Лежнёв, анатолий петрович

Скучно не будет

Надо признать, что в этому году Третьяковка замахнулась на большее, чем четверть века назад, решив показать Поленова как мастера универсального дарования, а не только пейзажиста, которым мы его знаем. Портреты, историческая и религиозная живопись, архитектурные проекты, эскизы декораций к частным спектаклям, живопись, графика, архивные документы, музыка, световой народный театр-диорама и даже работы его учеников. В Москве собраны более 150 произведений из 14 музеев и 4 частных коллекций. 

Лекции, серия концертов, в том числе, посвященных опере авторства Поленова “Призрак Эллады”, круглые столы по теме религиозной живописи в творчестве художника, каталоги, альбомы  – все это кураторы выставки обещают зрителям, утверждая, что даже детям здесь не будет скучно. 

Главное, что обнаружит внимательный посетитель – Поленов был не только универсальным художником, аристократом от живописи, созерцателем и рыцарем красоты. Он был удивительным педагогом, который заражал своей энергией, темпераментом и особой оптикой. А еще человеком, который был убежден, что искусство обязано приносить счастье и радость, иначе оно не имеет смысла.

Немного из биографии художника-горбуна

Виктор Борисов-Мусатов — русский художник 19 века.

Виктор Борисов-Мусатов родился в Саратове в 1870 году в семье железнодорожного служащего Эльпидифора Борисовича и Евдокии Гавриловны Мусатовых, бывших крепостных, приписавшихся к мещанскому сословию. Мальчик унаследовал от отца, редкое отчество. А имя деда по отцовской линии — Бориса Александровича будущий художник впоследствии присоединил сам в качестве первой фамилии к своей родовой, отсюда двойная фамилия мастера — Борисов-Мусатов.

В.Э. Борисов-Мусатов. Автопортрет.

И так уж случилось, что в возрасте трёх лет маленький Витя очень неудачно упал с высокой скамьи и получил тяжелую травму позвоночника. Этот ушиб вызвал хронический воспалительный процесс, вследствие которого у мальчугана начал расти горб. Родители болезненно переживали постигшее несчастье и старались сделать все от них зависящее, чтобы вылечить сына. Но, ни в Москве, ни в Петербурге, куда отец возил мальчика, ничем не смогли помочь, и Виктор остался на всю жизнь «с прекрасной, гордо взнесенной головой и горбатым туловищем»,— по словам одного из его биографов.
Судьба зло подшутила над ним, и проблемы со здоровьем преследовали художника в течение всей его жизни. «Он мог бы стать стройным и сильным, как и другие. Он знал это и, однако, никогда не жаловался, не злился на жизнь, обошедшуюся с ним чересчур жестоко», — писал о Борисове-Мусатове саратовский литератор Александр Федоров. Да, он мог быть…, а стал«болезненным, маленьким, горбатеньким человеком с острой бородкой. — писал М. Добужинский, — Всегда очень изысканно одетым и элегантным…».«Он был трогателен, мил и сердечен», — вспоминал близко друживший с саратовским художником Игорь Грабарь.

В.Э. Борисов-Мусатов. «Майские цветы». (1894 год). Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея.

И кто знает, как бы сложилась жизнь Виктора Эльпидифоровича после несчастного случая, если бы не любовь к художественному творчеству — он с шести лет настолько увлекся рисованием, что к четырнадцати годам занимался только живописью.
Первоначальные знания и навыки рисования Виктор получил от приходящего учителя рисования. Пытливо вглядываясь в окружающий его мир, он с большим воодушевлением изучал азы живописи. Это позволило юному таланту поступить в студию Саратовского общества изящных искусств, затем в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, а позже, созревшим юношей, перевестись в Петербургскую Академию художеств. При поступлении в академию начинающий живописец представился Борисовым-Мусатовым: с того времени он так и подписывал свои работы.

В.Э. Борисов-Мусатов.«Весна». 1898—1901 Холст, масло. 71 х 98 см Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

В Петербурге его учителем был известнейший педагог и художник своего времени Павел Петрович Чистяков. Обучался Борисов-Мусатов и в мастерской не менее знаменитого живописца Василия Поленова. Учился также три года в студии Фернана Кормона в Париже, где осваивал классические приемы рисования. В музеях и галереях французской столицы он изучал произведения искусства маститых художников мира. Был близок с художниками «Мира искусства». В 1895 году Борисов-Мусатов вступил в Союз русских художников.

Окно. (1886 год). Третьяковская галерея. / Усадьба. (1891 год).

Интересные факты

Специалист восстановил агентурную сеть в Германии, а также отправил резидентов в десяток неосвоенных стран. В рамках проверки работы сотрудников Павел Михайлович под прикрытием посетил Берлин

Коллеги, оставшиеся в России, спустя несколько месяцев сообщили, что в отсутствие разведчика почву в Москве инкогнито прощупывал глава отдела главного управления немецкой безопасности Вальтер Шелленберг.
Как только стало понятно, что крах гитлеровского режима неизбежен, Фитин сосредоточил внимание на союзниках, за пределами СССР занимавшихся обсуждением послевоенного устройства мира. Накануне Ялтинской конференции Сталину доложили, что Уинстон Черчилль и Франклин Делано Рузвельт ведут нечестную игру.
За годы службы разведчик, ставший советским генерал-лейтенантом, неоднократно награждался орденами и медалями

В мемуарах он упоминал, что больше всего волновался на церемонии вручения почетной грамоты и нагрудного знака «Заслуженный работник НКВД».

Список известных произведений

Написаны книги языком, который понимают все от мала до велика. Над иллюстрациями трудились и продолжают трудиться лучшие художники. 

Внимание уделяется уральским мотивам. В произведениях подкупает описание быта простого населения Урала

Героями являются обычные рабочие. 

Вот список самых известных произведений Бажова:

  • «Горный мастер»;

  • «Две ящерки»;

  • «Змеиный след»;

  • «Про великого полоза»;

  • «Медной горы хозяйка»;

  • «Каменный цветок»;

  • «У старого рудника»;

  • «Кошачьи уши»;

  • «Синюшкин колодец»;

  • «Серебряное копытце»;

  • «Огневушка поскакушка».

Изданные книги по сей день привлекают все слои общества. Они переведены на большое количество языков мира.

«Среду нужно воспитывать»

Иными словами, среда имеет определяющее значение для развития искусства?

Безусловно. Сейчас принято ругать советское время. Мол, цензура подавляла свободу творчества. Но я считаю, что не стоит впадать в крайности. Цензура опасна, когда она однобока. А когда она воспитывает вкус — это только на пользу. Поэтому воспитание вкуса, повышение уровня культуры общества должно стать приоритетной задачей государства, его национальной идеей. Само собой ничего не изменится.

Но нужно ли государству повышать культурный уровень своих граждан, заинтересовано ли оно в этом? Ведь культурными, образованными людьми сложнее управлять…

Как сказал режиссер Александр Сокуров, искусство нужно либо государству с просвещенной монархией, либо тоталитарному государству, которое это искусство обслуживает. У нас сейчас не то и не другое, все пущено на самотек. Вы правы — некультурными людьми управлять проще. Но без культуры общество вообще не может развиваться, на голом прагматизме далеко не уедешь. Нынешнее поколение молодежи я считаю потерянным. Во времена моего детства по радио постоянно передавали симфоническую музыку, оперную. А что звучит по радио, по телевидению в последние два десятилетия? Одного канала «Культура» недостаточно, чтобы сознательно воспитывать в людях хороший вкус, у него слишком узкая аудитория.

Но в состоянии ли государство повлиять на то, что транслируется на частных каналах?

Оно обязано на них влиять! СМИ — слишком сильный идеологический инструмент, чтобы относиться к нему с таким попустительством. Нужны государственные телеканалы, где постоянно показывали бы просветительские программы о музеях, передавали бы спектакли, концерты классической музыки. Я говорил об этом на заседании рабочей группы Общественной палаты в Москве. Кого из богатых людей всегда чтили и помнили на Руси? Меценатов! Морозов, Третьяков, Савва Мамонтов — все они поддерживали искусство, не жалели на него денег. И сами обладали высоким вкусом. А нынешние заказчики, как правило, им не обладают, и художникам, чтобы хоть как-то выжить, приходится с этим мириться, потакать низкопробным запросам. Художники в нашей стране вообще в самом тяжелом и бесправном положении. Артисты и музыканты хоть что-то зарабатывают в театре, в оркестрах, стабильно получают зарплату. Художники предоставлены сами себе.

