«Поцелуй»
Эта картина 1907 – 1908 годов является не только самой знаменитой, но также знаковой для творчества Климта в такой же степени, что и «Джоконда» для да Винчи. Вся композиция, цветовое и техническое решение создают впечатление, что это полотно — икона пламенной и нежной любви.
Картину «Поцелуй» Густав Климт изобразил на идеальном квадрате холста размером 180 на 180 см. Сплетенные в объятиях мужчина и женина нарисованы у края обрыва, покрытого пестрыми цветами. Их тела почти полностью покрыты одеждами и заключены в подобие золотого ореола, что еще больше напоминает об иконах. Лицо мужской фигуры скрыто, но возникает соблазн увидеть «Поцелуй» как автобиографическое произведение, в котором художник изобразил себя. Кто мог оказаться в таком случае прототипом женской фигуры? Эту загадку решают искусствоведы много лет. Оставив недосказанность и некую двусмысленность в изображенных личностях, художник тем самым повышает привлекательность произведения. В картине «Поцелуй» Густав Климт воплощает не просто субъективное или ситуационное значение, а универсальное, вневременное видение романтической любви.
Произведение было представлено художником на венской выставке Кунстшау в 1908 году. Его сразу приобрело Министерство культуры и образования Австрии. Хранится полотно в галерее Бельведер на родине художника.
Диалог во мраке: как живется слепым людям
Три года назад на территории музея возвели новый павильон для выставки «Диалог во мраке», как думали ее организаторы, максимум на полгода, но успех выставки превзошел все ожидания.
Идея создания экспозиции «Диалога во мраке» в Холоне появилась еще в 2003 году, когда коммерческий директор «Безека» Пнина Шенхав посетила подобную выставку, открывшуюся в Германии.
Первоначальным инициатором международного проекта был доктор Андреас Хайнеке. Познакомившись со слепым журналистом одной из немецких радиостанций, Хайнеке открыл для себя незнакомый мир четырех обостренных чувств – слуха, осязания, обоняния и вкуса. Оказалось, что мир без красок и форм вовсе не так беден и ограничен, как кажется обыкновенным зрячим людям, особенно, если любить жизнь и обладать чувством юмора. «Диалог во мраке» – разработка Андреаса Хайнеке и немецкой фирмы «Консенс Коммуникейшенс»
Благодаря слепому коллеге Хайнеке обратил внимание на частые неправильные представления зрячих о слепоте
Выставка «Диалог во мраке», действующая в Детском музее с июля 2004 года, позволяет познакомиться с тем миром, в котором живет слепой человек. Это не аттракцион, а скорее лабиринт: посетители выставки следуют по пятам за слепым проводником, который легко ориентируется в кромешной тьме. Идя на голос гида и сжимая в руках палочки-поводыри, посетители учатся распознавать шелест листвы, запах воды, автомобильные гудки, опознавать по форме и запаху фрукты и овощи на рыночных лотках. Павильон выставки состоит из нескольких залов, имитирующих реальные условия – улицы, парки, порт и даже столики кафе… Сами проводники называют эту выставку «щадящим маршрутом для начинающего слепого», ведь здесь не встретишь коварных неожиданностей, поджидающих слепых в реальном мире.
Стоимость проекта «Диалога во мраке» – около полумиллиона долларов. Более трех миллионов людей уже посетили выставку «Диалог во мраке» в ста городах пятнадцати стран мира. В Израиле же выставку посещает по 50.000 человек в год.
Золотой период
Творческая фаза, принесшая художнику славу, достаток и наибольшее количество частных заказов, продлилась до начала 1910 годов. Используя сусальное золото для фона еще с середины 1890 годов, Климт увлекся удивительными возможностями этого материала. Никакие репродукции картин Густава Климта не передадут все великолепие золотых волос его «Водяных змей», сверкающих украшений и прозрачных складок одежд I и II «Юдифи», драгоценного дождя «Данаи».
Тончайший золотой лист, в отличие от грунта, лака и краски, устойчив к истиранию. Такая подложка создает особый эффект, просвечивая сквозь легкий слой краски. Покрыв золотой фон прозрачным или слегка подцвеченным лаком, можно различными способами получить впечатление многообразных фактур. Краску, нанесенную по золоту, можно процарапать, стереть, уже высохшей или сырой, частично убрать растворителем, получив при этом интереснейшие эффекты. Нанося драгоценный металл на красочный слой, можно достичь совершенно иных визуальных результатов. Художник надолго увлекся декоративными свойствами золота (иногда листового серебра) и создал множество захватывающих произведений. Невозможно перечислить созданные за этот период все работы по номерам Густава Климта. Картина «Поцелуй», «Адель Блох-Бауэр», «Золотые рыбки», оба полотна «Юдифь», «Даная», «Водяные змеи» считаются самыми впечатляющими.
Скандальный заказ 1990 года
В 1894 году австрийское министерство образования Климту поручило исполнить три крупномасштабных полотна для украшения потолка в зале факультета живописи Венского университета. До 1990 года не все картины были готовы. Первую же работу — «Философия» — университетские профессора подвергли беспощадной критике. При этом «Философия», выставленная Климтом на парижской выставке 1990 года, удостоилась золотой медали. Художник изобразил обнаженную женскую натуру в аллегорической форме, однако все его работы подобного плана обладают невероятной силой эротизма. После скандала австрийская общественность еще в меньшей степени была готова к компромиссному восприятию написанных в 1991 году картин Густава Климта с названиями «Медицина» и «Юриспруденция». Признанные порнографическими изображениями, эти работы были жестоко отвергнуты университетскими, политическими, религиозными и культурными кругами.
Все три полотна художник выставлял в «Сецессионе», и относительно их содержания у Климта с Францем Матчем произошли серьезные разногласия. «Теология» Матча была принята преподавательской комиссией и все еще находится в Венском университете. Журналист Карл Краус в журнале The Torch, защищая университетский отказ от «Философии» Климта, пренебрежительно отметил, что Париж, который импортирует искусство в стиле «goût Juif» (еврейский вкус), безусловно, одобрил бы полотна для храма науки, такого как университет. После скандала Климт больше не принимал государственные заказы, посвятив себя портретной и пейзажной живописи.
1890-е: встреча с Эмили Флёге и разрыв с академизмом
Портрет Эмили Флёге (1902 г.), Венский музей .
Из своих первых личных заказов ( подвески на парадной лестнице Музея истории искусств ) он выходит из академических моделей, вдохновленных японской гравюрой, символикой и французским импрессионизмом .
В качестве компаньона он взял Эмили Флёге , которая управляла домом моды, и в начале 1890-х годов обратился к писателям Артуру Шницлеру , Гуго фон Хофманнсталю и Герману Бару . В 1895 году во время выставки в Вене он обнаружил работы Макса Либермана , Фелисьена Ропса , Юлиуса Клингера , Арнольда Бёклина и Огюста Родена .
В 1892 году , когда умер его брат, ему пришлось обеспечить финансовую безопасность своей семьи. Он начинает свой разрыв с академизмом . В 1893 году министр культуры отказался назначить его на кафедру истории живописи изящных искусств.
В 1894 году он вместе с Францем Матчем получил заказ на украшение aula magna университета и создал три монументальных произведения . В следующем году Климт получил в Антверпене главный приз за украшение зрительного зала театра замка Эстерхази в Тотисе (Венгрия).
Вместе с несколькими своими друзьями, в том числе Коломаном Мозером , Йозефом Марией Ольбрихом , Карлом Моллем , Йозефом Хоффманном , Максом Курцвейлом , Йозефом Энгельхартом (де) и Эрнстом Штером , он создал3 апреля 1897 г. группа сепаратистов, основавшая в Январь 1898 г.художественный журнал Ver sacrum («Священный источник»). Группа стремится построить здание, посвященное искусству. В том же году Климт принял участие в основании Союза фигуративных художников, называемого Венским сецессионом, с 19 художниками из Кюнстлерхауса. Это разделение отмечает стремление Климта и множества других художников к новизне перед лицом «непреклонного сопротивления переменам» венского академизма, ответственного за настоящий художественный «мракобесие» . Со своей стороны, Künstlerhaus на самом деле не является трансмиссией между иностранными художниками-новаторами и их австрийскими коллегами.
Он становится президентом этой ассоциации, целью которой является реформирование художественной жизни того времени и создание произведений искусства, которые поднимут «австрийское искусство до международного признания, к которому оно стремится» . Это также вопрос преодоления разрыва между так называемыми второстепенными искусствами, объединения утилитарных предметов и произведений искусства — для создания целостного произведения искусства , согласно цитате Вагнера, — преобразования мира посредством искусства. Искусство должно повышать осведомленность и избегать любого компромисса с устоявшимся искусством и академизмом.
Этот фундамент является своего рода ответом на движение ар-нуво во Франции и модерн, развивающийся в Германии. Обзор Ver sacrum становится средством выражения Сецессиона и выразителем его воли к изменению мира. Йозефу Марии Ольбриху удается реализовать здание, посвященное искусству, желаемому Климтом, — Дворец сецессионов , который дает молодым фигуративным художникам постоянное место для выставок их работ и воплощает идеи группы в своего рода манифест: «Каждая эпоха имеет свои искусство, каждое искусство имеет свою свободу. » .
С 1897 года Климт начал проводить лето с Эмили Флёге в районе Каммер и Аттерзее , где он написал свои первые пейзажи.
В 1898 году он создал плакат для первой выставки и открытия Сецессиона. Он представляет собой полностью обнаженного Тесея , убивающего Минотавра . Этот плакат подвергается цензуре венских властей, гениталии Тесея прикрыты, что не может не раздражать Климта.
Авторский стиль 1880 – 1990 годов
Монументальные работы Климта 1886 – 1891 годов для «Бургтеатра» и венского Художественно-исторического музея отражают присущее художнику на этом этапе античное направление и академический стиль. В работах прослеживается аналогия с творчеством британского художника Лоуренса Алма-Тадема. «Аллегории и эмблемы» — одна из успешных фресковых серий Густава Климта, разработанная в тот период. Все фрески, как и живопись того периода, тщательно детализирована и прорисована.
Из картин Густава Климта масляный холст «Сапфо» (1888-1890 гг.; 39 см × 31,6 см) можно привести как типичный пример сюжетов и техники раннего творческого этапа художника. Изображение древнегреческой поэтессы на фоне природы и античной архитектуры отражает влияние прерафаэлитов и мечтательную литературную символику Моро. Подобная композиция у Климта, построенная по консервативно-классическим канонам, присутствует в его монументальной живописи для «Бургтеатра».
Золотой цикл
1902–1903 годы были поворотным моментом в творчестве Климта и периодом интенсивного творчества. Он начинает реализацию Золотого Цикла (или «золотого периода») с Водяных Змеев , Портрета Адели Блох-Бауэр и Данаи .
В 1903 году Климт посетил Венецию , Равенну и Флоренцию . Панели для aula magna были размещены в Österreichische Galerie , Климт выразил протест и выкупил панели у министерства в 1905 году. В 1903 году ретроспектива Климта также прошла во Дворце сецессиона.
В 1904 году бельгийский банкир Адольф Стокле поручил ему создать настенную мозаику для столовой роскошного дворца, построенного им в Брюсселе по проекту архитектора Йозефа Хоффмана . Климт разрабатывает коробки для производства Wiener Werkstätte . Декоративное богатство Климта очевидно в L’Attente и L’Accomplissement , которые он создал для Адольфа Стокле.
Творческий путь Густава Климта
Густав Климт, ставший основоположником австрийского модерна, родился в предместьях Вены в 1862 году. Его отец занимался гравировкой и ювелирным делом. Как мне кажется, именно благодаря ему Климт заинтересовался подобным искусством. По окончанию школы юноша поступает в Венское художественно-ремесленное училище, где занимался изготовлением фресок. Ранние творения Климта действительно были предназначены для оформления театров.
Что интересно, многие картины художника, созданные позднее, в некотором роде напоминают фрески. На многих работах Климта присутствуют женские изображения, а доля эротизма заметна в большинстве его творений. Климт старался с максимальной искренностью передавать оттенки эмоций и чувств в персонажах, которых изображал. С уважением он относился к представителям самых разных направлений живописи. В 1897 году он основал венский сецессион, объединение художников, представляющих реализм, символизм, натурализм.
Художник Густав Климт
Сам Климт изначально работал в стиле натурализма, однако со временем стал тяготеть к аллегориям и декоративным элементам. Индивидуальные особенности, уникальный подход в его творениях можно заметить в оформлении Музея истории искусств, что было создано руками Климта. Поздние работы (к ним относится и «Поцелуй» отражают необыкновенное видение художника. Поразительная прозрачность в этих картинах сочетается с искренностью подачи и чувственностью, символами и эффектом мозаики, что был так близок мастеру.
Живопись Климта – это стремление к свободе и полный уход от канона и стандартных форм. Ему нравилось отражать противостояние и даже некую борьбу противоположностей, максимально использовать символы и декоративные дополнения, что могут рассказать об очень многом.
Музей Израиля приобрёл единственный сохранившийся масляный набросок картины Густава Климта времён венского сецессиона
Музей Скотленд-Ярда открывает выставку криминальных экспонатов
Венская ярмарка современного искусства 2015
Кукла к Рождеству
250 оригинальных находок с «Титаника» покажут в Германии
Микеланджело и его последователи на выставке в Бонне
Дрезденский аэропорт продолжает выставляться
В Берлине открылась выставка американских и канадских комиксов
Затаив дыхание
В Лондоне открылась выставка кукольных домиков
Цветастые лягушки приглашают в ботанический сад
Выставка “THE KALIKUT STORY”
Выставка морского мусора
Часы как искусство
Что подарили городской галерее?
«Bellissimа!» Италия в ракурсе «haute-couture»
В финском городе Пори пройдет выставка для нудистов
Игрушки для бедных и богатых
Тюрьма, которую хочется увидеть
Китайская армия уже в Праге
В бывшей тюрьме Сеговии открылась выставка современного искусства
Дом-музей пива Guinness проведет выставку в Мадриде
В Мадриде откроется Музей королевских коллекций
На Кипре открылась выставка живописи
В Лондоне пройдет самая крупная выставка, посвященная Элвису Пресли
В Таллине туристов научат рукоделию
Выставка о персонаже Hello Kitty открывается в Гонконге
В Лондоне открылась крупнейшая за 60 лет выставка, посвященная Шерлоку Холмсу
Хорватия ждет ценителей трюфелей
Фотовыставка «Ночная жизнь Тель-Авива 1980-х годов» пройдёт в музее Эрец-Исраэль
Жоан Мирó-и-Феррá „С земли на небо“
Выставка сценических костюмов из спектаклей Шекспира
Шоколадная Кутна Гора
40 гравюр Гойи на выставке в Сан-Лоренсо-де-Эль-Эскориаль
Молодожёны — на Ямайку!
День открытых дверей в Лондоне
В Нови-Саде пройдет фестиваль «Дни Бразилии»
Пир искусства в Динаре
На курорте Плайя-Бонита откроется Музей подводной археологии
В Южной Каролине появится музей «черной истории»
В музее Прадо проходит выставка фотографа Альберто Шоммера
Часть галереи Уффици во Флоренции закрывается до весны
Выставка Жонга Биао
Мадам Тюссо в Гонконге до 31 августа ( Madame Tussauds Hong Kong: glitzy and sparkly summer)
Анонс выставки скульптур Жюльена Маринетти специально для отеля 45 Park Lane
В зоопарке Туари можно увидеть крошечных животных
Замок в Розтоках приглашает на новые выставки
В Зальцбурге откроется ярмарка искусств
В Риме открылась выставка Микеланджело
Музей Израиля приобрёл единственный сохранившийся масляный набросок картины Густава Климта времён венского сецессиона
«Путешествие в сердце мусора» в Маресме
Картина в годы фашизма
Для Европы настали страшные времена. В 1938 году Австрия вошла в состав уже нацистской Германии. Начались преследования евреев, Фердинанд бежал в Швейцарию, оставив всё. Приглядывать за имуществом осталась Мария, любимая племянница Адели. «Женщина в золотом» в опустевшем доме теперь пристально вглядывалась в злодеяния фашистов. Гестаповцы забрали всё ценное (бриллиантовое колье, некогда украшавшее изящную шейку Адель, не раз замечали на жене Гимлера), потом вывезли картины для коллекции живописи Третьего Рейха. Гитлер, знавший Климта лично, не мог позволить находиться на всеобщем обозрении изображению явной еврейки. И картина была отправлена в недра подвалов, что, наверняка, спасло её от гибели в последующих бомбёжках и обстрелах в конце Великой отечественной войны. Оказалось, шедевр был спасён другом Марии Алоисом Кунстом, который в годы войны был внедрён к фашистам якобы их пособник. Кунст передал реликвию в Бельведер, а позже стал директором музея.
План мести
Пусть у него не такое блестящее образование, как у жены, но он знает, что в древности для разлучения влюблённых использовали цепи, которыми их приковывали друг к другу, пока те от такой чрезмерной близости не возненавидят друг друга. Он закажет распутному художнику портрет Адели! Причём, надо упомянуть в договоре предварительное создание не менее сотни эскизов. Климт, привыкший к постоянной смене натурщиц и любовниц, не сможет долго терпеть одну-единственную и, в конце концов, он её не будет на дух принимать. И пусть не торопится, пишет несколько лет! Адель, видя угасание чувств Климта, одумается и поймёт, на кого она променяла прекрасного мужа. Ещё в контракте обязательно надо упомянуть огромный, разорительный штраф для художника за отказ от работы, чтобы у парочки не было возможности расстаться раньше времени. Да, контракт обезопасит Фердинанда от провала задуманного плана. К тому же бизнесмен-сахарозаводчик отлично понимал, что картина востребованного и оригинального художника — это весьма удачное капиталовложение.
Биография Климта
Густав Климт (14 июля 1862 г. – 6 февраля 1918 года) — австрийский художник-символист, один из наиболее видных членов Венского сецессиона. Климт известен картинами, фресками, эскизами и другими произведениями искусства. Женское тело было основным сюжетом Климта, а его работам свойственен откровенный эротизм. В дополнение к фигуративным работам, в которые входят аллегории и портреты, он писал пейзажи. Среди художников Венского сецессиона, именно на Климта наиболее повлияли японское искусство и его методы.
В начале своей художественной карьеры он был успешным художником архитектурных украшений в обычной манере. В связи с развитием более личного стиля, творчество Климта стало предметом споров, которые завершились, когда картину, которую он закончил около 1900 года для потолка большого зала Венского университета, подвергли критике как порнографическую. Впоследствии он больше не принимал общественные заказы, но добился успеха с картинами «золотого периода», многие, из которых включают сусальное золото. Творчество Климта произвело значительное влияние на его молодого современника Эгона Шиле.
ТВОРЧЕСТВО ГУСТАВА КЛИМТА
Среди наиболее восхитительных работ художника — панно для «Бургтеатра» в Вене (1888), ряд мозаичных фресок в Pallas Stoclet, богатом частном особняке в Брюсселе. К концу жизни в 1917 году Климт завоевал полное официальное признание, став почетным профессором Венской и Мюнхенской академий изобразительных искусств.
Картина Густава Климта «Поцелуй». На цветочном поле, из орнамента и абстрактных форм вырастает силуэт целующейся пары. В колорите картины преобладает золотой тон с вкраплением ярких пятен полевых цветов и богатого узора одежд. Эротический характер придают сцене чувственные линии, пышный орнамент и пряный колорит — символ роскоши и декадентства. Этот стиль часто называют стилем модерн. Климт написал большое количество портретов, в основном женских, а также мифологические и аллегорические композиции. Эскизы предметов прикладного искусства и мозаик Густава Климта пользовались огромным успехом, однако созданные художником настенные росписи для венского университета вызвали скандал и были сочтены художественными критиками начала двадцатого века «порнографическими». Скончался Густав Климт в 1918 году.
Сецессион (нем. Sezession, от лат. secessio — отход, отделение), название объединений художников в Мюнхене, Вене, Берлине, отвергавших академические доктрины, выступивших провозвестниками стиля модерн. Венский Сецессион возник в 1897 и объединил художников австрийского модерна — «сецессионстиля» (Sezessionsstil) — вокруг журнала «Вер Сакрум» (Ver Sacrum), основанного в 1898 году. Журнал одновременно был и органом австрийского литературного символизма (Гуго фон Гофмансталь, Райнер Мария Рильке). Руководил объединением живописец Густав Климт. Характерными особенностями этого стиля для живописи были мозаичная многоцветность и изощренная орнаментальность, для графики — геометрическая ясность рисунка при его общей свободной декоративности, для архитектуры — ритмическая упорядоченность делений, лаконичность декора, рациональность композиционного и конструктивного решений. Мастеров этого стиля (Йозеф Мария Ольбрих, Отто Вагнер, Йозеф Хофман, Карл Мозер и другие художники) отличало тяготение к прямолинейной орнаментике, сохранявшей геометрическую жесткость даже в самых сложных комбинациях. В связи с этим «сецессионстиль» иногда называют «стилем квадрата» (Quadratstill).
Детство и юность
По национальности Густав Климт – австриец, но в его жилах текла и чешская кровь от отца-ювелира, чьи детство и юность прошли в Богемии. В молодости мама будущего живописца тоже жила искусством – мечтала стать музыкантом. Планам помешала многодетная семья: Густав – второй по старшинству из семи отпрысков Климтов, 3 сыновей и 4 дочерей.
Густав Климт в молодости
Родился ярчайший представитель ар-нуво летом 1862 года в Пенцинге, одном из 23 районов Вены. Вырос в округе Баумгартен. Пенцинг знаменит живописной природой, ведь расположен на отроге Восточных Альп, и одну треть района покрывает Венский лес.
Работа отца, гравера по золоту, не приносила дохода, который позволил бы семье жить в достатке. Но все дети Эрнеста и Анны Климт, когда повзрослели, выбрали искусство. Сыновья стали художниками, дочери сделали карьеру в индустрии моды.
Портрет Густава Климта. Художник Эгон Шиле
Первые шаги творческой биографии маленького Густава были сделаны под началом отца, научившего сына смешивать краски и наносить мазки на полотно. В 14 лет юный художник стал учеником художественно-ремесленного училища в Вене. Спустя год в учебное заведение, действовавшее при Австрийском музее, поступил и брат Густава, Эрнст.
Климт выбрал специализацией архитектурную живопись. Кумиром юноши в период учебы оказался Ганс Макарт, творивший в историческом жанре. Удивительно, но в студенческие годы будущая звезда модерна отличался от прогрессивных товарищей тем, что уважал консервативные засады академического образования.
Телесные формы протеста
Оскар Кокошка. Афиша журнала Der Sturm, 1911
Цветная литография, 70 × 46,5 см
Противостояние миру обывателей — лейтмотив творчества как австрийских экспрессионистов, так и акционистов. В пику закостенелым общественным нормам они открыто демонстрировали собственные тела — обнажённые, калечимые, увечные, не соответствующие идеологической и политэкономической модели современной им Австрии. Страдающее тело художника, отсылающее к эстетике тела Христова, стало определённой константой в работах обеих групп. Например, характерный для иконографии распятия мотив раны в подреберье возникал и в акциях Нитча, и на знаменитой афише журнала Der Sturm с автопортретом Оскара Кокошки. Последний изобразил себя ещё и обритым налысо, тем самым, по собственному признанию, стремясь соответствовать медийному образу преступника.
Гюнтер Брус. Венская прогулка, 5 июля 1965
Документация акции. Фотография, 39,2 × 39,2 см
Идея, что само тело художника может обладать протестным потенциалом, легло в основу «Венской прогулки» — первой акции Гюнтера Бруса в публичном пространстве. Политическое измерение ей придавал, с одной стороны, эпатажный вид художника, через всё тело которого проходил нарисованный вертикальный шов — снова образ раны! — а с другой, сам выбранный художником маршрут. Начиналась прогулка на площади Хельденплац, где в 1938 году многотысячная толпа венцев приветствовала Адольфа Гитлера, объявившего об аншлюсе Австрии. Визуально травмируя собственное тело, Брус сообщал и о травме на теле общества, замалчивающего события недавнего прошлого. Через 20 минут после начала акции художник был задержан полицией и приговорён к штрафу в 80 шиллингов за нарушение общественного порядка. Однако, как и для Кокошки, оказаться преступником в глазах «общества гномов» (по выражению Отто Мюля) для Бруса было лишь поводом для гордости.