Конашевич, владимир михайлович

КОНАШЕВИЧ Владимир Михайлович(KONASHEVYCH Vladimir Mikhailovich)

  , российский график, иллюстратор. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1945). Участник выставок с 1915 года; член-экспонент объединения «Мир искусства» (1922-1924). Из семьи банковского служащего. Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества у К.А. Коровина, С.В. Малютина и Л.О. Пастернака (1908-1913). Жил в Петербурге – Ленинграде (с 1915, с перерывами) и Павловске (до 1942). Работал в области станковой (автор литографической серии, посвященной Павловску, 1920-е годы) и книжной графики в технике акварели, перового и тонового рисунка; исполнял экслибрисы и издательские марки. Занимался реставрационными работами и работами в области декоративного искусства (конец 1910-х). Руководил художественной мастерской в Школе народного искусства (1916-1919); преподавал во ХУТЕМАсе-ВХУТЕИНе (1921-1930) и Институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина (1944-1948). Служил помощником хранителя Павловского дворца-музея (1918-1926). Рисовал для детских журналов «Чиж», «Еж», «Северное сияние», «Весёлые картинки», «Мурзилка» и журналов «Природы и люди», «В мастерской природы». Сотрудничал с издательствами З.И. Гржебина, «Товарищество Р. Голике и А. Вильборг», «Аквилон», ГИЗ, Academia, «Радуга» и др. Принимал участие в издании «Народной библиотеки». Получил известность как выдающийся художник детской книги. Во многом продолжая традиции «Мира искусства», К. создал свой собственный оформительский стиль, отличающийся яркой декоративностью, выразительностью колорита и каллиграфической точностью рисунка. Среди его ранних работ: «Азбука в рисунках» Конашевича В.М. и «Розовая азбука» Е.Е. Соловьевой (обе – изд. 1918), «Кот в сапогах», «Мальчик с пальчик» и «Красная шапочка» Ш. Перро и «Сказка о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина (все – изд. 1922) и др. Наиболее ярко талант К. как создателя детской книжки-картинки проявился в иллюстрировании детских стихов, песенок, сказок С.Я. Маршака «Дом, который построил Джек», «Пожар» (обе – 1923) и К.И. Чуковского «Мухина свадьба» («Муха-цекотуха», изд. 1923/1924), «Чудо-дерево» (изд. 1926), и др. В 1936 году за иллюстрации к сборнику «Сказки» К.И. Чуковского (изд. 1935) вместе с В.В. Лебедевым, автором иллюстраций к книге С.Я. Маршака «Сказки, песни, загадки» (изд. 1935), стал объектом травли в газете «Правда» (статья «О художниках-пачкунах» от 1 марта) и надолго отошёл от детской книги. Новый успех пришел к художнику лишь в середине 1950-х – начале 1960-х годов. Книги с его иллюстрациями – «Дедушка Рох» (изд. 1958), «Старик-годовик» (изд. 1959) В.И.Даля, «Муха-Цокотуха» (изд. 1960) К.И.Чуковского, «Сказки» (изд. 1961) А.С.Пушкина – получали дипломы Всесоюзных конкурсов как лучшие по художественному оформлению и полиграфическому исполнению издания. Вершиной творчества художника стали сборники английских народных песенок в переводе С.Я. Маршака «Плывет, плывет кораблик (изд. 1956; серебряная медаль на Международной выставке искусства книги в Лейпциге, 1959) и «Сюзон и мотылек: Французские народные песенки» (изд. 1959), в иллюстрациях для которых народность образов сочеталась с блестящей импровизацией и увлекательным, красочным рассказом в духе рококо. Последней работой К. в области детской книги стало иллюстрирование всех сказок А.С. Пушкина (1961-1962; книга вышла в свет после смерти художника). Иллюстрировал также произведения отечественной («Стихотворения» А.А. Фета, 1922; «Первая любовь» И.С. Тургенева, 1923; «Сирень цветет» М.М. Зощенко, 1930; стихи и поэмы М.Ю. Лермонтова, 1937; и многие др.) и зарубежной («Манон Леско» А.Ф. Прево, 1931; золотая медаль Всемирной вставки в Париже, 1937) литературы. Известен как автор пейзажей, натюрмортов и портретов.

Соч.: О себе и своем деле. Воспоминания. Статьи. Письма. М., 1968. Лит.: Голлербах Э. Графика В.М.Конашевича // Красная Нива. 1926. № 33; Симонович-Ефимова Н.Я. Графический язык детских книжек-картинок // Новые детские книги. Сб. 4. М., 1926; Холодовская М. Иллюстрации Конашевича к сказкам Чуковского // Детская литература. 1936. № 8; Витинг Н. Иллюстрации В.М.Конашевича в детской книге // Детская литература. 1938. № 2; Ганкина Э.З. Русские художники детской книги. М., 1963; Молок Ю. Владимир Михайлович Конашевич. Л., 1969; Герчук Ю. Конашевич в жизни и в искусстве // Детская литература. 1969. № 7; Громова Л. Пушкинские сказки в иллюстрациях Конашевича // Детская литература. 1974. № 2; Владимир Михайлович Конашевич. 1888 – 1962. Станковая и книжная графика. Каталог СПб., 1994.

