Смерть скупца: Иероним Босх, 1490
Показывая жестокие мучения умирающего, один из великих художников Босх осуждает скупость — один из самых страшных смертных грехов. Своим полотном мастер пытается донести до зрителя идею о том, что скупой человек, умирая, не будет знать покоя и покаяния, одолеваемый мыслями о своем богатстве.
Смерть скупцаИероним Босх
Вероятно, произведение было написано для украшения одной из створок алтаря в католическом храме. Об этом говорит своеобразная композиция картины, ориентированная по диагонали.
Смерть человека, запертого в маленькой комнате и постоянно тревожащегося за свое богатство, не вызывает сочувствия; скорее, образ скупого вызывает отвращение и горячее осуждение.
Смерть и могила
Современные исследователи сделали вывод, что вероятная причина смерти художника – инсульт. Да Винчи скончался в возрасте 67 лет, произошло это в 1519 году. Благодаря воспоминаниям современников известно, что к тому времени художник уже страдал от частичного паралича. Леонардо не мог двигать правой рукой, как полагают исследователи, из-за перенесенного в 1517 году инсульта.
Несмотря на паралич, мастер продолжал активную творческую жизнь, прибегая к помощи ученика Франческо Мельци. Самочувствие да Винчи ухудшалось, а к концу 1519 года ему уже было трудно ходить без посторонней помощи. Данные свидетельства соответствуют теоретическому диагнозу. Как полагают ученые, повторный приступ нарушения мозгового кровообращения в 1519 году завершил жизненный путь знаменитого итальянца.
На момент смерти мастер находился в замке Кло-Люсе близ города Амбуаз, где прожил последние три года своей жизни. В соответствии с завещанием Леонардо, его тело захоронили в галерее церкви Сен-Флорантен.
К сожалению, могила мастера была разорена в ходе гугенотских войн. Церковь, в которой упокоился итальянец, была разграблена, после чего пришла в сильное запустение и была снесена новым владельцем замка Амбуаз Роже Дюко в 1807 году.
После разрушения часовни Сен-Флорантен останки из множества захоронений разных лет были перемешаны и закопаны на территории сада. Начиная с середины девятнадцатого столетия, исследователи предпринимали несколько попыток идентифицировать кости Леонардо да Винчи. Новаторы в этом вопросе ориентировались на прижизненное описание мастера и выбрали из найденных останков наиболее подходящие фрагменты. Их некоторое время изучали. Работами руководил археолог Арсен Уссэ. Он же нашел осколки надгробной плиты, предположительно, с могилы да Винчи, и скелет, в котором не хватало некоторых фрагментов. Эти кости были перезахоронены в реконструированной могиле художника в часовне Святого Губерта на территории замка Амбуаз.
В 2010 году команда исследователей под руководством Сильвано Винчети собиралась провести эксгумацию останков мастера эпохи Возрождения. Идентифицировать скелет планировалось с помощью генетического материала, взятого из захоронений родственников Леонардо по отцовской линии. Итальянским исследователям не удалось получить разрешение владельцев замка для проведения необходимых работ.
На том месте, где раньше находилась церковь Сен-Флорантен, в начале прошлого века был установлен гранитный памятник, ознаменовавший четырехсотлетний юбилей со дня смерти знаменитого итальянца. Реконструированная могила инженера и каменный монумент с его бюстом являются одними из самых популярных достопримечательностей Амбуаза.
Биография
Дата рождения художника неизвестна. Художественные навыки он, возможно, обрёл в мастерской Бернардо Дадди, где, как предполагают, одно время работал и его брат Андреа. Имя Нардо впервые появляется в 1346-48 годах в списках цеха врачей и аптекарей «Арте деи Медичи э дельи Специали», куда входили и художники (вероятно потому, что приготовление красок было похоже на приготовление лекарств). К этому времени Нардо стал достаточно известным мастером для того, чтобы в 1348 году вместе с братом Андреа быть рекомендованным руководителям города Пистойя, обратившимся к властям Флоренции с просьбой назвать имена лучших художников для изготовления алтаря в церкви Сан Джованни Фуорчивитас. В этот период братья Чоне жили в районе прихода церкви Сан Микеле Висдомини, и совместно держали мастерскую. В 1350х и первой половине 1360х годов Нардо, согласно архивным документам, проживал в центральном районе Флоренции, но числился при другом приходе, нежели его брат Орканья, продолжая, тем не менее, работать с ним в одной мастерской. Из документов также известно, что в 1356 году Нардо написал образ Мадонны, который ранее висел в помещении Габелла деи Контратти (финансово-деловом учреждении Флоренции; образ не сохранился). В 1363 году он получил плату за росписи в оратории братства Бигалло, от которых ныне сохранились лишь фрагменты. 21 мая 1365 года Нардо ди Чоне составил завещание, а в 1366 году его уже не было в живых. Своё имущество он завещал поделить между тремя своими братьями — Андреа, Якопо и Маттео. Поскольку в завещании не упомянуты жена и дети, Нардо, вероятно, прожил жизнь холостяком (хотя по другим сведениям у него был сын Джованни, который помогал ему в росписях капеллы Строцци). Эти несколько фактов — практически всё, что известно о двадцатилетней творческой карьере художника.
Не сохранилось ни одной подписанной работы живописца. Несмотря на то, что большинство известных ныне его произведений находятся во Флоренции, Нардо работал во многих других местах. Сохранился документ, правда, не имеющий даты, согласно которому художник Бартоломео Кристиани из Пистойи вступил с Нардо в соглашение о том, что тот будет помогать ему в случаях, когда Бартоломео придется работать за пределами Флоренции. Кроме того, присутствие на большом Бойницком алтаре св. Райнерия, покровителя Пизы, свидетельствует, что художник создавал алтарь для этого города, то есть наверняка в нём работал.
«Крик»
Перечисляя самые страшные картины художников мира, невозможно не вспомнить знаменитое творение Эдварда Мунка. На своей картине ему удалось отобразить самую суть ужаса и сопутствующие ему безнадежность, отчаяние, одиночество. Существует мнение, что выбор подобного сюжета был вызван болезнью художника — маниакально-депрессивным психозом.
Картина выполнена в стиле экспрессионизм, поэтому большую роль в ней сыграла цветовая гамма. Кровавые оттенки красного придают «Крику» схожесть с адом, и это впечатление только усиливается при взгляде на фигуру человека, чьё лицо исказила гримаса боли и ужаса. Сегодня картина очень популярная. Она стала настоящим брендом и активно используется в средствах массовой информации, рекламе, кино.
Кроме «Крика» у Мунка были и другие работы, тоже не слишком радостные, например, картина «Поцелуй». Больше напоминает не романтическое свидание, а «Сайлент Хилл» какой-то!
Интересные факты
- Исследовательница религиозных тайн Линн Пикнетт в 2009 году опубликовала книгу «Леонардо да Винчи и братство Сиона», назвав знаменитого итальянца одним из магистров тайного религиозного ордена.
- Считается, что да Винчи был вегетарианцем. Он носил одежду изо льна, пренебрегая нарядами из кожи и натурального шелка.
- Группа исследователей планирует выделить ДНК Леонардо из сохранившихся личных вещей мастера. Историки также утверждают, что близки к тому, чтобы найти родственников да Винчи по материнской линии.
- Эпоха Ренессанса была тем временем, когда к благородным женщинам в Италии обращались словами «моя госпожа», по-итальянски — «мадонна» (ma donna). В разговорной речи выражение сократилось до «монна» (monna). Это означает, что название картины «Мона Лиза» дословно можно перевести как «Госпожа Лиза».
- Рафаэль Санти называл да Винчи своим учителем. Он бывал в мастерской Леонардо во Флоренции, старался перенять некоторые черты его художественного стиля. Рафаэль Санти называл также своим учителем Микеланджело Буонарроти. Три упомянутых художника считаются главными гениями эпохи Ренессанса.
- Австралийские энтузиасты создали крупнейшую передвижную выставку изобретений великого архитектора. Экспозиции была разработана при участии Музея Леонардо да Винчи в Италии. Выставка уже побывала на шести континентах. За время ее работы пять миллионов посетителей смогли увидеть и потрогать руками произведения самого знаменитого инженера эпохи Возрождения.
Работает
В публичных коллекциях присутствуют:
- Богородица с младенцем, святые Матфей и святой Николай Бари (1328 г.), ранее в монастыре Огниссанти, Галерея Уффици, Флоренция
- Сцены из Первомучеников Лорана и Стефана (около 1330 г.), фрески в часовне Пульчи, базилика Санта-Кроче во Флоренции
- Мадонна четырех святых (ок. 1330 г.), холст, масло, 37 × 22 см , Musée des Beaux-Arts , Нант
- Дева Мария со Святым Фомой Аквинским и Святым Павлом (около 1330 г.), Центр Гетти , Лос-Анджелес
- Прибытие святой Урсулы в Кельн (около 1330 г.), Центр Гетти , Лос-Анджелес
- Кроче Дипинта (ок. 1330 г. ), темпера, сусальное золото, дерево, 43 × 37 см , Национальная галерея Виктории , Мельбурн . Расписанный с двух сторон, это, вероятно, крестный ход. На одной стороне изображен распятый живой ( Христос торжествующий ), а на другой — мертвый Христос.
- Сцена из жизни Святой Цецилии (около 1335 г.), Городской музей, Пиза
- Благовещение , пределла полиптиха (1335 г.), Лувр , Париж
- Успение Богородицы (ок. 1337-1339), темпера на дереве, позолоченный фон, 108 × 136,8 см , Коллекция Роберта-Лемана , Музей Метрополитен , Нью-Йорк
- Триптих Богородицы с младенцем в величии со святыми и ангелами , переносной алтарь (1338 г.), Институт искусств Курто , Лондон
- Распятие (около 1340 г.), вероятно, центральная панель небольшого триптиха, Коллекция Витторио Чини , Венеция * Распятие с росписью (1340–1345), Галерея Академии во Флоренции
- Полиптих Сан-Панкрацио , большой разложившийся полиптих Богородицы с младенцем в величии среди ангелов, со Святым Иоанном Евангелистом , Святым Зенобом , Святым Панкрацием , Святым Иоанном Крестителем , Святым Репаратом , Святым Миниатусом ; пределла Семь сцен из жития Богородицы (конец 1340-х гг.), Галерея Уффици , Флоренция
- Даты не указаны
- Коронация Богородицы , Пинакотека , Турин
- Распятие , Национальная художественная галерея , Вашингтон.
- Святая Екатерина Александрийская , работа с атрибуцией и без даты
- Христос в окружении святых , Метрополитен-музей, Нью-Йорк
Стиль и произведения
Стиль Уорхола в искусстве — это его собственная концепция поп-арта и артхауса. В кино он делает тоже самое, что и в живописи. Он всегда стирает границы. Всем известна эта легендарная банка супа Кэмпбелл. Критикам очень трудно признать это, но Энди не имел никакого второго смысла, когда её изображал и преподносил зрителям. Он видит её в качестве куска от гештальта. В психологии — это нечто большее, чем сумма вещей. Если кто-то смотрит на кухонный стол, то видит не стол, скатерть и тарелки на нём, но ещё и своё отношение к пространству и времени. Стол может ассоциироваться с чем-то, что является источниками комфорта или дискомфорта. Энди не мудрит с такими конструкциями, а просто рисует банку супа, который ему на самом деле нравится. Кухню никто придумать не сможет, не успеет, психику ослепляет сама этикетка, сам образ банки. Это, кстати сказать, основная сила воздействия коммерческих упаковок. Они работают ещё до того, как человек начинает думать в качественных категориях.
Энди Уорхол работы свои любил, но более любил самого себя. Это совершенно не означает, что он был законченным эгоистом. Он помогал тем, кого считал достойным. Почему? Потому что универсальные люди многофункциональны. Так он их видел, в этом их отличие от всех остальных вещей. Люди — это более вещи, чем вещи, потому что они люди. Они имеют право использовать объекты живой и неживой природы так, как им нравится. Вот такая у него была философия. И это вовсе не призыв к вседозволенности. Ему самому насилие не нравилось, поэтому он считал насилие неестественным для людей и вещей. В общем — такой парень, которому нравятся джинсы, которому не нужно объяснять, что делать зло — это зло, потому что делать зло ему было бы слишком сложно. Это вызывает дискомфорт, а вещи и универсальные люди должны быть в порядке. Железная логика аутиста, и придраться к ней невозможно.
Публика создала много шума вокруг портретов известных личностей, образа Ленина на красном фоне, диптиха Мэрилин Монро, содержащего множество её портретов и созданного после смерти актрисы, картины «Пистолет», название которой вводит в заблуждение, потому что на ней изображён револьвер. С уверенностью можно сказать, что Энди таких тонкостей просто не отсекал. Для него было куда более важным то, что на картине изображёна копия оружия из которого некто Валери Соланас, писательница, сценаристка и радикальная феминистка, широко известная в крайне узком кругу до покушения и ставшая знаменитостью после него. Это произошло на «Фабрике», которая представляла собой художественную мастерскую, клуб, киностудию и иногда вертеп. Результатом покушения стало то, что он испытывал большие физические и нравственные страдания. Три пули угодили ему в живот, был ранен кто-то ещё из тех, кто постоянно ошивался на «Фабрике» по делу и без дела. Однако Энди не стал подавать иск на Валери. Её приговорили к трём годам и принудительному лечению в психиатрической клинике.
Из-за покушения здоровье было серьёзно подорвано, но непосредственной связи между ним и смертью не было. Выстрелы прозвучали в 1968 году, а смерть наступила в 1987 году, через 19 лет. В эти годы художник продолжал заниматься творчеством, в частности — ставил свои эксперименты с раскраской гоночного автомобиля, который представлял собой динамическое произведение искусства.
Гладильщицы (1884–1886)
Фигура гладильщицы, зевающей от своей однотонной, утомительной работы, стала символом работницы XIX века. Женщина решила передохнуть и выпить немного вина. Её поза и весь внешний вид говорит о том, как у неё ноет спина, болят руки. Рядом с ней вторая гладильщица продолжает отутюживать ткань тяжёлым чугунным утюгом. Её усталость видно в напряжённой позе, когда она, опустив голову, пытается со всех сил давить на утюг обеими руками. Это тот Париж, который скрывается за яркими витринами и вывесками богатых магазинов и отелей. Повседневная тяжёлая безысходность работниц делает их жизнь невыносимой.
Дега отработал новую технику, когда грубый холст и грубые мазки создают на картине эффект пастели. Гуманизм картины как раз кроется в этой жёсткой живописи. Зрителю становится невыносимо жаль этих тружениц. И если это так, то Дега смог сдвинуть огромную глыбу проблем женского труда в Европе XIX века.
2
Гравюры
За всю свою карьеру художник сделал десятки, даже сотни отпечатков многих из его 290 пластин (их количество является приблизительным). Самый большой размер офортов Рембрандта – 53 на 45 см, многие из них имеют размер открытки или даже меньше.
По крайней мере, 79 оригинальных пластин Рембрандта до сих пор сохранились. Все они из тонкого металла, самый толстый из которых составляет всего лишь одну двадцать пятую дюйма. Многие из них изношены или были испорчены переработкой в более позднее время.
Пожалуй, самые известные офорты Рембрандта – «Фауст», «Три креста», «Блинщица», «Мельница», «Три дерева», «Христос, исцеляющий больных» (или «Лист в сто гульденов»).
Биография и творчество Герхарда Рихтера
Будущий художник появился на свет 8 февраля 1932 года в Дрездене. Глава семьи Герхарда Рихтера, учитель по образованию, в силу причин состоял в национал-социалистической партии. Трудно сказать, что молодой отец разделял взгляды Третьего Рейха, но, судя по всему, мужчина чувствовал вину за происходившее по вине его народа во время Второй Мировой войны и внушил это неприязненное чувство подрастающему сынишке. Позднее тема нацизма и войны будет прослеживаться в полотнах Герхарда Рихтера. А пока он просто подрастал на радость родителям Хильдегарде и Хорсту. В 1936 родители Герхарда Рихтера подарили мальчику сестричку Гизелу.
Герхард Рихтер в юности
Перебравшись на остров Райхенау, подальше от восточногерманских страстей, родители Герхарда Рихтера посвятили себя всестороннему образованию сына и дочери: отец обучал мальчика точным наукам, а мама погружала ребят в волшебным мир литературы. Задатки творческой одаренности Герхарда чувствовались уже в школьные годы. А после получения аттестата парень освоил специальность художника рекламы и декораций и устроился подмастерьем к художнику-оформителю.
Герхард Рихтер в молодости
Счастья поступить в Дрезденскую академию художеств с первого раза Рихтеру не представилось. Его работы сочли чрезмерно «буржуазными».
Мало-помалу начинающий художник начал осознавать, что его картины не смогут быть понятыми в нынешней политической обстановке. Ему попросту не давали возможностей для профессионального роста и самореализации.
В 1957, уже будучи женатым, Герхард Рихтер попросил политического убежища по другую сторону «стены» и переехал с женой в Дюссельдорф. Здесь для перспективного дарования открылись новые перспективы: он совершенствовался в живописи и фотографии, много путешествовал в поисках вдохновения, заводил интереснейшие знакомства, общался с коллегами, набираясь опыта.
Герхард Рихтер
К тому периоду относится его активность в сфере проб разных видов художественных техник: от откровенного поп-арта и абстракционизма до экспрессионизма и экспериментов с цветом.
Кадр из фильма о Герхарде Рихтере
Здесь особенно стоит обратить внимание читателя на целый проект под названием «Серое» состоящий из нескольких полотен, который возымел небывалый успех в среде истинных ценителей искусства
Цикл работ «Серое»
Позже появились серии видов на облака, горы, город, монохромные пейзажи и знаменитые «48 портретов» интеллектуалов.
Ретроспектива «48 портретов»
Переехав в Кельн, Герхард Рихтер подарил местному собору роскошный пиксельный витраж из мозаики.
Мозаичный витраж в Кельнском Соборе
Тогда же Рихтером были написаны наиболее известные работы «Чтение», «Бетти», «Мориц».
«Чтение»
Восполнение нехватки личностных качеств как основа творческого процесса
Загадка того, что представляют собой картины Энди Уорхола основана на типе патологии его личности. Психопатия расстройство дефицитарное: всегда не хватает чего-то — чувств, сопереживания, самоидентификации, что человек стремится восполнить. Он очень много написал про это, ведь его тянуло и к писательской деятельности, он даже организовал журнальчик «Интервью», на страницах которого публиковались интервью, что звёзды брали друг у друга.
Однажды он увидел девушку с нарушением пигментации
Она привлекла внимание, он даже пошёл за ней. А спустя всего дней десять — у него начались проблемы пигментации кожи, волос, глаз
Отсюда и легендарный серебряный цвет волос. С медицинской точки зрения — это расстройство из области психосоматических. Он потом спрашивал, по его же словам, у знакомого студента медика, а можно заразиться расстройством пигментации визуально, просто посмотрев на другого больного. Неизвестно, что сказал ему студент. Можно, если речь идёт о человеке с особым укладом личности. Он, словно губка, впитывает в себя образ, у него огромное вместилище вещей в сознании, их он и стремится тиражировать.
Основные произведения
- Рассвет над Пирмой, около 1755, Картинная галерея старых мастеров. Дрезден;
- Общий вид Варшавы и Вислы, 1770, Национальный музей, Варшава;
- Церковь доминиканцев в Вене, 1772, Художественно-исторический музей, Вена.
Старый мост через реку По в Турине, 1745. Холст, масло.
Перед нами вид на Альпы, открывающийся с внешнего туринского моста. Слева пригород Борго ди По, раскинувшийся вдоль берега реки. Вдали — гора Каппуцини с характерным силуэтом церкви Девы Марии. На противоположном берегу просматривается монастырь святого Валентина. На переднем плане художник изобразил двух мужчин и себя, рисующим мост.
Вид старого рынка в Дрездене со стороны Дворцовой улицы, около 1750. Холст, масло.
Во время первого дрезденского периода (1747–1758) художник создал цикл видов Дрездена, состоящий из четырнадцати полотен. Заказ был сделан королем Августом III (1696–1763). Данное произведение — вторая версия вида рыночной площади. Отличается от первой лишь отсутствием нескольких незначительных деталей. Художник писал площадь, находясь на северной стороне; его взгляд был обращен на юг, где за домами возвышается церковь Святого Креста.
Вид Турина с королевским дворцом, 1745. Холст, масло.
На картине изображены ремонтные работы на бастионе Верде, окружающем королевский дворец (Palazzo Reale). За бастионом видны главное здание дворца, западный флигель и сады, раскинувшиеся перед ними. Над крышами зданий возвышаются часовня святой Синдоны и звонница собора. На заднем плане виден северный квартал города, примыкающий к комплексу дворцовых построек. На горизонте виднеются Савойские горы.
Вид колизея и каприччо, около 1745. Холст, масло. Это раннее произведение художника представляет собой часть цикла городских пейзажей, созданных во время его пребывания в Риме. Беллотто не стал придерживаться топографической достоверности при написании античного амфитеатра. Он поместил рядом несуществующие сооружения и оживил своеобразный живописный монтаж человеческими фигурами.
Человек, проснувшийся слишком рано
Характер уже ставшего знаменитым Леонардо да Винчи окружающие считали очень странным. Философ В. Г. Гитин пишет: «Он, например, не выказывал никаких эмоций ни по какому случаю, был до неправдоподобности равнодушен и ко всему, что принято считать добром, и ко всему, что принято считать злом, то есть в своих проявлениях напоминал заводную куклу, но никак не живого человека». Так что Леонардо недаром считался загадочным человеком, склонным к сознательному одиночеству.
Автопортрет. Около 1512
«Никогда не ел мяса – считал несправедливым отнимать жизнь у божьих созданий. Когда у мастера появлялись деньги, он шел на базар, скупал там всех певчих птиц и выпускал на волю. И этот же мягкосердечный человек мог спокойно смотреть на мучения казнимых преступников и зарисовывать их конвульсии!» Во второй половине своей жизни Леонардо стал уже настолько нелюдимым, а его одиночество и эгоцентризм настолько острыми, что он не мог жить в согласии с окружающим миром.
Профессор искусствоведения Л. Ю. Лиманская считает, что «неустанная жажда исследования у Леонардо – это результат его необыкновенной способности к сублимации. Анализируя особенности дневниковых записей, ошибок, оговорок, помет, Фрейд приходит к выводу, что отсутствие матери и недостаточность отцовского авторитета перенесла часть либидо в интеллектуально-познавательное русло».
Ни одного из своих трактатов Леонардо не завершил, ни одной из замышленных энциклопедий не составил. Нет свидетельств, что хотя бы одно из множества изобретений было «внедрено» при его жизни. Многие картины остались незаконченными, другие дописывались учениками, а фрески начали разрушаться еще на его глазах из-за неудачных экспериментов с красками. Поэтому список начатых и брошенных работ Леонардо впечатляет больше, чем список его завершенных творений.
Портрет госпожи Лизы дель Джокондо. Около 1506
Семья Медичи, всегда щедро покровительствовавшая людям искусства, относилось к Леонардо с понятным недоверием. «У него была подмоченная репутация: невероятно талантлив, но разбрасывается, ничего не доводит до конца… Ни одного законченного творения, будь то холст или трактат, статуя, машина или здание… Ватикан заказал ему картину, а да Винчи вместо этого занялся изобретением “вечного” лака для ее покрытия».
Но здесь следует учесть тот факт, что Леонардо всегда работал медленно и основательно. Его медлительность часто раздражала заказчиков и, естественно, они обращались к другим живописцам, не дождавшись окончания его работы.
Живопись
Герхард создал серые имитации «фотоизображений» «Призрачные перехватчики» и «Моторная лодка», которые до сих пор считаются одними из его самых революционных и известных ранних работ. Такой стиль живописи родился из слияния традиционных методов рисования со снимками, опубликованными в газетах, а техника создания картин заключалась в проецировании на холст отобранных фотографий с последующим размытием мягкой кистью или шваброй.
Параллельно с монохромией художник начал создавать и красочные образные работы, выпустив целую серию видов на город, облака и горы. Вскоре к ним присоединились цветные диаграммы, основанные на закономерности и случайности, удостоенные в 1967 году художественной премии «Молодой Запад». На следующем этапе карьеры Герхард написал серию «48 портретов», изображавшую Альберта Эйнштейна, Томаса Манна, Франца Кафку и прочих интеллектуалов.
Не отвлекаясь от абстракций, в 1980-х годах Рихтер продолжал работать над сюжетными картинами и писал фотореалистичные портреты членов семьи и ставшие культовыми серии «Свечи» и «18 октября 1977 года», которые основывались на постановочных натюрмортах и пресс-снимках террористической организации, действовавшей под названием «Банда Баадера – Майнхоф».
В это время он жил и работал в Кельне, где создал витраж из 11,5 тысяч квадратов для знаменитого римско-католического готического собора. В этом городе художник организовал постоянную творческую мастерскую и написал полотна «Бетти», «Медитация», «Чтение» и «Moritz», частично продемонстрированные на ретроспективной выставке 2002 года, прошедшей в нью-йоркском Музее современного искусства.
Вариант №2
Эдгар Дега – знаменитый художник такого направления, как импрессионизм. Однако, по негласному правилу художников, за основу следовало брать сюжеты из живой природы. Дега не терпел установленных рамок, а потому создал свой особый узнаваемый стиль. Сохранив при этом стремление запечатлеть едва уловимые и ускользающие моменты, что так характерно для творчества импрессионистов. В связи с чем во многих источниках Эдгара Дега называют художником-новатором. В качестве основной темы своего творчества он выбрал изображение танцовщиц. Художник часто посещал различные театры, каждый раз внимательно изучая каждое движение балерин. Картины Дега, несмотря на кажущуюся легкость, не были экспромтом. Каждое его творение – результат долгой и кропотливой работы. «Голубые танцовщицы» – наверное, самое известное и популярное произведение Эдгара Дега.
На картине изображены четыре балерины, можно предположить, что здесь запечатлен момент подготовки к выходу на сцену. Всего одно мгновение, и девушки выскочат на сцену исполнять свои партии. Пользуясь моментом, они в последний раз бегло осматривают свои пачки, поправляют причёски, мысленно перебирают па.
Существует также мнение, что на картине изображена одна девушка, повторяющая движения.
В любом случае невероятно притягательны изысканные наряды танцовщиц в голубых тонах. Картина насыщена женственностью, грацией и невероятной легкостью
Стоит обратить внимание на игру света и тени, на плавные переходы цветов на ткани. Голубизна заполняет всю картину, кажется, что даже цвет кожи девушек сливается с платьями
Интересно, несмотря на кажущуюся однотонность, изображение не потеряло контурность и контрастность.
Многие критики отмечают, что при создании этой картины Эдгар Дега вдохновился еще одним из своих увлечений – фотографией. «Голубые танцовщицы» – словно кадр плёнки, это доказывает асимметричность композиции и «обрезанность» части полотна.
Картина вдохновляет, захватывает зрителя и позволяет погрузиться в необыкновенную творческую атмосферу театрального закулисья. Думаю, многие балерины и сегодня представляют себя в качестве героинь на полотне Эдгара Дега.