Характеристики импрессионизма
Хотя импрессионистское движение зародилось во Франции с середины XIX века, оно находилось под влиянием немецкого романтизма и переняло определенные представления о стиле английских пейзажистов.
Например, у таких художников, как Джон Констебл (1776-1837) и Джозеф Тернер (1775-1851), импрессионисты любили размытые и интенсивные цвета, такие как красный и желтый.
Также важным был вклад Эдуарда Мане (1832-1883) — друга и наставника нескольких художников-импрессионистов, — который был одним из первых художников, заинтересовавшихся влиянием света на восприятие фигур и цветов.
Кроме того, этот художник также начал отказываться от линий и использовать более толстые мазки. Вот как это видно на его картине Обед на траве (1863).
Принимая во внимание эти аспекты, в картине можно установить следующие характеристики:
Значение стиля в искусстве
Художники-импрессионисты совершили переворот в искусстве. И причина не только в появлении нового течения. Импрессионизм ознаменовал собой освобождение от рамок, которые установили консерваторы. У художников появилась настоящая свобода самовыражения. Но вместе с импрессионистами проявлять свою индивидуальность стали в других направлениях искусства.
Однако произошло снижение требований к профессиональным качествам художников. Если раньше нужно было получать образование, то теперь им мог стать любой, у кого есть мольберт и краски. Стало сложнее оценивать картины, потому что художники отказались от следования академическим канонам.
Несмотря на все недостатки, импрессионизм положил начало сложному пути, когда творческий человек пытается найти свой стиль самостоятельно. С появлением нового течения сформировался удивительный стиль со своей особенной художественной эстетикой.
Постимпрессионизм как следующий шаг развития импрессионизма
Общество быстро устало от бессюжетности и спонтанности картин. Можно сказать, что импрессионизм был на пике популярности не более пары десятков лет. На его смену пришел постимпрессионизм.
Эти два направления похожи. Они оба пропагандировали цвет как независимую форму и ставили на первый план эмоциональное и эстетическое значение картины. Однако постимпрессионисты не пытались изобразить мгновение, на их полотнах четко виден сюжет, геометрические формы и символика.
Ван Гог – самый известный представитель этого направления, художник с непростой судьбой. За 10 лет творчества он написал более 2000 картин. Ван Гог создал уникальную манеру рисования, которая отличается размашистыми мазками, многомысленностью и насыщенными цветами. В своих работах он предпочитал рисование по памяти и часто использовал импасто (густая накладка красок для усиления фактуры).
Звездная ночь. Ван Гог. 1889 г.
Автопортрет. Ван Гог 1889 г.
Поль Гоген изображал на картинах свои мечты, не разделял увлеченность постимпрессионистов натурализмом, искажал естественные цвета для достижения большей выразительности. Он располагал статичные фигуры на плоском цветовом фоне, предпочитал монументальные композиции, стилизованные по рисунку.
Видение после проповеди или Борьба Иакова с ангелом. Поль Гоген. 1888 г.
Техника импрессионистов
В понятие импрессионистской техники необходимо включить следующие приемы:
— Короткие, толстые мазки краской используются, чтобы достичь скорее эффекта присутствия предмета изображения, а не прорисовки деталей.
— Цвета располагаются рядом друг с другом, минимально смешиваясь, чтоб создать эффект вибрации, воздуха, также как это происходит в глазах наблюдателя.
— Избегается использование черного цвета. Серые и темные тона создаются путем смешивания других красок.
— Свежие краски накладываются друг на друга, без ожидания подсушки предыдущих слоев.
— Игра естественного света усиливается
Большое внимание уделяется отражению одного объекта другим
Конечно, на протяжении истории мирового искусства, художники уже использовали эти техники, но только импрессионисты впервые объединили их, чтобы создать совершенно новое направление в искусстве. Как предшественников можно назвать таких художников: Диего Веласкес, Эль Греко, Юджин Делакруа, Теодор Руссо и т. д.
Эжен Буден. «Док в Довиле». 1869, масло, холст.
Поль Сезанн. «Дом повешенного в Овер-сюр-Уаз». 1873, масло, холст
Альфред Сислей. «Дорога де ла Машин, Лувесьенн». 1873, масло, холст
Арман Гийомен. «Закат в Иври». 1873, масло, холст, Париж, музей Орсе.
Кризис искусства в XIX веке
В середине XIX века борьбу в живописи вели три стиля ‒ классицизм, романтизм и реализм. Все они требовали от художника большого мастерства в рисунке и точного копирования изображаемого предмета. Между тем классицизм и романтизм показывали мир слишком идеализированно, а реализм, напротив, слишком приземленно.
Начинающему художнику во Франции, чтобы добиться успеха, непременно нужно было пройти обучение в Школе изящных искусств или у известных художников и выставляться в Салоне ‒ выставке, патронируемой государством в лице признанных академиков. Если живописец хотел продаваться и иметь успех у публики, ему нужно было получить награду Салона, то есть угодить вкусам взыскательной комиссии. Если же жюри отвергало работу, на художнике можно было ставить крест, как на признанной бездарности.
В 1863 г., после того, как жюри Салона отвергло около 3000 картин, возмущение художников достигло своего предела. Жалобы дошли до императора Наполеона III, и он повелел организовать выставку непринятых работ, которая получила название «Салон отверженных». В выставке приняли участие такие авторы, как Эдуард Мане, Камиль Писсарро, Поль Сезанн. Альтернативная выставка имела оглушительный успех. Правда, основная часть публики ходила туда, чтобы поглумиться над «неформатными» художниками.
Поль Сезанн Натюрморт с хлебом и яйцами
Таким отщепенцем долгое время считался Эдуард Мане. Его картины «Завтрак на траве» и «Олимпия» вызвали шок у почтенной публики. На автора обрушилась лавина критики и возмущения поборников морали.
Эдуард Мане Завтрак на траве
Что же такого в этих работах? С точки зрения современности полотна довольно традиционны, обнаженных женщин писали и ранее. Для зрителя же времени Мане налицо вызов. В «Завтраке на траве» их смущало изображение полностью обнаженной женщины в компании одетых мужчин. Подобный сюжет есть у Джорджоне в картине «Сельский концерт», а «Олимпия» ‒ это переосмысленная копия «Венеры Урбинской» Тициана. Обнаженные дамы Джорджоне и Тициана ‒ идеализированные, они где-то далеко, в иных мирах. А картины Мане изображали куртизанок, современных и довольных жизнью. Это и повергло в шок буржуазную публику, привыкшую к нарисованным богиням и царицам.
Все это свидетельствовало о назревшем кризисе в искусстве Франции второй половины XIX века. Импрессионизм стал попыткой найти новый путь, хоть и оказался для многих сродни шоковой терапии.
Известные имена и самый популярный жанр
Эдуард Мане (1832–1883) был одним из родоначальников импрессионизма и известным «скандалистом от искусства»: его картина «Купание» («Завтрак на траве»), выставленная в Париже в 1863 году, вызвала возмущение зрителей тем, что двое одетых мужчин на ней завтракали в обществе обнаженной дамы.
Эдуард Мане «Олимпия» (1863) Как и «Завтрак на траве», эта картина Мане спровоцировала скандал
Клод Моне (1840–1926) первым начал много работать на пленэре, утвердив, таким образом, основные принципы творчества импрессионистов.
Клод Моне «Бульвар Капуцинок» (1873) Блестяще переданное ощущение туманного прохладного дня
Альфред Сислей (1839–1899) отдавал предпочтение нежным, красочным, «воздушным» пейзажам, стремился поймать и отобразить живой нерв природы.
Альфред Сислей «Деревня на берегу Сены» (1872) Художник не любил городскую суету, предпочитая сельскую местность
Эдгар Дега (1834–1917) и Огюст Ренуар (1841–1919) изображали людей, точно и натуралистично передавая их движение, характер, особенности внешности.
Берта Моризо «Колыбель» (1872) Зрители особо отмечали «акварельную нежность масляной живописи» в этой картине
Первая женщина-импрессионист — Берта Моризо (1841–1895).
Пейзаж — самый популярный жанр импрессионизма. Например, в знаменитых сериях Клода Моне определенный «фрагмент мира» (Руанский собор, вокзал Сен-Лазар, Темза) представал в различное время и при разных погодных условиях. Можно вспомнить и его «кувшинки», которые художник неутомимо писал при разном освещении и в разное время суток.
Стройность и разнообразие городских пейзажей Парижа и Руана великолепно передают работы Альфреда Сислея: туманная дымка над полями, рассеянный солнечный свет, легкость бегущих по небу облаков.
История течения
15 апреля 1874 г. компания из молодых художников-новаторов устроила свою выставку в салоне фотографа Феликса Нодара на бульваре Капуцинок в Париже.
Клод Моне Бульвар капуцинок в Париже
Сама идея самостоятельной выставки в обход официального Салона уже была бунтарской, но показанные публике картины вызвали еще больше негодования. Ведь они шли против всех академических канонов и были непохожи на идеализированные работы представителей популярных тогда во Франции классицизма или романтизма.
В выставке участвовали 30 художников и 165 работ. В их число входили Моне, Ренуар, Писсарро, Сислей, Мане, Дега, Сезанн, Берта Моризо. Через какое-то время за их картины будут отдавать целые состояния, но тогда на смельчаков обрушился шквал критики
Их обвиняли в эпатаже, с целью привлечь внимание публики, упрекали в «неряшливости», «незаконченности» работ и даже в аморальности
Берта Моризо У колыбели
Известный критик и журналист Луи Леруа, описывая в сатирической статье картину Клода Моне «Впечатление. Восходящее солнце», назовет художников импрессионистами (от французского impression ‒ впечатление). Сам того не подозревая, он даст название целому течению в мировой живописи.
Клод Моне Впечатление. Восходящее солнце
Вторая выставка состоялась через два года после легендарной первой ‒ в апреле 1876 г. Она вызвала еще большее неприятие критиков и публики. Художников сравнивали с душевнобольными. Можно только подивиться мужеству и уверенности в своей правоте этих смельчаков, которые продолжали творить, несмотря на отсутствие денег, в атмосфере постоянных насмешек и издевательств.
В марте 1875 г. состоялся аукцион работ Сислея, Моне, Ренуара и Берты Моризо. Он прошел со скандалом, публика освистывала представляемые на продажу картины. Множество полотен было продано за бесценок. Некоторые работы художникам и их друзьям пришлось выкупать самим, лишь бы не отдавать совсем даром.
Берта Моризо Эжен Мане с дочерью
Однако у импрессионистов были и преданные поклонники. К ним относился галерист и коллекционер Поль Дюран-Рюэль, неизменно помогавший художникам в организации выставок и продаже картин. А также коллекционер Виктор Шоке, влюбившийся в работы импрессионистов с первого взгляда.
Огюст Ренуар Портрет Поля Дюран-Рюэля
С 1877 по 1886 год во Франции прошло еще 6 выставок импрессионистов. Все они, кроме последней, подвергались шквалу критики и насмешек.
Тем временем и среди самих художников наметились разногласия. Так, Мане и Ренуар приняли участие в выставках Салона в 1879 и 1880 годах. Их картины были отобраны взыскательным жюри. Клод Моне так же представлял свои работы для Салона, но его картины не были приняты. Это встретило презрение Дега и осуждение других художников.
Осенью 1885 г. Дюран-Рюэль получил предложение организовать выставку импрессионистов в Нью-Йорке. Поначалу художники скептически отнеслись к этой затее. Но в марте 1886 г. Дюран-Рюэль отбыл из Франции в Америку с коллекцией картин своих протеже. В США к работам импрессионистов отнеслись с интересом, выставка пользовалась большой популярностью. В прессе были как положительные отзывы, так и отрицательные. Несколько картин удалось продать местным коллекционерам.
Огюст Ренуар Завтрак гребцов
Между тем разногласия среди импрессионистов нарастали. Моне стал ругаться с Дюран-Рюэлем и продавать свои картины через других арт-дилеров. К Моне присоединились Писсарро и Ренуар. Конфликтовали художники и между собой.
Некогда объединенная в борьбе против академизма группа импрессионистов потеряла общую идею и перестала существовать.
Камиль Писсарро Купальщицы, сидящие на берегу
В последней выставке в 1886 г. участвуют художники, которых назовут постимпрессионистами. Это Жорж Сера и Поль Синьяк. К постимпрессионистам так же относятся такие мастера, как Винсент Ван Гог, Поль Гоген, Анри Матисс и др.
Идея импрессионизма изжила себя, но открыла путь иному, еще более новаторскому искусству конца XIX ‒ начала XX века.
Импрессионизм в драме
В драме импрессионизм сближают с некоторыми произведениями М.Метерлинка, А.Шницлера, Г.фон Гофмансталя, М.Цветаевой — т.е. по преимуществу с пьесами, которые раскрывают свое настроение, как считает Р.де Гурмон («Диссоциация идей», 1900) музыкально. Однако импрессионизм связан не столько с содержанием этих в действительности символистских пьес (темы рока, слияния любви и смерти, ожидания), сколько со способом их постановки, требовавшей реформы сценического пространства, актерской игры, костюма. Это сознавалось и постановщиками-новаторами (О.Люнье-По, Г.Крейг, М.Рейнхардг), привнесшими в режиссуру элементы поэзии, и теми, кто, как К.С.Станиславский, находили ресурсы для импрессионизма при инсценировке психологической «драмы идей» (поздний Г.Ибсен, Чехов, Г.Гауптман): «Чехов… доказал, что сценическое действие нужно понимать во внутреннем смысле и что на нем одном, очищенном от всего псевдосценического, можно строить… драматические произведения… Местами—он импрессионист, в других местах символист, где нужно—реалист; иногда даже чуть не натуралист» (Станиславский К.С. Моя жизнь в искусстве).
Главная характеристика импрессионизма
Чистый импрессионизм, за который выступал Моне, были картины на открытом воздухе, характеризовавшейся быстрыми, спонтанными и свободными мазками кисти: высшими примерами были его серии картин Руанского собора, моста Ватерлоо, вокзала Сен-Лазар, стогов сена и кувшинок. Его руководящим принципом было реалистическое изображение света; художники-импрессионисты стремились запечатлеть мимолетные моменты, и если в эти моменты объект казался оранжевым — из-за падающего света или его отражения — тогда художник окрашивал объект в оранжевый цвет. Или если солнце окрашивало поверхность пруда в розовый цвет, значит, так оно и было. Натуралистические цветовые схемы, разработанные в теории или, по крайней мере, в студии, не допускали этого. Свободная работа кистью вкупе с ненатуралистическим использованием цвета придавала движению революционную окраску и открывала путь для таких движений, как экспрессионизм и фовизм.
Главные приоритеты импрессионистов включали:
1) немедленное и оптически точное изображение мгновенной сцены;
2) выполнение всей работы под открытым небом (не было подготовительных эскизов и тщательного завершения в студии);
3) использование чистого цвета на холсте, а не смешивания на палитре;
4) Использование небольших штрихов и мазков ярко окрашенной краски;
5) использование света и цвета для объединения картины, а также для того, чтобы сделать ее более яркой. Вместо традиционного метода постепенно выстраивается картина по контуру и моделированию со светом и тенью.
Корни импрессионизма лежали в натурализме Камиля Коро (1796-1875) и методах пленэрной живописи начала 19-го века Барбизонской школы во главе с Теодором Руссо (1812-67). Импрессионисты специализировались на пейзажах и жанровых сценах (например: балерины Дега и обнаженные фигуры Ренуара). Портретное искусство было еще одним популярным жанром среди художников — импрессионистов — в конце концов, это был один из их немногих постоянных источников дохода.
Вид на город сверху
На картинах импрессионистов мы смотрим на город сверху: люди на бульварах и площадях кажутся крошечными. Из-за искаженной перспективы такие пейзажи позволяют представить, что мы находимся в конкретном месте — например, стоим на балконе. Это похоже на фотосъемку.
1 / 5
Клод Моне. Бульвар Капуцинок
1873-1874 годы
Nelson-Atkins Museum of Art
2 / 5
Камиль Писсарро. Авеню Опера в Париже. Солнце, зимнее утро
1898 год
Musée des beaux-arts de Reims
3 / 5
Гюстав Кайботт. Островок безопасности, бульвар Осман
1880 год
Частное собрание / Cutler Miles Art Gallery
4 / 5
Чайлд Гассам. Юнион-сквер весной
1896 год
The Smith College Museum of Art, Northampton
5 / 5
Константин Коровин. Париж утром
1906 год
Государственная Третьяковская галерея
Современный импрессионизм в фотографии
С помощью оптического искажения первые фотографы-импрессионисты пытались преодолеть гиперреализм снимков, сделать их более непринужденными. Они использовали мягкорисующие объективы, обрабатывали позитив солями серебра, чтобы достичь картонного подражания живописи.
Современные фотографы продолжают творить в стиле импрессионизм. Особого внимания заслуживают несколько личностей.
Пеп Вентоза
Фотограф испанского происхождения, проживающий сегодня в Сан-Франциско. Его работы выглядят как эскизы картин и включают несколько слоев практически идентичных снимков, что в итоге дает нечеткий силуэт и абстрактный эффект. Знакомые каждому изображения находятся в движении и размыты.
Обязательно посетите сайт данного фотохудожника, чтобы насладиться его оригинальными работами.
В своем интервью Bleek-magazine Пеп Вентоза высказал мнение о том, что одним из факторов успеха является оригинальность. И далее пояснил, что быть оригинальными не так-то просто, ведь придумать что-то новое сейчас уже практически невозможно. В его понимании «оригинальность» — это осмысленное повторение старого, но в другом воплощении.
Барбара Кол
Еще один фотограф, предпочитающий работать в стиле импрессионизм. Самые известные ее коллекции фотографий: «Два человека», «Падение сквозь время». Предпочитает изображать людей и природу. Барбара в своих работах позиционирует самореализацию, триумф и выживание в этом непростом мире.
Chiswick House Bridge из серии «Падение сквозь время». Барбара Кол
Падение сквозь время. Барбара Кол
Gertrude. Барбара Кол
Кристоф Джэкрот
Кристоф Джэкрот изображает в своих работах, в основном, природу и людей. Любит устанавливать контрасты и добавлять в работы «нехудожественную» резкость. Кроме того, его фото имеют мягкий рассеивающий рисунок с очевидным эффектом художественного размытия изображения.
Педро Корреа
Испанский фотограф Педро Корреа для своих работ берет за основу городские пейзажи. С помощью снимков он старается передать городскую суету, энергию и шум людей. Красота, по его мнению, находится в любом предмете, который относится к городу. Свои эмоции фотохудожник по примеру импрессионистов вкладывает в последний момент снимка.
Стивен Холл
Яркий представитель фотоискусства – Стивен Холл. Он окончил университет Монреаля и ввел в моду гибридную живопись, когда мастер в одной руке держит камеру, а в другой – кисти и краски. Иными словами, сначала он создает фотографию, а затем наносит на нее слои краски.
От его работ веет беззаботностью и естественной красотой. Основная тема – пейзажи.
Такая интересная обыденность
Можно сказать, что импрессионисты довершили то, к чему художники всех прежних стилей только приближались: они отвергли любой академизм не только в оформлении работ, но и в сюжетах. Импрессионистов не интересуют застывшие, выдуманные формы. Они больше не воплощают библейские, мифологические и литературные сюжеты — им важна исключительно современность в своем самом непосредственном проявлении.
На полотнах импрессионистов появились обычные люди, которые ходят по улицам, работают, отдыхают, флиртуют, танцуют, обедают в кафе. При этом художники не заставляли людей позировать, а в буквальном смысле рисовали жизнь с натуры. Так появился совершенно новый жанр изобразительного искусства — городской пейзаж.
Одной из главных «моделей» импрессионистов стала живая, непосредственная, никак не приукрашенная природа. Одни и те же места импрессионисты рисуют при разном освещении, при разной погоде и в разное время суток, стремясь передать течение времени, переменчивость и мимолетность каждого мгновения.
История
Во Франции начала 19 века во всем, что касалось живописи и скульптуры, безраздельно господствовала Академия искусств, настаивавшая на традиционных стандартах живописи не только в стиле, но и в содержании. Поощрялось рисование исторических персонажей или событий, религиозных сюжетов. Изображение должно было быть максимально приближено к статической реальности, все цвета консервативны, а линии тщательно прорисованы. На протяжении нескольких лет в салоне при Академии пытались выставляться молодые художники, картины которых были новы и отличались от признанных стандартов. Но год за годом официальные гранды живописи и критики предпочитали тривиальные работы художников-традиционалистов, а не их произведения. Молодые художники (Клод Моне, Альфред Сислей, Пьер-Огюст Ренуар, Фредерик Базиль) объединились и стали рисовать вместе, а также искать возможности для совместного представления своих работ. Вскоре к ним присоединились Камиль Писсарро и Поль Сезанн. Их выставки, которые пользовались большим успехом у публики, Академия искусств пыталась запретить. Но император Наполеон II, посетивший одну из выставок в 1863 году, вынес вердикт, что публика сама может решать, что ей нравиться, а что нет. Таким образом, дорога импрессионизму была официально открыта.
Чего хотел добиться импрессионизм
Никто никогда не рисовал истинного цвета солнца и тени, и вряд ли кому-то пришло в голову предположить, что плотность воздуха не всегда постоянна, что можно нарисовать, например, пейзаж, видимый сквозь густой туман или туман.
Но оба этих визуальных открытия были, по сути, подзаголовками более крупного открытия. Импрессионисты, сами того не подозревая, осознали феномен преходящего. Художник, который выносит свое полотно на свежий воздух и пытается написать каждый нюанс того, что видит его глаз, находится в совершенно ином настроении, чем художник, который строит свою картину в своей студии из серии подготовительных эскизов или исследований. Его глаз не может быть более ищущим, но он начинает осознавать другой набор визуальных данных. Он все меньше и меньше заботится о природе объекта-фигуры или пейзажа.
Для Моне, работавшего над картиной Руанского собора, то что он увидел, было не готическим сооружением, а воздушной оболочкой определенной плотности, сквозь которую можно было видеть собор и которая изменяла его вид с каждым движением света. Таким образом, для него сам предмет исследования менял свою природу в каждый час дня. Поскольку акцент в каждой картине импрессионистов делается на моменте времени, естественно, что импрессионисты должны сознательно искать сиюминутные эффекты. На картине Моне, изображающей вход на вокзал Сен-Лазар, наиболее привлекательными чертами являются не железный мост и здание за ним, а пар, который дрейфует под мостом и локомотивом, намеренно помещенный на крайнем левом углу, чтобы создать впечатление, что он находится на пути к выходу из картины.
Вокзал Сен-Лазар (1877) Музей Орсе, Париж. Клод Моне.
10 известных картин в стиле импрессионизма
Некоторые художники отличались трудолюбием и увлеченностью, но не все их работы стали мировыми шедеврами. В этом списке собраны самые знаменитые картины импрессионистов, о которых знают даже те, кто далек от мира изобразительного искусства.
«Завтрак на траве», Эдуард Мане
Завтрак на травеЭдуард Мане
Это скандально известное полотно, вызвавшее неоднозначную реакцию у публики. Обнаженная молодая женщина проводит время с двумя одетыми мужчинами, отдыхая на природе. Простой сюжет написан на большом холсте. Но Мане пошел дальше: резкий свет и необычная манера письма создает ощущение незавершенности работы.
«Водяные лилии», Клод Моне
Выдающийся импрессионист любил рисовать эти цветы. Для этого ему даже не нужно было отправляться в парк. Он выращивал их возле своего домика. Клод Моне изобразил лилии на 250 картинах. Смотря на ровную гладь воды, белые цветы, зритель чувствует спокойствие и единение с природой.
«Голубые танцовщицы», Эдгар Дега
Одной из любимых тем художника был балет. В отличие от остальных живописцев, Дега не изображал их излишне сентиментальными. Ему удавалось показать их нелегкий труд без прикрас, не умаляя их красоту и грацию.
Голубые танцовщицыЭдгар Дега
Картина «Голубые танцовщицы» признана лучшей на тему балета в творчестве Дега. Ценители до сих пор спорят, это изображены разные девушки или одна, но в разных позах.
«Портрет актрисы Жанны Самари», Пьер Огюст Ренуар
На этой картине изображена красивая молодая женщина. Жанна Самари была актрисой «Камеди Франсез» и просто очаровательной дамой. Весь образ женщины окутан ореолом безмятежности и легкого кокетства.
Портрет актрисы Жанны СамариПьер Огюст Ренуар
Ренуар выделил синие глаза Самари и ее красивые волосы. Вся композиция представляет собой гармоничное сочетание цветов, дополняющих друг друга.
«Городок Вильнёв-ла-Гаренн», Альфред Сислей
Городок Вильнёв-ла-ГареннАльфред Сислей
Это одна из ранних и самых известных работ талантливого пейзажиста. Сислею удалось мастерски передать игру света и красоту природы. Залитый солнцем пейзаж, спокойная гладь воды, аккуратные домики, стоящие на возвышении. Все детали образуют гармоничную композицию и уютную атмосферу.
«Бульвар Монмартр, весеннее утро», Камиль Писсарро
Художник часто писал одну из главных парижских улочек. Ее можно увидеть безлюдную и с многочисленными прохожими. Весной, когда солнце заливает бульвар, деревья уже стоят с зелеными кронами.
Бульвар Монмартр, весеннее утроКамиль Писсарро
По бульвару неспешно прогуливаются прохожие, а по дороге едут кареты. Глядя на эту картину, кажется, что слышен цокот копыт, шум голосов и ощущается неповторимая атмосфера Монмартра весной.
«Портрет хористки», Константин Коровин
Считается, что с момента создания этой картины появился русский импрессионизм. Константин Коровин изобразил девушку в нежно-голубом платье в простой шляпке и немного усталым выражением лица. Возможно, что его героиня отдыхает после репетиции в хоре.
Портрет хористкиКонстантин Алексеевич Коровин
Новая манера письма вызвала волну критики среди представителей консерватизма. Но это не помешало Коровину стать одним из ярких представителей импрессионизма.
«Звезда балета», Эдгар Дега
Звезда балетаЭдгар Дега
Еще одно известное полотно, на котором художник изобразил нелегкий труд танцовщиц. Девушка исполняет сольную партию на сцене, легко и грациозно исполняет пируэт. Ее голова запрокинута наверх, глаза прикрыты — все это создает ощущение, что она чувствует себя настоящей примой. А главное украшение ее пачки — красные цветы, дополняющие общее цветовое оформление картины.
«Дама с зонтиком», Клод Моне
Импрессионисту удалось передать ветреную погоду, колыхание юбки и мимолетность мгновения. В центре картины — молодая женщина, лицо которой непросто разглядеть из-за развевающихся прядей. Она держит над головой зонтик, и кажется, что она улетит с очередным дуновением ветра.
Дама с зонтикомКлод Моне
Рядом с ней стоит мальчик, с любопытством рассматривающий раскинувшееся перед ним цветочное поле и колыхающуюся высокую траву.
«На балу», Берта Моризо
Героиня полотна — светская молодая женщина, отдыхающая после танцев. На ее красивом лице можно увидеть задумчивость, которое читается в улыбке и линии рта. На женщине простое светлое платье, ее волосы убраны в высокую прическу, украшенную цветами.
На балуБерта Моризо
Заметная деталь ее образа — веер, который дополняет ее образ светской женщины. Такая простота и обыденность сюжетов были особенностями творчества Берты Моризо.
Хоакин Клаузел Траконис (1866-1935)
Он был мексиканским художником, который также был активистом и юристом. Его работы носили импрессионистский характер и были сосредоточены на пейзажах Мексики. Когда он отправился во Францию, он смог встретиться с известными художниками, такими как Камиль Писарро и писатель Эмиль Золя, которые мотивировали его в его живописном призвании.
Его картины были строго ландшафтными; это можно увидеть в его работе Пейзаж с лесом и рекой (1910), где художнику удается запечатлеть движение воды и листьев благодаря использованию мазка кисти импрессиониста.
Важно отметить, что позже техники импрессионизма послужили источником вдохновения для великих мексиканских художников, таких как Диего Ривера (1886–1957) и Фрида Кало (1907–1954)
Клод Моне (1840-1926)
Этот художник французского происхождения считается одним из отцов импрессионизма; Фактически, этот термин был взят из одной из его самых известных работ: Впечатление, восходящее солнце (1872).
До 1860 года его работы были реалистичными по своей природе (то есть максимально точно отображали действительность). Но затем он начал развивать совершенно другой стиль, сосредоточенный на освещении и толстых мазках.
Моне любил рисовать на открытом воздухе, особенно в садах своего дома в Живерни (место, которое туристы могут посетить сегодня). В этом месте он написал серию картин, известных как «Кувшинки», по мотивам прудов в его доме.
Еще одной из его самых известных работ была Руанский собор серии (изготовлен в 1895 г.). Эта работа состояла из нескольких портретов собора, сделанных в разное время суток; Таким образом, Моне удалось запечатлеть, как цвета здания менялись в зависимости от падения солнечного света.