Как и где искать?
Сайт «Подвиг народа» — это самая полная и актуальная база данных по участникам Великой Отечественной Войны — есть информация практически обо всех воинах. На первом этапе оцифровки с 2010 по 2015 года было внесено 30 миллионов записей по награждению орденами и медалями «За отвагу» и «За боевые заслуги», а также информация по 22 миллионам орденов Отечественной войны I и II степени к 40-летию Победы, а также 200 тысяч архивных дел общим объемом 100 миллионов листов!
Такая огромная работа была проделана ради главной цели проекта:
Далее вы более подробно можете узнать о возможностях сайта.
Есть 3 главных вариантов поиска:
- Поиск людей и их наград
- Поиск указов и приказов о награждение
- Поиск данных по месту и времени
Чтобы найти человека используйте первый вариант поиска, для этого откройте сайт и перейдите на вкладку «Люди и награждения» и введите фамилию и имя человека, награды которого нужно найти.
Для поиска указов и данных по месту проведения военных действий, советуем использовать другой сайт — «Память народа» о котором будет рассказано ниже. Если вы хотите произвести поиск по номеру награды, то этого не получится сделать, т.к. в документах по награждению номера наград не указаны.
Если информация о судьбе человека не известна, то сайт «Подвиг народа» вам не подойдет, т.к. он не содержит данные о погибших или без вести пропавших. Такую информацию следует искать на сайте www.obd-memorial.ru пробуя различные написания фамилий и имен т.к. в документах военного времени могли содержаться ошибки в ФИО или дате рождения.
Напомним, что инициатором данного проекта является Департамент развития информационных и телекоммуникационных технологий Министерства обороны Российской Федерации, а техническая поддержка осуществляется компанией «ЭЛАР». Спасибо им за этот сайт!
Информация берется из двух фондов: Центрального Архива Министерства Обороны РФ (ЦА МО) и Центрального военно-морского архива Министерства обороны РФ (ЦВМА).
Семейная генетика: отвага и верность
Вам будет интересно:Как находить объем шара: основные формулы и пример их использования
С историей рода у Алексея Григорьевича Орлова все в полном порядке. Науки генетики в то время не было, но законы наследственности работали как положено: знаменитая орловская отвага передавалась из поколения в поколение без какого-либо снижения качества.
Один дед Иван Иванович чего стоил. Будучи московским стрелецким подполковником, активно участвовал в том самом одноименном бунте, после которого тысячи голов слетели с плеч. Голова Ивана Орлова уцелела. Сам Петр Первый помиловал его за удаль, когда тот перед казнью отодвинул государя от плахи: «Ну-ка, подвинься, Петр Алексеевич, это мое место, не твое».
Вам будет интересно:Программа психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в рамках внедрения ФГОС
Отец Григорий Иванович Орлов тоже проявил себя вполне геройски на военной службе и в турецком, и в шведском походах. Он имел персональные награды от императора, дослужился до чина генерал-майора и выполнял уже политические сложные поручения. К примеру, разбирался с коррупционными схемами в Вятской провинции, чтобы представить перед судом тамошнего воеводу за взятки. В итоге Григорий Иванович был назначен новгородским губернатором в чине действительного статского советника. Отличное завершение карьеры, можно только позавидовать.
Канал ДНЕВНИК ПРОГРАММИСТА
Жизнь программиста и интересные обзоры всего. Подпишись, чтобы не пропустить новые видео.
Пятеро сыновей, Иван, Григорий, Алексей, Федор и Владимир, были совершенно разными и внешне, и по характеру. Судьбы их также не были похожими. Самым известным и заслуженным стал средний сын Алексей. Он с самого начала был лидером в этой пятерке.
Память народа
Позже был открыт более современный сайт https://pamyat-naroda.ru/ «Память народа» с документами Второй мировой войны, который имеет более приятный дизайн и самое главное — больше информации, карт и исторических данных.
С помощью портала «Память Народа» стало еще проще восстановить боевой путь своего деда, найти документы о ранениях и наградах.
На странице https://pamyat-naroda.ru/ops/ вы можете ознакомиться с планами 226 операций с подробными схемами на карте. Каждая страница об операции содержит фамилии командующих и номера воинских частей, а также описание результата операции.
Рисунок 1 — Современная карта боевых операций во время ВОВ.
На странице https://pamyat-naroda.ru/memorial/ вы можете найти воинские захоронения в своем городе. Достаточно ввести название города и нажать кнопку «Найти». Всего содержится информация о 30588 захоронений по всему миру, кроме США.
Рисунок 2 — Воинские захоронения с указанием имен и фамилий.
Страница о захоронении содержит информацию о его состоянии (хорошее, плохое, отличное), вид захоронения, количество могил, количество известных и не известных захороненных. Также на странице доступен список захороненных с именами и датами рождения и смерти.
Запасаемся носовыми платками: о княжне Таракановой
При жизни Алексея Григорьевича фильма «Царская охота» еще не видели. Но все равно княжну Тараканову ему не простили.
Знаменитая картина Флавицкого, на которой изображена бедная красавица с крысой на постели во время потопа в Петропавловской крепости, была написана почти через сто лет после реальных событий. Но она подбавила солидную порцию закрепителя в смесь презрения и ненависти к Орлову как к исполнителю императорского поручения. Через 80 лет вышла нашумевшая душещипательная драма с очаровательной Анной Самохиной в роли несчастной слабой девушки, обманутой графом самым подлым образом. Сложился окончательный образ «величайшего из мерзавцев на земле».
Остановить претензии к трону со стороны новой международной авантюристки – вот как выглядело частное и чрезвычайно деликатное поручение Екатерины. Все произошло через четыре года после битвы при Чесме. Алексей Григорьевич давно был уже при всех регалиях и обзавелся личным авторитетом.
Русско-турецкая война Алексея Орлова: идеология
Об этих деталях мало кто знает. А они характеризуют Алексея Григорьевича как международного стратега намного полнее и достовернее, чем международная коллизия с княжной Таракановой.
Возможно, что именно граф Алексей Орлов положил начало практике благородной миссии в качестве аргумента для начала военных действий. Уже никогда не удастся узнать, был ли он искренним в своей новой «греческой» идеологии. Или красивый кейс с восстановлением античной культуры (заодно и египетской) был специально придуман для прикрытия простой и ясной имперской цели – выходу России к Черному морю. Одно ясно: Алексей Григорьевич вписал яркую и нестандартную страницу в российскую военную историю. Вот как было дело.
Предыстория и многоплановые политические интриги на международной площадке были длинными. Война началась в 1768 году, когда Россия вторглась в пределы Блистательной Порты. Но здесь интересен лишь «орловский» эпизод войны, который произошел в Средиземном море в Италии.
Восстановление Греции и освобождение Египта от мусульманского турецкого ига – вот главная идея плана военной операции в рамках первой экспедиции графа в Средиземное море. Для Турции появление русского флота с этой стороны было в высшей степени неожиданным. Ключевым аргументом было настроение греков и турецких славян, которые были очень недовольны османским правлением. Послать военную эскадру, чьи действия поддерживались бы местными восстаниями греков и других недовольных – вот что нужно было сделать немедленно с учетом сложившейся ситуации. Для реализации плана Орлов сам себя же и предложил, с чем Екатерина немедленно согласилась. Миссия включала не просто командование флотом. Задача была намного сложнее: поднять христианские Балканы против турецкого диктата и оттянуть их силы от черноморского побережья.
Биография
Александр Орловский родился в небогатой шляхетской семье. Княгиня Изабелла Чарторыйская, случайно заметив в будущем художнике склонность к рисованию, отдала его в ученье к жившему в Варшаве живописцу Ж. Норблену де ла Гурдену. Движимый патриотизмом и любовью к приключениям, Орловский в 1794 году поступил на службу в польское войско, участвовал в нескольких битвах восстания Костюшко и, будучи ранен в одной из них, вернулся в Варшаву. Здесь он стал вести беспорядочную жизнь и даже пристал к труппе фокусника. Норблен, ценя его артистическое дарование, старался отклонить его от этих похождений и снова принял в свой дом. С той поры Орловский посвятил себя всецело искусству, которое вскоре доставило ему некоторую известность среди варшавян. Затем он провёл целый год в Литве, переезжая с места на место и изучая нравы местного дворянства и народный быт. По возвращении в Варшаву, он нашёл покровителя в лице князя Юзефа Понятовского и вошёл в моду у польской аристократии.
В 1802 году приехал в Санкт-Петербург, где попал в милость к великому князю Константину Павловичу, был поселён при его дворе и своими рисунками и карикатурами составил себе имя в обществе. Дабы ближе познакомиться с Россией, ездил в Москву, Новгород и другие местности империи; путешествовал, кроме того, по Франции, Италии и Германии. В 1809 году за картину «Бивуак казаков» Санкт-Петербургская академия художеств присудила ему звание академика. В 1819 году был причислен к генеральному штабу для сочинения рисунков военных костюмов.
Орловский — талантливый, бойкий, но нестрогий рисовальщик, умевший схватывать характерные черты изображаемых лиц и фигур и придавать им движение, но впадавший при этом зачастую в утрирование. Кроме картин, писанных масляными красками, каковы, например, находящиеся в Эрмитаже «Казак, убивающий тигра», «Коровы на пастбище», «Отдых охотников», «Домашний скот на лугу», «Стадо на пастбище», «Морской вид» и «Кораблекрушение», Орловский произвёл несчётное множество карандашных, акварельных и черченных пером рисунков, рассеянных в альбомах особ царской фамилии и любителей искусства. Многие из этих произведений, изображающих преимущественно казаков, башкир и других всадников, мчащиеся тройки и сцены простонародной жизни, были им самим литографированы.
Орловский упоминается в поэме А. С. Пушкина «Руслан и Людмила»:
Вспомнил Пушкин Орловского также в «Путешествии в Арзрум»:
Кроме того, Орловский упоминается в «Пане Тадеуше» Адама Мицкевича:
Орловский Александр Осипович
Орловский Александр Осипович (1777-1832)
А. О. Орловский родился в обеспеченной польской семье. Отец его содержал корчму в провинциальном городке Седлеце, где мальчика и его первые талантливые рисунки увидела княгиня Изабелла Чарторижская. Покровительствуя незаурядному дарованию, она отправила Орловского (ок. 1793) на обучение в варшавскую мастерскую художника Я.-П. Норблина, бывшего придворным живописцем князей Чарторижских.
Ранний, варшавский период творчества художника отмечен интересом к освободительной войне польского народа, вылившейся в восстание под предводительством Т. Костюшко.
Существуют зарисовки Орловского, запечатлевшие эпизоды этого события («На бивуаке», «Группа солдат Костюшко в лагере», «Битва под Рацлавицами», все 1798, и др.).
В 1802 г. художник приехал в Петербург, где и прожил до конца жизни. Вначале судьба была к нему благосклонна. Покровительство А. Чарторижского, близкого к императору Александру I, способствовало тому, что Орловский оказался на службе у великого князя Константина Павловича.
Уже с 1803 г. он значился в списке «получающих жалованье, порции и прочее содержание по особым Его Императорского Высочества повелениям». В Мраморном дворце, принадлежавшем великому князю, ему была предоставлена квартира из трех комнат с окнами на Неву.
Талантливый рисовальщик, Орловский создал многочисленные карандашные, акварельные, пастельные произведения романтического характера. Недаром А. С. Пушкин посвятил ему строки своего известного стихотворения: Бери свой быстрый карандаш, Рисуй, Орловский, ночь и сечу! Всадники на вздыбленных конях, кораблекрушения и бури на море — таковы сюжеты его композиций того времени.
После создания картины «Бивуак казаков» (1809) его удостоили звания академика «как знаменитого художника, труды которого давно известны Академии». Большое место в творчестве художника занимал портрет. Яркая индивидуальность и выразительность свойственны «Автопортрету в красном плаще» (1809) и «Автопортрету в черкеске» (ок. 1820). Сильный характер и романтический пафос сближали его с поколением русских людей периода наполеоновских войн.
Темпераментной манерой рисунка, оригинальным цветовым решением, достигнутым соединением черного итальянского карандаша с красновато-охристой сангиной, отмечены портреты архитектора Ч. Камерона (1809), композитора М. Клементи (1810), А. М. Ланской (1816). Жанровые акварельные зарисовки, изображавшие типы рабочего люда Петербурга — разносчиков, каменщиков, стекольщиков, составили целую серию, предвосхитившую более поздние произведения И. С. Щедровского и А. Г. Венецианова.
В рисунках и литографиях 1810-х гг. получила отражение зрелищная сторона жизни столицы: «Бега на Неве», «Лихач» и др. Сочувствием к судьбам людей обездоленных проникнуты рисунки «Привал арестантов», «Нищие крестьяне у кареты» (оба 1815) и др. С 1816 г. художник одним из первых в России обратился к технике литографии и выполнил ряд отдельных листов и альбомов-серий, получивших широкое признание у современников («Тетради на тему русского народного быта», 1825-26, и др.). Человек широкого кругозора, прогрессивно настроенный, художник состоял членом масонской ложи «Соединенные друзья», а также ложи «Палестина», запрещенных Александром I и потому строго законспирированных.
Знакомый с представителями театральной и литературной среды Петербурга, он общался с И. А. Крыловым, А. С. Пушкиным, П. А. Вяземским, Д. В. Давыдовым, которые любили и ценили его. И. А. Крылов заказывал художнику иллюстрации для изданий своих басен. Кроме того, Орловский исполнил портрет знаменитого баснописца (1812). Однако после кончины великого князя Константина Павловича Орловский лишился службы, квартиры и средств к существованию. Некоторое время состоял при военно-топографическом депо, но это продолжалось недолго. Подорванное здоровье, отсутствие поддержки привели художника к смерти.
Картины художника
Автопортрет в черкеске. Ок. 1820г
Бега на Неве
Верховой казак, конвоирующий крестьянина
Кораблекрушение
Портрет А. П. Ланского
Портрет великого князя Константина Павловича
Не путаем с Алексеем Григорьевичем Бобринским
Вам будет интересно:Синклит — это… значение слова
В ходе исследований исторических источников о графе обнаружилась коллизия с тезкой героя, с которым его часто путают. Речь об Алексее Григорьевиче Орлове – сыне Екатерины Второй и ее фаворита Григория Орлова. Он родился еще до прихода Екатерины к власти, поэтому был немедленно увезен для проживания в другой семье. Мальчик никогда не носил фамилию Орлов, он был назван графом Бобринским. Ничем примечательным не отличался. К делам и подвигам Алексея Орлова сын Екатерины не имел никакого отношения. Это абсолютно разные люди во всех отношениях.
Если же говорить о незаконном сыне Алексея Орлова, то сведения о рождении Александра Алексеевича Чесменского расплывчатые: в них нет имени матери. Но такой человек был реальной фигурой. Сын Алексея Григорьевича Орлова по праву от отца носил фамилию Чесменский, дослужился до чина генерал-майора и на войнах вел себя вполне геройски. И здесь орловская генетика.
Самые знаменитые картины Василия Сурикова
Картина Сурикова «Утро стрелецкой казни»
После окончания Академии художеств Василий Суриков поселился в Москве и с восторгом гулял по его улочкам, рассматривал дома, храмы, прохожих… Во время одной из таких прогулок вблизи Кремля в его воображении внезапно так отчетливо представилась казнь стрельцов, что этот образ больше уже не мог выйти из его головы. Хотя реальные казни проходили в 1689 году, то есть за два века до этого, Суриков словно бы вместе со стрельцами переживал их. Он так погрузился в изучение истории стрельцов, что каждую ночь ему снились казни, он переживал сильный страх и с облегчением просыпался по утрам.
Сколько могут стоить картины Сурикова. Примеры уходов
Как мы писали выше, Николай II утверждал, что картины Сурикова обязательно должны стать народным достоянием, а не храниться в частных коллекциях. Так и вышло, ведь значительная часть его произведений сегодня рассредоточена во многих крупных музеях, особенно известные масштабные полотна. На аукционах же появляются в основном этюды, эскизы или графика, да и те выставляют редко. Их стоимость отнюдь не маленькая, так как коллекционеры готовы платить за них десятки и сотни тысяч долларов. Например, эскиз жены стрельца к холсту «Утро стрелецкой казни» был продан в 2004 года на торгах Christie`s за 106 тысяч фунтов стерлингов, а этюд казака к холсту «Покорение Сибири Ермаком» ушел за 55 тысяч фунтов стерлингов там же, но уже в 2010 году.
Эскиз жены стрельца к картине «Утро стрелецкой казни». 1880 г.
Кстати, сам Суриков не стеснялся называть высокие цены за свои этюды. Когда однажды к нему пришли И. Грабарь и его знакомый коллекционер, художник называл цену за каждый этюд в районе 5 тысяч рублей. В ответ на просьбу сбавить цену он возразил, что он бы и рад, да имя не позволяет ему это сделать. Как видим, сегодня его этюды тоже в цене.
Изредка уходят и небольшие картины художника. Так, в декабре 2013 года с торгов «Знакъ-Арт» продали сразу две его картины. Первой оказался небольшой портрет размерами 30,5 х 21 повзрослевшей Оли Суриковой, написанный художником в 1897 году. Его приобрели почти за 91 тысячу долларов. Вторая работа представляет собой пейзаж «Крым. Ай-Петри», созданный живописцем в начале XX века. Картина ушла с молотка за 121,2 тыс. долларов. Обе эти работы, а также названный выше эскиз жены стрельца образуют тройку самых дорогих на сегодня картин, проданных на официальных торгах.
В. Суриков. Потрет О.В. Суриковой. 1897 г.
Вообще за период с 1989 по 2021 годы на торги выставляли только 63 работы Сурикова, среди которых живописных работ 37, а остальное — графика. Их средняя стоимость составила почти 30 тысяч долларов. Из них была продана 41 работа, причем большая часть уходов состоялась до 2008 года. За последнее же десятилетие число выставленных картин и вовсе сократилось до десятка, так как коллекционеры не торопятся расставаться с уже купленными шедеврами Сурикова. Нетрудно догадаться, что более крупные работы могут вызвать ажиотаж и будут претендовать на многомиллионные суммы.
Большая любовь Василия Сурикова к русской истории, наблюдательность, талант и трудолюбие сделали свое дело. Именно благодаря их сочетанию художник оставил нам в наследие эпические произведения, которые сегодня украшают лучшие музеи и трепетно хранятся в частных коллекциях.
Чесменская победа и орловская генетика
Полезно напомнить, что 7 июля – День воинской славы России в честь победы русского флота над турецким именно в Чесменском сражении. В большинстве источников эта морская битва описывается как героическая блестящая победа русского оружия: четыре корабля и брандера напали ночью на турецкий флот и подожгли его. Турки погорели практически целиком, а российская эскадра осталась целехонькой, не давая басурманам тушить пожары и спасаться.
На самом деле все произошло не так, и это интереснее всего. План и поход, равно как и сама битва, были, конечно, авантюрой чистейшей воды. Первая эскадра (а их было две) еле добралась из Архангельска до Гибралтара, с поломками и потерей нескольких судов. Моряков скосили болезни, теперь почти половина экипажа состояла из датчан, нанятых в Копенгагене. В итоге первым до пункта назначения добрался лишь один «Святой Евстафий» с поломанной мачтой. Постепенно подтянулись еще шесть судов: вновь складывалась эскадра. Турки могли бы перебить ее в два счета. Но они тогда не поняли, что этот потрепанный табор являлся русским военным флотом. Повезло так повезло. А российский «табор», дождавшись второй эскадры, бодро провел десантную операцию и занял с помощью восставших греков несколько прибрежных городков. Надежды на греческий патриотизм не оправдались, но Алексей Орлов умел делать выводы и, что еще важнее, быстро перестраиваться. Главным событием стало морское сражение.
Есть мнение, что Чесменская победа графа Орлова была чистой случайностью из-за катастрофической цепочки пожаров на турецких судах. Вполне возможно, что так оно и было. Но кто довел обе эскадры в трудные и дальние края, не бросил выполнение первоначального плана, не побоялся вступить в бой с турецкой армадой, в два раза превышающей по мощи русский флот?
Отвага, удаль, упорство, нахальство – длинный список орловских семейных качеств, которые помогли при Чесме. Вот таким и везет: как деда за удаль на плахе Петр Алексеевич помиловал, так и на глазах у внука сгорел грозный враг. Ведь Орлову в случае поражения деваться было некуда – ни починиться, ни спрятаться. Тогда ведь он на кон жизнь свою поставил. Да и флота своего.
Вам будет интересно:Алкидные смолы: состав, назначение, применение и производство лакокрасочных изделий
Политический бенефит вышел огромный. Турки стали чрезвычайно осторожными, Европа присмирела, а Россия получила выход к Черному морю. С персональной карьерой графа Орлова также все было в порядке: помимо обычных привилегий и наград, Алексей Григорьевич получил солиднейшую добавку к своей славной фамилии. Он стал Орловым-Чесменским.
Биография
Александр Орловский родился в небогатой шляхетской семье. Княгиня Изабелла Чарторыйская, случайно заметив в будущем художнике склонность к рисованию, отдала его в ученье к жившему в Варшаве живописцу Ж. Норблену де ла Гурдену. Движимый патриотизмом и любовью к приключениям, Орловский в 1794 году поступил на службу в польское войско, участвовал в нескольких битвах восстания Костюшко и, будучи ранен в одной из них, вернулся в Варшаву. Здесь он стал вести беспорядочную жизнь и даже пристал к труппе фокусника. Норблен, ценя его артистическое дарование, старался отклонить его от этих похождений и снова принял в свой дом. С той поры Орловский посвятил себя всецело искусству, которое вскоре доставило ему некоторую известность среди варшавян. Затем он провёл целый год в Литве, переезжая с места на место и изучая нравы местного дворянства и народный быт. По возвращении в Варшаву, он нашёл покровителя в лице князя Юзефа Понятовского и вошёл в моду у польской аристократии.
В 1802 году приехал в Санкт-Петербург, где попал в милость к великому князю Константину Павловичу, был поселён при его дворе и своими рисунками и карикатурами составил себе имя в обществе. Дабы ближе познакомиться с Россией, ездил в Москву, Новгород и другие местности империи; путешествовал, кроме того, по Франции, Италии и Германии. В 1809 году за картину «Бивуак казаков» Санкт-Петербургская академия художеств присудила ему звание академика. В 1819 году он был причислен к генеральному штабу для сочинения рисунков военных костюмов.
Орловский — талантливый, бойкий, но нестрогий рисовальщик, умевший схватывать характерные черты изображаемых лиц и фигур и придавать им движение, но впадавший при этом зачастую в утрирование. Кроме картин, писанных масляными красками, каковы, например, находящиеся в Эрмитаже «Казак, убивающий тигра», «Коровы на пастбище», «Отдых охотников», «Домашний скот на лугу», «Стадо на пастбище», «Морской вид» и «Кораблекрушение», Орловский произвёл несчётное множество карандашных, акварельных и черченных пером рисунков, рассеянных в альбомах особ царской фамилии и любителей искусства. Многие из этих произведений, изображающих преимущественно казаков, башкир и других всадников, мчащиеся тройки и сцены простонародной жизни, были им самим литографированы.
Орловский упоминается в поэме А. С. Пушкина «Руслан и Людмила»:
Вспомнил Пушкин Орловского также в «Путешествии в Арзрум»: