Аркадий александрович пластов (художник) — краткая биография

Содержание

  • Слайд 1

    Составитель: Мамина Елена Васильевна.

  • Слайд 2

  • Слайд 3

  • Слайд 4

    Музей Пластова в г. Ульяновске

  • Слайд 5

  • Слайд 6

  • Слайд 7

  • Слайд 8

  • Слайд 9

  • Слайд 10

  • Слайд 11

  • Слайд 12

    Сенокос

  • Слайд 13

    Полдень

  • Слайд 14

  • Слайд 15

    Первый снег

  • Слайд 16

  • Слайд 17

  • Слайд 18

  • Слайд 19

    • Аркадий Александрович Пластов – известный русский художник.
    • Какие картины Пластова ты знаешь?
    • О чём любил рисовать художник А.А. Пластов?
    • Дополни предложение из текста.
    • Найди в тексте прилагательные, глаголы, существительные.
    • Подбери однокоренные слова к слову «рисовать».
    • Послушай, что лишнее (картина, художник, музей, гнездо).
  • Слайд 20

    Аркадий Александрович – известный русский художник. Его дед был иконописцем и архитектором. Отец расписывал вместе с дедом церковь в родном селе Прислониха. Он начал рисовать с детства. В Москве учился в училище живописи. Художник любил деревню, долго жил и работал в родной Прислонихе, рисовал для детей. О жизни деревенских ребят художник написал много картин: «По грибы», «Пастушок», «Первый снег» и другие.

  • Слайд 21

    А. А. Пластов со своим первым учителем — художником Дмитрием Ивановичем Архангельским и внуком Николаем.

  • Слайд 22

  • Слайд 23

  • Слайд 24

    Художник Николай Николаевич Пластов, внук и главный хранитель наследия деда (в мастерской на Верхней Масловке).

  • Слайд 25

  • Слайд 26

  • Слайд 27

  • Слайд 28

  • Слайд 29

  • Слайд 30

  • Слайд 31

  • Слайд 32

  • Слайд 33

    Картина Саша Маликов отражает весь трагизм послевоенных лет, где у детей нет детства, и где верный пес становится единственной отрадой и опорой. Разве это не страшно? Становится интересной судьба мальчика: что ему пришлось пережить? Есть ли у него родители? Что ожидает его в дальнейшем? На все эти вопросы дать точного ответа нельзя, но можно предположить, что мальчик – сирота, его родители погибли в Великой Отечественной войне, а сейчас он живет в одном из многочисленных детских домов СССР. Он испытывает нужду не только в еде, но и в родительской ласке и заботе, которых его лишила война. Такова была судьба многих подростков тех, не очень далеких лет, а Саня Маликов – это лишь один из ярких трагичных примеров, коими была полна вся страна.

  • Слайд 34

    • I Вступление. Слово о художнике.
    • II Основная часть. Описание картины.
    • Сюжет картины;
    • лицо мальчика;
    • фигура;
    • одежда;
    • щенок;
    • характер мальчика.
    • III. Заключение. Впечатление от картины.
  • Слайд 35

  • Слайд 36

    Примерный текст сочинения

    • Николай Аркадьевич Пластов – сын легендарного мастера живописи Аркадия Александровича Пластого. Сын тоже стал художником, мастером портретного жанра.
    • Одна из самых трогательных работ Н.А. Пластова – картина «Саня Маликов». Это портрет мальчика лет двенадцати, сидящего на стуле с высокой спинкой. Саня изображён на тёмном фоне, отчего лицо его кажется очень бледным. У мальчика тонкие, немного мелкие черты лица. Глаза карие, слегка прозрачные. Нос аккуратный, правильной формы. Рот небольшой, губы тонкие. Волосы у мальчика рыжеватые, он хорошо подстрижен. На портрете мальчик изображён только по пояс, но всё равно видно, что Саня стройный, очевидно, довольно высокого роста. Кисть руки, которая видна на портрете, худая, пальцы длинные и тонкие. Одет мальчик в тёмно-синий свитер. На руках он держит щенка. Он чёрного цвета, и только лишь мордочка светлая. Длинные уши свисают по бокам. Мне кажется, что Саня Маликов добрый, любит животных, заботится о них.
    • Мне эта картина понравилась. Глядя на неё, тоже хочется стать добрым и отзывчивым.

Посмотреть все слайды

Бонус

А теперь для тех, кто ходил в школу в советское время. Вспомните вкладыши учебников советского периода, которые буквально пестрели репродукциями картин Аркадия Пластова. Я хорошо их помню с детства. А вы?

И в завершение хотелось бы сказать, что уникальный дар художника заключался в его умении идти от сиюминутного к вечному: конкретность жизненных сюжетов обрела под его кистью поистине метафорическое значение. А стремление передать через образы обычных крестьян и их быт глубокий философский смысл, характерный для художника прием, лег в основу авторского почерка и стиля.

До последнего вздоха Аркадий Пластов жил и трудился среди своих земляков, никогда не отделяя себя от них. Он так убедительно и страстно воссоздавал маленький мир деревни и ее жителей на своих полотнах, что иногда, кажется, его творения будто выросли из той самой жизни, раскрыв нам ее высший, сокровенный смысл.

И в продолжение темы о художниках, репродукции картин которых красовались на станицах учебников советской эпохи, прочтите статью: Что рисовала художница, которую знали все советские школьники по картине в учебнике «Родная речь»: Пост памяти Ксении Успенской.

Биография

Полотна Пластова полны жизнеутверждающей силы. Через цвет и благодаря цвету он наполняет свои картины живым, трепетным чувством. Художник говорит: «Я люблю эту жизнь

А когда из года в год видишь ее… думаешь, что надо об этом поведать людям… Жизнь наша полна и богата, в ней так много потрясающе интересного, что даже обыкновенные будничные дела наших людей приковывают внимание, потрясают душу. Это надо уметь видеть, замечать».Аркадий Александрович Пластов родился 31 января 1893 года в селе Прислониха Симбирской губернии в семье деревенского иконописца

Родители его мечтали, чтобы сын стал священником. По окончании трех классов сельской школы, в 1903 году Аркадия отдали в Симбирское духовное училище. Еще через пять лет он поступил в Симбирскую духовную семинарию.Весной того же 1908 года он близко столкнулся с работой артели иконописцев, подновлявших церковь в Прислонихе. «Когда начали ставить леса, – пишет художник в своей автобиографии, – тереть краски, варить на крутом берегу речки олифу, я сам был не свой и ходил, как зачарованный, около приехавших чудодеев». Наблюдая, как на стенах старой, закопченной церкви рождался новый, невиданный мир образов, мальчик твердо решил: «Быть только живописцем и никем более».Летом 1912 года, решив посвятить себя искусству, Аркадий поехал в Москву. Он так описывает свою встречу со столицей: «Сам не свой, я брожу по Москве, как во сне. Кремль, Красная площадь, соборы, потом Третьяковка. Можно ли описать эти сверхъестественные переживания? Это блаженство, от которого я – крепкий, как жила, парень в 19 лет – задыхался, точно я нес на плечах дом в три этажа. Выразишь ли словами клятвы, какие давались перед этими таинственными и мощными созданиями гениев?»Сначала Пластов обучается в мастерской И.И. Машкова, а затем в Строгановском училище, где его учителями были С.С. Алешин и Ф.Ф. Федорковский. В 1914 году Пластов поступает в Училище живописи, ваяния и зодчества, где занимался у скульптора С.М. Волнухина и живописцев А.М. Корина, А.М. Васнецова, А.Е. Архипова, А.С. Степанова, Л.О. Пастернака.После Октябрьской революции в 1917 году Пластов уехал домой в деревню. Почти восемь лет он жил в Прислонихе, работал секретарем сельсовета, крестьянствовал, много рисовал, мечтал «в целом цикле картин развернуть эпопею крестьянского житья-бытья». Тогда художник начал писать этюды, изображая окрестную природу и своих земляков.

Страница 1 из 5 | Следующая страница

Другие биографии:

Аркадий Борисов Аркадий Гайдар Константин Алексеевич Коровин Исаак Ильич Левитан Виктор Михайлович Васнецов

Творчество

Аркадий Пластов — «певец советского крестьянства». Одна из первых значительных работ «Купание коней» была им дополнена для выставки «20 лет РККА». Для выставки «Индустрия социализма» он тоже написал картину под названием «Колхозный праздник» (1937), в котором «красочно передал новый быт социалистической деревни». Другое яркое произведение — «Колхозное стадо» (1938). Общие черты его картин — жанровая сцена не мыслится вне пейзажа, вне русской природы, которая всегда трактуется лирически. Другая его особенность — отсутствие конфликта или особого момента, события в сюжете — хотя поэтическая выразительность образа при этом создается.

В работах Пластова отражены испытания советского народа в годы Великой Отечественной войны («Фашист пролетел», 1942), патриотический труд женщин, стариков и детей на колхозных полях в военные годы («Жатва», «Сенокос», 1945, обе картины удостоены в 1946 Сталинской премии), праздник выборов в Верховный Совет («Едут на выборы», 1947), послевоенный трудовой подъем («Колхозный ток», 1949, «Ужин трактористов», 1951), быт русской деревни («Родник», 1952, «Летом», 1954). Так же широко известна получившая широкий резонанс в обществе картина «Весна». Главная героиня картины была прозвана «Северной Венерой».

Яркость и эмоциональность замысла отличают работы Пластова в области иллюстрации («Мороз, Красный нос» Н. А. Некрасова, 1948; «Капитанская дочка» А. С. Пушкина, 1948—1949; произведения Л. Н. Толстого, 1953; рассказ А. П. Чехова, 1954, и др.), пейзажа, сельскохозяйственного плаката. Красочные образы деревенской жизни и родной природы Пластов запечатлел в акварелях к книгам для детей. Некоторым произведениям художника недостает глубокого раскрытия и обобщения черт нового в колхозной жизни; но в лучшей своей части творчество Пластова тесно связано с передовыми идеями современности и реалистическими традициями русского искусства и отличается ярко выраженным национальным характером, народностью образов, поэтичностью замысла, выразительностью колористических решений. Мастер при жизни стал признанным классиком советской живописи. Репродукции его картин постоянно включались во все школьные учебники и хрестоматии.

Презентация на тему: » Беседа о художнике Пластове и его картинах. Аркадий Александрович Пластов.» — Транскрипт:

1

Беседа о художнике Пластове и его картинах

2

Аркадий Александрович Пластов

3

Аркадий Александрович Пластов- Выдающийся художник Выдающийся художник Известный живописец Известный живописец Знаменитый мастер бытового жанра Знаменитый мастер бытового жанра Русский певец колхозной деревни Русский певец колхозной деревни

4

Пластов родился в 1893 (тысяча восемьсот девяносто третьем году) в деревне Прислонихе под Симбирском.

5

Здесь прошло его детство. В родной Прислонихе проводил он большую часть жизни.

6

Учился Пластов в московском училище живописи

7

Художник написал много замечательных картин: Апрель

8

Отдых

9

Ужин тракториста

10

Дети

11

Косцы

12

Летом

13

Его картины раскрывают красоту и силу родной земли, выражают восхищение человеком – тружеником. Любимые герои Пластова – деревенские ребятишки

14

Умер художник в 1972(тысяча девятьсот семьдесят втором) году

15

Задай вопросы о художнике: Как зовут художника? Когда родился художник? Когда умер Пластов? Сколько прожил художник? Где родился Пластов? Где учился живописец? Какие картины написал художник? О чём его картины?

16

Вы любите лето? Почему? Кто летом собирал грибы, ягоды в лесу?

17

Что привлекло ваше внимание? Летом, написанная в 1954 году

18

Яркая, солнечная опушка леса Девочка и женщина отдыхают Корзина и ведро с грибами Глиняный кувшин с ягодами Красная косынка на голове у девочки

19

Кого изобразил художник? На картине мы видим женщину и девочку. Наверно, это мать с дочкой или бабушка с внучкой

20

Опишите женщину. Женщина в синем платье, видно, очень устала, утомилась от долгой ходьбы по лесу. Она лежит в густой траве и дремлет, прикрыв лицо от солнца рукой.

21

Опишите девочку. Девочка сидит на траве, вытянув босые ноги, неторопливо обрывает с ветки спелые сочные ягоды и бросает их в кружку. На ней белое платье и красный платочек.

22

Опишите друга девочки. Собака лежит около девочки, вытянув вперёд лапы и положив на них морду. Глаза у собаки прикрыты, уши опущены.

23

Где расположились грибники? Грибники расположились на тихой лесной полянке в тени под густыми ветвями берёз, чтобы отдохнуть. Опушка дышит прохладой, среди зелени пестреют голубые колокольчики, ромашки и жёлтые лютики.

24

Как художник показывает, что стоит солнечный день? Ослепительное солнце озаряет всю поляну и окрашивает её в желтоватый цвет. Яркий свет так и играет на листьях берёз, освещая их, а в тени они тёмно – зелёные.

25

Какие цвета преобладают в картине «Летом»? Преобладают тёплые цвета: зелёный, светло- зелёный, белый, жёлтый, светло- коричневый, розовый, красный

26

Художник использует яркие цвета, которые придают картине особую красоту, вызывают чувство радости.

27

Составьте словосочетания со словами «зелёный – изумрудный» Играют зайчики в изумрудной траве. В изумрудной траве стоит корзина и ведро, наполненные грибами. Изумрудная зелень окружает грибников Изумрудные листья не шелохнутся, потому что в лесу тихо, безветренно

28

Составьте словосочетания со словами «яркий – ослепительный Ослепительный луч солнца освещает поляну Яркие краски радуют глаз Ослепительное солнце озаряет всю поляну Ослепительный свет солнца играет на листьях

29

План. 1.Художник и его картина. 1.Художник и его картина. 2. Укромный лесной уголок. 2. Укромный лесной уголок. 3. грибники отдыхают. 3. грибники отдыхают. 4.Щедрая природа леса. 4.Щедрая природа леса. 4. Моё отношение к картине «Летом». 4. Моё отношение к картине «Летом».

Творчество

Аркадий Пластов — «певец советского крестьянства». Одна из первых значительных работ «Купание коней» была им дополнена для выставки «20 лет РККА». Для выставки «Индустрия социализма» он тоже написал картину под названием «Колхозный праздник» (1937), в котором «красочно передал новый быт социалистической деревни». Другое яркое произведение — «Колхозное стадо» (1938). Общие черты его картин — жанровая сцена не мыслится вне пейзажа, вне русской природы, которая всегда трактуется лирически. Другая его особенность — отсутствие конфликта или особого момента, события в сюжете — хотя поэтическая выразительность образа при этом создается.

В работах Пластова отражены испытания советского народа в годы Великой Отечественной войны («Фашист пролетел», 1942), патриотический труд женщин, стариков и детей на колхозных полях в военные годы («Жатва», «Сенокос», 1945, обе картины удостоены в 1946 Сталинской премии), праздник выборов в Верховный Совет («Едут на выборы», 1947), послевоенный трудовой подъем («Колхозный ток», 1949, «Ужин трактористов», 1951), быт русской деревни («Родник», 1952, «Летом», 1954). Так же широко известна получившая широкий резонанс в обществе картина «Весна». Главная героиня картины была прозвана «Северной Венерой».

Яркость и эмоциональность замысла отличают работы Пластова в области иллюстрации («Мороз, Красный нос» Н. А. Некрасова, 1948; «Капитанская дочка» А. С. Пушкина, 1948—1949; произведения Л. Н. Толстого, 1953; рассказ А. П. Чехова, 1954, и др.), пейзажа, сельскохозяйственного плаката. Красочные образы деревенской жизни и родной природы Пластов запечатлел в акварелях к книгам для детей. Некоторым произведениям художника недостает глубокого раскрытия и обобщения черт нового в колхозной жизни; но в лучшей своей части творчество Пластова тесно связано с передовыми идеями современности и реалистическими традициями русского искусства и отличается ярко выраженным национальным характером, народностью образов, поэтичностью замысла, выразительностью колористических решений. Мастер при жизни стал признанным классиком советской живописи. Репродукции его картин постоянно включались во все школьные учебники и хрестоматии.

Художник Аркадий Пластов: картины, биография

Биография Пластова

Произведения Пластова отличаются стремлением к безыскуссности и простоте. В них всегда чувствуется большой живописный талант художника. Родился Пластов в селе Прислониха, бывшей Симбирской губернии. Отец и дед его были иконописцами, занимались и церковной архитектурой. Мальчиком Аркадий Пластов был отдан в духовное училище, затем он перешел в семинарию. Здесь на уроках рисования и выявились впервые его художественные способности. В Москве, куда привела юношу тяга к искусству, ему не удалось сразу поступить в Училище, живописи, паяния и зодчества. Пришлось пойти учиться в Строгановку, в скульптурную мастерскую. Только через два года он попал в Училище живописи, но пришлось заниматься там на скульптурном отделении у С. М. Волнухина.

Великая Октябрьская социалистическая революция застала Пластова па третьем курсе. Развернувшиеся события отодвинули учебные заботы. Начинающий художник вернулся в родную Прислониху. Как самый грамотный из односельчан, он сразу был избран в сельсовет, в комитет бедноты, участвовал в организации помощи голодающим. Пластов получил земельный надел и до 1925 года крестьянствовал, делая одновременно впрок этюды, эскизы, мечтая о цикле картин на темы деревенской жизни. Все эти заготовки погибли в 1931 году во время пожара, но несчастье не сломило художника, он нашел в себе силы по-настоящему засесть за картину. В середине 1930-х годов Пластов начал выставлять свои произведения. Картины «Колхозный праздник» (1937). «Стадо» (1938), «Купание коней» (1938) принесли ему известность. Подлинная слава пришла к художнику в годы Великой Отечественной войны, когда на выставке в Третьяковской галерее появилось его полотно «Фашист пролетел» (1942). Оно было одним из самых сильных среди полотей советских живописцев в ту пору. Каждого, кто видел картину, охватывало острое, щемящее чувство боли за родную землю, поруганную врагом. Бессмысленность трагически оборвавшейся жизни маленького пастушонка была особенно впечатляюща па фоне мирной природы, в тихом уголке, где нет и намека на войну.

В 1945 году Аркадий Пластов написал картину «Сенокос», которая прозвучала как красочный гимн наступившей мирной жизни, радости народа, с честью и славой вышедшего из тяжелых испытаний войны.

Последующие произведения Пластова посвящены самым различным сторонам жизни советской деревни. В картине «На колхозном току» (1949) художник утверждает поэзию коллективного труда. Его палитра становится здесь еще более яркой. Колористические поиски Пластова ясно ощущаются и в полотне «Ужин трактористов» (1951). Глядя на эту картину, хочется говорить о ее целостном образе. Изображенные люди воспринимаются в неразрывном единстве с природой. Перед нами открывается как бы особый мир обжитой, щедрой земли, труд, который в радость душевно сильным людям.

Среди работ Аркадия Пластова также выделяется и картина «Весна» (1051). Поэтическим ощущением жизни веет от этого полотна. Молодая девушка, выбежав из деревенской баньки, заботливо одевает маленькую девочку. Художник мастерски передает красоту юного обнаженного женского тела, прозрачность еще студеного воздуха. Человек и природа предстают здесь в неразрывной связи. В дальнейшем Пластов создал много картин, исполненных радостного отношения к окружающему его миру. К таким картинам относятся, например, «Лето» (1958) и «Полдень» (1961). Меткостью передачи натуры и живописно-пластической силой образов отличаются написанные художником портреты колхозников, колхозниц, деревенских мальчиков и девочек «Девушка с велосипедом (1955-1956), «Девушка с граблями» (1957), «Ванюшка Репин» (1958) и др. Интересны и иллюстрации Пластова к произведениям русских поэтов и прозаиков. Они очень близки по мировосприятию его картинам.

Аркадий Александрович Пластов, советский живописец

Лит.: Б. М. Никифоров, А. А. Пластов. , М., ; , А. А. Пластов. Альбом, Л., 1979.

Комментарии

Пластов Аркадий Александрович 1893, деревня Прислониха Симбирской губернии – 1972, деревня Прислониха

Живописец, график, скульптор. Пейзажист, портретист, жанрист.

В 1912–1914 учился в Строгановском училище в Москве у Ф.Ф. Федоровского. В 1914–1917 занимался на скульптурном отделении МУЖВЗ у С.М. Волнухина.

Народный художник РСФСР, Народный художник СССР, действительный член АХ СССР, лауреат Государственной премии РСФСР имени И.Е. Репина, Ленинской премии, дважды награжден орденом В.И. Ленина.

А.А. Пластов жил и работал преимущественно в родной деревне Прислониха, с которой связано все его творчество. В 1931 году во время пожара сгорел дом художника и все произведения, созданные к этому времени.

Творчество Пластова посвящено, главным образом, крестьянской теме. В его живописи нашли продолжение традиции П.П. Кончаловского и С.В. Герасимова. Одна из особенностей искусства Пластова – умение сохранить в картине непосредственно е впечатление от натуры. «Есть правда этюдная и есть правда этюда в картине», – считал художник. «Правда этюда в картине» выражалась, прежде всего, в умении мастера сохранить в законченном произведении живое, по-человечески теплое, личностное отношение к тому, что он писал.

Художник отказался от повествовательн ого сочиненного сюжета, свойственного советской картине 1930–1950-х годов. Критики определяли его произведения как «бессобытийный» жанр, за что его иногда упрекали.

Краткая биография

  1. 31 января 1893 г. – будущий художник родился в с. Прислониха, Симбирского уезда.
  2. 1903 г. – учится в Симбирском духовном училище.
  3. 1908 г. – начинает учиться в Симбирской духовной семинарии, но уходит с 4 курса.
  4. 1912 г. – едет в Москву, где пробует, но не поступает в МУЖВЗ. Становится учеником И. Машкова и вольным слушателем в Строгановском училище.
  5. 1914 г. – поступает на скульптурное отделение МУЖВЗ.
  6. 1917 г. – возвращается в Прислониху.
  7. 1920-1930 гг. – рисует иллюстрации к литературным произведениям и плакаты политического содержания.
  8. 1925 г. – венчается на Наталье фон Вик.
  9. 1930 г. – на свет появляется сын художника, которого назвали Николаем.
  10. 1931 г. – во время пожара огонь уничтожает дом и работы художника.
  11. 1935 г. – работы Пластова впервые демонстрируются в Москве, он получает известность по всей стране.
  12. 1937 г. – пишет картину «Колхозный праздник», которая демонстрируется во время выставки «Индустрия социализма».
  13. 1938 г. – выход яркого произведения «Колхозное стадо».
  14. 1942 г. – создает картину «Фашист пролетел».
  15. 1945 г. – показывает труд детей, женщин и стариков в тылу во время войны в работах «Жатва» и «Сенокос».
  16. 1946 г. – полотна «Сенокос» и «Жатва» становятся экспонатами во время Всесоюзной художественной выставки в Третьяковке. Благодаря этим работам удостаивается Сталинской премии 1 степени. Создает самое свое лиричное полотно «Первый снег».
  17. 1947 г. – из-под руки художника выходит полотно «Едут на выборы». Является действительным членом Академии художеств Советского Союза.
  18. 1948 г. – создает иллюстрацию к поэме Н. Некрасова «Мороз, Красный нос».
  19. 1948-1949 гг. – работает над иллюстрациями к роману А.С. Пушкина «Капитанская дочка».
  20. 1949 г. – пишет картину «Колхозный ток» — символ послевоенного трудового подъема.
  21. 1951 г. – создание картины «Ужин трактористов».
  22. 1952 г. – отражает деревенский быт в полотне «Родник».
  23. 1952-1954 гг. – работает над иллюстрацией к произведению Л. Толстого «Холстомер».
  24. 1953-1954 гг. – работает над иллюстрацией к рассказу Л. Толстого «Три смерти».
  25. 1953-1954 гг. – создает полотна «Весна» и «Юность».
  26. 1954 г. – выходит работа «Летом».
  27. 1956 г. – принимает участие в арт-биеннале в Венеции.
  28. 1958 г. – полотно «Ужин трактористов» демонстрируется на лондонской выставке. Принимает участие в венецианской арт-биеннале.
  29. 1962 г. – получает звание Народного художника Советского Союза.
  30. 1964 г. – из-под руки Пластова выходит работа «Мама», посвященная красоте материнства и русской женщине. Получает медаль «Белый лотос».
  31. 1964-1966 гг. – пишет полотно «Солнышко», которое посвящено красоте материнства.
  32. 1966 г. – получает Ленинскую премию.
  33. 1969 г. – создает картину «Из прошлого», в которой отражена глубокому чувству материнства.
  34. 1972 г. – 12 мая художник умирает в родном селе Прислониха. Посмертно получает государственную премию РСФСР им. Репина.

Художник Аркадий Пластов за работой

Личная жизнь

Художник на протяжении всей своей жизни имел только одну жену, которой была Наталья фон Вик. Девушка являлась потомственной дворянкой, дочерью А.Н. фон Вика. До того, как стать супругой Пластова Наталья была прислужницей в церкви, у нее была мечта – она хотела принять постриг. Будущий муж пришелся ей по душе благодаря яркой личности и таланту, а также тем, что был православным человеком, имел связь с церковью и духовной культурой. Они обвенчались в 1925 году, а спустя пять лет у них родился сын, которому они дали имя Николай.

Николаю шел второй год, когда в семье произошло несчастье – во время пожара огонь уничтожил дом и все работы, которые успел создать Аркадий. С того времени художник оставил полевые работы и занялся восстановлением утраченных произведений.

Зимой он работал в Москве, а супруга с маленьким сыном оставались в деревне. В своих письмах Наталье он изливал собственную тоску и признавал свою вину в том, что они находятся в разлуке, остались без приюта и не устроены в жизни. Аркадий полностью понимал цену, которую его семья заплатила за стремительное развитие его творчества в середине 30-х гг.

С женой и сыном

Биография

А. А. Пластов родился 19 (31) января 1893 года в селе Прислониха (ныне Ульяновской области) в крестьянской семье, его дед был иконописцем.

Три года проучившись в сельской школе, в 1903 году Пластов поступил в Симбирское духовное училище. После училища он учился в Симбирской духовной семинарии, а в 1912 году решил получить художественное образование и уехал в Москву. Некоторое время занимался в мастерской И. И. Машкова, а затем поступил в Императорское Строгановское Центральное художественно-промышленное училище, где одним из его учителей был Ф. Ф. Федоровский. Проучившись в нём с 1912 по 1914 годы, Пластов поступил в МУЖВЗ на скульптурное отделение.

Его учителями были знаменитые художники: скульптор С. М. Волнухин, живописцы А. М. Корин, А. М. Васнецов, А. Е. Архипов, А. С. Степанов, Л. О. Пастернак.

В 1917 году вернулся в родное село, где начал заниматься живописью, постоянно работая с натуры.

С 1935 году выступал с жанровыми картинами, отмеченными знанием быта советской деревни, любовью к её людям, жизненностью образов, живописным мастерством («Колхозный праздник», 1937, «Колхозное стадо», 1938). Откликаясь на события, волнующие советский народ, Пластов изображал, как преломляются они в колхозной жизни; в качестве действующих лиц в картинах Пластова выступают обычно его односельчане.

А. А. Пластов умер 12 мая 1972 года в родном селе.

Несколько слов из биографии народного художника

Родом Аркадий Пластов (1893-1972) из деревни Прислониха под Симбирском (нынче Ульяновская область). Именно здесь и пройдет жизненный и творческий путь художника. Односельчане с восторгом рассказывали о необыкновенной тонкой душевной организации маленького Аркаши, который, по их мнению, мог понимать язык земли. Он разговаривал со всем, что его окружало. Можно было часто наблюдать как мальчишка по вечерам с закатом беседует, а по весне растущей траве советы дает и это, не говоря о домашних животных, которые понимали его как «своего». И видимо, поэтому родители готовили своему сыну судьбу духовного наставника, которую он круто изменил.

Его дед Григорий был сельским архитектором и занимался иконописью. По его проектам в свое время были построены храмы в Прислонихе и окрестных деревнях. Григорий Гаврилович с сыном Александром, отцом Аркадия, расписывал церковь в Прислонихе, а некоторые из его икон сохранились и поныне. Именно он свою любовь к искусству передал сыну, а через него и внуку. Однако, как часто бывает, родители, желая добра своему чаду, будущее Аркаши видели в служении Богу. И после трех классов образования сельской школы 10-летнего парнишку отправляют на обучение в Симбирское духовное училище, где проучившись пять лет, Аркадий поступает в духовную семинарию.

А однажды на 15-летнего парня неизгладимое впечатление произвела работа артели иконописцев, реставрирующих церковную роспись в его родной Прислонихе. Именно с того времени он твердо решил: во что бы то ни стало быть, живописцем.

Окончив семинарию, Аркадий, полный решимости, в 1912 году отправляется в Москву и поступает в столичное Строгановское художественно-промышленное училище, а через два года в Московское училище живописи, ваяния и зодчества на скульптурное отделение. Параллельно посещает занятия живописи в мастерских А. Е. Архипова, А. М. Корина, А. С. Степанова.

После революции 1917 года Пластов вернулся в родные края, где наряду с хозяйственной и общественной работой занялся живописью. Он пишет с натуры портреты своих односельчан и их детей, вошедшие в цикл картин, посвященный деревенскому быту, под названием «Житье-бытье».

Однажды произошло непредвиденное, сгорел дотла дом художника, и все работы, которые он успел написать, были уничтожены: не уцелело ни одного этюда, ни одного эскиза. Эта трагедия стала поворотной в жизни Аркадия Александровича. Шел 1931 год, и 40-летний Пластов остался практически ни с чем, ему нужно было начинать все с нуля. Он твердо решает оставить полевые работы и целиком посвятить себя живописи. Художник снова берет в руки кисть, и пройдет еще сорок лет неустанного труда — и число его произведений составит почти 10 тысяч экспонатов. Одних портретов, большинство из которых написаны из односельчан, насчитываются сотнями, не говоря о пейзажах, натюрмортах и жанровых картинах.

С головой окунувшись в творческий процесс, Пластов регулярно посещает выставки передвижников, русских художников-классиков, учась у них и перенимая лучшие их достижения. Пройдет какие-то четыре года и к художнику придет известность. В 1935-м на выставке в Москве впервые экспонировались картины Пластова: «Стрижка овец», «На сенокосе», «Колхозная конюшня». Именно с того дебюта художник начал постоянно выставляться на всех крупных художественных выставках.

Однако самой значительной работой Аркадия Пластова того времени была признана картина «Купание коней», созданная в 1938 году, к юбилейной выставке «XX лет Российской Красной Армии» и считающаяся самой свободной и искренней картиной своего времени. Написав ее, Пластов состоялся как художник и приобрел широкую популярность.

Работоспособность Пластова была потрясающей. Так, проникнувшись каким-либо жизненным мотивом, он мог переписывать его по несколько раз в разное время года, меняя и усложняя художественную задачу, оттачивая художественное мастерство до заветного совершенства. Так, применяя веками устоявшиеся традиции, и создавая свои собственные приемы, он внес свой бесценный вклад в развитие русской школы живописи.

Биография

А. А. Пластов родился 19 (31) января 1893 года в селе Прислониха (ныне Ульяновской области) в крестьянской семье, его дед был иконописцем.

Три года проучившись в сельской школе, в 1903 году Пластов поступил в Симбирское духовное училище. После училища он учился в Симбирской духовной семинарии, а в 1912 году решил получить художественное образование и уехал в Москву. Некоторое время занимался в мастерской И. И. Машкова, а затем поступил в Императорское Строгановское Центральное художественно-промышленное училище, где одним из его учителей был Ф. Ф. Федоровский. Проучившись в нём с 1912 по 1914 годы, Пластов поступил в МУЖВЗ на скульптурное отделение.

Его учителями были знаменитые художники: скульптор С. М. Волнухин, живописцы А. М. Корин, А. М. Васнецов, А. Е. Архипов, А. С. Степанов, Л. О. Пастернак.

В 1917 году вернулся в родное село, где начал заниматься живописью, постоянно работая с натуры.

С 1935 году выступал с жанровыми картинами, отмеченными знанием быта советской деревни, любовью к её людям, жизненностью образов, живописным мастерством («Колхозный праздник», 1937, «Колхозное стадо», 1938). Откликаясь на события, волнующие советский народ, Пластов изображал, как преломляются они в колхозной жизни; в качестве действующих лиц в картинах Пластова выступают обычно его односельчане.

А. А. Пластов умер 12 мая 1972 года в родном селе Прислониха.

Как несостоявшийся священник Пластов стал знаменитым художником, воспевающим вечную крестьянскую Россию

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Цельная и впечатлительная натура живописца всю жизнь была полностью поглощена темой русской деревни, ее природой и людьми, мудрым, столетиями складывающимся народным бытом. Всему этому и посвятил Аркадий Пластов свой яркий и мощный талант. И я не ошибусь, если скажу, что его творческому наследию принадлежит будущее. А оно насчитывает 10 тысяч полотен, вошедших в золотой запас отечественной культуры. И это не считая того, что огромное количество картин живописца, написанных до 1931 года сгорело в огне.

Заключение

Аркадий Пластов является очень известным художником советского времени, вышедшим из простого народа и посвятившим именно ему собственное творчество

Потрясающая красота деревни на его картинах притягивала внимание и тревожила душу зрителей ушедшего столетия, а также вызывает интерес у нынешнего поколения

Аркадий Александрович Пластов

Его работы являются классикой русской живописи 20 столетия и способствуют духовному возрождению русского народа и человечества в целом. Гармония человеческой жизни и природы является лейтмотивом работ художника, он наследовал и продолжал национальную художественную традицию. Он является классиком как советской, так и русской живописи, его творчество стало большим вкладом в развитие культуры нашего государства.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Енот на Волге
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: