Выборы по сословиям
Земства Тульской губернии были открыты в 1865 году одновременно с 33 другими губерниями Центральной и Южной России. Эти органы местного общественного самоуправления существовали на двух уровнях — губернском и уездном. Уездное земство состояло из периодически собираемого земского собрания, выборных членов которого называли гласными, и постоянно действующей управы из председателя и 4 членов.
Собрание выбиралось по сословиям. Новосильские помещики, имевшие более 200 десятин (215 га), собирались на общий съезд и выбирали 17 гласных. Горожане с высоким имущественным цензом (на практике домовладельцы с крупными домами и купцы 1-й гильдии) на своем собрании выбирали 2 гласных. Крестьяне выбирали на 35 волостных сходах выборщиков, а те на своём съезде выбирали ещё 18 гласных.
Кроме того, в собрании по должности участвовали уездный предводитель дворянства (он был председателем) и городской голова. Итого у крестьян (а их было 96 тысяч, то есть 14–16 тысяч домохозяйств) было 18 голосов из 39, а у дворян (около 80 семей помещиков) — тоже 18 голосов. Несостоятельные горожане не были представлены в собрании вообще.
Собрание проводилось один раз в году. В Новосиле его устраивали в конце сентября, а не в декабре, как то было в большинстве других земств. Для крестьян это было очень удобно. Обычно на зиму многие крестьяне уходили из деревни и находили временную работу в городе.
Зарплата была только у управы, председатель получал 700 рублей в год, члены — по 600. Земским врачам в то время платили 1000, бухгалтеру управы — 330, писцам по 200. Губернатор получал 10000, профессор — 3000, учитель гимназии — 1300. В земствах, за редчайшими исключениями, не воровали. Так что обедающие дворяне не нажили от земской деятельности капиталов. Обед и участие в собрании для всех его участников был чистым расходом денег.
Характеристика творчества Г. Г. Мясоедова
Основными жанровыми направлениями творчества Г. Г. Мясоедова были историческая и жанровая бытовая живопись. Иногда обращался художник и к портретному жанру. Начинал Мясоедов как реалист-передвижник, последователь И. Н. Крамского и др. Он был одним из инициаторов и организаторов Товарищества передвижных выставок.
Но после увлечения пейзажным и портретным творчеством, зарекомендовал себя как неоромантик. В последний период жизни Григорий Григорьевич Мясоедов обратился и к графическому искусству. Но весь свой творческий путь придерживался демократических идей.
Среди картин Григория Григорьевича Мясоедова были полотна:
- о социальном различии разных слоев в обществе («Земство обедает»);
- о пренебрежительном отношении к женщинам («Опахивание»);
— воспевающие русскую природу («Зреющие нивы»);
— воспевающие крестьянина как личность мудрую и мужественную («Чтение манифеста 19 февраля 1961 года», «Земский знахарь»);
— воспевающие крестьянский труд («Дорога во ржи», «Страдная пора. Косцы», «Урок пряжи», «Деревенский знахарь»);
— размышляющие о древних традициях и их месте в жизни народа («Опахивание», «Поздравление молодых»);
— на историческую тематику («Бегство Григория Отрепьева», «Мицкевич в салоне Зинаиды Волконской»).
Творчество
Из национальных картин Мясоедова более замечательны, кроме упомянутого «Бегства Отрепьева», ещё «Чтение положения 19 февраля 1861 г.» (1874 г. и повторена в 1881 г.), «Земство обедает» (), «Молебствие в поле во время засухи» (1878), «Страдная пора» (1887 г.; приобретена государем императором Александром III). Эта последняя картина представляет сочетание выразительной фигуры работающего крестьянина с жарким пейзажем.
Мясоедов написал много пейзажей и преимущественно крымских, многие из них характерны и колоритны. Избираемые им сюжеты, как бытовые, так и пейзажные, — разнообразны. Живопись его гармоническая и уверенная. Изредка он пишет и портреты (Н. Н. Бекетова, Е. С. Гордеенко, И. И. Шишкина), но они занимают небольшое место в его деятельности. Мясоедов занимался также и гравированием «крепкой водкой» (офортом).