Литература

  • Parygin, A., Vladimir Konaševič // Allgemeines Künstlerlexikon Die Bildenden Künstler. — Walter de Gruyter. — Band 81 — 2013 (на нем. яз).
  • Владимир Конашевич. О себе и своём деле. — М., 1968.
  • Выставка произведений ленинградских художников 1960 года в ЛОСХ: Каталог. — Л.: Художник РСФСР, 1963. — С.31.
  • Выставка произведений ленинградских художников. 1947 год. Живопись. Скульптура. Графика. Театрально-декорационная живопись: Каталог. — Л.: ЛССХ, 1948.
  • Бойков В. Изобразительное искусство Ленинграда. Заметки о выставке ленинградских художников // Ленинградская правда. — 1947. — 29 ноября.
  • Молок Ю. В. М. Конашевич. — Л., 1969.
  • Сеславинский М. В., Тараканова О. Л. Книги для гурманов: Библиофильские издания конца ХIX — начала XX века: альбом. — М.: Белый город, 2010. — 310 с. — ISBN 978-5-7793-1696-5.
  • Лебедева И. В. Общество живописцев. К истории художественной живописи Ленинграда 1920-х годов // Советское искусствознание. Вып. 24. — сб. статей. — М.: Советский художник, 1988. — С. 348—361. — 450 с.
  • Конашевич Владимир. Воспоминания; Материалы к биографии художника. — Псков: Красный пароход, 2019.

Книжная графика

Первым опытом работы в книжной графике В. М. Конашевича стала «Азбука в рисунках» (1918). В нее вошло 36 карандашных рисунков, расцвеченных акварелью, — изображений людей, животных, растений, предметов. Художник выполнил также титульный лист, обложку и завершающую сюжетную виньетку: венок из роз, где цветы переплетены с буквами. Издание во многом ещё традиционно, исполнено в духе дореволюционной графики, но отличается, скажем, от «Азбуки» А. Н. Бенуа тем, что Конашевич трактует мир более широко, не ограничивая его рамками детской комнаты. Предмет на рисунке в книге для детей следует показывать полностью, чтобы «все его части были видны», «композиция должна быть проста и непосредственно вытекать из самого действия, заключённого в тексте. Только этим будет достигнута необходимая ясность. Ребёнок с первого взгляда должен “понимать” картинку, то есть уяснить себе изображённое на ней событие». По убеждению Конашевича, перспективные искажения в детском рисунке недопустимы, а цвет должен быть локальным, без светотени.

Все акварели, в том числе иллюстрированные обложка и титульный лист, были воспроизведены сочной хромолитографией на плотной белой бумаге хорошего качества. Часть тиража была сброшюрована и заключена в издательскую обложку (иллюстрации отпечатаны на 18 листах с обеих сторон), а часть вышла отдельными листами в мягкой издательской папке.

В этом же году В. М. Конашевич оформил еще одну азбуку — «Розовую азбуку» Е. Е. Соловьёвой. Книга была предназначена для детей, уже знакомых с буквами — может быть, как раз по первой «Азбуке» Конашевича. Отдельные слова в начале книги сменялись затем короткими текстами, постепенно усложняющимися к концу книги. Объяснялось читателям и различие старой и новой орфографий: составитель перечислила буквы, удалённые из алфавита, и привела несколько текстов, для сравнения напечатав их как по старой, так и по новой орфографии.

Иллюстрации Конашевича — это 36 вкраплённых в текст рисунков животных и растений, сельских пейзажей и полевых работ, школьных будней и детских игр. Встречаются рисунки и к пословицам, поговоркам, присказкам — например, изображение «сорокиворовки» с птенцами и горшком каши. При создании этого варианта азбуки художник также «применил очень удачно мягкую, приятную манеру карандашного рисунка», а первые пятнадцать страниц текста были искусно написаны им от руки. Обложка «Розовой азбуки» создана Конашевичем, безусловно, под влиянием его предыдущей азбуки: рисованный шрифт и композиция практически повторяются. Разница только в рисунке сюжетной виньетки: в «Розовой азбуке» это букет цветов в корзине, заполненной буквами.

Среди других книг, оформленных В. М. Конашевичем можно отметить сборник стихотворений А. А. Фета (1922), составленный им самим; всего им было отобрано двадцать шесть стихотворений, к пятнадцати из которых он сделал рисунки. Тематика иллюстраций разнообразна: это стилизованные орнаментальные композиции и причудливые арабески (перо), пейзажные мотивы и женский образ (кисть). Чередуя графические техники, художник как бы вторит стихам Фета: «Как трудно повторять живую красоту Твоих воздушных очертаний! Где силы у меня схватить их на лету Средь непрестанных колебаний?»

Конашевич оформил и близкую фетовским стихам по рисунку и лирическому настроению поэму И. С. Тургенева «Помещик» (1922), в которой последний изобразил праздную жизнь провинциального дворянства.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Енот на Волге
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: