В популярной культуре
В Артур Кларкроман 2001: Космическая одиссея, Мир Кристины — одна из двух картин (вторая — Винсент Ван Гогс Мост в Арле) висит на стене гостиной «элегантного анонимного гостиничного номера», в который доставляют астронавта Дэвида Боумена после прохождения Звездных ворот. Не появляется в экранизация режиссер Стэнли Кубрик.
Картина прямо упоминается на одном из постеров Техасская резня бензопилой (1974), в котором Кожаное лицо бежит между сараем и домом, а лежащая женщина будет Салли Хардести.
В выпуске №28 из Гарт Энниссерия комиксов Проповедник, Джесси Кастер сидит перед картиной в МоМА, исследуя это. В выпуске № 43, история которого называется «Мир Кристины», Джесси рассказывает о своем посещении музея своей матери, Кристине Л’Анджелл, которая объясняет ему, что, когда она впервые обнаружила картину в книге, она подумала, что Уайет нарисовала свою жизнь. Кроме того, обложка к выпуску №43 художника. Гленн Фабри это вариант Мир Кристины, с Кристиной в роли Анны Кристины Олсон.
Картина показана и обсуждается в триллере 2000 года. В толпе.[]
Жизнь Олсона и ее встреча с Уайетом изображены в романе. Кусочек мира к Кристина Бейкер Клайн.
Отпечаток картины периодически видели в последние три сезона ситкома. Эта девушка (1966–1971).
Сцена из фильма 1994 года Форрест Гамп был вдохновлен картиной. Когда Дженни возвращается домой, она бросается на землю и отражает позу Олсона наоборот.
Картина также является частью научно-фантастического фильма. Забвение (2013), отдавая дань уважения книге 2001: Космическая одиссея.
Картина появляется в фильме 2016 года. Война против всех, во время сцены, в которой Терри смотрит на репродукцию, висящую на стене в доме Джеки, и комментирует: «Это немного жутко. Как будто что-то плохое должно случиться, но она ничего не может с этим поделать».
Картина была использована в качестве вдохновения для главы «Фермерский дом» в видеоигре 2020 года. Последний из нас, часть 2.
Среди других артистов (The Big Dish, Нэнси Придди), Мужчины без шляп выпустил песню, названную в честь работы.
Как Уайет создавал «Мир Кристины»
Картину Уайет писал долго. Только над одним полем он работал целых пять месяцев.
Художник писал тонкой сухой кистью. На кончике она состояла лишь из одного волоска. Писал темперой (краской на основе яичного желтка), которая в отличие от масляной краски, позволяет прорабатывать очень мелкие детали.
Он даже подумывал не изображать на поле Кристину. А чтобы оно само передавало её незримое присутствие.
Эндрю Уайет. Мир Кристины (деталь). 1948 г. МОМА
И даже когда на его картине появилась Кристина, он долго не хотел показывать ей то, что получилось. Он боялся её реакции на слишком реалистичные детали: серые от пыли пальцы, неестественно вывернутые ноги.
Ведь она не видела даже набросков. Конечно, он не решился просить её позировать. Эту роль выполнила жена.
И вот картина готова. Почему же «Мир»?
У нас и вправду создаётся ощущение целого мира. За счёт совмещенной перспективы. Ферму вдали мы видим глазами человека на земле. Как бы снизу. От этого расстояние до неё кажется очень большим. Особенно для человека, ползущего по земле.
При этом саму Кристину мы видим сверху. Именно со второго этажа своего дома её когда-то увидел Уайет.
В результате получается разворачивающееся сначала к Кристине, а потом вдаль от неё широченное пространство с далеким горизонтом.
Но в нем помещается так мало: поле, небо и дом с сараем. Вот и весь мир Кристины. Огромный для человека-инвалида. Скудный и в то же время величественный.
Фон
Женщина на картине — Анна Кристина Олсон (3 мая 1893 — 27 января 1968). Вероятно, она страдала от Болезнь Шарко – Мари – Зубагенетический полинейропатия. Уайет был вдохновлен на создание картины, когда он увидел, как она ползет по полю, а он наблюдал из окна в доме. У него был летний дом в этом районе, и он был в дружеских отношениях с Олсоном, используя ее и ее младшего брата в качестве персонажей картин с 1940 по 1968 год. Олсон был вдохновителем и героем картины, но она не была основной моделью; Жена Уайета Бетси изображала из себя туловище картины. Олсону было 55 лет, когда Уайет создал эту работу.
Изображенный на картине дом известен как Олсон Хаус в Кушинг, штат Мэн и открыт для публики, управляется Художественный музей Фарнсворта. Это Национальный исторический памятник и был восстановлен, чтобы соответствовать его внешнему виду на картине, хотя Уайет отделил дом от сарая и изменил расположение земли для картины.
Как возникла идея «Мира Кристины»
Однажды Энди Уайет выглянул в окно своего летнего дома в штате Мэн, близ города Кушнер.
И увидел на поле женскую фигуру. Она лежала и видимо отдыхала. И вдруг фигура встрепенулась и … поползла в сторону виднеющейся вдали фермы. Она цеплялась за землю пальцами и волочила за собой свои ноги.
Уайет понял, что это его соседка Кристина Олсон. Он знал, что она частично парализована. Но не ожидал, что она вот так, без инвалидной коляски и сопровождающих передвигается по окрестностям.
Сначала он испытал приступ жалости и хотел броситься помочь. Ведь эта фигурка в розовом платье и болезненной худобой была похожа на омара. Выброшенного на берег и раздавленного безжалостным сапогом. Но он был жив и изо всех сил продолжал ползти в искореженной скорлупе…
Но что-то остановило художника. Он не бросился на помощь. Он понял, что этой женщине она не нужна. Это был её каждодневный вызов судьбе.
Творчество Эндрю Уайета
Первую персональную выставку акварелей Эндрю Уайет провел в 1937 году в галерее Макбет в Нью-Йорке с 19 октября по 1 ноября. Выставка была настолько успешной, что работы были распроданы уже к 21 октября. Художнику было всего 20 лет на тот момент. Его стиль живописи отличался от отцовского — был более сдержанным и ограниченным в цветовой гамме. Отец был иллюстратором, сына считали реалистом. Хотя сам Эндрю относил своё творчество к абстракционизму. Он говорил, что объекты на его картинах дышат по другому и что он пишет не то, что видит, а то, что чувствует.
Любимыми темами его произведений были быт в американской провинции и природа — всё то, что окружало его в родном городе Чаддс Форд в Пенсильвании, а также в летнем доме в Кушинге, на побережье штата Мэн. Он делил своё время между этими двумя местами, часто совершал прогулки в одиночестве и черпал вдохновение для своих работ в открывавшихся пейзажах. Ему были близки и суша, и море. Картины Уайета наполнены духовностью, загадочными сюжетами и историями, за которыми кроются невысказанные эмоции. Обычно перед выполнением картины художник создавал несколько карандашных рисунков.
В 1951 году Уайет перенёс операцию на лёгком, но через несколько недель снова приступил к работе.
Американский художник-реалист Эндрю Уайет
Продолжая тему об американских художниках, начатую в статье о Джорджии О’Кифф, я хочу рассказать о замечательном американском художнике Эндрю Уайете (Andrew Newell Wyeth). Надеюсь, вы согласитесь, что его произведения, да и сама жизнь художника представляют ваби-саби в чистом виде.
Эндрю Уайетю Полная луна. 1982.
Эндрю Уайет — один из самых обожаемых и, вместе с тем, один из самых недооцененных американских художников XX века. Уайет писал в реалистичной манере — в эпоху модернизма это была огромная смелость. Критики упрекали его в отсутствии воображения, в том, что он потакает вкусам домохозяек в том, что дискредитировал художественный реализм.
Эндрю Уайет. Альваро и Кристина. 1968.
Эндрю никогда не был модным художником: зачастую, покупая его картины, кураторы музеев старались делать это без лишнего шума — чтобы не прослыть ретроградами и сохранить реноме. Что касается домохозяек, то они отвечали Уайету взаимностью. Его выставки проходили с неизменными аншлагами. «Публика любит Уайета, — писали в 1963-м году в одной нью-йоркской газете, — за то, что носы у его героев там, где им полагается быть».
Эндрю Уайет родился в 1917 году в городке Чеддс-Форд в Пенсильвании. Его отец — Ньюэлл Уайет был известным иллюстратором. Известным настолько, что в его деревенский дом приезжали погостить такие знаменитости, как Скотт Фицджеральд и Мэри Пикфорд.
Нюэлл делал все, чтобы разбудить в своих детях воображение и творческое начало.
У него были десятки учеников. Неудивительно, что Эндрю начал рисовать едва ли не раньше, чем произнес первое слово. Эндрю Уайет всегда называл отца в числе своих учителей первым. Тем не менее, он быстро понял, что в творческом смысле ему с Ньюэллом не по пути.
Эндрю Уайет. Ветер с моря. 1947.
Реальность влекла Эндрю Уайета сильнее книжных фантазий. Однако «волшебное» детство не прошло даром: в незатейливом северном пейзаже, в простых обветренных лицах соседей, в паутине заиндевевшей сорной травы он умел разглядеть что-то таинственное, иррациональное и нередко пугающее.
Художник : предпочитал маслу акварель и темперу; находил поэзию, философию и магию, которой щедро сдобрен его реализм, в лицах соседей, друзей и пейзажах, открывающихся из окна.
Эндрю Уайет. Мартовские иды. 1974.
Когда Эндрю было 28, автомобиль его отца столкнулся на железнодорожном переезде с товарным составом. С тех пор в его полотнах почти всегда угадывалось ощущение утраты.
Не будет большим преувеличением сказать, что Уайет жил затворником. Он не реагировал на нападки критиков, сторонился светской суеты и, казалось, не замечал, что за окнами ревет и беснуется двадцатый век. Однажды Уайету поставили в упрек, что его модели не носят наручных часов — вот как здорово, по мнению столичных искусствоведов, он опоздал на поезд.
Эндрю Уайет. Весенний выпас. 1967.
Эндрю Уайет очень дорожил уединенным и размеренным образом жизни. Он редко покидал Чеддс-Форд (делая исключения для своего летнего дома на океанском побережье штата Мэн). Художник рисовал только эти два места. Он делал портреты только жителей этих городков — своих друзей и соседей. Так что если говорить о “мире Эндрю Уайета” в терминах географических, то он — крошечный. Но другая особенность Эндрю была в том, что он находился в долгих, теснейших отношениях и с людьми, которых он писал, и с их домами, и с видами, которые открывались из их окон. И испытывал сильнейшие чувства ко всем своим объектам.
«Из путешествия человек возвращается не тем, что прежде, — говорил он
— Я никуда не езжу, потому что боюсь утратить что-то важное — возможно, наивность»
Эндрю Уайет. Яблоки, тронутые морозом. 1967.
Всенародная любовь и признание критиков все-таки настигли художника. Когда схлынула волна повального увлечения абстракционизмом, стало ясно, что у домохозяек — отменный вкус, что старым лодкам тоже есть, что рассказать, что Эндрю Уайет — один из самых ярких и важных художников в человеческой истории. В 2007-м он получил из рук президента Буша-мл. Национальную медаль — высшую награду Америки в области искусств.
Эндрю Уайет. Морские сапоги. 1976.
Эндрю Уайет. Доктор Син. 1981.
В 2009-м Эндрю Уайет умер во сне в возрасте 91 год. Разумеется, в своем доме в Чеддс-Форд. Незадолго до смерти он сказал:
«Когда я умру, не беспокойтесь обо мне. Я не думаю, что буду присутствовать на своих похоронах. Помните об этом. Я буду где-то далеко, идти по новому пути, который в два раза лучше прежнего».
Галерея — Эндрю Ньюэлл Уайет. Работы
О работе «Мир Кристины» художника можно почитать в статье Мир Кристины. Завершение рассказа об Эндрю Уайете смотрите в статье Бетси и Хельга.
2019-12-19T13:35:14+03:00Рубрики: Искусство, Лучшее||
Брак и дети
В 1939 году в штате Мэн Эндрю Уайет встретил 18-летнюю дочь редактора газеты Бетси Джеймс, на которой женился в 1940 году. Новобрачные поселились в переоборудованном здании школы у дороги, ведущей к дому детства Эндрю. В одной из комнат художник создал для себя студию. Бетси сыграла важную роль в управлении карьерой мужа, она говорила «Я режиссер, и у меня был величайший актер в мире». Жена начала составлять каталог работ художника, служила моделью и секретарём, занималась продажей. Она помогала придумывать сюжеты и названия картин.
Эндрю и Бетси Уайет, 1940
Их первый ребенок, Николас, родился в 1943 году. В 1946 появился Джеймс (Джейми), который пошёл по стопам отца и дедушки, продолжив творческую династию, став третьим поколением художников Уайет. «В нашей семье не рисовали разве что собаки» — в шутку говорил Джеймс Уайет.
Члены семьи Уайет: Эндрю, Кэролин (сестра), Бетси (жена), Энн Уайет Маккой, Кэролин (мать), Джон Маккой, Северная Каролина и три его внука стоят перед двойным портретом, написанным Генриеттой Уайет. 1942
«Мир Кристины» сегодня
Уайета никогда не привлекали обычные человеческие мотиваторы: деньги, слава, признание. Он работал в своём темпе. И главное в своём стиле.
Это очень удивляло искусствоведов и критиков. Как можно работать в стиле реализма в эпоху модернизма?
Как можно выписывать каждую травинку, когда небрежность – главная «фишка» современной живописи 20 века?
Но Уайет был безразличен к их мнению. Он писал, как хотел и как чувствовал.
А музеи все равно покупали его работы. Тихо, без шумихи, чтобы не прослыть старомодными.
Так случилось и с «Миром Кристины». Директор музея современного искусства (МОМА) купил работу в 1949 году всего за 1800 долларов…
Она так и осталась единственной работой художника в этом музее. Среди работ Поллока, Лихтенштейна и современных инсталляций «Кристина» смотрится чужестранкой.
Но это не мешает ей привлекать до сих пор толпы восторженных зрителей.
***
Комментарии других читателей смотрите ниже. Они часто являются хорошим дополнением к статье. Ещё вы можете поделиться своим мнением о картине и художнике, а также задать вопрос автору.
Кристина Олсон
Кристина заболела полиомиелитом в 3 года. Она выжила. Но в подростковом возрасте у неё начались проблемы со здоровьем. Она начала спотыкаться и падать. Болезнь прогрессировала. К 30 годам она уже еле-еле делала 2-3 шага.
Диагноз ей так и не смогли поставить. Но сейчас врачи, изучив её медицинские карты, считают, что она страдала моторно-сенсорной нейропатией. При которой в течение жизни у человека постепенно деградирует двигательная активность.
На картине Кристине – 55 лет. Она ещё проживет после этого 20 лет. И продолжит отстаивать своё личную свободу и независимость от других. Вот еще одна картина с мисс Олсон.
Эндрю Уайет. Кристина Олсон. 1947 г. Галерея Кёртис, Миннеаполис. Artchive.ru.
Только представьте. Кристина жила не в квартире со всеми удобствами. Она жила на ферме. Без горячей воды, стиральной машины, посудомойки и прочих благ цивилизации.
И тем не менее была самостоятельной и почти полностью ухаживала за собой сама. И даже немало делала по ведению хозяйства.
Вот об этом картина. О силе духа. Несмотря на казалось бы непреодолимые жизненные обстоятельства, человек нашёл силы достойно прожить жизнь. Без нытья и жаления самого себя.
Уайет не мог не написать эту картину. История Кристины не отпускала художника. Перед его глазами все стояла эта маленькая фигурка на поле.
История создания картины
Обратившись к официальным истокам создания полотна, можно узнать шокирующую историю жизни Кристины Олсен (1893-1968), женщины жившей по соседству с художником в Кушинге, штат Мэн. Будучи 3-летним ребенком, она заболела полиомиелитом — болезнью, поразившей нижнюю часть тела. Ей тогда удалось выжить, но состояние здоровья с каждым годом все ухудшалось и к 30 годам она могла сделать всего лишь пару шагов. А потом Кристина до конца своих дней жила с парализованными ногами, передвигаясь ползком по дому и по усадьбе. У нее конечно же была инвалидная коляска, но чтобы не утруждать своих родных просьбами перевезти ее из одного места в другое, женщина предпочитала самостоятельно передвигаться в такой способ, чтобы сохранить свою свободу.
Однажды Эндрю Уайет из окна своего дома, который стоял по-соседству с домом семьи Олсон, увидел как Кристина ползла по полю. От неожиданности художнику сразу же пришла в голову мысль помочь несчастной женщине — он впервые видел, что она в такой способ передвигается по окрестностям. А потом понял, что преодолевает она это расстояние уже далеко не первый раз, да и не последний… И сдержал свой порыв, чтобы не обидеть жалостью.
Увиденное так взволновало художника, что он решил создать картину. Однако не посмел предложить этой обиженной судьбой женщине позировать ему. Поэтому позировала художнику его жена Бетси Уайет. К слову, Кристине Олсон было 55 лет, когда Уайет создал эту картину, а прожила она после еще 20. Многие жители города, в том числе и художник восхищались силой духа этой хрупкой женщины.
«Мир Кристины». Дом.Фрагмент.
Позже мастер так вспоминал работу над полотном: «Понимаете, важно постоянное присутствие на месте действия. Мне надо жить в окружении того, о чем я пишу
Тогда в какой-то момент можно ухватить смысл. Когда я писал «Мир Кристины», я пять месяцев работал над полем… Я хотел бы написать только поле без Кристины и заставить почувствовать ее присутствие. Делать фон – это как строить дом, чтобы потом там жить… Если сдержать себя, дождаться правильного момента, он может решить все дело.»
И действительно, вначале по задумке художника не было образа обреченной женщины, все должно было выглядеть так, как будто зритель ее глазами смотрит на мир. Но потом передумал и все же написал героиню в том розовом платье, в котором увидел ее в поле.
И нужно отметить, что над своими картинами художник работал подолгу, так как скрупулезно прописывал все мельчайшие детали. А в случае с «Миром Кристины» одну лишь засохшую траву он прописывал около 5 месяцев, так как работал сухой кистью, состоявшей буквально из одной волосинки. Использовал в своей работе Уайет темперу, которая в отличие от масляных красок, и позволяла мастеру творить такие тонкие работы.
Благодаря совмещенной перспективе, у зрителя складывается впечатление, что перед ним огромное пространство, так как сооружение вдали он видит глазами сидящей на земле Кристины. А саму женщину — сверху — глазами художника, который смотрит на эту сцену со второго этажа своего дома. Этот ракурс, умышленно выбранный художником, погружает зрителя в мир человека-инвалида, в котором помещается так мало и одновременно необъятно много.
«Дом Олсон».
Кстати, дом, который автор изобразил на полотне, в наше время известный как «Дом Олсон». Его отреставрировали, придав вид изображенного Уаетом, включили в список национальных исторических достопримечательностей штата и открыли для посещения публики.
После написания работа живописца была весьма сдержанно отмечена критиками, и о ее существовании знали совсем немногие. Но судьба картины изменилась в корне как только она была куплена для Нью-Йоркского Музея современного искусства. После первой же выставки ее популярность стала быстро расти и на сегодняшний день ее считают американским символом современного изобразительного искусства.
Уайет писал и другие портреты Кристины, изображая ее уже в стенах родного дома.
Еще одно из лучших полотен Уайета — «Ветер с моря» — также основано на мироощущениях Кристины Олсон.
Эндрю Уайет (Andrew Wyeth) — американский художник.
Сам Эндрю Уайет также является загадкой и для его современников и для потомков. Вся его жизнь будто была разделена на зимы, которые он жил в Чеддс-Форде и летние месяцы, которые проводил в Кушинге, штат Мэн. Художник вел затворнический образ жизни, много работая над своими произведениями. И что любопытно, в его работах часто отсутствуют образы людей, а если он все же их изображал, то они никогда не смотрели на зрителя — их взгляды были обращены то в сторону окна, то просто вдаль. Они ни то мечтали о будущем, ни то вспоминали далекое прошлое.
Как возникла идея «Мира Кристины»
Однажды Энди Уайет выглянул в окно своего летнего дома в штате Мэн, близ города Кушнер.
И увидел на поле женскую фигуру. Она лежала и видимо отдыхала. И вдруг фигура встрепенулась и … поползла в сторону виднеющейся вдали фермы. Она цеплялась за землю пальцами и волочила за собой свои ноги.
Уайет понял, что это его соседка Кристина Олсон. Он знал, что она частично парализована. Но не ожидал, что она вот так, без инвалидной коляски и сопровождающих передвигается по окрестностям.
Сначала он испытал приступ жалости и хотел броситься помочь. Ведь эта фигурка в розовом платье и болезненной худобой была похожа на омара. Выброшенного на берег и раздавленного безжалостным сапогом. Но он был жив и изо всех сил продолжал ползти в искореженной скорлупе…
Но что-то остановило художника. Он не бросился на помощь. Он понял, что этой женщине она не нужна. Это был её каждодневный вызов судьбе.
Брак и дети
В 1939 году в штате Мэн Эндрю Уайет встретил 18-летнюю дочь редактора газеты Бетси Джеймс, на которой женился в 1940 году. Новобрачные поселились в переоборудованном здании школы у дороги, ведущей к дому детства Эндрю. В одной из комнат художник создал для себя студию. Бетси сыграла важную роль в управлении карьерой мужа, она говорила «Я режиссер, и у меня был величайший актер в мире». Жена начала составлять каталог работ художника, служила моделью и секретарём, занималась продажей. Она помогала придумывать сюжеты и названия картин.
Эндрю и Бетси Уайет, 1940
Их первый ребенок, Николас, родился в 1943 году. В 1946 появился Джеймс (Джейми), который пошёл по стопам отца и дедушки, продолжив творческую династию, став третьим поколением художников Уайет. «В нашей семье не рисовали разве что собаки» — в шутку говорил Джеймс Уайет.
Члены семьи Уайет: Эндрю, Кэролин (сестра), Бетси (жена), Энн Уайет Маккой, Кэролин (мать), Джон Маккой, Северная Каролина и три его внука стоят перед двойным портретом, написанным Генриеттой Уайет. 1942
Детство Эндрю Уайета
Предки Уайетов эмигрировали из Англии в штат Массачусетс в 1645 году. Эндрю — младший сын Ньюэлла Конверса Уайета и его жены Кэролин Бокиус Виет. Члены этой семьи были невероятно одарены. Отец Эндрю — художник-иллюстратор Ньюэлл Конверс Уайет, брат — успешный изобретатель Натаниэл Уайет, сестра — художница портретов и натюрмортов Генриетта Уайет Хёрд, сын — художник-реалист Джеймс (Джейми) Уайет.
Отец семейства, Ньюэлл Уайет, был внимателен к своим детям, поощрял их интересы и способствовал развитию талантов каждого. Семья была дружна, родители и дети часто проводили время вместе читая или гуляя, им прививали чувство близости с природой и с семьёй. В 1920-х годах отец Уайета стал знаменитостью, к ним в дом часто заглядывали другие знаменитые люди, такие как писатель Ф. Скотт Фитцджеральд и актриса Мэри Пикфорд.
У Эндрю было хрупкое здоровье, поэтому он не обучался в школе. Из-за того, что образование он получал дома Эндрю был чуть ли не изолирован от внешнего мира. Он вспоминал, что отец держал его почти как в тюрьме в его собственном мире. Мальчик начал рисовать раньше, чем писать. Ньюэл знакомил сына с искусством, художественными традициями. Когда сын подрос стал давать ему уроки рисования в своей мастерской. Отец прививал Эндрю любовь к сельским пейзажам и чувство романтики. В подростковом возрасте Эндрю создавал иллюстрации, как и его отец, хотя такой вид творчества и не был самым главным его пристрастием. Одним из восхищавших его мастеров был художник и график, основоположник американской реалистической живописи Уинслоу Хомер.
Отец помогал Эндрю обрести внутреннюю уверенность в себе, способствовал тому, чтобы сын руководствовался в первую очередь своим собственным талантом и пониманием красоты, а не стремился к тому, чтобы его работы нравились кому-то, становились хитами. Он писал сыну, что важна эмоциональная глубина и великая картина та, что обогащает.
В октябре 1945 года отец и трехлетний племянник Ньюэлл Конверс Уайет II погибли в застрявшей на железнодорожных путях машине. Для Эндрю Уайета сметь отца стала не только личной трагедией, но и повлияла на творческую карьеру, на формирование собственного реалистичного, зрелого и прочного стиля, которому он следовал более 70 лет своей жизни.
Отец — художник-иллюстратор Ньюэлл Конверс Уайет, 1939 год
биография
После проблем со здоровьем родители решают больше не отдавать его в школу и сами учатся. Его отец, Ньюэлл Конверс Уайет (1882-1945), известный иллюстратор, который часто бывал у таких знаменитостей, как Фрэнсис Скотт Фицджеральд и Мэри Пикфорд , познакомил его с искусством и, в частности, с искусством американского сельского пейзажа . В это время он восхищается и трепетно относится к творчеству художника Уинслоу Гомера . Позже он научился овладевать техникой, связанной с яичной акварелью, темперой .
В 1937 году он впервые выставил свои акварели. В 1948 году он написал свою самую известную картину «Мир Кристины» . В 1951 году он выставлялся один в Художественном музее Фарнсворта.
В 1963 году он получил Президентскую медаль свободы . Он получил премию Эйнштейна в 1967 году . В 1970 году он был первым художником, который повесил одну из своих картин в Белом доме . В12 мая 1976 г.Он был избран членом Академии изящных искусств — де — Париж . Через два года он стал членом Академии художеств СССР. В 1980 году он был первым художником, избранным в Королевскую академию Великобритании. В году он получил Золотую медаль Конгресса в присутствии президента Джорджа Буша и Национальной медали искусств по Джорджа Буша .
Он умер дома на 16 января 2009 г., 91 год, в своем родном городе Чаддс Форд , недалеко от Филадельфии . О его смерти объявил представитель Музея реки Брендивайн. Его жена умерла в 2020 году в возрасте 98 лет.
Его сын Джейми , родившийся в 1946 году, также является известным живописцем и портретистом.
Как возникла идея «Мира Кристины»
Однажды Энди Уайет выглянул в окно своего летнего дома в штате Мэн, близ города Кушнер.
И увидел на поле женскую фигуру. Она лежала и видимо отдыхала. И вдруг фигура встрепенулась и … поползла в сторону виднеющейся вдали фермы. Она цеплялась за землю пальцами и волочила за собой свои ноги.
Уайет понял, что это его соседка Кристина Олсон. Он знал, что она частично парализована. Но не ожидал, что она вот так, без инвалидной коляски и сопровождающих передвигается по окрестностям.
Сначала он испытал приступ жалости и хотел броситься помочь. Ведь эта фигурка в розовом платье и болезненной худобой была похожа на омара. Выброшенного на берег и раздавленного безжалостным сапогом. Но он был жив и изо всех сил продолжал ползти в искореженной скорлупе…
Но что-то остановило художника. Он не бросился на помощь. Он понял, что этой женщине она не нужна. Это был её каждодневный вызов судьбе.
Творчество Эндрю Уайета
Первую персональную выставку акварелей Эндрю Уайет провел в 1937 году в галерее Макбет в Нью-Йорке с 19 октября по 1 ноября. Выставка была настолько успешной, что работы были распроданы уже к 21 октября. Художнику было всего 20 лет на тот момент. Его стиль живописи отличался от отцовского — был более сдержанным и ограниченным в цветовой гамме. Отец был иллюстратором, сына считали реалистом. Хотя сам Эндрю относил своё творчество к абстракционизму. Он говорил, что объекты на его картинах дышат по другому и что он пишет не то, что видит, а то, что чувствует.
Любимыми темами его произведений были быт в американской провинции и природа — всё то, что окружало его в родном городе Чаддс Форд в Пенсильвании, а также в летнем доме в Кушинге, на побережье штата Мэн. Он делил своё время между этими двумя местами, часто совершал прогулки в одиночестве и черпал вдохновение для своих работ в открывавшихся пейзажах. Ему были близки и суша, и море. Картины Уайета наполнены духовностью, загадочными сюжетами и историями, за которыми кроются невысказанные эмоции. Обычно перед выполнением картины художник создавал несколько карандашных рисунков.
В 1951 году Уайет перенёс операцию на лёгком, но через несколько недель снова приступил к работе.
В популярной культуре
В Артур Кларкроман 2001: Космическая одиссея, Мир Кристины — одна из двух картин (вторая — Винсент Ван Гогс Мост в Арле) висит на стене гостиной «элегантного анонимного гостиничного номера», в который доставляют астронавта Дэвида Боумена после прохождения Звездных ворот. Не появляется в экранизация режиссер Стэнли Кубрик.
Картина прямо упоминается на одном из постеров Техасская резня бензопилой (1974), в котором Кожаное лицо бежит между сараем и домом, а лежащая женщина будет Салли Хардести.
В выпуске №28 из Гарт Энниссерия комиксов Проповедник, Джесси Кастер сидит перед картиной в МоМА, исследуя это. В выпуске № 43, история которого называется «Мир Кристины», Джесси рассказывает о своем посещении музея своей матери, Кристине Л’Анджелл, которая объясняет ему, что, когда она впервые обнаружила картину в книге, она подумала, что Уайет нарисовала свою жизнь. Кроме того, обложка к выпуску №43 художника. Гленн Фабри это вариант Мир Кристины, с Кристиной в роли Анны Кристины Олсон.
Картина показана и обсуждается в триллере 2000 года. В толпе.[]
Жизнь Олсона и ее встреча с Уайетом изображены в романе. Кусочек мира к Кристина Бейкер Клайн.
Отпечаток картины периодически видели в последние три сезона ситкома. Эта девушка (1966–1971).
Сцена из фильма 1994 года Форрест Гамп был вдохновлен картиной. Когда Дженни возвращается домой, она бросается на землю и отражает позу Олсона наоборот.
Картина также является частью научно-фантастического фильма. Забвение (2013), отдавая дань уважения книге 2001: Космическая одиссея.
Картина появляется в фильме 2016 года. Война против всех, во время сцены, в которой Терри смотрит на репродукцию, висящую на стене в доме Джеки, и комментирует: «Это немного жутко. Как будто что-то плохое должно случиться, но она ничего не может с этим поделать».
Картина была использована в качестве вдохновения для главы «Фермерский дом» в видеоигре 2020 года. Последний из нас, часть 2.
Среди других артистов (The Big Dish, Нэнси Придди), Мужчины без шляп выпустил песню, названную в честь работы.
Хельга
На ферме Кёрнеров Эндрю Уайет встретил Хельгу Тестерф. Она родилась в Германии в 1933 или 1939 году. Вышла замуж за немца, гражданина США Джона Тестерфа, и так оказалась в Америке. Хельга стала моделью для множества его картин. Уайет рисовал её с 1971 по 1985 год. Её никто и никогда не рисовал прежде. Но она быстро освоилась и могла подолгу позировать Уайету, который наблюдал за ней и тщательно рисовал. Почти всегда он изображал её пассивной, неулыбчивой, задумчивой, строгой. Тем не менее, в рамках этих преднамеренных ограничений, Уайету удавалось передать в её портретах тонкие качества характера и настроения.
Эндрю написал целый цикл из пары сотен картин с изображениями Хельги. Он долго скрывал эти работы. Бетси не знала о них. Когда тайное открылось, то жена была потрясена, но признала, что картины выполнены мастерски. Уайет нередко рисовал Хельгу обнажённой, неустанно любуясь ею. Эти двое могли подолгу гулять вместе по окрестностям. И даже во время прогулок он рисовал её. Была ли это любовь? Эндрю Уайет не приветствовал разговоры о любви и вопросы о Хельге.
В 1986 году издатель и миллионер из Филадельфии Леонард Эндрюс приобрел коллекцию из 240 картин за 6 миллионов долларов. Через пару лет продал японскому коллекционеру предположительно за 45 миллионов долларов.
В интервью 2007 года, когда Уайета спросили, будет ли Хельга присутствовать на его вечеринке по случаю 90-летия, он сказал: «Да, конечно. О, абсолютно», и продолжил: «Сейчас она часть семьи, это шокирует всех. Это то, что мне очень нравится. Это действительно шокирует их».
Хельга в самом деле вошла в семью Уайета и когда он ослабел из-за старости, ухаживала за ним.
Критический и общественный прием
«Мир Кристины» после завершения не был встречен критиками, в основном потому, что:
- Абстрактные экспрессионисты делали большую часть художественных новостей того времени.
- Директор-основатель Музея современного искусства Альфред Барр почти сразу же купил его за 1800 долларов.
Несколько искусствоведов, комментировавших в то время, были в лучшем случае прохладными, высмеивая это как «китчевую ностальгию», — писал Захари Смолл.
В течение следующих семи десятилетий картина стала изюминкой Музея современного искусства и очень редко передается в пользование. Последнее исключение составило мемориальное шоу Эндрю Уайета в Музее реки Брендивайн в его родном городе Чаддс Форд, штат Пенсильвания.
Еще более показательно то, насколько большую роль «Мир Кристины» играет в массовой культуре. Писатели, режиссеры и другие художники ссылаются на него, и публике он всегда нравился. Сорок пять лет назад вам было бы трудно найти хоть одну репродукцию Джексона Поллока в 20 квадратных городских кварталах, но все знали по крайней мере одного человека, у которого где-то на стене висела копия «Мира Кристины».
«Мир Кристины»
Пожалуй, самый известный образ созданный Эндрю Уайетом, связан с его соседкой в Кушинге Кристиной Олсон. В 1948 году он написал картину «Мир Кристины». На ней изображена женщина то ли лежащая, то ли ползущая по полю с сухой травой. Она находится в неловкой напряженной позе, тревожно смотрит в сторону дома на холме, её руки чрезмерно худощавы, а из-под бледно-розового платья выглядывают неуклюжие ноги в некрасивых ботинках. Эта женщина и есть Кристина. Она была неизлечимо больна и не могла ходить, поэтому большую часть времени проводила дома. Но Кристина пыталась расширить свой сжатый болезнью мир и ползком передвигалась по полям, окружающим её дом. Уайета восхищала сила духа и упорство Кристины. На момент написания картины ей было около 55 лет. Она умерла черз 20 лет 27 января 1968 года.
С двухэтажным домом Кристины Олсон связано ещё одно знаменитое произведение художника. Кристина никогда не поднималась на верхний этаж своего дома. Эндрю поднялся и в результате появилась картина «Ветер с моря».
Дом Олсонов сохранился, он отремонтирован и открыт для публики как часть художественного музея Фарнсворта и в 2011 году признан национальной исторической достопримечательностью. По нему можно совершить виртуальную прогулку . Эндрю Уайет в период с 1937 по конец 1960-х годов создал здесь около 300 рисунков, акварелей и темперных картин.
Фон
Женщина на картине — Анна Кристина Олсон (3 мая 1893 — 27 января 1968). Вероятно, она страдала от Болезнь Шарко – Мари – Зубагенетический полинейропатия. Уайет был вдохновлен на создание картины, когда он увидел, как она ползет по полю, а он наблюдал из окна в доме. У него был летний дом в этом районе, и он был в дружеских отношениях с Олсоном, используя ее и ее младшего брата в качестве персонажей картин с 1940 по 1968 год. Олсон был вдохновителем и героем картины, но она не была основной моделью; Жена Уайета Бетси изображала из себя туловище картины. Олсону было 55 лет, когда Уайет создал эту работу.
Изображенный на картине дом известен как Олсон Хаус в Кушинг, штат Мэн и открыт для публики, управляется Художественный музей Фарнсворта. Это Национальный исторический памятник и был восстановлен, чтобы соответствовать его внешнему виду на картине, хотя Уайет отделил дом от сарая и изменил расположение земли для картины.