«линия тимофея»: собрание мыслей именитого художника

Трудное детство

Тимофей Белозеров родился в глухом таежном селе Камыши Курганского округа 23 декабря 1929 года, в семье крестьян. Родители детей не баловали, приучали трудиться и любить книги. Мать, Арина Трифоновна, умерла, когда мальчику было 5 лет, и читать ему сказки продолжала сестренка. Всю жизнь он помнил чудный запах типографской краски, выплывающий из книжки с билибинскими картинками. За сказками Андерсена и Толстого были стихи Некрасова и Пушкина… Параллельно литературному в жизнь малыша входил реальный мир, и ребенок отличался от сверстников чуть большей наблюдательностью. Замечал отдельный искрящийся камешек, ласковые трели жаворонка, «вздыхавшую» тучку, уходящую за клином журавлей осень.

Безмятежное детство прервалось в 11 лет арестом отца. Но Максима Павловича реабилитировали и, освободившись, он уехал с младшим сыном Тимошей в Усть-Каменогорск, потом перебрался в Лениногорск, а с началом войны ушел на фронт и погиб. Осиротевшего мальчика усыновила Мария Никитична Терентьева и перевезла в деревню Черновка, подальше от войны. Он закончил 7-летку и хотел учиться дальше, но обучению помешала нужда. Поиск заработка толкал подростка на освоение разных профессий: столяра, сапожника, художника, железнодорожного рабочего, лесозаготовителя. Кто-то из добрых людей посоветовал поступать в речное училище.

Тимофей Белозеров в молодости

Творчество

Погибшие работы

Большая часть его работ погибла вместе с храмами. На сегодня установлено, что им были выполнены:

  • в 1834 для храма Дмитрия Солунского в Данкове 9 больших картин, среди которых «Насыщение пяти тысяч пятью хлебами» (8,5 х 10 м), и четыре образа; для Георгиевской церкви в том же Данкове — 5 больших картин и 23 образа;
  • в 1835 — живописные работы в Храме Рождества Христова в Палашах (разрушен в 1935); восстановление иконы Божией Матери «Взыскание погибших» (перенесена в храм Воскресения Словущего на Успенском Вражке).
  • в 1842—1844 гг. роспись Владимирского храма в Ельце;
  • в период с 1844 по 1855 гг. реставрационные работы в Чудовом монастыре под руководством архитектора М. Д. Быковского, в частности, в Алексеевской церкви (взорвана в 1929 г.);
  • около 1847 г. — все иконы и настенная живопись в Храме Казанской иконы Божией Матери в Туле (разрушен в 1929 г.);
  • в период между 1848 г. и 1854 г. — живописные работы в Спасо-Преображенском соборе в Твери (разрушен в 1935 г.);
  • около 1850 г. — иконостасы для Владимирского собора (проект архитектора К. Тона) в Задонском Рождество-Богородицком монастыре; лучшими в художественном отношении считались в них иконы Спасителя, Божией Матери и Александра Невского в главном иконостасе, Спасителя и Богоматери в приделе св. мученицы царицы Александры, св. мученицы Валентины, преподобной Марии Египетской, жертвоприношение Авраама и видение пророка Исаии, запрестольная икона Спасителя в главном алтаре, в 9 аршин высоты;
  • между 1855 и 1861 гг. — настенная роспись, в том числе в куполе, в Ново-Казанском соборе Лебедяни, а также пять больших картин, среди которых копия картины Александра Иванова Явление Христа народу (не сохранились);
  • в 1865 г. — роспись стен в храме Троицы Живоначальной в Троицкой Слободе на Самотеке (совместно с художником Колесовым А. М.);
  • живописные работы в храме Святителя Николая на Пупышах (разрушена в 1931 г.).

Среди утерянных работ целая серия портретов:

  • Авдотьи Петровны Елагиной, хозяйки одного из самых знаменитых московских литературных салонов пушкинской эпохи
  • Ивана Алексеевича Яковлева, отца Александра Герцена
  • Соломона Михайловича Мартынова (отца печально известного Николая Мартынова)
  • Копьева Алексея Даниловича, писателя
  • Архиепископа Евгения (Казанцева)
  • Князей Голицыных
  • Апраксиных
  • Загряжских

Уцелевшие работы

  • В Третьяковской галерее хранится тот самый «Семейный портрет», за который художник получил серебряную медаль
  • Портрет неизвестного (также в Третьяковской галерее).
  • Портрет графа Ивана Гавриловича Чернышева-Кругликова. 1843. Собрание живописи Государственного Исторического Музея, Москва.
  • Портрет графини Софьи Григорьевны Чернышевой-Кругликовой, жены Ивана Гавриловича Чернышева-Кругликова. 1843. Собрание живописи Государственного Исторического Музея, Москва.
  • Семья помещика. 1842. Рязанский государственный областной художественный музей им. И.П. Пожалостина.
  • «Подача милостыни». Государственное музейное объединение «Художественная культура Русского Севера».
  • «Святое распятие». Липецкий областной краеведческий музей.
  • «Распятие».1856. Томский областной краеведческий музей.
  • Росписи в Храме Воскресения Словущего в Покровском ставропигиальном женском монастыре в Москве.
  • Росписи в Храме Святителя Николая в Кузнецах в Москве, а также работы«Страшный суд» и «Голгофа» — храм не закрывался во времена советской власти, благодаря чему и сохранились картины. Картины находятся на реставрации в Третьяковской галерее.
  • Портрет молодого человека (частная коллекция).
  • «Монахиня перед Распятием». 1854. Государственный историко-художественный и литературный музей-заповедник «Абрамцево».

Библиография

  • Государственная Третьяковская галерея. Каталог собрания. Живопись первой половины XIX века. — 2005. — Т. 3. — С. 234.
  • Лебедянь. Мягковы.
  • http://62info.ru/history/node/4510.
  • Покровский монастырь. У Покровской заставы. Московская патриархия, 2001, стр.22
  • Иеромонах Даниил (Сычёв). Вязьма. Очерки истории. — М., 1997. — С. 185—190.
  • Любовь Кубецкая. Святыни Задонска
  • В. Акимов, Ю. Рыжков. Символ города
  • Краеведческий сборник «Елецкая быль». Вып. 8. Город Елец в его прошлом и настоящем. Липецк, 1999, стр.128
  • Материалы для историко-статистического описания Тульской губернии. — Вып. 1. Светлые храмы г. Тулы / Под ред. Н. И. Троицкого. — Тула, 1888.
  • Степанова С. С. Московское училище живописи и ваяния. — СПб., 2005.
  • Салимов А. М. Тверской Спасо-Преображенский собор. — АНТЭК, 1994.
  • У Троицы на Самотеке. Подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. 2003.
  • Клоков А. Ю., Найденов А. А., Новосельцев А. В. Храмы и монастыри Липецкой и Елецкой Епархии: Елец. — Липецк, 2006. — С. 232.
  • Клоков А. Ю., Морев Л. А., Найденов А. А. Храмы и монастыри Липецкой и Елецкой Епархии: Задонский район: Часть I. — Липецк, 2007. — С. 159.
  • В.Н. Архипова. «Почти утраченный художник». Московский журнал, №8 (320), 217.

Художник-виртуоз

Самому дорогому в России художнику своего времени Константину Маковскому удивительно легко давалась работа: кисть, казалось, сама порхает над полотном, оставляя мазки в единственно нужных местах. Часто портреты были готовы через два часа позирования заказчика, и Маковскому приходилось хитрить, отдавая работу через месяц. Заказчик был доволен, что мастер усердно потрудился, и баснословная цена за работу не так пугала. При таком редком даровании стоит ли удивляться обширной галерее художника?

В конце жизни Маковский признавался и сожалел, что слишком много в жизни обращал внимания на роскошь, и, если бы не излишнее пристрастие к комфорту и богатству, картин могло бы быть гораздо больше.

Наиболее известные произведения К.Е. Маковского:

  • «Убийство Фёдора Годунова в 1605 году» (1862);
  • «Дети, бегущие от грозы» (1872);
  • «Дети художника» (1882);
  • «Боярский свадебный пир в XVII веке» (1883);
  • «Под венец» (1884);
  • «Выбор невесты царём Алексеем Михайловичем» (1886);
  • «Минин на площади Нижнего Новгорода» (1896);
  • «Иван Сусанин» (1914);
  • «Гадание» (1915) и другие.

«Любуйся и запоминай!» – твердил отец Константину Маковскому с детских лет, говоря об окружающем его мире. Обращаясь к сегодняшнему зрителю, хочется сказать то же самое, добавив «и изучай», ведь полотна Маковского – отражение ушедшей эпохи и воссоздание жизни предков, простых людей и царственных особ, мифических и реальных – история, одним словом.

Биография Константина Коровина

Дети, бегущие от грозы К. Маковский

Биография художника Константина Андреевича Сомова

Личная жизнь

Маковский был личностью обаятельной и жизнелюбивой. Талантливый, веселый и благодушный, он был любимцем женщин и баловнем судьбы, а потому личная жизнь его складывалась бурно. Интересен факт, что первую дочь Наталью художник нажил еще до брака. Несмотря на то, что жила и воспитывалась девочка в семье отца, дворянского звания она не получила. Первый брак Константина оказался недолгим: он женился на актрисе Елене Бурковой в 1866 году, а 6 лет спустя супруга умерла от чахотки. Не прожил и года родившийся в браке сын Владимир.

Год спустя 35-летний вдовец встретил на балу 15-летнюю красавицу Юлию Леткову и едва дождался ее совершеннолетия, чтобы жениться на обворожительной брюнетке, которая стала героиней множества его работ. Счастливый брак продлился 20 лет, и в нем родились трое детей, Сергей, Елена и Владимир. В творчестве Маковского их портреты также занимают значительное место.

Несмотря на то, что дом художника был полной чашей, где присутствовала атмосфера любви, радости и искусства, в 1898 году состоялся развод. Причиной стала новая любовь Константина Егоровича, встреченная им в Париже в 1891-м. Мария Матавтина была моложе художника на 30 лет, что не помешало их страстному роману, плодом которого стал внебрачный сын Константин. Юлия Павловна не простила мужу измену, и тот ушел жить к новой возлюбленной, ставшей после развода официальной женой. К тому моменту у пары родились уже трое детей, а после заключения союза в семье появился сын Николай.

С прежней семьей Маковский оборвал связи, поскольку бывшая супруга была против его общения с детьми, к тому же требовала у живописца солидную сумму на их содержание. Страсти и романы поглощали много внимания и сил художника, который признавался:

Собственный выбор

Маковский стремится к другому признанию – в светских кругах и за щедрое вознаграждение. Он всё чаще получает заказы от аристократов и знаменитостей на портреты, начинает выставлять свои произведения отдельно от собратьев по кисти. А побывав за границей в середине 1870-х, окончательно сформировал для себя направление работы, которое удовлетворяло бы его по всем параметрам: живопись, известность и деньги. Работу свою он оценивал очень высоко. Примером может послужить курьёзный случай с заказом московского предпринимателя Пороховщикова полотна «Славянские композиторы». Маковский запросил 25 тысяч рублей, а Репин в итоге исполнил за полторы тысячи. Даже Павел Третьяков редко покупал картины Маковского. Да, великолепные, но слишком дорогие, считал он.

Творческая биография

  1. 1948 – Выдержав конкурс из 12 человек на место, поступил в речное училище г. Омска, где учился на полном государственном обеспечении. Параллельно с изучением технических наук увлекся поэзией.
  2. 1952 – После военно-морской стажировки во Владивостоке и получения диплома был направлен на судоремонтный завод г. Барнаула. Был мастером механического цеха, а в свободное время писал стихи, публиковался в журнале.
  3. 1954 – Заметив литературный талант Белозерова, его перевели на судоремонтный завод Омска, где он работал сотрудником газеты «Советский Иртыш».
  4. 1954-1963 – Работал на Омском радиозаводе. Труд в литейном цехе больше нравился и подходил к полученной профессии. Но тоска по могучей сибирской тайге и рекам выливалась в рифмованные строчки, а готовые произведения Тимофей сначала печатал в журналах и газетах, а потом стал издавать отдельными книгами, обычно в 50 000-200 000 экземпляров.
  5. 1957 – По совету известного тогда поэта Александра Смердова написал детскую книжку «На нашей реке», куда вошли 12 стихотворений о пароходах, бакенах и суровом труде речников. Опубликовав ее, осознал свое поэтическое призвание. В этом же году он поступил в Литературный институт, чему способствовал накопленный писательский опыт. Заочная учеба в единственном на огромную страну вузе для литераторов, где все было пропитано энергетикой известных писателей и их произведений, принесла много знаний и открытий. Главным из которых Тимофей считал укрепление у него отношения к детской литературе как к серьезному труду.
  6. 1958 – Опубликовал книгу «Весна».
  7. 1960 – Вышла книга Белозерова «Лесной скрипач». После работы в жаре и духоте в голове крутились мысли о производственных мелочах, тянуло в сон. Удалось сочинить и выпустить 1-е книжки, но убедился, что любительским трудом много не напишешь. А учеба в институте, пусть и обогатила в творчестве и общении, но требовала много времени. Здоровье, с детства ослабленное болезнями, стало слабеть. Решил, что надо выходить на профессиональный литературный уровень.
  8. 1962 – Издал книги «Огородный Подрастай» и «Гудки над рекой». В этом же году его приняли в Союз писателей, что позволяло оставить заводскую работу с ее вредными условиями и не слыть тунеядцем.
  9. 1963 – После окончания института стал редактором литературных и детских передач на Омском телевидении. Выпустил книги «Лесные качели» и «Моим друзьям». С этого года и до конца своей жизни выступал в школах, детских домах, пионерских лагерях, разговаривал с детьми, читал стихи, загадывал загадки. Беседовал в педучилищах и пединститутах о понимании детской психологии. Проводил семинары с молодыми поэтами. Все это заряжало его новыми порциями творческой энергии.
  10. 1965-1967 – Исполнял обязанности депутата горсовета г. Омска.
  11. 1967-1970 – Трудился уполномоченным Литфонда страны по Омской области, был в составе бюро писателей Омска.
  12. 1969-1986 – Занимался творческой работой, был занят в качестве литературного консультанта «Омской правды». Отбирал для публикации прозу и стихи, давал советы сотрудникам редакции и начинающим поэтам. И, конечно же, отдавался поэтическому творчеству, ежегодно публикуя стихи и другие произведения (загадки, скороговорки, сказки, считалки). Эта работа приносила средства, достаточные для содержания семьи. Среди его произведений «Синий час», «Лесной плакунчик», «Пляска на реке», «Волшебный посошок», «Цветные голоса», «Чудеса», «Лесной скрипач», «Кладовая ветра», «Скачут кони», «Бука», «Апрель», «Лесные стихи», «Сладкая клюква», «Каравай», «Заколдованная роща», «Журавкин праздник».
  13. 1980 – Принимал участие в работе 5-го съезда писателей России.
  14. 1986 – 15 февраля умер. Похоронен рядом с отцом на Старо-Восточном кладбище.

Писатель Тимофей Белозеров

Детство и юность

О детстве и семье Святослава информации в сети интернет нет. Известно, что в 15 лет он решил поступить в суворовское училище, которое благополучно закончил и продолжил обучение в высшем военном училище. Но, проучившись там год, передумал и ушел служить в армию. Даже после армии Святослав не мог определить свой дальнейший путь. 

Святослав Коваленко в молодости

В 22 года он был осужден за попытку сбыта наркотиков и приговорен к 5 годам. Хоть он и не признает себя виновным, отсидел почти полностью (4 года 4 месяца). Время, проведенное в тюрьме, наложило на него отпечаток и перевернуло сознание. Он стал вести активную борьбу по защите прав потребителей. У него появилось много врагов, неоднократно он был избит. Но решил не останавливаться и, переехав в Москву, стал выкладывать все истории в виде роликов на Ютуб-канале. Эту идею он вынашивал за годы, проведенные за решеткой.

Святослав Коваленко в тюрьме

Детство и юность Константина Маковского

Автопортрет

Константин Егорович Маковский родился в Москве в 1839 году, в семье Егора Ивановича Маковского, известного в Москве финансиста, художника-любителя и деятеля искусств, одного из основателей «натурного класса» на Большой Никитской улице – впоследствии этот класс развился до знаменитого Училища живописи и ваяния, а с 1865 года училище было переименовано в Московское училище живописи, ваяния и зодчества.

В семье будущего художника царила атмосфера поклонения искусству, и художественному мастерству в особенности в доме Маковских бывали многие известные деятели культуры и искусства того времени. В частности, Карл Брюллов и Василий Тропинин.

Много лет спустя Константин Егорович писал:

По стопам отца, помимо старшего сына Константина, пошли и остальные дети (публика сегодня знает только Константина и ) Вот только самая младшая дочь Мария не пошла по семейной стезе и стала актрисой.

Константин поступил в училище живописи будучи двенадцатилетним подростком и окончил училище в 1857 году и уехал в Петербург, где успешно сдал вступительные экзамены в Академию художеств – дело в том, что Константин Маковский, как один из лучших учеников художественного училища был награждён, за выдающиеся успехи, Малой серебряной медалью Академии художеств.

В академии очень быстро заметили и начали отмечать молодого одарённого художника и уже в 1862 году Маковский получил Малую золотую медаль за картину «Агенты Дмитрия Самозванца убивают Фёдора Годунова»

Агенты Дмитрия Самозванца убивают Фёдора Годунова

А в 1863 году четырнадцать учеников Академии, в число этих четырнадцати входил и Маковский, обратились к руководству Академии с просьбой разрешить выпускникам академии, которые претендуют на Большую золотую медаль, самостоятельно выбирать тему для своих работ, а не писать картины на тему скандинавских мифов. Администрация академии ответила отказом и 14 молодых художников, в знак протеста, покинули стены академии с дипломами художников 2-й степени.

О «бунте четырнадцати» доложили императору Александру и молодые бунтари были определены под надзор полиции.

А «четырнадцать бунтарей» в скором времени основали «Товарищество передвижных выставок».

Творчество художника Константина Маковского

Оказавшись вне стен академии, молодой художник с головой окунулся в работу и уже в 1867 году за картины «Селедочница», «Бедные дети» и три портрета, получил звание академика. 

Селедочница

А ещё через год Константин Маковский представил на суд публики просто невероятную по сложности картину «Народное гулянье во время масленицы на Адмиралтейской площади в Петербурге».

Народное гулянье во время масленицы на Адмиралтейской площади в Петербурге

И был удостоен звания профессора Академии живописи.

В 1876 году художник отправился в поездку по Балканским странам и на ближний Восток, где пишет картины, которые стали одними из лучших в его творческом наследии: «Дервиши в Каире», «Болгарские мученицы», «Арабские мальчик с апельсином», «Каирец» и «Египетский воин».

Болгарские мученицы

К концу девятнадцатого столетия Константин Маковский – уже известный и востребованный художник. В этот период художник создаёт достаточно большое количество эффектных исторических полотен из жизни русского боярства семнадцатого века, которые были очень хорошо встречены публикой, коллегами и критиками. Тут можно вспомнить и уже упоминавшийся выше свадебный боярский пир, и «Выбор невесты царём Алексеем Михайловичем», и «Поцелуйный обряд (Пир у боярина Морозова)».

Выбор невесты царём Алексеем Михайловичем

Поцелуйный обряд (Пир у боярина Морозова)

В это же время живописец пишет целую череду великолепных портретов: «Слепой», «Монах – сборщик податей на храм», «Офелия». И огромное количество портретов боярышень.

Боярышня у окна

Предвидя грандиозный успех картины «Боярский свадебный пир», Константин Маковский, который прежде регулярно участвовал в выставках передвижников, в 1883 году отказался выставить «пир» на очередной выставке, а в 1884 году вышел из числа участников «Товарищества передвижников», и организовал персональную выставку в Петербурге, потом повёз «Боярский пир» в Москву, Париж и Лондон.

На всемирной выставке 1885 года, которая проходила в Антверпене, за эту картину художник получил большую золотую медаль и орден короля Леопольда.

Константин Егорович за свою жизнь трижды женился, воспитал нескольких детей, и в преклонные годы вспоминая свою жизнь писал, что не зарыл данного ему Богом таланта в землю, но и не сумел этот талант применить в полную силу, поскольку слишком любил эту жизнь и много времени, увы, потратил на удовольствия.

Великий русский живописец умер в возрасте 76 лет, в 1915 году.

Счастливое детство

Родился 2 июля 1839 года в Москве. Константин был старшим из сыновей (первой была дочь). Всего в интеллигентной, творчески разносторонней, счастливой семье воспитывалось пять детей. Отец, Егор Иванович, по профессии был бухгалтером, но по призванию однозначно художником: с увлечением изучал дворцовую живопись, своими руками создавал чудесные миниатюры из кости, с удовольствием выполнял административную и организационную работу в той же сфере. Так, он был членом комиссии по возведению Храма Христа-Спасителя, одним из учредителей этюдного (натурного) класса, расположившегося в центре Москвы и положившего начало городскому Училищу живописи и ваяния. Мать, Любовь Корнилиевна, умница и красавица, была душой семьи и любимицей общества: обладая дивным сопрано, она успешно выступала и давала уроки.

Дети в семье с рождения попадали в атмосферу красоты и искусства. К этому располагали частые литературные, художественные и музыкальные вечера в квартире с видом на Кремль, гости, именитые композиторы, писатели и живописцы, но, в первую очередь, талантливые и любящие родители. Благодатная атмосфера способствовала творческому развитию всех детей: младшие братья Константина Николай и Владимир, а также старшая сестра Александра выбрали художественную стезю, младшая Мария стала певицей. Сам Константин много позднее подчёркивал исключительную роль отца в становлении себя как художника.

Достижения и память

Тимофей Белозеров – самобытный детский поэт, автор 73 книг, 20 из них вышло после смерти. Принадлежал к когорте поэтов-шестидесятников, создавших психолого-лирическое направление в детской поэзии.

Тимофей Максимович Белозеров

Награжден:

  • 2-мя медалями.
  • Премией Омского комсомола.
  • Дипломом Международной книжной ярмарки.
  • Званием Заслуженного работника культуры.

Незамысловатые строчки его стихов легко запоминаются детьми. Точно подмеченными деталями он ярко и выразительно отражал особенности природы и напряженность человеческого труда, передавая не только свою любовь к природе и Родине, но и настроение. Его произведения открывают читателю звуки сибирских рек и шумящей тайги, пыль степной дороги и ритмичность заводских будней. Все это он познал с жизненным опытом и выплескивал на бумажные листы.

В память о Белозерове существуют:

  • Улица, библиотека, памятная доска на доме по ул. Валиханова и мемориальный камень на бульваре Мартынова в Омске.
  • Танкер Омского пароходства.
  • Личный фонд в Куртамышском музее.
  • Белозерские чтения и фестиваль.

Биография

Семейство за чайным столом

Родился 25 июня 1811 года в селе Тёплое Лебедянского уезда Тамбовской губернии в семье однодворца Егора Петровича Мягкова и его жены, Агафьи Емельяновны. Поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где учился, видимо, в период от 1833 до 1842 года. Первое время жил у художника Максимова Алексея Максимовича. Учёбу в Москве совмещал с работой — расписывал храмы в Тамбовской и Рязанской губерниях и выполнял портреты местных помещиков, купцов и священнослужителей.

В 1842 году от Императорской Академии художеств получил звание неклассного художника (за номером семь) за картину «Старуха с девушкой, подающей милостыню мальчику» — «во внимание к хорошим познаниям в живописи исторической и портретной». В 1843 году принимал участие в выставке ученических работ, устроенной по случаю создания Московского училища живописи, ваяния и зодчества и был отмечен как «обещающий быть портретистом отличным»

В 1845 Мягков был награждён серебряной медалью второго достоинства за работу «Семейство за чайным столом» («Семейная сцена», «Семейный портрет» — портрет семьи Загряжских) и портрет г-на Загряжского.

Много работал в церквях и храмах Москвы и других городов, таких как Тула, Тверь, Елец, Задонск, Лебедянь. Имел собственный дом в Москве на Выползовом переулке. Дочь Мягкова, Екатерина, вышла замуж за художника Колесова Алексея Михайловича.

Скончался в Москве 4 (21) января 1865 и был похоронен на Лазаревском кладбище.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Енот на Волге
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: