Презентация на тему музей — усадьба и.е репина «пенаты»

Бурлаки в биллиардной

На родине жизнь была куда интереснее! Умы покоряло Товарищество передвижных выставок во главе с Крамским, и Репин вошёл в их ряды. С передвижниками связаны поистине золотые годы его жизни. 17 лет, за которые были созданы «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», «Крестный ход в Курской губернии», «Не ждали», тот же «Иван Грозный»… 17 лет братства с равными ему и по таланту, и по силе духа людьми: Крамским, Суриковым, Поленовым, Серовым… 17 лет всеобщего уважения и даже преклонения, ведь Репина в России ценили выше, чем любого другого художника.

«Стрекоза» (портрет дочери Веры)

Но считать, что репинский успех был лёгок, могли только самые отчаянные завистники. Илью вечно преследовала мысль, что можно сделать лучше, и вполне, казалось бы, готовое творение застревало на мольберте на долгие месяцы, а то и годы. «Запорожцев» он писал 12 лет, и столько же – «Арест пропагандиста». А картину «Пушкин на берегу Невы» Репин всё никак не мог закончить 30 лет. Бывало, что в поисках нового решения Репин совершенно портил картину. Но указывать ему на это было бесполезно. «Лицемеры! Святоши! Я поступаю так, как чувствую, а вы всё удумываете! Ах мудрецы, скажите пожалуйста! Может, я и ошибаюсь сегодня, а вы ошибётесь завтра, потому что нет нерушимых истин!» — кипятился он.

Быстро Репин написал только «Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года». Это был царский заказ к столетию Госсовета, сначала показавшийся художнику обременительным и неинтересным. Но, придя на заседание, Репин воодушевился этим красочным зрелищем: на красном фоне ковров и кресел в полукружье белых колонн яркими пятнами горело золото на чёрных мундирах и голубые андреевские ленты. Это будет групповой портрет в духе Рембрандта, Гальса и Веласкеса – понял Репин. И поставил условие — сановники должны позировать ему все вместе, в мундирах, и именно в зале заседаний. После нескольких сеансов кое-кто из портретируемых запротестовал (особенно те, кто на картине представлены затылком, или куском спины, или в профиль). Некоторые предложили воспользоваться своими фотографиями. Тогда Репин отказался продолжать работу. И Николаю II пришлось отдать приказ — всем позировать!

И всё-таки терпение государственных мужей испытывать до бесконечности был нельзя. Репину пришлось писать быстро. Более восьмидесяти фигур, из них около шестидесяти полноценных портретов – Победоносцев, Столыпин, Витте… Бешеная гонка. Но зато портить картину, переписывая по много раз, было некогда. Вдохновенный удар кисти – и готова старческую дряблость одного лица, мясистость другого, елейная постность третьего. Конечно, около трёх лет потом ушло на проработку полотна, но самих портретов это не касалось. Успех картины был колоссальный, в том, что Репин — гений, сомнений не оставалось уже ни у кого…

«Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года в честь столетнего юбилея со дня его учреждения»

Вот это-то всеобщее поклонение и сыграло с Ильей Ефимовичем злую шутку. Им, урождённым чугуевским мещанином, увлеклись самые блестящие светские дамы: княгиня Тенишева, баронесса Икскуль. Они приглашали его в свои салоны — и он научился говорить пустяки и оставлять в альбомах лёгкие зарисовки. Они осаждали его просьбами о портретах — и мастерскую Репина заполонили слуги, модистки с новыми платьями, шляпные коробки, собачки… Они флиртовали с ним — и Илья Ефимович терял голову. Нет, актуальных, гражданских тем в живописи он не оставлял. Но даже самые дерзкие, оппозиционные его работы оседали по великосветским домам — до того Репин был в моде. Ещё «Бурлаков» в свое время купил великий князь Владимир Александрович и повесил в собственной бильярдной. А явно революционную «Манифестацию 17 октября 1905 года» приобрёл член Государственного совета. Удачнее всего удалось продать «Запорожцев» — самому царю. Впрочем, как тут оценить: 35 тысяч рублей за плод 12-летнего труда — это много или мало? Как бы то ни было, Илья Ефимович купил на эти деньги поместье в Витебской губернии. Теперь он наблюдал за работниками не в поисках натуры, а с мыслями о хозяйстве. Он писал Стасову, что время вывозить навоз, что местные мужички покупают у него овёс и ячмень. На целый год страстный Илья Ефимович нашёл счастье во всей этой пасторальной идиллии! С сыном Юрием курил махорку, посмеивался над дочерью Надей, которая ходила по поместью босиком в костюме деревенского парня. Жена Вера Алексеевна, хоть и не сочувствовала всем этим беспорядкам, дипломатично молчала. В тот год они выглядели почти счастливой семьей…

Создание Мемориального музея

Усадьба Репина сегодня — это плод кропотливой работы историков и реставраторов. Мемориальный музей в доме Репина впервые открылся в 1940 году, но во время Великой Отечественной войны основное здание и все приусадебные постройки сгорели дотла. Это случилось в год столетия со дня рождения И. Е. Репина. Усадьбу решили восстановить, но исторических свидетельств было недостаточно. В этом деле очень помогли снимки из архива И. Е. Репина и Н.Б. Нордман, которая освоила фотографию на курсах при Русском техническом обществе. На них можно увидеть самих обитателей «Пенатов», а также их гостей, друзей и родных, разглядеть интерьеры и убранство комнат, пейзажи с видом на дом и парк. Специалисты также использовали опись сохранившихся вещей 1939 года, которую по поручению Академии художеств составили искусствовед И. А. Бродский (племянник И. И. Бродского) и художник Ш. Н. Меламуд. Благодаря этим документам реставраторы смогли подобрать аналогичную мебель взамен утраченной. 

Усадьбу воссоздали такой, какой она была в 1905–1912 годах, в наиболее значимый период жизни Репина. Она вновь открылась для посетителей 24 июля 1962 года. Реставраторы восстановили десять комнат, включая зимнюю веранду. По завещанию Н. Б. Нордман перед посетителями музея должны были предстать только те помещения, которые относятся к публичной стороне жизни И. Е. Репина. К тому же, исторических свидетельств о том, как выглядели хозяйственные помещения, не сохранилось. Поэтому кухня, ванная и другие бытовые пристройки сегодня используются для хозяйственных нужд музея — здесь располагается гардероб и кабинеты сотрудников. В угловой комнате, которая была спальней Натальи Борисовны, в малой столовой и комнате для прислуги сегодня экспонируются репродукции наиболее значительных произведений И. Е. Репина, а также архивные документы, биографические материалы и исторические фотографии.

Ирина Стрельникова

P.S. Когда Репину было чуть за тридцать, он увлёкся идеей фотографии — мол, вот ещё один способ правдиво отображать действительность. Попробовал и сам освоить фотографический аппарат, накрыл голову сукном, но тут же вылез: «Да тут, пока экспозицию выдержишь, задохнешься! Нет уж, написать портрет и проще, и быстрее!»

#СовсемДругойГород Экскурсии по Москве

Репин с гостями (стоит второй справа — Горький)Репин пытается писать Горького и Марию Андрееву. Но это уже не лучший его периодЕщё с Горьким и Андреевой (справа — жена Наталья Борисовна)Со Львом Толстым

Наталья Борисовна Нордман в мастерской мужа

Отказ от исповеди перед казнью


В 1879 году Репин прочитал поэму Н.М. Минского «Последняя исповедь». Она произвела на него огромное впечатление.

Вдохновленный этим произведением, он решил написать картину «Исповедь», которую после революции решили переименовать в «Отказ от исповеди перед казнью».

В поэме, опубликованной в подпольном журнале, священник вступает в горячий спор с революционером, приговоренным к смертной казни. Он призывает его покаяться, но преступник не соглашается.

Художник решил показать свое видение происходящего. Его священник не пытается кого-либо уговорить, он просто ждет решения приговоренного. Революционер также молчит, понимая, что не может противостоять системе.

Длинные волосы, рваный халат, борода создает неряшливый образ. Создается впечатление, что он сидит так давно. Его поза выдает отношение преступника к происходящему, т.е. сразу становится понятным, что он не хочет исповедоваться или каяться.

Трудная жизнь

  После смерти жены Юрия Репина Прасковьи отношения отца и сына теплеют, они проводят много времени вместе. Когда отец умирает, Юрий переезжает в Хельсинки и занимается написанием православных икон. Однако денег это занятие приносило мало, и сын великого художника сильно бедствовал.

  О судьбе двух сыновей самого Юрия практически ничего не известно. Лишь о Дии сообщалось, что он мечтал обучаться в Ленинградской академии художеств, для чего самовольно перешёл советско-финскую границу. После рассекречивания архивов выяснилось, что в 1935 году он был арестован при пересечении границы с СССР и приговорён трибуналом Ленинградского военного округа к расстрелу на основании статей 58-8 и 84 УК РСФСР.

Осенний букет в руках Веры

  На другой известной картине Репина «Осенний букет» Вера изображена уже девушкой. Этот портрет художник рисовал в имении Здравнёво Витебской губернии. Земля, приобретению которой радовалась вся семья, была куплена за деньги, что Илья Николаевич получил, продав картину «Запорожцы».

  В портрете живёт цветовая гармония: кружево воротничка, светлый рюш, украшающий блузку, белые пуговички и такие же цветы – как воспоминание о светлых летних днях. Но неяркое золото деревьев второго плана, «жаркий» цвет берета и красные с охрой цветы букета говорят о дыхании осени…

   В письме к дочери Толстого Татьяне Львовне Илья Репин писал: «Начинаю портрет Веры, посреди сада с большим букетом грубых осенних цветов, с бутоньеркой тонких, изящных; в берете, с выражением чувства жизни, юности, неги».

Знакомство с «Пенатами»

На границе своих владений гостей встречает сам Илья Ефимович Репин — в скульптурном обличье. Памятник работы Александра Бурганова появился неподалеку от входа в музей-усадьбу в 2014 году, в честь 170-летия художника. Скульптор изобразил Репина за работой над его знаменитой картиной «Запорожцы пишут письмо турецкому султану».

Сейчас эти территории относятся к Курортному району Санкт-Петербурга и в память о художнике носят название «Репино», а при жизни Ильи Ефимовича поселок назывался Куоккала и входил в состав Финляндии. В конце XIX века эти места пользовались такой же популярностью, как и сегодня — петербуржцев привлекали Финский залив и природа Карельского перешейка. К тому же, до Куоккалы было легко добраться — даже сто лет назад до поселка ходил полуторачасовой поезд от Финляндского вокзала. Сюда часто приезжал И. И. Шишкин, Максим Горький снимал здесь дачу, а К. И. Чуковский с семьей прожил в Куоккале около 10 лет — в добром соседстве с И. Е. Репиным.

Репину также полюбились эти места, и в 1899 году он приобрел здесь участок. К тому времени Илья Ефимович уже был прославленным художником, преподавал в Академии художеств и имел достаточно средств, чтобы начать строительство собственной усадьбы. Вскоре на месте бревенчатой финской избушки начали строить дом по проекту самого Репина и приступили к масштабным ландшафтным работам на заболоченном и заросшем лесом участке. С 1900 года И. Е. Репин и его спутница Н. Б. Нордман проводили в Куоккале каждое лето, а через три года поселились здесь окончательно.

С 1903 года на воротах усадьбы гостей встречала табличка с надписью «Пенаты» — так в Древнем Риме называли богов-покровителей домашнего очага и семейного благополучия. Резные элементы и раскраска ворот также выполнены по эскизам Репина. В 1922 году художник немного изменил внешний вид ворот, сохранив стилизацию под узоры народной вышивки. Подобные ворота украшают вход на территорию и сегодня. Они были восстановлены вместе с остальными постройками в процессе создания мемориального музея.

Резные ворота на входе в усадьбу Пенаты, 1904 г.

Что касается музея, то его создание было предрешено еще при жизни Репина. Купив землю в Куоккале, Илья Ефимович оформил собственность на свою возлюбленную Н. Б. Нордман. Несмотря на то, что Наталья Борисовна была моложе Репина на 19 лет, смерть настигла ее раньше — в 1914 году она скончалась в Швейцарии от туберкулеза. За четыре года до этого Нордман составила завещание, согласно которому в случае ее смерти дом переходит к Илье Ефимовичу, а затем становится собственностью Академии художеств, но при одном условии — здесь должен быть организован музей Репина.  

Но вернемся обратно, в начало XX века, чтобы проследить за становлением репинских «Пенат». Илья Ефимович был настоящим тружеником, и параллельно с занятиями живописью принимал активное участие в строительстве. Дом постепенно обрастал все новыми и новыми пристройками — причудливыми верандами, террасами и балконами. У Репина не было окончательного проекта усадьбы, новые помещения появлялись по мере необходимости, а все конструкции художник придумывал по ходу строительства. В результате дом стал напоминать сказочный терем.

Детство и юность

Родился мэтр русского реализма летом 1844 года в Харьковской губернии. Детство и юность прошли в малорусском городке Чугуеве, где ранее обосновался неслуживый казак Василий Репин, дед художника. Василий Ефимович содержал постоялый двор и торговал.

Отец Ильи Репина – старший из детей, продавал лошадей, пригоняя табуны за 300 верст из Донщины (Ростовской области). Отставной солдат Ефим Васильевич Репин участвовал в трех военных кампаниях и прожил на Слобожанщине до последнего дня.

Родители Ильи Репина

Позже украинские мотивы в творчестве Ильи Репина заняли важное место, связи с малой родиной художник не обрывал никогда. Влияние на сына оказала мама, образованная женщина и подвижница Татьяна Бочарова

Для крестьянских ребятишек женщина организовала школу, где преподавала чистописание и арифметику. Детям Татьяна Степановна вслух читала стихи Александра Пушкина и Михаила Лермонтова, а когда семья нуждалась в деньгах, шила шубы на заячьем меху

Влияние на сына оказала мама, образованная женщина и подвижница Татьяна Бочарова. Для крестьянских ребятишек женщина организовала школу, где преподавала чистописание и арифметику. Детям Татьяна Степановна вслух читала стихи Александра Пушкина и Михаила Лермонтова, а когда семья нуждалась в деньгах, шила шубы на заячьем меху.

Илья Репин в молодости

Художника в маленьком Илье открыл дядя Трофим, принеся в дом акварельные краски. Мальчик увидел, как под кистью «ожил» черно-белый арбуз в азбуке, и пропал для остальных занятий. Илью с трудом отрывали от рисования, чтобы он поел.

В 11 лет Илью Репина отдали в топографическую школу – профессия считалась престижной. Но когда учебное заведение через 2 года упразднили, юный художник устроился учеником в иконописную мастерскую. Здесь Репина научили основам живописи, и вскоре подрядчики из округи засыпали мастерскую заказами, прося отправить к ним Илью.

Автопортрет Ильи Репина

В 16 творческая биография молодого живописца продолжилась в иконописной артели, куда Илья Репин устроился за 25 целковых в месяц.

Летом артельщики путешествовали, подыскивая заказы за пределами губернии. В Воронеже Репину рассказали об Иване Крамском, художнике из Острогожска, покинувшем родные края для учебы в петербургской академии искусств. Осенью 19-летний Илья Репин, вдохновленный примером Крамского, отправился в северную столицу.

Интересные факты из жизни художника

Илья Репин создавал поистине реалистичные полотна, которые до сих пор являются золотым фондом картинных галерей. Репина называют мистическим художником.

Известно, что из-за постоянных переутомлений у знаменитого живописца начала болеть, а потом и вовсе отказала правая рука. На время Репин перестал творить и впал в депрессию. Согласно мистической версии, рука художника перестала действовать после того, как он написал картину «Иоанн Грозный и его сын Иван» в 1885 году. Мистики связывают эти два факта из биографии художника с тем, что написанная им картина была проклята. Мол, Репин отразил в картине несуществующее историческое событие, и из-за этого был проклят. Однако позже Илья Ефимович научился писать картины левой рукой.

Другой мистический факт, связанный с этой картиной, произошел с иконописцем Абрамом Балашовым. Когда он увидел полотно Репина «Иоанн Грозный и его сын Иван», он накинулся на картину и порезал ее ножом. После этого иконописца отправили в психиатрическую лечебницу. Между тем, когда эту картину выставили в Третьяковской галерее многие из зрителей начинали рыдать, других картина вводила в ступор, а с некоторыми и вовсе случались истерические припадки. Скептики связывают эти факты с тем, что картина очень реалистично написана. Даже кровь, которой на холсте нарисовано очень много, воспринимается настоящей.

Все натурщики Репина после написания полотна умирали. Многие из них — не своей смертью. Так, «жертвами» художника стали Мусоргский, Писемский, Пирогов, актер Мерси д’Аржанто. Федор Тютчев скончался сразу, как только Репин начал писать его портрет. Между тем, даже абсолютно здоровые мужчины умирали после того, как побывали натурщиками для картины «Бурлаки на Волге».

«Бурлаки на Волге»

Стоит отметить, что картины Репина повлияли на общеполитические события в стране. Так, после того, как художник в 1903 году написал картину «Торжественное заседание Государственного совета», чиновники, которые были изображены на полотне, погибли во время первой русской революции 1905-го года. А как только Илья Ефимович написал портрет премьер-министра Столыпина, натурщика застрелили в Киеве.

Еще один мистический случай, который повлиял на здоровье художника произошел с ним в родном городе Чугуеве. Там он написал картину «Мужик с дурным глазом». Натурщиком для портрета выступил дальний родственник Репина, Иван Радов, мастер золотых дел. Этот мужчина слыл в городе колдуном. После того, как Илья Ефимович написал портрет Радова, он, не старый еще и вполне здоровый мужчина, заболел. «Я подцепил в селе проклятую лихорадку», — жаловался Репин друзьям, — «Возможно, моя болезнь связана с этим колдуном. Силу этого человека я сам испытал, притом, дважды».

«Мужик с дурным глазом»

Примерным семьянином Илья Репин не был никогда. Он не просто увлекался противоположным полом, а служил ему.

Главным стимулом к созданию одной из самых знаменитых картин художника «Иван Грозный и его сын Иван» стало посещение им одного из боёв корриды во время пребывания в Испании. Пребывая под большим впечатлением, Репин в своём дневнике написал по этому поводу: «Кровь, убийства и живая смерть очень влекут к себе. Вернувшись домой, я в первую очередь примусь за кровавую сцену».

Жена живописца была вегетарианкой, поэтому кормила его всевозможными травяными наварами, в связи с чем все гости Репиных всегда привозили с собой что-нибудь мясное и съедали его, закрывшись в своей комнате.

Однажды живописец познакомился с молодым врачом, который сообщил ему большой пользе сна на открытом воздухе. Начиная с того времени, вся семья спала на улице, а сам Илья Репин отдавал предпочтения сну на открытом воздухе даже в лютые морозы, правда под навесом из стекла.

Перед самой смертью врачи запретили Илье Ефимовичу рисовать больше двух часов в сутки, однако жить без живописи он просто не мог, поэтому друзья прятали принадлежности художника. Однако это не останавливало Репина, который мог выхватить из пепельницы окурок, рисовать на всём подряд, окунув его в чернила.

Не ждали


Художник изобразил момент, когда в комнату неожиданно входит ссыльный народоволец. На его лице мы можем прочитать всю гамму переживаний.

Репин несколько раз переписывал его лицо, не зная, какие именно чувства необходимо передать. И остановился на вопросительно-неуверенном выражении. Можно провести ассоциации с библейским сюжетом «возвращение блудного сына».

Интересна реакция на происходящее и всех тех, кто находится в комнате. Все их переживания отразились на лицах, особенно матери ссыльного, убедительно написаны и ее руки.

Известные критики называли это произведение искусства шедевром, самой талантливой и самой замечательной картиной, хотя были и негативные отзывы.

Сын Георгий

   Сын Георгий, в семье его называли Юрий, родился летом 1876 года по возвращении семьи из Парижа в Россию. В метрической книге Покровского собора города Чугуева (близ Харькова) за 1877 год было записано, что восприемниками сына академика Императорской академии художеств Ильи Репина и его жены Веры Алексеевны стали  друзья художника — мировой судья Александр Михайлович Любицкий и жена отставного майора Евдокия Степановна Чадина.

  Уже в юном возрасте стало ясно, мальчик пойдёт по стопам отца и станет художником. Начав с домашних отцовских уроков рисования и живописи, он учился впоследствии в художественной школе княгини Тенишевой и Петербургской академии художеств, где преподавал Илья Ефимович. С 1903 года Юрий работал вместе с отцом, участвовал в выставках Союза русских художников, Товарищества передвижных художественных выставок.

   Юрий Репин писал портреты, картины на евангельские сюжеты, но более всего преуспел в исторических и батальных работах. На международной выставке в Мюнхене в 1910 году был награждён юбилейной премией принцессы Евгении Ольденбургской за картину «Великий вождь (Пётр І в Полтавской баталии)». В 1913-м — II премией по исторической живописи Общества поощрения художников за картину «Тюрченский бой». В 1915-м получил премию по исторической живописи Общества им. А. Куинджи. К сожалению, следует объективно признать: даже его самые успешные картины не могут сравниться с шедеврами отца.

  Отношения старшего и младшего Репиных безоблачными не назовешь. Вот как описывает их взаимоотношения Корней Чуковский: «В те краткие периоды, когда у Репина бывало перемирие с сыном, жившим по соседству с «Пенатами» (а их размолвки длились порой годами, и вообще отношения у них были тяжёлые), Илья Ефимович втягивал в работу и сына и очень радовался, когда тот соглашался прийти к нему в мастерскую со своей палитрой. Репин встречал его очень радушно, даже как будто заискивающе, и после первого же сеанса горячо одобрял его живопись, но Юрий Ильич выслушивал его в угрюмом молчании, не глядя ему в лицо, и норовил воспользоваться любой возможностью, чтобы ускользнуть из «Пенатов» и скрыться от отцовского глаза».

 Однако, в отличие от Чуковского, коллеги-художники младшего Репина считали его талантливым живописцем и порядочным человеком.

НАДЕЖДА ИЛЬИНИЧНА

Надя родилась спустя 2 года после Веры, в 1874-м. Отец отмечал трудоспособность подросшей дочери и склонность к «эмансипации».

Стремясь к самостоятельности, Надя выбрала для себя путь в медицину. Первым шагом на этом пути стало обучение на Рождественских женских курсах лекарских помощниц в Петербурге.

После обучения девушка сперва проходила практику в Полтавской губернии, затем работала в земских больницах Петербурга. Беспрекословно выполняла самую тяжелую работу, удивляя окружающих выносливостью.

Надя в детстве. Портрет, написанный отцом.

Надежда Репина, портрет работы Ильи Репина.

Надежда Репина в охотничьем костюме. И.Е. Репин. Увы, судьба Надежды Репиной оказалась печальна. Начало ее работы совпало с эпидемией тифа. Насмотревшись на мучения больных, впечатлительная девушка в начале 1910-х вернулась в дом отца с помутившимся рассудком. Никакие усилия близких не смогли вывести Надежду Ильиничну из состояния нервного расстройства. Она молчала, не реагировала на попытки общения с ней, почти не покидала своей комнаты.

Надежда ушла из жизни вслед за отцом, в 1931 году. Угасла, так никогда и не раскрывшись.

ТАТЬЯНА ИЛЬИНИЧНА

Младшая дочь Ильи Ефимовича Репина родилась в 1880 году. Она получила имя Татьяна в честь матери художника, умершей незадолго до рождения внучки. Когда девочке было 7 лет, родители расстались. Она и 10-летний брат остались с матерью, в то время как старшие сестры «отошли при разделе» отцу.

Именно к ней судьба была наиболее благосклонна, хотя и на долю Татьяны Ильиничны выпало немало горестей.

Окончив гимназию, Татьяна поступила на Бестужевские женские курсы. В апреле 1901 года вышла замуж. Ее избранником стал военный, поручик Николай Язев.

Помотавшись по гарнизонам, они возвратились в столицу: Николай Геннадьевич принял решение поступать в Инженерную академию. В этот момент, в 1905 году, они всей семьей заезжают в гости к Илье Ефимовичу. Обрадованный приездом дочери и внучек, он пишет «Семейный портрет», навсегда запечатлев и дочь, и ее супруга и свекровь, и маленьких девочек — Тасю (Татьяну-младшую) и Любовь.

«Семейный портрет». На переднем плане — Татьяна Ильинична с дочерью Тасей (Татьяной). За столом — Николай Язев и его мать. В глубине комнаты — няня с младшей Любочкой. Вскоре после написания портрета малышка Любочка умерла. Спустя еще некоторое время супруги Язевы расстались. Татьяна Ильинична, оставшись с подрастающей дочерью на руках, переехала сначала к матери, затем, после ее ухода из жизни, в старое имение отца Здравнево (ныне территория Беларуси). Здесь в 1918 году в доме Репиных с разрешения властей открылась школа, где Татьяна Репина-Язева работает учительницей.

Здесь же Тася встречает своего будущего мужа: Иван Дмитриевич Дьяконов, сын слободского священника, с которым был дружен еще в прежние годы Илья Ефимович, преподавал в школе вместе с Татьяной Ильиничной. Тут же, в Здравнево, появляются на свет четверо их детей, правнуков великого художника -Валентин, Галина, Кирилл, Роман.

Постепенно давление властей на семейство Репиной-Язевой-Дьяконовых усиливается. Начиная с 1918 года они пытаются получить охранные грамоты, чтобы защитить от разорения дачу, где хранились полотна Ильи и Юрия Репиных. Запросы остаются без ответа. Начиная с 1923 года над семьей сгущаются тучи: их обвиняют в посещении церкви, необоснованных доходах, неуплате налогов. Все реальнее становится угроза раскулачивания и ссылки в Сибирь.

Летом 1930 года, получив от старшей сестры вызов в Финляндию вместе с сообщением о том, что отец совсем болен, Татьяна и семья ее дочери приезжают в Пенаты. Они сумели вырваться из ставшей недоброй к ним России, чтобы уже никогда не вернуться. Не зная всех обстоятельств, слабеющий на глазах художник был очень счастлив: в последние для него месяцы все его дети и внуки собрались в одном доме, чтобы быть рядом с ним.

После кончины отца и Надежды Репиной Татьяна с семейством Дьяконовых уезжает во Францию. Продав доставшиеся ей в наследство картины отца, Татьяна Ильинична становится владелицей небольшой фермы.

Жизнь на новом месте складывается по-разному: от скарлатины умирает старший внук Татьяны Ильиничны Валентин, но появляется на свет пятый ребенок Дьяконовых Иван. Скудная глинистая земля отзывается на тяжелый упорный труд и кормит своих новых владельцев. Недостающие средства восполняют, устраивая выставки-продажи работ гениального предка.

В 1944 году все члены семьи получают паспорта граждан Франции (кроме младшего Ивана, ставшего французским гражданином с рождения). Кирилл и Роман, правнуки Ильи Ефимовича, окончив техническую школу, становятся инженерами.

Татьяна Ильинична Репина-Язева, прожив трудную жизнь, скончалась в 1957 году. Ее упокоили в одной могиле с первенцем-внуком Валентином.

Эти строки, прощаясь с матерью, записала в свою поэтическую тетрадь Татьяна Николаевна Язева-Дьяконова, внучка Ильи Репина. Стихи она писала всегда, на русском и французском языках. Некоторые из ее творений публиковались в местном журнале.

Последние годы Татьяна-младшая провела в пригороде Сент-Этьена, на юго-востоке Франции. Здесь Кирилл, ставший старшим после ухода Валентина, приобрел для родителей небольшой домик. Последней из остававшихся живых внуков Ильи Репина не стало в апреле 1985 года.

Татьяна Ильинична Репина, младшая дочь знаменитого русского художника, стала единственной, чьи потомки продолжили великий род. Они и сегодня живут во Франции, имеют ее гражданство и носят измененную на французский манер фамилию Дьяконофф.

Галина Ивановна Дьяконова ушла из жизни в 2016 году. Она была последней, кто помнил живыми Илью Ефимовича, Юрия Ильича, Гая и Дия Репиных. Кирилл стал отцом четверых детей — Ивана, Надежды, Михаила и Сергея. У Ивана Дьяконова двое детей — Марина и Дмитрий. Каждый из потомков гениального Репина избрал свой путь, не имеющий отношения к живописи.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Енот на Волге
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: