковский скончался 6 ноября 1893 года от холеры. Его отпевали в Казанском соборе, а похоронили в Некрополе мастеров искусств.
Путь к успеху
Прекрасные навыки и талант Екатерины Кухар развивали такие педагоги как Валерий Ковтун, Людмила Сморгачева и многие другие.
Также ее пригласили в состав труппы Национальной Оперы Украины в 1999 году. Поэтому ей удалось побывать в Европе, Азии, Канаде и Соединенных штатах. Там она играла ведущие роли.
В 2012-м Екатерина получила титул Заслуженной артистки Украины.
2014-й год для Екатерины Кухар особенный. В этом году ее приглашают в Париж и предлагают роль Джульетты в известной постановке Шекспира «Ромео и Джульетта». Однако приезжает она туда не сама, а со своим партнером Александром Стояновым, который сыграл роль Ромео. Примечательно, что зал был рассчитан на 3700 мест, и это способствовало настоящему фурору!
Пара провела 6 спектаклей, и каждый из них увенчался успехом в творческих кругах Парижа.
В 2018-м Екатерина Кухар получила новую награду — почетное звание Народной артистки Украины.
Творчество
Как ни удивительно, даже в 21-летнем возрасте Петр Ильич, получивший образование и заступивший на государственную службу, еще не помышлял толком о музыкальной карьере. Свое увлечение он, как и некогда родители, не воспринимал всерьез. Но, к счастью, отец будущего композитора Илья Петрович все же чувствовал, что его сыну суждено стать великим музыкантом.
Чайковский-старший даже сходил к Рудольфу Кюндингеру, чтобы узнать его мнение относительно таланта своего сына. Немецкий пианист категорично заявил, что особых музыкальных способностей у Чайковского-младшего нет, да и 21 год – не тот возраст, чтобы начинать творческую карьеру. И сам Петр Ильич предложение отца совместить работу с получением музыкального образования поначалу воспринял как шутку.
Петр Чайковский пишет новое произведение
Но когда он узнал, что в Санкт-Петербурге открывается новая консерватория, руководить которой будет знаменитый Антон Рубинштейн, все в корне изменилось. Чайковский решил во что бы то ни стало поступить в Петербургскую консерваторию, что он и сделал, став одним из первых студентов этого образовательного учреждения по классу композиции. А вскоре после этого он и вовсе бросил юриспруденцию, решив, несмотря на появившиеся проблемы с деньгами, полностью посвятить себя музыке.
В качестве своей дипломной работы Петр Ильич написал кантату «К радости». Она была создана к русскоязычному переводу оды Фридриха Шиллера с тем же названием. На музыкантов Санкт-Петербурга кантата произвела плохое впечатление. Особенно резко выразился критик Цезарь Кюи, заявив, что как композитор Чайковский крайне слаб, а также обвинив его в консерватизме. И это при том, что для Петра Ильича музыка была свободой, а его кумирами были Бородин, Мусоргский, Балакирев – композиторы, не признававшие авторитетов и правил.
Портрет Петра Чайковского
Но подобная реакция вовсе не смутила молодого композитора. Получив свою заслуженную серебряную медаль об успешном завершении Петербургской консерватории, бывшую тогда высшей наградой, он с еще большим рвением и азартом взялся за работу. В 1866 году композитор переехал в Москву по приглашению брата своего наставника. Николай Рубинштейн предложил ему работу профессора в Московской консерватории.