Как переломить ситуацию, какие конкретные шаги, по вашему мнению, необходимы? Возрождение госзаказа на произведения искусства?

К счастью, он возрождается, но, на мой взгляд, в недостаточных масштабах. В советские времена один-три процента бюджета отчислялись для закупки произведений искусства. Гостиницы, Дома отдыха, заводы, колхозы покупали произведения через Художественный фонд. Все мои большие картины написаны по договору с Художественным фондом или с Союзами художников России и СССР. Существовали Дома творчества, где можно было по нескольку месяцев бесплатно жить и работать, а оттуда везти картины прямо на выставки. Художникам оплачивали творческие командировки. Знаете, как сам я попал в Сибирь?

И как же?

К 1958 году, тогда еще молодой художник, я уже получил определенную известность. И как член выставкома первой всероссийской выставки ездил по стране, знакомился с художниками. О Сибири я мечтал со времен войны, когда учился в Томске в техническом училище зенитной артиллерии, которое эвакуировали из Ленинграда. Помню, как дежурил на открытой платформе эшелона, охранял орудия и впервые увидел горную часть России: стояла золотая осень, где-то внизу бежала река — это было что-то фантастическое! А когда спустя годы я попал в Дивногорск на строительство ГЭС — дал себе слово, что обязательно вернусь в эти края. Но вряд ли моя мечта сбылась бы, если бы художников не поддерживало государство, не финансировало наши поездки.

Биография

Родился в 1888 г. в селе Сукманке Борисоглебского уезда Тамбовской губернии (ныне — в Жердевском районе Воронежской области). В 1897 году семья переехала в Башкирию.

В 1905 году женился и стал работать как художник. Писал пейзажи, рисовал портреты, делал росписи для сельских церквей, рисовал декорации для фотографов. Знакомая жены Гутон познакомила его с В. И. Суриковым.

В 1911—1913 годах по рекомендации Сурикова обучался в частной художественной школе В. Н. Мешкова в городе Москве. Самостоятельно начал работать с 1913 года после приезда в город Уфу.

Было известно, что Лежнёв был нетрадиционной ориентации.

Активный член «Общества любителей живописи» (1913—1918) в городе Уфе. Руководил изостудией при клубе железнодорожников (с 1919 по 1926 год). Со времени организации С 1926 года преподавал в техникуме искусств на художественном отделении до 1947 года. Был членом АХРРа (1926—1932). Первый председатель правления Башкирского союза художников (1937, 1941-43).

Во время войны к нему, живущему в Уфе, эвакуировалась племянница, Тамара Нечаева. Он принял большое участие в её становлении как профессионального художника.

После 1947 года ослеп, однако продолжал работать. Умер в 1956 году.

О пользе сбора макулатуры

Интерес к истории у меня с детства, с книг. Я был активным пионером и, кроме других пионерских дел, когда было надо, стоял на приеме макулатуры, а ее тогда сдавали огромное количество – ведь у нас, даже у детей, тогда был план во всем. Одни из первых моих книг, которые у меня до сих пор хранятся, и часть которых представлена на выставке, были когда-то сданы в макулатуру, фактически, просто выброшены.

Экспозиция, посвященная школьникам блокадного Ленинграда

В нашей экспозиции о жизни Ленинграда в период блокады мы рассказываем, что несмотря ни на что, в городе продолжали работать типографии. Мы показываем книги, которые издавались во время войны в Ленинграде. И среди представленных в нашей экспозиции книг есть экземпляры, которые я храню еще со школы, со времен сбора макулатуры.

Выставки

  • Выставки членов «Общества любителей живописи», Уфа, 1914—1918 гг
  • 1929, Калифорния, США
  • Персональная выставка — в БГХМ им. М. В. Нестерова — в 1939
  • Республиканские выставки АХРРа, Уфа, 1926—1931.
  • Республиканские выставки Союза башкирских художников, Уфа, 1937—1954.
  • Межобластная художественная выставка, Казань, 1947.
  • Декадная выставка произведений художников БАССР, Москва, 1955.
  • I выставка живописи и рисунков «Путь живописи», Москва, 1927.
  • Юбилейная выставка искусства народов СССР, Москва, 1927.
  • Всероссийская выставка «Художники старшего поколения РСФСР», Москва, 1940.
  • Посмертная персональная выставка, Уфа, 1956.

Не что-то порядочное, а шедевр

Во Франции молодой художник познакомился с барбизонской школой. В Германии – с творчеством художников позднего романтизма и зарождающегося символизма. В Италии он осваивал азы пленэрной живописи. В 1876 году уехал на Балканы добровольцем на сербско-турецкий фронт. Годом позже, во время русско-турецкой кампании, был приглашен будущим императором Александром III в качестве официального художника штаба. Это была первая война, в которой участвовали военные корреспонденты, в том числе художники, которые должны были иллюстрировать события. 

Внешне спокойный и бесстрашный Поленов, который принимал участие в боевых действиях,  не мог переносить на холст сцены изуверств, смерти, боли, страданий. Предпочитал пейзажные зарисовки с бытовыми сценками из жизни армии. Он даже писал родным, что,  хотя перепробовал все жанры живописи – исторический, пейзаж, марину, портрет, – ближе всего ему все-таки пейзажный бытовой жанр. С завидной регулярностью рисунки и этюды Поленова публиковались в журнале «Пчела». Современники уже тогда начали отмечать его колористический дар

Обратили внимание на свет, которому он придавал самостоятельную ценность в своих работах. Изобразить белую лошадь на фоне белой стены, согласитесь, сможет не каждый

Много позже искусствоведы скажут о Поленове, что он совершил прорыв в пленеризме. 

Впрочем, главный успех художнику принесли мирные пейзажи – «Московский дворик», «Бабушкин сад» и «Заросший пруд». В них он мастерски передал гармонию обыденной жизни и красоту дворянской усадьбы. 

Бабушкин сад. 1878

В 1877 году художник приехал из Италии в Москву. В поисках квартиры для съема зашел в дом Баумгартена в Дурновском переулке около храма Спас на Песках. Вид из окна ему приглянулся. Тут же сделал этюд, а потом и картину, которую отправил в Санкт-Петербург на выставку передвижников. “Хотел выступить на передвижной выставке с чем-нибудь порядочным”, как писал он Крамскому, но создал шедевр, который купил Павел Третьяков. 

Тогда покупка картины Третьяковым молодыми живописцами воспринималось не только как честь, но и как признание художественного дарования. “Картина из школьного учебника” принесла Поленову успех. После нее он окончательно охладел к исторической живописи и занялся бытописательством Москвы. Своими пейзажами он сильно выделялся на фоне художников-передвижников, ведь затронутыми темами никого и никуда не призывал и не учил. Его тут же окрестили “мастером интимного пейзажа”, задушевного и сокровенного.

Кстати, приобрел Третьяков второй вариант “Московского дворика”. В первом, который художник презентовал писателю Ивану Тургеневу, не было ни людей, ни лошади с телегой. Обе картины представлены на выставке.

Московский дворик. 1878

Личная жизнь

Во времена существования Советского Союза личная жизнь Фитина держалась в секрете. Потом появилась информация о том, что разведчик три раза вступал в законный брак.

С первой женой Александрой Мартыновой Павел Михайлович воспитывал сына Анатолия, поддержавшего семейную традицию и дослужившегося до подполковника ФСБ. Со временем первенец подарил отцу внуков Андрея и Елену, получивших достойное образование и ставших профессионалами в разных областях.

Со второй супругой Лилией Блюхер разведчик прожил недолго. Разрыв по неизвестным причинам произошел после рождения двоих детей.

О третьей избраннице посторонним ничего не известно. Согласно фотокопиям архивных документов, женщина оставалась рядом с Фитиным до самых последних дней.

О медалях

Ветераны не любят героизировать прошлое, у меня отец блокадник, но мы никогда с ним не говорили о блокаде – люди не любят вспоминать о плохом, о страшном. Сейчас, когда видишь огромное количество орденов, – это временами выглядит довольно странно. На самом деле люди приходили с войны в основном с двумя-тремя наградами – ведь даже медаль заслужить было очень непросто. И когда к нам приходят курсанты из военных училищ, кадеты, и я смотрю – мальчик лет 10-12, а на нем четыре-пять медалей – медалька за десять подтягиваний, медаль за участие в параде, и т.д. – это обесценивается абсолютно. Я считаю, что это неправильно.

Извечный первоисточник

Поясните для непосвященных, Анатолий Павлович: в чем для вас ценность реалистического искусства, его приоритет перед другими направлениями?

В чем приоритет? А скажите, пожалуйста: что ребенок изображает, как только впервые берет в руки карандаш?

Маму, наверное…

Верно — маму, папу, животных, дерево, домик, дым идет из трубы — то есть он отражает видимый мир. И это нормальное состояние человека, первые реалисты творили еще в каменном веке! Все великое мировое искусство всегда отражало свою эпоху. Благодаря чему мы теперь можем судить, какими были люди в те времена, как они жили.

И потом в реализме есть критерии.

Какие?

Если человек рисует ухо, а получается вареник, это значит только одно — он плохой художник. Я считаю, что портрет должен быть похож на оригинал, иначе какой в нем смысл? И в отличие от фотографии он должен передавать суммарные представления о человеке — то есть не только внешний облик, но и характер. А какой критерий в чистом формализме? Объясните мне, почему, например, восклицательный знак и три точки — это гениально, а пять точек и знак вопроса — плохо?

Рискну предположить, что, возможно, все зависит от того, как эти символы размещены на холсте?

В том-то и дело, что критериев нет! Да, существует нефигуративное искусство, беспредметное. Но надо обладать вкусом, чтобы в нем разбираться. А обладают им очень немногие. Поэтому к талантливому авангарду может легко примазаться и воинствующий дилетантизм, который некоторые подают как современное искусство. Но зачастую это всего лишь агрессивная пропаганда. Я убежден: когда размыты критерии, когда у зрителя не воспитан вкус, может торжествовать любой дилетант. Что сейчас и происходит, к сожалению. Если у художника нет прочной основы, убежденности в том, что он делает, его начинает кидать из стороны в сторону. Но это не творческие поиски, как их пытаются преподносить, а попытка угнаться за сиюминутным успехом, ухватиться за то, что пользуется спросом, что модно. И поверьте мне — чтобы в наше время быть художником-реалистом, нужно обладать колоссальной волей и преданностью искусству, любовью к тому, что тебя окружает.

«Семь смертей в Москве»

Главной темой проекта стала нынешняя жизнь современного мегаполиса, показанная на примере Москвы. Художник рассмотрел за блестящей оберткой страшную сторону жизни в большом городе.

На полу галереи были расставлены семь телевизоров, в которых по очереди транслировались мирные московские пейзажи, которые время от времени прерывались выстрелами, визгом тормозов и взрывами. Тем, что приносит смерть. При этом сама смерть показана не была, что случилось с героями видео, зритель должен был дофантазировать сам.

  • Темами инсталляции стала смерть бомжей. Каждую зиму в столице замерзают несколько сотен бездомных.
  • Убийства предпринимателей. На входе только в один московский бар «Доллс» было совершено несколько громких заказных преступлений.
  • Смерть в ДТП. Ежегодно в авариях гибнет около 30 тысяч россиян.
  • Изнасилования проституток. По статистике, в российской столице насилию подвергается 20% жриц любви.
  • Терроризм. За пример был выбран теракт на Каширском шоссе, когда в результате взрыва жилого дома погибло 223 человека.
  • Драки. На момент выхода инсталляции количество бытовых и уличных убийств выросло на 30%.
  • А также закат СССР, ярким символом которого стал штурм Белого дома. В результате этих событий погибло более полутора тысяч человек. По крайней мере такие данные приводит газета «Завтра».

После войны

После войны Фитина освободили от руководящей должности в управлении внешней разведки и по приказу Лаврентия Берии в качестве сотрудника Министерства государственной безопасности отправили следить за порядком в советской оккупационной зоне Германии. Авторы биографий считали, что таким образом руководство страны обеспечило контроль за атомной программой, развернутой в ряде запретных засекреченных зон.

Считалось, что разведчик курировал специалистов, работавших над созданием ядерного оружия, охотился за ценнейшим химическим элементом ураном и следил за порядком на испытательном полигоне в Семипалатинске, а также близлежащих «закрытых городах».

Смерть Иосифа Сталина и арест Лаврентия Берии негативно сказались на судьбе Павла Михайловича. Никита Хрущев, пришедший к власти, былых заслуг не оценил.

Фитина, в тот момент работавшего в органах внутренних дел в Свердловске, уволили без объяснения причины. В итоге человеку, неоднократно спасавшего от внешних врагов родину, пришлось завершать трудовую карьеру в комиссии государственного контроля СССР.

Юрист по образованию, художник по призванию

Для семьи было очевидно, что юношу тянет к живописи, но в 1863 году, когда пришло время определяться с профессией, отец потребовал от сына пойти по стопам прадеда, по юридической линии. При этом он не препятствовал юноше стать вольнослушателем факультета исторической живописи в Императорской Академии художеств. 

В 1871 году Василий Поленов получил сразу два диплома: юриста и художника.

За блестящее исполнение заданной темы – «Воскрешение дочери Иаира» – Поленова наградили Большой золотой медалью. Это дало ему право отправиться в Европу на шесть лет за счет Академии, чтобы завершить художественное образование. Надо сказать, Поленов был не единственным, кто получил в тот год Золотую медаль. Ею был также награжден друг и однокурсник, работавший над той же темой в соседней мастерской – Илья Репин. Художники несколько раз писали портреты друг друга. Один из портретов Репина Поленов презентовал коллекционеру Третьякову. Внимательный зритель найдет ее в экспозиции. 

Нельзя сказать, что юридическое образование не оставило следа в жизни художника. Одна из знаменитых картин Поленова на “юридическую тему” –  “Право господина”. В сюжете, а он описывает право первой брачной ночи, которым пользовались феодалы, соединились для Поленова история и правоведение. Художник написал картину во время той самой пенсионерской поездки по Европе и выставил ее на парижском Салоне в 1874 году. 

Опасная для народа картина

Дописывать картину из жизни Христа Поленов вернулся в Москву, но здесь в 1886 году его постигло новое горе. Скоропостижно скончался годовалый сын Федюшка. Живопись для Поленова перестала существовать. Из небытия его вывел все тот же Савва Мамонтов, который буквально силой перевез Поленова с женой в Абрамцево и заставил продолжить работу. В 1887 году картина, в которую Поленов вложил всего себя, была закончена. По словам художника он стремился дать «живой образ» Христа, «каким Он был в действительности», поэтому представил его простым странником и Учителем. 

“Кто из вас без греха?” планировалось представить на 15-ой выставке передвижников, но картина цензурой была сочтена опасной. Президент Императорской академии великий князь Владимир Александровичем перед выставкой назвал полотно пусть и “интересным для образованных людей”, но “для толпы весьма опасным”, а обер-прокурор Константин Победоносцев вообще запретил к печати даже каталог выставки. Для Поленова это был удар. 

Спас ситуацию император Александр III, который приехал на выставку до ее открытия. Он не только обсудил сюжет с автором, позволил демонстрировать полотно публике, но купил его у Поленова. Фактически это легализовало картину. А еще принесло сумму, позволившую купить Подленову землю на Оке и построить усадьбу по собственному проекту.

Несмотря на грандиозные размеры, картину перевесили в более выгодный для осмотра зал, а позже отправили экспонироваться в Москве. Впрочем, в каталоге выставки цензура потребовала изменить название на “Христос и грешница”

В Москве полотно вообще было представлено под вывеской “Блудная жена”, что противоречило евангельскому сюжету.  “Учитель! эта женщина взята в прелюбодеянии; а Моисей в законе заповедал нам побивать таких камнями: Ты что скажешь?…Иисус же, наклонившись низко, писал перстом на земле, не обращая на них внимание. Когда же продолжали спрашивать Его, сказал: Кто из вас без греха, первый брось на нее камень.” (Иоанн 8:4-7). 

Почти десять лет картина провисела в залах Зимнего дворца, только в 1897 году была передана в коллекцию образованного тогда Русского музея. 130 лет в Москве не демонстрировалось одно из масштабных полотен Василия Поленова. Даже на последнюю персональную выставку художника в 1994 году Третьяковской галерее не удалось привезти работу. Именно поэтому полотно “Христос и грешница” в нынешней экспозиции, приуроченной к 175-летию, стало по настоящему программным произведением и гвоздем.

«Христос и грешница»

Живопись

В 1867 году Поленов запечатлел любимую бабушку Веру Николаевну на холсте, и этот портрет стал дебютной работой автора.

Картина Василия Поленова «Портрет Веры Николаевны Воейковой»

Интересный факт: в ряде источников указано, что в 1869 году художник получил малую золотую медаль за картину «Иов и его друзья». На самом деле работа принадлежит однокурснику Поленова, прославленному живописцу Илье Репину. Василий Дмитриевич же получил первую творческую награду — большую золотую медаль — в 1871 году за полотно «Христос воскрешает дочь Иаира».

За проявленный талант Поленова и Репина направили на стажировку в Европу. Несмотря на осознанный возраст — 27 лет, Василий Дмитриевич не мог определиться, какому жанру себя посвятить. За вдохновением он пошел в музеи, обратившись к мастерам пера: Карлу Пилоти, Габриэлю Максу, Арнольду Беклину, Гансу Макарту.

Картина Василия Поленова «Христос воскрешает дочь Иаира»

В 6-летней стажировке родились пейзажи «Белая лошадка. Нормандия» (1874), «Итальянский пейзаж с крестьянином» (1874), «Аббатство в Редоне» (1876), портрет «Арест гугенотки Жакобин де Монтебель, графини д’Этремон» (1875), который в 1876 году обеспечил Поленову звание академика искусств.

Посетив Вену, Мюнхен, старейшие города Италии и Франции, в 1876 году художник вернулся в Россию с четким видением дальнейшего творческого пути.

Картина Василия Поленова «Бабушкин сад»

Заняться творчеством сразу по приезде Василий Дмитриевич не успел — началась Русско-турецкая война. Впрочем, государи, наслышанные о выпускнике Академии художеств, пригласили Поленова занять место официального художника при Александре III.

Ужасы войны мастер пера переносил не на монументальные холсты, а на бумагу — его фронтовые эскизы печатались в журнале «Пчела». Больше внимания Поленов уделял мирным пейзажам. В годы противостояния Российской и Османской империй были созданы «Бабушкин сад» и «Московский дворик» (1878), сразу после войны — «Заросший пруд» (1879).

Картина Василия Поленова «Московский дворик»

Картина «Московский дворик» считается одной из наиболее известных в творчестве Поленова. Она запечатлела жизнь горожан в разгар летнего дня: женщина тащит коромысло, дети играют в траве, а рядом пасется запряженная лошадь. На заднем фоне – загороженный домами, но могущественный Спас на Песках. Коллеги Поленова по ремеслу отнесли холст к самобытному жанру — «интимный пейзаж».

В начале 1880-х годов в творчестве Василия Дмитриевича появились восточные пейзажи и библейские мотивы. В тот период биографии художник совершал поездку по колыбелям христианства: Константинополю, Палестине, Сирии. В дороге родились картины «Вифлеем», «Олива в Гефсиманском саду», «Источник Девы Марии в Назарете» (1882).

Картина Василия Поленова «Заросший пруд»

Тогда же Поленов начинал писать эпохальное полотно «Христос и грешница». Замысел картины «Христос и грешница» (другое название — «Кто без греха?») появился у Поленова под впечатлением от полотна «Явление Христа народу» Александра Иванова. Художника хотел показать Иисуса, который не просто появляется, а существует среди мирян.

Работа над произведением велась долго, и если бы не сестра-близнец Василия Дмитриевича, вряд ли бы завершилась — умирая, Вера взяла с брата обещание, что он допишет картину и сделает ее большого формата. Первые эскизы житейской истории Христа появились в 1870-х годах, а окончательное произведение — в 1888-м.

Картина Василия Поленова «Христос и грешница»

«Христос и грешница» была воспринята с сомнением, цензоры даже отказывались пускать полотно на выставку. Александр III приобрел картину для собственной коллекции, и расположение императора к художнику сразу поменяло мнение общества.

На вырученные средства Поленов купил участок в Тульской губернии, на берегу реки Оки. Позже здесь была возведена усадьба Борок. Вид, открывающийся из окон имения, лег в основу полотен «Золотая осень», «Стынет. Осень на Оке близ Тарусы», «Часовня на берегу Оки» (1893).

Картина Василия Поленова «Золотая осень»

В 1900-е годы художник собирал материал для первой и единственной серии картин «Из жизни Христа». Выставка, состоявшаяся в 1909-м, имела громогласный успех и навсегда поместила имя Поленова в список лучших живописцев современности.

Финальная картина Василия Дмитриевича «Ока. Пароход “Владимир”, превращенный в буксир» датируется 1920 годом.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Енот на Волге
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: