Смутные времена
После смерти Лоренцо Медичи в 1492 г. Микеланджело вернулся в родной дом. Правителем Флоренции стал старший сын Лоренцо Пьеро, которому дадут «говорящие» прозвища Глупый и Невезучий.
Аньоло Бронзино Пьеро Медичи
Микеланджело понимал, что ему необходимы глубокие познания по анатомии человеческого тела. Получить их можно было только вскрывая трупы. В то время такие занятия были сравни колдовству и могли караться казнью. К счастью, настоятель монастыря Сан Спирито согласился тайком пускать художника в мертвецкую. В благодарность Микеланджело изготовил для монастыря деревянную статую распятого Христа.
Пьеро Медичи снова пригласил ко двору Микеланджело. Одним из заказов нового правителя стало изготовление из снега великана. Это, несомненно, было унизительно для великого скульптора
Между тем обстановка в городе накалялась. Прибывший во Флоренцию монах Савонарола в своих проповедях бичевал роскошь, искусство, беспечную жизнь аристократов как тяжкие грехи. У него становилось все больше последователей, и вскоре утонченная Флоренция превратилась в оплот фанатизма с кострами, где горели предметы роскоши. Пьеро Медичи сбежал в Болонью, на город готовился напасть французский король Карл VIII.
В эти неспокойные времена Микеланджело с друзьями уехал из Флоренции. Он отправился в Венецию, а потом в Болонью.
Дальнейшая работа
Художник решил покинуть Флоренцию и в 1494 году отправился в Болонью, в которой начал работу над новым заказом. Ему предстояло сделать 3 небольшие фигурки для гробницы Святого Доминика. Но и учебу скульптор продолжал. Он начал постигать искусство создания сложных рельефов.
В 1494 гений приезжает во Флоренцию, в которой властвовал Джироламо Савонарола. Новых правителей не интересовало Микеланджело, поэтому новых заказов не было. Буонарроти решает вернуться во дворец Медичи, чтобы начать работать на Пьер Франческо ди Лоренцо де Медичи – наследника Лоренцо.
Мастером были созданы статуи «Иоанн Креститель», «Спящий Купидон». Последнюю скульптуру заказчик попросил состарить, чтобы дороже ее продать. Наследник Медичи решил выдать эту скульптуру за старинную работу, которую неожиданно нашли. Но покупатель (кардинал Рафаэль Риарио), обнаружив, что это подделка, не стал предъявлять претензии. Его настолько впечатлила эта скульптура, что он пригласил автора в Рим, чтобы работать там.
В 1496 году Микеланджело переезжает в Рим. В первые годы проживания в городе он создает скульптуры, ставшие впоследствии мировыми шедеврами: мраморную статую бога вина Бахуса и непревзойденную Римскую Пьету.
На протяжении последующей жизни гений работал в Риме и во Флоренции, создавая самые сложные и трудоемкие заказы, полученные от римских пап. Гениальность мастера была заметна не только в его скульптурах. В живописи и архитектуре он тоже оставил немало шедевров. Но не всем его работам было суждено дожить до наших дней: некоторые из них были уничтожены или утеряны.
Кем был старик с картины Гирландайо и что у него с носом?
Флорентийский художник Доменико Гирландайо — автор грандиозных фресковых циклов на библейские сюжеты. Но, пожалуй, самая известная его работа — этот небольшой «Портрет старика с внуком», написанный более 500 лет назад.
Доменико Гирландайо. Старик с внуком. ок. 1490. Доска, темпера. 62.7 × 46.3 см. Лувр, Париж
Увы, о героях этой картины точно не известно ничего. Даже то, что это дедушка и внук — предположение искусствоведов, которым надо как-то называть картину в каталогах.
Что скрывают взгляд и жест мальчика? Он просит у дедушки совета и приготовился слушать? Он делится с ним своими детскими радостями или горестями? Просит рассказать, каким дедушка был в детстве? Спрашивает, станет ли и он сам когда-то таким же старым — без ангельских золотых локонов. но с разросшимся носом? Именно эти неразрешимые вопросы делают картину такой завораживающей, увлекающей.
