Жанры
Передвижники считали, что мифологические сюжеты ведут к упадку искусства. Первоначальный интерес к сюжету сменяется равнодушием, а затем человек теряет интерес к живописи. Поэтому передвижники посвящали картины изображению повседневной жизни: элементам крестьянского быта, труду крестьян, праздникам, российским пейзажам.
Художники изображали не только бедность, но и красоту крестьянского мира. Некоторые полотна носили социально-политический подтекст. Например, полотно Ильи Репина «Бурлаки на Волге» изображает тяжелые условия, в которых трудятся простые люди.
У передвижников много полотен с изображением пейзажей. Картина Саврасова «Грачи прилетели» произвела фурор на первой выставке. Сегодня это полотно известно каждому школьнику. Среди других популярных полотен были изображения русского леса Ивана Шишкина, лунные ночи в украинской глубинке Архипа Куинджи.
Несмотря на то, что пейзажи передвижников популярны и сегодня, критики утверждали, что этот жанр не может продвигать прогрессивные взгляды, а значит, люди в них не нуждаются. От художников требовали включать в пейзаж «социальные комментарии». Ответом на подобную критику стала картина Исаака Левитана «Владимирка». Дорога, изображенная на картине, – это путь, по которому заключенных вели на каторгу в Сибирь.
К 1885 году передвижники утратили статус оппозиции к царскому правительству. Выставки передвижников посещала семья монарха, картины покупали император и близкие к нему люди. Представителей передвижников, Репина и Поленова, пригласили преподавать в Императорскую Академию художеств.
Влияние творчества художников-передвижников на культуру и искусство
Влияние передвижников на культуру заключалось в просвещении общества. Их выставки знакомили посетителей с последними тенденциями в искусстве. По словам художника Николая Ярошенко, они мечтали «вынести искусство из дворцов и сделать достоянием всех». И цели своей передвижники достигли.
Бунт будущих передвижников в Императорской Академии сместил акценты в работах художников с академических сюжетов к изображению реализма. Их полотна оказали влияние на искусство последующего периода в истории государства.
Кроме того, живописцы продемонстрировали успешную бизнес-модель частного художественного предприятия. В своде правил, адресованных художникам, чьи полотна включали в программу выставки, было требование предлагать к демонстрации только те картины, которые ранее нигде не выставляли, чтобы заинтересовать зрителей. Начинающим художникам выставки передвижников помогли обрести известность.
Выставочную деятельность общества поддерживал меценат и коллекционер Павел Третьяков. Он покупал полотна для своей галереи, а также заказывал картины у членов товарищества.
Передвижники организовывали выставки почти 30 лет. За собственным успехом они не заметили, как в их работе наступила стагнация. Художники использовали те же темы, что и писатели этого периода. Но по сравнению с литературой, живопись оставалась слишком «статичной» в отображении протеста против недостатков общества. Среди художников вспыхивали разногласия. В 1923 году состоялась последняя – 48-я по счету – выставка, после чего передвижники прекратили деятельность. Часть членов общества вступили в Ассоциацию художников революционной России (АХРР).
Основные идеи творческого объединения
Вдохновитель и теоретик передвижников – Иван Крамской. Концепция искусства Крамского основана на идеях Николая Чернышевского: картина должна не просто изображать действительность, а «интерпретировать для зрителя, способствуя просвещению и счастью человека». Идея объединения художников на базе передвижных выставок изложена в письме группы московских художников коллегам из Санкт-Петербурга.
В основе идеи передвижников лежат 5 принципов:
- отказ от эстетического реализма;
- отказ от академической рутины;
- невосприимчивость к иностранным влияниям;
- миссионерская роль искусства;
- реализм.
В уставе общества говорится, что цель объединения – организация передвижных художественных выставок во всех городах империи для того, чтобы:
- предоставить жителям провинции возможность ознакомиться с русским искусством;
- развивать у людей любовь к искусству.
Также общество планировало помочь участникам, продающим свои работы, донести творчество до широкого круга зрителей.
Первая выставка состоялась в Петербурге 11 декабря (по старому стилю – 29 ноября) 1871 года в здании Академии художеств. На выставке представили полотна 16 живописцев. Затем картины экспонировались в Москве, Киеве, Харькове. Всего показали 82 произведения от 20 художников.
Особенной популярностью у аудитории пользовалась и до сих пор пользуется картина «Грачи прилетели» Алексея Саврасова. Живописец Иван Крамской писал другу Федору Васильеву о том, что выставка пользуется успехом у посетителей. Отмечая при этом, что среди массы представленных полотен особенно гости выделяют именно «Грачей».
Выставка передвижников стала ежегодной и демонстрировалась в 12 городах России. Кроме нее, проводились показы и в городах, до которых главные выставки не добирались. В таких случаях экспозиции комплектовали из полотен, которые не выставлялись на продажу при проведении основных выставочных мероприятий.
Жизнь в искусстве
Анне Петровне Остроумовой-Лебедевой
Ю. Н. Верховский
11. VI. 1946. Москва.
150 лет назад, 17 мая (5 мая по старому стилю) 1871 года родилась выдающаяся русская художница Анна Петровна Остроумова-Лебедева.
В Российской национальной библиотеке, в Отделе рукописей с 1958 г. хранится ее личный архив. Остроумова-Лебедева сама завещала передать свои рукописные материалы Публичной библиотеке, в то время как все ее огромное художественное наследие – более трех тысяч гравюр, литографий, рисунков, акварелей, живописных произведений – перешло в Государственный Русский музей.
Анна Петровна Остроумова-Лебедева родилась и всю свою жизнь прожила в Санкт-Петербурге–Петрограде–Ленинграде. Художественное образование получила в Центральном училище технического рисования барона А. Л. Штиглица (1889–1892), затем в Высшем художественном училище при Академии художеств (1892–1900). Учителями ее были такие выдающиеся художники как В. В. Матэ, И. Е. Репин, К. А. Савицкий, П. П. Чистяков. Анна Петровна совершила также несколько путешествий за границу, в основном, в Париж, который тогда был столицей мировой культуры, побывала также в Италии, Германии, Нидерландах, где знакомилась с европейским искусством, как классическим, так и современным. Около года (1898–1899) молодая художница проработала в парижской мастерской известного американского художника Джеймса Уистлера.
С 1899 года, став уже признанным мастером графики, художница принимает активное участие в творческом объединении «Мир искусства».
Анна Петровна иллюстрирует журнал «Мир искусства», принимает участие в выставках. От масляной живописи ей пришлось в конце концов отказаться после болезни, вызванной отравлением красками и скипидаром. Художница обращается к акварели и офортам, но все же самой главной техникой для нее стала гравюра на дереве – ксилография. Остроумова-Лебедева практически открыла заново для русского искусства технику ксилографии, как черно-белой, так и цветной. Художница много творила в жанре портрета, известны ее портреты К. А. Сомова, М. Волошина, М. А. Булгакова и мужа, академика С. В. Лебедева. Но с наивысшей силой дар ее проявил себя, несомненно, в пейзаже, в первую очередь, в видах Петербурга-Ленинграда, бесконечно любимого ею города.
Мужем Анны Петровны был выдающий русский химик Сергей Васильевич Лебедев (1874–1934). Брак их был не просто счастливым, он показывал пример гармоничных отношений, полных взаимного уважения, уважения к творчеству и достижениям каждого из супругов. Сергей Васильевич высоко ценил талант своей жены, всегда поддерживал ее в творческой работе. Анна Петровна, не разбираясь в химии, после смерти мужа сделала все возможное, чтобы сохранить его научное наследие и память о нем.
После революции 1917 г. С. В. Лебедев и А. П. Остроумова-Лебедева не рассматривали для себя вопрос эмиграции. Оба они были безусловно преданы своей родине и хотели жить и работать для своей страны. Сергей Васильевич разработал промышленный способ получения синтетического каучука. Анна Петровна преподавала, хоть и недолго, в Высшем институте фотографии и фототехники и во Всероссийской академии художеств, занималась книжной иллюстрацией и портретами.
Заслуги ее были признаны советским правительством: в 1942 г. ей было присвоено звание заслуженного деятеля Искусств РСФСР, в 1946 году – звание народного художника РСФСР, в 1949 – звание действительного члена Академии художеств СССР. В 1946 и 1951 году были торжественно отмечены ее 75-летний и 80-летний юбилеи.
5 мая 1955 года Анна Петровна Остроумова-Лебедева скончалась.
Ведущий библиотекарь Отдела рукописей Е. С. Павлова