Образ Ноя в искусстве
Библейские сюжеты стали основой для многих кинокартин. Великий потоп — одна из наиболее известных историй Писания. Эпический фильм «Ной» (2014) режиссера Даррена Аронофски во многих эпизодах отходит от канонической версии, но авторы фильма и не скрывают, что это — их творческая фантазия на тему.
Существует сразу несколько проектов по воссозданию ковчега, спасшего человечество. Два из них построены в Нидерландах, один в Гонконге, один в Кентукки (США).
Картина Айвазовского «Всемирный потоп» подчеркивает весь ужас того, что такое — оставить Господа. На картине изображена сцена поглощения людей водами потопа.
Айвазовский «Всемирный потоп»
Неканонические книги Библии о тайне исчезновения Ковчега
Любители детективных загадок и расследований знают, что след нужно вести от того, кто последним упоминал или видел искомый предмет. В нашем случае это всё тот же пророк Иеремия. Просто ли он предсказал об исчезновении Ковчега или знал об этом нечто большее? Ответ мы находим в неканонических книгах Священного Писания Ветхого Завета, а именно, во второй книге Маккавейской.
Тут впору процитировать подробный рассказ о переселении иудеев в Вавилон, найденный автором этой библейской книги в не сохранившемся до наших дней свитке — «записях пророка Иеремии»:
1 В записях пророка Иеремии находится, что он приказал переселяемым взять от огня, как показано
2 и как заповедал пророк, дав переселяемым закон, чтобы они не забывали повелений Господних и не заблуждались мыслями своими, смотря на золотые и серебряные кумиры и на украшение их.
3 Говоря и другое, подобное сему, он увещевал их не удалять закона из сердца своего.
4 Было также в писании, что сей пророк, по бывшему ему Божественному откровению, повелел скинии и ковчегу следовать за ним, когда он восходил на гору, с которой Моисей, взойдя, видел наследие Божие.
5 Придя туда, Иеремия нашел жилище в пещере и внес туда скинию и ковчег и жертвенник кадильный, и заградил вход.
6 Когда потом пришли некоторые из сопутствовавших, чтобы заметить вход, то не могли найти его.
7 Когда же Иеремия узнал о сем, то, упрекая их, сказал, что это место останется неизвестным, доколе Бог, умилосердившись, не соберет сонма народа.
8 И тогда Господь покажет его, и явится слава Господня и облако, как явилось при Моисее, как и Соломон просил, чтобы особенно святилось место (2 Мак. 2 гл.).
Упоминаемая в начале история с огнём подробно приводится в первой главе этой книги. Там рассказывается о том, что уводимые в плен иудеи взяли с собой священный огонь с жертвенника при Храме, но по пути вынуждены были его спрятать. Они опустили сосуд с горящим огнём в пустой колодец. По прошествии многих лет возвращающиеся из вавилонского плена заглянули туда, и оказалось, что в колодце была какая-то густая вода. Пророк Неемия велел вылить её на камни сооружённого жертвенника, и на жарком солнце вещество вспыхнуло. Знал ли пророк об этом фокусе с нефтью или для него самого это стало неожиданностью — можно лишь гадать. Во всяком случае, евреи прозвали это место Нефтай…
Эта история с огнём очень показательна: евреи действительно успели взять что-то из храма до того, как вавилоняне ворвались в город. Однако они не успели спрятать взятое и пытались делать это по пути в Вавилон, куда их вели под стражей…
Если посмотреть по карте, то гора Нево, с которой пророк Моисей обозревал Землю Обетованную и на которой почил, тоже находится на пути из Иерусалима в Вавилон. Пророк Иеремия поднялся на эту гору и оставил Ковчег в одном из её гротов втайне от всех, завалив вход камнями. Он взял с собой лишь несколько самых близких учеников, которые, вернувшись, чтобы хорошенько запомнить место, уже не могли его отличить от других груд камней на этой горе.
Даже пророк Ездра, впоследствии выведший израильтян из вавилонского плена и возглавивший строительство Второго Храма, был абсолютно уверен, что Ковчег Завета похищен вавилонянами (2 Езд. 1:54; 3 Езд. 10:22). Именно по этой причине никто в его время не обратился к поиску святыни или же к раскопкам на Храмовой горе, хотя энтузиазм у вернувшихся из плена был такой, что городскую стену Иерусалима они отстроили за 52 дня. При желании могли бы перерыть камни и заглянуть — что же там, под Храмовой горой.
Была ли известна вернувшимся иудеям вторая книга Маккавейская? Нет, она была написана позже и дошла до нас только на древнегреческом языке. Это послужило тому, что её даже долгое время не хотели включать в канон. Неканонические, написанные не на древнем иврите, книги не вошли в канон Священного Писания у иудеев. Позднее их не приняли и протестанты, которые вслед за иудеями соблюдают субботу и чтут другие обычаи
Это стало причиной того, что западный научный мир напрочь забыл о Маккавейских книгах или же не принимает их во внимание
Сегодня гора Нево находится на территории соседней с Израилем страны — Иордании. Это также затрудняет какие-либо раскопки на ней. В последний раз они велись в 1933 году. В результате были обнаружены руины византийской базилики, построенной на верху горы в память о пророке Моисее. Эти же археологи попытались отыскать и Ковчег, но безуспешно. Сейчас на горе расположен францисканский монастырь.
В любом случае, несмотря на все усилия археологов, Ковчег Завета будет сокрыт до времени, которое определит Сам Господь.
Какие театры располагаются в этих зданиях?
Вопрос 11. В Москве во второй половине XIX — начале ХХ века было несколько мест, где ночами шла карточная игра: Английский, Охотничий, Немецкий и Купеческий клубы. Однажды в Купеческом клубе Михаил Морозов проиграл за ночь миллион рублей. До 1909 года клуб был на одной улице, после переехал на соседнюю. В обоих упомянутых зданиях сегодня располагаются театры.
Выбрать один правильный вариант из предложенных ответов:
- Театр Вахтангова и театр «Эрмитаж» (ул. Арбат, д. 26, и ул. Новый Арбат, д. 11)
- Московский академический Музыкальный театр К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко и Московский государственный театр «Ленком Марка Захарова» (ул. Большая Дмитровка, д. 17, и ул. Малая Дмитровка, д. 6)
- Российский академический молодежный театр и театр имени М.Н. Ермоловой (Театральная пл., д. 2, и Тверская ул., д. 5/6)
- Московский театр на Таганке и Московский театр русской драмы под руководством М. Щепенко (ул. Земляной Вал, д. 76/21, и ул. Земляной Вал, д. 64)
Кулответ поискал информацию в интернете:
По мнению Кулответа правильный вариант: Московский академический Музыкальный театр К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко и Московский государственный театр «Ленком Марка Захарова» (ул. Большая Дмитровка, д. 17, и ул. Малая Дмитровка, д. 6)
Виновен ли Иуда?
Но если Иисуса приговорили к смерти и распяли римляне, то почему виновным в его смерти сделали Иуду? Более того, в священных писаниях упоминаются персонажи, которые больше Иуды желали смерти Христа и могли в любое время убить неугодного пророка. Основной оппонент Иисуса был не Ирод, не Кариаф, ни даже Рим. Основной оппонент его был народ Израиля, который был жестоковыйный.
Иисус доводит эту жестоковыйность до такого радикального обвинения, когда говорит: «вы думает, что вы дети Авраама, а в дети Диавола…». Для него основная трудность была в том, что он видел насколько тяжело этих людей подвигнуть на что-то хорошее.
Швейцария 2005 год. Появление евангелия от Иуды вызывало неоднозначную реакцию в обществе. Религиозные фанатики преследовали ученых. Книжные магазины, в которых продавались переводы Евангелия от Иуды, бойкотировались. После публикации апокрифа, появились различные теософские общества. Они пытались с разных точек зрения посмотреть на библейскую историю, в которой, Иуде, наравне с Иисусом Христом, отводилась ключевая роль.
И что же дальше?
А дальше — Йохан Хейберс надеется уладить формальности с голландскими властями, добиться от них позволения выйти в открытое море и доплыть до Израиля. Некоторые информационные источники сообщают, что в попутчики Йохану просится просто-таки неимоверное количество людей. Оно и понятно: шутка ли — совершить плавание на Ноевом ковчеге! Пускай и копии — но все же…
И еще один нюанс. Современная версия ковчега, как и его древний оригинал, не оснащена никаким двигателем. Оригинал, как известно, плыл по воле волн, пока не пристал к горе Арарат. Что касается современной версии, то ни о какой воле волн, понятное дело, речи не идет. Конструктор уверяет, что стронуть ковчег с места и доставить его по месту назначения могут два современных буксира. Но — на буксиры у Хейберса пока нет денег. Кроме того, голландские власти по-прежнему упорно не желают выпускать корабль в море, утверждая, что по голландским законам самодельное судно не может выйти в открытое море.
Но — Йохан Хейберс по-прежнему надеется, а вместе с ним надеется и множество людей. Ведь как здорово было бы увидеть в земных водах еще один, уже современный Ноев ковчег! Разве не так?
Крах надежд
Эта женщина действительно обладала живым умом и деятельной натурой. Она мечтала о восстановлении прежнего могущества Польши, хотя мечтам этим не суждено было реализоваться. Более того, ей пришлось отправить двух своих сыновей на службу в Россию, что Чарторыйская сделала с большой неохотой.
Когда император Александр I посетил Польшу, Чарторыйская попыталась убедить его в необходимости дать Польше больше власти и, конечно, независимость. Но в 1818 году после очередного визита Александра I, княгиня поняла, что надежды эти никогда не сбудутся.
Портрет княгини Чарторыйской в 1777 году
Место спасения
Однажды Господь обратился к Своему угоднику, говоря:
- что скоро наступит «конец всякой плоти», но Ной, его семья будут избавлены от смерти;
- что Ною необходимо построить «ковчег»; слово это на еврейском звучит как «теват», означая коробку, сундук; таким образом, это не должен был быть корабль, но – лишь укрытие, где единственный оставшийся на земле праведник, его близкие, могли избавиться от смерти.
Когда, где и сколько времени Ной строил свой ковчег
О том, где жили Ной, его семья, Библия не говорит ничего. Поэтому место строительства тоже неизвестно. Кроме того, после потопа география Земли могла существенно измениться – ввиду этого ныне даже не пытаются определить, где именно появился ковчег.
Икона Ной и ковчег
Время же его строительства толкователи Библии связывают с двумя цифрами, которые она приводит:
- возраст Ноя, 500 лет, к достижению которого он имел трех сыновей;
- число лет праведника на момент начала потопа – ему было 600.
Исходя из того, что после первого упоминания о возрасте Ноя начинается рассказ о всеобщем растлении земли, о воле Божией, наконец, о том, как праведнику дается повеление строить ковчег, многие толкователи думают, что выполнять волю Господню он начал, будучи 500 лет, а на строительство ушло 100 лет. Таким образом, исходя из даты рождения Ноя по еврейской Библии, строительство началось около 1500 г., а окончилось около 1600 г. от сотворения мира. А по Септуагинте и славянскому переводу Писания даты смещаются на 100 лет – к 2000 и 2100 г. соответственно.
Однако все это – лишь умозаключения, выводимые из текста Писания. Само оно ничего не говорит о том, сколько лет строился ковчег, когда именно началось и окончилось его сооружение. Возможно, на все строительство у Ноя ушло даже менее столетия.
Интересный факт
Некоторые толкователи также думают, что все это время праведник пытался призвать людей к покаянию ввиду грядущего бедствия, проповедовал о Боге. Однако, сама Библия не упоминает и об этом – может быть, потому, что, если такое было, никакие увещевания не действовали: Бог не напрасно принял решение прервать жизнь людей, которые разучились слышать Его слово.
Из чего был построен Ноев ковчег
Его Библия упоминает всего раз: это «дерево гофер», применить которое для строительства повелевает Сам Господь. О том, что это было за растение, современным ученым ничего не известно. Возможно, что:
- это ныне не произрастающая на планете порода дерева, которая исчезла после потопа;
- «гофер» не название древа, а его свойство: слово переводится с еврейского, как «смолистый»; исходя из этого многие полагают, что это мог быть кедр, сосна, кипарис, или другое дерево, обильно выделяющее смолу; Ной выбрал его, так как необходимо было как следует осмолить борта, чтобы предотвратить попадание воды.
Размеры ковчега, как он выглядел
Библия дает их, пользуясь традиционной для людей того времени мерой длины – локтем. Это расстояние от локтя до кончиков пальцев взрослого человека, которое составляет примерно 45 см. Переведя библейские меры длины на современные, мы узнаем, что:
- длина уникального «корабля» составляла около 130 м, или 300 локтей;
- ширина – 50 локтей или около 20 м;
- высотой он был чуть более 13 м.
Иногда можно встретить утверждение, что для того времени ковчег можно считать уникальным, ведь технологии строительства подобных больших кораблей появляются намного позже. Однако, стоит делать поправку на то, что мы практически ничего не знаем о допотопной цивилизации, ее технологических возможностях – ведь она была полностью стерта с лица земли.
Что до внутреннего строения, корабль Ноя имел «три жилья», то есть этажа. Вверху Господь повелел сделать «отверстие» шириной в локоть, видимо, для доступа воздуха. Вход же находился сбоку.
Хозяева и арендаторы
Владельцами инсул были состоятельные и уважаемые римские граждане. Они наживались на арендной плате. Владельцем инсул был, например, знаменитый оратор Цицерон. Из комфортабельного поместья под Путеолами оратор писал своему другу Аттику, что у него обрушилось две лавки в Риме, а в остальных появились трещины, поэтому оттуда переселились не только арендаторы, но и мыши. Нанятый Цицероном архитектор перестраивал инсулы, и оратор со временем мог брать за них большую плату.
Цицерон был крупным владельцем жилой собственности. Ему принадлежала восьмая часть инсулы около храма Стренуи, несколько инсул в районе Аргилет и на холме Авентин. Кроме того, он владел жилыми домами в Путеолах.
Вкладывал деньги в жилую собственность и брат Цицерона Квинт. Их друг Тит Помпоний Аттик, как подчёркивает его биограф, владел всего двумя сельскими усадьбами. Основной доход ему давали владения в Эпире и самом Риме. В эпоху Поздней Республики вкладывать деньги в жилые дома для сдачи в аренду было нормальной практикой для нобилей.
В эпоху Юлиев-Клавдиев появляются люди, которые занимались сбором платы с жителей инсул. Есть упоминания о нобилях, владевших инсулами. Например, такой жилой дом принадлежал Марку Веттию Болану, занимавшему в разные годы посты наместника Британии и Азии.
Инвестирование в городскую собственность оставалось нормальной практикой на протяжении эпохи Принципата. В начале 3-го века н. э. юрист Ульпиан писал, что арендная плата идёт, в том числе, от помещений, которые сдаются под публичные дома. Большинством инсул владели аристократы. Но иногда они могли достаться людям и среднего достатка. Петроний в «Сатириконе» упоминает, что женщины часто владеют городской собственностью, полученной по наследству. Собственность в жилых домах становилась и частью приданого.
Плата за проживание вносилась раз в полгода. Владелец инсулы мог сдать её в аренду другому дельцу, который, в свою очередь, начинал сдавать от себя отдельные квартиры. Иногда дельцы приобретали по сходной цене участок на месте сгоревшего дома. Так крупным собственником в Риме стал, например, Марк Красс.
Вещи арендаторов становились залогом для хозяина дома. Он мог забрать их вместо просроченной оплаты. Арендаторы квартир могли лишиться своих вещей, оставленных в инсуле, потому что главный арендатор не расплатился с владельцем дома. Неплательщика также могли блокировать в его комнатах — вынуть ступеньки лестницы. Когда человек находил какой-то способ расплатиться, его выпускали.
Известны примеры, когда владельцами инсул становились вольноотпущенники. Тримальхион в «Сатириконе» зачитывает завещание, в котором раздаёт часть собственности (вместо со свободой) рабам.
Иногда инсулы в качестве уплаты штрафа или в ходе передачи выморочного имущества становились государственной собственностью. Зафиксированы государственные служащие, занимавшиеся наблюдением за инсулами, находящимися в собственности государства.
Писатель Авл Геллий сохранил историю, как ритор Антоний Юлиан и его друзья наблюдали во время прогулки пожар инсулы на холме Циспии. Один из друзей заметил, что доходы собственников в городе велики, но велики и риски. Если бы существовало надёжное средство от пожара, он продал бы свои сельские владения и всё вложил в городскую собственность.
Пророчество об исчезновении Ковчега Завета
Последнее упоминание о Ковчеге в канонических книгах Ветхого Завета мы находим среди пророчеств Иеремии. Этот пророк предсказывал падение Иерусалима и вавилонский плен в случае нераскаянности народа, что и произошло впоследствии. В его книге мы читаем:
И будет, когда вы размножитесь и сделаетесь многоплодными на земле, в те дни, говорит Господь, не будут говорить более: «ковчег завета Господня»; он и на ум не придет, и не вспомнят о нем, и не будут приходить к нему, и его уже не будет. В то время назовут Иерусалим престолом Господа; и все народы ради имени Господа соберутся в Иерусалим и не будут более поступать по упорству злого сердца своего. В те дни придет дом Иудин к дому Израилеву, и пойдут вместе из земли северной в землю, которую Я дал в наследие отцам вашим… (Иер. 3:16).
Как видим, это тоже сбылось.
Где сейчас находится ковчег
К настоящему времени уникальный корабль Ноя не найден. Христиане многие века полагали, что он находится на Арарате. Христиане Средневековья, однако, не дерзали на поиски древней святыни, армяне же, на территории которых была гора, считали гору священной еще с языческих времен, позже, приняв христианство – по причине нахождения здесь древней реликвии.
Интересный факт
Считается, что единственную попытку найти ее предпринял прп. Иаков Низибийский (IV в.). Согласно преданию, он был остановлен Ангелом, воспретившим святому поиски, и, как утешение, вручившим ему небольшую доску от него. Позже она стала одной из святынь Эчмиадзинского монастыря – но сама история показывает общепринятое отношение христиан к подобным поискам.
Остия и Помпеи
В Помпеях инсулы не успели получить такое же распространение как в Риме. Недалеко от городского форума сохранилось объявление, в котором один из уважаемых жителей города предлагал для аренды помещения под магазины и жилые комнаты на двух этажах.
Самый знаменитый образец такого жилья в Помпеях — инсула Арриана Поллиана (ранее ошибочно называлась домом Пансы). Она представляла собой целый блок, в котором находилось жильё разных ценовых категорий.
Богатый материал об инсулах дали раскопки города Остии. Этот город считался первой римской колонией. После того, как по приказу Клавдия около этого города построили гавань, Остия стала крупным торговым центром, и её население начало расти. В 1-м веке н. э. город застраивают инсулами.
Примеры разных инсул в этом городе демонстрируют уровень жизни постояльцев. В комфортных условиях жили арендаторы комплекса, названного «Case a giardino» («Дома в саду»). Это самая богатая из инсул Остии.
Она состояла из большого комплекса помещений, окружавших сад. В саду находилось ещё два четырёхэтажных блока и шесть фонтанов для водоснабжения. Пол первого внутреннего дома был выложен черно-белой мозаикой. Одна из комнат достигала площади 10*6 метров. Другие комнаты скромнее — около 3*4 метра. Предположительно, все эти помещения и просторная центральная комната составляли одну квартиру. В инсуле, которая закрывала вход в сад с юга, была просторная двухэтажная квартира.
Также в Остии имелся квартал с маленькими одноэтажными двухквартирными домами. Их арендаторами были вольноотпущенники, небогатые торговцы и ремесленники.
Протестантская версия: Ковчег под Голгофой
1980-е — вообще время активных раскопок в Иерусалиме. Не отставали от иудеев и христиане различных конфессий, а также светские археологи. Пожалуй, самую фантастическую версию выдвинули адепты одного из протестантских течений — «адвентистов седьмого дня». Настолько фантастическую, что верят в неё даже далеко не все протестанты.
Принадлежавший к течению археолог Рон Уайет якобы откопал Ковчег Завета на основании своих же откровений. В 1980-х годах районе грота Иеремии в Иерусалиме он нашёл четыре отверстия в земле и предположил, что именно в них стояли кресты во время распятия Спасителя, которых, правда, было только три. В общем, его идея в том, что под этой новой Голгофой (не путать с традиционным почитаемым местом распятия) находилась пещера, в которой хранился Ковчег Завета. Там археолога-любителя встретили ангелы (и не один или два, а целых четыре) и объяснили, что съёмка запрещена. Забрали плёнку и потом впускали его время от времени, когда сами желали, а всё остальное время грот был сокрыт стеной.
Эта полуфантастическая версия в протестантских видеороликах обрастает каждый раз новыми подробностями. То на Ковчег стекала с потолка грота настоящая кровь Спасителя, то кровь на нём была лишь засохшей (хотя в более ранних видео археолог так и не смог заглянуть внутрь каменного саркофага из-за того, что крышка его упиралась в потолок пещеры). То Ковчег попытались вынести десять иудейских священников из потомков левитов, но все они погибли (на самом деле института священства в иудаизме уже давно нет). Как бы то ни было, протестантская версия не добавляет к вопросу поиска Ковчега ничего нового: он где-то здесь, и мы верим, что Господь в своё время нам его откроет…
Сколько животных было в ковчеге
Вероятно, по Божию повелению, которому повинуется вся тварь, к праведнику пришли животные, обитавшие на земле, столько, сколько было нужно для продолжения существования их вида. Господь прямо повелел принять:
- «по паре» «мужеского пола и женского» всех животных, птиц, обитающих на земле;
- некоторое исключение было сделано для «чистых» животных, птиц (которые годились для хозяйства, пропитания человека) – таких можно было брать «по семи» пар.
Все они разместились на трех палубах, площадь каждой из которых превышала 3000 кв. м. Библия не указывает общее количество животных, что дает основания для разного рода рассуждений на эту тему:
- многие думают, что Ною пришлось бы разместить несколько миллионов животных, птиц, что, очевидно, невозможно, если принять библейские размеры корабля, как достоверные; отсюда сам ковчег понимается как своего рода миф;
- однако, современные биологи скептически оценивают эту позицию; на Земле действительно сейчас обитает более миллиона видов живых существ – однако в защите нуждались совсем не все: значительная часть животных живет в воде, так что количество видов, нуждавшихся в спасении, не превышало 18000; а разместить около 35000 животных на этой площади не только возможно, но даже для людей вполне достаточно места.
Что говорит наука о потопе, Ное и его ковчеге, а также о возможном местонахождении этого артефакта
Однако, позиция ученых была иной. В XIX-XX вв. на Арарат несколько раз отправлялись экспедиции, которым, однако, не удалось обнаружить артефакт. Зато появились различные неподтвержденные данные от «энтузиастов», которым удавалось «найти» артефакт:
- в 1887 г. его «обнаружил» Д. Джозеф, который даже пытался собрать средства на транспортировку реликвии на выставку в Чикаго, однако, ему не удалось этого сделать, ввиду сомнительной репутации Джозефа как авантюриста, который, по некоторым данным, был нездоров психически;
- в 1940 г. появилось сообщение, что якобы ковчег обнаружил накануне 1 мировой войны один из русских летчиков, облетавший Арарат; на место лично царем Николаем IIдаже якобы была отправлена воинская команда; впоследствии, однако, оказалось, что статья написана на непроверенных, частью вымышленных фактах;
- спустя около 15 лет несколько экспедиций на Арарат предпринял француз Фернан Наварра, который привез из поездки кусок дерева, утверждая, что его возраст составляет примерно 5000 лет; однако, данные радиоуглеродного анализа показали датировку VIIIв. н.э., впрочем, корректность их также оспаривается.
О находке на горе Арарат
Находка на горе Арарат
Новый этап исследований начинается с 2010-х гг., когда группа турецких и китайских исследователей объявила о находке на 4000 м над уровнем моря. Это 7 вмерзших в лед деревянных отсеков. Исходя из их возраста, примерно 4800 лет, их определили как остатки искомого артефакта. К настоящему времени исследования продолжаются, создана интернет-страница проекта.
Был ли потоп?
К настоящему времени ученые всерьез относятся к библейской истории Великого Потопа, так как она имеет объективные подтверждения в исследованиях палеогеографов: например, известно, что около 7000 лет назад имел место катастрофический (на 140 м сразу) воды Черного моря, вызванный таким же подъемом соседнего Средиземного. Именно так образовался пролив Босфор, через который вода попала в Черное море.
Следы затопления находят исследователи древних городов Месопотамии – впрочем, не подтверждая гипотезу о том, что оно было массовым, одновременным. Возможно под «всемирным» характером катастрофы Библия имеет ввиду не всю планету, но – ее часть, известную тогдашним людям.
Церковь же не сосредоточена на поисках реликвии, как «доказательства» потопа, на убеждении неверующих в том, что событие было. Куда важнее духовные смыслы события.
По словам православного публициста Сергея Худиева, потоп – следствие греха человека. При этом
А существует ли сейчас ковчег праведного Ноя – уже не так важно. Наталья Сазонова
Наталья Сазонова