Нос старика изуродован болезнью под названием ринофима. И здесь мы снова имеем дело с неизвестными: учёные до сих пор не сошлись во мнении относительно того, что же является причиной этого заболевания. Гипотезы выдвигаются такие: хронический воспалительный процесс (например, угревая болезнь), частый контакт с холодом, хронический алкоголизм.
Едва ли этот старик был алкоголиком. Скорее всего, это состоятельный мужчина, известный и уважаемый в обществе.
https://youtube.com/watch?v=rvEQwbnD_rA
Гирландайо также сделал рисованный портрет этого мужчины с больным носом. Тот факт, что мужчина изображён с закрытыми глазами, позволяет трактовать этот портрет как посмертный.
Этот рисунок хранится в Национальной галерее в Стокгольме.
Поскольку точный год создания «Портрета старика с внуком» и этого рисунка установить невозможно, есть две версии того, как всё могло быть.
Возможно, старика и внука Гирландайо написал при жизни дедушки. И дедушка был таким уважаемым человеком, что когда он умер — позвали художника, чтоб запечатлел его напоследок ещё раз.
Но всё могло быть и по-другому. Дедушка (и в этой версии он тоже уважаемый — к простолюдинам Гирландайо бегать бы не стал) умер. Художник набросал его портрет прямо на смертном одре. А уже после смерти — написал портрет покойного с внуком: так, будто дедушка ещё живой.
Кто мог заказать этот портрет во втором случае? Может быть, сын. Может быть, внук (например, внук на самом деле был уже взрослым, но если мёртвого дедушку можно изобразить живым, почему и внука не вернуть в прошлое?). А ещё, конечно, нельзя исключить, что этот мальчик — вовсе не внук, а поздний сын старика.
Посмотрим, какие еще работы создал автор этого портрета Доменико Гирландайо.
Старик и мальчик — не единственный портрет в творчестве Гирландайо:
Но всё же самые масштабные его произведения посвящены религиозным сюжетам:
Доменико Гирландайо основал целую художественную династию (живописцами были его брат и сын). В мастерской Гирландайо первый опыт приобретал юный Микеланджело.
Страшные шедевры: реальные покойники на картинах знаменитых художников
Работы Гирландайо
Портреты
Портрет мужчины , возможно, Марсилио Фичино, (ок. 1477 г.) Музей Метрополитен
Портрет старика с внуком , (ок. 1490) Лувр
Портрет Джованны Торнабуони , (1488) Музей Тиссена-Борнемисы , Мадрид
Портрет молодой женщины , музей Галуста Гюльбенкяна
Алтарь
Мадонна с младенцем, которой поклонялись святые Зенобий и Юстус (ок. 1483 г.), Уффици, Флоренция
Поклонение волхвов Innocenti , (1488-89), Ospedale degli Innocenti, Флоренция
Дворец Торнабуони (ок. 1490 г.), Старая пинакотека, Мюнхен
Фрески
Святой Иероним , (1480 г.), Оньиссанти, Флоренция
«Призвание апостолов» (1481), одна из серий « Жизни Христа», заказанная для Сикстинской капеллы.
Тайная вечеря , (1486) Сан-Марко, Флоренция
Подробности
Деталь Святого Иеронима в его кабинете , предметы натюрморта включают шляпу его кардинала, очки, песочные часы и печать.
Деталь пейзажа в Стигматах Святого Франциска
Деталь Тайной вечери в трапезной Сан-Марко, демонстрирующая умение Гирландайо естественным образом изображать фигуры и рисовать такие предметы, как бутылки, вишни и серебряную солонку.
Провенанс
Портрет находился во владении семьи Торнабуони в их дворце во Флоренции и перешёл к семье Пандольфини в XVII веке. Среди позднейших владельцев — барон Сейер и герцогиня Саган. Есть свидетельство о нахождении портрета в брайтонской коллекции Генри Уиллета (Henry Willet) в 1878 году, откуда он перешёл в собственность Родольфа Канна. Картина была приобретена банкиром Морганом в 1907 году и перешла в музей Тиссена-Борнемисы из нью-йоркской Библиотеки Моргана в 1935 году. Сохранилась фотография Западной комнаты Библиотеки Моргана, созданная до 1913 года, где портрет Джованны Торнабуони в современной раме стоит на мольберте среди других произведений библиотечного фонда.
У него также было острое соперничество с Рафаэлем
Рафаэль появился на художественной сцене в Италии эпохи Возрождения в 1504 году, и он сразу же заявил о себе. В 1508 году, когда ему было всего 26 лет, он избил Микеланджело с целью выиграть комиссию, чтобы нарисовать фреску в частной библиотеке Папы. Более того, Рафаэль с его обаятельностью стал фаворитом папы Льва X, который сменил папу Юлия II в 1513 году. Микеланджело, с другой стороны, был известен тем, что имел трудный характер, который привел к бурным отношениям с его покровителями. Хотя сейчас Микеланджело более известен, в то время Рафаэль был более популярным художником. Говорят, что Микеланджело «заставил Рафаэля нести на себе всю тяжесть его неослабевающей зависти, презрения и гнева». В связи с этим в своей знаменитой картине «Афинская школа» Рафаэль изобразил Микеланджело как философа Гераклита, легендарного по своему кислому нраву. Горечь их соперничества также может быть измерена тем фактом, что после смерти Рафаэля в 37 лет Микеланджело написал письмо, в котором Рафаэля обвинял в плагиате и утверждал, что все, что Рафаэль знал об искусстве, он скопировал его из работ.
Рафаэль
УСЫПАЛЬНИЦА ЮЛИЯ II
В 1505 году папа Юлий II предложил Микеланджело создать (разумеется, для собственной персоны) самую величественную усыпальницу христианского мира. Предполагалось, что это будет отдельный мавзолей девять на шесть метров, с просторной погребальной камерой внутри. Украшать гробницу должны были 40 установленных на трёх уровнях скульптур. На её возведение папа отвёл пять лет, хотя всем было ясно, что это совершенно нереальный срок — даже для такого работоголика, каким являлся Микеланджело
В 1506 году Юлий II приступил к реконструкции собора святого Петра в Риме, и этот грандиозный проект отвлёк его внимание — к собственной усыпальнице он заметно охладел. В результате гробница была закончена только в 1545 году, разместившись возле стены римской церкви Сан-Пьетро в Винколи (а не в соборе святого Петра, как планировал сам папа)
Из украшающих гробницу больших фигур три (среди них и знаменитая статуя Моисея) принадлежат резцу Микеланджело, остальные выполнены его помощниками. В парижском Лувре хранятся ещё две великолепные статуи, высеченные Микеланджело для этой усыпальницы в 1513 году. По каким-то причинам они не были установлены. Это «Умирающий раб» и «Восставший раб».
Последние годы
Заказом который стал заключительным аккордом в его жизни стал собор Святого Петра. Скульптор изменил всеобщее представление о создании фигур и представил монументальные формы в гибком и невесомом виде. Его абстрактное видение приземленных вещей делало его работу уникальной в своем роде. Человек представленный в статуях для фасада здания подан в богемном подобии. Четкость и характер рельефов создавали причудливую игру светотени. Большое доверие, которое показал папа и его окружение подтолкнуло скульптора к написанию в указе на исполнение заказа, пункта об абсолютно бесплатной работе над проектом.
18 февраля 1564 года скульптор ушел из жизни, его последними словами стало завещание. Кратко, но довольно ясно он объяснил свою последнюю волю: «Я отдаю душу Богу, тело земле, имущество родным». С начало прах Микеланджело намеревались захоронить в Риме, но позже он был секретно переправлен во Флоренцию и захоронен в стенах церкви Санта-Кроче.
История фрески
По заказу Папы Римского Сикста IV в конце XV века было построено здание знаменитой Сикстинской капеллы. По замыслу здание должно было напоминать стены крепости, символизируя стойкость и неприступность истинной веры для пороков и грехов.
Украшением внутренних помещений капеллы, в том числе и центральной части потолка, занимались великие художники того времени. Одним и них стал Микеланджело, оставивший там свою бессмертную работу – «Сотворение Адама».
Даниэле да Вольтерра «Портрет Микеланджело Буонарроти», ок.1544 годаМестонахождение: Метрополитен-музей, Нью-Йорк, США
Как рассказывает история, инициатором росписи стен капеллы во внутренних помещениях стал папа Юлий II. В этих комнатах должны были проходить различные религиозные торжества и ритуалы, а значит, декоративное оформление должно было соответствовать обстановке, позволять людям погрузиться в мир библейских сказаний и истин.
Что интересно, прежде Микеланджело не занимался созданием фресок, да и в самой капелле изначально не планировал такой работы. Буонарроти пригласили для другого дела. Юлий II решил создать собственную гробницу при жизни, для чего и потребовался опытный скульптор.
Донато Браманте, любимец папы Юлия II, стал косвенным “виновником” создания шедевра Микеланджело
Как гласит предание завистник и конкурент Микеланджело, Браманте, решил помешать ему. Он убедил папу, что строительство гробницы при жизни – дурной знак, и тот отказался от своей идеи. Однако Браманте не успокоился. Он убедил Юлия II потребовать от Микеланджело роспись потолка Сикстинской капеллы.
От себя хочу заметить, что подобное задание требовало не только невероятного мастерства, но и огромных затрат физических сил. Однако Буонарроти принял вызов. Позднее о своей работе в Сикстинской капелле Микеланджело писал:
Микеланджело Буонарроти «Сотворение Адама», между 1508 и 1512 годамиМестонахождение: Сикстинская капелла, Ватикан, Рим, Италия
Роспись Сикстинской капеллы действительно оказалась страшным испытанием для мастера, здоровье которого было подорвано, однако она оставила нам бессмертные творения, что вошли в список гениальных шедевров человечества.
Учеба и творчество
В юношестве, обучаясь у Гирландайо, молодой гений быстро начал достигать успехов в живописи. Его работа «Мучения святого Антония» написана в период пребывания в мастерской Доменико. После удачной рекомендации наставника над юношей взял покровительство Лоренцо Медичи. Он почитал искусство и смог по достоинству оценить способности юного дарования.
Новым учителем и наставником в живописи (при дворе Медичи) стал Бертольдо ди Джованни – скульптор и ученик Донателло. Это сотрудничество позволило молодому Буонарроти углубиться в изучение скульптуры, что нравилось ему гораздо больше живописи. Это дело захватило юношу целиком.
Лодовико был не в восторге от занятий сына, считая эту работу недостойной для продолжателя знатного рода. Именно Лоренцо Медичи пришлось переубеждать упрямого отца талантливого юноши. И ему это удалось, хотя, пришлось пообещать почетную и прибыльную должность.
При дворе Медичи начинающий художник получил знания не только в живописи и скульптуре. В этой обители искусства произошло становление его личности благодаря общению с важными и гениальными мыслителями и учеными того времени.
Молодой мастер был погружен в Платоновское мировоззрение и идеи гуманизма, что начало оказывать влияние на его творчество. Талант юного Микеланджело начал рано проявляться. Его работы стали узнаваемы, например, «Мадонна у лестницы», созданная для коллекции Медичи. В обучении молодой скульптор не только слепо подражал состоявшимся мастерам, но и искал свой собственный стиль.
Художник страстно погружался в работу, отдавая ей почти все свое время. Именно ему принадлежит высказывание: «Искусство ревниво: оно требует, чтобы человек отдавался ему всецело».
Вся обстановка во дворе Медичи стимулировала талант Буонарроти. В довольно юном возрасте (15-17 лет), он создает несколько небольших рельефных композиций и статуй:
Голова смеющегося Фавна. (1488-1489 гг). Мрамор
Мне нравитсяНе нравится
Мадонна у лестницы (1490 год), 55×40 см. Барельеф/мрамор
Мне нравитсяНе нравится
Битва кентавров (1492 год) 84×90 см. Барельеф/мрамор
Мне нравитсяНе нравится
Геркулес (1492-1493 гг). 235 см. Мрамор. Утерянная скульптура
Мне нравитсяНе нравится
Деревянное распятие
Распятие (1493 год) 139×135 см. Дерево
Мне нравитсяНе нравится
Все больше времени талантливый юноша стал посвящать занятиям скульптурой, но и обучение живописи не прекращал. Ему стало недостаточно просто смотреть на внешний вид человека, чтобы создавать свои творения
Ему было важно понять, как тело человека устроено изнутри, и ради этого мастер нарушил закон
По ночам молодой человек тайно пробирался в покойницкую, вскрывал тела умерших людей и изучал анатомию. Им двигало желание показать совершенство человеческого тела в своих скульптурах. Под покровительством Медичи молодой Буонарроти творил 4 года, после чего встал на самостоятельный путь в искусстве.
Работы Гирландайо
Портреты
Портрет мужчины, возможно, Марсилио Фичино (ок. 1477 г.) Метрополитен-музей
Портрет старика с внуком, (ок. 1490) музей Лувр
Портрет Джованны Торнабуони, (1488) Museo Thyssen-Bornemisza, Мадрид
Портрет молодой женщины, Музей Галуста Гюльбенкяна
Алтарь
Мадонна с младенцем, почитаемая святыми Зенобием и Иустом, (ок. 1483), Уффици, Флоренция
Невинное поклонение волхвов, (1488-89), Ospedale degli Innocenti, Флоренция
Пала Торнабуони, (ок. 1490), Старая пинакотека, Мюнхен
Фрески
Святой Иероним, (1480), Оньиссанти, Флоренция
Призвание апостолов, (1481), одна из серий в Жизнь Христа заказан для Сикстинская капелла
Тайная вечеря, (1486) Сан-Марко, Флоренция
Подробности
Деталь Святой Иероним в своем кабинете. Натюрморт предметы включают шляпу его кардинала, очки, песочные часы и печать.
Деталь пейзажа в Стигматы Святого Франциска
Деталь Тайная вечеря в трапезной Сан-Марко демонстрирует мастерство Гирландайо в естественном изображении фигур и росписи таких предметов, как бутылки, вишни и серебряные солонки.
Смерть гения
Перед смертью Микеланджело сжег много своих рисунков и стихов. Великий мастер умер 18 февраля 1564 г. в возрасте 88 лет от болезни. При его смерти присутствовали врач, нотариус и друзья, в том числе Томмазо Кавальери. Наследником имущества, а именно 9000 дукатов, рисунков и неоконченных статуй, стал племянник Микеланджело Леонардо.
Где похоронен Микеланджело Буонарроти?
Микеланджело хотел быть похороненным во Флоренции. Но в Риме уже все было подготовлено к роскошному погребальному обряду. Леонардо Буонарроти пришлось выкрасть тело дяди и тайком вывезти в родной город. Там Микеланджело торжественно похоронили в церкви Санта Кроче рядом с другими великими флорентийцами. Гробницу проектировал Джорджио Вазари.
Гробница Микеланджело Буонарроти
Микеланджело был мятежным духом, прославляющим божественное в человеке. Значение его наследия сложно переоценить. Он был не просто представителем итальянского Ренессанса, он стал огромной частью мирового искусства. Микеланджело Буонарроти сейчас остается одним из величайших гениев человечества и будет таким всегда.
Биография
Доменико Гирландайо родился в семье искусного ювелира Томазо Бичарди. Сохранились сведения о том, что ювелирные гирлянды, которые он делал для украшения женских головных уборов, были в большой моде; благодаря этому Томазо получил прозвище «гирляндщик» (ghirlandaio), перешедшее к его сыновьям и внукам.
Доменико Гирландайо собирался также стать золотых дел мастером, но рано обнаружил в себе замечательные способности живописца. Его учителем был Алессио Бальдовинетти. К раннему творчеству Гирландайо относятся фрески, выполненные им в Риме. Из этих работ сохранилось только «Призвание к апостольству св. Петра и Андрея» и фреска с изображением блаженного Иеронима в церкви Оньисанте во Флоренции. Всё окружающее блаженного Иеронима представляет картину полнейшего домашнего затишья, выполненную в манере тогдашних нидерландских художников и, наконец, «Тайная Вечерь» в трапезной церкви Оньисанте, отличающаяся индивидуальностью всех персонажей.
Гирландайо проявил свой талант во фресках часовни Сассетти в церкви Санта-Тринита во Флоренции, изображающих события из жития св. Франциска. Выделяется фреска, изображающая смерть св. Франциска. Торжественное расположение целого, строгость отдельных фигур, мужественное выражение сострадательного участия в лицах и совершенство технического выполнения — все эти качества ставят эту картину высоко. В изображениях на дисках своеобразная манера Доменико Гирландайо не так заметна; при том в них неприятно поражает глаз известная пестрота и преобладание ярко-красного цвета. Им не менее, в числе этих картин встречаются весьма замечательные, как, например, «Поклонение волхвов» в церкви флорентийского воспитательного дома (agli Innocenti). Две Мадонны его работы находятся в флорентийской Академии. Одна из картин, помеченная 1485 годом, «Поклонение пастырей» с языческим саркофагом, заменяющим ясли. «Посещение св. Девы» находится в Лувре. «Мадонна» в сиянии с четырьмя святыми, в Берлинском музее.
Доменико Гирландайо довёл направление искусства своего времени до особенной степени совершенства: портрет, в обширном смысле этого слова — вот что преимущественно выдается в произведениях Гирландайо, а именно помещение в церковно-исторических изображениях портретов современников для увековечения памяти о них. Просто и спокойно стоят эти лица в качестве зрителей или свидетелей по сторонам священного события. Их отношение к главному предмету можно сравнить с значением, какое имели хоры в греческой трагедии. Гирландайо обыкновенно облекает фигуры зрителей в тогдашний обычный костюм и окружает их богатой флорентийской архитектурой с умно рассчитанной перспективой. Формы всегда прекрасно переданы, особенно природа схвачена с поразительной правдой. Технические приемы в стенописных работах Гирландайо обличают небывалое совершенство. Гирландайо усовершенствовал передачу воздушной перспективы. Кроме того, он считается основателем школы, создавшей Микеланджело Буонаротти.
Личная жизнь
Всю свою жизнь Микеланджело посвятил искусству. Он так и не женился, у него не было детей. Жил он аскетично. Увлекшись работой, мог ничего не есть кроме корки хлеба и спать в одежде, чтобы не тратить силы на переодевание. Отношения с женщинами у художника не складывались. Некоторые исследователи предполагают, что у Микеланджело были интимные связи с его учениками и натурщиками, однако достоверных сведений об этом нет.
Томмазо Кавальери
Известно о его близкой дружбе с римским дворянином Томмазо Кавальери. Томмазо годился художнику в сыновья и был очень красив. Микеланджело посвятил ему множество сонетов и писем, открыто говоря о своих пылких чувствах и восхищаясь достоинствами юноши. Однако судить о художнике по сегодняшним меркам нельзя. Микеланджело был поклонником Платона и его теории любви, которая учила видеть прекрасное не столько в теле, сколько в душе человека. Высшей стадией любви Платон считал созерцание прекрасного во всем окружающем. Любовь к другой душе по Платону приближает к любви Божественной. Томмазо Кавальери поддерживал дружеские отношения с художником до самой его смерти и стал его душеприказчиком. В возрасте 38 лет он женился, его сын стал известным композитором.
Микеланджело Победа(исследователи считают, что в этой работе Микеланджело изобразил Томмазо и себя)
Виттория Колонна
Еще одним примером платонической любви называют отношения Микеланджело с римской аристократкой Витторией Колонна. Встреча с этой выдающейся женщиной произошла в 1536 г. Ей было 47 лет, ему ‒ за 60. Виттория принадлежала к знатному роду, носила титул принцессы Урбинской. Ее мужем был маркиз де Пескара, известный военачальник. После его гибели в 1525 г. Виттория Колонна больше не стремилась выйти замуж и жила уединенно, посвятив себя поэзии и религии. С Микеланджело ее связывали платонические отношения. Это была большая дружба между двумя уже немолодыми, повидавшими многое в жизни людьми. Они писали друг другу письма, стихи, проводили время в долгих беседах. Смерть Виттории в 1547 г. глубоко потрясла Микеланджело. Он погрузился в депрессию, Рим ему опротивел.
Себастьяно дель Пьомбо Портрет Виттории Колонна
Биография Доменико Гирландайо
Доменико ди Томмазо Бигорди родился в 1449 году во Флоренции в семье ювелира Томмазо Бигорди. Поскольку обнаруженный в архивах Томмазо ди Коррадо, родившийся в 1424 году во Флоренции от брака Коррадо ди Доффо (или Доссо) и Катерины ди Франческо Геруччи, упоминается в налоговых документах как кожевенник, мелкий торговец шёлком, торговец венками и торговый посредник, но нигде не упоминается как золотых дел мастер, ряд исследователей высказывал сомнение в том, что этот человек мог быть отцом Доменико.
Тем не менее Джорджо Вазари пишет об отце Гирландайо как об известном ювелире, а в посмертной записи в реестре усопших прихода Св. Павла сообщается: «Доменико, сын Томмазо, внук Куррадо Бигорди». Доменико был первенцем среди пяти детей ювелира Томмазо Бигорди, все сыновья которого: Доменико (род. 1449), Давид (род. 1451) и Бенедетто (род. 1457) стали художниками.
О чрезмерной натуралистичности одной картины
Доме́нико Гирланда́йо — один из ведущих флорентийских художников Кватроченто, основатель художественной династии, которую продолжили его брат Давид и сын Ридольфо. Глава художественной мастерской, где подвизался юный Микеланджело.
Во времена, когда в живописи правил реализм, на холсты к мастерам попадали все элементы эпохи, будь то прекрасное или безобразное. Одно из доказательств тому — артрит на руках рубенсовских натурщиков. Другое — ринофима, заболевание носа. Врач Алексей Водовозов делится предположительными діагнозами.
Обычно героями картин становились правители и простолюдины, города и гавани, скалы и море. Но чтобы центральное место на полотне занимала болезнь — такое в истории искусства встречается чрезвычайно редко
Один из самых известных случаев — работа Доменико Гирландайо «Портрет старика с внуком», немалое внимание в которой уделено ринофиме, особому обезображивающему заболеванию носа
Фрески вместо золота
Доменико Гирландайо (настоящее имя — Domenico di Tommaso Curradi di Doffo Bigordi
) родился в 1449 году.
Доменико должен был стать золотых дел мастером, как и его отец, но у мальчика очень рано обнаружился талант живописца, так что он стал родоначальником новой, художественной династии.
Гирландайо расписывал храмы Рима, одно время он руководил фресочной мастерской, где трудился юный Микеланджело Буонаротти. Фрески художника, изображавшие библейские сюжеты, отличались реалистичностью — в качестве натурщиков ему с удовольствием позировали горожане, в том числе и знатные. Его творения отличались совершенной воздушной перспективой, а также потрясающей прорисовкой портретов.
Он расписывал капеллы Сассетти и Торнабуони, работал он и в знаменитой на весь мир Сикстинской капелле.
Против правил
Доменико Гирландайо «Старик с внуком», 1490 год
Эта картина выделяется среди всех работ других мастеров Кватроченто тем, что нарушает целый свод неписанных законов изобразительного искусства того времени.
Во-первых, она слишком натуралистична. Правильные анатомические пропорции изображенных людей, тщательно прописанный пейзаж за окном, а также множество эмоциональных оттенков на лице обоих героев картины.
Во-вторых, на портрете изображен откровенно некрасивый внешне старик, который, тем не менее, просто излучает любовь и нежность. У художников того времени главенствовала концепция единства внутреннего и внешнего мира человека.
В центре внимания
Но самое главное отступление от правил — безусловным акцентом картины стала болезнь, уродующая внешность. Ринофима (от греч. ῥινός — «нос», φῦμα «нарыв» или “нарост”)— хроническое заболевание кожи носа, причина возникновения которого до сих пор не выяснена. Она поражает чаще всего мужчин в возрасте 40-50 лет.
Разрастания могут быть в виде бугров или узлов, очень непривлекательными на вид — мягкой консистенции, с блестящей сальной поверхностью и большим количеством расширенных сосудов и сальных желез, из устьев которых выделяется кожное сало. Цвет узлов варьирует от нормального «кожного» до восковидно-багрового.
Иногда всё это может озлокачествляться.
В наше время ринофиму лечат только хирургически, удаляя разрастания и даже часть здоровых тканей. А в XV веке заболевание обрекало людей на отверженность, клеймо уродства. Тем не менее, Гирландайо своей картиной ясно дал понять: важна не только внешняя красота.
Старик определенно списан с реально существовавшего человека. Не исключено, что художник был с ним очень хорошо знаком — сохранился как минимум еще один рисунок с посмертным изображением этого же персонажа.
Непростая судьба
Что было с портретом в течение 400 лет — неизвестно. Современная история картины начинается с 1880 года: берлинский Музей Боде отказался купить ее, сославшись на непрезентабельное состояние, зато Лувр оказался менее привередливым.
Действительно, доска, на которой написана работа, была вся испещрена глубокими царапинами.
А посмертный рисунок «Голова старика» хранится в Национальном музее Швеции в Стокгольме.
Доменико Гирландайо «Голова старика», около 1488 года
Судя по всему, прототип обоих произведений умер вскоре после того, как Гирландайо написал его портрет с внуком.
______________________________________
Продолжаем изучать медицину в творчестве:
Идиотизм, косоглазие и еще 4медицинских диагноза Моны Лизы
Патология в искусстве: чем болели на картинах Возрождения
Внешние ссылки [ править ]
СМИ, связанные с Гирландайо, на Викискладе?
- Доменико Гирландайо в Британской энциклопедии
- ghirlandaio.it , Музеи и выставки Флоренции
- Интернет-галерея искусства
- Гирландайо в виртуальной картинной галерее Panopticon
- Фрески капеллы Сассетти Гирландайо
- Где найти работы Гирландайо во Флоренции
- Выставка Гирландайо и Флоренции эпохи Возрождения
- Итальянская живопись: флорентийская школа , коллекционный каталог, содержащий информацию о художнике и его работах (см. Страницы: 128-137).
- Доменико Гирландайо в Национальной художественной галерее
- Карл Брэндон Штрелке, « Человек Печали (Христос в терновом венце) Доменико Гирландайо (кот 1176a.) » В имени Джона Г. Джонсон Коллекция: история А и Избранные труды , в Музей искусств Филадельфии бесплатный цифровой публикации.
vтеДоменико Гирландайо | |
---|---|
Картины |
|
Связанный |
|
vтеИскусство Сикстинской капеллы | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Жизнь Моисея |
|
||||||
Жизнь Христа |
|
||||||
Потолок 9 ( Галерея ) |
|
||||||
Стена алтаря | |||||||
Гобелены | |||||||
Связанный |
|
||||||
|
Авторитетный контроль |
|
---|