Кукрыниксы

Никифор Степанович Крылов российский художник.

Никифор Степанович Крылов (1802, Калязин — 1831, Санкт-Петербург) российский художник. Родился Н.С. Крылов в бедной семье. Работал в артели странствующих иконописцев. В 1824 г. был замечен Алексеем Венециановым, который пригласил его учиться в Петербург. Под руководством Венецианова Крылов работал около шести лет. По совету Венецианова Крылов начал рисовать с натуры и писать портреты. По словам Венецианова, «он остановился на портретной живописи и в оной отличен».

 По сути дела, Крылов остался в истории русского искусства автором одной картины — «Зима» (1827), явившейся первым изображением зимнего пейзажа в отечественной пейзажной живописи. В этой картине последовательно и плодотворно воплотилась система Венецианова, для постижения которой, по словам одного из учеников, «нужна необыкновенная зоркость глаза, сосредоточенность внимания, анализ, полное доверие к натуре и постоянное преследование ее изменений при различной степени и положении света: нужна ясность понимания и любовь к делу». Все указанные качества нашли блестящее воплощение в творчестве Крылова. «Полное доверие к натуре» сказалось уже в том, что живописец при посредстве владельца небольшого химического заводика на реке Тосно поселяется в специальной, построенной для него зимней мастерской, чтобы постоянно преследовать «изменения натуры при различной степени и положении света». Художник не ищет каких-то выигрышных с точки зрения повествовательной занимательности ракурсов, он смело изображает пустынный пологий заснеженный берег реки, оживленный фигурами беседующих крестьянок, женщиной с ведрами да парня, ведущего лошадь. Формы лепятся цветом с учетом рефлексов, отражаемых снегом, причем формы и в тени (фигура парня) написаны цветом, что было новым словом в живописи, на снегу лежат голубые тени — все это придает картине особую свежесть и очарование подлинности. «Любовь к делу» проявляется в естественной красоте, типов крестьян, подмеченной художником, и в неприметной на первый взгляд живой выразительности зимнего деревенского пейзажа, в атмосфере спокойной и мягкой созерцательности, царящей в картине. Столь значительные и неожиданные для того времени достоинства картины Крылова дают право назвать его родоначальником русского деревенского пейзажа.

В последние годы жизни Н.С. Крылов добился больших успехов в портретной живописи. А умер живописец от холеры совсем молодым, хотя немалый талант и большое трудолюбие намечали впереди прочное признание.

  • Кругер Яков Маркович

  • Крымов Николай Петрович

Родительская категория: Биография

Категория: Краткая биография

Первые портреты

Собственно, любой портрет Крылова, а их довольно много, как знаменитых, так и малоизвестных авторов, и даже любителей, сохранил для потомков лицо человека умного, думающего, но ничем не встревоженного и не озабоченного, достойного и спокойного.

Волков Роман Максимович, представитель академизма, нарисовал портрет Крылова в 1812 году (холст, масло, размер — 685 х 700 см, хранится в Третьяковской галерее). Полный сорокалетний мужчина, облокотившийся на книги с пером в руке, с гладким лицом без знаменитых бакенбард очень легко узнаваем.

Знаменитый Орест Кипренский тоже рисовал баснописца. Существует портрет Крылова кисти этого художника, датированный 1816 годом, и карандашный рисунок под названием «Крылов и неизвестный».

Творчество

Когда Крыловы переехали в Петербург, там в это время появился первый общедоступный театр. Естественно, что творчески одаренный молодой человек сразу же в нем побывал, и даже подружился с некоторыми артистами. Это стало важным событием в его биографии.

Не желая тратить время на казенную службу, Крылов увольняется и целиком погружается в литературную деятельность.

Иван Крылов в молодости

Написав трагедию «Филомела», Иван Андреевич пытался подражать классикам, что было сразу же замечено критиками.

Сюжет и форма произведения были довольно банальными, однако эта неудача не смутила и не остановила молодого писателя.

Далее Крылов написал несколько комедий: «Бешеная семья», «Проказники» и «Сочинитель в прихожей». И хоть в сравнении с «Филомелой» эти вещи были более качественными, ни одно из перечисленных произведений все же не впечатлило читателя.

Охота и война

На должность егермейстера, то есть управителя императорской охоты, Алексей Константинович был назначен вовсе не «за красивые глаза» или «по дружбе» с императором – граф действительно был страстным и весьма умелым охотником. Во многих источниках упоминается тот факт, что А. Толстой много раз ходил на медведя. Больше всего сам писатель любил охоту на вальдшнепов. Кстати, на известном портрете кисти К. Брюллова граф изображен как раз в охотничьем костюме.

Военная служба не входила в число увлечений писателя. Однако, когда началась Крымская война, он тотчас на собственные деньги снарядил полк и отправился в Севастополь, намереваясь оборонять город. Но этим планам не суждено было сбыться – в Одессе, где полк был расквартирован, быстро распространялся тиф. В полку было много заболевших, включая самого графа. Долгое время его жизнь висела на волоске, но, к счастью, от природы сильный организм сумел победить болезнь.

Граф Алексей Константинович Толстой в военной форме, 1856

Личная жизнь

О рассеянности, небрежной неряшливости и невероятном аппетите Ивана Крылова ходили легенды и слагались анекдоты. Вполне в его духе было положить в карман сюртука ночной чепчик вместо платка, вытянуть его во время пребывания в обществе и высморкаться. Иван Андреевич абсолютно равнодушно относился к своему внешнему виду

Казалось бы, такой человек никак не мог пользоваться вниманием у дам. Тем не менее сохранились сведения его современников, утверждавших, что личная жизнь Ивана Крылова хотя и не была бурной, но уж точно не отсутствовала

В 22 года он полюбил дочь священника из Брянского уезда Анну. Девушка ответила ему взаимностью. Но когда молодые люди решили жениться, родные Анны воспротивились этому браку. Они были в дальнем родстве с Лермонтовым и, к тому же, состоятельны. Поэтому выдать замуж дочь за бедного рифмоплёта они отказались. Но Анна так тосковала, что родители наконец согласились выдать её замуж за Ивана Крылова, о чём телеграфировали ему в Санкт-Петербург. Но Крылов ответил, что у него нет денег, чтобы приехать в Брянск, и попросил привезти Анну к нему. Родные девушки были оскорблены ответом, и брак не состоялся.

Писатель и Мария Федоровна

Современники Ивана Крылова писали, что к неряшливому и сумасбродному баснописцу были неравнодушны именитые дамы. Якобы его любила балерина, бывшая содержанкой великого князя Константина Павловича. Но баснописец отшутился, что к браку непригоден. Говорят, что обаятельному толстяку очень симпатизировала сама императрица Мария Фёдоровна. И это несмотря на то, что Иван Андреевич осмелился появиться перед ней в дырявом сапоге, из которого торчал палец, да ещё и чихнуть, когда целовал руку императрице.

Иван Крылов так никогда и не женился. Официально у него нет детей. Но современники баснописца утверждали, что у Ивана Андреевича всё же наличествовала гражданская жена. Это была его домработница Феня. Жениться на ней Крылов не мог, так как общество бы его осудило. Тем не менее Феня родила девочку Сашу, которую считают внебрачной дочерью Крылова. О том, что это может быть правдой, говорит факт, что после смерти Фени Саша осталась жить у Крылова. А после её замужества Крылов с удовольствием нянчил её детей и переписал всё свое имущество на имя мужа Александры. Во время кончины Ивана Крылова у его постели находились Саша, её муж и двое детей.

Расцвет творчества и признание

В 1805 г. писатель показывает самому знаменитому баснописцу страны И.И.Дмитриеву свой вариант перевода с французского басен Лафонтена. Дмитриев отнесся с восторгом к текстам Крылова и настойчиво убеждал его, что сочинение оригинальных текстов и перевод уже существующих и есть его призвание. Но Крылов все еще пытался продолжить занятия драматургией.

В 1806 г. на сцене ставят наиболее популярные его комедии: «Модная лавка» и «Урок дочкам».

На волне патриотического подъема, вызванного наполеоновскими войнами, Иван Андреевич становится самым популярным писателем страны. В его произведениях высмеивается характерная для России галломания, в то время как все отечественное превозносится.

Успех первых басен позволяет Крылову занять видное место в числе русских писателей. Улучшается и его материальное положение: с 1810 г. Крылов работает в Императорской публичной библиотеке. Кроме того, ему назначена персональная пенсия, которая вскоре выросла сначала в 2, а потом в 4 раза. На момент выхода в отставку (1841 г.) Крылов получает 11700 руб. ассигнациями в год.

Все басни Крылова представляют собой результат кропотливого труда. Анализ черновиков показывает, что писатель тщательно сокращал исходные тексты, стремясь к наиболее возможной краткости, емкости и ясности языка, даже если иногда это происходило в ущерб орфографии.

Источником афоризмов Крылова, придающих остроту и образность его басням, стала живая разговорная речь, с которой он был отлично знаком. Заимствования из народного языка вместо церковнославянских архаизмов позволяли большому количеству читателей познакомиться с произведениями Крылова.

Сочетание ярких образов с хлесткой сатирой, направленной против лицемерия, глупости и ханжества сделало его басни столь популярными в народе.

Наиболее известные басни И. А. Крылова.

Без хорошего образования

Иван не имел возможности получить хорошее образование. Зато от отца в наследство ему достался огромный сундук с книгами и любовь к чтению. К тому же, состоятельные соседи Крыловых позволили ему присутствовать на уроках французского языка, которые давались их детям.

А потом его приняли на службу в тот самый губернский магистрат Твери, туда, где раньше работал его отец. Правда, денег на жизнь по-прежнему не хватает.

Тогда мать, взяв детей, отправляется в Санкт-Петербург и начинает хлопотать о пенсии и обустройстве старшего сына на работу. В результате молодой Крылов получает должность приказного служителя в казённой палате. Но ему очень не хотелось заниматься карьерой. Очень скоро он уходит в отставку и приступает к занятиям литературой.

«Утро в сосновом лесу» Ивана Шишкина

Мастер лесных пейзажей Иван Шишкин начал писать картину с медведями в конце 1880-х годов. Он тонко чувствовал анатомию леса, сумел точно передать и березовую, и осиновую кору, мельчайшие детали крон. Но вот с медведями у художника не задалось. Их ему предложил добавить на полотно его товарищ, художник Константин Савицкий. Шишкин подготовил несколько эскизов, но ни на одном из них ему не удалось достоверно нарисовать лесное семейство.

Тогда Савицкий изобразил на картине медведей сам — так его подпись появилась на полотне. Но Павел Третьяков, который приобрел картину, приказал вывести подпись Савицкого скипидаром. Коллекционер считал, что «начиная от замысла и кончая исполнением, все говорит о манере живописи, о творческом методе, свойственных именно Шишкину». В первую опись галереи полотно также вошло без соавтора. Именно поэтому долгое время Шишкина считали единственным автором «Утра в сосновом лесу».

Литературная деятельность

В 1784 году Крылов написал своё первое произведение – оперное либретто «Кофейница». В последующие два года он сочинил ещё две трагедии «Клеопатра» и «Филомела», затем последовали комедии «Бешеная семья» и «Сочинитель в прихожей». Так молодой драматург стал близко сотрудничать с театральным комитетом, получив при этом даровой билет.

Следующая комедия «Проказники» отличалась от двух предыдущих, она уже была по-новому смелой, живой и остроумной.

В 1788 году в журнале «Утренние часы» были напечатаны первые басни Крылова. Едкие и полные сарказма одобрения у читателей и критиков они не получили.

Крылов принял решение забросить государственную службу и заняться издательской деятельностью. В течение нескольких лет он занимался выпуском сатирических журналов:

  • «Почта духов»;
  • «Зритель»;
  • «Санкт-Петербургский Меркурий».

В этих журналах он печатал свои басни и некоторые прозаические произведения.

Власти не слишком жаловали такой сарказм Крылова, Императрица даже предложила ему уехать за границу на некоторое время. Но Иван Андреевич отказался и переехал в Зубриловку – имение князя Голицына. Там он работал в качестве секретаря, учил детей, а также писал пьесы для домашних спектаклей.

К активной литературной деятельности Крылов вернулся в 1806 году. Он приехал в Санкт-Петербург, где поставил одну за другой две комедии «Модная лавка» и «Урок дочкам», имевшие огромный успех.

А в 1809 году начался взлёт Крылова как баснописца. Первый сборник его басен включал в себя 23 произведения, среди них знаменитая «Слон и Моська». Книга оказалась весьма популярной, и читатели стали с нетерпением ждать новых басен Крылова.

Наряду с этим Иван Андреевич вернулся к государственной службе, почти 30 лет он проработал в Императорской публичной библиотеке.

Из-под пера Крылова вышло более 200 басен, в них он обличал и человеческие пороки, и русскую действительность. Каждому ребёнку известны такие его произведения:

  • «Волк и Ягнёнок»;
  • «Ворона и Лисица»;
  • «Стрекоза и Муравей»;
  • «Лебедь, Рак и Щука»;
  • «Мартышка и очки»;
  • «Квартет».

Многие выражения из его басен прочно вошли в разговорную русскую речь и стали крылатыми.

Национальный писатель

Тем не менее сразу он на данной форме творчества не остановился. В 1806-м он напечатал лишь три басни, а в 1807-м из-под его пера вышли три пьесы, которые соответствовали сатирическому направлению его таланта и имели на сцене большой успех.

В 1808 году А. И. Крылов опять поступает на службу, теперь в монетный департамент, и печатает 17 басен в «Драматическом Вестнике». Среди них присутствуют и его оригинальные произведения: «Слон и Моська», «Слон на воеводстве», «Оракул» и другие.

В 1809 году было выпущено первое отдельное издание 23 басен. Эта небольшая книжица заняла почетное и видное место в русской литературе. Благодаря изданиям, которые вышли в дальнейшем, Крылов стал писателем настолько национальным, что таковым до этих пор не был еще никто другой.

Алексей Константинович Толстой — творчество

Как уже говорилось ранее, Алексей Константинович Толстой удивительным образом смог реализовать себя в самых разных литературных жанрах. Из-под его пера вышло несколько сборников стихотворений: как любовной лирики, так и о природе, и о родной стране. Его стихи были музыкальны настолько, что вдохновили композиторов на написание романсов около двухсот раз! Своеобразный рекорд.  Также граф писал баллады и стал автором нескольких поэм.

Не менее талантлив Алексей Константинович был в прозе. Комедии, трагедии, драмы – ему хорошо удавались все жанры драматургии, причем, многие из них тотчас же ставили в театре.  Наконец, повести, рассказы и романы – здесь он также был на высоте. Особенной популярностью и при жизни писателя, и после его смерти пользовался роман «Князь Серебряный».

Первое издание романа «Князь Серебряный»

Кроме того, А.К. Толстой раскрыл себя также в жанре фантастики, написав несколько произведений, которые сегодня мы бы назвали «ужастиками» – «Упырь», «Семья вурдалака» и «Встреча через триста лет». И написаны они очень талантливо.

Но, возможно, одним из самых ярких проявлений таланта, остроумия и владения языком является образ Козьмы Пруткова – персонаж, созданный им вместе с двумя своими кузенами и Владимиром Жемчужниковым. Под этим псевдонимом они публиковали меткие высказывания, а также пьесы. 

Иллюстрация из первого издания повести «Упырь» А. К. Толстого

Кроме всего прочего, А.К. Толстой трудился как переводчик и сделал много интересных и красивых переводов стихотворений Гёте, Гейне, Гервега, Шенье, Байрона. А также он писал свои стихи на немецком. Лингвистический анализ переводов и стихотворений говорит о том, что писатель в совершенстве владел немецким языком и мог думать на нем также, как на родном русском.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Енот на Волге
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: