Орест адамович кипренский: картины (портреты), краткая биография

Орест Адамович Кипренский: картины (портреты), краткая биография

   Орест Адамович Кипренский — гениальный русский портретист, живописец и график, человек сложной и интересной судьбы.

Как и Леонардо да Винчи, он родился вне брака, но в отличие от титана Возрождения, ему в молодости пришлось побывать в рабстве — так как он был внебрачным ребенком помещика, то по официальным сведениям был крепостным и числился сыном Адама Швальбе, крепостного, которого женили на его матери после рождения ребенка от помещика Дьконова.

Родился будущий известный мастер портретной живописи на территории нынешней Ленинградской области, в деревне Нежново, в марте 1782 года.    В возрасте всего лишь шести лет будущий художник Кипренский получил вольную и избавился от клейма крепостного, которое никогда не позволило бы ему подняться выше скотного двора.

Нужно отдать должное его отцу — ребенком занимались, ему обеспечили будущее, что делали далеко не все отцы незаконнорожденных детей. Он даже получил модное в то время имя и лирическую фамилию. Предположительно, ее образовали от имени Афродиты Кипрской — Киприды.

Это давало право медалисту на поездку за границу, но воспользоваться им художник смог намного позже из-за военных действий.

   Художник жил и работал по несколько лет в Москве, Твери и Санкт-Петербурге, пока в 1828 года не поселился в Италии. Здесь его ждал очередной крутой поворот и настоящая любовь всей жизни. Он женился на итальянке, и даже необходимость поменять вероисповедание и стать католиком его не остановила от решительного шага.

   Будущность и профиль работы художника обусловило его обучение в Академии художеств по классу исторической живописи у известного мастера-портретиста Угрюмова.

Хотя можно утверждать, что задатки гениального мастера камерного и парадного портрета у него были еще в детстве.

В возрасте всего 12 лет он написал портрет своего приемного отца Швальбе в такой виртуозной технике, что картину принимали за работу самого Рембрандта.

   Но во «взрослых» работах художника прослеживается явный отход от изображения «в подражание Рембрандту».

Его зрелые работы более воздушные, часто используют яркие и нежные краски, в них больше реализма и одухотворенности, нежели трагизма.

Одним из самых известных работ Кипренского стал портрет гусара Дениса Давыдова, героя Отечественной войны 1812 года. За него мастер заслуженно получил почетное звание академика.

   Этот портрет впечатляет и правильной композицией, и выразительным, живым лицом легендарного партизана-гусара, его непринужденной, естественной позой. В полотне использованы два чистых, «открытых» цвета — алый для кафтана и белый для лосин. Их сочность разбавлена мягкими размытыми цветами фона и множеством мелких деталей, которые органично вливаются в общую канву изображения.    На портрете множество мелких подробностей, которые можно рассматривать бесконечно. Это золотое шитье доломана, аккуратная меховая выпушка, шелковые кисти и плетение на поясе и на сабле героя войны, изящный рисунок его щегольских сапожек, перья на шляпе, которая лежит у его ног.

Сочинение по картине Портрет мальчика Челищева Кипренского

На портрете известного художника Ореста Адамовича Кипренского изображен двенадцатилетний мальчик — Александр Челищев, будущий кадет Пажеского корпуса, позже – герой войны 1812 года и декабрист.

На темном фоне портрета, который скрывает практически всю фигуру мальчика, особенно четко выделяется его лицо. Лицо не совсем уже мальчика, но еще и не парня, скорее юноши или, как говорили во времена его жизни, отрока.

Во всем его образе сквозит противоречие – небрежный вихор темных волос на макушке, растрепанная челка, как бы намекают, что на портрете ребенок, которому в принципе не важна внешность. В то же время волосы на висках, аккуратно уложенные в завитки и ниспадающие на лицо юноши, показывают, что интерес к собственной внешности уже пробуждается.

При первом взгляде на картину особое внимание сразу привлекают глаза отрока – огромные, карие, глубокие, которые смотрят прямо в душу. Полукруглые достаточно тонкие брови, придают лицу мальчика немного удивленный, пытливый вид

Во взгляде юноши, в разлете его бровей сквозит детская чистота наивность, но в то же время в глазах читается мудрость, спокойствие и уверенность в завтрашнем дне.

Губы мальчика по-юношески пухлые, с небольшой ямкой под нижней губой и пока еще без проявления легкого пушка над верхней. У Александра пока еще по-детски пухлые щечки и овал лица.

Бледный цвет лица с еле заметным румянцем говорит об аристократическом происхождении мальчика. Это же подтверждается взглядом, наполненным достоинством, осанкой ребенка – ровная спина, расправленные плечи, посадка головы. Прямо-таки военная выправка.

Одет юноша по моде того времени – белая рубашка с высоким расстегнутым воротом, красный двубортный жилет с пуговицами, темный, практически черный сюртук с высоким воротником-стойкой и лацканами с пуговицами. Одежда тоже говорит о том, что мальчик уже практически вступил во взрослую жизнь – это не матроска с короткими штанишками, которые были популярны у мальчиков того времени, а вполне себе взрослый гардероб. Красная и белая краска, используемая при написании одежды, помогает немного разбавить темный фон портрета, сделать его менее мрачным.

Популярные сегодня темы

Исаак Ильич Левитана известнейший русский художник, который работал в жанре пейзаж. Левитан обладал уникальным талантом — он умел передать всю красоту природы на холст

Картина В. И. Сурикова «Боярыня Морозова» посвящена церковному расколу в России. Боярыня не приняла нового крещения тремя перстами, и ее везут в острог.

На данном полотне преобладают тёмные мрачные цвета: коричневый, чёрный, грязно-жёлтый. Кроваво красное небо не предвещает ничего хорошего. Сам вулкан не виден зрителям. Его угрожающие очертания чернеют на заднем плане.

Художественное творение живописца посвящено пути, по которому двигались на каторжные работы в Сибирь приговоренные к наказанию.

На переднем плане картины мы видим зелёные яблоки, лежащие в тарелке. Их шесть штук. У одного, повёрнутого к нам, один бочок красный. Или это отражается красный цвет от букета рябины.

Описание картины Ореста Кипренского «Портрет Челищева»

Это одна из самых лучший картин Ореста Адамовича Кипренского. Благодаря этому бесценному труду, автор работы основал романтическое течение. Шедевр был создан в 1809 году. Годом ранее художник только приступил к написанию работы. Ещё молодой, но достаточно известный в своих кругах живописец взялся за написание портрета мальчика 12 лет. В начале следующего года картина была представлена публике, и она оценила её по достоинству.

Именно Орест Адамович в своём произведение смог полноценно изобразить детский образ. Многие художники также создавали портреты детей, но все они были изображены старше.

Кипренский же смог передать не только точный возраст мальчика, но и всю его глубину детской души. Успех ждёт не только автора, но и его натурщика.

Мальчик поступит в Пажеский корпус, будет принимать участие в войне, но всё это потом.

На полотне изображён наивный мальчишка, который, как и все его сверстники, хочет как можно скорее стать взрослым мужчиной.

Мальчик, изображённый на портрете, излучает спокойствие. Доброту и умиротворение. Он покорил сердца многих зрителей своей наивностью. Его большие, тёмные глаза светятся любовью к окружающему миру. Пухлые, алые губы вот-вот расплывутся в улыбке.

У парнишки густые, тёмные, взъерошенные волосы и круглое, миловидное личико.

Если долго смотреть на портрет, то сразу можно представить картину: мальчик очень устал позировать и при малейшей возможности сорвётся с места и убежит играть с такими же мальчуганами, как и он сам.

(1 votes, average: 5,00

Картины

  • 1802 — «Юпитер и Меркурий, посещающие в виде странников Филимона и Бавкиду»
  • 1804 — «Портрет отца художника Адама Карловича Швальбе»
  • 1805 — «Дмитрий Донской на Куликовом поле»
  • 1809 — «Портрет Евграфа Давыдова»
  • 1814 — «Портрет Великого князя Николая Павловича»
  • 1816 — «Портрет Василия Жуковского»
  • 1817 — «Молодой садовник»
  • 1819 — «Цыганка с веткой мирта в руке»
  • 1826 — «Портрет князя H. П. Трубецкого»
  • 1827 — «Бедная Лиза»
  • 1827 — «Портрет А. С. Пушкина»
  • 1828 — «Дельфийская Сивилл»
  • 1829 — «Неаполитанские мальчики-рыбаки»
  • 1830 — «Ворожея со свечой»
  • 1831 — «Читатели газет в Неаполе»
  • 1831 — «Мальчик-лаццарони»

Популярные сочинения

  • Чацкий и Софья — сочинение Трагедия А.С.Грибоедова «Горе от ума» отражает совокупность двух конфликтов: социального и любовного. Любовная линия представлена образами Чацкого, Софьи и Молчалина.
  • Сочинение Данко из повести Старуха Изергиль (характеристика и образ) Произведение «Старуха Изергиль» Горького, посвящена людям с горящими сердцами Главным героем этого произведения является Данко. Это физически крепкий и здоровый юноша, он был большим человеком
  • Образ Руси в поэзии Блока — сочинение 11 класс Тема Родины во все времена была самой освещаемой в поэзии. Всегда поэты старательно воспевали, а иногда и упрекали родную землю. Однако, в творчестве А. Блока данная тема приобретает

Сочинение по картине Портрет мальчика Челищева Кипренского 8 класс

Орест Адамович Кипренский — великий русский живописец, известный своими восхитительными детскими портерами. Одним из таких произведений является «Портрет мальчика Челищева», оригинал которой располагается в Третьяковской галереи.

«Портрет мальчика Челищева» — это детский портрет, где автор постарался изобразить именно внутренний мир ребёнка, а не лишь его внешность, как это любили делать раньше.

На холсте изображён маленький мальчик, лет восьми, с его ещё пухленькими детскими щёчками и нежной кожей. Автор просто изумительно передал всё детское лицо. На картине видна превосходная игра цветов, это подчёркивает его яркие глаза и сочные губы

Причёска тоже не уделена вниманием, изображены даже мельчайшие детали. При одном просмотре на картину, кажется, что этот маленький мальчик с лохматой причёской стоит прямо перед тобой и смотри на тебя своими детскими глазками

Одет главный герой произведения в чёрный бархатный плащ, закрывающий часть шеи, белую рубашку и яркий светло-красный жилет с вшитыми двумя пуговицами. Вся его одежда какая-то необыкновенная, как будто пропитана этим детским разумом.

Цветовая гамма картины сама выделяется при одном просмотре на полотно, все краски расположены чётко и логично, а на самой картине нет ни единой детали, которая могла бы отвлечь от внешности мальчика.

Кажется, что этот умным ребёнок понимает, что его безобидное детство подходит к концу, наступает время взрослеть и переходить в жизнь, когда надо трудиться. Кажется, что ты начинаешь слышать мысли мальчика, понимать его внутренний мир.

Как бы то ни было, это полотно позволяет понять этот восхитительный период в жизни маленького героя — период, когда можно делать всё безнаказанно, а все преграды растворяются под натиском этой детской радости.

Шедевр живописца

Наиболее ярким примером мастерства Кипренского считается картина «Читатели газет в Неаполе», созданная им в 1831 году. Сейчас это произведение искусства хранится в Третьяковской галерее. До сих пор искусствоведы не могут разгадать весь смысл этого полотна. На картине изображены люди, читающие газетный переплет. Глядя на название заголовка, можно понять, что речь идет о польских событиях. В Польше произошло восстание в 1830 году, которое вскоре было подавлено царским военизированным отрядом. Из-за этих событий в стране отменили Конституцию, принятую 1815 году и переданную Александром Первым польскому народу.

И конечно, при взгляде на изображенных людей возникает невольный вопрос: кто они? Сам Кипренский говорил о русских путешественниках. Но многие полагают, что на картине присутствуют польские революционеры, раз речь идет о событиях в этой стране. Все волнения, которые происходили в Европе в 18 веке, продолжившиеся в 19-м, стали толчком для живописцев, начавших создание политических портретов и картин.

Свое мнение о данном полотне высказали знаменитые художники и знатоки. Они с уверенностью говорят, что работы Кипренского можно смело сравнить с полотнами великого Леонардо Да Винчи. И возможно, это действительно так.

В Италии

В 1816 году художник уехал в Италию. Можно сказать, что у него начался новый этап в жизни. Оказавшись в Риме, Кипренский снял студию и приступил к работе, параллельно изучая старую школу итальянских мастеров и новые веяния в живописи.

В Италии с художником случилось происшествие, которое печальной черной полосой прошло по его жизни. Для одной из своих картин он нашел натурщицу, у которой была дочь, её он тоже запечатлел на своем полотне. Натурщица жила в доме художника и, по всей вероятности, была достаточно близка с ним.

В один из прекрасных солнечных итальянских дней позировавшую для картины девушку нашли мертвой в доме художника. На ней лежал обгорелый холст, а некоторое время спустя по неизвестной причине умер и слуга-итальянец Ореста Адамовича. Виновным итальянцы посчитали Кипренского, а полиция не нашла зацепок, так как поздно начала расследование. Художник подвергся грандиозной травле, которую он не смог вынести, и уехал из Рима в Париж.

Орест Адамович Кипренский «Неаполитанские мальчики-рыбаки», 1829 годМестонахождение: Королевский дворец, Неаполь, Италия

«Портрет мальчика Челищева», Орест Адамович Кипренский — описание

Эта картина — один из первых детских портретов, где художник действительно постарался изобразить ребенка со всем его внутренним миром, а не уменьшенную копию взрослого человека, как это делали раньше. Нашим современникам непонятно, что относительно недавно к детям не относились так, как это принято сейчас. У них даже не было специальной «детской» одежды, малышей одевали в миниатюрные копии нарядов взрослых. Ни о какой детской психологии речи даже и не шло.

Большинство портретов детей тех эпох изображают малышей и подростков как уменьшенный вариант взрослого человека, они наряжены и причесаны точно также, как и их родители. Такие картины выглядят искусственными, а дети напоминают восковые статуи, за редчайшим исключением («Мальчик в голубом» Гейнсборо и «Менины» Веласкеса).

В этом портрете художник впервые изобразил настоящего ребенка, без возрастной стилизации. На картине, вписанной в овал согласно стилистике того времени, изображен мальчик с еще по-детски пухлыми щечками и нежной кожей. У него яркие, сочные губы и очень выразительные темные и большие глаза

Они сразу приковывают внимание зрителя, так как художнику удачно удалось передать в них определенную детскую задумчивость. Кажется, что во время позирования ребенок отвлекся от происходящего и погрузился в свои мысли

Так как хорошо известно, что все свои портреты художник писал с натуры, то становится понятна такая притягательность изображения ребенка. Мастер просто изумительно передал все особенности детского лица и его неповторимое выражение, по которому сразу понятно, что перед нами ребенок. Несмотря на «взрослую» одежду и прическу, это маленький мальчик, перед которым лежит великое будущее. Оно еще никому не ведомо, но в будущем этот нежный и мечтательный ребенок станет героем Отечественной войны 1812 года, затем войдет в одно из декабристских обществ, пытавшихся изменить историю страны свержением самодержавия.

Но все это в далеком будущем, а сейчас будущий декабрист находится в состоянии, когда детство постепенно переходит во взрослость. При всей внешней нежности в горделивой осанке мальчика, в его манере держать голову и смотреть чувствуется порода и отменное воспитание. Художнику удалось уловить эту тонкую грань, сделать портрет живым, поэтому он до сих пор вызывает восхищение.

Цветовая гамма сдержана, но выразительна за счет яркого центрального акцента — алого жилета мальчика. Его темно-синий сюртук создает красивый контраст сочному и броскому цвету, а яркие тона бросают розоватые блики на его еще по-детски гладкие и нежные щеки. Хороший цвет лица ребенка из высшего общества оттеняет сахарная белизна воротничка рубашки, почти скрытого высоким воротом верхней одежды

Привлекает внимание и прическа — это типичная мужская укладка, модная в те романтические времена

В портрете нет ни единой детали, которая могла бы отвлечь внимание от облика мальчика и его одухотворенного лица. Композиционно изображение идеально вписано в овал, фон однородный, сероватый, призванный лишь придавать объемность и живые краски портрету ребенка

Одежда также предельно проста, без деталей и отделки, внимание привлекают только крупные пуговицы высоко застегнутого красного жилета, обтянутые той же тканью, из которой сшита сама вещь. Все это предназначено для того, чтобы внимание смотрящего сконцентрировалось на лице мальчика, на его выразительных и бездонных черных глазах. Если следовать утверждению, что глаза — это зеркало души, то мастеру удалось в совершенстве запечатлеть живую, развивающуюся душу ребенка, сохранив для потомков это чудесное изображение.

http://sochinimka.ru/sochinenie/po-kartine/kiprenskij/portret-malchika-chelishcheva-8-klasshttp://gameriskprofit.ru/nepoznannoe/istoriya-sozdaniya-portreta-malchika-chelishcheva-portret-malchika/http://muzei-mira.com/kartini_russkih_hudojnikov/2166-portret-malchika-chelischeva-orest-adamovich-kiprenskiy-opisanie.html

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Енот на Волге
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: