Литература и философские взгляды
На протяжении всей биографии мыслитель работал в разных жанрах. Творческая биография Александра Герцена началась еще в период учебы в университете.
Он работал и как публицист, дискутируя о вопросах науки и общества, и как философ, высказывая свои представления. И даже как автор художественной литературы. Хорошо известен роман А. Герцена «Что делать?».
Философские представления Александра Ивановича складывались постепенно. Будучи изначально демократом и сторонником западного пути, после переезда в Европе Герцен был шокирован той пропастью, которая была между его наивными представлениями и реальностью.
На деле оказалось, что соседи не способны на настоящие перемены. Мыслитель охарактеризовал Европу как умирающую.
В зрелые годы Герцен отринул идеи и западников, и славянофилов, перешел на средние позиции. Он считал, что страна должна брать все лучшее от европейцев, но идти собственным путем, выстраивая деловые отношения с соседями.
Известно, что мыслитель отличался свободомыслием и никогда не вступал ни в одну партию.
Общественная деятельность
Впервые за революционную активность А. И. Герцен взялся еще в университетские годы. Страстный настрой, желание перемен и коренного слома общественно-политических устоев Александр Иванович не растерял ни в этот, ни в будущий период.
Вокруг Герцена и Огарева, его друга, быстро сложился целый революционный кружок. Это была организация, каких по стране складывалось множество. Юноши не собирались браться за реальные дела. Они обсуждали политические вопросы, труда зарубежных писателей, читали запрещенную литературу и оценивали события в мире.
В числе участников революционного общества того периода были Н. Сазонов, В. Пассек и прочие видные представители общественно-политической мысли, которые обрели известность в будущие годы.
Герцен и Огарев на Воробьёвых горах клянутся бороться за свободу
Герцен очень тепло вспоминал об этом времени. Отмечал, что практически никто из участников общества не отсиживался в стороне, принимал участие в обсуждениях, беседах, без страха высказывал свое мнение.
Удивительно, что ни одного доноса от членов кружка не поступало. Потому всем представителям революционного общества удалось остаться на свободе. Репрессий они избежали.
В 1833 году обучение Александра Ивановича подошло к концу. Выпускник получил степень кандидата университета. В современных категориях она соответствовала уровню магистра, выпускника второй ступени высшего образования.
В последние годы учебы Герцен специализировался на астрономии. Его выпускная работа была посвящена обоснованию гелиоцентрической системы Коперника.
Работа в Москве и арест
После революционных событий новое государство стало остро нуждаться в молодых, энергичных и образованных людях, поэтому в 1922 году Александра Григорьева вызывают в Москву для создания основ нового искусства новой страны. Марийский художник соглашается и прибывает в столицу, где практически сразу при поддержке председателя товарищества Передвижников создает ассоциацию художников революционной России — АХРР. Именно эта ассоциация в дальнейшем и повлияла на все искусство всех лет существования СССР. Кроме того, он являлся статистиком Всероссийского земского союза, был членом партии эссеров, членом РКП(б).
Период 20-30-х годов оказывается совсем не простым не только для жизни социальной, но и культурной, однако Александр Григорьев работает на износ, организовывая художественные выставки и руководя советом объединения художников и при этом находя средства на развитие российского искусства.
В 30-е годы наступает жесткий период репрессий, и талантливый художник и искусствовед попадает под пристальное внимание властей. В 1934 году он проводит выставку своих собственных работ, в 1938 году его арестовывают
Долгие 8 лет Григорьев проводит в лагере под Карагандой, и в 1946 году его освобождают, однако официально все еще считают «врагом народа». Так, после войны вплоть до 1954 года он проживает в полуразрушенном войной доме в Тарусе (Калужская область) и зарабатывает на жизнь написанием вывесок.
В 1954 году художника Александра Григорьева реабилитируют. Ему присваивается звание заслуженного деятеля искусств МАССР и назначается общесоюзная пенсия.
Александр Григорьев умер в 1961 году и был похоронен на Новодевичьем кладбище.
Детство и юность
Александр родился 30 августа (12 сентября по новому стилю) 1889 г., в семье коломенского мещанина Василия Яковлевича Свешникова и дочери коломенского купца-рыботорговца Елены Семеновны Нестеровой. С раннего детства ребенок выделялся музыкальностью и хорошим голосом, с восьми лет начал петь в церковном хоре. Там он стал постигать основы нотной грамоты, учился у старых хоровиков беглости пения нот с листа, немного повзрослев, заинтересовался приемами хорового пения.
После переезда семьи в Москву 16-летний Александр поступил в Московскую Народную консерваторию, под руководством многих маститых музыкантов изучал теорию музыки, занимался вокалом, осваивал навыки игры на оркестровых инструментах.
Малороссийский период
Он переехал в Харьков и снял вдвоем с товарищем жилье на городской окраине. Поначалу Киселев проводил время за этюдами и в занятиях иконописью, подрабатывая уроками рисования. Когда художник женился на дочери харьковского профессора и в семье появились дети, Александр Александрович устроился в местный Земельный банк. Там, на должности секретаря он прослужил почти 10 лет. Стабильный заработок позволял обеспечивать семейство и заниматься живописью. В тот период написаны его пейзажи колоритной украинской природы, среди которых самые известные: «Дворик в Малороссии», «Близ Харькова», «Святогорский монастырь», «Парк осенью». Пейзажи изображались по академическим канонам и напоминали полотна его учителя Воробьева: три плана перспективы и кулисное построение композиции.
Последние статьи
-
Как простая домохозяйка стала главной женщиной Третьего рейха: Гертруда Шольц-Клинк 18.05.2022, 21:33 -
Чем живет дизайн-сообщество «страны запретов» Ирана: Мода вопреки всему и уникальная школа плаката 18.05.2022, 20:11 -
Как попасть на прием к бабушке Нине из сериала «Слепая», или Чем прославились современные русские целители 18.05.2022, 17:43 -
Что предрекают людям цветные озера в Индонезии и в чём секрет их воды 18.05.2022, 14:53 -
Как любимица Гитлера стала советской шпионкой: Главная актриса Третьего рейха Ольга Книппер 18.05.2022, 11:56 -
Как 60 лет назад снимали советский фильм «Девчата»: отношения на площадке, вырезанные сцены и др 18.05.2022, 10:14 -
Как дочь мусульманина-имама стала первой арабской супермоделью и почему бросила карьеру: Ясмин Гаури 18.05.2022, 09:21 -
Каким богам поклонялись и во что верили древние римляне, или что такое Капитолийская триада 17.05.2022, 20:22 -
8 экстравагантных ресторанов, где можно поесть с адреналином и сделать фантастические селфи 17.05.2022, 16:49 -
Почему в XIX веке забирали детей у американских индейцев и как им жилось в «школах ужаса» 17.05.2022, 15:10
Все статьи
Биография
Происходил из дворян. Сын учителя 1-й Казанской гимназии (позже — инспектор 2-й Казанской гимназии и директор Саратовской гимназии) Василия Фёдоровича фон Гине.
Учился в Казанской гимназии вместе с И. И. Шишкиным, с которым дружил всю жизнь. Художественное образование начал получать в 1854 году в Московском училище живописи, ваяния и зодчества у А. Н. Мокрицкого, а с 1856 года в качестве вольноприходящего ученика занимался в классе пейзажной живописи Императорской Академии художеств у С. М. Воробьева.
В 1857 году вместе с И. И. Шишкиным, П. П. Джогиным и Е. А. Ознобишиным работал в местечке Дубки близ Сестрорецка. В 1857 и 1858 годах за ландшафтные рисунки Гине был отмечен малыми серебряными медалями, в 1859 году награждён большой серебряной медалью.
Буря на Валааме.
На острове Валааме. Камни в лесу. Конец 1850-х — начало 1860-х годов, Государственная Третьяковская галерея.
Сюжетами для своих картин Гине избрал берега Финского залива и Валаам на Ладожском озере. В 1858 году им написан «Вид на Финском заливе (м. Дубки)», в 1859 году — три вида из окрестностей Петербурга (этюды), «Вид Финского залива, близ Петербурга», а также «Берег Финского залива», за которую он получил большую серебряную медаль.
В 1858—1861 годах он ежегодно совершал поездки на Валаам. В 1860 году им написан «Вид на острове Валааме», за которую он получил малую золотую медаль. В этом же году получил от Академии художеств денежное вознаграждение «за труды по опытам литографии», которыми занимался совместно с Шишкиным. Гине литографировал свои картины «Вид на Валааме» («Русский Художественный Альбом» 1861 год, тетрадь № 3) и «Вид берега Финского залива».
В 1863 году направлен Академией «для написания видов с натуры» в Харьковскую и Таврическую губернии; в 1864 году вновь был в Харьковской губернии, посетил Святогорский монастырь; посетил Крым.
В 1865 году А. В. Гине был выпущен из Академии со званием классного художника 1-й степени по пейзажной живописи. В этом же году за картину «Летний день» получил премию оргкомитета Общества поощрения художников, в выставках которого принимал участие до 1879 года.
В 1868 иллюстрировал книгу П. И. Пашино «Путешествие по Туркестану».
В 1878 году за картины «Буря на острове Валааме» (1878), «Дождь. Вид из окрестностей Гатчины» и «Ночь. Весенний разлив Волги» он был удостоен звания академика пейзажной живописи. В этом же году работы Гине экспонировались на Парижской всемирной выставке.
Согласно «РБСП», А. В. Гине «был талантливый живописец, но жизнь его сложилась неудачно и была непрерывным рядом трудов и лишений». Александр Васильевич Гине умер в ночь на 4 июня 1880 года в Санкт-Петербурге в крайней бедности и был погребён на Малоохтинском кладбище.
Произведения А. В. Гине находятся во многих музейных и частных собраниях, в том числе в Государственной Третьяковской галерее, ГМИИ им. А. С. Пушкина, Государственном Русском музее, Иркутской, Пензенской, Тверской областных картинных галереях, Казанском художественном музее, Нижнетагильском музее изобразительных искусств.
В 1868 году, 11 января, у него родилась дочь Екатерина, восприемниками которой при крещении в Рождественской церкви в Песках были Иван Иванович Шишкин и княжна Татьяна Борисовна Потёмкина.
Картины
- 1896 — «Вид на лестницу и террасу в Версале»
- 1896 — «Прогулка короля»
- 1896 — «Набережная Рейна в Базеле в дождь»
- 1897 — «У бассейна Цереры»
- 1897 — «Версаль. Людовик XIV кормит рыб»
- 1898 — «Маскарад при Людовике XIV»
- 1899 — «Церковь св. Екатерины в Санкт-Петербурге»
- 1900 — «У Монплезира в Петергофе»
- 1900 — «Петергоф. Купеческая лестница и Большом дворце»
- 1900 — «Петергоф. Фрейлинские дома»
- 1900 — «Петергоф. Львиный каскад и колоннада»
- 1900 — «Ораниенбаум. Кабинет «Обезьян» в павильоне Катальная гора»
- 1900 — «Карнавал на Фонтанке»
- 1905 — «Версаль. Аллегория реки»
- 1905 — «Служба у капеллы св. Варвары»
- 1906 — «Вечер»
- 1907 — «Парад при Павле I»
Детство и юность
Биография Александра Николаевича Бенуа началась в Санкт-Петербурге весной 1870 года. Будущий художник появился на свет в семье главного архитектора и проектировщика Петергофа, академика Императорской Академии художеств Николая Леонтьевича Бенуа и его законной супруги Камиллы, дочери знаменитого строителя театров — итальянца Альберта Катериновича Кавоса.
Портрет Александра Бенуа. Художник Леон Бакст / «Наследие Александра Бенуа»
Предки, познавшие все грани мира изящных искусств, отдали мальчика на воспитание в учебное заведение при благотворительной организации «Человеколюбивое общество». Позже он поступил в частную школу Карла Ивановича Мая и стал одноклассником будущих единомышленников Дмитрия Владимировича Философова, Вальтера Федоровича Нувеля и Константина Андреевича Сомова.
В конце 1880-х Александр на правах вольнослушателя начал посещать занятия в санкт-петербургской Академии художеств. Считая, что дар живописца можно развить только с помощью постоянной практики, юноша не стал студентом престижного высшего учебного заведения.
Первые полотна он создавал дома под чутким руководством кровного брата Альберта. Знания по технике письма и особенностях построения композиции начинающий гений черпал из книг, в изобилии представленных в доме.
Родственники, видя, что молодой Бенуа, кроме способности писать, обладал рядом других талантов, не стали препятствовать поступлению на юридический факультет Санкт-Петербургского Императорского университета. Живописные работы, созданные в свободное от лекций время, Бенуа в первый раз показал на официальной выставке в 1893 году.
Ранние годы
Родился Александр Александрович Киселев недалеко от Хельсинки в городке Свеаборг, в семье русского офицера, возглавлявшего местный гарнизон. С 1852 года 14-летний Киселев по настоянию отца учился во 2-м кадетском корпусе Санкт-Петербурга. Военные занятия ему давались с трудом, юноша увлекался стихосложением и рисованием. Проучившись кадетом шесть лет и не окончив курс военного образования, Киселев поступил на факультет филологии Петербургского университета. Через три года, в 1861-м, из-за студенческих волнений университет был временно закрыт. Это событие положило начало творческой биографии Александра Александровича Киселева в качестве пейзажиста.
Дом-музей Киселева
Кавказские горы, пленившие ум и душу художника, привели к покупке в Туапсе (Россия, Краснодарский край) сначала дачи, а затем и строительству дома городского типа (1902 год), в настоящее время являющегося домом-музеем Александра Александровича Киселева. Он открыт к посещению для всех желающих.
В настоящее время музеем художника был торжественно презентован альбом Александра Александровича Киселева. Участниками данного события являлись ведущие музеи Краснодара, Туапсинские художники, а также представители русских музеев.
Иллюстрированный лучшими полотнами А. А. Киселева, альбом еще имеет приложение — CD диск, включающий записи с научными конференциями об искусстве Киселева.
Идея данного альбома была реализована под руководством директора Дома-музея Александра Киселева — Екатерины Андреевны Козловой
Презентация данного альбома, состоявшаяся восемнадцатого сентября две тысячи тринадцатого года в Туапсе, привлекла внимание и представителей русского музея
А картина «Кадошские скалы», признанная культурным брендом Туапсе, привлекает все большее внимание туристов со всех стран мира
По окончании университета, ссылка и возвращение
После выступления декабристов идеи революции в России стали по-настоящему актуальными. Кто-то следовал моде, другие же действительно хотели блага для страны.
И последних было большинство, поскольку выступать против власти стало делом опасным. Однако людей это совсем не останавливало. Революционные кружки появлялись один за другим словно грибы после дождя.
На заре 30-х годов Николай I начал давить на страну сильнее. Маховик репрессий стал раскручиваться все быстрее. Одним из первых под удар попал революционный кружок Н. Сунгурова.
В него входило несколько десятков человек: от студентов до мелких офицеров и военнослужащих. В отличие от прочих, они планировали реальные действия по свержению власти, придерживались радикальных взглядов на вещи.
В 1833 после окончания университета Герцен Александр Иванович и его сторонники не перестали встречаться в рамках своего революционного кружка.
Они продолжили обсуждать актуальные вопросы. Планировали создать единый журнал, где освещались бы прогрессивные события в мире. В тот же период они собирали деньги, чтобы передать их студентам, записанным в солдаты после разгрома кружка Сунгурова.
Как раз на этом моменте работа революционного общества Герцена дала сбой. Кто-то написал на него анонимный донос, в котором Александра Ивановича обвиняли в подготовке писем, порочащих имперскую фамилию. Якобы он нелестно отзывался о правителе и его семье.
Герцен отделался сравнительно мягким наказанием. Его сослали: сначала в Пермь, а затем на территорию современной Кировской области (тогда она называлась Вяткой).
На новом месте Александр Иванович начал работать в канцелярии, занимал небольшой чиновничий пост.
Ссылка продолжалась почти 7 лет. Право вернуться в родную Москву Герцен получил лишь в 1840 году. Следом по рекомендации отца Александр Иванович переехал в столицу, в Санкт-Петербурге он взялся за публичную, чиновничью деятельность, занимал довольно солидный пост.
А. И. Герцен с сыном Александром. Портрет работы А. Л. Витберга. 1840.
Однако после резкого отзыва о работе полиции Герцена выслали в Новгород, где он пробыл еще несколько лет. Окончательно обосноваться в Москве невольному путешественнику удалось только в 1842 году.
Находясь в городе, Александр Иванович познакомился с представителями умеренной революционной мысли. Эта встреча стала знаменитой. Новое общество придерживалось идеи необходимости коренных перемен в стране. Но вскоре выяснилось, что члены организации по-разному представляют будущее государства.
Кружок разделился на две группы. Первая, в которую входили Герцен, Огарев, Белинский и Станкевич придерживались мысли, что для стабильного развития России нужно следовать европейскому образцу. Брать все лучшее, что есть за границей. Представители этой мысли, в том числе и сам Герцен, стали западниками.
Герцен и Огарев
Их идеологические противники, Киреевский и Хомяков, категорически не соглашались с такой мыслью. Они высказывались за собственный, особый исторический путь России, отличным от того, которым шел мир.
Представителей этого направления стали называть славянофилами. Они считали, что развитие нужно искать в традициях и истории русского народа.
Вплоть до 1847 года Александр Иванович Герцен посещал собрания кружка Белинского.
Творчество
В середине 1890-х, воспользовавшись тем, что дебютные картины привлекли внимание специалистов, Бенуа выступил как историк и теоретик искусства. Он написал раздел о русских мастерах для выпуска альманаха «История живописи XIX века»
Спустя пару лет Александр с друзьями посетил Францию для того, чтобы написать «Версальские серии», представлявшие собой сцены с прогулок короля Людовика Великого де Бурбона, а также его придворных, жен и детей.
В 1897-м цикл акварелей, созданный по возвращении из Парижа и предместий, заслужил восторженные отзывы знатоков живописи. Три работы после официальной выставки приобрел создатель «Третьяковки» — Павел Михайлович Третьяков.
В тот же период Бенуа стал основоположником и идейным вдохновителем творческого союза «Мир искусства». Совместно с театралом Сергеем Павловичем Дягилевым и портретистом Константином Андреевичем Сомовым он занимался пропагандой прогрессивного русского и западноевропейского искусства и выпускал тематический журнал.
Со временем участники объединения постарались привлечь внимание общественности к исконным народным промыслам, прикладному декоративному искусству, графике и архитектуре. Благодаря статьям, созданными «мирискусниками», в обиход вошли понятия «русский сезанизм» и «авангард»
В начале 1900-х Бенуа создал цикл иллюстраций к «Медному всаднику» Александра Сергеевича Пушкина. Окружающие с первого взгляда не оценили прелесть графических изображений, поэтому зарисовки увидели свет только стараниями единомышленника — Дягилева.
Иллюстрация Александра Бенуа к «Медному всаднику» / «Наследие Александра Бенуа»
Позже Александр Николаевич в статусе признанного мастера-графика предоставлял работы для оформления классических книжных изданий, напечатанных в гостипографии имени Ивана Федорова. В 1923-м на свет появилась книга великого русского поэта с 37 рисунками Бенуа.
Запоминающимися литературно-художественным произведениями живописца и теоретика считались картина «Аполлон и Дафна», а также издания «Азбука в картинках». Образы, в основанные на греческой и русской мифологии, пришлись по душе массе людей.
В 1910-х Бенуа проиллюстрировал повесть А. С. Пушкина «Пиковая дама». Серия завершенных картин отличалась детальной прорисовкой костюмов и городских пейзажей. Искушенным читателям казалось, что они попали в театр.
Автору удалось вызвать сильные эмоции благодаря многолетнему сотрудничеству с антрепризой Сергея Дягилева, известной под названием «Русские сезоны». Гастролируя вместе с артистами имперской оперы и балета в статусе худрука, Бенуа сформировал особый взгляд на изобразительное искусство и сделал живопись похожей на спектакль.
После Февральского переворота, приведшего к свержению монархии, Бенуа занимался охраной памятников старинного и классического искусства. Став главой картинной галереи петербургского Эрмитажа, художник создал актуальный каталог работ.
Вкладом сына архитектора в развитие русского искусства считалось оформление спектаклей, шедших на сцене столичных театров. Красочными декорациями славились балет «Петрушка» и оперетта «Женитьба Фигаро».
В начале 1920-х Александр Николаевич завершил работу над новым альбомом акварелей. 26 картин с авторским предисловием, послесловием и подписями получили название «Версаль»
Французский дворцово-парковый комплекс неизменно притягивал внимание живописца. Мастерство в изображении изящных пейзажей заслужило море похвал
8. Игорь Фёдорович СТРАВИНСКИЙ (1882-1971)
Игорь Фёдорович Стравинский — один из самых влиятельных мировых композиторов 20-го века, лидер неоклассицизма. Стравинский стал «зеркалом» музыкальной эпохи, в его творчестве отражена множественность стилей, постоянно пересекающихся и трудно поддающихся классификации. Он свободно комбинирует жанры, формы, стили, выбирая их из столетий музыкальной истории и подчиняя своим собственным правилам.
Родился близ Санкт-Петербурга, учился на юридическом факультете Санкт-Петербургского университета, самостоятельно изучал музыкальные дисциплины, брал частные уроки у Н. А. Римского-Корсакова, это была единственная композиторская школа Стравинского, благодаря которой он овладел в совершенстве композиторской техникой. Профессионально сочинять он начал относительно поздно, но взлёт был стремительным — серия трёх балетов: «Жар-птица» (1910), «Петрушка» (1911) и «Весна священная» (1913) сразу вывела его в число композиторов первой величины.
В 1914 покинул Россию, как оказалось почти навсегда (в 1962 были гастроли в СССР). Стравинский — космополит, вынуждено сменив несколько стран — Россия, Швейцария, Франция, в итоге остался жить в США. Его творчество разделяют на три периода — «русский», «неоклассический», американский «серийного производства», периоды разделяются не по времени жизни в разных странах, а по авторскому «почерку».
Стравинский был очень высокообразованным, общительным человеком, с прекрасным чувством юмора. В круг его знакомых и корреспондентов входили музыканты, поэты, художники, ученые, бизнесмены, государственные деятели.
Последнее высшее достижение Стравинского — «Реквием» (Заупокойные песнопения) (1966) вобрал и объединил предшествующий художественный опыт композитора, став истинным апофеозом творчества мастера.
В творчестве Ставинского выделяется одна уникальная черта — «неповторяемость», недаром его называли «композитором тысячи одного стиля», постоянная смена жанра, стиля, направления сюжета — каждое его произведение неповторимо, но он постоянно возвращался к конструкциям, в которых видно русское происхождение, слышны русские корни.
Цитата И.Ф.Стравинского: «Я всю жизнь по-русски говорю, у меня слог русский. Может быть, в моей музыке это не сразу видно, но это заложено в ней, это — в ее скрытой природе»
Цитата о И.Ф.Стравинском: «Стравинский — истинно русский композитор… Русский дух неистребим в сердце этого настоящего подлинно большого, многогранного таланта, рожденного землей русской и кровно с ней связанного… » Д.Шостакович
Интересный факт (байка):
Однажды в Нью-Йорке, Стравинский взял такси и с удивлением прочитал на табличке свою фамилию.
— Вы не родственник композитора? — спросил он у шофера.
— Разве есть композитор с такой фамилией? — удивился шофер. — Впервые слышу. Впрочем, Стравинский — фамилия владельца такси. Я же не имею ничего общего с музыкой — моя фамилия Россини…