Импрессионизм (фр. impression — впечатление)
Импрессионисты отказались от идеи, что картина должна нести в себе какой-то философский, нравственный или иной смысл. Они сосредоточились на цвете и свете, стремясь передать окружающий мир в его изменчивости, зафиксировать мгновения, определенные ракурсы, точки зрения. Они отказались от темных и сложных оттенков (получаемых смешением цветов) в пользу чистой палитры.
Представители этого стиля часто создавали изображение в виде отдельных мазков, точек, цвета которых смешивались в глазу человека. Благодаря таким приемам удавалось передать живость объектов, их красоту или нежность. Например, в «Желтом трамвае» А. Арапова с помощью особых мазков художник передает стремительный темп городской жизни, словно бы мы сами ехали в трамвае и видели окружающий мир чуть смазанным из-за быстрого движения. У Ю. Пименова так вырастают целые городские кварталы с их кипучей жизнью. Параллельно с этим чистые краски в картинах А. Арапова, Ю. Пименова, С. Виноградова, К. Юона, П. Петровичева, Б. Анисфельда, К. Коровина и других импрессионистов передают их огромный оптимизм, радость от созерцания происходящего.
Неоимпрессионисты опирались на аналогичные принципы, но строили изображения только с помощью раздельных точек, получая совершенно новые эффекты. Среди русских художников это, например, А. Богомазов или И. Грабарь.
Постимпрессионисты (А. Моргунов, К. Петров-Водкин и др.) использовали техники импрессионистов, но отказались от основной идеи передавать сиюминутное впечатление, а сосредоточились на изображении сущностного состояния жизни.
Художественные средства соцреализма
- Масштаб
Масштабность и размах был принят в массовых сценах и в пейзажах. Не стремительная вертикальность линий или динамика диагонали, а статичное, ориентированное горизонтально, раздолье олицетворяло просторы России. Это можно увидеть у Ф. Шурпина в «Утре нашей родины», хотя здесь пейзажная панорама служит лишь фоном для масштабной фигуры вождя. Присутствие Сталина ощущается и на других полотнах, даже там где его нет.
- Апофеоз
Апофеозные работы писались не только на основе исторических или тематических линий, но и на основе обычной жизни. Например, авторы С. Герасимов и А. Пластов отобразили моменты сельского торжества в одноименных полотнах «Колхозный праздник» 1937 г. Здесь все как тогда было принято: изобилие, ощущение радости, полноты жизни, исполнения надежд.
- Гиперболизация
В это время часто изображаются гигантские строительства, индустриальные темы, в которых присутствует гиперболизированность.
Все основные черты живописи соцреализма есть в картинах:
- гигантизм,
- пафосность объемов и масштабов.
Это хоть и не имеет прямых формулировок, но очевидно в тематике, в самой манере письма, полотно становится плотнее и тяжелей. Особенно проявили себя в написании индустриальных пейзажей бывшие бубнововалетцы. Таковы мотивы у Лентулова в «Крекинге нефтеперерабатывающего завода» в цикле о керченских рабочих. Материальность, характерная для подобной манеры письма, пришлась кстати.
- Монументализм
Монументализм присутствует во всем, даже в натюрмортах. Сами названия несут налет эпичности. Машков именует свои работы: «Советские хлебы», «Снедь московская». П. Кончаловский, также из числа бубнововалетцев, в 1941 году написал «Алексея Николаевича Толстого в гостях у художника». Мы видим на столе не просто изобилие, а огромные куски окорока, рыбы, целую курицу, овощи, рюмки разных размеров для напитков. Монументализм свойственен для всего, принимается все грузное, крупное. Так, Дейнека даже спортсменов изображает мощными и полнотелыми. А. Самохвалов в своем цикле про метростроевок выписывает дородные, но красивые женские фигуры. Они воплощают созидание, всемогущество, силу.
- Умеренность
Изобразительное искусство становится более тяжеловесным, плотным, густым, но эта густота имеет меру. И такая умеренность являлась также обязательной чертой. Излишнее выпячивание собственного стиля или манеры письма не поощрялась, хотя и сглаженность не приветствовалась. Необходимо было показать мазок, чтобы сразу было видно, что мастер немало потрудился. Использование различных приемов считалось посредничеством, это мешало художнику быть искренним.
- Лиризм
Для разных сюжетов использовались разные манеры письма и подходы. Лирическая тема подчеркивалась ахроматичным импрессионизмом. Это заметно у Ю. Пименова в цикле о «Новых кварталах» или в более ранней «Новой Москве». Даже в пафосных полотнах звучат ноты дождливого летнего утра или атмосферы ливня, го они излучают теплоту и человечность. К таким можно отнести « Иосифа Сталина и Климента Ворошилова в Кремле» Герасимова.
- Футуристический вектор
В произведениях советского периода прослеживается футуристическая направленность – нацеленность на будущий результат революционного обновления. Неизбежность победы социализма проявляется признаками уже наступившего будущего в сегодняшней жизни. Наблюдается уникальное явление, при котором настоящее время уже и есть будущее. Достигнут исторический пик, далее никакого будущего не следует. И герои полотен Дейнеки не просто стахановцы, они подобны богам, смотрящим не на тебя, а в вечность, которая уже с нами.
Вершины социалистический реализм достигает в конце тридцатых годов, где обязательный герой Сталин, тут можно перечислить разных авторов. Несколько полотен того времени есть у художников жанра Ефанова и В.Сварога. Сюжеты на них словно библейские явления чуда. В этот период социалистический реализм становится сбывшейся тоталитарной утопией. Он как бы застывает во времени, становится академично монументальным.
Наша презентация темы
Альтернативная живопись советского периода
Все другие направления оказываются в забытье. Хотя художники имели ниши, где можно было творить, но они были незаметны. В 1935 году специалисты старой школы объединяются в Мастерскую монументальной живописи, но и такие объединения были недолговечны.
Парадоксальность того времени заключается в том, что искусство тоталитарное декларирует человечность, заботу о человеке, но в пафосе авангарда, чрезмерной увлеченностью революционным построением нового мира, не остается места отдельному человеку. А «подшкафное» альтернативное творчество отображает индивидуальность, человечность.
Жанры живописного соцреализма
В соцреалистической живописи СССР была жесткая иерархия жанров. Во главе находилась определенная тема с точно размещенными акцентами, в основе ее лежала современность.
Если картина имела историческую подоплеку, то сюжет словно обещал прекрасное сегодня, показывая революционное развитие, как и провозглашалось в определении социалистического реализма. Часто в таких работах просматривается конфликт противоборствующих сторон, но та, на чьей стороне правда, очевидна была с первого взгляда. Это отлично выражено в холсте «На старом уральском заводе». Иогансон поместил рабочего в луче света, а фигура хозяина находится в тени, да и внешне он неприятен. В «Допросе коммунистов» также малосимпатичные лица белогвардейцев находятся в тени, а жирный складчатый затылок офицера вызывает отвращение.
- Исторические сюжеты
Тематические полотна с революционным содержанием перекликались с историческими. Многие из них были созданы после победы над Германией. Жанрово они были близки к тем, что упомянуты выше и наполнены театральностью, апофеозом. Это хорошо видно у А. Бубнова в «Утре на Куликовом поле». Здесь воины застыли в ожидании решающего сражения.
- Портрет как просвещение
Портреты стали своеобразным приемом для прославления выдающихся личностей, заслуживших своей деятельностью право на то, чтобы их запечатлели.
Это также являлось и источником просвещения. Часто герои представлены в процессе труда: в кабинете или в лаборатории, на операции, как Юдин или во время творческого процесса, как Мухина у М. Нестерова. В последние десятилетия XIX в. он расписывал храмы и создал много полотен о святой Руси. При Советах, обратившись к другому жанру, он стал самым востребованным портретистом. У него учился П. Корин, его же портреты настолько грандиозны и величественны, что их можно сравнивать с памятниками.
Меж тем, в портрете, особенно женском, в фактуре, антураже чувствуется материальный натиск. Тяжелые ткани: бархатные и плюшевые складки, меховые накидки и горжетки, все со следами былой роскоши. Таковы салонные портреты актрисы Зеркаловой Б. Иогансона, И. Машкова — «Дама в голубом».
Академизм (фр. аcademisme — традиционность)
Академизм фактически вырос из классицизма и пошел еще дальше в плане идеализации и шлифовки окружающего мира.
Русские академисты предпочитали создавать парадные портреты, картины на религиозные темы или салонные пейзажи. Часто для этих работ характерны изобилие фигур и планов, метафоричность сюжета, пышность и торжественность обстановки при высочайшем мастерстве исполнения. Среди русских художников назовем А. Иванова, К. Брюллова, Л. Лагорио, А. Харламова, Н. Чернецова, К. Крыжицкого и других. Некоторые из них даже в строгих рамках академизма умудрялись создать нечто оригинальное. Например, Г. Семирадский создал атмосферный античный жанр, перенеся античных героев на плэнер.
Параллельно с академизмом возник и так называемый салонный академизм. Сторонники этого направления также виртуозно владели всеми техниками академической школы, но часто создавали сюжеты с поверхностным замыслом или копировали свои удачные произведения, чтобы удовлетворить большой спрос аристократов на картины для украшения их интерьеров. Часто такие картины рисовались наспех и приносили большие доходы. Например, Ю. Клевер во многих случаях только дорисовывал картины своих помощников, Г. Семирадский собирал картины из отдельных фигур словно конструктор, а К. Маковский мог нарисовать картину за один раз. При этом все они имели прекрасный доход, а К. Маковский и вовсе считался одним из самых высокооплачиваемых живописцев эпохи.
Примеры картин известных русских художников в стиле академизма
Картина А. Иванова «Явление Христа народу». 1837-1857 гг.
Картина Л. Лагорио «Лафотенский остров». 1895 г.
Картина Г. Семирадского «Танец среди мечей».
Картина К. Маковского «Счастливая Аркадия».
Картина Ю. Клевера «Зимний пейзаж». 1914 г.
идеологический контекст
Разрушение Вандомской колонны во время Парижской коммуны (1871 г.) . Культурным управляющим коммуны был именно Курбе, которого за этот поступок привлекли к ответственности.
Реализм был связан с более или менее определенными социалистическими идеями. Несмотря на явные различия между разными авторами, в целом интерес к положению наиболее обездоленных классов общества, возникших в результате промышленной революции, вызывает интерес. Некоторые занимают позицию, полностью преданную интересам пролетариата, участвуют в текущих политических событиях и занимаются боевым искусством. Другие придерживаются более умеренной позиции и как-то подслащивают свое видение реальности.
Реальность объективна!
Конечно, можно возразить, сказав, что реальность субъективна, и каждый воспринимает её по-своему. Например, художник-абстракционист может сказать: «Я так вижу!», и будет по-своему прав. Однако существует конкретный критерий, благодаря которому реалистичная живопись воспринимается достаточно однозначно.
Этот критерий называется воздушная перспектива. К нему можно всегда обратиться, когда необходимо дать оценку тому, насколько натуралистично выглядит изображённая на живописном полотне картинка. Воздух – естественная среда обитания человека и других живых организмов, а значит он наиболее объективно даёт представление о действительности – о кажущейся поначалу расплывчатой и неуловимой реальности.
Реализм в искусстве
Реалисты во Франции отвергали «театральность», как классицизма, так и романтизма. Они стремились изобразить все аспекты современной жизни среднего и низшего классов: неисключительных, неидеальных и неприукрашенных.
Это было сложное революционное время, которое реалисты отметили большими изменениями в культуре всего искусства, заменяя традиционные идеальные образы каждодневными событиями, придавая им такую же важность, как и великим историческим сюжетам. Таким образом, это желание объединить искусство и жизнь в одно целое и отказ от некоторых живописных методов, считаются ранним проявлением авангардного искусства
Таким образом, это желание объединить искусство и жизнь в одно целое и отказ от некоторых живописных методов, считаются ранним проявлением авангардного искусства.
Реализм был основной тенденцией во французских романах и живописи между 1850 и 1880 годами.
Реализм в литературе
Реализм в литературе — это литературное движение, в котором максимально правдиво изображается обыденная и повседневная действительность, такой, какая она есть в реальности.
В реализме читатели видят знакомые места и судьбы, узнают о людях из среднего и низшего классов общества. Автор стремится передать всю правду, не преувеличивая и не преуменьшая, без романтики или драмы.
Реализм в литературе 19 века
Реализм появился как своеобразный ответ на романтизм XVIII века. Он появился в литературе, как часть художественного движения Франции XIX века и продолжил своё существование до начала XX.
Представители реализма в литературе:
- Александр Сергеевич Пушкин;
- Николай Васильевич Гоголь;
- Михаил Юрьевич Лермонтов;
- Александр Сергеевич Грибоедов;
- Оноре де Бальзак;
- Гюстав Флобер;
- Мари-Анри Бейль (Стендаль);
- Генрих Гейне;
- Георг Бюхнер;
- Братья Гонкур (Эдмон и Жюль).
Основные жанры реализма в литературе:
- повесть;
- роман;
- рассказ.
Реализм в живописи
Художники во всём мире использовали реализм, чтобы привлечь внимание публики к теме социального неравенства. «Бурлаки на Волге», Илья Ефимович Репин, 1870 – 1873 гг.
«Бурлаки на Волге», Илья Ефимович Репин, 1870 – 1873 гг.
На этой картине внимание останавливается на более молодой фигуре, которая выходит из линии остальных мужчин. Таким образом художник показал возможность побега от этой сложной судьбы
Из-за своего сострадательного отношения к крестьянской жизни Илья Ефимович стал самым знаменитым художником своего времени в России.
Симфония в белом №1, девушка в белом, Джеймс Эббот Мак-Нейл Уистлер, 1862 г.
Джеймс Эббот Мак-Нейл Уистлер считал, что искусство должно существовать отдельно от других эмоций (таких, как любовь, жалость, преданность). Он не делал никаких громких социальных или политических заявлений, а связывал свои картины с музыкой (ноктюрн, симфония, этюд и т. д.).
Критики всегда пытались анализировать его творения и искать какой-то скрытый смысл. Сам художник всегда заявлял, что всё, что он хотел сказать своим искусством, он показывал на холсте, не скрывая ничего.
Художники – реалисты:
- Алексей Петрович Боголюбов (русский художник);
- Алексей Кондратьевич Саврасов (русский художник);
- Николай Николаевич Ге (русский художник);
- Гюстав Курбе (французский художник, считается основателем реализма в живописи);
- Теодор Руссо (французский художник);
- Жан-Франсуа Милле (французский художник);
- Оноре Домье (французский художник);
- Томас Икинс (американский художник).
«Мастерская художника», Гюстав Курбе, 1855 г.; Это одна из самых первых его работ в направлении реализм.
Реализм в русской живописи
Реализм в России был отмечен одним интересным событием. Это был «бунт четырнадцати» — 9 ноября 1863 года, 14 лучших выпускников Императорской Академии художеств потребовали свободу в выборе темы и отказались исполнять заданный им мифологический сюжет.
Получив отказ, они просто удалились из аудитории, тем самым сорвав конкурс, посвящённый столетию Императорской академии художеств.
Это было сложное время социальных изменений в связи с отменой крепостного права и они тоже пытались добиться свободы. Это были такие знаменитые художники, как Репин, Айвазовский и Шишкин.
Впоследствии этот «акт бунтарства» стал первым шагом Передвижников («Товарищество передвижных художественных выставок»).
Эти художники стали действовать сообща: как с заказами клиентов, так и с совместными независимыми выставками.
Подробное описание стиля
Новый по содержанию и идейной направленности стиль проник в живопись 40-х годах XIX столетия. Его родиной стала Франция. Стремление творческих людей переосмыслить действительность, в которой они живут, говорить о ней, затронула все сферы жизни существовавшего в тот период общества.
Это был век стремительных изменений во всех сферах жизни и послуживших толчком для становления нового, реалистического стиля в искусстве. На становление реализма в живописи оказало свое влияние и возникновение фотографии, породившей новый вид искусства. Термин «реализм», как название нового стиля, дал литературный критик Шанфлёри в 50-е годы того же столетия. Художник Курбе так определил для себя задачу, которую ставит реализм перед искусством: «Запечатлеть нравы, идеи и облик эпохи, согласно моей оценке».
Реализм XIX века не ставил ограничений ни в выразительных средствах, ни в тематике. Живописцы имели возможность изображать все, что видели вокруг себя. Но наибольший интерес представляли картины, написанные на злободневные темы.
Из Франции стиль охватил другие страны, где он приобрел основные черты:
- в России — передвижничество;
- в Италии — стиль получил название веризма маккьяйоли,
- в Австралии — Гейдельбергская школа (Т. Робертс, Ф. Маккаббин),
- в США — Школа мусорного ведра (Э. Хоппер).
В противовес грубой и рационалистичной живописи в начале ХХ века возникла живопись экспрессивная. Последователи экспрессионизма стремились передать эмоциональное, чувственное восприятие. И поскольку это течение в искусстве возникло в период первой мировой войны, то преобладающей эмоцией стали боль, крик, отчаяние, страх.
Реализм в жанрах живописи
Термин жанр образовался от французского слова genre и переводится как «вид» или «род». В изобразительных видах искусства так принято называть исторически сформировавшееся разделение произведений по содержанию и изображенным объектам. В современной живописи существуют следующие жанры: портрет, пейзаж, натюрморт, марина, жанровая живопись,
Реализм в портрете
Портретов, созданных в стиле реализма, по-настоящему интересных и талантливых, очень много.
Известным живописцем советской эпохи был Александр Герасимов, создавший портреты Сталина, Молотова, Клима Ворошилова и даже легкой изящной балерины О. Лепешинской.
Реализм в натюрморте
Термин натюрморт переводится как мертвая натура (природа). Это как правило, срезанные цветы, фрукты, еда, посуда.
Яблоки и листьяИлья Ефимович Репин
О картине И. Репина Яблоки и листья, написанной в 1879 году, сохранилась история о том, что Репин выложил собранные на земле яблоки и листья для своего ученика В. Серова. Но полученная на столе картинка так впечатлила художника, что он тоже взялся за кисть.
Реализм в пейзаже
Пейзаж – это жанр в искусстве, посвященный изображению природы. В русской пейзажной живописи доминирует сельская тематика.
В 1871 году была организована первая в России передвижная выставка, благодаря которой широкая общественность узнала о творчестве художников реалистов, получивших название передвижников.
Жанровая живопись
Это одна из важнейших жанровых форм, так как отображает жизнь людей независимо от сословия, во всех ее проявлениях. Ее правильнее было бы назвать повествовательной, или сюжетной живописью, так как картины повествуют о событиях, явлениях. Реализм пробудил интерес у художников к жизни простого народа.
Экспрессионизм (лат. Expressio — выражение)
Истерзанные революциями и войнами 20-го века люди, испытывали тяжелейшие эмоции. У художников этого поколения возникла острая необходимость выражения этих эмоций, демонстрации своих страхов, разочарования, ощущения изуродованности мира. По этой причине картины экспрессионистов часто создавались с помощью темных или кричащих тонов, с помощью грубых мазков и искаженных линий. Сами сюжеты могли передавать боль, отчаяние или крик художника. Так, у Х. Сутина эта боль и ощущение уродливости мира выражались через изображение многочисленных туш животных, темно-красные оттенки, у Ю. Анненкова — через изломанные линии и темные тона, у А. Явленского — через кричащие тона и угловатые формы. Еще интереснее работы М. Ротко, который изображал только цветовые поля, но с их помощью выражал сильнейшие эмоции и вызывал аналогичные эмоции у зрителей.
Примеры картин известных русских художников в стиле экспрессионизма
Картина Х. Сутина «Бычья туша». Около 1923 г.
Картина А. Явленского «Женщина с зеленым веером». 1912 г.
Картина М. Ротко «№ 1 (Королевский красный и голубой)». 1954 г.
Выше мы рассмотрели лишь основные стили, в которых работала большая часть известных русских художников. Заметим, что для многих из них характерны продолжающие течения с приставками «нео», «пост», «прото» и другими (неопримитивизм, постмодернизм, протоимпрессионизм и т.д.). Возникали они либо по причине того, что данный стиль требовал для дальнейшего развития чего-то нового, либо на волне возрождения интереса к нему.
Также нужно учитывать, что многие русские художники не творили в одном стиле. Они экспериментировали с разными направлениями, смешивали их друг с другом или брали их отдельные элементы. Все это приводило к индивидуализации стилей и рождению новых направлений. Кроме названных выше к ним можно отнести, например, кинетическое искусство А. Певзнера, мистический сюрреализм П. Челищева, нонконформизм Е. Чубарова, концептуализм И. Кабакова и другие стили.
Работа А. Певзнера «Два конуса в одной плоскости» в стиле кинетического искусства. 1936 г.
Инсталляция И. Кабакова «Человек, улетевший в космос из своей комнаты» в стиле концептуализма. 1985 г.
Картина Е. Чубарова «Танец» в стиле нонконформизма. 1981 г.
Всё, что нереалистично – не живопись!
В академических словарях искусство живописи определяется, исходя из этимологии – «живописать», что означает изображать живо, жизнеподобно. Поэтому «живопись» указывает на тенденцию к реалистичности этого вида искусства. А значит всё, что нереалистично, живописью не является.
Это больше цветная графика, так как наличие в художественном произведении краски – недостаточное условие для того, чтобы оно называлось живописью. Необходима также взаимосвязь изображаемых объектов с пространственной и световоздушной средой. А такой взаимосвязи в большинстве современных стилей либо нет, либо она очень слабая.
Но! Произведениям, выполненным в современных стилях, можно придать живописности, если работать «в пространстве и с пространством». Если правильно подготовить полотно и удерживать изображение в иллюзии атмосферной оболочки на всех этапах, тогда кубизм, модернизм и экспрессионизм приобретут оттенки реалистичности – станут более живописными. Подробнее об этапах технологии оптических просветов рассказывается в этом видео : |
Суровый стиль на смену соцреализму
Искусство 1960-1980-х гг. является новым этапом. Идёт разработка нового «сурового стиля», задача которого состояла в воссоздании действительности без всего того, что лишает произведение глубины и выразительности и губительно влияет на творческие проявления. Ему были присущи лаконичность и обобщение художественного образа. Художниками этого стиля воспевалось героическое начало суровых трудовых будней, которое создавалось особым эмоциональным строем картины. «Суровый стиль» был определённым шагом к демократизации общества. Главным жанром, к котором работали приверженцы стиля стал портрет, также развивается групповой портрет, бытовой жанр, исторический и историко-революционный жанр. Яркими представителями этого периода в контексте развития «сурового стиля» стал В.Е. Попков, писавший множество автопортретов-картин, В.И. Иванов сторонник группового портрета, Г.М. Коржев, создававший исторические полотна. Раскрытие сути «сурового стиля» можно увидеть в картине «Геологи» П.Ф. Никонова, «Полярники» А.А. и П.А. Смолиных, «Шинели отца» В.Е. Попкова. В жанре пейзажа появляется интерес к северной природе.
Геологи. П.Ф. Никонов. 1962
Полярники. Братья Смолины. 1961