Николай ге

Примечания

«Уральская жизнь» Екатеринбург. 1919 № 30 9 февраля С.3 «Лекции футуристов»;

«Наш Урал» Екатеринбург. 1919 № 32 12 февраля с. 3 “Вечер футуристов»;

«Сибирская жизнь» Томск. 1919 № 51 14 марта С. 3 «Лекции и выставка футуристов»;

«Сибирская жизнь» Томск. 1919 № 55 19 марта с.3 «Вечер футуристов в университете»;

«Сибирская жизнь» Томск. 1919 № 60 25 марта «Лекция поэзо-вечер»;

«Сегодня» Томск. 1919 № 19 27 марта с.2 Статья: Менестрель «Беременные мужчины»;

«Уральская жизнь» Екатеринбург. 1919 № 29 8 февраля с. 2 «Выставка Гущина»;

«Уральская жизнь» Екатеринбург. 1919 №. 31 11 февраля с. 2 «Бал-маскарад футуристов»

Дочь об отце

Так пишет о своем отце Екатерина Двигубская — режиссер, актриса и писательница. Отцу было всего семьдесят лет. До конца никто не знает, почему он так поступил. А за десять лет до этого Екатерина написала рассказ, где описала все, что произойдет с Николаем Двигубским в течение последних десяти лет, вплоть до смерти.

В последние годы Двигубский Николай Львович — художник-постановщик — писал такие полотна, от которых хотелось плакать. Художник страдал от рака, но известно, что вылечился от него. Изображал мать и дитя, покаяние человека, крик больного человека и так далее, причем полотна были огромные, не для продажи. Видимо, художник сам себя загнал в невыносимые страдания, которые пожирали его изнутри, и не выдержал подобной жизни. Есть мнение, что художник не хотел стареть, быть немощным, обузой для кого-то. Решив, что на этом свете он сделал все что смог, Николай Двигубский свел счеты с жизнью.

Он просто устал от суеты

Устроив ещё пару выставок своих картин в 1881 и 1882 годах, Куинджи на двадцать лет ушел от всеобщего лицезрения и уединился для спокойной работы в своей мастерской. В 81-м году художник выставлял «Берёзовую рощу», также в моноформате, как и «Ночь на Днепре». Про «Берёзовую рощу» Иван Шишкин сказал однажды:

Об этой картине восхищенно отзывался непревзойденный мастер пейзажа И.И.ШишкинА.И.Куинджи «Берёзовая роща», 1879 годМестонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия

В адрес Архипа Ивановича, вместе с большим количеством похвалы, поступало и множество критических оценок его творчества. Некоторые коллеги и критики считали, что его великолепная техника – это как пыль в глаза, напускное и пишет он свои картины не ради глубины искусства, а чтобы шокировать публику, нравиться, быть особенным.

Куинджи тяготился негативными отзывами о своих творениях, он устал от суеты выставок и внимания к своей персоне, поэтому просто закрылся от общества и продолжил творить в уединении, в мастерскую он больше никого не пускал.

В Академии художеств, которую так и не окончил мастер ночного пейзажа, он вел теперь свой класс пейзажной живописи. Куинджи к тому времени стал достаточно обеспеченным человеком, теперь он мог помогать другим и с радостью это делал. Архип Иванович материально поддерживал студентов, которые испытывали нужду. При этом сам художник живет просто и скромно, всё хозяйство ведет жена, прислуги в семье никогда не было.

А.И.Куинджи «Горы», между 1890 и 1895 годамиМестонахождение: Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан, Казань, Россия

Живописец кормил птиц на крыше своего дома каждый день, когда птице нужна была помощь, Куинджи сам лечил её, за это художника даже прозвали «птичий доктор». Не бросает в беде он и своих учеников, его лишают звания профессора за поддержку студенческой забастовки.

Архип Иванович продолжает заниматься с юными художниками и даже возит их на свою дачу в Крыму, именно там появилась картина «Радуга».В конце 19-го века Куинджи напишет ряд картин, изображающих горные пейзажи. Этому поспособствовала поездка на Кавказ с приятелем-художником Ярошенко.

Среди гор они увидели Брокенского призрака – редкое и удивительное природное явление. Говорят, что эти горные картины Куинджи вдохновили Николая Константиновича Рериха на создание его гималайской серии. Кисти трех замечательных живописцев – современников Куинджи, принадлежат его портреты. Васнецов Виктор Михайлович, Крамской Иван Николаевич и Репин Илья Ефимович запечатлели Архипа Ивановича для будущих поколений.

В 1910 году художник заболел воспалением легких, к сожалению, из-за больного сердца живописец не пережил болезни и скончался 11 июля.

Архип Куинджи стал признанным мастером ночного пейзажа

Биография

Детство его типично для большинства советских ребят. Родился Шишкин 18 января 1961 года. Отец прошел Великую Отечественную войну моряком-подводником, мать – школьный преподаватель. Родители развелись еще до его рождения. Ранние годы будущий прозаик провел в шумной коммуналке Староконюшенного переулка. В том же московском переулке находилась его школа № 59 имени Н. В. Гоголя. Завучем, а потом директором школы являлась мать Михаила, Ирина Георгиевна Шишкина.

В начале 80-х будущий писатель окончил обучение в московском институте, на факультете романо-германской филологии. В переломном 1991-м был на баррикадах августовского путча с учениками школы, где преподавал. Публиковаться Михаил Шишкин начал с 1993-го. Именно тогда он дебютировал в журнале «Знамя» с рассказом «Урок каллиграфии». У Шишкина было три супруги. Примечательно, что вторая жена, швейцарка Франческа Штёклин, является прототипом героини романа «Взятие Измаила». От каждого брака у Шишкина растет по сыну.

Живопись

Русскому мастеру удалось побывать в разных уголках Европы. Продолжительное время он жил в Италии. Ге создал полотна «Смерть Виргинии», «Разрушение Иерусалимского храма». Замечая подражание манере Брюллова в своих набросках, автор решил повременить с историческими работами и вернулся к натуре, работая в жанре пейзажей.

К 1861-му Николай Николаевич занялся «Тайной вечерей», и в 1863-м она оказалась на вернисаже академии художеств, сильно впечатлив посетителей выставки. Копирование полотна запретили цензурой. Холст приобрел сам император. Ге оказался на пике успеха, получил статус профессора и членство в Императорской академии художеств.

Вернувшись в 1864 году во Флоренцию, мастер уделял большое внимание библейским сюжетам. В 1867-м он завершил «Вестников Воскресения»

Равно как и последующий холст «Христос в Гефсиманском саду» полотно не снискало симпатии публики.

Относясь к числу художников-передвижников, для одной из выставок Ге подготовил картину «Петр I допрашивает царевича Алексея в Петергофе». Она была восторженно встречена экспертами и заняла достойное место в собрании Павла Третьякова.

С 1869 года живописец творил в Петербурге, где создал работу «Александр Сергеевич Пушкин в селе Михайловском», посвященную Александру Пушкину. Чувствуя, что вдохновение покидает его, мастер уехал из страны.

Нужда и нестабильное финансовое положение заставили писать портреты на заказ. Николай Николаевич переживал творческий кризис и осмысливал вопросы морали и религии в своих произведениях. В 1880-м появилась картина «Милосердие», ставшая подтверждением метаний мастера. Образ Иисуса Христа на холсте был выполнен вопреки традиционным канонам, поэтому полотно подверглось шквалу критики, а впоследствии Ге уничтожил его.

Создав ряд произведений религиозного характера, Николай Николаевич не оставлял работу над портретами, а также создал рисунки к произведению друга Льва Толстого «Чем люди живы». К этому периоду относится и скульптурный портрет Л. Н. Толстого авторства Ге.

Холст «Что есть истина?» не пришелся по духу соотечественникам, считавшим полотно богохульственным. В Европе картину увидели благодаря стараниям поклонника живописца, вывезшего ее за рубеж, но работа осталась недооцененной. Та же судьба преследовала «Суд Синедриона» и «Распятие». Несмотря на недопонимание со стороны публики, автор был доволен произведениями. В 1893 году Ге написал автопортрет, считающийся одним из лучших его творений.

1. Биография

Сын сельского учителя. Детство и юность провёл в Перми. По получении в Перми среднего образования едет в Санкт-Петербург, где заканчивает общеобразовательное отделение Психоневрологического института. Одновременно занимался живописью и рисунком в частной студии. С осени 1910 года Н. Гущин учится в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Занимался у В. А. Серова, С. В. Малютина, К. А. Коровина. Участвовал в выставках МУЖВЗ с 1911 года, в 44-ой выставке Товарищества Передвижных художественных выставок (ТПХВ), Пг. — М., 1915, Второй Весенней выставке молодых художников (М., начало 1917-го года).

В 1917—1918 годах преподавал живопись в Академии изящных искусств в Перми, по его проекту был сооружен памятник Борцам революции, взорванный колчаковцами в 1919-м году.
В 1919 через Сибирь уезжает в Китай. В Китае — ряд персональных выставок в Харбине, Пекине, Тяньцзине и Шанхае.
В 1922-м переезжает в Париж.
С 1934 года живёт в Монако.

Во Франции участвовал во многих групповых выставках в Париже, выставлялся в Лондонской королевской академии, в ряде городов Германии. Не потеряв советского гражданства, участвовал в Международной выставке декоративных искусств в Париже 1925 года (советский павильон), где был отмечен Золотой медалью. Провел персональные выставки в Париже (галерея Кармин, 1927) и Ницце (1926-й, 1943-й годы). Ряд выставок в Монте-Карло.

До возвращения в Россию неизменно имеет успех в художественных кругах и обществе. Состоял в экспертном совете Лувра, участвовал во многих общественных акциях. Его работы приобретают городские музеи Парижа, Гренобля, Монте-Карло, Ниццы.

В период Второй мировой войны — участник Французского движения Сопротивления, награждён медалью.

В 1947 году возвращается в СССР. Из-за официального запрета на место жительство в Москве и Ленинграде, выбирает для жизни город на Волге — Саратов. Работает реставратором в СГХМ им. Радищева. Несмотря на официальный запрет на преподавательскую деятельность — был объявлен «идейно чуждым», стал духовным лидером и сформировал вокруг себя группу молодых художников, которых впоследствии условно стали называть «художниками круга Гущина»: М. Аржанов, В. Чудин, В. Солянов, В. Лопатин, Л. Перерезова, Ю. Машков.

Большая часть его картин «советского» периода попала после смерти художника в собрание СГХМ им. Радищева, портрет Махатмы Ганди (х., м.; 1958 г.) был передан Министерством Иностранных дел СССР в дар Джавахарлалу Неру в 1961 году. Картина «С тобой, Лумумба!» приобретена Университетом Дружбы народов в Москве. Персональные выставки стали возможны только с периода перестройки, первая прошла в СГХМ в 1987 году.

В 1910-х годах был близок к кругу футуристов (дружба с Маяковским, Бурлюками, В. Каменским и др.), однако в живописи сформировал свою собственную стилистику, сочетающую изысканность модерна и символизма с энергией экспрессионизма и яркостью фовизма. К стилистическим особенностям пластического языка Гущина можно отнести и редкое для двадцатого века соединение классического ясного и чёткого рисунка с большой свободой цветотональных решений. Фактура живописи (особенно произведений последнего, российского периода) богатая, пастозный мазок может соседствовать с гладким, пейзажи по фактуре обычно более однородны, чем портреты и композиции. Цвет в работах последнего периода форсированный, интенсивный, при этом каждый миллиметр полотна содержит огромное количество оттенков. В Европе был славен как блестящий портретист, в прессе акцентировалась самобытность художника, живописца называли гениальным.

«Ревизор»

В начале 1835 года Николай Васильевич попросил Пушкина подсказать ему возможную тему для нового комедийного произведения. Поэт предложил тому историю, как один мелкий мошенник выдал себя за большого чиновника. Идея Николаю Гоголю очень понравилась.

Примерно за год литератор завершил работу. Своего «Ревизора» Гоголь закончил к 1836. Впервые текст произведения прозвучал на литературном вечере, где присутствовали многочисленные коллеги Николая Васильевича: Пушкин, Вяземский, Жуковский и прочие.

Единственный фотопортрет Гоголя из группового снимка

По совету товарищей Гоголь предложил свое произведение столичному театру. Но оно не прошло цензуру. Чтобы поставить спектакль вмешался сам Жуковский, который обратился к императору. Наконец, разрешение было дано.

Гоголь лично участвовал в репетициях, контролировал каждый шаг постановщика и актеров, советуя как лучше поступить.

Премьера состоялась в том же году, в мае-месяце. На спектакле присутствовал сам император Николай I с Александром, наследником престола. Пьеса так понравилась монарху, что он велел своим министрам сходить на постановку.

Интересно, что после «Ревизора» у Гоголя появилось полно недоброжелателей, чуть ли не врагов. Сильнее всего возмущался как раз служилый люд: чиновники, полицейские и прочие, которые видели в подобостастных, мелких душонках самих себя. Однако хватало и тех, кому постановка нравилась. Вскоре спектакль сыграли еще и в Москве.

Портрет Н. В. Гоголя (Копия с работы Ф. Моллера 1840 г.)

К концу 30-х под руководством А.С. Пушкина начал выходить журнал «Современник». Одним из авторов нового издания стал Гоголь.

На страницах литературного детища поэта вышли произведения «Коляска» и сатирическая повесть «Нос», которая как нельзя лучше показывала пороки общества и его помешанность на внешних атрибутах всего и вся. Примерно в тот же период на суд публике автор представил пьесу «Женитьба».

Интересные факты

  • Первые литературные попытки Гоголь делал, когда ему было всего 5 лет.
  • У писателя была невероятная память.
  • Несмотря на литературный талант, прозаик не ладил с иностранными языками. Зато ему легко давалась русская словесность.
  • С ранних лет Гоголь был очень суеверным. Мистический настрой и взгляд на вещи достался ему от матери.
  • Николай Васильевич умел шить и вязать.
  • Идею «Ревизора» писателю подсказал А.С. Пушкин.
  • Свое первое произведение Николай Васильевич подготовил незадолго до окончания гимназии. Под псевдонимом Гоголя «В. Алов» вышла поэма «Ганц Кюхельгартен». Но ее разгромно раскритиковали, после чего писатель лично выкупил и сжег весь тираж.
  • Одним из сильнейших страхов литератора была боязнь оказаться заживо погребенным. Откуда она взялась — остается лишь гадать.
  • По легенде, 21 февраля Гоголь не умер, а впал в летаргический сон. Как и опасался литератор, его похоронили живьем. В качестве аргумента сторонники этой версии приводят необычную позу, в которой лежат литератор после вскрытия могилы в 1931. А кто-то и вовсе говорит, что у останков не было головы. Но это все мифы, что было давно доказано.
  • Писатель стал известен своими драматургическими работами и повестями. Рассказов Николай Гоголь практически не писал.

Санкт-Петербург

Город встретил малоросского юношу довольно холодно. Чтобы не стесняться мать и семью с собой он взял совсем немного денег. Но жизнь в Петербурге оказалась очень недешевой. И это при том, что молодому человеку требовалось совсем немного.

Чтобы не умереть с голоду и хоть как-то свести концы с концами Николай Васильевич попытался устроиться на государственную службу. Однако с таким скромным образованием его отправляли на копеечные должности или же и вовсе выгоняли, даже не выслушав.

Следом Гоголь начал штурмовать столичный литературный олимп. Он подготовил стихотворение «Италия», и без указания авторства отправил в издание «Сын Отечества». Произведение опубликовали.

Портрет писателя, худ. П. М. Боклевский, 1872 г.

Первый успех обеспечил Гоголю уверенность в себе. Начинающий писатель решил показать миру «Ганца Кюхельгартена». Однако книга осталась лежать на полках. Критики и коллеги по цеху долго и жестоко разнесли слабое по их мнению произведение. Провал произвел на Гоголя сильнейшее впечатление. Он самолично скупил весь тираж книги и сжег его.

После неудачи на литературном поприще Николай Васильевич пытался стать актером. Но на прослушивании в театре его забраковали. Очередной провал больно ударил по самооценке и личности Гоголя. По его собственным воспоминаниям, он чувствовал себя униженным и ни на что не годным человеком.

После катастрофического провала Николай Васильевич отправился в Германию. Он пытался найти свое место в мире. Вскоре писатель вернулся в Петербург. Его задумка уехать в Америку не свершилась. Вместо этого литератору помогли устроиться в III Отделение императорской канцелярии (тайную полицию). Тут он прослужил совсем недолго, после чего получил новый пост.

Примерно в тот же период, на заре 30-х, Николай Васильевич познакомился с Пушкиным и Жуковским.

Портрет Н. В. Гоголя, худ. И. Е. Репин 1878 г.

Спустя некоторое время Гоголь получил возможность сесть и спокойно подумать над своими делами. После анализа первых произведений он понял, что его творческий путь лежит в другом направлении.

Писатель решил работать над близкими ему темами: малоросским бытом, национальными особенностями полтавщины и пр. На сей раз ставка сыграла.

Из-под пера литератора одно за другим выходили яркие произведения: «Майская ночь», «Сорочинская ярмарка», «Вечер накануне Ивана Купала». В начале 30-х Гоголь работал над историческим романом «Гетьман», которые печатался частями, но в итоге так и остался незаконченным.

Благодаря протекции поэта Жуковского материальное положение Гоголя также пошло в гору. Писатель устроился преподавателем в Женский патриотический институт. Получил возможность давать частные уроки.

В 1834 Николаю Васильевичу предложили должность адъюнкта при университете в Санкт-Петербурге. Благодаря посту, а также широким знакомствам, он влился в литературную среду столицы и вскоре стал там своим человеком.

Портрет Н. В. Гоголя, худ. Ф. А. Моллер, 1840 г.

Общение с мэтрами словесности благотворно сказывалось как на личности, так и на творчестве писателя. Он окончательно понял свое призвание, отдавал все время литературной деятельности и без устали работал.

Пик творческой активности Гоголя пришелся на начало-середину 30-х годов позапрошлого века. На свет появились «Вечера на хуторе близ Диканьки». В цикл вошло сразу несколько талантливых рассказов: «Ночь перед рождеством», «Заколдованное место» и прочие произведения малого формата.

Творчество Гоголя было уже вполне зрелым. Это был далеко не тот уровень, с которого литератор когда-то начинал и был в пух и прах раскритикован. Следом из-под пера писателя вышли новые циклы «Миргород», а также «Арабески».

Ф. Моллер. Портрет Н. В. Гоголя, 1840 г.

В первый сборник вошли одни из самых известных произведений Гоголя. В том числе «Вий» и «Тарас Бульба». После их печати и широкой огласки в 1835 Николай Васильевич прославился по Петербургу, а затем и на всю большую страну.

На пик творческого развития Гоголя приходятся замыслы его наиболее знаменитых произведений: «Ревизора», а также «Мертвых душ». Но написаны они были позже. А роман по странному, почти мистическому стечению обстоятельств, так и не был завершен.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Енот на Волге
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: