Творчество
Академию Виктор Васнецов окончил в 1873 году, а выставляться начал еще во время учебы, в 1869 году. Сначала работы художника включались в экспозиции Академии. Позже, после его вступления в 1878 году в Товарищество передвижных художественных выставок, – в выставках, организуемых товариществом.
Картина Виктора Васнецова «Витязь на распутье»
Творчество Васнецова делится на два больших этапа. Изначально художник творил в социально-критическом жанре. Среди его героев – чета обедневших стариков на картине «С квартиры на квартиру», скучающе-унылые мещане на картине «Преферанс». Работы художника напоминают в этот период произведения Федора Достоевского, проникнутые иронией и состраданием одновременно.
В конце 19 века начался второй этап творчества Васнецова, логично связанный с интересом общества к «преданьям старины глубокой». Особенности творчества состояли в сочетании исторических фактов и фольклорных мотивов. Художник писал невероятно волнующие полотна, затрагивающие душу любого русского человека.
Картина Виктора Васнецова «Три богатыря»
К этому периоду относятся произведения «Гусляры», «Витязь на распутье», «Алёнушка», «Иван-Царевич на Сером Волке», «Три богатыря». Последняя, на которой стоят на страже границ земли русской Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович, пожалуй, визитная карточка Васнецова.
«Эпический» период живописца стал, по мнению ценителей-современников, ярким примером «нового русского стиля». Новаторство привнес Васнецов и в сценографию, создав эскизы костюмов и декораций для оперы «Снегурочка» Римского-Корсакова. Чего стоит только декорация, которая должна изображать палаты царя Берендея.
Декорация Виктора Васнецова «Палаты царя Берендея» к опере «Снегурочка»
Помимо «Снегурочки», художник приложил руку к театральному оформлению драмы Шпажинского «Чародейка» и оперы Даргомыжского «Русалка». Подводный пейзаж в «Русалке» и поныне изображают, основываясь на созданных Васнецовым декорациях.
Благодаря таланту Васнецова посетители Исторического музея в Москве до сих пор любуются живописным фризом «Каменный век». Коллеги дали этой работе мастера, выполненной в 1883-1885 годах, высокую оценку.
Картина Виктора Васнецова «Аленушка»
Вскоре Васнецов увлекся религиозной темой. Его кистью выполнена роспись в петербургском храме Спас-На-Крови. Он прорабатывал стенную живопись для Храма Рождества Иоанна Предтечи на Пресне, в соавторстве с другими живописцами создавал интерьер храма-памятника Александра Невского в Софии.
Много сил и десять лет жизни потребовалось живописцу на роспись Владимирского собора в Киеве. С 1880 по 1890 годы Васнецов с помощниками расписал почти 3000 квадратных метров стен собора. Строгость византийских канонов художнику удалось смягчить лирическим, поэтичным началом, сказочными мотивами.
Картина Виктора Васнецова «Иван-царевич на Сером волке»
Собственное видение мира привнес Васнецов в архитектуру. «Русский стиль» для него означал не подражание старинным мотивам, а разумное заимствование особых свойств зодчества Древней Руси. С его легкой руки в усадьбе Абрамцево появились церковь Спаса Нерукотворного, выстроенная в соответствии с псковско-новгородской традицией, и сказочная беседка «Избушка на курьих ножках».
Дом для собственной семьи художник тоже спроектировал сам с помощью архитектора Василия Башкирова. Ныне это здание, расположенное по адресу Москва, переулок Васнецова, 13, является домом-музеем живописца.
Дом музей Виктора Васнецова
После первой русской революции 1905 года и Кровавого воскресенья Васнецов, как истинный гений, проникся происходящим. Его убеждения, практически совпавшие в тот период с доктриной ультраконсервативного «Союза русского народа», привели к участию в финансировании и оформлении монархических изданий.
Поздние картины Васнецова наполнены тревогой, предчувствием неизбежных перемен. Тогда на свет появилось полотно «Варяги», на котором пришли на Русь по призванию новгородцев Рюрик, Синеус и Трувор.
Картина Виктора Васнецова «Варяги»
Свершившаяся революция 1917 года положила конец активному участию Васнецова в художественной жизни. Художник перешел на иллюстрации к русским сказкам. Над темами «Спящая царевна», «Царевна-лягушка», «Царевна Несмеяна» мастер работал до последних дней, но, по мнению некоторых критиков, сила образов была уже не та. Зато в этот период живописец создал ряд прекрасных портретов.
Поспешные и бестолковые сборы
Но если природа отказала ему в благоразумии, то с лихвой наделила энергией. Обратившись через печать к широкой общественности, Седов сумел в короткий срок собрать требуемые средства среди добровольных жертвователей. Идея была настолько захватывающей, что даже государь сделал частный взнос в десять тысяч рублей, что составило двадцать процентов от требуемой суммы.
На собранные деньги была куплена старая парусно-паровая шхуна «Святой великомученик Фока», которую пришлось ремонтировать и приводить в надлежащий вид. Спешка – плохой помощник, и с самого начала это сказалось на подготовке экспедиции. Не удалось не только собрать профессиональный экипаж моряков, но не смогли даже найти настоящих ездовых собак и уже в Архангельске ловили на улицах бездомных дворняг. Выручило то, что в последний момент прислали их из Тобольска. Купцы, пользуясь случаем, подсунули самые негодные продукты, большинство из которых пришлось выбросить. В довершение всех бед выяснилось, что грузоподъёмность судна не позволяет взять на борт все запасы провианта, часть которого так и осталась на причале.
Очень краткая биография (в двух словах)
Родился 23 августа 1880 года в Вятской губернии в городке Слободской. Фамилия при рождении — Гриневский. Отец — Степан Евсеевич (Стефан Евзибиевич) Гриневский (1843—1914). Мать — Анна Степановна Лепкова (1857—1895), медсестра. В 1896 году окончил Вятское городское училище. В 1903 году отсидел в тюрьме Севастополя больше года за революционную деятельность. В 1908 году женился на Вере Абрамовой. В 1913 году они развелись. В 1921 году женился на Нине Мироновой. Детей у писателя не было. Умер 8 июля 1932 года в возрасте 51 года в городе Старый Крым. Похоронен на городском кладбище Старого Крыма. Основные произведения: «Алые паруса», «Бегущая по волнам», «Крысолов», «Блистающий мир», «Корабли в Лиссе», «Словоохотливый домовой» и другие. Биографии других писателей и поэтов
Становление
Васнецов вряд ли состоялся бы как художник со столь яркой манерой письма, с его уклоном в мифологию (религиозную и сказочную) без влияния свой семьи. В частности – отца, приходского священника. Мало того – и сам будущий живописец, родившийся 15 мая 1848 года, учился сначала в духовном училище, а потом и в семинарии в г. Вятка. Уже там молодого семинариста стали привлекать к работе в иконописной мастерской, после того, как заметили его интерес к подобного рода творчеству. Но этот же интерес побудил молодого студента-богослова к более углублённому изучению предмета – и Виктор, оставив семинарию (что вызвало неудовольствие отца) отправляется в Петербург, для сдачи вступительных испытаний в Художественную императорскую академию. Именно там, в классе И. Крамского, он знакомится с И. Репиным, который стал его другом на всю жизнь, и вырабатывает в себе видение истории России как Святой Руси, с её тесной связью с Православием.
Средств на полноценное обучение у Виктора не было, поэтому за те 8 лет учения в Академии, что он там числился, у него случались долгие периоды того, что сейчас бы назвали «академотпуском». Но способного студента не отчисляли: изыскав средства, он возвращался под стены своей художественной Альма матер. Пока в 1876 году не уехал в Париж – продолжать образование там. И набраться новых европейских веяний. А по возвращению в Россию Васнецов примыкает к Товариществу передвижников – самой прогрессивной художественной школе того времени.
Остросоциальная направленность работ большинства членов Товарищества не обошла стороной и Виктора. В этот период им были написаны знаковые для того времени вещи. «С квартиры на квартиру» — в ней ярко показана бьющая по нервам безысходность переселения с квартиры на квартиру (притом явно в более дешёвую) пожилой супружеской четы, где всего скарба – узел с вещами. И более нейтральная, похожая по стилю на бытовую зарисовку, «Книжная лавочка» и чисто жанровый «Преферанс» с его поистине рембрандтовским вечерним освещением ломберного столика и игроков.
Но в этот же период художник усиленно работает над эскизами своих будущих знаковых работ, связанными с русскими былинами и с русской историей. Во многом интерес с этим направлением живописи был инициирован галеристом Третьяковым, с которым Виктор тесно сотрудничал с самого начала знакомства с этим выдающимся меценатом. Поэтому не удивительно, что первые главные вещи в своём творчестве –
- Витязь на распутье;
- Алёнушка;
- Царь Иван Васильевич Грозный;
в конечном итоге были приобретены Третьяковым и составили золотой фонд русской живописи рубежа 19-го и 20-го веков.
Свадьба
В 1909 году Седов познакомился с будущей женой — Верой Валерьяновной Май-Маевской (племянницей генерала В. З. Май-Маевского). В июле 1910 года венчался с ней в Адмиралтейском соборе Санкт-Петербурга, расположенном в здании Главного Адмиралтейства. В этом же здании находилось и Главное Гидрографическое управление, где служил Седов. Он являлся, как и все служащие Главного гидрографического управления, прихожанином Адмиралтейского собора.
Посажённым отцом жениха на свадьбе был Ф. К. Дриженко.
Своей женитьбой, как считал Седов, он максимально приблизился к «высшему свету». По некоторым данным, в 1908 или 1909 году он обзавёлся имением в Полтавской губернии. При этом Седову постоянно казалось, что его недооценивают и всячески обходят по службе:
Несколько раз Седов порывался оставить службу, но Ф. К. Дриженко всякий раз терпеливо его отговаривал от этого, однако даже он не всегда мог удерживать Седова в разумных рамках. Претензии и самомнение Седова были крайне высоки.
Болезненное самолюбие, требующее удовлетворения
Биографы путешественника расходятся во мнении насчет того, в этот период в нём начала с особой отчётливостью проявляться черта, послужившая впоследствии одной из причин его трагической гибели. Поднявшись из самых социальных низов общества и оказавшись среди столичной аристократии, Седов постоянно был склонен видеть в отношении к себе со стороны окружающих некоторое пренебрежение как к выскочке и человеку не их круга. Были ли к тому реальные предпосылки, или подобное суждение явилось плодом больного самолюбия – сказать трудно, но все, кто его знал лично, отмечали в его характере излишнюю ранимость и амбициозность. Говорили, что ради самоутверждения он способен был на самые необдуманные действия, которых было немало.
Экспедиция Георгия Седова к Северному полюсу стала одним из звеньев этой цепи. Работы по её подготовке начались в 1912 году. К тому времени уже два американца объявили о покорении полюса, и Седов не мог претендовать на лавры первооткрывателя, но такое путешествие, совершённое именно в этот год, он счёл для себя необходимым. Дело в том, что в 1913 году должны были состояться торжества, связанные с трёхсотлетием Дома Романовых, и российский флаг на крайней северной точке земного шара мог явиться прекрасным подарком государю, а сам путешественник заработал бы непререкаемый авторитет и славу.
Семья и личная жизнь Николая
Любовные истории Никаса – настоящая радость для желтой прессы. Мастер не скрывает своих романов, с удовольствием рассказывает о пассиях – нынешних и прошлых. Отношения с Татьяной Васильевой в свое время обсуждала вся страна, оба и сейчас нередко вспоминают о любовной связи, дополняя историю новыми подробностями.
Официальных браков у известного сердцееда было два. Первой супругой молодого человека стала югославская гражданка по имени Драгана, в 1984 году они расписались в ЗАГСе Москвы и отбыли на родину девушки. Но спустя 3 недели Никас сбежал от жены.
Второй раз художник пошел под венец с итальянкой Франческой, которая родила ему сына Стефано. Официально отношения продолжались 13 лет, но фактически супруги расстались, когда мальчику было 4 месяца. Сафронов уехал из Италии, где они жили, сына долгие годы не видел, хотя постоянно поддерживал материально.
Бывшая жена с сыном переселились в Лондон, художник увидел парня, когда приезжал в британскую столицу по делам. С тех пор отношения со Стефано наладились.
Внебрачные дети
Бурная личная жизнь и постоянные перемещения по миру привели к тому, что у художника оказались дети в разных уголках планеты. Недавно, задумавшись о том, кому оставить свое немалое состояние, Сафронов решил собрать всех отпрысков, предварительно проведя тест на отцовство. На сегодняшний день подтвержденные внебрачные дети:
- Дмитрий Цыбульский, 1985 – родился в Вильнюсе, живет в Таллинне;
- Лука Затравкин, 1990 – москвич;
- Александр Филимоненко – москвич;
- Ландин Сороко, 1999 – Австралия.
Убедившись в отцовстве, Никас принял всех сыновей, но готов и дальше искать своих отпрысков. Художник говорит, что много занимается благотворительностью, почему бы не помочь и своим детям.
Гражданская жена
Подруга мастера моложе своего избранника на 40 лет, ее зовут Мария. Никас представил девушку как свою гражданскую жену. Маша – личность непубличная, занимается работой с глухими. Огромная разница в возрасте Сафронова не беспокоит, узами нового брака он себя пока связывать не собирается.
Биография художника Александра Бенуа
Художник Александр Николаевич Бенуа родился в 1870 году, в Петербурге, в семье известного архитектора Николая Леонтьевича Бенуа. В семье будущего художника просто почитали искусство, однако родители настояли на том, чтобы сын поступил в Петербургский университет и получил профессию юриста.
Во время обучения в университете Александр Николаевич самостоятельно изучал историю искусств, занимался рисованием, освоил акварельную живопись. История умалчивает о том, каким юристом был Бенуа. В 1894 году (в год окончания университета Александром) вышел третий том «Истории живописи в XIX веке» Р. Мутера. В этот том вошла глава о русском искусстве, автором которой был Александр Бенуа.
И о Александре Николаевиче сразу заговорили, как о талантливейшем искусствоведе, который просто перевернул устоявшиеся представления о развитии русского искусства.
В 1897 году, после поездок во Францию, Александр Бенуа представил публике первую серию своих акварелей под общей темой «Последние прогулки Людовика XIV». Публика была в полном восторге, а критики заговорили о появлении нового талантливого самобытного художника.
Прогулка короля
Купальня маркизы
Фантазия на Версальскую тему
Представление султанше
Людовик XIV кормит рыб
Король прогуливается в любую погоду
Прогулка короля
Прогулка короля
В 1893 году Бенуа пишет серию акварельных пейзажей окрестностей Петербурга. Нужно сказать, что его пейзажи – это скорее дань истории, чем природе. Художника в большей мере увлекают исторические персоны, архитектура, костюм. А природа служит лишь великолепной декорацией изображенных живописцем событий.
Ораниенбаум
Аллея
Картины Петербурга
Парад при Павле I
Карнавал на Фонтанке
Ораниенбаум. Японский сад
Китайский павильон. Ревнивец
С 1897 по 1898 годы Бенуа пишет серию акварельных картин о Версальских парках. И снова критики говорят не о великолепии природы, а о явно воссозданном духе ушедших времен, атмосфере красивого великолепного былого.
Водный партер в Версале
Пруд в Версале
Фонтаны Версаля
Версаль
Версаль под дождём
Версаль. У Курция
Каштаны весной. Версаль
Следующей большой темой в творчестве художника становится Петергоф, Ораниенбаум и Павловское. И снова величие архитектуры, фонтаны, парки и история.
Беседка в парке. Павловск
Петергоф
Петергоф
Большой дворец. Петергоф
В конце девятнадцатого века Александр Бенуа создает объединение «Мир искусства» в котором становится основным теоретиком и вдохновителем, много пишет, выступает в печати и становится автором еженедельных «Художественных писем» в газете «Речь».
Не забывает Бенуа и о истории искусства – в 1901 и 1902 годах на свет появляется широко известная книга «Русская живопись в XIX веке». Издатель Бенуа начинает публиковать серии «Русская школа живописи» и «История живописи всех времен и народов». Выпуск этих серий прекращается, по вполне понятным причинам, в 1917 году.
Был ещё журнал «Художественные сокровища России» и великолепный «Путеводитель по картинной галерее Эрмитажа». И всё это было сделано при самом активном и непосредственном участии (и под руководством) Александра Николаевича Бенуа.
А ещё было увлечение книжной графикой и создание иллюстраций для целого ряда произведениям А.С. Пушкина. И труды великолепного театрально художника Бенуа. Он создавал эскизы костюмов и декораций к театральным спектаклям, балетам и операм. Я не буду утомлять вас перечислением всего сделанного на этом поприще – иному художнику только театрального творчества хватило бы на всю жизнь с избытком. Чего стоит одно участие в управлении театром МХТ совместно с К.С. Станиславским и В.И. Немировичем-Данченко!
Иллюстрация к поэме А.С. Пушкина «Медный всадник»
Декорация к трагедии А.С. Пушкина «Пир во время чумы»
Эскиз декорации к «Соловью» Стравинского
Итальянская комедия
Итальянская комедия
Революция 1917 года железной рукой перечеркнула огромное количество проектов и начинаний Александра Николаевича Бенуа и он занялся работой в самых различных организациях, которые пытались сохранить памятники старины и искусства.
С 1918 года Бенуа заведовал картинной галереей Эрмитажа, разработал новый план общей экспозиции музея, который был замечен и отмечен ещё оставшимися в России любителями живописи.
С 1926 года художник живет и работает в Париже. Он уже практически не пишет картин – его просто съедает тоска по Родине. Эскизы костюмов и декораций для театра Дягилева, участие в создании театральных постановок…
И мемуары. Просто ценнейшие воспоминания и размышления о людях, событиях, искусстве.
Умер художник в феврале 1960 года. Похоронен в Париже.
Наследие Седова
Несколько членов экспедиции умерло от цинги, но «Михаил Суворин» все же смог вернуться на материк, хотя из-за нехватки топлива он добрался до него в полуразрушенном состоянии. В паровой машине пришлось сжигать не только мебель, но и палубные надстройки с переборками.
Критики Седова считают неправильным, когда его поход почтительно и даже восторженно называют «Первой русской экспедицией к Северному полюсу». От Архангельска до Северного полюса около 2 000 километров, а исследователь с жертвами и потерями не прошел и 200 километров.
И все же Седов, трагически погибший из-за недостатка опыта в организации подобных экспедиций, по духу был настоящим первооткрывателем. Это легко понять, просто глядя на карту русского севера. Его имя увековечено в названиях группы островов в составе архипелага Северная Земля в Карском море, острова в Баренцевом море, мыса и ледника на Земле Франца-Иосифа, двух заливов и пика на Новой Земле и мыса в Антарктиде.
Интересные факты
- В юности Грин был отчаянным бунтарем. Отношения с царской властью у него были очень сложными. С конца 1916 г. он скрывался от преследования в Финляндии. В Россию он вернулся только после Февральской революции.
- Став известным писателем, Грин избавился от нужды. Но деньги у него в руках не задерживались. Писатель был поклонником карточных игр и ночных кутежей.
- В мае 1932 г. на имя супруги писателя, Н. Грин, поступил перевод от Союза писателей. Странность заключалась в том, что он был послан на имя “вдовы”, хотя Александр Степанович был еще жив. По некоторым данным, это произошло на фоне озорства писателя. За несколько дней до этого, он отправил телеграмму со словами “Грин умер вышлите двести похороны”.
- Жена писателя, Нина, была его музой. Именно она стала прототипом Ассоль из “Алых парусов”.
- В честь писателя была названа малая планета. В Риге есть улица Александра Грина. Но названа она была в честь полного тезки Александра Степановича, который тоже был писателем.
Это интересно: У храпящих людей меньше серого вещества мозга
Произведения Васнецова в книжной графике
Кроме того, художник работал и над созданием книжных иллюстраций. В начале двадцатого века была издана книга И. К. Линдемана под названием «Русские пословицы и поговорки в рисунках Виктора Михайловича Васнецова».
Можно сказать, что годы жизни Васнецова были наполнены плодотворной работой и желанием проявить себя в разных сферах и жанрах. Художнику удалось показать зрителю современный взгляд на древнерусское искусство и фольклор. В своих работах он стремился превратить героев из сказочных персонажей в реалистичных героев, со своими чувствами и переживаниями. Без слов, лишь при помощи кистей и красок, ему удалось передать все переживания сидящей на берегу Аленушки, в работе «Витязь на распутье» передать давящую тяжесть выбора в позе витязя, даже не показав зрителю его лица.
Биография Васнецова являет нам пример не только успешного художника, но и счастливого семьянина, для которого главным источником вдохновения были его родные и близкие, словно ломая стереотип о живописце как о богемном человеке, отличающемся непостоянством и не созданном для семейной жизни. Кажется, что всю жизнь художник делал то, чего от него не ждали: стал художником, несмотря на уготованный ему путь священника; невзирая на реалистическую манеру, создавал произведения на основе былинных сюжетов; был примерным отцом и семьянином, успешно сочетая семейную жизнь с творчеством. Виктора Васнецова с уверенностью можно назвать художником, талантливым во всем.
Детские и юные годы
Александр Степанович Грин родился 11 (23) августа 1880 г., в г. Слободской Вятской губернии. Его отец, С. Гриневский, польский шляхтич, был участником Январского восстания, за что его сослали в Томскую губернию.
Читать будущий писатель выучился в шестилетнем возрасте. С самого детства он “болел” морем и мечтал стать матросом. Несколько раз маленький Саша предпринимал попытки бежать из дома.
Домашнее воспитание будущего литератора последовательным не было. Беспричинные ласки резко сменялись строгими наказаниями. Иногда ребенок оказывался предоставлен самому себе.
В 1889 г. Саша поступил в подготовительный класс местного реального училища. Там и “родилось” прозвище “Грин”, ставшее впоследствии его литературным псевдонимом.
Биография Гоголя
Учился Александр скверно и, по воспоминаниям современников, был “отпетым хулиганом”.
Когда юноше исполнилось пятнадцать лет, его мать скончалась от туберкулеза. Женившись второй раз, отец отдалился от сына, и юный Грин был вынужден начать самостоятельную жизнь.
Смерть
Георгий Седов встретил последние часы жизни, штурмуя Северный полюс. 2 февраля 1914 года он вышел в его направлении с собачьей упряжкой и двумя сопровождающими. Ослабленный цингой, Седов чувствовал ухудшение состояния здоровья, но не сдавался. В планах исследователя к преодолению значились 2 тыс. км. Из них удалось пройти только 200 км.
По официальной версии, причиной смерти ученого стала цинга. Историки сомневаются в том, что стало с телом Седова. По одному из предположений, его похоронили во льдах, отметив могилу крестом, сложенным из лыж. По второму, труп командира был скормлен голодным собакам, чтобы те не обессилили и доставили матросов обратно к судну.