№9 Альберт Кёйп (1620-1691)
Голландский художник-реалист, Аельберт Куип — один из самых известных голландских художников-пейзажистов. Его великолепнейшие живописные виды, речные сцены и пейзажи со спокойным скотом, показывают величественную безмятежность и мастерскую обращение с ярким светом (раннее утро или вечернее солнце) в итальянском стиле является признаком большого влияния Клодеева. Этот золотой свет часто ловит только стороны и грани растений, облаков или животных за счёт световых эффектов, наложенных методом импасто. Таким образом, Кёйп превратил родной Дордрехт в придуманный мир, отразив его в начале или конце идеального дня, с всеохватывающим ощущением неподвижности и безопасности, и гармонии всего с природой. Популярный в Голландии, он был высоко оценён и коллекционировался в Англии.
Знаменитые пейзажи Альберт Кёйп:
— «Вид Дордрехт с севера» (1650), масло, холст, коллекция Энтони де Ротшильда
— «Речной пейзаж с всадником и крестьянами» (1658), масло, Национальная галерея, Лондон
Часть 2. Друзья-первопроходцы: Серов и Коровин
Валентин Серов и Константин Коровин не только главные и самые известные представители нового течения в России. Они были первыми, в чьем творчестве импрессионистические поиски проявились наиболее полно и последовательно.
Знаковой работой Серова стала «Девочка с персиками», написанная двадцатидвухлетним художником в 1887 году. В чём же заключалась непривычная новизна этого портрета, который сегодня кажется классическим искусством? Необычной была композиция. Окно — мощный источник света — находится за спиной у портретируемой, и солнечные лучи, льющиеся из него, заполняют пространство картины. Белые блики и рефлексы видны везде: на одежде, волосах и лице девочки, на стульях, персиках и ноже. В запечатленном моменте красота декоративной тарелки на стене и натюрморта на столе оказывается для художника не менее интересной, чем сама героиня.
Николай Ярошенко. Портрет М. Е. Салтыкова-Щедрина. 1886. Мемориальный музей-усадьба художника Н. А. Ярошенко. ИсточникВалентин Серов. Девочка с персиками. 1887. Государственная Третьяковская галерея. Источник
Чтобы увидеть, насколько далеко Серов отошел от традиционных реалистических канонов, достаточно сравнить его картину с любым из портретов, экспонировавшихся на XV выставке передвижников, которая проходила в 1887 году — тогда же, когда была написана «Девочка с персиками»
Одной из таких работ был портрет Салтыкова-Щедрина кисти Ярошенко: нейтральный темный фон, сдержанный костюм, сосредоточенное внимание на лице задумавшегося писателя, тогда уже боровшегося с тяжелой болезнью. Показательно и то, что эта картина названа по имени изображенного, а моделью выступает знаменитый литератор
Серов же пишет дочь Саввы Мамонтова — девочку из круга своего общения, и ее имя в название работы не вошло.
Художник умер рано — в 1911 году, в возрасте 46 лет. За свою жизнь он успел создать множество разнообразных импрессионистических работ. Его стиль со временем менялся. Некоторые из поздних полотен мастера свидетельствуют об увлечении Серова модерном. Например, в «Портрете Иды Рубинштейн» и в «Похищении Европы» заметны упрощение форм и сдержанный колорит, построенный всего на нескольких цветах.
В отличие от Серова, Константин Коровин был верен импрессионизму всю свою жизнь и другими стилями не увлекался. Он намного пережил друга и умер в 1939-м. На своем «Портрете хористки» в качестве даты художник указал 1883 год, а на обороте картины добавил, что «Серов еще в это время не писал портретов», — намекая на «Девочку с персиками» (1887) и «Девушку, освещенную солнцем» (1888) и подчеркивая, что он первый полноценно освоил импрессионистические приемы живописи. Однако специалисты Третьяковской галереи провели исследование и пришли к заключению, что «Портрет хористки» был создан в 1887 году, одновременно с самой известной картиной Серова. А надпись на обороте Коровин добавил, скорее всего, уже в 1922-м, после смерти друга, во время подготовки своей персональной выставки.
Константин Коровин. Портрет хористки. 1887. Государственная Третьяковская галерея. Источник
На родине импрессионизма, во Франции, Коровин впервые оказался всё в том же 1887 году. Позже художник неоднократно возвращался в Париж, а с 1922-го до конца своих дней жил там в эмиграции. О первом знакомстве с городом и его живописью Коровин вспоминал:
Константин Коровин. Париж утром. 1906. Государственная Третьяковская галерея. ИсточникКонстантин Коровин. Париж. Сен-Дени. Ярославский художественный музей. 1925–1929. Источник
Как и многие французские импрессионисты, Коровин создал целую серию пейзажей Парижа в 1900–20-х годах.
Эдвард Мунк (1863-1944)
Эдвард Мунк был норвежским художником-экспрессионистом и гравёром. Он известен своими психологическими темами и обертонами, на которые в значительной степени повлиял символизм 19 века. Его же работы сильно повлияли на немецкий экспрессионизм начала 20-го века.
Его самая известная и узнаваемая картина — “Крик” (1893-1910), которая имеет четыре отдельные версии в двух разных вариантах: выполненные маслом и пастелью. Картина примечательно болезненными и резкими, но в то же время со вкусом подобранными цветами, и изображённой на сильно примитизированном лице застывшей эмоцией на ярко-оранжевом фоне.
№11 Жан-Батист Камиль Коро (1796-1875)
Жан-Батист Коро, один из величайших пейзажистов романтического стиля, славится незабываемым живописным изображением природы. Его особо тонкий подход к расстоянию, свету и форме зависел скорее от тона, чем от рисовки и цвета, придавая законченной композиции атмосферу бесконечного романа. Менее стеснённые живописной теорией, работы Корота, тем не менее, находятся среди самых популярных пейзажей мира. Являясь постоянным участником Парижского салона с 1827 года и членом Барбизонской школы во главе с Теодором Руссо (1812-1867), он оказал огромное влияние на других художников пленэристов, таких как Шарль-Франсуа Доубиньи (1817-1878), Камиль Писсарро (1830-1903) и Альфред Сислей (1839-1899). Он также был необычайно щедрым человеком, который потратил большую часть своих денег на нуждающихся художников.
Знаменитые пейзажи Жан-Батиста Коро:
— «Мост в Нарни» (1826), масло, холст, Лувр
— «Вилле-д’Аврей» (прибл.1867), холст, масло, Бруклинский художественный музей, Нью-Йорк
— «Сельский пейзаж» (1875), холст, масло, Музей Тулуз-Лотрека, Альби, Франция
№3 Исаак Левитан (1860—1900 гг.)
«Золотая осень», 1895 г. Государственная Третьяковская галерея (Москва), Исаак Левитан
Исаак Левитан родился в Литве в интеллигентной, но бедной еврейской семье. Со временем Левитанам пришлось переехать на окраину Москвы. В 14 лет Исаак стал студентом московского училища живописи. Его учителями были В.Д. Поленов и В.Г. Перов, затем и А.К. Саврасов. Из-за постоянной нехватки денег юный талант с трудом закончил учебу. Но это не помешало его дальнейшему успеху.В середине 80-х годов у Исаака обнаружились проблемы с сердцем, и он отправился на лечение в Крым. Там он постепенно поправился и написал около 50 работ. Картины имели успех и хорошо раскупались.
В путешествиях по Европе он написал замечательные работы «Берег Средиземного моря», «Весна в Италии». Среди других его знаковых картин — «Март», «Золотая осень», «Вечерний звон», «Березовая роща», «Тихая обитель», «После дождя», «Весна», «Вечер на Волге».Художнику удавалось тонко чувствовать настроение пейзажей. Произведениям Левитана свойственна музыкальность, задушевность и чарующая тишина, будто разлитая вокруг. В 1989 г. он стал академиком пейзажной живописи и руководителем мастерской в Москве. Прожил он всего 39 лет и умер от сильной простуды. После его кончины 40 картин и 300 этюдов остались незавершенными.
Рекомендации
- Хендра, Вив (2007). Корнуоллское чудо, портрет Джона Опи. Труро: Труран. С. 3, 165. ISBN 978-1-85022-216-3.
- «Святая Агнес». Корнуолл (105). 15 июля 1880 г. с. 5.
- ^ Earland 1911, стр. 1–8.
- Роджерс, 1878, стр. 10-14.
- ^ Чисхолм, Хью, изд. (1911). «Опи, Джон». Британская энциклопедия. 20 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. п. 129.
- Earland 1911, стр.26
- Earland 1911, стр.20-1
- Earland 1911, стр.12
- Earland 1911, стр.26; имя художника — «Мастер Оппи».
- ^
- Earland 1911, стр. 31–2
- Earland 1911, стр.50
- Эрленд, 1911, стр. 124.
- Опи, Джон (Лондон, Лонгман, Херст, Рис и Орм, 1809).
- Хендра, Вив (2007). «Похороны». Корнуоллское чудо — портрет Джона Опи. Труро: Труран. п. 173. ISBN 978-1-85022-216-3.
Художники-прерафаэлиты, которые не входили в “Братство”
Альма-Тадема Лоренс (1836 – 1912)
Художник в совершенстве владел техникой масляной живописи. Он умел передать глубину пространства и многочисленные нюансы воздушной среды, эффекты яркого солнечного освещения, ажурную прозрачность теней, складки ткани и фактуру мрамора. По мастерству изображения деталей Альму Лоренсу не было равных среди современников.
Альма-Тадема Лоренс очень любил путешествовать, особенно по Италии. Её природа и тысячелетняя культура служили для художника неиссякаемым источником вдохновения.
Альма-Тадема Лоренс “Под синим ионическим небом” (1903)
Тема античности в творчестве Лоренса занимала главное место. На своих полотнах художник изображал повседневную жизнь греков и римлян. Это могли быть праздники, рынки, термы, интерьеры вилл и простых домов, досуг знати и простых горожан, а также другие сюжеты.
В Италии Лоренс жадно впитывал все мелкие подробности яркой и самобытной жизни, открывшейся ему
Особое внимание он уделял шедеврам архитектуры, скульптурам и прикладному искусству
Картины Альма Тадемы Лоренса
Мастер посетил развалины Помпей, сделал множество фотоснимков, которые впоследствии послужили богатейшим материалом для его полотен. Художник в течении всей своей жизни использовал фотографии в работе над своими картинами и не скрывал этого. Он не обращал внимания на презрительное отношение некоторых коллег и ценителей живописи.
Он был настоящим энтузиастом фотоискусства. Альма-Тадема Лоренс оставил после себя свыше 150 альбомов со снимками, которые сегодня хранятся в университете Бирмингема.
Работы Альма-Тадемы Лоренса: “Колизей” (1896) и “Любимая привычка” (1909)
Почти ни одна картина художника не была обойдена критикой. Лоренса не раз упрекали в легкомыслии и отсутствии моральных установок. Доставалось и его жене Лауре, постоянной модели художника. Критики бесцеремонно обсуждали достоинства и изъяны ее фигуры.
Джон Кольер (1850 – 1934)
По некоторым источникам, художник все же входил в “Братство”. Но информация двояка. Его работы по стилистике и приемам только частично схожи с картинами прерафаэлитов.
Кольер был автором многочисленных полотен на историко-мифологические темы, что помимо манеры, сближает его с прерафаэлитами.
Джон Кольер “Леди Годива” (1898)Художественная галерея и музей Герберта, Ковентри
Сюжет для картины “Леди Годива” художник позаимствовал из народной легенды, согласно которой Годива, жена графа Леофрика, правителя Ковентри, обнаженная, проезжает на коне по опустевшему городу. Она приказала жителям Ковентри закрыть ставни и не выходить из домов, чтобы выполнить условие мужа, обещавшего взамен снизить налоги.
Кольер был также талантливым иллюстратором. Он сделал множество иллюстраций к произведениям английской классической литературы.
Поленовская комната
В марте 1881 года Василий Поленов стоял перед постелью умирающей сестры Веры. Он понимал ее с полуслова, а любил всем сердцем. Умирающая шептала, что Васенька тратит талант попусту, разменивается на мелочи и забыл главное. Еще в детстве он пообещал себе и семье написать картину из жизни Христа… Когда он только поступил в Академию, мать, а она была очень религиозным человеком, говорила: «учись, кончишь Академию и приступишь, помолясь Богу, к большой картине». Все и правда ждали от Василия Дмитриевича значительного произведения.
Но сразу после Академии была Европа: берега Рейна и улочки Мюнхена, Швейцария и прекрасная Венеция. В Риме Поленов познакомился с неугомонным и пышущий идеями Саввой Мамонтовым, который обожал собирать вокруг себя талантливую молодежь. Вместе они ставили спектакль по «Женитьбе» Гоголя, устроили карнавальное шествие на улочках Рима. Поленову было не до серьезной живописи.
Тогда же его постигло личное горе. Проболев неделю, от кори умерла Маруся Оболенская, которую Поленов видел своей невестой. Тайком от Академии художеств он сбежал горевать к родным в усадьбу в Имоченцы. Там он писал с натуры. Но вскоре вернулся на берега Атлантики, в Бель.
Библейский и евангельский сюжет не складывался. Поленов откладывался его, пока совсем не потерял к нему интерес. Да и успех, сопровождавшийся покупкой “Московского дворика”, “Заросшего пруда” и “Бабушкиного сада” не могли не вскружить голову художнику. И тут неожиданная, беспощадная и несправедливая смерть сестры-близнеца…
Той же осенью 1881 года вместе с искусствоведом Праховым и горнозаводчиком Семеном Абамелек-Лазаревым Поленов отправился в Палестину и Сирию. В путешествии по берегам Босфора, Мраморного и Эгейского моря, вдоль Нила, пользуясь любым удобным случаем, Поленов делал зарисовки. Он схватывал пронзительную голубизну южного неба и солнца, размышляя над композицией будущей картины “Христос и грешница”.
На Тивериадском (Генисаретском) озере. 1888
Ему было тридцать восемь лет, когда в 1882 году он женился на Наталье Якунчиковой. Молоденькая девушка поверила, что художник сможет осуществить грандиозный замысел и написать картину, о которой только и говорил после смерти Веры. Взяв годичный отпуск в Московском училище ваяния и зодчества, где Поленов был уже преподавателем, он уехал в Европу собирать натурный материал.
Сидя в парижской мастерской, потом в Риме, куда перебрался из-за болезни, Поленов разрабатывал композицию, в которой задумал показать Христа не идущим к людям, как у Иванова, а уже пришедшим. Из под руки художника десятками выходили этюды, наброски фигур, лица итальянских евреев. Позже все этюды будут представлены на очередной выставке передвижников, что было невиданным для России делом и новаторством.
Этюд – это вспомогательная работа, “черновик”, быстрый набросок для памяти. Никогда и никем в академической живописи он не рассматривался как самостоятельное и тем более законченное произведение. Однако, все этюды Поленова, а было их около сотни, после выставки скупил Третьяков.
Они сделанны с таким мастерством, что их нельзя не считать законченными самостоятельными произведениями искусства. Это и обнаружил коллекционер. Купленные Третьяковым работы физически не влезли в его галерею. Специально под них меценат построил отдельную “поленовскую” комнату.
Анри Матисс
Матисс работал в разных художественных направлениях: от импрессионизма до коллажа. Однако известность он приобрёл за изобретение собственного течения в живописи — фовизма.
«Танец», 1910 год. Изображение: Анри Матисс / Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург / Wikimedia Commons
При жизни Матисс был востребован не только как живописец, но и как график — он создал множество книжных иллюстраций, обложек и постеров. Одна из самых известных его работ — оформление подарочного издания «Одиссеи». Оригиналы книг до сих пор встречаются в продаже на Ebay и других маркетплейсах.
Обложка «Одиссеи» Гомера, 1935 год. Изображение: Анри Матисс / The Limited Editions Club, New York / Национальная галерея Австралии, Канберра
Иллюстрация к «Одиссее» Гомера, Анри Матисс, 1935 год. Изображение: Анри Матисс / The Limited Editions Club, New York / Национальная галерея Австралии, Канберра
Также Матисс занимался рекламными постерами и обложками журналов. Его отличительной чертой был узнаваемый леттеринг.
№8 Архип Куинджи (1842—1910 гг.)
«Ладожское озеро», 1873 г. Государственный Русский музей (Санкт-Петербург), Архип Куинджи
Архип родился в Мариуполе, в простой семье грека-сапожника. С детства он отличался трепетной любовью ко всему живому. Мальчик рано стал сиротой, работал у хлеботорговца, у фотографа, и даже помогал при строительстве церкви. Рисовал на всем, что попадалось под руку.
В Петербург ради Академии художеств он приехал почти без денег, никого не зная. Но ему помогало упорство и горячее желание учиться. Куинджи стал посещать Академию в качестве вольнослушателя, подружился с Крамским, Васнецовым, Репиным. Под их влиянием написал несколько пейзажей, имевших успех на выставках. И все же искал собственный путь в искусстве.
Со временем его приняли в общество передвижников. Вдохновленный их идеями, Куинджи создает «Осеннюю распутицу», «Забытую деревню». В них он показывал неприглядную мрачную действительность. Работы были высоко оценены зрителями и коллегами, но спустя четыре года живописец попрощался с передвижниками. Для него стало важнее отражать в своих полотнах радость.
Куинджи называли художником света. Во многом благодаря его таланту тонко передавать световые потоки и его любви к жизни. В своих пейзажах он создает образы, полные красоты и гармонии. Они не только удивляют реализмом, но и дарят умиротворение.
Яркими пейзажами можно назвать «Лунную ночь на Днепре», «После дождя», «Ладожское озеро», «Радугу», «Вечер на Украине». «Березовую рощу», «Снежные вершины».
Основные идеи творческого объединения
Вдохновитель и теоретик передвижников – Иван Крамской. Концепция искусства Крамского основана на идеях Николая Чернышевского: картина должна не просто изображать действительность, а «интерпретировать для зрителя, способствуя просвещению и счастью человека». Идея объединения художников на базе передвижных выставок изложена в письме группы московских художников коллегам из Санкт-Петербурга.
В основе идеи передвижников лежат 5 принципов:
- отказ от эстетического реализма;
- отказ от академической рутины;
- невосприимчивость к иностранным влияниям;
- миссионерская роль искусства;
- реализм.
В уставе общества говорится, что цель объединения – организация передвижных художественных выставок во всех городах империи для того, чтобы:
- предоставить жителям провинции возможность ознакомиться с русским искусством;
- развивать у людей любовь к искусству.
Также общество планировало помочь участникам, продающим свои работы, донести творчество до широкого круга зрителей.
Первая выставка состоялась в Петербурге 11 декабря (по старому стилю – 29 ноября) 1871 года в здании Академии художеств. На выставке представили полотна 16 живописцев. Затем картины экспонировались в Москве, Киеве, Харькове. Всего показали 82 произведения от 20 художников.
Особенной популярностью у аудитории пользовалась и до сих пор пользуется картина «Грачи прилетели» Алексея Саврасова. Живописец Иван Крамской писал другу Федору Васильеву о том, что выставка пользуется успехом у посетителей. Отмечая при этом, что среди массы представленных полотен особенно гости выделяют именно «Грачей».
Выставка передвижников стала ежегодной и демонстрировалась в 12 городах России. Кроме нее, проводились показы и в городах, до которых главные выставки не добирались. В таких случаях экспозиции комплектовали из полотен, которые не выставлялись на продажу при проведении основных выставочных мероприятий.
№6 Алексей Саврасов (1830—1897 гг.)
«Грачи прилетели», 1871 г. Государственная Третьяковская галерея (Москва), Алексей Саврасов (https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/1/12/RooksBackOfSavrasov.jpg)Прославленный художник родился в Москве в небогатой купеческой семье, и уже в детстве создавал талантливые пейзажи-зарисовки. Местные жители покупали их с энтузиазмом. Он поступил в училище живописи не сразу, зато звание академика получил всего в 24 года. Именно он положил начало русскому лирическому пейзажу.
В молодости Саврасов много путешествовал по южным губерниям Украины и России. Бескрайние пространства, зелень, красота высокого прозрачного неба вдохновили его написать несколько пейзажей. В одной из этих работ («Степь днем») Саврасов показал степь, которая наполнена нежно-золотистым цветом и расстилается до горизонта.
Самое же известное его полотно — «Грачи прилетели». Впервые оно было представлено на Передвижной выставке. Работа выражает трогательную любовь художника к родной земле и филигранную технику пейзажиста. У Алексея Кондратьевича много и других выдающихся картин — «Радуга», «Лосиный остров», «Рожь», «Проселок», «Оттепель», «Весенний день». Он со светлой грустью изображает летние вечера, деревенские дома, леса и другие узнаваемые атрибуты русского пейзажа.
Саврасов был в почете у императорской семьи, работы охотно приобретали как в России, так и за границей. Также он слыл хорошим педагогом. Его учениками были Михаил Нестеров, Лев Каменев, Исаак Левитан и другие. Картины Саврасова даже в самые мрачные моменты его жизни были романтичны и светлы.
Жизнь и работа [ править ]
Автопортрет , Джон Опи (б)
Опи родилась в коттедже Хармони, Тревеллас , между Сент-Агнес и Перранпортом в Корнуолле , Великобритания. Он был младшим из пяти детей Эдварда Опи, мастера-плотника, и его жены Мэри (урожденной Тонкин). Он проявил не по годам развитый талант к рисованию и математике, и к двенадцати годам он освоил Евклида и открыл вечернюю школу для бедных детей, где преподавал чтение, письмо и арифметику. Его отец, однако, не поощрял его способности и обучал его собственному столярному делу.
Художественные способности Опи в конечном итоге привлекли внимание местного врача и сатирика, доктора Джона Уолкота (Питер Пиндар), который посетил его на лесопилке, где он работал в 1775 году. Признав большой талант, Вулкот стал наставником Опи, выкупив его у него ученичество и настаивает на том, чтобы он переехал жить в свой дом в Труро
Вулкот оказал неоценимую поддержку, советы, обучение и практическую помощь в продвижении своей ранней карьеры, в том числе получил множество заказов на работу.
В 1781 году , получив значительный опыт работы в качестве портретиста, путешествуя по Корнуоллу, Опи переехала в Лондон с Уолкотом. Там они жили вместе, заключив формальное соглашение о разделе прибыли. Хотя Опи получил значительное художественное образование от Вулкота, доктор решил представить его как вундеркинда; портрет мальчика, показанный в Обществе художников в прошлом году, был описан в каталоге как «пример Гения, никогда не видевшего картины». Вулкот представил «Корнуоллское чудо» ведущим художникам, включая сэра Джошуа Рейнольдса , который должен был сравнить его с Караваджо иВеласкеса и потенциальных покровителей. Деловое соглашение с Уолкотом длилось год, после чего Опи сообщил доктору, что теперь желает действовать один, что привело к отчуждению двух бывших партнеров.
Благодаря влиянию миссис Боскавен Вулкот сумел представить Опи при дворе короля Георга III . Король купил одну из его картин и поручил ему создать портрет Мэри Делани . Он также получил заказы на рисование герцога и герцогини Глостерских , леди Солсбери, леди Шарлотты Тэлбот , леди Харкорт и других придворных дам. Говорят, что резиденция Опи в «Оранж Корт», Касл-стрит, Лестер-Филдс , «каждый день переполнена знанием и модой», и о нем говорили в городе. В 1782 году он впервые выставился в Королевской академии.а в декабре того же года женился на Мэри Банн. Матч, однако, оказался неудачным, и в конце концов они развелись в 1796 году после ее бегства.
Зимняя сказка , действие II, сцена III, (гравюра по Опи для Шекспировской галереи Бойделла )
Работы Опи после первоначального всплеска популярности быстро вышли из моды. В ответ на это он начал работать над улучшением своей техники, в то же время стремясь дополнить свое раннее образование изучением латинской , французской и английской литературы , а также улучшить свои провинциальные манеры, смешивая образованные и образованные круги. В 1786 году он представил свой первый важный исторический предмет — Убийство Джеймса I , а в следующем году — Убийство Риццио , работа, чья заслуга была признана его непосредственным избранием сотрудником Королевской академии, Из которых он стал полноправным членом в 1788 году он написал пять предметов для John Бойделл «s Шекспир галереи ; и до самой смерти его практика чередовалась между портретной живописью и исторической работой. В мае 1798 года он женился на Амелии Олдерсон , которую он встретил на вечеринке в Норвиче, отправившись в Норфолк, чтобы выполнять некоторые заказы для Томаса Кока в Холкхэм-холле . Они жили на Бернерс-стрит , 8 , куда Опи переехала в 1791 году.
Опи нарисовал много известных мужчин и женщин, включая Мэри Уоллстонкрафт , Сэмюэля Джонсона , Франческо Бартолоцци , Джона Баннистера , Джозефа Мандена , Чарльза Джеймса Фокса , Уильяма Бетти , Эдмунда Берк , Джона Кроума Джеймс Норткот, Генри Фузели , Томас Гиртин , Роберт Саути , Сэмюэл Парр , Элизабет Инчболд и Мэри Шелли ; Всего 508 портретов, преимущественно маслом, и 252 других картины.
Джорджоне — биография и картины
Джорджо Барбарелли да Кастельфранко по прозвищу Джорджоне родился в 1478 году. Его творчество было высоко оценено потомками, Джорджоне считается одним из самых значительных фигур в искусстве эпохи Высокого итальянского Возрождения. Он относится к лучшим представителям венецианской школы живописи.
Биография мастера известна не полностью, информации сохранилось немного, даже неизвестна точная дата его рождения. Историки установили, что родным городом его был Кастельфранко-Венето поблизости от Венеции, по названию этого города художник и получил свою фамилию. Еще юношей Джорджоне стал учеником знаменитого Джованни Беллини в Венеции.
Этот город тогда был крупным политическим, торговым центром. В нем активно развивались и поддерживались различные искусства и ремесла.
Первой картиной, выполненной художником полностью самостоятельно, стало полотно «Христос, несущий крест», созданное в 1497 году. Через три года ему довелось повстречаться с великим Леонардо да Винчи (по сохранившимся записям Вазари). Еще через 4 года он написал «Мадонну Кастельфранко» — алтарный образ в часовне Св. Георгия в городском соборе.
Это большое полотно единственное, написанное мастером для церкви. Оно же единственное, не вызывающее сомнения в авторстве Джорджоне. Все остальные картины могут быть выполнены им в соавторстве с учениками.
Также путаницу в атрибуцию полотен вносит тот факт, что мастеру подражало и следовало множество художников той эпохи, включая таких крупных, как Тициан, который после безвременной кончины Джорджоне закончил некоторые его недописанные полотна.
За свою недолгую жизнь художник создал несколько произведений, которые существеннейшим образом повлияли на искусство того времени. Среди них «Юдифь» с оригинальной трактовкой библейского сюжета, «Буря», «Три философа», «Лаура», «Спящая Венера», «Гроза», «Читающая мадонна» и многие другие. Характерной особенностью живописи Джорджоне, которую успешно переняли другие художники Возрождения, является трепетное отношение к изображению пейзажа
У него он не просто выступает фоном для фигур, а является важной частью самой картины. Пейзажу посвящено много внимания, его детали отлично выписаны и дополняют полотно, делают его законченным и выразительным. Характерной особенностью полотен Джорджоне является предельная четкость изображения при идеальном единстве всех элементов
В его работах это достигается использованием тончайшей игры цвета и светотени, благодаря чему полотно насыщается воздухом и получает объем, пространственную глубину. Как и все художники этой эпохи, он использовал геометрические мотивы для создания своих работ. Они отражались в проработке композиции, использовании перспективы, архитектурных деталей. Все это органично связывает человека с окружающим пространством, делая его частью природы. Картины мастера наполнены цветом и светом, но они не раздражают взгляд излишней пестротой, потому что все тона гармонично подобраны и не вступают друг с другом в конфронтацию. Полотна всегда выглядят естественно и деликатно даже при использовании большого количества насыщенных, интенсивных красок. Влияние Джорджоне на живопись его современников и последователей трудно переоценить. Хотя он прожил всего лишь около 33 лет, сделать мастер успел намного больше, чем иные живописцы, прожившие намного дольше
Характерной особенностью полотен Джорджоне является предельная четкость изображения при идеальном единстве всех элементов. В его работах это достигается использованием тончайшей игры цвета и светотени, благодаря чему полотно насыщается воздухом и получает объем, пространственную глубину. Как и все художники этой эпохи, он использовал геометрические мотивы для создания своих работ. Они отражались в проработке композиции, использовании перспективы, архитектурных деталей. Все это органично связывает человека с окружающим пространством, делая его частью природы. Картины мастера наполнены цветом и светом, но они не раздражают взгляд излишней пестротой, потому что все тона гармонично подобраны и не вступают друг с другом в конфронтацию. Полотна всегда выглядят естественно и деликатно даже при использовании большого количества насыщенных, интенсивных красок. Влияние Джорджоне на живопись его современников и последователей трудно переоценить. Хотя он прожил всего лишь около 33 лет, сделать мастер успел намного больше, чем иные живописцы, прожившие намного дольше.
Жизнь художника оборвалась в конце 1510 года во время эпидемии чумы. Мир потерял великий талант, который мог бы достигнуть невероятных вершин в своем творчестве.
Ганс Гольбейн
Ганс Гольбейн Младший – один из самых известных немецких художников. Он учился рисовать у Гольбейна Старшего, своего отца, который специализировался на алтарной живописи.
Мастер стал известным в двадцатиоднолетнем возрасте. Он был художником при дворе Генриха VIII.
Портреты, созданные Гансом Гольбейном, очень точны, он с максимальной четкостью передавал образы, характеры изображаемых людей. Художник с уверенностью играл со светотенью, он любил выделять различные мелкие детали, подчеркивающие его замысел.
Многие портреты мастера не лишены сарказма и иронии: они выдавали его истинное отношение к изображаемым персонам.
Известные портреты: «Портрет Томаса Мора», «Портрет Эразма Роттердамского», «Портрет Генриха VIII».