Сюжет
На полотне — одно из мощнейших в истории человечества извержений вулкана. В 79 году Везувий, молчавший до этого так долго, что его давно считали потухшим, внезапно «проснулся» и заставил навсегда заснуть всё живое в округе.
Известно, что Брюллов читал воспоминания Плиния Младшего, который был свидетелем событий в Мизене, уцелевшей во время бедствия: «Охваченная паникой толпа следовала за нами и … давила на нас плотной массой, продвигая вперёд, когда мы вышли… Мы замерли среди самой опасной и ужасающей сцены.
Колесницы, которые мы отважились вывезти, так сильно тряслись назад и вперёд, хотя и стояли на земле, что мы не могли удержать их, даже подложив под колеса большие камни. Море, казалось, откатилось назад и оттягивалось от берегов конвульсивными движениями Земли; определённо суша значительно расширилась, и некоторые морские животные оказались на песке…
Наконец, ужасная темнота стала понемногу рассеиваться, как облако дыма; вновь появился дневной свет, и даже выглянуло солнце, хотя свет его был мрачным, как бывает перед приближающимся затмением. Каждый предмет, представший перед нашими глазами (которые крайне ослабели), казался изменившимся, покрытым густым слоем пепла, как будто снегом».
Сокрушительный удар по городам произошёл через 18−20 часов после начала извержения — у людей было достаточно времени, чтобы спастись. Однако не все были благоразумны, погибли в основном те, кто планировал переждать стихию дома.
На полотне Брюллова люди в панике, стихия не пощадит ни богача, ни бедняка. И что примечательно — для написания людей разных сословий автор использовал одну модель. Речь о Юлии Самойловой, её лицо встречается на полотне четыре раза: женщина с кувшином на голове в левой части холста; разбившаяся насмерть женщина в центре; мать, привлекающая к себе дочерей, в левом углу; женщина, закрывающая детей и спасающая их вместе с мужем. Лица для остальных героев художник искал на римских улицах.
Удивительно на этой картине и то, как решён вопрос света. «Художник обыкновенный, конечно, не преминул бы воспользоваться извержением Везувия, чтобы осветить им свою картину; но господин Брюллов пренебрёг сим средством. Гений внушил ему смелую мысль, столь же счастливую, как и неподражаемую: осветить всю переднюю часть картину быстрым, минутным и беловатым блеском молнии, рассекающей густое облако пепла, облегшее город, между тем как свет от извержения, с трудом пробиваясь сквозь глубокий мрак, набрасывает на задний план красноватую полутень», — писали тогда в газетах.
LiveInternetLiveInternet
—Рубрики
- публицистика (963)
- идеология (210)
- политические деятели (900)
- предательство и предатели (646)
- лабиринты истории (432)
- актеры и актрисы голливуда (365)
- «заклятые друзья» (312)
- героизм (145)
- культура (114)
- революция в россии (91)
- революционные деятели (22)
- гражданская война (16)
- анархизм (6)
- загадки истории (46)
- донбасс (33)
- телевидение (8)
- сказки (3)
- в гостях у муслима магомаева (4)
- великая отечественная (660)
- герои (125)
- партизаны и партизанская война (2)
- великие композиторы (149)
- великие певцы (68)
- великие писатели и поэты россии (522)
- великие художники (444)
- города и страны (741)
- декабристы (40)
- дети (270)
- доброта (67)
- драматурги (16)
- древняя русь (144)
- жзл (183)
- живопись (1221)
- портреты (200)
- акварели (102)
- история картин (63)
- картины и иллюстрации (61)
- живопись и поэзия (80)
- иллюстрации (81)
- история создания картин (158)
- картины великих художников (363)
- животные (520)
- забытые имена (501)
- зарубежные актеры кино (168)
- зарубежные актрисы кино (243)
- зарубежные писатели и поэты (273)
- звезды из прошлого (1204)
- звезды сцены (810)
- знаменитости (2215)
- известные личности (1812)
- интервью (245)
- интересно (286)
- интересные истории (1272)
- интересные факты (7445)
- искусство (229)
- истории (1382)
- истории любви (791)
- истории создания фильма (42)
- история монархов (544)
- история песни (45)
- история Европы (385)
- история Крыма (57)
- история России (2001)
- либералы и оппозия (238)
- «творческая интеллигенция» (115)
- экономика (91)
- история СССР (1106)
- катастрофы (61)
- киноактеры и киноактрисы (524)
- кинозал (156)
- композиторы (183)
- котики и кошечки с котятами (932)
- котоматрицы (333)
- кошки в живописи (54)
- кошки и фото (69)
- кошки и юмор (277)
- кумиры (789)
- звезды голливуда (152)
- любовь (191)
- ЛЮДИ И СУДЬБЫ (4660)
- мир балета (161)
- история создания балета (6)
- мир кино (2736)
- интервью с актерами (63)
- прототипы героев фильмов (33)
- история создания фильма (418)
- музыка из кинофильмов (119)
- мультфильмы (94)
- размышления о фильме (237)
- рецензия на фильм (26)
- экранизации (60)
- мир театра (407)
- мир цирка (28)
- мифология (100)
- мои рамочки (19)
- мудрость (227)
- музыка (1443)
- авторы (295)
- исполнители (266)
- барды (45)
- история создания опер (21)
- джазовая музыка (48)
- дирижеры (7)
- история песни (239)
- история создания (94)
- классическая музыка (184)
- поп-музыка (99)
- ретро-музыка (507)
- романсы (370)
- танцевальная музыка (157)
- образование (71)
- отечественные актеры кино (775)
- отечественные актрисы кино (554)
- певицы (205)
- певцы (259)
- певцы и певицы бельканто (33)
- политика (1156)
- поэзия (338)
- праздники (160)
- притчи. (9)
- психология (375)
- Пушкиниана (210)
- режиссеры (264)
- религия (123)
- русские писатели (127)
- русские поэты (148)
- русский язык (58)
- грамматика (15)
- садальский (145)
- сатира (93)
- сатирики (95)
- собаки (118)
- советские писатели (131)
- советские поэты (133)
- спорт (34)
- СССР (62)
- схемки (83)
- танцовщицы (87)
- танцоры (49)
- танцы. танцевальные номера (53)
- театр. театральные актеры и актрисы (449)
- Украина (249)
- фигурное катание (1)
- фото (431)
- художественная литература (390)
- русские писатели (29)
- прототипы героев книг (26)
- русские поэты (38)
- художники (500)
- цветы (28)
- цитаты (352)
- афоризмы (69)
- крылатые фразы (86)
- чтобы помнили (1165)
- актеры (98)
- актрисы (69)
- театральные актеры (47)
- юбилеи и дни рождения (497)
- юмор (575)
- юмор в живописи (7)
- юмористы (43)
—Цитатник
Без заголовка Дружба бабушки и телевизора куда сложней всего, что ждёшь от отношений женщины и па.
Нам одни на всех даны когда-то Общий мир и общая земля. Charles van den Eycken Ранее р.
Я помню чудное мгновенье. В день отъезда Керн Пушкин пришел с подарком, экземпляром 2-й гл.
Я помню чудное мгновенье. В день отъезда Керн Пушкин пришел с подарком, экземпляром 2-й главы «.
Живопись в России конца 19 века на примере картин, содержавшихся в альбомах к журналу «Нива» за 1891.
«Последний день Помпеи» — загадочные лица картины Брюллова
Глядя на это полотно, погружаешься в одну из величайших трагедий человечества. Карл Брюллов увековечил в памяти людей гибель города у подножия вулкана. Что же таит в себе тот самый «Последний день Помпеи»?
Карл Брюллов был сыном известного французского скульптора, переехавшего в Россию. Привитая с детства любовь к искусству и красоте в дальнейшем указала жизненный путь ему и его братьям, трое из которых также стали художниками. Несмотря на творческую натуру, уже с самых первых шагов молодой Карл столкнулся с трудностями. Западные именитые художники считали, что он не сможет добиться успеха. Тогда, в самом начале своей деятельности, он и подумать не мог, что всемирную славу ему принесёт изображение события, произошедшего много веков назад.
В 79 году нашей эры произошло мощнейшее извержение вулкана Везувий. Как утверждают исследователи, это была серия разрушительных смертельных извержений огромной мощности. Несколько городов, в том числе Геркуланиум, Стабия и Помпеи, были полностью погребены под обломками, потоками лавы и упавшим с неба пеплом (его толщина достигала 7 метров). Накануне извержения многие люди спешно покидали Помпеи, но на момент трагедии в городе оставалось более двух тысяч жителей. О последнем дне накануне этого страшного события Карл Брюллов рассказал в своей картине, написанной в 1833 году.
Картина стала потрясением и открытием не только для России, но и Европы. В год написания её показывали в Риме, в 1834 картина покорила Париж. О появившемся шедевре не умолкали разговоры и слухи. Картиной восхищались и вдохновлялись Пушкин, Гоголь, Баратынский.
Под впечатлением от картины был и император Николай I, который назначил Брюллова профессором Императорской Академии художеств. В дальнейшем друзьями и почитателями творчества Брюллова стали Пушкин, Крылов, Глинка.
Однако рождению шедевра предшествовал долгий период работы над ним и изучения материала. Карл Брюллов лично посещал раскопки города Помпеи, видел руины погибшего города. Именно это вдохновило его на создание своего шедевра. Популярная в то время тематика судьбы людей и целых народов повлияла на масштабность и эпичность полотна. Карл Брюллов вспоминал позднее, что раскопки города не давали ему покоя, а находясь на их месте, он будто перемещался во времени, в далёкий и страшный день. Помпеи завладели сердцем художника, вызвав вдохновение и трепет.
Писалось всё тоже «с натуры». Как рассказывал Брюллов, он даже позицию для написания картины выбрал такую, чтобы видны были и городские ворота, и сам Везувий. Самой главной трудностью было передать дух античности – художник хотел сохранить классические формы в изображении, но словно взглянуть на них по-новому.
Художник сумел не только живо и ярко изобразить события прошлых веков, но и оставить частичку себя в шедевре. И действительно – если внимательно посмотреть на одного из персонажей, тоже художника с ящиком кистей на голове, увидим черты самого Брюллова. Навеки запечатлённой на полотне осталась и его возлюбленная, Юлия Самойлова. Она запечатлена в образах четырёх людей: матерей с дочерьми и малышом, девушки с сосудом и горожанки, падающей с колесницы.
Популярные сочинения
- Что такое жестокость — сочинение рассуждение Что такое жестокость? Это грубое, бесчеловечное отношение к кому-либо, намеренное причинение ему физического или морального вреда. К сожалению, я думаю, каждый человек в своей жизни хоть раз сталкивался
- История создания произведения Тихий Дон Шолохова Огромный роман о жизни простого народа и входе в его жизнь революции был задуман автором еще задолго до его написания. В то время, как автор работал над донскими рассказами, у него начало появляться желание написать
- Как мы однажды вылепили снежную бабу сочинение Зима замечательная пора года. Она радует нас новогодними праздниками, замысловатыми узорами на окнах, катанием на коньках, лыжах и ледянках, и, конечно же, белым пушистым снегом
Судьба автора
Половину сознательной творческой жизни Карл Брюллов провёл в Европе. Впервые за границу он отправился после окончания Императорской Академии художеств в Петербурге. Оказавшись в Италии, Брюллов поначалу писал в основном итальянских аристократов, а также акварели со сценками из жизни. Последние стали очень популярным сувениром из Италии.
Это были небольшие по размеру картинки с малофигурными композициями, без психологических портретов. Такие акварели в основном воспевали Италию с её прекрасной природой и представляли итальянцев народом, генетически сохранившим античную красоту своих предков.
Брюллов творил одновременно с Делакруа и Энгром. Это было время, когда в живописи на первый план выходит тема судьбы огромных человеческих масс. Поэтому неудивительно, что для своего программного полотна Брюллов выбрал историю о гибели Помпей.
Картина произвела на Николая I такое сильное впечатление, что он потребовал, чтобы Брюллов вернулся на родину и занял место профессора Императорской Академии художеств. Вернувшись в Россию, Брюллов познакомился и подружился с Пушкиным, Глинкой, Крыловым.
Последние годы художник провёл в Италии, пытаясь спасти здоровье, подорванное при росписи Исаакиевского собора. Часы долгой тяжёлой работы в сыром недостроенном соборе плохо сказались на сердце и обострили ревматизм.
Самые дорогие картины Карла Брюллова
Работы Брюллова появляются на официальных аукционах не часто, в основном они сосредоточены в музеях. Большая их часть находится в Третьяковской галерее и Русском музее. Но некоторые представления об их стоимости можно составить на основе уже состоявшихся уходов.
Значительное произведение Брюллова попало на торги в далеком 1995 году. Это была выдающаяся картина «Портрет А.К. Демидовой», на котором изображена роковая красавица Аврора Демидова. Портрет в свое время заказал у Брюллова один из богатейших людей России Павел Демидов. Работа над портретом велась долго и была зафиксирована в дневнике писателя И.С. Тургенева и дневнике ученика Брюллова А.Н. Мокрицкого. Когда в 1995 году начались торги Sotheby’s в Лондоне, на которых была заявлена продажа этой картины, зал был забит коллекционерами, дилерами, журналистами, галерейщиками и другими ценителями искусства. Была среди них и известная певица Галина Вишневская (жена великого М. Ростроповича), а также представительница Третьяковской галереи. Все жаждали заполучить шедевр Брюллова, но в ходе торгов портрет достался Вишневской, отдавшей за нее 133,5 тысячи фунтов стерлингов. Третьяковской галерее такая покупка оказалась не по карману.
К. Брюллов. Портрет Авроры. 1837 г.
Впрочем, и после ухода из жизни Ростроповича содержание огромной коллекции оказалось слишком дорогим для Вишневской. Картина вновь попала на торги Sotheby’s в 2007 году по стартовой цене 0,8–1,2 млн фунтов стерлингов. Она была выставлена в собрании из 450 экспонатов, которую целиком выкупил миллиардер из России Алишер Усманов. Все собрание миллиардер преподнес в дар России, что спасло ценнейшие произведения русского искусства от разрозненного нахождения в разных коллекциях мира.
Всего за период с 2000 по начало 2022 года на официальных торгах появлялось 55 произведений художника, из которых к живописи относится только 13, а большая часть является графикой. Из дорогих продаж отметим такие. В 2005 году состоялась продажа картины «Возвращение папы Пия IX в Рим…» за 750 тысяч долларов, в 2009 году продали за 457 тысяч долларов портрет Джованины Пачини, а в 2007 году за 132 тысячи долларов с торгов ушел портрет Анатоля Демидова, князя Сан-Донато.
Мы разобрали в этой статье лишь некоторые известные картины Карла Брюллова. Ценителям живописи также рекомендуем самостоятельно изучить другие его произведения, посетив музеи и познакомившись с литературой. Детальное знакомство с творчеством известного русского художника поможет полно оценить его в клад в русскую живопись.
Знакомство Брюллова с Италией
В декабре 1799 года в семье скульптора французского происхождения родился седьмой ребёнок, которого назвали Карл. Братья мальчика в дальнейшем стали живописцами и архитекторами, однако именно Карлу Брюллову судьба представила возможность прославиться благодаря своим шедеврам.
В июле 1827 года художник впервые посетил Неаполь, он побывал около вулкана Везувий, что и стал причиной трагедии, развернувшейся в далёкой древности. На тот момент история о гибели целого города находила отражение в творениях многих именитых мастеров.
Когда в 1748 году военный инженер Рокке де Алькубьерре приступил к археологическим раскопкам, произошло открытие Помпеи, что была погребена под вулканическим пеплом и застывшей лавой. В начале XIX века появляются опера и роман, посвящённые этой трагедией.
Карл Брюллов. Дагерротип из собрания Эрмитажа
Главные загадки картины Карла Брюллова «Последний день Помпеи»
Русский художник Карл Брюллов, несомненно, был достаточно уважаем за свое мастерство задолго до создания этого шедевра. Тем не менее, именно «Последний день Помпеи» принес Брюллову без преувеличения всемирную славу. Почему же картина-катастрофа оказала такое влияние на публику, и какие тайны она скрывает от зрителей до сих пор?
Почему именно Помпеи?
В конце августа 79 года нашей эры в результате извержения вулкана Везувий города Помпеи, Геркуланум, Стабии и множество мелких селений стали могилами для нескольких тысяч местных жителей. Настоящие археологические раскопки канувших в Лету местностей начались лишь в 1748 году, то есть за 51 год до рождения самого Карла Брюллова.
Понятно, что археологи работали не один день, а несколько десятилетий. Благодаря этому обстоятельству художнику удалось-таки лично побывать на раскопках и побродить по древнеримским улицам уже освобожденным от застывшей лавы. Причем, в тот момент наиболее расчищенными оказались именно Помпеи.
Вместе с Брюлловым там прогуливалась и графиня Юлия Самойлова, к которой Карл Павлович питал теплые чувства. Позже она сыграет в создании шедевра любовника огромную роль да еще и не одну. Брюллов и Самойлова имели возможность увидеть здания древнего города, отреставрированные предметы быта, останки погибших людей. Все это оставило глубокий и яркий отпечаток на тонкой натуре художника. Было это в 1827 году.
Исчезновение персонажей
Впечатленный Брюллов практически сразу взялся за работу, причем, весьма серьезно и основательно. Он посещал окрестности Везувия не единожды, делая наброски для будущего полотна. Кроме того, художник ознакомился с дошедшими до наших дней манускриптами, в том числе с письмами очевидца катастрофы, древнеримского политика и писателя Плиния Младшего, дядя которого Плиний Старший при извержении погиб. Конечно, такая работа требовала много времени.
Поэтому подготовка к написанию шедевра заняла у Брюллова больше 5‑ти лет. Само же полотно, площадью более 30-ти квадратных метров, он создал меньше чем за год. От изнеможения художник порой не мог идти, его буквально выносили из мастерской. Но даже и при такой тщательной подготовке и тяжелой работе над шедевром Брюллов то и дело изменял первоначальный замысел в той или иной мере. Например, он не стал использовать набросок, на котором был нарисовал вор, снимавший украшения с упавшей женщины.
Одинаковые лица
Одна из главных загадок, которую можно обнаружить на полотне, это присутствие на картине нескольких одинаковых женских лиц. Это девушка с кувшином на голове, женщина, лежащая на земле с ребенком, а также мать, обнимающая своих дочерей, и особа с мужем и детьми.
Зачем же Брюллов нарисовал их настолько похожими? Дело в том, что натурой для всех этих персонажей послужила одна и та же дама — та самая графиня Самойлова. Несмотря на то, что других людей на картине художник рисовал с обычных жителей Италии, видимо, Самойлову Брюллову, охваченному определенными чувствами, просто нравилось писать.
Кроме того, в толпе, изображенной на полотне, можно отыскать и самого живописца. Он изобразил себя тем, кем он и являлся, художником с ящиком, наполненным рисовальными принадлежностями, на голове. Этот метод, как своеобразный автограф, использовали многие итальянские мастера. А Брюллов много лет провел в Италии и именно там обучался искусству живописи.
Христианин и язычник
Среди персонажей шедевра присутствует и приверженец христианской веры, которого легко узнать по кресту на груди. К нему жмется мать с двумя дочерьми, будто ища у старика защиты. Однако нарисовал Брюллов и языческого священника, который стремительно убегает, не обращая никакого внимания на испуганных горожан. Несомненно, христианство в то время подвергалось гонениям и доподлинно неизвестно, мог ли кто-нибудь из приверженцев этой веры находиться тогда в Помпеях. Но Брюллов, стараясь придерживаться документальной достоверности событий, внес в свое произведение и скрытый смысл. Посредством вышеозначенных священнослужителей он показал не только сам катаклизм, но исчезновение старого и рождение нового.
На стыке классицизма и романтизма
В этой работе Брюллов являет себя не традиционным классицистом, а художником романтического направления. Так, его исторический сюжет посвящен не одному герою, а трагедии целого народа. А в качестве сюжета он выбрал не идеализированный образ или идею, а реальный исторический факт.
Правда, композицию картины Брюллов строит в традициях классицизма — как цикл отдельных эпизодов, заключенных в треугольник.
В левой части картины на втором плане изображены несколько человек на ступеньках большого здания гробницы Скавра. Прямо на зрителя смотрит женщина, в глазах которой читается ужас. А за ней — художник с ящиком красок на голове: это автопортрет Брюллова, переживающего трагедию вместе со своими персонажами.
Князь
Аполлинарий Васнецов. «На дворе удельного князя»
Князем у славян назывался вождь племени, он же глава рода. Со временем этим словом стали называть глав раннефеодальных государств – княжеств. В них князь был предводителем воинства, защищавшего население от набегов и разбоя, главным арбитром любых судебных споров, а также религиозным лидером.
С развитием общества и государства появились великие князья – главы княжеств, и удельные князья – менее значительные правители, которые часто не имели собственного княжества, а служили великим князьям. Иван Грозный был первым великим князем Московским, венчашимся на царство – так в России появился царь, по сравнению с которым все князья стали менее значимы.