Кроме того, Мясоедов писал и религиозную живопись (см. Храма Спаса на Сенной). Незадолго до смерти он собирался написать триптих «Святая Русь». Среди поздних работ выделяется картина «Сам с собою, или Игра в шахматы» (1907).
Интересные факты
На известной картине Ильи Репина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» Иван Грозный имеет черты Григория Мясоедова, который позировал художнику при написании этого полотна.
“Дорога во ржи”
Рожденный на русской земле в глубинке, Григорий Мясоедов хоть и был из дворянского рода, очень трепетно и бережно относился к отображению в своем творчестве не только сцен из народной жизни, но и картин удивительной русской природы. Через природу легче можно передать свое душевное состояние, чаяния, надежды народа. Наверное, поэтому и возникает в живописи у Мясоедова мотив дороги как путь – у каждого свой, как стремление – тоже у каждого свое. Но в этой картине путь, избранный человеком, безмятежен и спокоен, и возможно, приведет к избранной цели. Ощущение покоя достигается за счет спокойных золотистых тонов, моря из слегка колышущейся золотистой ржи и безмятежно-голубого неба. Лишь на его горизонте видны темные тучи, которые намекают, что путь к цели потребует от путника труда и усилий и не будет совсем легким.
Биография Григория Мясоедова
Григорий Григорьевич Мясоедов родился в селе Паньково Тульской губернии и принадлежал к старинному дворянскому роду. В детстве мальчик много читал, часто рисовал. Отец всячески поощрял его интерес к художеству.
Свое обучение будущий художник начал в Орловской гимназии, где рисование преподавал профессиональный художник И. А. Волков.
В 1853 году он поступил в Академию Художеств. Непростая ситуация сложилась между художником и его отцом. Отец полностью лишил сына материальной помощи, и лишь написанный в 1857 году с натуры портрет отца примирил их.
В 1862 году Мясоедов окончил Академию Художеств по классу исторической живописи, получив большую золотую медаль за композицию «Бегство Григория Отрепьева из корчмы на литовской границе» и был поощрен пенсионерской поездкой.
В 1863 году он посетил Италию, Германию, Бельгию, Швейцарию, работал в Париже, Испании. В Риме он занимался в частной Академии.
В 1867 году он живет во Флоренции, где знакомится с семьей опального А.И.Герцена, с литературоведом А.Н.Веселовским, и с семьей художника Николая Ге. Здесь же он создал картину на сюжет «Божественной комедии» «Франческа да Римини и Паоло да Паоленто».
В 1869 году он вернулся в Россию. В Москве пишет картину «Заклинание», за которую получил звание академика.
В конце 1860-х годов, находясь за границей, Мясоедову пришла идея организации Товарищества передвижников. 16 декабря 1870 года состоялось первое общее собрание членов ТПХВ, где было избрано правление, в состав которого вошел и Мясоедов. Он стал автором первого устава ТПХВ и оставался бессменным членом правления в течение сорока лет.
Мясоедов представил на эту выставку картину «Дедушка русского флота», а в марте 1872 года открылась II передвижная выставка, на которой экспонировалось самое значительное полотно Мясоедова – «Земство обедает». Эта картина принесла успех художнику. В картине раскрыта главная задача передвижнического реализма – «стремление к реальному и повседневному», отмеченному В.В.Стасовым.
Действие картины разворачивается в тихом провинциальном городишке. У подъезда земской управы расположилась группа крестьян. Один крестьянин дремлет, а другие спокойно едят скудный обед. Рядом, в самом доме, только что отобедали господа. Через открытое окно видно как лакей старательно вымывает посуду, множество бутылок и графинов. В картине изображена бедность в контрасте с богатством. Главными героями картины становятся крестьяне. Художник запечатлел разнообразие их характеров, их особую красоту и душу.
В довольно короткий срок художником была написана картина «Чтение манифеста 19 февраля 1861 года». В картине раскрывается иной аспект той же темы — судьба крестьянства, обманутого в своих ожиданиях.
В 1876 году художник переселился на хутор близь Харькова. Он увлекся садоводством и огородничеством. С этого момента можно отметить начало спада в его творчестве. Меняется его отношение к крестьянской жизни. Мясоедова привлекали темы, раскрывающие народные поверья и традиции.
В картине «Опахивание» изображен древний языческий обряд, защищающий скотину от болезни и смерти: крестьяне опахивают деревню от злых духов, впрягая в плуг обнаженных девушек. В картине «Молебен на пашне о даровании дождя» передано эмоциональное напряжение крестьян, просящих помощи Всевышнего в засушливое лето.
В 1882-1884 художник работает над историческим полотном «Самосожигатели». В нем художник изобразил момент самосожжения иступленных фанатиков-староверов в горящей избе.
В 1880-е годы Мясоедов работает над пейзажами. Он создал картину «Дорога во ржи». На картине изображена фигура одинокого странника среди бескрайнего ржаного поля.
В 1880-е пейзажи Мясоедова получили признание публики. Он выбирал простые мотивы, неброские виды южного Крыма. Среди этюдов встречались и марины.
В конце 1880-х Мясоедов живет в Полтаве в большой усадьбе с садом, парком и прудом. Осенью и зимой художник уезжал в Крым. Одной из последних его работ стала картина «Зреющие нивы».
В 1890-1900 годах в его произведениях чувствуется влияния салонной живописи. Художник много работал в графической технике. Он создал эскиз театрального занавеса и написал декорации для театра в Полтаве. Он также организовал школу рисования, написал брошюру по садоводству.
Он осознавал, что его время безвозвратно ушло. Незадолго до смерти он собирался исполнить три больших картины под единым названием «Святая Русь».
Умер Григорий Григорьевич в 1911 году, в своем имении Павленки близ Полтавы.
Крестьянский мотив в картинах Мясоедова
В 1876 году художник Мясоедов Григорий Григорьевич поселился на хуторе близ Харькова, где занялся садоводством и огородничеством. Именно с этого момента отмечается начало спада его творчества. Изменилось отношение русского художника к крестьянской жизни; живописец выражает искреннюю заинтересованность народными поверьями и традициями. Так, в картине «Опахивание» отображен древний языческий обряд, направленный на защиту домашнего скота от болезни и смерти.
В работе «Молебен на пашне о даровании дождя» русский художник сумел достоверно передать эмоциональное напряжение крестьян, молящих о помощи Господа Бога в засушливое лето. В 1880-х годах Мясоедов наряду с картинами бытового жанра трудился над пейзажами. Картина Григория Григорьевича Мясоедова «Косцы» ярко отражает крестьянский быт, на протяжении веков объединяющий в единый рабочий коллектив все поколения.
Смотреть галерею
Эта работа насквозь пропитана уважением к тяжелому крестьянскому труду, составляющему основу жизни Российской империи.
Что такое земство
Произведение Мясоедова актуально и на сегодняшний день. Хотя бы потому, что выборы для нас стали делом привычным. Совсем недавно прошли выборы в органы местного самоуправления – муниципальные Советы депутатов. С некоторыми оговорками земство можно назвать их отдалённым прообразом. Поэтому было интересно узнать, как работали выборные органы прежде. Поиск в интернете сведений о Новосильском собрании, куда входило 39 человек, позволил узнать и иные факты.
Прежде всего следует сказать, что в старые времена земство выступало оператором сельских продовольственных капиталов — запаса зерна и денег, который крестьяне держали на случай неурожая. Всеми остальными разрешёнными видами деятельности — медициной, начальным образованием, местными дорогами, страхованием от огня, ветеринарией — земское собрание занималось в том объёме, в каком желало.
При 115 тысячах населения в уезде земство поддерживало в рабочем состоянии 46 деревянных мостиков через речушки и овраги. Кроме того, дороги крестьяне чинили сами в порядке натуральной повинности в размере 3 рабочих дней в году.
Система здравоохранения состояла из 2 врачей, 8 фельдшеров и больнички на 20 кроватей. Образования и вовсе не было. Земство платило мизерную дотацию в 6000 руб. суммарно всем содержателям школ и не имело понятия, сколько всего в уезде учебных заведений. На благотворительность уходила ничтожная сумма — 2000 руб. в год. Земская ветеринария просто отсутствовала.
Годовой бюджет Новосильского земства составлял 48 тыс. руб. Чтобы понять масштаб такого бюджета, надо понимать, что его сумма была равна годовому жалованию управляющего железной дорогой или коммерческим банком. С крестьян собирали только 22 тыс., что составляло около 20 копеек в год с человека.
В Новосиле периода, изображённого Мясоедовым, проживало чуть более 4 тыс. человек. В отчётах можно найти информацию о том, что у Новосильского земства были твёрдые обязанности перед государством.
Прежде всего оно обеспечивало постоем (то есть проживанием) проходившие через уезд войска, за что получило компенсацию. За постой и лошадей для разъездов полиции, чиновников и судейских, если у тех оказывались дела в сельской местности уезда, денег не бралось.
Григорий Мясоедов: страницы биографии
Григорий Мясоедов — уроженец села Панькова то ли Орловской, то ли Тульской губернии, родившийся 7 апреля 1834 года в семье дворянина. С детства увлекавшемуся живописью мальчику очень повезло — его отец не препятствовал недворянскому занятию сына и дал возможность обучаться любимому делу. Григорий впервые познакомился с основами изобразительного искусства еще во время обучения в Орловской гимназии. Первым его наставником в рисовании был И. Волков. С первой же попытки поступивший в Санкт-Петербургскую Академию художеств, Григорий попал в класс Т. Неффа и А. Маркова. Все десять лет обучения в академии (с 1853 по 1863 г.) юноша показывал весьма хорошие результаты, а по окончании был направлен в Европу для обучения за счет государственного бюджета мастерству живописца. В этой поездке Мясоедов знакомится с художественным наследием Франции, Италии, Испании, Бельгии и др. По возвращении в Россию начинает успешно выставляться.
Характер у Григория Григорьевича Мясоедова был сложный и достаточно злой, что затрудняло его общение с другими художниками. Его прямота и бескомпромиссность не привлекали людей. Да и сходился он с ними очень тяжело. Однако он с удовольствием позировал Илье Ефимовичу Репину, когда тот писал свою знаменитую картину «Иван Грозный убивает своего сына», в которой отразился нрав Мясоедова. И тот впоследствии даже этим гордился.
Мясоедов скончался в своем имении на Полтавщине в 1911 году, оставив богатое художественное наследие.
Реализм и психологизм
По словам архитектора Василия Стасова, одним из основных постулатов передвижников было «стремление к реальному и повседневному». Сходство с натурой доходило едва ли не до натурализма. Художественному языку Мясоедова это также присуще. Например, на картине «Дорога во ржи» усталый путник, обращенный спиной к зрителю, медленно движется по дороге, которая проходит через ржаное поле. Однако не только его фигура является главным персонажем в этой работе. С невероятной точностью автор произведения прописывает каждую травинку, каждый колосок — любая мелочь становится объектом его пристального внимания. В то же время образ путника условен: это некий архетип. Его фигура символизирует стремление к недостижимой цели.
Григорий Мясоедов. Дорога во ржи. 1881
Григорий Мясоедов. Земство обедает. 1872
Другой важной составляющей творчества Мясоедова и других передвижников была гипертрофированная передача, как правило, тяжелого психологического состояния персонажей картины. Это отчетливо видно в работе «Земство обедает». Выражения лиц крестьян, ожидающих, когда же представители земского учреждения закончат свою трапезу, очень угрюмы: они явно пришли с просьбой, в исполнении которой им, скорее всего, откажут
Скрупулезная прорисовка лиц точно передает состояние персонажей, и это заставляет зрителя сопереживать их нелегкой доле. Художник, как и многие жанристы того времени, отходит от явного обличения и критики — он лишь констатирует то, что имеет место в реальной жизни, не приукрашивая ее при этом
Выражения лиц крестьян, ожидающих, когда же представители земского учреждения закончат свою трапезу, очень угрюмы: они явно пришли с просьбой, в исполнении которой им, скорее всего, откажут. Скрупулезная прорисовка лиц точно передает состояние персонажей, и это заставляет зрителя сопереживать их нелегкой доле. Художник, как и многие жанристы того времени, отходит от явного обличения и критики — он лишь констатирует то, что имеет место в реальной жизни, не приукрашивая ее при этом.
На 1870–80-е годы пришелся период расцвета в творчестве художника. Его «Бегство Григория Отрепьева» отметили большой золотой медалью, а за картину «Заклинание» мастер удостоился звания академика. Это время активного участия Мясоедова в передвижных выставках — не только в качестве художника, но и их идеолога.
Примечания
. Сборник принадлежит родственнику художника — Владимиру Николаевичу Брендель.
. Мясоедов обычно неточно указывал и дату своего рождения (см. Н. Масалина. Мясоедов. М., 1964, стр. 4).
. Списки учащихся, занимающихся в классах вспомогательных дисциплин, 1849—1857. ЦГИА, ф. 789, оп. 19, д. 743, л. 13 и 37. Список учащихся, получивших билеты для посещения классов, с указанием полученных ими на экзаменах медалей, 1850—1854. ЦГИА, ф. 789, оп. 19, д. 744, л. 11. Список учащихся, получивших билеты для посещения классов, с указанием их звания и местожительства, 1853—1859. ЦГИА, ф. 789, оп. 19, д. 749, л. 9,18, 29, 41, 48, 56, 71. Списки учащихся, получивших билеты для посещения рисовальных классов, с указанием их звания, места жительства и полученных ими на экзаменах оценок и медалей, о назначении содержания и выдачи единовременных пособий в 1855, 1856, 1857, 1858 и 1859 годах. ЦГИА, ф. 789, оп. 19, д. 756 и 757, л. 13,16.
. В Академии художеств высшей оценкой считалась единица.
. И.Е. Репин. Далекое близкое. М., 1960, стр. 157.
. В. Стасов. Николай Николаевич Ге, его жизнь, произведения и переписка. М., 1904, стр. 56—58.
. И.Е. Репин. Далекое близкое, стр. 149.
. Н.В. Шелгунов, Л.П. Шелгунова, М.Л. Михайлов. Воспоминания, т. 1. М., 1967, стр. 191.
. В.И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 25, стр. 94.
. «Колокол», 1860, 1 марта, л. 64. Письмо из провинции. «Русский человек».
. В.И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 5, стр. 29.
. Среди портретов, сделанных Крамским с его товарищей по Академии, имеется и портрет Мясоедова (1861).
. Письмо Ц.А. Кюи М.А. Балакиреву от 16 июля 1857 года. Ц.А. Кюи. Избранные письма. Л., 1955, стр. 41, 43.
. ГПБ, отдел рукописей, ф. 413, ед. хр. 164. Нотный альбом Ц. Кюи, л. 1. М.А. Балакирев, А.Н. Серов и Ц.А. Кюи изображены подсмеивающимися над старыми немецкими композиторами, в то время как А.И. Фицтум, инспектор Петербургского университета, возмущенно от них отвернулся.
. Н.А. Римский-Корсаков. Литературные произведения и переписка. М., 1955, стр. 13.
. М. Художественная выставка в Петербурге май и июнь 1859 года. «Современник», 1859, июль, стр. 110.
. Я-ій. О выставке Академии художеств. Письмо I. «Русское слово», 1860, октябрь, стр. 31.
. П.Н. Петров. Сборник материалов для истории императорской Академии художеств за 100 лет ее существования, ч. III. Спб., 1866, стр. 387.
. В.В. Стасов. Двадцать пять лет русского искусства. «Вестник Европы», декабрь, стр. 687.
. В. В. Стасов. Заметки о выставке в Академии художеств. «Современная летопись», 1862, № 42, стр. 8.
. Письмо Г. Ознобишина И. Шишкину, 1862 год. ГПБ, отдел рукописей, ф. 861, ед. хр. 105, л. 8 об.
. Шестилетняя командировка давалась лишь историческим живописцам. Мясоедов получил ее, поскольку картина «Бегство Отрепьева» была аттестована Академией как «историческая», взамен прежней формулировки — «живопись народных сцен», данной при утверждении эскиза.
Предыдущая страница | К оглавлению | Следующая страница |
«Живое» искусство
Григорий Мясоедов был образцовым выпускником Императорской Академии художеств. Только лучшие из лучших удостаивались чести по окончании учебного заведения стажироваться за границей. На средства из государственной казны художник побывал во Франции. Италии, Испании, познакомился с главными памятниками мировой художественной культуры и актуальным искусством Европы того времени. Вторая половина XIX века стала временем расцвета критического реализма во Франции, Италии, Германии. Главной своей задачей художники считали правдивое изображение повседневной жизни страдающих и обездоленных людей. На примере европейских живописцев Мясоедов убедился в необходимости приблизить искусство к зрителю. В своем творчестве он решил противопоставить «живое» искусство строгим постулатам академизма. Так родилась идея создать объединение передвижников.
Основная цель объединения была прописана в первом пункте устава: «Доставление обитателям провинции возможности следить за успехами русского искусства».
«Чтение манифеста 9 февраля 1861 года»
Сюжет картины Мясоедова посвящен изданию в 1861 году императором Александром II Манифеста об освобождении крестьян от крепостной зависимости, ставший, по сути, началом отмены крепостного права в России. Он был принят в разных слоях общества неоднозначно.
На картине Григория Мясоедова крестьяне собрались для чтения Манифеста в самом центре холста у костра вокруг единственно грамотного из них — мальчика, читающего текст документа. Группа служащих освещена ярким солнечным светом. А каждый персонаж выписан крупным планом, что до Г. Г. Мясоедова не было принято в русской бытовой живописи. Герои картины изображены не пассивными слушателями и не бунтарями, а людьми, думающими и оценивающими событие с позиции своего жизненного опыта и мировоззрения. Не все из них, судя по выражению лиц, согласны с реформой, не слишком доверяют ей, ведь много прав еще остается у помещиков и слишком мало возможностей пока дается крестьянам.
Для создания ощущения реальности происходящего художник использовал цветовую гамму, близкую к природной: земляные, охристые, соломенно-желтые, коричневые оттенки. Лишь рубаха читающего мальчугана — красная. Она — как олицетворение надежды русского крестьянства на свободную, благополучную и красивую жизнь.
«Бегство Григория Отрепьева»
Тема из русской истории была выбрана Г. Г
Мясоедовым для конкурсной работы в Академии художеств неслучайно: с одной стороны, для конкурсных работ чаще всего и выбирались мифологические, библейские или исторические сюжеты, с другой — именно в те годы все более растет внимание художников к обыденным явлениям и повествовательности живописного искусства. За картину мастер был удостоен большой Золотой медали
История Смутного времени на Руси полна легенд и тайн. Очень часто они связаны с персонами лжецарей, одним из которых был и Григорий Отрепьев, известный как Лжедмитрий I. По одной из версий он — сын одного из монахов Чудова монастыря. Из монастыря Отрепьев сбежал в Литву, а затем в Польшу, принял католичество и при помощи поляков воцарился на русском престоле, но позже был свергнут и убит. В исторических публикациях не упоминается о бегстве Григория Отрепьева именно из корчмы.
Народ обедает соответственно своему социальному положению
На картине «Земство обедает», написанной в 1872 году, художник Григорий Мясоедов, который, кстати, сам был помещиком Новосильского уезда Тульской губернии, изобразил положение членов земской управы простым сюжетным ходом.
Его земство обедает (настоящее название картины — «Уездное земское собрание в обеденное время») соответственно своему социальному положению. На земле расположились крестьяне, обед которых — кусок хлеба да лук. Двое одеты в синие полосатые штаны и сапоги. На одном голубая рубашка, на другом — алая, что говорит о их благосостоянии. Дело в том, что в те времена синтетические красители, окрашивающие ткани в яркие цвета, были редкостью. Яркая одежда, особенно спящего крестьянина, несомненно окрашена дорогой импортной новинкой.
Обувь и одежда исправна, на ногах хорошие сапоги. Ещё один участник обеда набросил хороший полушубок, хотя на улице явно не холодно. У стоящего мужика с полосатой сумкой аккуратно подбритая и подстриженная эспаньолка. Явно модник… Вывод напрашивается сам собой — крестьян в земстве представляют вполне обеспеченные люди. Так что скудность обеда крестьян, изображённых Мясоедовым, объясняется вовсе не бедностью.
Над головами обедающих на свежем воздухе, в открытом окне буфетной, виден лакей, протирающий посуду для «благородных» представителей земства. По всей видимости, его привёз кто-то из помещиков—заседателей. Сам Мясоедов не делает на этой детали особо акцента. Он просто показывает бытовую сцену, а выводы предлагает сделать зрителю.