Художник александр сверчков готовит в столице поморья необычный проект «двойное дно художника сверчкова»

Сверчков Николай Егорович (1817-1898)

Отец Н. Е. Сверчкова был выходцем из крестьян и
служил старшим конюхом и кучером в придворных конюшнях. Мальчик рано
начал рисовать лошадей и других животных, проявив наблюдательность и
умение передать повадки своих «моделей».

Поощряя склонности сына к занятиям искусством,
родители отдали его в 1827 г. в Воспитательное училище при АХ.
Однако слабый здоровьем ребенок не выдержал сурового режима и через
полгода был взят оттуда и определен в училище общего типа, после
окончания которого по настоянию отца поступил в хозяйственный
департамент Министерства внутренних дел. Карьера чиновника не
прельщала юношу, который в свободное время продолжал упорно
заниматься рисунком и живописью.

Постепенно он развил свои способности до такой
степени, что в 1839 г. осмелился послать на академическую выставку
первые картины: «Автопортрет», «Ездок», «Итальянка с гитарой» и
«Портрет девицы Сверчковой». Успех был очевидным, и его удостоили
звания свободного художника портретной живописи.

В 1840 г. Сверчков решился оставить службу. Дар
анималиста, умение на редкость правдиво и свободно изображать сцены
с лошадьми помогли Сверчкову занять место художника Хреновского и
Чесменского государственных конных заводов, крупнейших в России. В
этой должности он создал целую галерею, представляющую породистых
лошадей. Прославившись своим знанием пород и умением передать их
особенности, Сверчков стал получать заказы от известных
коннозаводчиков. Он изъездил Россию из конца в конец, узнал нравы
провинции и воплотил их в жанровых зарисовках.

На академической выставке 1844 г. были
представлены его картины «Отдых в поле» и «На конской ярмарке». В
этот период Сверчков отдал дань и литографскому искусству. В 1844 г.
им были созданы литографии «Кирасиры», «Казаки», «Лезгинский эскорт»
и др. Издательство Дациаро заказало ему серию уличных и дорожных
сцен «Эскизы русского» (1845). Издатель Фельтен выпустил «Альбом
коннозаводчиков с портретами заводских жеребцов и маток лучших
заводов России, писанных с натуры и литографированных художником Н.
Сверчковым» (1846-52). Этот цикл состоял из 25 листов и был весьма
популярен.

Проявил себя художник и в портретном жанре,
написав в конце 1840-х гг. «Портрет супруги в амазонском платье на
лошади» и «Скульптор И. И. Юшков в санях на набережной Невы», а
также «Портрет доезжачего В. П. Воейкова Харитона». В 1852 г. за
картину «Помещичья тройка» Сверчков получил звание академика
«живописи народных сцен», а в 1855 г. за картину «Дорожные» —
профессорское звание.

В жизни художника 1850-е гг. были отмечены
дружбой с Н. А. Некрасовым, в ярославском имении которого, Карабихе,
он провел много времени. Вместе с поэтом ходил на охоту, ездил на
крестьянские праздники, участвовал в домашних литературных вечерах.
Сверчков выполнил серию картин и рисунков на сюжеты произведений
Некрасова: «Мороз, Красный нос», «Мужичок с ноготок», а также
написал конный портрет А. Я. Панаевой. Нелегкой доле ямщиков
посвятил художник цикл картин конца 1850-х гг.: «Тройка в степи»
(1856), «В метель» (1857) и др.

Немалое место в его творчестве занимали и сцены
из охотничьей жизни: «Зимняя охота», «Беркутова охота, бывшая в
Москве» (обе 1856), «Эскизы охоты» (1857-58). Все они отличаются
тонким пониманием русского пейзажа.

В начале 1860-х гг. Сверчков предпринял
заграничную поездку, побывал в Париже, Лондоне, Брюсселе, где его
выставки имели большой успех. Вернувшись в 1864 г. в Россию, он
получил официальный заказ на серию исторических картин: «Выезд царя
Алексея Михайловича на смотр войск в 1664 году» (1866), «Царь
Алексей Михайлович с боярами на соколиной охоте близ Москвы» (1873)
и «Поезд царя Ивана Грозного на богомолье» (1878).

Новым жанром в его творчестве были и батальные
сцены, самая известная из них — «Переход гвардии через Балканы»
(1879) — была посвящена событиям русско-турецкой войны. Однако ни в
исторической, ни в батальной живописи Сверчков не проявил себя столь
тонким мастером, каким был в анималистическом жанре.
 

Директора, завучи и патроны Петришуле

Изображение Фамилия Имя Отчество Годы жизни Начало Оконч. Примечания
Бюшинг Антон Фридрих (1724 — 1793) 1761 1765 известный немецкий теолог, географ и педагог; первый высочайше утвержденный директор Петришуле
Вилламов Иоганн Готлиб (1736 — 1777) 1767 1772 немецкий поэт и переводчик, основатель рода Вилламовых в России, директор
Кольбе Георг Ульрих 1783 1788 педагог, доктор философии, директор
Вейссе Иоганн Готлиб (1735 — 1840) 1788 1818 магистр философии и богословия, директор
Шуберт Генрих Готлиб (1778 — 1866) 1818 1832 историк, доктор философии, инспектор с 1811 года: директор с 1818 года
Коллинз Эдуард Давидович (1791 — 1840) 1833 1840 математик, ординарный академик Российской Академии наук, преподаватель математики с 1824 года, директор с 1833 года
Лоренц Федор Федорович (1803 — 1861) 1840 1857 историк, профессор Педагогического института, член-корреспондент Петербургской Академии наук, директор
Штейнман Иван Богданович (1819 — 1872) 1857 1867 классический филолог и писатель, директор Петришуле, первый директор Императорского Историко-филологического института (1867-1871)
Графф Герман Федорович (1829 — 1879) 1867 1879 магистр философии, действительный статский советник, директор Петришуле
Фризендорф Эрнест Эдуардович (1847 — ?) 1880 1899 профессор филологии, составитель учебника грамматики древнегреческого языка
Шнейдер Карл Эдуардович (1853 — 1902) 1899 1902 директор
Натинг Адольф Иванович (1856 — 1921) 1902 1906 выпускник Технологического ин-та, статский советник, инспектор в Петришуле до 1902 года
Штейнманн Рудольф Иванович (1856 –1916) 1906 1916 действительный статский советник с 1908 года
Клейненберг Эрих Карлович (1878 — 1939) 1916 1928 профессор немецкой филологии, зав. кафедрой Ленинградского государственного университета, директор Петришуле с 1916 по 1928 год. Умер в «Крестах» во время следствия
Вульфиус Александр Германович (1880 — 1941) 1911 1928 историк, ученый-медиевист, доктор исторических наук, преподаватель истории с 1902 года, инспектор Петришуле, умер в Ухтижемлаге НКВД в 1941 году
Корн Генрих Августович (1888 — 1941) 1912 1929 преподаватель немецкого языка и немецкой литературы с 1912 года, инспектор Петришуле с 1924 года, расстрелян в ноябре 1941 года органами НКВД
Елецкий Марк Самойлович (1872 — 1938) 1928 1929 профессиональный педагог, член ВКПб с 1925 года, директор Петришуле с 1928 по 1929 год, умер во время эвакуации из Ленинграда в 1942 году
Соколовская Александра Львовна (1872 — 1938) 1929 1934 завуч, профессиональная революционерка, преподаватель обществоведения, первая жена Льва Давидовича Троцкого, расстреляна в Москве в 1938 году
Усвят Фаина Абрамовна (1906 — 1973) 1941 1962 преподаватель истории, директор 222-й и 217-й школ
Чудаков Ефим Александрович (1907 — 1965) 1953 1965 преподаватель истории, ветеран Великой Отечественной войны, гвардии майор запаса, завуч 222 школы

Как искать статью или личность на нашем портале?

  • Найдите в левом меню категорию, соответствующую предмету Вашего поиска. Например: «Краткая история», «Ученики», «Учителя», «Архитекторы» и т.д.
  • Если требуемая категория отсутствует в меню, то Вы можете использовать линк «Все категории» или поле «Поиск», которое находится в верхнем правом углу каждой страницы. Для поиска введите в поле не менее 4 знаков (букв или цифр) и нажмите «Ввод» («Enter») на клавиатуре или кнопку «Найти».
  • Для удобного поиска вы можете вводить как латинский, так и русский шрифт.
  • При совпадении введенной вами информации с названием статьи (возможно, с некоторыми вариациями заглавных букв) происходит переход к этой статье. Если такой статьи нет, то в результатах поиска показываются все совпадения с введенной вами информации в статьях.Если вы не уверены в правильности правописания, вы можете поставить после четырех знаков «звездочку» (*). Это годится и для русского и для латинского алфавитов. В этом случае, система покажет вам в результате все имена, содержащие первые четыре знака.Следует учитывать, что вся документация в Петришуле до августа 1915 года велась на немецком языке. Таким образом, если вы делаете поиск по имени/фамилии до этой даты, вы можете вводить информацию в латинском или русском правописании.
  • Для удобства читателя вся система соединена внутренними и внешними гиперссылками, которые дают возможность перейти к другому документу, в котором искомое имя или понятие рассматривается более подробно.

Биография[ | код]

Родился в семье служащего придворного конюшенного ведомства. Рисовать начал рано и быстро достиг заметных успехов, особенно в изображении лошадей, которых любил с детства. Отец, видя склонность девятилетнего сына к рисованию, определил его в Воспитательную школу при Императорской Академии художеств (1827—1829), но через полтора года Николай был вынужден прекратить учёбу из-за болезни. В дальнейшем Сверчков серьёзно занимался художественным самообразованием, изучал работы мастеров живописи, постоянно рисовал, особенно любил изображать сцены с лошадьми, добившись в этом больших успехов.

Учился в Петришуле (1829—1833).

С  г

его произведения на темы русского народного быта стали появляться на ежегодных академических выставках и вскоре обратили на него общее внимание.. В  г

за картину «Помещичья тройка пересекает на всем скаку обоз, тянущийся по большой дороге» получил звание академика. За другую значительную картину — «Грузный экипаж с пассажирами, едущий в знойный летний день» был удостоен, в  г., профессорского звания. К этому времени приобрёл известность, рисовал породистых лошадей, собак, охотничьи сцены, ухарские тройки, жанровые сюжеты с участием лошадей среди зимних пейзажей.

В  г. за картину «Помещичья тройка пересекает на всем скаку обоз, тянущийся по большой дороге» получил звание академика. За другую значительную картину — «Грузный экипаж с пассажирами, едущий в знойный летний день» был удостоен, в  г., профессорского звания. К этому времени приобрёл известность, рисовал породистых лошадей, собак, охотничьи сцены, ухарские тройки, жанровые сюжеты с участием лошадей среди зимних пейзажей.

В эту цветущую пору своей деятельности, он стал являться со своими работами в парижских салонах. Французская критика относилась к ним с большой похвалой, а одна из картин, находившихся на парижской выставке  г., «Возвращение с медвежьей охоты», была приобретена Наполеоном III. За неё и за две другие картины («Ярмарка» и «Станция», проданные также в Париже) он был награждён кавалерским знаком ордена Почетного легиона. В том же году написал для брюссельской выставки картины «Туманное утро при восходе Солнца», «Путник, застигнутый зимней вьюгой», и «Портрет Чихачова верхом на коне во время его путешествия в Турции».

Возвратившись в Петербург в  г., он исполнил для императора Александра II картину «Выезд царя Алексея Михайловича на смотр воинства в 1664 г.», после чего неоднократно (до 1882) удостаивался работать по Высочайшим заказам. Из других его произведений достойны внимания «Царь Алексей Михайлович с боярами, на охоте близ Москвы» (1874)«Поезд Ивана Грозного на богомолье»«Переход гвардии чрез Балканы» («Масленица в деревне» (доставившая художнику медаль на филадельфийской всемирной выставке), «Праздник св. Флора и Лавра, в деревне» и несколько других.

История наименований (1709 — 1996 гг.)

  • В 1709 году была открыта элементарная школа для обучения детей прихожан Лютеранской церкви Св. Петра, построенной на территории усадьбы адмирала Корнелиуса Крюйса в районе Нового Эрмитаже;
  • В 1762 году под руководством пастора Антона Фридриха Бюшинга элементарная школа была преобразована в «Schule der Sprache, Kunste und Wissenschauften» при лютеранской церкви Св. Петра. В Училище принимались сыновья иностранных подданных лютеранского вероисповедания.
  • В 1782 году школа было преобразована в «Главное немецкое народное училище для подготовки учителей немецких училищ Российской Империи «. Находилось в ведении особой Дирекции или Управы над всеми немецкими народными училищами в Российской империи.
  • В 1817 году училище было подчинено надзору попечителя Санкт-Петербургского учебного округа.
  • В 1836 году училище было уравнено в правах с гимназиями и получило официальное наименование «Главное немецкое училище при Санкт-Петербургской лютеранско-евангелической церкви Св. Петра».
  • К концу 1860-х годов XIX века Главное немецкое училище св. Петра объединяло мужскую и женскую гимназии, реальное училище, приготовительные классы и элементарные трёхклассные школы для мальчиков и девочек.
  • В ноябре 1912 года школа праздновала своё 200-летие. К этому времени она стала крупнейшим средним учебным заведением России — здесь учились более 1600 детей, в том числе до 25% русских. Школа пользовалась заслуженной известностью, давала разностороннее образование и особенно славилась отличным преподаванием иностранных языков. Находясь под опекой церковного совета Петрикирхе, школа не испытывала материальных затруднений, предполагался даже её дальнейший рост и надстройка школьного здания, но начавшаяся вскоре Первая мировая война полностью изменила жизнь школы.
  • С августа 1915 года указом Министерства просвещения вся школьная документация и все учебные предметы велись на русском языке. Тогда же имя школы стало писаться по-русски — «Петришуле». Школу покинули учителя, недостаточно хорошо знавшие русский язык, а преподаватель гимнастики Антон Прейс, как подданный Германии, был выслан властями из столицы. Школу были вынуждены покинуть также дети германских и австрийских граждан, подлежавших высылке в отдалённые районы Российской империи. Антинемецкие настроения, проявившиеся в то время в известной части русского общества, привели к тому, что некоторые родители перевели своих детей в другие школы. Многие ученики старших классов оставили школу, чтобы добровольно вступить в ряды РИА.
  • 11 декабря 1917 года постановлением Народного комиссариата просвещения Советской Республики Главное немецкое училище было передано в ведение Комиссариата просвещения Петроградского Совета рабочих и солдатских депутатов.
  • C 1917 по 1922 год школа называлась — 4-я Советская школа Центрального р-на .
  • С 1923 года — 41-я Единая трудовая школа 1 и 2 ступени Центрального р-на .
  • С 1931 года — 41-я школа-девятилетка Смольнинского р-на .
  • С 1934 года — 28-я школа ФЗД (фабрично-заводская девятилетка) Смольнинского р-на .
  • В 1937 году стала называться — 14-я полная средняя школа Куйбышевского р-на .
  • В 1939 году школа была разделена на 14-ю среднюю школу (пр. 25 Октября д. 22/24 — будущая 222 средняя школа) и22-ю среднюю школу (ул. С. Перовской д. 5 — будущая 217 средняя школа).
  • В 1940 году обе школы получили новые номера «217-я средняя школа» (б. 14-я) и «222-я средняя школа» (б. 22-я школа).
  • Во время войны, в 1941 году школы были объединены под именем «222-я средняя школа».
  • В 1942 году 222 школа сделала первый военный выпуск и была закрыта.
  • В 1944 году она снова стала функционировать под именем «222-я мужская средняя школа»; 217-я школа не работала до 1946 года.
  • В 1946 году была вновь открыта 217-я школа под новым именем «217-я женская средняя школа».
  • В 1955 году обе школы стали «смешанными, т.е. из имени школ исчезли названия «мужская» и «женская». С сентября 1955 года обучение стало совместным.
  • В 1958 году «217-я средняя школа» стала школой-восьмилеткой, т.е. ее название сменилось на «217-я неполная средняя школа, а 222-я — «одиннадцатилетней школой с производственным обучением».
  • В 1965 году обе школы наконец объединились под именем «222-я средняя общеобразовательная школа» с 10-летним сроком обучения. В 1966 году школа сделала сразу два выпуска — 10-х и 11-х классов. Затем с 1965 по 1996 год школа не меняла названий.
  • В 1996 году школа вернула своё историческое имя «Петришуле».

В настоящее время

С начала XXI века в школе обучаются более 500 учеников, работают около 60 учителей, существуют научные общества и факультативы. Углублённо изучается немецкий язык и проводятся международные школьные обмены.

К 300-летнему юбилею Петришуле в школе был открыт музей истории школы. В числе его экспонатов имеются рукописи и книги 17-18 веков. В музее проводятся тематические экскурсии и открытые уроки. Школа поддерживает связи со многими учебными заведениями Германии и Голландии.

Вот уже более 60-ти лет подряд школа открывает двери для традиционного Вечера встречи бывших учеников и учителей. Этот праздник проходит ежегодно в каждую первую субботу апреля. Школа тщательно готовится к празднику — рассылаются приглашения, готовится концерт и подарки старым выпускникам и т.д. На эти праздники собирается до 1000 бывших учеников и учителей Петришуле.

В 2006 году вышла в свет книга выпускника школы профессора архитектуры В. В. Смирнова «St. Petrischule. Школа, что на Невском проспекте за кирхой».

В апреле 2010 года Петришуле праздновала свой 300-летний юбилей. В эти юбилейные дни школу поздравил Председатель правительства РФ В.В. Путин. К знаменательной дате был выпущен юбилейный номер журнала «История Петербурга» (№54) со статьями о выдающихся выпускниках и учителях Петришуле.

В издательстве ЛИК готовится к выпуску новая книга о судьбах школы и её знаменитых учениках: «Петришуле — Alma mater

талантов: Три века старейшей частной школы Санкт-Петербурга».

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Енот на Волге
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: