Кранахи: династия художников-реформаторов

Позднее возрождение, маньеризм и северное возрождение

К Позднему Возрождению обычно относят искусство Италии 1540-х — начала 1600-х годов. Однако выявить что-то общее в царившем тогда разнообразии стилей и направлений весьма затруднительно. В числе самых заметных фигур Позднего Возрождения — художники Тициан и Корреджо и архитектор Палладио.

Тициан «Любовь небесная и Любовь земная» (1514) Симфония цвета и красоты

Отдельным направлением этого периода многие искусствоведы считают маньеризм (от итал. «манера»). Художники-маньеристы, в том числе Франческо Пармиджанино, Джорджо Вазари, Джулио Романо, внешне по-прежнему ориентировались на идеалы античности. При этом сюжеты их картин становились все более напряженными и сложными, а цветовая палитра — более яркой, броской. Возможно, на душевном настрое этих художников отразились многочисленные политические кризисы (в Италии тогда различные династии боролись за власть). Впрочем, некоторые историки искусства вообще не признают маньеризм отдельным направлением, называя его ранней формой барокко.

Период Ренессанса на территории Нидерландов, Германии и Франции называют Северным Возрождением. Изобразительное искусство развивалось здесь самостоятельно, вплоть до XV века почти не имея связи с итальянским Возрождением.

В живописи «северян» гораздо дольше сохранялись средневековые черты (условность, статичность), сильно было влияние готики, меньше интерес к античному наследию, познанию человеческой анатомии.

Среди выдающихся представителей Северного Возрождения — художники Альбрехт Дюрер, Лукас Кранах Старший, Питер Брейгель Старший.

Ганс Гольбейн Младший «Портрет Генриха VIII» (1540): сочетание тончайшей техники и подлинного психологизма

Поделиться ссылкой

Леон Баттиста Альберти

Эпоха Возрождения способствовала и изменению облика европейских городов. В этот период были созданы великие архитектурные шедевры, включая римский собор св. Петра, лестницу Лауренцианы, Флорентийский собор и пр. Наряду с Микеланджело, к числу знаменитых архитекторов эпохи Возрождения относится известный ученый Леон Баттиста Альберти. Он внес огромный вклад в зодчество, в теорию искусства и литературу. В сферу его интересов входили также проблемы педагогики и этики, математика и картография. Он создал один из первых научных трудов по архитектуре, озаглавленный «Десять книг о зодчестве». Эта работа имела огромное влияние на последующие поколения его коллег.

Теперь вам известны наиболее известные деятели культуры эпохи Возрождения, благодаря которым человеческая цивилизация вышла на новый виток своего развития.

Тициан (1488-1576).

Тициан. Автопортрет (фрагмент). 1562. Музей Прадо, Мадрид. 

Тициан был непревзойдённым колористом. Также он много экспериментировал с композицией. Вообще он был дерзким новатором.

За такую яркость таланта его все любили. Называли “королем живописцев и живописцем королей”.

Говоря о Тициане, хочется после каждого предложения ставить восклицательный знак. Ведь именно он привнёс в живопись динамику. Пафос. Восторженность. Яркий колорит. Сияние красок.

Тициан. Вознесение Марии. 1515—1518. Церковь Санта-Мария Глориози деи Фрари, Венеция.

К концу жизни он выработал необычную технику письма. Мазки быстрые, густые. Краску наносил то кистью, то пальцами. От этого — образы ещё более живые, дышащие. А сюжеты — ещё более динамичные и драматичные.

Тициан. Тарквиний и Лукреция. 1571. Музей Фицуильяма, Кэмбридж, Англия.

Вам это ничего не напоминает? Конечно, это техника Рубенса. И техника художников XIX века: барбизонцев и импрессионистов. Тициан, как и Микеланджело, пройдёт 500 лет живописи за одну свою жизнь. На то он и гений.

О знаменитом шедевре мастера читайте в статье “Венера Урбинская Тициана. 5 необычных фактов”.

Художники эпохи Возрождения — это обладатели больших знаний. Чтобы оставить такое наследие, нужно было очень многое изучить. В области истории, астрологии, физики и так далее.

Поэтому каждый их образ заставляет нас задумываться. Для чего это изображено? Какое здесь зашифровано послание?

Они почти никогда не ошибались. Потому что досконально продумывали своё будущее произведение. Использовали весь багаж своих знаний.

Они были больше, чем художники. Они были философами. Объясняли нам мир с помощью живописи.

Вот почему они будут нам всегда глубоко интересны.

***

Если Вам близок мой стиль изложения и Вам интересно изучать живопись, я могу отправить Вам на почту бесплатный цикл уроков. Для этого заполните простую форму по этой ссылке.

Комментарии других читателей смотрите ниже. Они часто являются хорошим дополнением к статье. Ещё вы можете поделиться своим мнением о картине и художнике, а также задать вопрос автору.

Мазаччо (1401—1428).

Мазаччо. Автопортрет (фрагмент фрески “Святой Петр на кафедре”). 1425—1427. Капелла Бранкаччи в церкви Санта-Мария-дель-Кармине, Флоренция, Италия.

Начало XV века. Так называемое Раннее Возрождение. На сцену выходит ещё один новатор.

Мазаччо был первым художником, который использовал линейную перспективу. Ее разработал его друг, архитектор Брунеллески. Теперь изображенный мир стал похож на реальный. Игрушечная архитектура осталась в прошлом.

Мазаччо. Святой Петр исцеляет своей тенью. 1425—1427. Капелла Бранкаччи в церкви Санта-Мария-дель-Кармине, Флоренция, Италия.

Он перенял реализм Джотто. Однако в отличие от предшественника уже хорошо знал анатомию.

Вместо глыбообразных персонажей Джотто — прекрасно сложенные люди. Совсем как у древних греков.

Мазаччо. Крещение неофитов. 1426—1427. Капелла Бранкаччи, церковь Санта-Мария дель Кармине во Флоренции, Италия.

Также Мазаччо добавил выразительности не только лицам, но и телам. Эмоции людей мы уже читаем по позам и жестам. Как, например, мужское отчаяние Адама и женскую пристыженность Евы на самой знаменитой его фреске.

Мазаччо. Изгнание из Рая. 1426—1427. Фреска в Капелле Бранкаччи, церковь Санта-Мария дель Кармине, Флоренция, Италия.

Мазаччо прожил недолгую жизнь. Он умер, как и его отец, неожиданно. В 27 лет.

Однако последователей у него было много. Мастера следующих поколений ходили в капеллу Бранкаччи, чтобы учиться по его фрескам.

Так новаторство Мазаччо было подхвачено всеми великими художниками Высокого Возрождения.

О фреске мастера читайте в статье “Изгнание из Рая” Мазаччо. Почему это шедевр”.

Истоки поверья

Прежде всего, необходимо понять, что такое «уста истины»? Это старинная круглая мраморная плита диаметром 1,75 м с изображением маски Тритона, датируется I веком нашей эры. Во времена Римской империи маска прикрывала один из люков Великой клоаки в Риме. Однако самой известной функцией «уст истины» является его роль детектора лжи. Еще со времен средневековья считалось, что если человек, который солгал, протянет руку в рот скульптуре, она непременно откусит ее. В XIV веке эта традиция превратилась в популярную историю. В настоящей сцене на полотне Кранаха «уста истины» представлены не маской речного бога, а устрашающей скульптурной в форме льва.

Скульптура «Уста истины

Сюжет

Картина «Уста истины» демонстрирует одну из самых популярных легенд, которая зародилась в древней Италии. По сюжету обвиняемая в супружеской неверности женщина должна была пройти проверку «уст истины» в присутствии мужа, свидетелей и судьи.

Инфографика: о художнике

Она утверждает, что лежала только в объятиях своего мужа и шута, и, поскольку она говорит правду, лев оставляет ее руку в целости и сохранности. Весь подвох в том, что женщина придумала хитрый план, когда предстала перед статуей. Она уговорила своего возлюбленного прийти с ней под видом дурачка и обнять ее прямо перед тем, как она протянет руку ко рту статуи, тем самым спасая себя от разоблачения и унижения. Шут действительно ее любовник, но свидетели не воспринимают его всерьез. И тогда она поклялась, что ни один мужчина, кроме ее мужа и этого дурака, никогда не касался ее. Прелюбодейка уверенно протягивает руку в полной уверенности, что статуя не оставит ее без руки благодаря ее хитроумному обману.

Картина Кранаха «Уста истины»

Где находятся Уста Истины?

Отыскать самый известный древний детектор лжи очень просто  — Уста Истины находятся на стене у входа в церковь Санта-Мария ин Космедин. От Колизея сюда дойти можно пешком за 15-20 минут,  но и транспорт сюда ходит исправно.

Ближайшее метро: Большой Цирк (Circo Massimo).

Автобусы:

  • остановка Greca51, 81, 85, 87, 118, 160, 628, 715, С3
  • остановка Bocca della Verità: 4, 83, 160, 170, 716, 781, С3
  • остановка Lungotevere Aventino: 23, 280

Вход в церковь свободный, сфотографироваться с Устами Истины тоже можно абсолютно бесплатно, вот только придется выстоять немалую очередь. К тому же разрешается сделать всего один снимок.

Люди выстраиваются к Устам Истины с самого утра и до закрытия. Время ожидания в очереди составляет от 15 до 30 минут в зависимости от времени суток

Мы не стали подходить к Маске, лишь со стороны полюбовались на древний диск и людей, осторожно сующих руку в ее пасть

КРА́НАХ

КРА́НАХ (Cranach) Лу­кас Стар­ший (1472, Кро­нах, Верх­няя Фран­ко­ния – 16.10.1553, Вей­мар), нем. жи­во­пи­сец и гра­фик. Фа­ми­лия К. свя­за­на с на­зва­ни­ем род­но­го го­ро­да. По всей ве­ро­ят­но­сти, обу­чал­ся вна­ча­ле у от­ца, за­тем с це­лью даль­ней­ше­го обу­че­ния уе­хал в Ба­ва­рию.

В 1501 (или 1502) – 1505 ра­бо­тал в Ве­не, где сбли­зил­ся с кру­гом ме­ст­ных гу­ма­ни­стов (К. Цель­тис и др.). В 1505–50 ра­бо­тал в Вит­тен­бер­ге при дво­ре кур­фюр­ста Фрид­ри­ха Сак­сон­ско­го Муд­ро­го и его по­сле­до­ва­те­лей.

В 1508–09 со­вер­шил по­езд­ку в Ни­дер­лан­ды; в 1550–52 ра­бо­тал в Аугс­бур­ге, в 1552–53 – в Вей­ма­ре.

Их яр­кий, звон­кий ко­ло­рит и экс­прес­сив­ность об­ра­зов сви­де­тель­ст­ву­ют о влия­нии позд­не­го­тич. тра­ди­ции. В идил­лич. клю­че ре­ше­на кар­ти­на «От­дых на пу­ти в Еги­пет» (1504, Гос. му­зеи, Бер­лин), яв­ляю­щая­ся уже под­лин­но ре­нес­санс­ным про­из­ве­де­ни­ем. Вни­ма­ние к пей­за­жу, ко­то­рый в ран­них ра­бо­тах за­ни­ма­ет центр.

ме­сто, не­по­сред­ст­вен­ность вос­при­ятия при­ро­ды, реа­лизм отд. де­та­лей об­на­ру­жи­ва­ют в К. са­мо­быт­но­го ху­дож­ни­ка, ока­зав­ше­го влия­ние на фор­ми­ро­ва­ние ду­най­ской шко­лы. В Ве­не К. соз­да­вал так­же порт­ре­ты (Ио­ган­на Кус­пи­ниа­на и его же­ны Ан­ны, 1502–03, со­б­ра­ние О. Рейн­хар­та, Вин­тер­тур, и др.

), в ко­то­рых по­пы­тал­ся вы­явить ал­ле­го­рич. взаи­мо­связь че­ло­ве­ка и при­ро­ды.

В Вит­тен­бер­ге К. об­ра­щался к разл. жан­рам в жи­во­пи­си и гра­фи­ке. Под влия­ни­ем А. Дю­ре­ра на­пи­са­ны круп­ные ал­тар­ные про­из­ве­де­ния (для ц. Св. Ма­рии в Тор­гау, 1509, ны­не – в Ште­де­левском ин-те ис­кусств, Франк­фурт-на-Май­не). Ори­ен­та­ция на ни­дерл. иск-во 15 в.

ощу­ща­ет­ся в не­боль­ших «ка­би­нет­ных» про­из­ве­де­ни­ях, на­пи­сан­ных для вы­со­ко­по­став­лен­ных за­каз­чи­ков («Ро­ж­де­ст­во Хри­ста», 1515–20, КГ, Дрез­ден). В кон. 1500-х гг. К. об­ра­тил­ся к ми­фо­ло­гич. те­мам, где гу­ма­ни­стич. идеа­лы трак­то­ва­ны в ди­дак­тич.

клю­че, эти­че­ская про­бле­ма­ти­ка ак­цен­ти­ро­ва­на в со­про­во­ж­даю­щих кар­ти­ну лат. над­пи­сях («Ве­не­ра и Амур», 1509, Эр­ми­таж, С.-Пе­тер­бург; «Ним­фа ис­точ­ни­ка», 1518, Му­зей изо­бра­зит. ис­кусств, Лейп­циг). Важ­ное ме­сто в твор­че­ст­ве К. про­дол­жа­ют за­ни­мать порт­ре­ты как офиц.

ха­рак­те­ра (гер­цо­га Ген­ри­ха Бла­го­чес­ти­во­го и Ка­та­ри­ны Мек­лен­бург­ской, 1514, КГ, Дрез­ден), так и не­боль­шие, ин­тим­ные по со­дер­жа­нию (бур­го­ми­ст­ра г. Вай­сен­фельс, 1515, Гос. му­зеи, Бер­лин).

В нач. 1520-х гг. Вит­тен­берг стал цен­тром Ре­фор­ма­ции. Сбли­зив­шись с М. Лю­те­ром, К. стал прак­ти­че­ски его офиц. порт­ре­ти­стом. В гра­ви­ро­ван­ных и жи­во­пис­ных порт­ре­тах Лю­те­ра, про­па­ган­ди­рую­щих его уче­ние и био­гра­фию, пред­став­лял его в разл. об­раз­ах: гу­ма­ни­ста, ре­фор­ма­то­ра, свя­того и т. д.

стре­мил­ся к соз­да­нию иде­аль­но­го ти­па: ли­ца с уз­ки­ми рас­ко­сы­ми гла­за­ми, ост­рым под­бо­род­ком и слад­кой улыб­кой. С 1530-х гг. мно­жат­ся ра­бо­ты на ре­ли­ги­оз­ные и ан­тич­ные сю­же­ты, где чер­ты ма­нер­но­сти пе­ре­пле­та­ют­ся с влия­ния­ми позд­не­го­тич. иск-ва (см. илл. к ст. Иу­дифь). К.

за­ни­мал­ся так­же кси­ло­гра­фи­ей (гра­вю­ры на сю­же­ты Свя­щен­но­го Пи­са­ния и ан­тич­ной ми­фо­ло­гии).

Мно­го­об­раз­ная дея­тель­ность К. при сак­сон­ском дво­ре (ра­бо­тал как при­двор­ный ху­дож­ник, кос­тю­мер и де­ко­ра­тор), соз­да­ние им собств.

ап­теч­но­го и ти­по­граф­ско­го дел от­вле­ка­ли художника от за­ня­тий жи­во­пи­сью, что по­бу­ди­ло его ор­га­ни­зо­вать круп­ную мас­тер­скую, по­пу­ля­ри­зи­ро­вав­шую т. н. стиль К. Её роль всё силь­нее об­на­ру­жи­ва­ет­ся с кон. 1520-х гг.

, ко­гда уче­ни­ки и по­сле­до­ва­те­ли на­чи­на­ют ти­ра­жи­ро­вать про­из­ве­де­ния с мар­ки­ров­кой мас­те­ра (по­жа­ло­ван­ный К. кур­фюр­стом в 1508 герб – кры­ла­тый дра­кон).

Герои

Справа от сцены Кранах изобразил мужа-ревнивца в мрачном черном пальто, пристальный взгляд которого устремлен на льва в ожидании приговора. Слева — судьи, которые подтверждают, что рука женщины осталась невредимой, а справа две элегантные придворные дамы-свидетельницы, по-видимому, довольны результатом. В некоторых своих деталях (особенно, его разинутая пасть и грива) лев Кранаха имеет поразительные сходства с «львом Брауншвейга». Более чем вероятно, что Кранах не понаслышке знал о Брауншвейгском льве, величайшем произведении средневекового литья. Созданный в эффектном единственном слепке, Лев был заказан Генрихом, герцогом Саксонии, в середине XII века. Эта культовая скульптура сохранилась до наших дней.

Параллель с известной историей о Тристане и Изольде

«Уста истины» по своему посылу очень напоминают другую средневековую легенду о Тристане и Изольде. Изольда – тоже виновная женщина, избежавшая наказания благодаря собственной хитрости. Женщина, обвиняемая ее мужем королем Марком в прелюбодеянии с Тристаном, предстает перед Богом и судом, и клятвенно клянется в невинности. И в этой легенде, как у Кранаха, пара использует уловки, чтобы обмануть общество.Молва об отношениях Тристана и Изольды переходит из уст в уста, растет все более и более, и дело доходит наконец до того, что становится необходимым прибегнуть к Божьему суду для доказательства невиновности Изольды. Чтобы доказать свою невиновность Изольда должна пройти босыми ногами по раскаленному железу. Испытание в высшей степени тяжелое. И каков же был план? Тристан нарядился бедным пилигримом и явился ко двору. Никто не подозревает истины. Переодетый Тристан берет Изольду на руки и переносит ее на указанное место. Тогда Изольда объявляет во всеуслышание, что ее никогда не обнимал никто, кроме мужа и перенесшего ее на место Божьего суда пилигрима. Его маскировка перекликается с маскировкой шута в интерпретации Кранаха.

Шедевр немецкой живописи эпохи Возрождения Лукаса Кранаха Старшего можно отнести к числу его самых важных работ, которая до сих пор находится в собственности частных коллекционеров. Работа была выполнена 500 лет назад. На протяжении веков легендарная слава «уст истины» как детектора лжи сделала ее популярной для посещения туристами Рима. Этот мотив, ставший объектом восхищения, даже фигурирует в сцене голливудского фильма 1953 года «Римские каникулы» с Грегори Пеком и Одри Хепберн в главных ролях.

История и легенды

Первые упоминания об Устах Истины историки нашли уже в первом путеводителе по Риму для пилигримов Mirabilia Urbis Romae, датированном XI веком. В нём приезжим сообщали о магических способностях Уст и предостерегали о том, что всякий лжец и прелюбодей рискует лишиться здесь руки.

Возраст этого, можно сказать, первого детектора лжи более чем почтенный – почти 24 столетия. Но изготовлена маска древними римлянами была вовсе не для того, чтобы наказывать преступников и устанавливать истину. Несмотря на то, что древние жители Рима поклонялись богам, отношение между ними оставались весьма демократичными. Римляне не считали кощунственным попросить у богов помощи в отправлении естественных потребностей или украсить ликами верховных божеств стоки канализационных каналов. Такой вот декоративной крышкой сточной шахты Большой Клоаки, предшественницы Римского форума, а, попросту говоря, канализационным люком и служил в первые века своего существования мраморный диск с пророческими устами. То есть, был он вещью, несомненно, нужной и полезной, но интереса для приезжих не представляющей.

Гораздо большую популярность приобрели Уста Истины уже после того, как были установлены вертикально. Сначала диск располагался рядом с храмом на торговой площади, где «кормилось» немало воришек. Считается, что за мраморной плитой в средние века прятался палач, выполнявший роль «божественного правосудия» и отсекавший руки преступникам.

Со временем, сюда стали приходить мужья, подозревающие супруг в неверности. Легенды о справедливых устах распространились на всю Европу. Одну из них запечатлел на своём полотне 1534 года «Уста истины» Лукас Кранах Старший. Хотя женщина на картине вкладывает руку в разинутую пасть чудовища, напоминающего льва, в остальном детали указывают на то, что художник изобразил именно римские Уста Истины.

Предание гласит: одному важному сановнику донесли, что его супруга изменяет ему с молодым любовником. Приведённая на площадь женщина уже собиралась вложить руку впасть, как из толпы выскочил молодой человек и начал обнимать даму

Его вид был настолько безумный, что никто из зрителей не сомневался в его сумасшествии. Когда же к женщине обратились с вопросом: «Изменяла ли она своему мужу?», она ответила: «Моё тело знает руки только двоих мужчин: мужа и этого безумца». А ведь безумец-то и был её любовником!

Заметьте, увидеть Уста Истины можно не только в столице Италии. Мраморная плита с открытым ртом нынче настолько растиражирована, что столкнуться с ней можно почти в каждом крупном городе мира. Ничего необычного в ней давно нет. И, тем не менее, редкий семейный альбом побывавших в Риме путешественников не содержит фото с правдивыми устами.

Вот и вы, будучи на Авентине неподалёку церквушки Санта-Мария-ин-Космедин, не поленитесь сунуть руку слева под портик и, конечно же, улыбнуться на камеру, ведь «ужасные» Уста Истины в Риме больше не кусаются.

Микеланджело (1475—1564).

Даниеле да Вольтерра. Микеланджело (фрагмент). 1544. Музей Метрополитен, Нью-Йорк.

Микеланджело считал себя скульптором. Но был универсальным мастером. Как и другие его коллеги Эпохи Возрождения. Поэтому его живописное наследие не менее грандиозно.

Он узнаваем прежде всего по физически развитым персонажам. Он изображал совершенного человека, в котором физическая красота означает красоту духовную.

Поэтому все его герои такие мускулистые, выносливые. Даже женщины и старики.

Микеланджело. Фрагменты фрески “Страшный суд” в Сикстинской капелле, Ватикан.

Часто Микеланджело писал персонажа обнаженным. А потом уже сверху дописывал одежду. Чтобы тело было максимально рельефным.

Потолок Сикстинской капеллы он расписывал в одиночку. Хотя это несколько сотен фигур! Он даже краски растирать никому не позволял. Да, он был нелюдимым. Обладал крутым и неуживчивым характером. Но больше всех он был недоволен … собой.

Микеланджело. Фрагмент фрески “Сотворение Адама”. 1511. Сикстинская капелла, Ватикан.

Микеланджело прожил долгую жизнь. Пережил угасание Возрождения. Для него это было личной трагедией. Поздние его работы полны печали и скорби.

Вобще творческий путь Микеланджело уникален. Ранние его работы — это восхваление человека-героя. Свободного и мужественного. В лучших традициях Древней Греции. Как его Давид.

В последние годы жизни — это трагические образы. Намеренно грубо отесанный камень. Как будто перед нами памятники жертвам фашизма XX века. Посмотрите на его “Пьету”.

Скульптуры Микеланджело в Академии изящных искусств во Флоренции . Слева: Давид. 1504 г. Справа: Пьета Палестрины. 1555 г. 

Как такое возможно? Один художник за одну свою жизнь прошёл все этапы искусства от эпохи Возрождения до XX века. Что же делать последующим поколениям? Идти своим путём. Осознавая, что планка поднята очень высоко.

Уста Истины: что это такое?

Это круглая мраморная плита с вырезанным на ней ликом. Считается, что это изображение Тритона (Нептуна) – бога морей или Эрколя Победителя. Но кто-то утверждает, что это лик Оракула или Фавна.

Диск имеет размер 175 см в диаметре и 19 см в толщину. Вес маски – 1200 кг. О дате ее создания также ходят споры, но археологи предполагают, что это было около IV века до н.э.

Упоминания об Устах Истины встречаются во множестве литературных источников. Так, в древнем альманахе путешественников, датируемом 11 веком, написано об их мистической силе оракула: «Отведи собеседника к маске Фавна, и ты поймешь, говорит он тебе праву или ложь».

Кранах лукас старший

Кранах лукас старший — немецкий живописец и график.

Фа­ми­лия Кранаха свя­за­на с на­зва­ни­ем род­но­го го­ро­да. По всей ве­ро­ят­но­сти, обу­чал­ся вна­ча­ле у от­ца, за­тем с це­лью даль­ней­ше­го обу­че­ния уе­хал в Ба­ва­рию.

В 1501 (или 1502) — 1505 годах ра­бо­тал в Ве­не, где сбли­зил­ся с кру­гом ме­ст­ных гу­ма­ни­стов (К. Цель­тис и др.). В 1505-1550 годах ра­бо­тал в Вит­тен­бер­ге при дво­ре кур­фюр­ста Фрид­ри­ха Сак­сон­ско­го Муд­ро­го и его по­сле­до­ва­те­лей.

В 1508-1509 годах со­вер­шил по­езд­ку в Ни­дер­лан­ды; в 1550-1552 годах ра­бо­тал в Аугс­бур­ге, в 1552-1553 годах — в Вей­ма­ре.

Их яр­кий, звон­кий ко­ло­рит и экс­прес­сив­ность об­ра­зов сви­де­тель­ст­ву­ют о влия­нии позд­не­го­тической тра­ди­ции. В идил­лическом клю­че ре­ше­на кар­ти­на «От­дых на пу­ти в Еги­пет» (1504, Государственные му­зеи, Бер­лин), яв­ляю­щая­ся уже под­лин­но ре­нес­санс­ным про­из­ве­де­ни­ем.

Вни­ма­ние к пей­за­жу, ко­то­рый в ран­них ра­бо­тах за­ни­ма­ет центральное ме­сто, не­по­сред­ст­вен­ность вос­при­ятия при­ро­ды, реа­лизм отдельных де­та­лей об­на­ру­жи­ва­ют в Кранахе са­мо­быт­но­го ху­дож­ни­ка, ока­зав­ше­го влия­ние на фор­ми­ро­ва­ние ду­най­ской шко­лы.

В Ве­не Кранах соз­да­вал так­же порт­ре­ты (Ио­ган­на Кус­пи­ниа­на и его же­ны Ан­ны, 1502-1503 годы, со­б­ра­ние О. Рейн­хар­та, Вин­тер­тур, и др.), в ко­то­рых по­пы­тал­ся вы­явить ал­ле­го­рическую взаи­мо­связь че­ло­ве­ка и при­ро­ды.

В Вит­тен­бер­ге Кранах об­ра­щался к различным жан­рам в жи­во­пи­си и гра­фи­ке. Под влия­ни­ем А. Дю­ре­ра на­пи­са­ны круп­ные ал­тар­ные про­из­ве­де­ния (для церкви Святой Ма­рии в Тор­гау, 1509, ны­не — в Ште­де­левском институте ис­кусств, Франк­фурт-на-Май­не).

Ори­ен­та­ция на ни­дерландское искусство XV века ощу­ща­ет­ся в не­боль­ших «ка­би­нет­ных» про­из­ве­де­ни­ях, на­пи­сан­ных для вы­со­ко­по­став­лен­ных за­каз­чи­ков («Ро­ж­де­ст­во Хри­ста», 1515-1520 годы, КГ, Дрез­ден).

В конце 1500-х годов Кранах об­ра­тил­ся к ми­фо­ло­гическим те­мам, где гу­ма­ни­стические идеа­лы трак­то­ва­ны в ди­дак­тическом клю­че, эти­че­ская про­бле­ма­ти­ка ак­цен­ти­ро­ва­на в со­про­во­ж­даю­щих кар­ти­ну латинских над­пи­сях («Ве­не­ра и Амур», 1509, Эр­ми­таж, Санкт-Пе­тер­бург; «Ним­фа ис­точ­ни­ка», 1518, Му­зей изо­бра­зительных ис­кусств, Лейп­циг). Важ­ное ме­сто в твор­че­ст­ве Кранаха про­дол­жа­ют за­ни­мать порт­ре­ты как официального ха­рак­те­ра (гер­цо­га Ген­ри­ха Бла­го­чес­ти­во­го и Ка­та­ри­ны Мек­лен­бург­ской, 1514, КГ, Дрез­ден), так и не­боль­шие, ин­тим­ные по со­дер­жа­нию (бур­го­ми­ст­ра города Вай­сен­фельс, 1515, Государственные му­зеи, Бер­лин).

В начале 1520-х годов Вит­тен­берг стал цен­тром Ре­фор­ма­ции. Сбли­зив­шись с М. Лю­те­ром, Кранах стал прак­ти­че­ски его официальным порт­ре­ти­стом. В гра­ви­ро­ван­ных и жи­во­пис­ных порт­ре­тах Лю­те­ра, про­па­ган­ди­рую­щих его уче­ние и био­гра­фию, пред­став­лял его в различных об­раз­ах: гу­ма­ни­ста, ре­фор­ма­то­ра, свя­того и т. д.

В жен­ских порт­ре­тах Кранах стре­мил­ся к соз­да­нию иде­аль­но­го ти­па: ли­ца с уз­ки­ми рас­ко­сы­ми гла­за­ми, ост­рым под­бо­род­ком и слад­кой улыб­кой. С 1530-х годов мно­жат­ся ра­бо­ты на ре­ли­ги­оз­ные и ан­тич­ные сю­же­ты, где чер­ты ма­нер­но­сти пе­ре­пле­та­ют­ся с влия­ния­ми позд­не­го­тического искусства.

Кранах за­ни­мал­ся так­же кси­ло­гра­фи­ей (гра­вю­ры на сю­же­ты Свя­щен­но­го Пи­са­ния и ан­тич­ной ми­фо­ло­гии).

Мно­го­об­раз­ная дея­тель­ность Кранаха при сак­сон­ском дво­ре (ра­бо­тал как при­двор­ный ху­дож­ник, кос­тю­мер и де­ко­ра­тор), соз­да­ние им собственного ап­теч­но­го и ти­по­граф­ско­го дел от­вле­ка­ли художника от за­ня­тий жи­во­пи­сью, что по­бу­ди­ло его ор­га­ни­зо­вать круп­ную мас­тер­скую, по­пу­ля­ри­зи­ро­вав­шую т. н. стиль Кранаха. Её роль всё силь­нее об­на­ру­жи­ва­ет­ся с конца 1520-х годов, ко­гда уче­ни­ки и по­сле­до­ва­те­ли на­чи­на­ют ти­ра­жи­ро­вать про­из­ве­де­ния с мар­ки­ров­кой мас­те­ра (по­жа­ло­ван­ный Кранаху кур­фюр­стом в 1508 году герб — кры­ла­тый дра­кон).

Леонардо да Винчи (1452—1519).

Леонардо да Винчи. Автопортрет. 1512. Королевская библиотека в Турине, Италия.

Леонардо да Винчи — один из титанов Эпохи Возрождения. Он колоссальным образом повлиял на развитие живописи.

Именно да Винчи повысил статус самого художника. Благодаря ему представители этой профессии отныне не просто ремесленники. Это творцы и аристократы духа.

Леонардо сделал прорыв в первую очередь в портретной живописи.

Он считал, что ничто не должно отвлекать от главного образа. Взгляд не должен блуждать от одной детали к другой. Так появились его знаменитые портреты. Лаконичные. Гармоничные.

Леонардо да Винчи. Дама с горностаем. 1489—1490. Музей Черторыйских, Краков.

Главное же новаторство Леонардо — это то, что он нашёл способ сделать образы … живыми.

До него персонажи на портретах были похожи на манекены. Линии были чёткими. Все детали тщательно прорисованы. Раскрашенный рисунок никак не мог быть живым.

Леонардо изобрел метод сфумато. Он растушевал линии. Сделал переход от света к тени очень мягким. Его герои словно покрыты еле уловимой дымкой. Персонажи ожили.

Леонардо да Винчи. Мона Лиза. 1503—1519. Лувр, Париж.

Сфумато войдёт в активный словарь всех великих художников будущего.

Часто встречается мнение, что Леонардо, конечно, гений, но не умел ничего довести до конца. И картины часто не дописывал. И многие его проекты так и остались на бумаге (между прочим, в 24 томах). И вообще его бросало то в медицину, то в музыку. Даже искусством сервировки одно время увлекался.

Однако сами подумайте. 19 картин — и он — величайший художник всех времён и народов. А кто-то даже близко не стоит по величию, при этом написав 6000 полотен за жизнь. Очевидно же, у кого КПД выше.

О самой знаменитой картине мастера читайте в статье “Мона Лиза Леонардо да Винчи. Загадка Джоконды, о которой мало говорят”.

Леонардо Да Винчи

Продолжительность жизни: 15 апреля 1452 г. — 2 мая 1519 г.

Национальность: итальянец

Леонардо Да Винчи

Леонардо да Винчи был идеальным человеком эпохи Возрождения, величайшим Вселенским Гением, который, помимо прочего, был художником, математиком, инженером, архитектором, ботаником, скульптором и анатомом. Однако, в течение четырех столетий после его смерти его слава, прежде всего, почивала на лаврах художника. Детальное знание анатомии, света, ботаники и геологии помогло ему создать некоторые из самых известных шедевров в истории. Да Винчи известен тем, что запечатлевает тонкие выражения, благодаря которым его картины выглядят более живыми, чем другие. Он сделал многочисленные вклады в области искусства, включая его пионерские методы, известные как сфумато, плавный переход от света к тени; и чиароскуро, использование сильных контрастов между светом и темнотой для достижения трехмерного эффекта. Да Винчи нарисовал Мона Лизу, самую известную картину в мире. Другие известные работы в его искусстве включают «Тайную вечерю», наиболее воспроизводимую религиозную живопись; и Витрувианский Человек, один из самых воспроизводимых художественных образов. Леонардо да Винчи, без сомнения, самый известный художник эпохи Возрождения.

Шедевр: Мона Лиза (1517)

Мона Лиза (1517)

Другие известные работы:

  • Тайная вечеря (1498)
  • Витрувианский человек (1490)

Уста Истины: в фильмах и искусстве

Картины и гравюры

Самое известное изображение маски Уста Истины – картина немецкого художника Лукаса Кранаха (Lucas Krannah), написанная в 1534 году.

  • Уста Истины Лукаса Кранаха иллюстрируют ту самую легенду о неверной жене, описанную выше.
  • В 15 веке датским гравером Лукас ванн Лейден ( Lucas van Leyden) была создана серия работ «Сила женщин». Среди множества различных декораций присутствуют и знаменитые Уста.

Щит Уста Истины в кино

Уста Истины можно встретить и в кинематографе. Грандиозную известность они приобрели после выхода фильма с Одри Хепберн «Римские каникулы» в 1953 году.

«Римские каникулы»

По сценарию Грегори Пек должен был просто засунуть руку в рот маски, но он решил подшутить над своей партнершей по фильму и, закричав, вынул руку, спрятав кисть в пиджаке, словно маска откусила ее. Одри по-настоящему испугалась, чуть было не лишившись чувств прямо в кадре. Это был настолько живой эпизод, что его решили оставить в фильме.

И теперь к Устам Истины стекаются сотни туристов, чтобы засунуть руку в рот маски и сделать памятное фото.

Уста Истины можно увидеть и в других фильмах:

  • В 2000 году знаменитую сцену «Римских каникул» воссоздали в японском кино «Ускользающая невеста».
  • Есть похожая сцена и в американской мелодраме «Только ты» с Р. Дауни мл.
  • Уста Истины фигурируют в кульминационной сцене романа «Ночные крылья», где события происходят в далеком будущем. Герои должны раскрыть свои секреты перед древней маской.

Уста Истины – автомат

Сейчас маска «Уста истины» широко распространена не только в Италии, но  и по всему миру. В Риме повсюду находятся автоматы, выдающие билетики с предсказаниями. Эти оракулы были созданы компанией DPS-Promatic и встречаются во многих странах.

Мы отыскали подобный автомат в «Италии в Миниатюре» в Римини.

Римские Уста Истины в фас и в профиль

Хотя la Bocca della Verita и имеют тысячелетнюю историю «за плечами», настоящая популярность пришла к «правдолюбивому рту» только во второй половине XX века после выхода на экраны картины «Римские каникулы» с Одри Хепберн в главной роли. Это сегодня каменный рот является одной из самых растиражированных и фотографируемых достопримечательностей столицы, а ещё несколько столетий назад близкое знакомство с Устами Истины грозило потерей руки.

Сказать, что, отправившись осматривать Уста, вы не увидите ничего особенного, значит, не сказать ничего. Ни поражающими воображение размерами, ни изобретательностью архитектуры, ни изощрённостью скульптуры, которыми славились итальянские строители всех времён, Уста Истины похвастаться не могут. Пожалуй, их главное достоинство – возраст. А в остальном – это лишь круглая плита из мрамора, весящая более тонны, диаметром 1,75 метра, изображающая маску. Причём, чью именно маску, сейчас доподлинно неизвестно. Одна версия указывает на героя романской мифологии Эрколя Победителя, вторая – на главного бога-олимпийца Зевса, третья – на бога Океана Тритона. К тому же, историки не отрицают и возможности того, что мраморная маска – это собирательный образ оракула или фавна.

О местоположении

Найти римские Уста Истины достаточно просто: они разместились на площади с одноименным названием Piazza della Bocca della Verita слева под портиком у церкви Санта-Мария-ин-Космедин. Данный храм был построен греками ещё в VI веке и назван в честь одного из кварталов Константинополя. Обычно туристы осматривают здесь фрагмент мозаики 706 года, привезенный из Собора Святого Петра, полотна живописцев VIII – XII веков, алтарь из красного гранита в готическом стиле, канделябр, изготовленный в XIII веке, и 7-этажную колокольню, украшенную цветной майоликой. Но больше всего приезжих интересуют именно Уста Истины, появившиеся здесь в XVII веке и грозящие откусить руку всякому лжецу.

Рафаэль (1483—1520).

Рафаэль. Автопортрет. 1506. Галерея Уффици, Флоренция, Италия.

Рафаэль никогда не был в забвении. Его гениальность признавали всегда: и при жизни, и после смерти.

Его герои наделены чувственной, лиричной красотой. Именно его Мадонны по праву считаются самыми прекрасными женскими образами, когда-либо созданными. Внешняя красота отражает и душевную красоту героинь. Их кротость. Их жертвенность.

Рафаэль. Сикстинская Мадонна. 1513. Галерея старых мастеров, Дрезден, Германия.

Знаменитые слова “Красота спасёт мир” Фёдор Достоевский сказал именно о Сикстинской Мадонне. Это была его самая любимая картина.

Однако чувственные образы — это не единственная сильная сторона Рафаэля. Он очень тщательно продумывал композиции своих картин. Он был непревзойдённым архитектором в живописи. Причём всегда находил самое простое и гармоничное решение в организации пространства. Кажется, что по-другому и быть не может.

Рафаэль. Афинская школа. 1509—1511. Фреска в станцах Апостольского дворца, Ватикан.

Рафаэль прожил всего 37 лет. Он умер внезапно. От подхваченной простуды и врачебной ошибки. Но его наследие трудно переоценить. Многие художники боготворили этого мастера. И множили его чувственные образы в тысячах своих полотен.

О самых знаменитых картинах Рафаэля читайте в статье “Портреты Рафаэля. Друзья, возлюбленные, покровители”.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Енот на Волге
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: