Картина «Боярский свадебный пир», Маковский — описание
Боярский свадебный пир — Константин Егорович Маковский. 1883. Холст, масло. 236×391 см Персидские ковры, клетки с удивительными певчими птицами, китайские вазы, из которых торчали перья страусов и павлинов, старинное оружие, самобытные африканские ритуальные маски, подушки из парчи и шкатулки из слоновой кости – всё это описание не музейного собрания, а домашняя обстановка Константина Маковского.
Будучи страстным собирателем редких предметов различных культур и исторических эпох, живописец частенько использовал их для создания нужного интерьера в своих работах. С помощью такого же метода, «живой картины», была создана и эта замечательная работа, воплощающая боярский свадебный пир.
Для правдивого воссоздания антуража автор использовал свою коллекцию старинных вещей, а также объездил немало коллекционеров, и пригласил аристократов в качестве статистов. Выстраивание композиции предварялось музыкальными вечерами, переодеванием, а после Маковский подробно «собирал» своих немых артистов в сцену и разъяснял каждому что они должны изображать. По настоящему новаторский метод того времени!
Данная работа была создана специально для экспонирования в Европе. Маковский искал признания за рубежом, и выбрал сюжет неслучайно – европейцы очень интересовались в то время самобытной русской историей, поэтому работу, так достоверно и красочно описывающую сцену из жизни XVII века, приняли хорошо. Впрочем, успех только усилили раскол между Маковским и многими его друзьями-художниками, в особенности с передвижниками, которые видели, прежде всего, социальную роль искусства и считали, что русскому художнику негоже искать славу у зарубежного зрителя.
В первую очередь, обращает на себя внимание роскошные наряды бояр – богатые кафтаны, расшитые узорами, высокие женские головные уборы, тяжёлые складки мужских одежд. Стены расписаны, на столах кубки, а слуги уже спешат с яствами – всё здесь пропитано русским духом с невероятно самобытной культурой
Среди всего не сразу замечаешь молодых, ибо их личности не столь масштабны по сравнению с настоящим событием – объединяются два боярских рода. Тост произнесён, и под крики «Горько!» юноша пытается поцеловать девушку, а та стыдливо отводит лицо, смущаясь и робея. Опытная сваха по левую руку молодой как бы подталкивает нерешительную новоиспечённую супругу. Герои по-разному глядят на эту сцену – девушка на выданье смотрит на подругу с завистью, а вот няня выглядит печальной, так как отлично знает тяжёлый быт замужней женщины.
По иронии судьбы, одна из самых русских работ Маковского, поменяв несколько владельцев, сегодня принадлежит музею Вашингтона.
Источник
Описание картины
Прежде чем писать картину, Маковский рассаживал позирующих «гостей» и каждому объяснял, что он должен делать и как себя вести. Невеста, не то убитая горем, не то очень смущенная происходящим действием объединения двух боярских родов, совсем поникла и с трепетом ждет поцелуя жениха. Он взял ее за руку и нежно пытается повернуть к себе. А рядом сваха, которая находится слева от новобрачной, пытается помочь преодолеть девушке смущение. В центре стола сидит молодая боярышня, которая недобро посматривает на жениха и невесту. Возможно, что именно ей сейчас хочется быть в роли молодой.
Картина писалась с явным расчетом на зарубежного зрителя, для которого жизнь Московии была полной экзотикой.
Детство и юные годы
Детство художника было по-настоящему счастливым. Он рос не только в любящей и заботливой семье, но и в атмосфере, наполненной творчеством и свободой мысли. Дом Маковских считался в их окружении центром искусства, где регулярно проводились творческие вечера. Гостями семьи были известные в то время личности: писатели, художники, композиторы.
Эти вечера часто посещали Василий Тропинин и Карл Брюллов, которые впоследствии оказали влияние на творчество Маковского. У Константина были младшие братья и сестры, с которыми он разделил счастливое детство. Все дети Маковских посвятили свою жизнь искусству.
Личная жизнь
Маковский был личностью обаятельной и жизнелюбивой. Талантливый, веселый и благодушный, он был любимцем женщин и баловнем судьбы, а потому личная жизнь его складывалась бурно. Интересен факт, что первую дочь Наталью художник нажил еще до брака. Несмотря на то, что жила и воспитывалась девочка в семье отца, дворянского звания она не получила. Первый брак Константина оказался недолгим: он женился на актрисе Елене Бурковой в 1866 году, а 6 лет спустя супруга умерла от чахотки. Не прожил и года родившийся в браке сын Владимир.
Год спустя 35-летний вдовец встретил на балу 15-летнюю красавицу Юлию Леткову и едва дождался ее совершеннолетия, чтобы жениться на обворожительной брюнетке, которая стала героиней множества его работ. Счастливый брак продлился 20 лет, и в нем родились трое детей, Сергей, Елена и Владимир. В творчестве Маковского их портреты также занимают значительное место.
Несмотря на то, что дом художника был полной чашей, где присутствовала атмосфера любви, радости и искусства, в 1898 году состоялся развод. Причиной стала новая любовь Константина Егоровича, встреченная им в Париже в 1891-м. Мария Матавтина была моложе художника на 30 лет, что не помешало их страстному роману, плодом которого стал внебрачный сын Константин. Юлия Павловна не простила мужу измену, и тот ушел жить к новой возлюбленной, ставшей после развода официальной женой. К тому моменту у пары родились уже трое детей, а после заключения союза в семье появился сын Николай.
С прежней семьей Маковский оборвал связи, поскольку бывшая супруга была против его общения с детьми, к тому же требовала у живописца солидную сумму на их содержание. Страсти и романы поглощали много внимания и сил художника, который признавался:
Третья любовь. Последние годы жизни
На выставке в Париже в 1889 году любитель женщин и покоритель их сердец познакомился с Марией Матавтиной, которая была моложе Юлии на 10 лет. Завязались отношения, через некоторое время Мария родила Константину сына, причём назвала его в честь обожаемого мужчины Костей. Наверное, это впечатлило художника, и он ничего не стал скрывать от жены, та подала на развод. Пока длился изматывающий для художника бракоразводный процесс (в моральном и материальном плане), у Марии родилось ещё двое детей, а после оформления официального брака с Маковским, в 1900 году, четвёртый ребёнок. Счастливый ли был этот союз художника? По воспоминаниям Сергея, его сына от Юлии, Маковский, тогда уже пожилой и не совсем здоровый, был не удовлетворён жизнью с третьей женой, не доволен её отношением и воспитанием детей. Но возможно Сергей так говорил, потому что, по собственному признанию, не простил отца за то, что он покинул семью. По другим источникам, в распаде второго брака виновата сама Юлия, излишне меркантильная и капризная, из-за чего Маковскому и не хотелось возвращаться домой из Парижа… Как бы там ни было, с Марией художник узаконил всех детей – эту семью он также обожал, много писал. Чудесные картины – очевидное доказательство его любви. Счастье, длившееся 17 лет, оборвалось в 1915 году в трагическом дорожном происшествии: извозчик коляски, в которой сидел Маковский, не удержал лошадь, испугавшуюся звона трамвая, тогда ещё редкого на улицах. Пожилого художника выбросило из перевернувшейся коляски. Травмы оказались не совместимы с жизнью.
Артель художников и Передвижники
Не получив диплома, но зато умея прекрасно рисовать, Константин присоединился сначала к артели художников. В это время появляются жанровые картины Маковского: «Вдова», «Продавец сельди». Только темный колорит картин объединяет Маковского с передвижниками.
Так, его «Маленькие шарманщики», братик с сестричкой, розовощекие и милые, которым очень неуютно на холодной зимней улице, все же не вызывают горестного сочувствия.
Художник так любил жизнь, что «униженные и оскорбленные», придавленные жизнью персонажи у него на полотнах преображались в прелестных и симпатичных героев.
Несколькими годами позже появятся картины Маковского: «Наставление матери», «Разговоры по хозяйству». А одной известнейшей картине этого периода, которая находится в ГТГ, мы сейчас дадим описание.
Происхождение
Константин Маковский родился 20 июня 1839 года в Москве в семье Егора и Любови Маковских. Оба родителя были наделены незаурядными творческими способностями, поэтому Константину было суждено добиться творческих успехов по праву рождения. Егор Маковский, несмотря на скучную работу бухгалтера, в свободное время творил удивительные вещи: искусные миниатюры на кости, дворцовую живопись, иконопись и многое другое.
В дальнейшем Константин не раз говорил: «Всем, что я умею, я обязан отцу». Мать художника, Любовь Маковская, также была творческой натурой: обладала потрясающим сопрано и преподавала в академии Рубинштейна. Она была весьма красива и общительна, поэтому пользовалась популярностью в обществе.
Признание
После того как Константин резко прервал свое обучение, он вступает в Артель художников, которую возглавлял Иван Крамской. В это время Маковский пишет жанровые картины, главными действующими лицами которых являлись жители Петербурга. В произведениях этого периода прослеживалось влияние Василия Тропинина: натурщики были преимущественно с идеальными пропорциями лица, а в самих работах преобладали темные тона и краски.
Состоял Маковский в артели сравнительно недолго. Константин хотел самостоятельности и не собирался делиться заработанными гонорарами. Поэтому в 1870 году Маковский становится одним из учредителей организации «Товарищество передвижных художественных выставок». В его работах этого периода преобладают житейские темы.
Постепенно он приходит к пониманию того, что социальная живопись его не привлекает. Маковский хочет получать достойные гонорары за свои работы, поэтому он сосредоточивается на работе с аристократами и знаменитостями.
Основным жанром в его творчестве становится портретная живопись. Он любил роскошь, коллекционировал антиквариат и ни в чем себе не отказывал. Поэтому художник брался за любую работу, которую хорошо оплачивали, однако не пренебрегал ее качеством.
Маковский большинство портретов завершал в первый же день, однако не признавался в этом заказчику. Он делал вид, что продолжает работать над портретом в течение месяца или двух, чтобы завысить стоимость своего труда.
Работы Маковского считались одними из самых дорогостоящих в то время. Даже знатоки и истинные ценители искусства того времени не всегда были готовы платить такие гонорары. Например, Павел Третьяков признавал талант художника, но покупал его работы крайне редко.
Однажды Маковскому заказали работу «Славянские композиторы», за которую он запросил слишком высокую цену (25000 рублей). В результате работа была написана Ильей Репиным всего лишь за 1500 рублей.
При этом работы Маковского пользовались огромным спросом в Европе и Америке. Зарубежных ценителей искусства привлекала богатая и роскошная Русь в картинах Константина, в то время как его соотечественники изображали родину в более реалистичных, серых тонах. Благодаря популярности на Западе Маковский получил признание и стал приближенным художником Александра II.
Детство и юность Константина Маковского
Автопортрет
Константин Егорович Маковский родился в Москве в 1839 году, в семье Егора Ивановича Маковского, известного в Москве финансиста, художника-любителя и деятеля искусств, одного из основателей «натурного класса» на Большой Никитской улице – впоследствии этот класс развился до знаменитого Училища живописи и ваяния, а с 1865 года училище было переименовано в Московское училище живописи, ваяния и зодчества.
В семье будущего художника царила атмосфера поклонения искусству, и художественному мастерству в особенности в доме Маковских бывали многие известные деятели культуры и искусства того времени. В частности, Карл Брюллов и Василий Тропинин.
Много лет спустя Константин Егорович писал:
По стопам отца, помимо старшего сына Константина, пошли и остальные дети (публика сегодня знает только Константина и ) Вот только самая младшая дочь Мария не пошла по семейной стезе и стала актрисой.
Константин поступил в училище живописи будучи двенадцатилетним подростком и окончил училище в 1857 году и уехал в Петербург, где успешно сдал вступительные экзамены в Академию художеств – дело в том, что Константин Маковский, как один из лучших учеников художественного училища был награждён, за выдающиеся успехи, Малой серебряной медалью Академии художеств.
В академии очень быстро заметили и начали отмечать молодого одарённого художника и уже в 1862 году Маковский получил Малую золотую медаль за картину «Агенты Дмитрия Самозванца убивают Фёдора Годунова»
Агенты Дмитрия Самозванца убивают Фёдора Годунова
А в 1863 году четырнадцать учеников Академии, в число этих четырнадцати входил и Маковский, обратились к руководству Академии с просьбой разрешить выпускникам академии, которые претендуют на Большую золотую медаль, самостоятельно выбирать тему для своих работ, а не писать картины на тему скандинавских мифов. Администрация академии ответила отказом и 14 молодых художников, в знак протеста, покинули стены академии с дипломами художников 2-й степени.
О «бунте четырнадцати» доложили императору Александру и молодые бунтари были определены под надзор полиции.
А «четырнадцать бунтарей» в скором времени основали «Товарищество передвижных выставок».
Творчество художника Константина Маковского
Оказавшись вне стен академии, молодой художник с головой окунулся в работу и уже в 1867 году за картины «Селедочница», «Бедные дети» и три портрета, получил звание академика.
Селедочница
А ещё через год Константин Маковский представил на суд публики просто невероятную по сложности картину «Народное гулянье во время масленицы на Адмиралтейской площади в Петербурге».
Народное гулянье во время масленицы на Адмиралтейской площади в Петербурге
И был удостоен звания профессора Академии живописи.
В 1876 году художник отправился в поездку по Балканским странам и на ближний Восток, где пишет картины, которые стали одними из лучших в его творческом наследии: «Дервиши в Каире», «Болгарские мученицы», «Арабские мальчик с апельсином», «Каирец» и «Египетский воин».
Болгарские мученицы
К концу девятнадцатого столетия Константин Маковский – уже известный и востребованный художник. В этот период художник создаёт достаточно большое количество эффектных исторических полотен из жизни русского боярства семнадцатого века, которые были очень хорошо встречены публикой, коллегами и критиками. Тут можно вспомнить и уже упоминавшийся выше свадебный боярский пир, и «Выбор невесты царём Алексеем Михайловичем», и «Поцелуйный обряд (Пир у боярина Морозова)».
Выбор невесты царём Алексеем Михайловичем
Поцелуйный обряд (Пир у боярина Морозова)
В это же время живописец пишет целую череду великолепных портретов: «Слепой», «Монах – сборщик податей на храм», «Офелия». И огромное количество портретов боярышень.
Боярышня у окна
Предвидя грандиозный успех картины «Боярский свадебный пир», Константин Маковский, который прежде регулярно участвовал в выставках передвижников, в 1883 году отказался выставить «пир» на очередной выставке, а в 1884 году вышел из числа участников «Товарищества передвижников», и организовал персональную выставку в Петербурге, потом повёз «Боярский пир» в Москву, Париж и Лондон.
На всемирной выставке 1885 года, которая проходила в Антверпене, за эту картину художник получил большую золотую медаль и орден короля Леопольда.
Константин Егорович за свою жизнь трижды женился, воспитал нескольких детей, и в преклонные годы вспоминая свою жизнь писал, что не зарыл данного ему Богом таланта в землю, но и не сумел этот талант применить в полную силу, поскольку слишком любил эту жизнь и много времени, увы, потратил на удовольствия.
Великий русский живописец умер в возрасте 76 лет, в 1915 году.
Биография
Семья и детство
- Прадед — художник В. Е. Маковский .
- Отец — Лев Александрович, инженер, умер в мае 1942 в Ленинграде от голода и цинги.
- Мать — Тамара Арамовна, урождёная Арамянц, художник, умерла в ноябре 1941 в Ленинграде от туберкулёза.
Летом 1942 был эвакуирован в Москву , где жил в семье своего родственника, архитектора Л. В. Руднева. Затем вернулся в Ленинград, где его опекуном стала тётя матери — адвокат Ленинградской городской коллегии адвокатов Н. М. Михайлова.
Образование
Окончил юридический факультет Ленинградского государственного университета (1953; с отличием), аспирантуру Всесоюзного института юридических наук (ВИЮН) в Москве по специальности «гражданское право» (1956). Его руководителем в аспирантуре была профессор Е. А. Флейшиц . Кандидат юридических наук (1959; тема диссертации: «Правовое регулирование морских перевозок грузов на советских судах»). Доктор юридических наук (1984; тема диссертации: «Проблемы международного частного морского права»). Профессор (1988).
Интересные факты
- Лучшие выпускники Академии художеств в 1863 году отказались от участия в конкурсе на большую золотую медаль, проводившемся к 100-летию учебного заведения. Их акция получила название «бунт четырнадцати». В число бунтарей наряду с Иваном Крамским входил и Константин Маковский.
- Живописец был страстным коллекционером, скупая «красивую старину»: предметы быта, украшения и затейливые вещицы, которые нередко становились реквизитом произведений.
- Брат Константина Егоровича Владимир Маковский был ректором Императорской академии художеств, а его сын Сергей прославился как поэт и видный деятель эпохи Серебряного века.
- Советское искусствоведение признало «баловня судьбы» художником вредным и неблагонадежным, а потому не слишком заботилось о сохранении и демонстрации его наследия. В результате работы мастера пылились по запасникам, продавались за рубеж, а то и щедро раздаривались дружественным государствам.
- Картины Маковского стоили дорого еще при его жизни, а в 2018 году полотно «Игра в жмурки» продали на Sotheby’s за рекордную сумму в £ 4, 28 млн.
Боярский свадебный пир в XVII веке
- Константин Егорович Маковский
- Боярский свадебный пир в XVII веке
- 1883, 236?400 см • Масло, Холст
- Описание картины «Боярский свадебный пир в XVII веке»
Русский художник Константин Маковский запросил у Павла Третьякова за «Боярский свадебный пир в XVII веке» 20 тысяч рублей.
Немыслимая цена по тем временам! Третьяков отказался, что ничуть не огорчило художника. В отличие от многих его современников, для него свет клином на Третьякове не сходился. И он благополучно продал «Боярский пир» американскому ювелиру Шуману за 60 тысяч.
Причем покупатель был в полном восторге, немедленно заказал еще одно полотно – «Выбор невесты царем Алексеем Михайловичем» (1887 г) — и запустил производство открыток с репродукциями «Пира».
«Боярский пир» сначала в доме Константина Маковского представили в виде так называемой «живой картины». Такая забава была чрезвычайно популярна в то время в высшем обществе. Участники делились на команды, и каждая показывала некое живописное произведение, которое соперники должны были угадать.
Играть в это в доме Константина и Юлии Маковских было особенно интересно: чего-чего, а антуража у него для подобных дел хватало, а теплая, комфортная атмосфера привлекала в их гостиную множество интересных людей. Бывать у Маковских стало в некотором роде вопросом престижа и при этом оставалось очень приятным времяпровождением.
Причем для Константина Маковского «живые картины» были не только забавой, но и методом, творческим инструментом. Он нередко менял местами элементы игры, и сначала составлял картину в своем воображении, потом воссоздавал с гостями, эту постановку фотографировали, затем Маковский писал на основе фотографии картину. Именно так было с «Боярским пиром».
С этого большого полотна и начался этап знаменитых «боярских картин» Маковского, которые чаще всего предварялись созданием «живых картин» (1, 2, 3).
Специалисты отмечают высокую степень исторической достоверности в изображении Маковским одежды, убранства, аксессуаров, обстановки в целом. Перед нами – свадебный обряд в России XVII века. В роли невесты выступила жена художника Юлия, сам он показан в образе жениха.
А перед молодыми на тарелке жареная курица. Дело в том, что по традиции новоиспеченные супруги на свадьбе не должны были есть. И лишь по завершении трапезы их отправляли в спальню, вручив эту самую курицу для подкрепления сил.
Судя по смущенному лицу девушки и смеющимся гостям, молодым как раз дают «советы» по поводу поведения в спальне.
- Алена Эсаулова
- https://artchive.ru
- О картине:
Будучи страстным собирателем редких предметов различных культур и исторических эпох, живописец частенько использовал их для создания нужного интерьера в своих работах. С помощью такого же метода, «живой картины», была создана и эта замечательная работа, воплощающая боярский свадебный пир.
Для правдивого воссоздания антуража автор использовал свою коллекцию старинных вещей, а также объездил немало коллекционеров, и пригласил аристократов в качестве статистов.
Выстраивание композиции предварялось музыкальными вечерами, переодеванием, а после Маковский подробно «собирал» своих немых артистов в сцену и разъяснял каждому что они должны изображать.
По настоящему новаторский метод того времени!
Данная работа была создана специально для экспонирования в Европе.
Маковский искал признания за рубежом, и выбрал сюжет неслучайно – европейцы очень интересовались в то время самобытной русской историей, поэтому работу, так достоверно и красочно описывающую сцену из жизни XVII века, приняли хорошо.
Впрочем, успех только усилили раскол между Маковским и многими его друзьями-художниками, в особенности с передвижниками, которые видели, прежде всего, социальную роль искусства и считали, что русскому художнику негоже искать славу у зарубежного зрителя.
В первую очередь, обращает на себя внимание роскошные наряды бояр – богатые кафтаны, расшитые узорами, высокие женские головные уборы, тяжёлые складки мужских одежд. Стены расписаны, на столах кубки, а слуги уже спешат с яствами – всё здесь пропитано русским духом с невероятно самобытной культурой
Среди всего не сразу замечаешь молодых, ибо их личности не столь масштабны по сравнению с настоящим событием – объединяются два боярских рода.
Тост произнесён, и под крики «Горько!» юноша пытается поцеловать девушку, а та стыдливо отводит лицо, смущаясь и робея. Опытная сваха по левую руку молодой как бы подталкивает нерешительную новоиспечённую супругу.
Герои по-разному глядят на эту сцену – девушка на выданье смотрит на подругу с завистью, а вот няня выглядит печальной, так как отлично знает тяжёлый быт замужней женщины.
Второй семейный союз
Встреча на балу с молоденькой красавицей Юлией Летковой в следующем, 1874 году утешит художника. Он, страстный и настойчивый мужчина, добился согласия и едва смог дождаться её 16-летия, чтобы жениться (ему было 36). Константин Егорович обожал свою Музу, написал уйму её портретов, обязательно вставлял личико супруги и в многолюдные полотна. Первая дочь Маковских умерла, заболев скарлатиной. Ей не было и года. Оправившись от горя, Юлия Павловна родила сына Сергея, позже дочь Елену и сына Владимира. Идиллическая обстановка в семье, щебетанье детей, бесконечные разговоры об искусстве были отрадой «Блистательного Константина» (так его называли в обществе), счастливого баловня судьбы. Но гром в образе новой влюблённости прогремел внезапно.
Личная жизнь. Первый брак
Константин Маковский был мужчиной горячим, женщин он любил. Женился трижды. Первый раз в 27 лет. Его женой стала театральная актриса Елена Буркова. Слаженный союз с ней напоминал Константину семью, в которой он вырос сам. Объединённые взаимной любовью и общими интересами, молодые часто собирали дома известных представителей богемы, особенно сблизились с композиторами из «Могучей кучки». Елена была чуткой, понимающей женщиной, как данность приняла ситуацию, что в семье Маковских живёт внебрачная дочь мужа – Татинька. Надо отдать должное Константину Егоровичу, он никогда не отказывался от своих детей, поддерживал, позже, в 1877 году узаконил своё отцовство и в отношении этой девочки. Родившийся у Елены в 1871 году сын умер в младенчестве, спустя пару лет от туберкулёза скончалась супруга.
Научная и законотворческая деятельность
Специалист по международному морскому праву
С 1956 — младший научный сотрудник, С 1961 — старший научный сотрудник ВИЮН, где начал заниматься международным частным правом. В 1968-1980 — начальник отдела морского права Государственного проектно-конструкторского и научно-исследовательского института морского транспорта «Союзморниипроект».
В 1975-1980 участвовал в составе делегации СССР в Конференции ООН по морскому праву; вместе с Ф. Н. Ковалёвым работал в её III Комитете, занимаясь вопросами предотвращения загрязнения моря, режима арктических морей и др.; за эту работу награжден знаком «Почётный работник морского транспорта». С 1964 — член Морской арбитражной комиссии, с 1984 — Внешнеторговой арбитражной комиссии (ныне — Международного коммерческого арбитражного суда) при Торгово-промышленной палате (ТПП РФ).
Участвовал в работе над проектами ряда международных конвенций:
- Конвенции о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения нефтью 1969;
- Конвенции о создании международного фонда для компенсации ущерба от загрязнения нефтью 1971;
- Афинской конвенции о перевозке морем пассажиров и их багажа 1974;
- Конвенции об ограничении ответственности по морским требованиям 1976,
и других международных договоров.
В 1968-1980 в качестве члена, советника и заместителя руководителя делегаций в Юридическом комитете Межправительственной морской консультативной организации (ИМКО) и на ряде международных дипломатических конференций участвовал в подготовке и принятии многих международных конвенций по различным вопросам морского права.
Научные интересы: предмет и понятие международного частного права, его сущность, состав, проблемы международной унификации права.
Один из авторов Гражданского кодекса
С 1980 — во ВНИИ советского законодательства: заведующий сектором, заместитель директора (1985-1991), главный научный сотрудник отдела международного частного права.
С 1991 — заместитель председателя совета Исследовательского центра частного права при президенте России. С апреля 1994 — председатель совета Научно-консультативного центра частного права СНГ, образованного решением Совета глав правительств государств-участников СНГ. Научный руководитель Российской школы частного права.
Участвовал в подготовке проектов законодательных актов — Основ гражданского законодательства СССР и союзных республик 1961 (1960-1961), Гражданского кодекса РСФСР 1964 г., Кодекса торгового мореплавания СССР 1968 (1962-1968), в консультировании проектов Гражданских кодексов других союзных республик (1964-1965). Участвовал также в подготовке проекта Гражданского кодекса Монгольской народной республики (МНР; 1961-1962), награждён Почетной грамотой Совета министров МНР.
Личная жизнь
Первый брак
Первой женой Маковского стала Елена Буркова. Их брачный союз подкрепляли не только взаимные чувства друг к другу, но и любовь к искусству. Елена также была творческой натурой и выступала на театральной сцене. В их доме всегда царила творческая атмосфера и довольно часто проводились музыкальные вечера, посещаемые известной «Могучей кучкой». К сожалению, брак был недолгим. Вначале умер первенец молодой семьи, а через несколько лет умерла и Елена от туберкулеза.
Портрет Елены Бурковой, первой супруги художника
Мне нравитсяНе нравится
Второй брак
Через год после смерти первой жены Константин влюбился в юную девушку Юлию Леткову, которая была младше него на 20 лет. Как только ей исполнилось 16 лет, они заключили брак. По словам Маковского, она была главной музой его жизни, позировавшей для его самых известных портретов. Первый ребенок Юлии и Константина умер от скарлатины, но затем молодая жена подарила художнику еще троих детей (двух сыновей и дочь).
Однако в 1889 году Маковский вновь влюбился в юную особу — двадцатилетнюю Марию Матавтину. После двухлетнего романа она родила ему сына. Когда Юлия узнала об измене супруга, она решила разорвать с ним отношения, но не спешила дать официальный развод. Требуя огромную сумму в качестве отступных, она затянула процесс развода на 7 лет.
Вторая жена художника Ю.П. Маковская с детьми Сергеем и Еленой
Мне нравитсяНе нравится
Третий брак
За то время, пока Маковский пытался развестись, Мария родила ему еще двоих детей и уже после регистрации брака — четвертого ребенка. Был ли счастлив художник с третьей женой, неизвестно. Согласно одним источникам, Маковский был несчастен с Марией и обвинял ее в дурном воспитании детей. Другие утверждали, что союз был вполне счастливым, о чем свидетельствуют его чудесные работы в последние годы жизни.
Константин Маковский и Мария Матавтина
Мне нравитсяНе нравится
Собственный выбор
Маковский стремится к другому признанию – в светских кругах и за щедрое вознаграждение. Он всё чаще получает заказы от аристократов и знаменитостей на портреты, начинает выставлять свои произведения отдельно от собратьев по кисти. А побывав за границей в середине 1870-х, окончательно сформировал для себя направление работы, которое удовлетворяло бы его по всем параметрам: живопись, известность и деньги. Работу свою он оценивал очень высоко. Примером может послужить курьёзный случай с заказом московского предпринимателя Пороховщикова полотна «Славянские композиторы». Маковский запросил 25 тысяч рублей, а Репин в итоге исполнил за полторы тысячи. Даже Павел Третьяков редко покупал картины Маковского. Да, великолепные, но слишком дорогие, считал он.
Общие черты картин Константина Маковского
Творчество Маковского можно разделить на несколько периодов, ведь его живописная манера была разносторонней. До 1883 года художник писал картины на социальные темы. Материалы он собирал не только в Петербурге и Москве, но и в Тамбовской, Саратовской и Тверской губерниях. В этих местах он жил подолгу.
Константин Егорович вместе с другими художниками писал картины на темы, требующие глубокого социального осмысления. Объединённые общей идеей, в 1870 году они создали Товарищество передвижных художественных выставок.
В 1873 году по причине болезни жены семья вынуждена была переехать в Египет, где Маковский написал несколько работ «Дервиши в Каире», «Перенесение священного ковра из Мекки в Каир» и другие.
Позже он создаст немало замечательных портретов. Женщины-меценатки, благотворительницы, предпринимательницы, несмотря на торжественную нарядность и величавость, полны нежности, мягкости и сдержанного достоинства. Особое место занимают портреты императора Александра II и других сановных особ. В каждом из них за внешним антуражем просматриваются личные качества. Немало работ посвятил Маковский семье.
В 1890-х годах художника заинтересовала историческая живопись. Он создал ряд многофигурных композиций: «Минин на площади Нижнего Новгорода», «Поцелуйный обряд» и др.
Журнал «Нива» писал в 1911 году:
Под влиянием модного на рубеже XIX – XX веков модерна Маковский увлёкся романтизмом и написал «Демон и Тамара», «Русалки». В последние годы жизни вновь стал проявлять интерес к русским корням.
Возможно, он создал бы ещё немало выдающихся произведений, если бы не погиб в результате несчастного случая в 1915 году.