Самые известные картины Константина Коровина
Картины Константина Коровина характеризуют автора как человека жизнерадостного и полного оптимизма. Большинство его работ наполнены солнцем и яркими цветами. Вот несколько лучших произведений:
- «В лодке», 1888. Картина написана в деревне Жуковка, где автор гостил у своего учителя Поленова. Она перекликается с одноименной работой Эдуарда Мане.
- «У балкона», 1888. Работа была написана во время путешествия Коровина в Испанию с Мамонтовым. На парижской выставке 1900 года она получила золотую медаль, обойдя работы Левитана, Поленова и Маковского.
- «Зимой», 1894. Этот пейзаж из северного цикла стал преддверием многих других подобных работ в русской живописи, в том числе знаменитого «Марта» Левитана.
- «Гаммерфест. Северное сияние», 1895. Считается самым значительным произведением Коровина на тему северной природы. Вид северного сияния в норвежском городе не мог не впечатлить художника-импрессиониста.
- «Крым. Гурзуф», 1917. Один из лучших крымских пейзажей художника. Изображая буйство южных красок знойным летом, автор демонстрирует блестящий талант колориста.
Биография
Коровина называют первым русским импрессионистом. Его творчество поразило современников: одних шокировало небрежностью и кажущейся аляповатостью мазков, другие уловили главное – игру света и тени, новаторство колориста. Первые назвали произведения Константина Коровина декадентством и мазней, вторые, разглядывая удивительные пейзажи и натюрморты художника, увидели черты гениальности.
Константин Коровин и Федор Шаляпин
Одним из немногих современников, распознавших в работах живописца признаки таланта, был Федор Шаляпин. Певец назвал художника «Паганини в живописи». В то время с Шаляпиным согласились немногие, но через 3-4 десятилетия после смерти Коровина его сочные, наполненные светом и жизнью картины признали работами настоящего мастера.
Савва Мамонтов и путешествие на Север
Семья Саввы Мамонтова занималась строительством железных дорог в России и принялась за освоение Севера, прокладывая железную магистраль от Вологды до Архангельска. Он предлагает друзьям путешествие по Белому морю, Кольскому полуострову, затем отправиться в Швецию и Норвегию. На основе впечатлений Коровин (художник с удовольствием принял приглашение) будет оформлять Нижегородскую Всероссийскую промышленную выставку. Предложение пришлось кстати. Живописец недавно вернулся из Франции, растерян, в новых поисках себя. Летом 1894 года Коровин и Серов едут на два месяца знакомиться с русским Севером. В лаконизме северной природы Коровин (художник был очень рад путешествию) вновь обретает уверенность.
Лучшие шедевры
Коровин любил гостить на даче в Жуковке у художника Поленова.
Здесь появилась замечательная работа «За чайным столом», где мы можем увидеть членов семьи Поленовых и их друзей.
Константин Коровин. За чайным столом. 1888. Государственная Третьяковская галерея, Москва.
Посмотрите, насколько здесь все по-импрессионистски. Мы видим справа пустой отодвинутый стул. Будто художник встал и тут же запечатлел происходящее. А сидящие даже не обратили на это внимания. Они заняты своими делами и разговорами. Слева “кадр” и вовсе обрезан, как на фото, сделанной в спешке.
Никакого позирования. Лишь мгновение жизни, выхваченное и увековеченное художником.
Полотно «В лодке» написано там же, в Жуковке. На картине – художник Поленов и сестра его жены Мария Якунченкова, тоже художница.
Это уникальный пример изображения единства человека и природы. Картину можно рассматривать бесконечно, ощущая неспешное движение воды и шелест листьев.
Константин Коровин. В лодке. 1888. Государственная Третьяковская галерея, Москва.
Большим другом Коровина был Фёдор Шаляпин. Мастер написал удивительный портрет великого оперного баса.
Конечно, Шаляпину очень к лицу импрессионизм. Его жизнерадостный и энергичный характер этот стиль передаёт как нельзя лучше.
Константин Коровин. Портрет Шаляпина. 1911 г. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Константин Алексеевич много путешествовал по Европе вместе с труппой Мамонтова. Здесь он находил новые необычные сюжеты.
Чего только стоят его «Испанки Леонора и Ампара». Изобразив двух девушек у балкона, он смог передать всю национальную суть Испании. Любовь к яркому и … чёрному. Открытость и … скромность.
И здесь Коровин вполне себе импрессионист. Он сумел остановить мгновение, когда одна из девушек покачнулась и опёрлась на плечо подруги. Этакая неустойчивость делает их живыми и непринужденными.
Константин Коровин. У балкона. Испанки Леонора и Ампара. 1888-1889 гг. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Импрессионизм К. Коровина
Хотя кисти Коровина принадлежат портреты многих его современников, но следует понимать, что художника интересовали не характеристики людей, что свойственно художникам-портретистам, а передача общего настроения, которое фиксируется глазом. Коровин превосходно чувствовал дыхание летнего утра, те ощущения, которые испытывает человек в эти ранние часы, когда дышится легко, полной грудью, или ощущение усталой неги в полдень. Его палитра необыкновенно чиста, краски сверкают, вся картина светоносна и воздушна.Например, картина «В лодке» является примером импрессионистической композиции.
К. Коровин «В лодке» (1888)К. Коровин изобразил себя и художницу Марию Якунчикову. Лодка стоит по диагонали полотна. Фигуры на ней посажены асимметрично. Благодаря этому создаётся ощущение неустойчивости, медленного покачивания лодки на воде. Пленэрная живопись этого произведения помогает создать обобщённый образ лета.Чувствуя близость своего искусства к живописи французских импрессионистов, Коровин не повторял их приёмов. В его картинах всё объёмно, отсутствует ощущение мимолётности образа, что было характерно для импрессионистов Франции.В произведениях, выполненных Коровиным во время путешествия с Саввой Мамонтовым по странам Европы во второй половине 1888 г., это ощущение объёмности продолжается.
К. Коровин «Улица во Флоренции в дождь» (1888)Здесь импрессионистический цвет, воздух и размытость очертаний, которые бывают в дождливую погоду, но ясное ощущение реальности происходящего, чувство любви к жизни и к окружающему миру.
Художник Коровин. Биография. Семья. Родители
В своей книге воспоминаний уже пожилой Коровин напишет об этом дивном доме в центре Москвы с прекрасным большим садом, потайной деревянной калиткой, затерявшейся в глубине двора.
Дар предпринимательства – удел немногих. Алексей Михайлович Коровин, отец живописца, им не обладал. По профессии юрист, человек интеллигентный, образованный, любящий и ценящий искусство, не смог удержать и закрепить унаследованное богатство, быстро разорился. Лишения, чёрные дни беспросветной бедности угнетали, в конце концов, дух его был сломлен, и он покончил с собой.
Мать, Аполлинария Ивановна, происходила из дворян. Она рисовала акварели, играла на арфе, охотно занималась детьми, прививала им любовь к линии и образам.
Коровин Константин Алексеевич (1861-1939)
В копии Метрической книги Сергиевской церкви за
1861 год, в первой части, под № 102, записано: “Ноября двадцать
третьего дня у Ейского купеческого сына Алексея Михайлова Коровина и
законной жены его Аполлинарии Ивановой, которые оба православного
вероисповедания, родился сын Константин; крещен 24-го того же
месяца; при крещении восприемниками были Рогожской слободы ямщик
Алексей Никитич Ершов и Ейского купца Михаила Емельянова Коровина
жена Васса Михайлова. Таинство крещения совершал приходской
священник Симеон Поспелов с причтом.
15 августа 1875 года”.
Родился Константин Алексеевич Коровин 23 ноября
1861 года в состоятельной купеческой семье. В 1875 году Коровин
поступает на архитектурное отделение Московского училища живописи,
ваяния и зодчества, где учился живописи и его старший брат Сергей,
впоследствии известный художник-реалист. К этому времени их семья
разорилась. “Мне пришлось сильно нуждаться, — вспоминал Константин
Коровин о годах учебы, — уже пятнадцати лет я давал уроки рисования
и зарабатывал свой хлеб”.
В 1877 году, представив написанные во время
каникул пейзажи, Коровин переходит на отделение живописи в класс
А.
К
Саврасова, который уделял большое внимание этюдам с натуры и учил
своих воспитанников видеть красоту русской природы. Позднее Коровин
вспоминал наставления Саврасова: “Ступайте писать, пишите этюды,
изучайте, главное — чувствуйте…”
Под влиянием Саврасова рано сказалось тяготение
Константина Коровина к пейзажу. Уже в училище он, стараясь сохранить
свежесть впечатления, заканчивает свои работы непосредственно на
натуре. В картинах “Село” (1878), “Ранняя весна” (1870-е), “Мостик”
(1880-е) внимательное наблюдение природы сочетается с
непосредственным ее восприятием.
С 1882 года преподавателем Константина Коровина
становится В. Д. Поленов, который придавал серьезное значение
вопросам художественной формы.
Известность молодому художнику принес “Портрет
хористки” (1883), написанный на пленэре. Лицо женщины, ее платье,
шляпка залиты мягким рассеянным светом; по ним скользят отсветы,
падающие от зелени деревьев. Широкая, свободная живопись, сияющие
краски — все это сделало портрет большим достижением русской
живописи. Любимый ученик Поленова, Коровин не находил одобрения у
официального руководства училища: его “Портрет хористки” был снят с
выставки Московского общества любителей художеств, но уже в 1888
году там же его пейзажные работы были отмечены премией. В 1886 году
Константин Коровин заканчивает училище со званием неклассного
художника.
Летом 1887 и 1888 Коровин работал на даче
Поленовых в Жуковке, близ Мытищ, где создал ряд ярких
полупортретов-полужанров, запечатлевших членов поленовской семьи
(“За чайным столом”, “В лодке”).
Поленов познакомил Коровина с Абрамцевским
кружком, объединившим ряд деятелей русской культуры вокруг
известного московского мецената С. И. Мамонтова. В кружок входили
братья А. М. и
В. М. Васнецовы,
И. Е. Репин, В. Д. и Е. Д.
Поленовы,
М. М. Антокольский, И. С. Остроухов и другие. Характерное для
Абрамцевского кружка увлечение русскими темами представлено в
творчестве Коровина картиной “Северная идиллия” (1886).
В 1885 году С. И. Мамонтов создает частную оперу,
и Константин Коровин оформляет “Аиду” Дж. Верди, а в следующем
сезоне — “Лакме” Л. Делиба и “Кармен” Ж. Бизе, “Псковитянку” Н. А.
Римского-Корсакова, где он делал костюмы и декорации специально “под
Шаляпина”. В. С. Мамонтов вспоминал о постановке “Аиды”: “Декорации
Коровин написал превосходно, особенно хороши были “лунная ночь на
берегу Нила” и “преддверие храма”, в котором происходило судилище
над Радамесом”.
На деньги, заработанные в театре, Коровин
совершает путешествие во Францию и в Испанию. Испанские впечатления
отразились в лучшей из ранних жанровых картин Коровина “У балкона.
Испанки Леонора и Ампара” (1889)…
В лучших портретных работах Коровина показано
слияние человека с природой, когда привлекательность человека и
красота природы дополняют друг друга. В замечательном портрете Т. С.
Любатович (ок. 1886) живописными средствами раскрывается поэтичная
натура известной певицы. Художник здесь решил сложную живописную
задачу. Женщина с книгой в руках, в белом платье, сидит спиной к
окну на фоне сочной зелени. Она держится просто и естественно.
Скользящие фиолетовые и розовые блики солнечного света на платье
придают фигуре необычную легкость.
Картины
Работы Коровина украшают коллекции Эрмитажа, Русского Музея, Третьяковской галереи, экспонируются в художественных музеях Твери, Ярославля, Нижнего Новгорода, Архангельска, Калуги. Практически любая его картина способна надолго удержать зрителей. От пейзажей:
- «Настурции» (1888);
- «Осень. Аллея в Жуковке» (1888);
- «Зимой» (1894);
- «Зима в Лапландии» (1894);
- «Москворецкий мост» (1914);
- «Россия. Ностальгия» (начало 1930-х).
и многих-многих прочих до натюрмортов и портретов:
- «Портрет И.А. Морозова» (1903);
- «Натюрморт. Розы» (1916);
- «Портрет Ф.И. Шаляпина» (1921);
- «Натюрморт с синей вазой» (1922);
список которых можно бесконечно долго продолжать. Ещё со студенческой скамьи художник начал выставлять свои работы и делал это всю жизнь.
Молодые годы художника
Константин Алексеевич родился 23 декабря по старому стилю или 5 декабря по-новому 1861 года. Его отчий дом находился в Москве недалеко от Покровского монастыря. Дед художника являлся состоятельным купцом первой гильдии. После смерти деда к руководству делами приступает отец. Но, не имея деловой хватки своего родителя, привел хозяйство к разорению. В связи со сложившимися обстоятельствами семья переезжает в деревню под Москвою.
Рисованием в семье Коровиных увлекались оба родителя. Мать писала акварельными красками, а отец художника отдавал предпочтение карандашному рисунку. Маленькому Константину очень нравились рисунки матери, и он подолгу всматривался в пейзажи незнакомых мест.
В возрасте 14 лет Коровин поступает в Московское училище живописи на архитектурное отделение. По прошествии года, он переводится на отделение живописи и становится учеником Алексея Саврасова.
Из-за болезни учителя, в 1881 году, Константин Алексеевич поступает учиться в Академию художеств. Но методика преподавания и подход к искусству царившие в учебном заведении разочаровывают студента. Через несколько месяцев Коровин покидает Академию и возвращается в училище живописи. Теперь его учителем становится В.Поленов.
В 1883 году студент пишет этюд, за который был награжден медалью заведения. В этом же году из под кисти появляется картина «Портрет хористки». Данное произведение принесло известность молодому человеку. А именитые мастера и критики прозвали портрет первой ласточкой импрессионизма в русском искусстве.
Наиболее дорогие картины Коровина
Живопись Константина Коровина высоко ценят на международных аукционах. По суммарным продажам всех его работ в период с 2000 года по начало 2021 года он занимает тринадцатую позицию в категории русских художников. За обозначенный период было продано 909 его картин на общую сумму 89,5 млн долларов. Если говорить об обороте за последний год, то он составляет 3,9 млн долларов за 26 проданных холстов (восьмая позиция среди русских живописцев). Помимо этого, рассмотрим и наиболее дорогие продажи его картин.
Рекордная цена принадлежит картине «Вид с терассы. Гурзуф». Гурзуф был особенным местом для Коровина, где, по его словам, излечивался любой, включая и его самого. Именно здесь художник построил себе дачу по совету А. Чехова и обустроил в ней очередную мастерскую. Дачу посещали многие известные люди, например, художники Репин и Суриков, певец Шаляпин, писатель Горький и многие другие. Сам Коровин любил здесь работать и нередко начинал день с утренних этюдов, а завершал вечерними.
В результате чуткого наблюдения и большого трудолюбия на свет появилась целая серия картин о Гурзуфе, среди которых и упомянутый «Вид с террасы». Это произведение написано в характерной для художника импрессионистской манере, с морем цветов, ярких красок и солнечного света. И оно не осталось незамеченным на торгах Sotheby’s в 2008 году и было продано за 1,3 млн фунтов (2,95 млн долларов) при эстимейте 600-800 тысяч фунтов стерлингов.
К. Коровин. «Вид с террасы. Гурзуф». 1912 г.
Еще один крупный уход состоялся в 2020 году на аукционе Christie’s. Здесь была выставлена очередная солнечная картина художника под названием «В саду». В 1920-е годы художник бывал в Берлине, который в то время фактически стал культурным центром для русских иммигрантов. Такая яркая личность, как Коровин, с его самобытным импрессионизмом, не мог остаться незамеченным. В 1923 году он принял участие сразу в нескольких художественных выставках Берлина, среди которых была и его персональная выставка
Мероприятия привлекли широкое внимание общественности, о них писали различные издания, включая и журнал «Жар-птица», который выходил в Берлине и Париже на русском языке. Журнал посвятил Коровину отдельную статью и напечатал в ней репродукцию картины «В саду», как одного из показательных произведений его живописи
Картина вызвала такой интерес на аукционе, что с первоначальной стоимости в 200-300 тысяч фунтов цена взлетела до 1,2 млн фунтов.
К. Коровин. «В саду». 1923 г.
Также отметим другие произведения, стоимость которых приближается к миллиону фунтов. Это работы «Розы и яблоки» (продана на Christie’s в 2010 году за 937 тыс. фунтов), «Дама в белом сидит в саду» (продана на Christie’s в 2010 году за 892 тыс. фунтов), «На веранде» (продана на Sotheby’s в 2007 году за 894 тыс. фунтов), «Натюрморт с розами и фруктами» (продана на Sotheby’s в 2007 году за 804 тыс. фунтов) и многие другие. Если посмотреть продажи на отмеченных аукционах, то среди них будет довольно много уходов по ценам, превышающим полмиллиона фунтов стерлингов.
К. Коровин. «Розы и яблоки». Выполнена в Гурзуфе. 1917 г.
Как мы видим, сегодня живопись известного русского художника Константина Коровина оценена по достоинству. Его картины украшают крупные музеи, они являются желанными для коллекционеров и продолжают волновать умы художников и зрителей разных возрастов. В этой статье мы рассказали лишь о некоторых значительных произведениях мастера, которыми вовсе не ограничивается его масштабное творчество. И каждый сумеет найти в нем множество не менее замечательных картин.
Живопись Константина Коровина
Художника по праву считают одним из первых русских импрессионистов, чье творчество поразило и его современников, и потомков. Живопись Коровина никого не оставляла равнодушным, так как одних она поражала кажущейся небрежностью, других – игрой света с тенью и новаторством колориста. Некоторые в художнике признавали гения, другие считали его декадентом.
Великий певец Федор Шаляпин называл Коровина талантливейшим художником, мастером своего дела, сравнивал его творчество с творчеством Паганини в музыке.
В те давние времена с Федором Шаляпиным согласились немногие, однако спустя время общественность поменяла точку зрения на живопись импрессиониста. Через 30-40 лет после смерти художника его картины признали настоящим искусством.
На самом деле, Константина Алексеевича Коровина по праву можно назвать выдающимся русским живописцем, который на своих полотнах передавал все богатство цветовых отношений окружающего мира. По его словам, сочетание красок и формы создает гармонию красоты. Используемые художником краски могут радовать глаза так, как музыка наполняет праздником слух человека.
Художник стремился передать на полотнах такие цветовые созвучия, которые можно найти только в природе.
Работа в театрах
Изготавливать костюмы и декорации для театра Константин Коровин начал еще в 1884 году, сотрудничая с оперой Мамонтова. В 1885 году художник под руководством Поленова написал декорации для “Аиды”. Самостоятельно Коровин сделал декорации для “Кармен” Ж. Бизе и “Лакме” Делиба.
В 1900-х годах художник также активно работал в театре, создавая эскизы костюмов и декорации к драматическим постановкам, операм и балетам. Впервые имя Коровина на афише государственного театра появилось в 1900 году, когда художник изготовил декорации для оперы “Русалка” А. С. Даргомыжского. В частности, он оформил спектакли «Фауст» (1899), «Конёк-горбунок» (1901), «Садко» (1906), «Золотой петушок» (1909). В 1904 году Коровин вместе с А. Васнецовым, А. Головиным и Ф. Лавдовским оформил “Жизнь за царя” М. И. Глинки. Константин Коровин работал над оформлением спектаклей Большого театра, Мариинского театра и театра Ла Скала в Милане.
Многие эскизы выполнялись другими художниками, при этом автором идей и образов был Коровин.
Константин Коровин и Александр Головин внесли в работу Большого театра принципиальное изменение: появился главный художник постановки, работающий в связке с режиссером или балетмейстером. Творческим партнёром Коровина в постановках Большого театра стал балетмейстер А. А. Горский. Коровин предложил заменить корсеты балерин на более свободную одежду – туники. Впоследствии изменился и язык хореографии. Поменялось значение декорации, которая раньше была просто фоном, а стала полноценным объектом спектакля. В некоторых постановках, в частности, в опере “Богема” Пуччини, поставленной Л. Собиновым, декорация даже затмила актёров.
Коровин считал работу над декорациями таким же “чистым искусством”, как и живопись, демонстрирующуюся на выставках, о чём он сообщил Поленову в переписке.
Лучшие шедевры
Коровин любил гостить на даче в Жуковке у художника Поленова.
Здесь появилась замечательная работа «За чайным столом», где мы можем увидеть членов семьи Поленовых и их друзей.
Константин Коровин. За чайным столом. 1888. Государственная Третьяковская галерея, Москва.
Посмотрите, насколько здесь все по-импрессионистски. Мы видим справа пустой отодвинутый стул. Будто художник встал и тут же запечатлел происходящее. А сидящие даже не обратили на это внимания. Они заняты своими делами и разговорами. Слева “кадр” и вовсе обрезан, как на фото, сделанной в спешке.
Никакого позирования. Лишь мгновение жизни, выхваченное и увековеченное художником.
Полотно «В лодке» написано там же, в Жуковке. На картине – художник Поленов и сестра его жены Мария Якунченкова, тоже художница.
Это уникальный пример изображения единства человека и природы. Картину можно рассматривать бесконечно, ощущая неспешное движение воды и шелест листьев.
Константин Коровин. В лодке. 1888. Государственная Третьяковская галерея, Москва.
Большим другом Коровина был Фёдор Шаляпин. Мастер написал удивительный портрет великого оперного баса.
Конечно, Шаляпину очень к лицу импрессионизм. Его жизнерадостный и энергичный характер этот стиль передаёт как нельзя лучше.
Константин Коровин. Портрет Шаляпина. 1911 г. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Константин Алексеевич много путешествовал по Европе вместе с труппой Мамонтова. Здесь он находил новые необычные сюжеты.
Чего только стоят его «Испанки Леонора и Ампара». Изобразив двух девушек у балкона, он смог передать всю национальную суть Испании. Любовь к яркому и … чёрному. Открытость и … скромность.
И здесь Коровин вполне себе импрессионист. Он сумел остановить мгновение, когда одна из девушек покачнулась и опёрлась на плечо подруги. Этакая неустойчивость делает их живыми и непринужденными.
Константин Коровин. У балкона. Испанки Леонора и Ампара. 1888-1889 гг. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Последнее парижское путешествие
Семья сливается с безликим потоком бежавших из революционной России людей. В Париже их было много: голодных, бездомных, потерявших состояние, без почвы под ногами. На родине живописец оставил на хранение работы. Человек навсегда исчез с деньгами. Обещанное место художника-декоратора в престижном французском театре его не ждало, обдирали и жуликоватые агенты. Он работал много и усердно, но не отступал. Стал слепнуть, взялся за перо писать. Коровин — художник, биография которого будет интересна следующим поколениям. Надо написать о людях, которые были духом эпохи.
Константин Коровин — художник, который оставил потомкам мастерски написанные воспоминания и рассказы. В 1939 году во время первых бомбёжек Парижа он случайно оказался на улице. Сердце не выдержало, упал и тотчас умер. Хоронили его, словно бездомного.
Коровин Константин Алексеевич (1861-1939), Изображений: 279
Невероятно талантливый человек, которому легко давалось все, за что бы он ни брался. Константин Коровин известный живописец, импрессионист. Его полотна можно увидеть в Эрмитаже, Третьяковской галерее и даже в Лувре. До сих пор его считают выдающимся импрессионистом. Иметь картину его кисти мечтает каждый крупный художественный музей.
Картины Константина Коровина
Первой обрела известность картина «Портрет хористки», впечатлившая даже художника Репина. Это полотно стало первым признаком импрессионизма, которое было чуждо русской школе. «Парижское кафе» и прекрасный этюд «Бумажные фонари» – одни из многих картин, на создание которых Коровина вдохновил излюбленный Париж.
Шедевры, признанные обществом и именитыми критиками. Цвет, свет, уникальные мазки – все это создает необходимое напряжение. Отдельно стоит упомянуть такие полотна, как «У балкона» и «На берегу моря в Крыму». Он считал, что красота полотна зависит от правды, которая нарисована с душой.
Константин Коровин не копировал натуру, а передавал её любя.
Он жил импрессионизмом. В первую поездку во Францию Константин Коровин получил так много впечатлений, что решил остаться верным такому виду изобразительного искусства. Русский по духу, он перенял лучшее из импрессионизма Франции, но оставался верен родине. Его считали ярким и жизнерадостным, красочным и колоритным. Таким же, как и его полотна.
Чем вдохновлялся живописец во время работы
Константин Коровин очень любил произведения Пушкина и Лермонтов, а также других знаменитых писателей. Обожал стихотворения и читал наизусть. Его полотна пропитаны русской душой, особенностями родины. Но при этом он старался избегать так называемой «литературности», когда работал над произведениями. Константин Коровин хотел передать:
- ❶ Красочность (любовь к цвету он никогда не скрывал, скорее подчеркивал).
- ❷ Легкость (произведение должно быть «на ладони», понятным и простым).
- ❸ Красоту в формах и свете (он буквально воссоздавал форму светом и тенью, фактурой мазка).
Его нельзя было назвать легкомысленным человеком. Став первым импрессионистом, ему пришлось столкнуться с серьёзной критикой. Его поддерживали именитые мастера своего дела, но и критиковали небезызвестные художники.
За свою творческую жизнь, он написал больше трех сотен картин. При жизни полотна не пользовались высоким спросом, Константин Коровин жил скромно, но оставался удивительным человеком.
Он водил дружбу со знаменитыми поэтами, писателями и общественными деятелями того времени.
Несмотря на свою любовь к родине, в Советской России были запрещены любые литературные записки художника. Удивительной души человек оказался не нужен своей стране.
Первопроходец русского импрессионизма и глава союза русских художников вынужден был перебраться во Францию. А мечта умереть в России не осуществилась.
Детство
Родился 5 декабря 1861 года в Москве, в доме на Большой Рогожской улице, недалеко от Покровского монастыря. Семья была состоятельная, дед владел ямским извозом и был купцом первой гильдии. Отец будущего художника, человек образованный, но лишённый деловых качеств и коммерческой жилки, не смог удержать дело и разорился. Семья вынуждена была переехать в Большие Мытищи, подмосковную деревню на реке Яузе. Эти места, с их лесами, лугами, реками и прудами, пробудили в душе будущего художника особое видение окружающего мира, радость от общения с природой, чуткость и любовь к ней. Как вспоминает Константин Коровин, «природа, созерцание её – было самым существенным в моём детстве и осталось самым дорогим и родным сердцу на всю жизнь».
Родители Константина, образованные и разносторонние люди, в числе прочих занятий немного, в своё удовольствие, рисовали и очень неплохо. Мать акварелью, отец карандашом. Дети любили наблюдать за процессами разведения красок, нанесения мазков и рождения «хорошеньких картинок». Особенно привлекали Константина рисунки матери
Так определились его наклонности и было решено уделить серьёзное внимание художественному образованию
Становление художественной личности
Затем он едет в Петербург в Академию художеств, но быстро разочаровывается в методах преподавания и уходит из Академии: «…В этой чудной Академии дух искусства был так мне чужд…». В 1882 г. тяжело больной Саврасов оставил Училище. Видимо, именно это послужило причиной для поступления Коровина в петербургскую Академию художеств. Вернувшись назад в Училище, он попал в мастерскую Поленова, возглавившего после Саврасова пейзажный класс. Поленов также первый рассказал своим ученикам об искусстве импрессионистов. В 1883 г. Коровин создал произведение, которое впоследствии назвали «первой ласточкой» импрессионизма в России – это был «Портрет хористки».
К. Коровин «Портрет хористки» (1883)В этом портрете прежде всего поражает острота цветового ви́дения, такого ещё не было в русской живописи. Черты импрессионизма здесь налицо. До появления этого портрета не было в живописи русских художников произведения, так непосредственно передающего связь человека и окружающей природы во всём богатстве цветовой гаммы.Но далеко не все приняли новое направление в русской живописи: в 1884 г. Коровин получил звание «неклассного» художника, как и его товарищ по училищу И. Левитан.Благодаря Поленову, они познакомились с Саввой Ивановичем Мамонтовым и в конце 1884 г. вошли в его кружок. Здесь началась деятельность Коровина как театрального декоратора. К сожалению, почти не сохранилось эскизов декораций художника к постановкам Частной оперы Мамонтова. Он оформлял оперы «Аида» Верди, «Лакме» Делиба, «Кармен» Бизе. О своей работе он писал так: «Художник своими декорациями делает то же, что и певец, окрыляющий своим звуком фразу автора… Его обязанность по отношению к исполнителю – это выделить меру последнего на фоне цвета».Для участников мамонтовского кружка было характерно увлечение фольклором, это увлечение затронуло и К. Коровина. В 1886 г. он пишет большую картину «Северная идиллия», в которой проявилось влияние В. Васнецова.
К. Коровин «Северная идиллия» (1886)Художник изобразил крестьянок Тульской губернии в национальных платьях. Эта картина как бы продолжает его творчество художника-оформителя спектаклей на русские или сказочные темы.Пейзаж картины написан тонко, с особым настроением, но фигуры девушек не сливаются с пейзажем, они как бы искусственно поставлены здесь. Но поэзия летней ночи передана очень музыкально.ПарижС Парижем у Коровина связано очень много. Впервые путешествие во Францию он предпринял в 1887 г. Здесь он знакомится с импрессионизмом и становится его продолжателем в русской живописи. Затем он посещает Париж в 1892 и 1893 гг. и, наконец, переезжает туда навсегда в начале 20-х годов XX в.«Я был поражён Парижем, когда двадцати шести лет приехал в первый раз сюда», – вспоминает художник. – Пювис де Шаванн – как это красиво! И импрессионисты… – у них я нашёл всё то самое, за что так ругали меня дома, в Москве».
Основные события жизни
- 1874 – 13-летний Костя поступает на учебу на отделение живописи московского училища.
- 1880 – начало творческой биографии, создание картины «Портрет хористки». Эта работа поразила современников, она была предвестником импрессионизма. Новаторское направление открыл Константин Алексеевич самостоятельно, он ничего не знал о работах других импрессионистов во Франции.
- 1888 – благодаря меценату Мамонтову художник открыл для себя Францию, где увидел работы импрессионистов, которые его поразили световым решением и цветовой передачей.
- 1890 – Коровин становится академиком живописного искусства, преподает в училище.
- 1892 – Коровин едет во Францию, где живет почти год. Живописец постигал современное французское искусство, оттачивал свое мастерство.
- 1894 – путешествует вместе с другом по бескрайним северным просторам, создает ряд пейзажей, посвященных северной тематике.
- 1897 – Художник обвенчался с Анной Фидлер, связь с которой скрывал ото всех до тех пор, пока 16-летняя девушка не забеременела.
- 1897 – по собственному проекту строит дачу на берегу Нерли.
- 1908 – 40-летний Коровин заводит любовные отношения с юной Надеждой Комаровской. Отношения художника с женой не сложились, но он с ней не разводился, хотя и жил холостяцкой жизнью. С любовницей Надей мужчина встречался ежедневно.
- 1908 – умирает родной брат художника Сергей. Константин Алексеевич испытал сильное потрясение, почувствовав боль утраты.
- 1914 – началась Первая мировая война, художник был вынужден отправиться на фронт. Там он учил военных правилам маскировки.
- 1914 – сгорают почти все полотна художника, созданные за долгие годы из-за пожара на складе. Через некоторое время второй сын художника Алексей преднамеренно бросился под трамвай, так как возлюбленная ему отказала. Юноша лишился обеих ног, жизнь его была спасена чудом.
- 1920 – у живописца власть отбирает дачу и столичную квартиру, его увольняют с работы.
- 1922 – Коровин просит разрешения у властей покинуть Родину.
- 1923 – иммиграция во Францию. Как ни любил живописец эту страну, жилось ему в ней трудно: модернисты были больше не в моде, друзья остались на Родине, безденежье. Ко всему прочему, Константин Алексеевич начал терять зрения. Чтобы занять себя чем-нибудь попробовал писать мемуары, тем самым, открыл в себе талант литератора.
- 11 сентября 1939 – художник Константин Коровин скончался. Смерть наступила неожиданно: на одной из улиц Парижа случился сердечный приступ. Художнику было 77 лет, его похоронили во Франции, как нищего, так как не нашлось людей, желающих оплатить похороны Коровина. Незадолго до смерти живописец признался своему другу, что испытывает страшное одиночество.
Константин Коровин